едагогика каникул
УДК 371
КОРЧАКОВСКАЯ ПЕДАГОГИКА в концепции лагеря «Наш дом»
Ирина Дмитриевна Демакова,
заведующая кафедрой психологической антропологии Института детства МПГУ, вице-президент Российского общества Януша Корчака, основатель и научный руководитель Международного молодёжного корчаковского центра и Международного интеграционного корчаковского лагеря «Наш дом», доктор педагогических наук, профессор, e-mail: idd1938@yandex.ru
Марина Евгеньевна Ушакова,
тьютор частного образовательного учреждения «Хорошевская гимназия» (Москва), вожатый и руководитель Международного интеграционного корчаковского лагеря «Наш дом», кандидат педагогических наук, e-mail: marime7@yandex.ru
Длина Валерьевна Шипова,
доцент кафедры психологической антропологии МПГУ, помощник руководителя учебно-научного корчаковского центра воспитания детей и молодёжи МПГУ, вожатый и руководитель Международного интеграционного корчаковского лагеря «Наш дом», кандидат педагогических наук, e-mail: shipova.alina@gmail.com
• корчаковская педагогика • гуманизация воспитания • социокультурная адаптация • детский лагерь
В
истории педагогической науки и практики Януш Корчак занимает особое место как уникальный педагог, выдающийся теоретик и практик воспитания. В его трудах представлены решения различных педагогических проблем, в том числе вопросов воспитания.
Освоение педагогических идей Корчака и уникальных моделей их практической реализации мы начали в 1990 г., когда 30 московских педагогов впервые в истории приняли участие в зарубежном семинаре, посвящённом Я. Корчаку. Семинар проходил в Израиле в кибуце
Лохамей Хагетаот. Занятия вёл главный «корчаковед» мира — профессор Александр Левин (Польша, Варшава), который знал Корчака лично, был стажёром в его знаменитом «Доме сирот».
Российское общество Януша Корчака было зарегистрировано 6 июня 1991 г. Таким образом, наш путь к Корчаку насчитывает 29 лет. Сегодня в России корчаковские центры существуют в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Перми. Корчаковское молодёжное движение разворачивается в вузах Ульяновска, Курска, Саратова, Хабаровска.
Эта деятельность состоит из двух основных направлений. Первое — изучение культурного наследия Януша Корчака, его уникальной гуманистической педагогики, её влияния на профессиональное сознание и систему ценностей учителей. Второе — практическое использование главных постулатов Корчака во взаимодействии с детьми в семье, детских садах, школах, вузах.
Наш опыт корчаковской работы включает организацию летних и зимних оздоровительных лагерей для детей от 6 до 17 лет разных рас, национальностей, вероисповеданий, состояния здоровья, социальных групп. Мы полагаем, что многие наши открытия, связанные с поиском критериев эффективности освоения корчаковской педагогики, могут быть использованы в школе, особенно во «вне-учебной деятельности».
Чтение книг и статей Януша Корчака, знакомство с результатами исследований его педагогических идей и практики, участие в отечественных и зарубежных конференциях, по-свящённых Корчаку, позволили нам по-новому осмыслить, что есть детство, ребёнок, его права. Параллельно мы учились у Корчака тому, что есть путь человека к себе, что есть мужество и что есть достоинство.
В данной статье мы представляем анализ идей Януша Корчака, которые оказались
судьбоносными в нашем поиске «новой педагогики», пришедшей на смену педагогике советской, в которой было немало ценных находок и открытий, но которая тем не менее в основном была идеологизированной, политически ангажированной, автократической. А также рассказываем, как идеи гуманистической педагогики были реализованы нами в проекте «Международный интеграционный корчаковский лагерь "Наш дом"» (1993—2019).
Суть педагогики Корчака
Настоящее имя Януша Корчака — Генрик Гольдшмидт. Не имея педагогического и психологического образования, он стал врачом, писателем и педагогом, полностью выразил себя в общении с детьми. Интерес к ребёнку возник у него очень рано. В дневнике он пишет, что уже в пять лет хотел помогать обездоленным детям, что и стало его истинным призванием.
