ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО РУЧНОМУ ТРУДУ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ VIII ВИДА
О.А. Ладыга
В статье приведены результаты исследования особенностей отношения младших школьников с интеллектуальной недостаточностью к учебной деятельности и описана организация внеклассных занятий по ручному труду, способствующих формированию положительного отношения к учебной деятельности у данной категории детей.
Ключевые слова: отношение, положительное отношение, внеклассные занятия, ручной труд, интеллектуальная недостаточность, младший школьник.
Проблема повышения положительного отношения к учению является важной и значимой для многих областей психологии и педагогики (М.В. Матюхина, Ж.И. Намаз-баева, Н.М. Стадненко, И.П. Ушакова и др.). Именно положительное отношение к процессу обучения способствует повышению мотивации, лучшему усвоению знаний и умений, развитию познавательной деятельности и личности в целом.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования показал, что отношение к учебной деятельности у учащихся младших классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида возникает и формируется в более поздние сроки, чем у школьников с нормальным интеллектуальным развитием, но имеет качественные отличия (В.Г. Петрова, Б.И. Пинский и др.).
В значительном количестве специальных исследований рассматривались проблема отношения к учению (Ж.И. Намазбаева, Н.М. Стадненко, И.П. Ушакова и др.), вопрос влияния трудового обучения на развитие познавательных процессов и личности школьников с интеллектуальной недостаточностью (А.Н. Грабаров, Г.М. Дульнев, С.Л. Мирский, Н.П. Павлова и др.), но исследований, посвященных изучению влияния занятий ручным трудом на формирование положительного отношения к учебной деятельности, проводимых во внеурочное время по типу кружковых, не было. Это и определило актуальность нашей работы.
В своем исследовании мы предположили, что эффективным средством для формирования положительного отношения к учеб-
ной деятельности у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью станет организация внеклассных занятий по ручному труду.
Экспериментальной базой исследования явились специальные (коррекционные) общеобразовательные школы VIII вида № 530, 567, а также школы-интернаты № 29, 68, 79 VIII вида г. Москвы. В эксперименте приняли участие две группы детей: экспериментальная и контрольная. В каждую группу вошли по 40 учеников 2-х классов с диагнозом «легкая умственная отсталость». Второй год обучения был выбран на основании того, что к этому времени период адаптации учащихся к обучению в школе в целом завершается.
Определение исходного типа отношения к учебной деятельности учащихся 2-х классов с нарушением интеллекта осуществлялось в процессе выполнения ими индивидуальных экспериментальных заданий. С этой целью мы модифицировали для нашего контингента детей методики М.В. Матюхиной «Изучение отношения к учению», Г.А. Урун-таевой «Изучение эмоционального отношения к школе» и Д.Б. Эльконина и А.Л. Венгера «Изучение мотивов учения».
При интерпретации полученных результатов выполнения всех трех индивидуальных экспериментальных заданий нами была разработана следующая система оценки:
«3» балла выставлялось в тех случаях, когда выявленное отношение характеризовалось «как положительное с преобладанием учебных мотивов»;
«2» балла - когда отмечалось положительное отношение к школе, желание детей учиться, но с преобладанием внеучебных мо-
тивов (хорошая учительница, много друзей, интересно);
«1» балл выставлялся, когда выявлялось нейтральное или неопределенное отношение к учению при преобладании игровых моментов;
«О» баллов - за явно негативное или отрицательное отношение (не хочу, трудно учиться, обучение по принуждению).
Полученные нами показатели по всем трем методикам послужили основанием для дифференциации учащихся на группы по характеру их отношения к учению.
В первую группу (I) вошли испытуемые, получившие «3» балла, во вторую группу (II) те, ответы которых были оценены в «2» балла, в третью (III) - с оценкой в «1» балл и в четвертую (IV) - «0» баллов.
I группу составили испытуемые (46 % из экспериментальной и 43 % из контрольной групп) с положительным отношением к учению, основу которого обусловливают учебные, эмоционально окрашенные мотивы. В то же время достаточное разнообразие учебных мотивов, больше в области учебных интересов, получения конкретных сиюминутных достижений, позволяет говорить о еще недостаточно развитой мотивационной сфере младших школьников с нарушением интеллекта. У них, как правило, отсутствовали «широкие социальные мотивы», а если и имелись отдельные высказывания, то они были достаточно «приземленными».
