УДК 376.42
ПОДХОДЫ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
© 2016
Фатихова Лидия Фаварисовна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Педагогика» Башкирский государственный университет, Уфа (Россия) Сайфутдиярова Елена Фаварисовна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры «Социальная педагогика и социальная работа» Башкирский государственный университет (Бирский филиал), Бирск (Россия)
Аннотация. Статья посвящена обзору исследований по проблемам использования компьютерных технологий (компьютерные обучающие и развивающие игры, мультимедийные учебные презентации, контрольно-измерительные материалы) в обучении детей с ограниченными возможностями развития, в целом, и детей с умственной отсталостью, в частности. Ставятся вопросы, связанные с проблемами разработки и использования компьютерных технологий для обучения и коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья. Обсуждаются наиболее эффективные пути использования компьютерных технологий в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. Анализ исследований показал, что на современном этапе в системе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья возрастает потребность в компьютерных технологиях, разработанных с учетом их образовательных потребностей. Предлагается модель компьютерной технологии для использования на уроках биологии при формировании у обучающихся с умственной отсталостью представлений о строении и функциях опорно-двигательного аппарата. В разработанной компьютерной технологии использована анимация с применением 3D- и 2Б-графики, что позволяет повысить мотивацию, познавательный интерес и уровень усвоения учащимися данной группы знаний по учебному предмету. Полученные на уроках с применением компьютерных технологий знания и приобретенные умения позволят детям с умственной отсталостью не только усвоить учебный материал, но и использовать его в повседневной жизни.
Ключевые слова: учащиеся с умственной отсталостью, компьютерные технологии, естественнонаучные знания, 3D- и 2D-графика, принципы коррекционно-образовательной работы.
APPROACHES TO USE OF COMPUTER TECHNOLOGIES IN EDUCATIONAL PROCESS IN TEACHING CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION
© 2016
Fatikhova Lydiya Favarisovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the chair «Pedagogy»
Bashkir State University, Ufa, (Russia) Sayfutdiyarova Helena Favarisovna, candidate of psychological science, associate professor of the chair
«Social pedagogy and social work» Bashkir State University (Birsk Branch), Birsk, (Russia)
Abstract. The article provides an overview of research on the use of computer technology (training and educational computer games, multimedia training presentations, test materials) in teaching children with limited development opportunities in general, and children with mental retardation in particular. The author raises questions related to the issues of development and use of computer technology for teaching and correction of children with limited health abilities. The article considers the most effective ways of using computer technology in teaching children with limited health abilities. Analysis of the research showed that at the present stage in the system of teaching children with limited health abilities there is a growing need for computer technology, tailored to their educational needs. The author suggests a model of computer technology for use in biology class in the formation of ideas in students with mental retardation about the structure and function of the musculoskeletal system. The developed computer technology used animation with 3D- and 2D-graphics, that improves motivation, cognitive interest and achievement level of knowledge of this group of students in the academic subject. Knowledge and skills obtained in class on the use of computer technology enable children with mental retardation not only learn the course material, but also to use it in daily life.
Keywords: students with mental retardation, computer technology, natural sciences, 3D- and 2D-graphics, principles of correctional and educational work.
Проблема использования компьютерных технологий в образовании, активно обсуждается и изучается представителями различных областей психолого-педагогической науки. Исследователи приходят к выводу о необходимости использования разнообразных компьютерных технологий в системе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (О.Б. Кремер [1]. О. И. Кукушкина, [2,3], И. А. Никольская, [4], М.Ь. Ва1тео et а1. [5], F.Altinay et а1. [6]). С точки зрения этих исследователей, компьютерные технологии способствуют включению детей с отклонениями в развитии в процесс взаимодействия с современными техническими средствами и обеспечивают лучшее усвоение и запоминание учебного материала.
