ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ В ХИМИИ» И ЕГО РОЛЬ В ПОДГОТОВКЕ ПРОВИЗОРА
Михайловский А.Г.
Пермская государственная фармацевтическая академия, кафедра общей и неорганической химии, г. Пермь
В современных условиях рынка усиливается роль контроля качества лекарств, что требует глубокого знания химии как базовой дисциплины. Фармацевтическая наука 21 века развивается опережающими темпами и постоянно предлагает новые лекарственные вещества, химическая структура которых часто выходит за рамки программы и учебников фармвузов. В связи с этим у провизора возникает проблема пользования самой разнообразной химико-фармацевтической и химической литературой. Один из путей решения этой проблемы - преподавание курса «Информационные источники в химии».
Основная цель курса - привить навыки пользования химической литературой. Хотелось бы напомнить избитую фразу о том, что студент отличается от школьника в первую очередь не тем, что больше знает, а тем, что знает, где найти нужные знания или сведения. То есть умеет пользоваться научной литературой. Здесь надо предостеречь от ошибочного мнения о том, что знания не обязательно приобретать во время учебы, все «можно найти в справочнике, когда понадобится в жизни». Многовековой опыт показывает, что то, что «не прошло через голову», через годы не воспроизводится или воспроизводится с большим трудом.
Курс «Информационные источники в химии» преподается в объеме 12 часов студентам старших курсов. Данный курс предназначен также для интернов, аспирантов и специалистов, делающих первые шаги в области химических наук. Он включает следующие вопросы: классификация источников информации, основная справочная литература по химии, энциклопедии и справочные издания на русском языке, реферативные журналы и указатели к ним. Изучаются также вопросы о том, как найти методику получения вещества, даются практические советы начинающему исследователю по работе с литературой. Рассматриваются проблемы работы в Интернете. Реальная практическая польза работы отражается при выполнении дипломной работы и диссертации.
Любое научное исследование начинается с литературного поиска. Основной массив химических знаний (химическая литература) находится на полках химических библиотек мира. Количество печатных работ в учёном мире давно измеряется астрономическими цифрами. Нужная информация настолько велика и разрознена, что ещё на заре развития науки требовалась необходимость её обобщения. Примерно 175 лет назад химики и фармацевты первыми среди учёных пришли к выводу о необходимости создания обобщающих изданий. Уже в 1830 году появился первый в мире реферативный журнал «РЬагта7еийзЬе5 СепИгаШаИ» (в 1850 году он изменил название на «СЬет18Ие8 Сеп1га1Ыай». Тогда же появились и другие реферативные журналы и справочники. Нет необходимости говорить об особенностях современной информации, где всё в конечном счете переведено в электронную форму. Особенностью химической науки является необычное разнообразие объектов. Следить за литературой даже в узкой области здесь давно уже невозможно. При работе с литературой надо следовать правилу: извлекать не то, что можно, а то, что нужно. Рациональная работа с литературой позволяет в несколько раз сократить время, которое было бы затрачено на соответствующий эксперимент в лаборатории. При работе с литературой возможны два основных пути: знакомиться с работами хронологически «от Адама и Евы» или, наоборот, с самых последних источников. Второй путь является более экономичным и рациональным. Прочитанное следует фиксировать наиболее рациональным способом. Часто исследователь конспектирует в общую тетрадь. Однако проходит какое-то время и оказывается, что в таких записях уже трудно ориентироваться. Поэтому единственный разумный способ фиксирования прочитанного материала - запись на карточках, которые по мере надобности можно систематизировать.
Проблема пользования химической литературой и поиска информации в области химии является актуальной для учёных и химиков, работающих в лаборатории. Успех работы в немалой степени определяется подготовкой в области химии, умением пользоваться справочниками и другой литературой, знанием английского языка. Нами издано методическое пособие «Поиск химической информации в литературе и Интернете» в объеме 24 страницы. Его можно заказать по электронному адресу т1цео@регт.га1Аги.
ЛИТЕРАТУРА
1. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2007. Т. 9. № 4.
2. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2006. Т. 8. № 4.
3. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2005. Т. 7. № 4.
4. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2004. Т. 6. № 4.
5. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2003. Т. 5. № 4.
6. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2002. Т. 4. № 4.
7. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2001. Т. 3. № 4.
8. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2000. Т. 2. № 4.
9. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI риЪтеа.о^и.Мт! 2007. Т. 9. № 12.
10. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI риЪтеа.о^/^и.Мт! 2006. Т. 8. № 12.
веке». ШЬ: Шр://е-веке». ШЬ: Шр://е-
Материалы1 IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва
Стр. [68]
11. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». URL: http://e-pubmed.org/isu.html. 2005. Т. 7. № 12.
12. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». URL: http://e-pubmed.org/isu.html. 2004. Т. 6. № 12.
13. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». URL: http://e-pubmed.org/isu.html. 2003. Т. 5. № 12.
14. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». URL: http://e-pubmed.org/isu.html. 2002. Т. 4. № 12.
15. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». URL: http://e-pubmed.org/isu.html. 2001. Т. 3. № 1.
16. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». URL: http://e-pubmed.org/isu.html. 2000. Т. 2. № 1.
Материалы1 IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва
Стр. [69]