Во II группу вошли ученики (18 % из экспериментальной и 20 % из контрольной групп), которые свое положительное отношение адресовали больше к школе, чем к самому «учению». Мотивы их лежали больше вне сферы учебных интересов. Учебные занятия, задания они не выбирали в качестве приоритетных. Их больше привлекало хорошее отношение учителя, его одобрение, отношения с товарищами. Выбор в качестве «любимых» лежал больше в области таких учебных предметов, как рисование, пение, музыка, физкультура, труд.
III группу составили испытуемые (20 % из экспериментальной и 18 % из контрольной групп), отношение к учению которых мы отнесли к нейтральному или неопределенному. Ведущими у этих детей были игровые мотивы, общение с друзьями. Встретившиеся мотивы социального плана (благополучия) также лежали вне сферы учебных интересов.
КIV группе были отнесены (16 % из экспериментальной и 19 % из контрольной групп) испытуемые с негативным или отрицательным отношением к учению. Это дети, которые не любят школу, обучаются по принуждению. Основной мотив их отношения - трудности обучения. Фактически учебные мотивы, но отрицательно окрашивающие учебную деятельность, приводят к отрицательному отношению этих учеников к учению.
Таким образом, проведенное нами изучение отношения к учебной деятельности второклассников с интеллектуальной недостаточностью показало, что оно к данному периоду времени начинает складываться, причем преобладающим является положительное отношение, обусловленное учебными и внеучебными интересами. Но это отношение в большинстве случаев являлось формальным, мало осознанным.
За основу для формирования положительного отношения к учебной деятельности мы приняли трудовую деятельность. Это обусловлено тем, что трудовая деятельность, с одной стороны, является одним из наиболее доступных и понятных видов, а с другой -способствует развитию познавательных процессов и личности ребенка с интеллектуальной недостаточностью в целом.
Занятия проводились во внеурочное время по типу внеклассных (кружковых) с использованием коллективных видов работы.
В связи с особенностями личности, познавательной деятельности, эмоциональноволевой сферы детей с интеллектуальной недостаточностью целью внеклассной работы является не только организация досуга, но и закрепление полученных на уроках знаний, умений и навыков, учет индивидуальных интересов учащихся. Поэтому должно быть обеспечено единство урочной и внеурочной работы по любому предмету. Это позволяет закрепить умения и навыки, развивать свойства личности, которые корригируются и формируются в урочное время, учитывать индивидуальные личностные особенности детей, разнообразить приемы и методы учебной работы, осуществлять межпредметные связи, обучать детей применению полученных умений в различных видах деятельности в разнообразных условиях.
Важной и значимой особенностью проведения таких занятий является то, что каж-
дый ученик в этот коллективный труд может внести свой вклад в соответствии со своими возможностями, интересами, потребностями. Оценка работ учащихся всегда носила эмо-ционально-положительный характер, служила стимулом к появлению желания работать на всех этапах изготовления изделия, сохранять это желание вне зависимости от возникающих трудностей, которые ученик мог преодолеть с большей или меньшей степенью самостоятельности. В ходе формирующего эксперимента мы старались более широко использовать прием коллективного обсуждения всего хода работы. Дух соревнования способствовал активизации учащихся и более качественному выполнению работы.
Деятельность была организована так, что, во-первых, у учащихся возникала потребность быть активным участником этой деятельности, во-вторых, само содержание работы позволяло проявлять устойчивый интерес, который определялся не только качеством выполняемой ими работы, но и побуждал их к дальнейшей деятельности, в-третьих, создавался и поддерживался положительный эмоциональный фон и, наконец, использовался прием «ожидания продолжения», который помогал продлевать заинтересованность детей в предстоящей работе.
Экспериментальное обучение осуществлялось поэтапно, в соответствии с дидактическими требованиями организации трудового обучения в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида (В .И. Бондарь, Г.М. Дульнев, С.Л. Мирский, Н.П. Павлова, В.А. Шинкаренко, В.Т. Хохрина).