На сегодняшний день в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья достаточно часто используются компьютерные технологии: компьютерные игры для логопедической практики («Видимая речь», 1991; сурдо-логопедический тренажер «Дэльфа - 130», 1994; «Игры для Тигры» 2004; «Развитие речи. Учимся говорить правильно», 2008; «Гарфилд - малышам. Развиваем речь», 2008; АРМ «ЛОГОПЕД», 2012 и др.), компьютерные игры для отработки навыка устного счета, закрепления правописания словарных слов и по-
полнения словарного запаса учащихся с ограниченными возможностями здоровья (О. Б. Кремер [1]). Для учащихся младшего школьного возраста О. И. Кукушкина, Е. Л. Гончарова, Т. К. Королевская и др. разработали компьютерные программы для ознакомления с окружающим миром «Мир за твоим окном» «Лента времени», «Я открываю мир. Во дворе. На даче» и др. (О.И. Кукушкина [3]; О.И. Кукушкина [7- 9]).
Применение компьютерных технологий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, способствуют формированию знаний и умений, которые позволят детям с различными отклонениями в развитии, в том числе, умственной отсталостью, в дальнейшем использовать их в каждодневной жизни: навыки счета, письма (правописания), заполнения деловых бумаг, тестовые задания по различным дисциплинам для закрепления знаний (Т. К. Королевская [10], О. Б. Кремер [1], О. И. Кукушкина [2,3], Н. Э. Куликовская [11]).
В процессе интерактивного взаимодействия с компьютерным продуктом ребенок получает возможность расширить круг общения, в более наглядной и доступной форме получить новые знания, непосредственно управлять окружающей его обстановкой. Кроме того, компьютерные технологии способствует развитию по-
знавательной активности ребенка, формированию у него поисковой деятельности, воспитанию уверенности в своих силах [1, 3, 4, 12].
При некотором наличии разработанных компьютерных программ в образовательном процессе специальной (коррекционной) школы по-прежнему более всего представлены компьютерные технологии, включающие презентационные, контрольно-измерительные материалы, аудио-, видеоряд [4, 13-15]. Реже используются педагогами, обучающими детей с нарушением интеллекта, обучающие программы и развивающие игры.
Одним из наиболее активно используемых в практике специальной (коррекционной) школы компьютерных средств являются мультимедийные учебные презентации. Как отмечают учителя, учебный процесс с использованием мультимедийных технологий становится более ярким, разнообразным и познавательным, и учебные возможности детей с нарушениями развития увеличиваются, сочетание в мультимедийной презентации таких факторов, как динамика, звук и изображение позволяет надолго удерживать внимание обучающегося на объекте изучения и оказывает на него не только информационное, но и эмоциональное воздействие (Н.В. Муравецкая [14], Н.В. Шамова [16]). Те же учителя указывают на дефицит специальных программ обучения с применением компьютерных средств, предназначенных для детей с ограниченными возможностями здоровья, специальных электронных пособий, соответствующих современному уровню развития новых информационных технологий и методических рекомендаций к ним, недостаточность технической оснащенности учебных кабинетов [14], . Помимо возможностей при помощи ИКТ разнообразить материал для изучения учителей привлекает возможность экономии времени педагога на уроке с помощью компьютерных средств. Так, экономится время, которое затрачивалось ранее для записи на классной доске, расположения наглядности.
При этом, компьютерные технологии применяются учителями, как правило, фрагментарно, несистемно, в отсутствие четкой методики использования компьютерных технологий в учебном процессе и без учета специфики восприятия материала обучающимися, в частности, учащимися с умственной отсталостью [5, 17]. Так, многие учителя используют в своей работе компьютерные игры и упражнения, разработанные для общеобразовательных школ. Поскольку данные технологии не учитывают особенности и возможности детей с ограниченными возможностями, то учителя адаптируют эти игры и упражнения, используя их в дозированном варианте [13].
На современном этапе развития процесса разработки и включения компьютерных технологий в процесс обучения детей с умственной отсталостью целесообразно ответить на ряд вопросов, на некоторые из которых исследователями уже предпринята попытка получить ответ.
