Научная статья на тему 'Организация внеклассных занятий по ручному труду как средство формирования положительного отношения к учебной деятельности учащихся младших классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида'

Организация внеклассных занятий по ручному труду как средство формирования положительного отношения к учебной деятельности учащихся младших классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4077
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТНОШЕНИЕ / ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ / ВНЕКЛАССНЫЕ ЗАНЯТИЯ / РУЧНОЙ ТРУД / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / ATTITUDE / POSITIVE ATTITUDE / OUT-OF-CLASS ACTIVITIES / MANUAL LABOUR / INTELLECT DISABILITIES / JUNIOR SCHOOLCHILD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ладыга О. А.

В статье приведены результаты исследования особенностей отношения младших школьников с интеллектуальной недостаточностью к учебной деятельности и описана организация внеклассных занятий по ручному труду, способствующих формированию положительного отношения к учебной деятельности у данной категории детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Out-of-school activities on manual labour as a means of forming positive attitude to educational activity of junior schoolchildren of special (correctional)

The article gives the results of research of the peculiarities of the attitude junior schoolchildren having mental disabilities to school activities and describes the organization of out-of-school activities on manual labour contributing to forming positive attitude to learning among this category of children.

Текст научной работы на тему «Организация внеклассных занятий по ручному труду как средство формирования положительного отношения к учебной деятельности учащихся младших классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида»

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО РУЧНОМУ ТРУДУ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ VIII ВИДА

О.А. Ладыга

В статье приведены результаты исследования особенностей отношения младших школьников с интеллектуальной недостаточностью к учебной деятельности и описана организация внеклассных занятий по ручному труду, способствующих формированию положительного отношения к учебной деятельности у данной категории детей.

Ключевые слова: отношение, положительное отношение, внеклассные занятия, ручной труд, интеллектуальная недостаточность, младший школьник.

Проблема повышения положительного отношения к учению является важной и значимой для многих областей психологии и педагогики (М.В. Матюхина, Ж.И. Намаз-баева, Н.М. Стадненко, И.П. Ушакова и др.). Именно положительное отношение к процессу обучения способствует повышению мотивации, лучшему усвоению знаний и умений, развитию познавательной деятельности и личности в целом.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования показал, что отношение к учебной деятельности у учащихся младших классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида возникает и формируется в более поздние сроки, чем у школьников с нормальным интеллектуальным развитием, но имеет качественные отличия (В.Г. Петрова, Б.И. Пинский и др.).

В значительном количестве специальных исследований рассматривались проблема отношения к учению (Ж.И. Намазбаева, Н.М. Стадненко, И.П. Ушакова и др.), вопрос влияния трудового обучения на развитие познавательных процессов и личности школьников с интеллектуальной недостаточностью (А.Н. Грабаров, Г.М. Дульнев, С.Л. Мирский, Н.П. Павлова и др.), но исследований, посвященных изучению влияния занятий ручным трудом на формирование положительного отношения к учебной деятельности, проводимых во внеурочное время по типу кружковых, не было. Это и определило актуальность нашей работы.

В своем исследовании мы предположили, что эффективным средством для формирования положительного отношения к учеб-

ной деятельности у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью станет организация внеклассных занятий по ручному труду.

Экспериментальной базой исследования явились специальные (коррекционные) общеобразовательные школы VIII вида № 530, 567, а также школы-интернаты № 29, 68, 79 VIII вида г. Москвы. В эксперименте приняли участие две группы детей: экспериментальная и контрольная. В каждую группу вошли по 40 учеников 2-х классов с диагнозом «легкая умственная отсталость». Второй год обучения был выбран на основании того, что к этому времени период адаптации учащихся к обучению в школе в целом завершается.

Определение исходного типа отношения к учебной деятельности учащихся 2-х классов с нарушением интеллекта осуществлялось в процессе выполнения ими индивидуальных экспериментальных заданий. С этой целью мы модифицировали для нашего контингента детей методики М.В. Матюхиной «Изучение отношения к учению», Г.А. Урун-таевой «Изучение эмоционального отношения к школе» и Д.Б. Эльконина и А.Л. Венгера «Изучение мотивов учения».