Структура занятий включала VIII этапов, которые компоновались в зависимости от цели занятия. Задачей мотивационно-побудительного этапа было вызвать интерес к предстоящей работе, желание активно участвовать в ней. Ориентировочный этап проходил под руководством учителя, в процессе которого выбирались образцы изделий для коллективного изготовления. На третьем этапе осуществлялся выбор и анализ поделки. На четвертом - планировался ход работы, подбирались необходимые инструменты. Практическое изготовление изделия с поэтапным самоконтролем (пятый этап) проходило в течение длительного времени, т. к. включало тренировочные упражнения, самостоятельное или с помощью учителя изготовление
индивидуальных поделок или деталей к ним. На шестом этапе коллективно обсуждались и оценивались результаты индивидуальной работы, а на седьмом - создавалось коллективное изделие (например, панно). На завершающем этапе обсуждались вопросы демонстрации коллективного изделия и индивидуальных поделок.
Для проведения внеклассных занятий по ручному труду были выбраны следующие материалы: бумага и картон, пластилин, ткань. Такая последовательность при проведении занятий обусловливалась нарастающей сложностью деятельности, требующей от учащихся определенных знаний и умений. Так, работа с бумагой была вынесена на начало учебного года как более простая и доступная.
Приобретенные на внеклассных экспериментальных занятиях навыки использовались на уроках по таким общеобразовательным предметам, как: математика, развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности («окружающий мир»), изобразительное искусство.
В связи с тем, что положительное отношение к учебной деятельности возможно только при условии переживания ситуации успеха, которое основывается на достаточно хорошо развитых общеучебных и общетрудовых умениях, познавательных процессах (памяти, внимании, мышлении), речи. Все виды работ, направленные на формирование положительного отношения к учебной деятельности, способствовали развитию точности движений мелкой моторики руки, планирующей и регулирующей функции речи, использованию уже имеющегося опыта. Расширяли и уточняли представления детей об окружающем, учили их принимать поставленную учителем задачу, планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль, давать оценку собственной деятельности и т. д. Все это входило в задачи каждого урока.
Для определения эффективности проведенного обучения использовались описанные выше модифицированные психолого-педаго-гические методики, направленные на изучение отношения детей с нарушением интеллекта к учебной деятельности. Результаты выполнения испытуемыми индивидуальных экспериментальных заданий позволили рас-
прсдслить их на группы в соответствии с их отношением к учению
Так, в I группу вошли испытуемые (61 % из экспериментальной и 54 % из контрольной групп), положительно относящиеся к учению, с приоритетным выбором учебных мотивов и мотивов, расцененных нами как социально значимые. II группу составили по 17 % второклассников как из экспериментальной, так и из контрольной групп, которые также положительно относились к учению, но выбор мотивов у них больше лежал в сфере внеучебной деятельности. В III группу вошли дети (19 % из экспериментальной и
11 % из контрольной групп), у которых интерес лежал в основном в области игровой деятельности. В IV группу были включены испытуемые (3 % из экспериментальной и 18 % из контрольной групп), для которых даже условия обучения не повлияли на изменение отношения к учению. Эти дети и к концу экспериментального обучения продолжали отрицательно относиться к школе, мотивируя свое отношение трудностями Б обучении.
Сравнительные данные представлены на рис. 1.
Из рис. 1 видно, что и в начале, и к концу экспериментального обучения ученики вторых классов в качестве приоритетных при положительном отношении к учению выбрали учебные мотивы по сравнению с внеучеб-ными. Результаты контрольного эксперимента показали также, что количество испытуемых с положительным отношением к учению в экспериментальной группе увеличилось в сравнении с контрольной. В группах детей с
положительным (внеучебным мотивам) и нейтральным отношением к учению произошли некоторые позитивные изменения; значительно уменьшилось количество детей с отрицательным отношением к учению.