Какие компьютерные средства следует использовать для эффективного усвоения детьми учебных знаний и умений? Так, Н. Э. Куликовская отмечает, что одним из наиболее распространенных видов программного обеспечения является компьютерная игра. Она, по мнению автора, соединяет в себе эмоциональную привлекательность, аудиовизуальные, информационные, технические возможности и имеет большой дидактический потенциал [18]. Другие ученые в качестве таких средств выделяют мультимедийные презентации [14].
Какие школьные предметы обладают наибольшими возможностями для включения в их изучение компьютерных технологий? При изучении каких тем по этим школьным предметам, на каких этапах урока наиболее целесообразно использовать компьютерные технологии? На примере формирования у детей младшего школьного возраста с различными нарушениями развития знаний в предметной области «Окружающий мир»
О. И. Кукушкина выделяет объекты познания, которые рациональнее изучать с привлечением компьютерных средств, формулирует задачи и условия такого обучения [2]. С.Б. Нарзулаев, Н.А. Петухов и Н.В. Ковтун считают использование таких информационных компьютерных технологий, как мультимедийные презентации, целесообразным при изучении любой темы и на любом этапе урока. Данная форма, по мнению авторов, позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов и облегчить усвоение учебного материала. Наглядные опоры помогают, в частности у детей с умственной отсталостью, развивать основные познавательные процессы - мышление, память и внимание [19].
Какие закономерности и особенности детей с ограниченными возможностями следует учитывать при включении компьютерных технологий в образовательный процесс и как учитывать эти особенности? Так, Н. Н. Богдан и М. М. Могильная полагают, что при определении условий для использования компьютерных технологий в практике обучения и воспитания такой категории детей, как дети с умственной отсталостью, следует учитывать особенности их восприятия. Они полагают, что такие задачи коррекционной работы с этими детьми, как организация восприятия, развитие словесной регуляции перцептивной деятельности, установление межсенсорных взаимодействий, можно решать с большей успешностью при сопровождении коррекционных занятий компьютерными играми [20].
Как учителю рационально сочетать на уроке компьютерные средства с другими средствами обучения? Так, О.И. Кукушкина отмечает, что компьютерные технологии в различных областях образования детей с ограниченными возможностями здоровья позволяют «достраивать» условия обучения, которые необходимы для развития ребенка, но не могут быть реализованы только традиционными средствами. Важным, по мнению автора, является определить, «насколько необходимо дополнять традиционные средства компьютерными, какие функции им приписываются и какое место они должны занимать в решении развивающих и коррекционных задач обучения детей в данной предметной области» [2].
Какие подходы к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья с применением компьютерных технологий следует использовать и (или) разработать? Сегодня в коррекционной педагогике предпринимаются попытки определить подходы к содержанию коррекционной работы с использованием компьютерных технологий. Так, Н.Э. Куликовская, упоминает тот факт, что при наличии определенного опыта в разработке и внедрении информационных технологий в коррек-ционный процесс, на сегодняшний день недостаточно разработаны теоретические основы, раскрывающие психолого-педагогические положения построения компьютерных игр, предназначенных для детей с различными речевыми нарушениями. В связи с этим автор обосновывает необходимость определения системы психолого-педагогических принципов, определяющих построение компьютерных игр. В качестве принципов содержания компьютерных логопедических игр Н.Э. Куликовской предлагаются принципы систематичности и последовательности, воспитывающей и развивающей направленности знаний, учета зоны ближайшего развития ребенка, индивидуально-дифференцированного подхода к обучению, доступности обучения, предъявления речевого материала в компьютерных логопедических играх с учетом фонетического контекста, системного подхода, взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития, обогащения мотивации речевой деятельности, диалога, создания положительного эмоционального фона обучения [18]. Автор выделила несколько подходов при использовании компьютерных игр в логопедической работе: информационный, гуманистический, аксиологический, системный, личностно-ориентированный, де-ятельностный, коммуникативный, онтогенетический и
лингвистический [11].