Наследие Корчака включает педагогические труды, философско-социальные книги и художественные произведения, в которых слышны голоса детей и нет места менторству и дидактичности. Подсчитано, что в течение 10 предвоенных лет Корчак написал и опубликовал в 100 журналах более тысячи произведений. А главная его книга «Король Матиуш Первый», адресованная детям и взрослым, переведена на все языки мира.
Корчак — популярная личность в мире, его ставят в один ряд с Сократом, Швейцером. Он был человеком особой индивидуальной дороги. Говорят, что ему были свойственны сейсмографические способности: он замечал любые изменения в мире образования, воспитания, в мире детства. И на каждое изменение остро реагировал словом, которое слышали все.
Отношение к Корчаку у большинства очень эмоциональное. В разных странах мира люди говорят о нём одно и то же:
«Это необыкновенный человек. Настоящий образец человеческого поведения. Побольше бы таких людей, и жизнь изменится к лучшему!». Многие практически уверены в его святости, в том, что это был совершенный человек, человек без недостатков. В основе такого отношения — легенда, которая родилась 5 августа 1942 г. Именно в этот день Януш Корчак и его дети спокойно прошли по улицам Варшавы под зелёным флагом с жёлтым клевером. Они шли на Умшлагплац, откуда поезда увозили людей на смерть, в концентрационный лагерь Треблинка. Легенда гласит, что у Кор-чака были варианты личного спасения, но это не так: он был с детьми и не обсуждал возможностей ухода от них в страшные минуты их жизни.
Наследие Корчака богато концептуальными идеями, которые отражают прогрессивные идеи педагогики и психологии его времени: важность изучения детей и организации детского самоуправления, необходимость приближения позиции педагога к позиции врача и гигиениста, основная обязанность которого создать условия для развития ребенка.
В 1898 году, когда Корчаку было 20 лет, он совершил путешествие в Швейцарию, на родину своего любимого Песталоцци, после чего в статье «Развитие идеи любви к ближнему в ХК веке» он написал о том, что именно в Х!Х веке впервые в истории проблема ребёнка была рассмотрена как общественная. В этой статье Корчак сделал свое первое открытие: дети не будут людьми когда-то — они уже люди. Да, люди, а не куклы. Можно обратиться к их разуму — они ответят, можно обратиться к их сердцу — они почувствуют.
Корчак — это очень близкая дистанция взрослого и ребёнка. Создать её ему помогла медицинская практика. Именно с этой бесстрашной дистанции начинается корчаковская педагогика с её идеями самоценности детства, прав ребёнка и его свободы в воспитательном пространстве. Именно так Корчак осознал: успех воспитания обеспечивается знанием ребёнка, созданием условий его самореализации, вовлечением в активную творческую деятельность, утверждением чувства защищённости в детском сообществе. Столь же важными для
развития педагогики оказались идеи Корчака о положении ребёнка в обществе, о сущности процесса воспитания, о смысле воспитательной деятельности педагога.
О Корчаке пишут, что он «поймал секрет детства». Действительно, экскурс в историю позволил Корчаку сделать вывод о том, что существует не один мир людей, а два мира: мир взрослых и мир детей. В первом взрослым принадлежит вся власть, они и детей считают своею собственностью. Именно взрослые придумали миф о том, что детство — самая счастливая пора жизни. По Корчаку же, дети — это пора-бощённый класс, малорослый, угнетаемый, неравноправный народ. Во все времена они страдающая сторона. Страдания эти неизмеримо возрастают в условиях войн и катастроф. У детей трудная судьба, писал Корчак, даже если это дети из благополучных семей, потому что взрослые не понимают их и не умеют любить.
Корчак считал, что между детьми и взрослыми есть барьеры, и стремился перешагнуть через них. Одним из таких барьеров он считал несовершенство мира и задавался вопросом: возможно ли счастье детей в таком мире? Второй барьер он видел в формализме функционирования детских учреждений, работающих без учёта интересов ребёнка. Третий барьер — протекционизм взрослых. Он писал, что желание взрослых помочь ребёнку, защитить его, всё сделать за него не есть уважение ребёнка. Он писал, что взрослые, признавая права ребёнка на образование и питание, путают права и обязанности, ибо накормить ребёнка — это обязанность взрослых по отношению к детям. В права ребёнка в официальных документах, подчёркивал Корчак, не заложено главное право ребёнка: право на уважение, которое, в сущности, есть его право быть самим собой. Корчак подчёркивал, что быть самим собой ребёнку очень трудно,
и помощь ему в этом и есть смысл педагогической деятельности.