Экспериментальное обучение было направлено на такую организацию внеклассн-ной деятельности школьников с интеллектуальной недостаточностью, которая решала бы задачи формирования положительного отношения к учению на основе:
- повышения интереса к учебной деятельности в процессе специально организованных внеклассных занятий по ручному
труду;
- повышения учебной мотивации в процессе выполнения доступных и эмоционально привлекательных изделий в коллективной деятельности;
- закрепления общеучебных и общетрудовых умений и навыков в процессе проведения внеклассных занятий по ручному тр>Д>:
- развития самостоятельности и активности в процессе длительных систематических внеклассных занятий по ручному труду;
- воспитания положительных качеств личности - трудолюбия, настойчивости, дисциплинированности, уважения к другим.
Наиболее значимым для решения поставленных задач является организация коллективной деятельности учащихся по изготовлению общественно значимых изделий для общеклассных, общешкольных мероприятий или изделий для личного пользования, в подарок родным и близким.
□ ЭГ до обучения
□ КГ до обучения
□ ЭГ после обучения
□ КГ после обучения
I группа
группа
группа
IV группа
Рис. 1. Распределение испытуемых на группы по типам отношения к учебной деятельности до и после экспериментального обучения
Внеклассная работа в современной специальной (коррекционной) школе VIII вида не может рассматриваться только как досуговая. Она должна обеспечивать решение важных задач закрепления у учащихся полученных на уроках знаний, коррегировать имеющиеся у них нарушения психофизических функций, познавательной деятельности и личности в целом. С этой целью требуется применять полученные знания и умения в различных видах деятельности и в разных условиях. Все это будет способствовать формированию у школьников с первичной интеллектуальной
недостаточностью положительного отношения к учебной деятельности.
Поступила в редакцию 10.07.2008 г.
Tadyga О.А. Out-of-school activities on manual labour as a means of forming positive attitude to educational activity of junior schoolchildren of special (correctional) comprehensive school of Vlll-type. The article gives the results of research of the peculiarities of the attitude junior schoolchildren having mental disabilities to school activities and describes the organization of out-of-school activities on manual labour contributing to forming positive attitude to learning among this category of children.
Key words: attitude, positive attitude, out-of-class activities, manual labour, intellect disabilities, junior schoolchild.
МЕТОДИКА АССОЦИАТИВНОЙ ДИАГНОСТИКИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ШКОЛЬНИКОВ
А.В. Цветков
Описана методика изучения познавательных процессов (речи, мышления, образов-представ-лений) через образные и вербальные ассоциации на разных возрастных этапах (2, 4, 7 классы общеобразовательной школы и студенты вуза).
Ключевые слова: образ, ассоциация, мышление, школьники.
В отечественной психологии изучение знаково-символической деятельности имеет давнюю традицию, связанную с анализом учебных действий и готовности к школьному обучению (ГШО). Как пишет Н.Г. Салмина [1], в качестве показателей готовности к традиционному школьному обучению могут выступать: а) произвольность как одна из предпосылок учебной деятельности; б) уровень сформированное™ семиотической функции; в) личностные особенности, включающие особенности общения. Безусловно, с точки зрения определения ГШО структурно-функциональный анализ сюжетной игры, предлагаемый Н.Г. Салминой, имеет перспективу, хотя и несколько сложен методически. Но с точки зрения психологического сопровождения школьного обучения, профилактики трудностей в психическом развитии этот подход оказывается непригоден, т. к. сюжетная игра уступает роль ведущей деятельности сначала учебным действиям, затем общению в малой группе.
В качестве метода, позволяющего не только определить ГШО, но и отслеживать динамику психического развития ребенка на протяжении всего школьного возраста, в течение последних 15 лет все шире используется нейропсихологическое обследование (Л.С. Цветкова [2]).
К настоящему моменту возможности нейропсихологического метода в помощи младшим школьникам с трудностями развития психики не подвергаются сомнению, однако временные затраты на обследование ребенка и ограниченное число специалистов-нейропсихологов поднимают вопрос об отборе детей, нуждающихся в углубленном нейропсихологическом обследовании, при помощи психодиагностической экспресс-методики, предъявляемой фронтально. Данная методика должна обладать достаточно высокой дискриминативностью и сопоставимостью с нейропсихологическим методом по теоретическому базису.
В качестве такой методики мы предлагаем изучение направленных и свободных об-