Какими компетенциями должен обладать педагог, использующий ИКТ при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья? Должен ли он только уметь пользоваться готовым компьютерным продуктом или уметь создавать хотя бы простейшие продукты исходя из возможностей и образовательных потребностей учащихся своего класса и поставленных в соответствии с этим коррекционно-образователь-ных задач? Сегодня исследователями предлагаются не только готовые и экспериментально доказавшие свою эффективность компьютерные программы для обучения и коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья, но и разрабатываются обучающие компьютерные программы для подготовки педагогов к разработке и использованию компьютерных технологий в практике работы с детьми, имеющими различные отклонения в развитии. Так, И.И. Гузенко разработана компьютерная программа по коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата учащихся «Проект подготовки будущего педагога к коррекционной деятельности» [21]. В.В. Болонина полагает, что владея навыком самостоятельного создания развивающих компьютерных игр, педагог может смоделировать игры-задания на материале своего учебного предмета в соответствии с темой урока, варьируя уровень сложности заданий и учитывая особенности нарушений в развитии детей. Автор считает, что учитель может использовать игры-презентации, созданные им в программе «Microsoft PowerPoint» из пакета Microsoft Office, как при фронтальной, так и индивидуальной работе с обучающимися [22]. Повысить свою компетенцию в области использования компьютерных технологий в сфере коррекционного образования педагогу сегодня можно и самостоятельно посредством использования Интернет-ресурсов.
Каковы положительные и отрицательные стороны использования компьютерных технологий в коррекци-онно-образовательном процессе? Как избежать методических ошибок при включении компьютерных технологий в процесс обучения и коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья. Т. К. Королевская на примере использования компьютерной программы «Видимая речь» предостерегает от ошибок, которые могут допустить педагоги, применяющие чрезмерно большое количество компьютерных средств. Такое занятие, по ее мнению, является скорее демонстрацией возможностей программы, а не коррекционным занятием. В связи с этим, как считает автор, при планировании следует исходить не от возможностей компьютерной программы, а от стратегии работы с конкретным ребенком [10].
Учитывая активную разработку и применение в образовании компьютерных технологий предназначенных для коррекционно-развивающей и коррекционной-обра-зовательной работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, на наш взгляд, возникает еще один вопрос, требующий разрешения: нужна ли разработка специальной методики использования компьютерных средств на уроках в специальной (коррекционной) школе? Другими словами, может ли эта методика повторять с некоторыми изменениями методику использования ИКТ в общеобразовательной школе с нормально развивающимися детьми или нужна кардинально иная методика? И если такая методика нужна, должна ли она дифференцироваться в зависимости от вида нарушенного развития ребенка?
Анализ различных источников и имеющихся компьютерных программ показал, что на данном этапе развития компьютерных технологий, предназначенных для работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, наблюдается дефицит компьютерных программ для фронтального обучения и компьютерных программ по различным школьным предметам для обучения учащихся с ограниченными возможностями здоро-184
вья на II ступени обучения (в 5-9 классах). Среди работ, посвященных разработке таких компьютерных технологий, можно выделить исследование Ю.В. Сакулиной, в рамках которого была разработана программа по формированию общетрудовых умений у учащихся с умственной отсталостью на уроках трудового обучения [17]. Программа представляет собой учебно-методический комплекс и включает демонстрационные, теоретические, практические, контролирующие материалы. Автор программы утверждает, что разработанную программу возможно использовать в обучении по различным предметам - русскому языку, математике, истории, биологии, географии и др. - посредством наполнения программы подготовленными учителем файлов «двух видов: файл тем, содержащий название урока, его раздела и необходимые теоретические сведения по данному уроку и теме, и файл вопросов для каждой конкретной темы. Последний содержит контрольные вопросы, обучающий и графический материал, настройки для режимов контроля и обучения» [17].
Нами предлагается компьютерная технология для использования на уроках биологии в специальной (кор-рекционной) школе для обучающихся с умственной отсталостью. Данная технология используется при фронтальном обучении в 9 классе специальной (коррекцион-ной) школы и направлена на усвоение учащимися с умственной отсталостью естественнонаучных знаний в области биологии (по разделу «Человек»). Коррекционное воздействие на обучающихся оказывается в данной компьютерной программе через стимуляцию наглядно-образного мышления и формирование полноценных наглядных представлений средствами анимированной графики. Технология используется при объяснении учителем нового учебного материала по разделу «Опорно-двигательная система».