При интерпретации полученных результатов выполнения всех трех индивидуальных экспериментальных заданий нами была разработана следующая система оценки:

«3» балла выставлялось в тех случаях, когда выявленное отношение характеризовалось «как положительное с преобладанием учебных мотивов»;

«2» балла - когда отмечалось положительное отношение к школе, желание детей учиться, но с преобладанием внеучебных мо-

тивов (хорошая учительница, много друзей, интересно);

«1» балл выставлялся, когда выявлялось нейтральное или неопределенное отношение к учению при преобладании игровых моментов;

«О» баллов - за явно негативное или отрицательное отношение (не хочу, трудно учиться, обучение по принуждению).

Полученные нами показатели по всем трем методикам послужили основанием для дифференциации учащихся на группы по характеру их отношения к учению.

В первую группу (I) вошли испытуемые, получившие «3» балла, во вторую группу (II) те, ответы которых были оценены в «2» балла, в третью (III) - с оценкой в «1» балл и в четвертую (IV) - «0» баллов.

I группу составили испытуемые (46 % из экспериментальной и 43 % из контрольной групп) с положительным отношением к учению, основу которого обусловливают учебные, эмоционально окрашенные мотивы. В то же время достаточное разнообразие учебных мотивов, больше в области учебных интересов, получения конкретных сиюминутных достижений, позволяет говорить о еще недостаточно развитой мотивационной сфере младших школьников с нарушением интеллекта. У них, как правило, отсутствовали «широкие социальные мотивы», а если и имелись отдельные высказывания, то они были достаточно «приземленными».

Во II группу вошли ученики (18 % из экспериментальной и 20 % из контрольной групп), которые свое положительное отношение адресовали больше к школе, чем к самому «учению». Мотивы их лежали больше вне сферы учебных интересов. Учебные занятия, задания они не выбирали в качестве приоритетных. Их больше привлекало хорошее отношение учителя, его одобрение, отношения с товарищами. Выбор в качестве «любимых» лежал больше в области таких учебных предметов, как рисование, пение, музыка, физкультура, труд.

III группу составили испытуемые (20 % из экспериментальной и 18 % из контрольной групп), отношение к учению которых мы отнесли к нейтральному или неопределенному. Ведущими у этих детей были игровые мотивы, общение с друзьями. Встретившиеся мотивы социального плана (благополучия) также лежали вне сферы учебных интересов.

КIV группе были отнесены (16 % из экспериментальной и 19 % из контрольной групп) испытуемые с негативным или отрицательным отношением к учению. Это дети, которые не любят школу, обучаются по принуждению. Основной мотив их отношения - трудности обучения. Фактически учебные мотивы, но отрицательно окрашивающие учебную деятельность, приводят к отрицательному отношению этих учеников к учению.

Таким образом, проведенное нами изучение отношения к учебной деятельности второклассников с интеллектуальной недостаточностью показало, что оно к данному периоду времени начинает складываться, причем преобладающим является положительное отношение, обусловленное учебными и внеучебными интересами. Но это отношение в большинстве случаев являлось формальным, мало осознанным.

За основу для формирования положительного отношения к учебной деятельности мы приняли трудовую деятельность. Это обусловлено тем, что трудовая деятельность, с одной стороны, является одним из наиболее доступных и понятных видов, а с другой -способствует развитию познавательных процессов и личности ребенка с интеллектуальной недостаточностью в целом.

Занятия проводились во внеурочное время по типу внеклассных (кружковых) с использованием коллективных видов работы.

В связи с особенностями личности, познавательной деятельности, эмоциональноволевой сферы детей с интеллектуальной недостаточностью целью внеклассной работы является не только организация досуга, но и закрепление полученных на уроках знаний, умений и навыков, учет индивидуальных интересов учащихся. Поэтому должно быть обеспечено единство урочной и внеурочной работы по любому предмету. Это позволяет закрепить умения и навыки, развивать свойства личности, которые корригируются и формируются в урочное время, учитывать индивидуальные личностные особенности детей, разнообразить приемы и методы учебной работы, осуществлять межпредметные связи, обучать детей применению полученных умений в различных видах деятельности в разнообразных условиях.

Важной и значимой особенностью проведения таких занятий является то, что каж-

дый ученик в этот коллективный труд может внести свой вклад в соответствии со своими возможностями, интересами, потребностями. Оценка работ учащихся всегда носила эмо-ционально-положительный характер, служила стимулом к появлению желания работать на всех этапах изготовления изделия, сохранять это желание вне зависимости от возникающих трудностей, которые ученик мог преодолеть с большей или меньшей степенью самостоятельности. В ходе формирующего эксперимента мы старались более широко использовать прием коллективного обсуждения всего хода работы. Дух соревнования способствовал активизации учащихся и более качественному выполнению работы.