При разработке данной технологии мы исходили из следующих принципов обучения учащихся с нарушением интеллекта с применением компьютерных технологий:
1) принципы, основанные на положениях об особенностях обучения и воспитания учащихся с нарушением интеллекта (И.М. Бгажнокова, И.В. Белякова, В.В. Воронкова, Г.М. Дульнев, Т. М. Лифанова, В.Г. Петрова и др.), отражающие особенности познавательной и учебной деятельности учащихся с умственной отсталостью, закономерности усвоения ими знаний, умений и навыков, формирования у них личностных особенностей, мотивационной сферы, волевых качеств в процессе обучения и воспитания;
2) деятельностный поход к формированию психической деятельности (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Л.В. Занков и др.), согласно которому учебно-познавательная деятельность имеет трехкомпонентную структуру, включая мотивационный, операциональный и контрольно-оценочный компоненты. Данный подход должен отражаться на организации учебного материала, подлежащего усвоению компьютерными средствами: для учащихся с умственной отсталостью характерно снижение познавательной активности, а, следовательно, и учебной мотивации. В связи с этим должны быть созданы условия для ее повышения аудиовизуальными средствами, программирование предметного содержания должно производиться с учетом особенностей операциональной стороны учебно-познавательной деятельности учащихся с умственной отсталостью (тугопод-вижность психических процессов, более длительный период усвоения знаний, умений и навыков и др.). Ролики, используемые в компьютерной программе должны иметь возможности многократного воспроизведения, скорость смены изображения не должна быть высокой. Недостаточность контрольно-оценочного компонента учебно-познавательной деятельности учащихся с нарушением интеллекта будет компенсироваться наличием обратной связи в процессе работы учащихся с компью-
терной программой, указанием на допущенные ошибки и возможностью повторного выполнения задания с корректировкой процесса его выполнения;
3) принцип программированного обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья (О.Л. Алексеев), учет которого - необходимое условие обучения с использованием компьютерных средств. Данный принцип предполагает разбивку материала для усвоения на отдельные порции и пошаговое выполнение заданий с возможностью получения информации о правильном или неправильном выполнении задания и внесении необходимых корректив. Такие дозы в отношении учащихся с умственной отсталостью должны быть тщательно отмерены исходя из принципа необходимости и достаточности. При определении последовательности предъявления визуального материала следует идти от простого к сложному, от частного к общему;
4) принцип поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Т.Ф. Талызина и др.) - основан на теории поэтапного формирования умственных действий и предполагает такую организацию процесса усвоения знаний, которая бы включала формирование трех интеллектуальных умений - ориентировки в действии, планирования и самоконтроля. Естественнонаучные знания, формируемые без учета закономерностей формирования указанных умений, не будут использоваться учащимися с умственной отсталостью в дальнейшей жизнедеятельности при решении практических задач.
Компьютерная технология предназначена для использования на уроках биологии в специальной (коррек-ционной) школе при использовании интерактивной доски. Она включает 2 раздела: информационно-образовательный - «Опорно-двигательная система», направленный на усвоение детьми знаний об опорно-двигательном аппарате, и информационно-познавательный - «Это интересно и полезно знать», предназначенный на повышение познавательного интереса к изучаемому предмету и познанию особенностей и возможностей своего организма, осознания возможных рисков для жизни и здоровья, желания избежать этих рисков.
Раздел «Опорно-двигательная система», в свою очередь состоит из двух подразделов «Скелет» и «Мышцы». В соответствии с программным содержанием эти подразделы включают такие темы, как: «Строение костей», «Соединение костей», «Строение черепа», «Скелет туловища», «Скелет конечностей», «Строение мышцы», «Мышцы головы», «Мышцы туловища».
В компьютерной технологии используются средства 2Б- и 3Б-графики. В информационно-образовательном разделе «Опорно-двигательная система» используется в основном 3Б-графика, которая позволяет в трехмерном формате наблюдать за строением и работой скелета и мышц человека. Компьютерная программа позволяет вращать объекты. Все элементы изображенных объектов имеют надписи и озвучиваются. Так, в процессе изучении темы «Мышцы туловища и конечностей» при нажатии курсором на ту или иную мышцу мышечная система начинает совершать определенные движения: при нажатии курсором на мышцы шеи, мышцы верхней части спины (вид сзади), верхней части груди голова начинает совершать повороты и наклоны, при нажатии на мышцы груди и живота - осуществлять дыхание, при нажатии на мышцы нижней части спины (вид сзади) - делать повороты туловища, при нажатии на мышцы верхних конечностей - совершать руками и пальцами разнообразные движения - сгибать, разгибать пальцы, сгибать и разгибать руки в локтевых суставах, при нажатии на мышцы нижних конечностей - вставать на цыпочки, ходить на месте, подпрыгивать. При этом раздаются характерные звуки делающего физические упражнения человека. При необходимости (при проверке учителем уровня усвоения учащимися знаний) надписи и озвучивание могут отключаться.
В информационно-познавательном разделе «Это интересно и полезно знать» используется 2D-графика. Данный раздел представлен анимационными роликами, в занимательной форме рассказывающими об интересных фактах об опорно-двигательной системе человека. Для привлечения внимания учащихся в ролики включен анимированный персонаж - старичок-магистр, от лица которого и дается занимательная и полезная информация. Например, в процессе изучения раздела «Скелет» предусмотрен показ следующего ролика с текстом: «Нельзя носить обувь на высоком каблуке более 2 часов в день. Это искривляет позвоночник, деформирует стопы, вызывает болезни суставов нижних конечностей (старичок-магистр стоит в стороне, читает этот текст и указывает на женщину, бегающую на высоких каблуках, которая постепенно замедляет бег и сгибается, держится за позвоночник и колени, вздыхает). Её следует носить при особых праздничных случаях не более 2 часов подряд. Обувь без каблуков носить также вредно для позвоночника и костей нижних конечностей (изображение той же женщины в обуви без каблуков, которая начинает косолапить, вздыхает. Старичок при этом глядит на женщину говорит текст). В повседневной жизни, на работу, на учебу нужно носить удобную обувь, которая имеет каблук высотой 2-3 см. (изображение женщины уверенно шагающей, а старичок читает текст и улыбается)».
Таким образом, воздействие на познавательную и мотивационную сферу средствами компьютерной анимации с использованием 3D- и 2Б-графики предпринято в конечном итоге с целью повысить уровень усвоения учащимися с умственной отсталостью такой сложной области знаний для познания учащихся данной категории, как естественнонаучные знания, в частности знаний о строении и функциях опорно-двигательного аппарата человека.
Данная технология дополняет, но не заменяет, традиционные средства объяснения учебного материала учителем на уроке, соотнесена с программным содержанием по учебному предмету и календарно-тематическим планированием уроков биологии в 9 классе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Кремер О.Б. Оригинальные компьютерные игры как средство педагогической коммуникации для реализации индивидуализированного обучения в коррекцион-ной школе 8-го вида // Электронный журнал Федерации Интернет Образования, Московского Центра Интернет-образования «Вопросы интернет образования». 2004. № 20. С.54-58.
2. Кукушкина О. И. Использование информационных технологий в области развития представлений о мире (Сообщение // Дефектология: науч.-метод. журн. 2005. № 5. С. 83-92. (Компьютер в руках дефектолога).
3. Кукушкина О.И. Использование информационных технологий в различных областях специального образования: Автореферат дис. ... доктора педагогических наук: 13.00.03 / Институт коррекционной педагогики РАО. Москва, 2005. - 58 с.
4. Никольская И. А. Информационные технологии в специальном образовании // Коррекционная педагогика. 2004. № 2(4). С.47-50.