Деятельность была организована так, что, во-первых, у учащихся возникала потребность быть активным участником этой деятельности, во-вторых, само содержание работы позволяло проявлять устойчивый интерес, который определялся не только качеством выполняемой ими работы, но и побуждал их к дальнейшей деятельности, в-третьих, создавался и поддерживался положительный эмоциональный фон и, наконец, использовался прием «ожидания продолжения», который помогал продлевать заинтересованность детей в предстоящей работе.

Экспериментальное обучение осуществлялось поэтапно, в соответствии с дидактическими требованиями организации трудового обучения в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида (В .И. Бондарь, Г.М. Дульнев, С.Л. Мирский, Н.П. Павлова, В.А. Шинкаренко, В.Т. Хохрина).

Структура занятий включала VIII этапов, которые компоновались в зависимости от цели занятия. Задачей мотивационно-побудительного этапа было вызвать интерес к предстоящей работе, желание активно участвовать в ней. Ориентировочный этап проходил под руководством учителя, в процессе которого выбирались образцы изделий для коллективного изготовления. На третьем этапе осуществлялся выбор и анализ поделки. На четвертом - планировался ход работы, подбирались необходимые инструменты. Практическое изготовление изделия с поэтапным самоконтролем (пятый этап) проходило в течение длительного времени, т. к. включало тренировочные упражнения, самостоятельное или с помощью учителя изготовление

индивидуальных поделок или деталей к ним. На шестом этапе коллективно обсуждались и оценивались результаты индивидуальной работы, а на седьмом - создавалось коллективное изделие (например, панно). На завершающем этапе обсуждались вопросы демонстрации коллективного изделия и индивидуальных поделок.

Для проведения внеклассных занятий по ручному труду были выбраны следующие материалы: бумага и картон, пластилин, ткань. Такая последовательность при проведении занятий обусловливалась нарастающей сложностью деятельности, требующей от учащихся определенных знаний и умений. Так, работа с бумагой была вынесена на начало учебного года как более простая и доступная.

Приобретенные на внеклассных экспериментальных занятиях навыки использовались на уроках по таким общеобразовательным предметам, как: математика, развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности («окружающий мир»), изобразительное искусство.

В связи с тем, что положительное отношение к учебной деятельности возможно только при условии переживания ситуации успеха, которое основывается на достаточно хорошо развитых общеучебных и общетрудовых умениях, познавательных процессах (памяти, внимании, мышлении), речи. Все виды работ, направленные на формирование положительного отношения к учебной деятельности, способствовали развитию точности движений мелкой моторики руки, планирующей и регулирующей функции речи, использованию уже имеющегося опыта. Расширяли и уточняли представления детей об окружающем, учили их принимать поставленную учителем задачу, планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль, давать оценку собственной деятельности и т. д. Все это входило в задачи каждого урока.

Для определения эффективности проведенного обучения использовались описанные выше модифицированные психолого-педаго-гические методики, направленные на изучение отношения детей с нарушением интеллекта к учебной деятельности. Результаты выполнения испытуемыми индивидуальных экспериментальных заданий позволили рас-

прсдслить их на группы в соответствии с их отношением к учению

Так, в I группу вошли испытуемые (61 % из экспериментальной и 54 % из контрольной групп), положительно относящиеся к учению, с приоритетным выбором учебных мотивов и мотивов, расцененных нами как социально значимые. II группу составили по 17 % второклассников как из экспериментальной, так и из контрольной групп, которые также положительно относились к учению, но выбор мотивов у них больше лежал в сфере внеучебной деятельности. В III группу вошли дети (19 % из экспериментальной и

11 % из контрольной групп), у которых интерес лежал в основном в области игровой деятельности. В IV группу были включены испытуемые (3 % из экспериментальной и 18 % из контрольной групп), для которых даже условия обучения не повлияли на изменение отношения к учению. Эти дети и к концу экспериментального обучения продолжали отрицательно относиться к школе, мотивируя свое отношение трудностями Б обучении.

Сравнительные данные представлены на рис. 1.

Из рис. 1 видно, что и в начале, и к концу экспериментального обучения ученики вторых классов в качестве приоритетных при положительном отношении к учению выбрали учебные мотивы по сравнению с внеучеб-ными. Результаты контрольного эксперимента показали также, что количество испытуемых с положительным отношением к учению в экспериментальной группе увеличилось в сравнении с контрольной. В группах детей с

положительным (внеучебным мотивам) и нейтральным отношением к учению произошли некоторые позитивные изменения; значительно уменьшилось количество детей с отрицательным отношением к учению.

Экспериментальное обучение было направлено на такую организацию внеклассн-ной деятельности школьников с интеллектуальной недостаточностью, которая решала бы задачи формирования положительного отношения к учению на основе:

- повышения интереса к учебной деятельности в процессе специально организованных внеклассных занятий по ручному

труду;

- повышения учебной мотивации в процессе выполнения доступных и эмоционально привлекательных изделий в коллективной деятельности;

- закрепления общеучебных и общетрудовых умений и навыков в процессе проведения внеклассных занятий по ручному тр>Д>:

- развития самостоятельности и активности в процессе длительных систематических внеклассных занятий по ручному труду;

- воспитания положительных качеств личности - трудолюбия, настойчивости, дисциплинированности, уважения к другим.

Наиболее значимым для решения поставленных задач является организация коллективной деятельности учащихся по изготовлению общественно значимых изделий для общеклассных, общешкольных мероприятий или изделий для личного пользования, в подарок родным и близким.

□ ЭГ до обучения

□ КГ до обучения

□ ЭГ после обучения

□ КГ после обучения

I группа

группа

группа

IV группа

Рис. 1. Распределение испытуемых на группы по типам отношения к учебной деятельности до и после экспериментального обучения

Внеклассная работа в современной специальной (коррекционной) школе VIII вида не может рассматриваться только как досуговая. Она должна обеспечивать решение важных задач закрепления у учащихся полученных на уроках знаний, коррегировать имеющиеся у них нарушения психофизических функций, познавательной деятельности и личности в целом. С этой целью требуется применять полученные знания и умения в различных видах деятельности и в разных условиях. Все это будет способствовать формированию у школьников с первичной интеллектуальной

недостаточностью положительного отношения к учебной деятельности.

Поступила в редакцию 10.07.2008 г.

Tadyga О.А. Out-of-school activities on manual labour as a means of forming positive attitude to educational activity of junior schoolchildren of special (correctional) comprehensive school of Vlll-type. The article gives the results of research of the peculiarities of the attitude junior schoolchildren having mental disabilities to school activities and describes the organization of out-of-school activities on manual labour contributing to forming positive attitude to learning among this category of children.

Key words: attitude, positive attitude, out-of-class activities, manual labour, intellect disabilities, junior schoolchild.

МЕТОДИКА АССОЦИАТИВНОЙ ДИАГНОСТИКИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ШКОЛЬНИКОВ

А.В. Цветков

Описана методика изучения познавательных процессов (речи, мышления, образов-представ-лений) через образные и вербальные ассоциации на разных возрастных этапах (2, 4, 7 классы общеобразовательной школы и студенты вуза).

Ключевые слова: образ, ассоциация, мышление, школьники.

В отечественной психологии изучение знаково-символической деятельности имеет давнюю традицию, связанную с анализом учебных действий и готовности к школьному обучению (ГШО). Как пишет Н.Г. Салмина [1], в качестве показателей готовности к традиционному школьному обучению могут выступать: а) произвольность как одна из предпосылок учебной деятельности; б) уровень сформированное™ семиотической функции; в) личностные особенности, включающие особенности общения. Безусловно, с точки зрения определения ГШО структурно-функциональный анализ сюжетной игры, предлагаемый Н.Г. Салминой, имеет перспективу, хотя и несколько сложен методически. Но с точки зрения психологического сопровождения школьного обучения, профилактики трудностей в психическом развитии этот подход оказывается непригоден, т. к. сюжетная игра уступает роль ведущей деятельности сначала учебным действиям, затем общению в малой группе.

В качестве метода, позволяющего не только определить ГШО, но и отслеживать динамику психического развития ребенка на протяжении всего школьного возраста, в течение последних 15 лет все шире используется нейропсихологическое обследование (Л.С. Цветкова [2]).

К настоящему моменту возможности нейропсихологического метода в помощи младшим школьникам с трудностями развития психики не подвергаются сомнению, однако временные затраты на обследование ребенка и ограниченное число специалистов-нейропсихологов поднимают вопрос об отборе детей, нуждающихся в углубленном нейропсихологическом обследовании, при помощи психодиагностической экспресс-методики, предъявляемой фронтально. Данная методика должна обладать достаточно высокой дискриминативностью и сопоставимостью с нейропсихологическим методом по теоретическому базису.

В качестве такой методики мы предлагаем изучение направленных и свободных об-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.