5. Balmeo M.L., Nimo E.M. et al. (2014) Integrating Technology in Tteaching Students with Special Learning Needs in the SPED schools in Baguio City // The IAFOR Journal of Education. Vol. II. Issue II. Pp 149-178.
6. Altinai F., Cagiltay K., Jemni M. & Altinay Z. Guest Editorial: Technology Support for Fostering Life-Long of Learners with Disabilities // Educational Technology & Society. 2016. 19 (1). Pp.1-3.
7. Кукушкина О.И. Программа «Мир за твоим окном»: Времена года // Дефектология. 1996. № 5. С. 65-72. (Компьютер в руках дефектолога).
8. Лента времени. Цикл специализированных ком-
пьютерных программ «Картина мира». Программа первая. / Кукушкина О.И., Королевская Т.К., Гончарова Е.Л. - [Прикладная программа] (205 Мб). - М.: Полиграф сервис, 2002. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM): текстовые, граф., зв. данные. - Систем, требования: ПК Pentium III или выше; 32 Мб RAM; Windows 95/98/Me; 640x480; CD-ROM дисковод; мышь. - Загл. с экрана. - Диск и со-провод. материал помещены в контейнер 14x12 см.
9. Кукушкина О.И. Я открываю мир. Во дворе. На даче. Дидактический материал по развитию мышления и речи : пособие для дошкольников и учащихся нач. классов : с прил. «Краткое методическое руководство» / О.И. Кукушкина, Т.К. Королевская. - М.: Просвещение, 2012. 1б0 с.: ил. + Прил. (63 с.: ил.).
10. Королевская Т.К. «Видимая речь» новая технология - новые отношения // Дефектология. 1996. № 2. С. 51-57. (Компьютер в руках дефектолога).
11. Куликовская Н.Э. Компьютерные логопедические игры: историко-философский обзор // Теория и практика общественного развития. 2001. № 7. С. 190-193.
12. Бойков Д.И. Перспективы информационно-коммуникационных технологий в педагогическом образовании // Universum: Вестник Герценовского университета. 2008. № 9. С. 24-27.
13. Грешникова М. А. Формирование математических знаний при помощи ИКТ у учащихся со сниженным интеллектом // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. №9. C.194-196.
14. Муравецкая Н.В. Совершенствование процесса обучения детей с интеллектуальной недостаточностью средствами мультимедийных учебных презентаций // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2015. №32. С. 103-107.
15. Тхоржевская Л.В. Коррекционно-развивающие компьютерные технологии в системе психологической помощи детям с разными видами дизонтогенеза: Дис... канд. психол. наук. СПб., 2003. 204 с.
16. Шамова Н.В. Использование информационных технологий на уроках изобразительного искусства школ VIII вида // Вестник Марийского государственного университета. 2012. №9. С.49-50.
17. Сакулина Ю.В. Повышение эффективности уроков трудового обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида на основе использования информационных технологий. Автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.03 / Уральский государственный педагогический университет. Екатеринбург, 2007. - 23 с.
18. Куликовская Н.Э. Психолого-педагогическая система приниципов построения логопедических игр // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2011. № 10. С. 151-156.
19. Нарзулаев С. Б., Петухов Н. А. и Ковтун Н. В. Педагогические условия использования информационных технологий в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья // Мир науки, культуры, образования. 2011. № 1 (26). С. 157-160.
20. Богдан Н.Н., Могильная М.М. Специальная психология. Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2003. 220 с.
21. Гузенко И. И. Педагогические условия коррекции физических отклонений учащихся на базе обучающей компьютерной программы // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2014. № 2 (24). С. 143-147.
22. Болонина В. В. Использование развивающих игр-презентаций в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья // Школьный логопед. 2010. № 1. С. 73-77.
Статья публикуется при поддержке гранта РГНФ: проект «Усвоение учащимися с нарушением интеллекта естественнонаучных знаний в условиях использования 2D- и 3Б-графики: на материале уроков биологии» (16-16-02001)