Традиционно в педагогике воспитательный процесс рассматривается как процесс воздействия взрослых, у которых есть авторитет и права на ребёнка. Выступая против такой трактовки, Корчак отмечал, что в этом случае взрослый навязывает ребёнку образцы жизни, стереотипы представлений о жизни: это хорошо, это плохо (мы, взрослые, знаем лучше). Здесь, отмечал он, нет места интересам, потребностям и правам детей.
По Корчаку, сущность воспитания — взаимодействие человека с человеком. У взрослого действительно есть жизненный опыт, который определяет его главенствующую позицию в процессе воспитания, но свой опыт есть и у ребёнка. Корчак повторял изречение древнего философа: «Я многому научился у моих учителей, ещё больше — у моих товарищей, но больше всего — у своих учеников». Однако если ребёнок и взрослый занимают в воспитательном процессе равные позиции, возникает вопрос: а чем же в этом случае будут заниматься педагоги? Важнейшей задачей педагога Корчак считал заключение «общественного договора» с детьми. Модель «договорных отношений» была реализована Корчаком в Доме сирот. Эта модель строилась на законах, единых для взрослых и детей — только в этом случае педагог мог сказать ребенку: «Ты обязан послушанием не мне, а закону, который мы вместе с тобой установили». Это и есть своеобразное педагогическое кредо Корчака.
Для Корчака педагог — это человек, который умеет войти в зачарованный мир ребёнка: почувствовать себя ребёнком, вернуться в детство, по-детски смеяться, радоваться, огорчаться. По Корчаку, только сам воспитатель может подготовить себя к работе с детьми. Корчак считал, что во главе детских учреждений должны стоять не философы, не теоретики, а врачи, которые могут определить состояние ребёнка. Он писал,
что воспитателем не может быть человек, который не любит детей, не интересуется ими и занят только собой. Идеальным педагогом для Корчака был «разумный воспитатель», который в своей работе руководствуется принципом уважения личности ребёнка и его прав.
Никто не занимался так серьёзно правами детей, как Корчак. Главным правом ребёнка он считал право на уважение и скрупулезно описывал, что это означает. Он писал, что ребёнок имеет право на уважение незнания и труда познания, неудач и слёз, тайн, текущего часа и сегодняшнего дня, усилий и доверчивости, мистерии исправления. Он провозгласил право ребёнка на протест и ошибку, на игру и собственность, на использование своих достоинств и сокрытия недостатков, на самостоятельную организацию собственной жизни. Наиболее полное отражение концепция
т/ч «а «
Корчака нашла в его самой знаменитой книге «Как любить ребёнка».
Главные идеи Корчака, которые и по сей день являются новаторскими, — это идея о соединении в воспитательной работе педагогической интуиции и результатов научных поисков; введение в педагогику терминов «выращивание ребёнка» и «общество детей»; идея о том, что успехи воспитательной деятельности педагога обеспечиваются диалоговыми отношениями с детьми и умением их прощать.
Он считал, что основная ценность воспитательной системы — это здоровье ребёнка. Не менее важной ценностью он называл отношение к труду и к человеку, который трудится. Большое значение Корчак придавал и самоуправлению, смыслом которого было активное участие детей в решении основных проблем детского дома. Оно начиналось введением конституции, которая устанавливала правила жизни и защищала права ребёнка. Воспитатель в этом случае оценивался уже не как «хороший» или «плохой», а по степени выполнения принятых всеми законов.
Идеи Корчака в наши дни
Главным проектом Корчаковского молодёжного центра в Москве, действующего в рамках Российского общества Януша Корчака, является лагерь «Наш дом». С 1993 года он проводится ежегодно. За прошедшие годы в нём провели каникулы около четырёх тысяч детей (2600 летом и 1400 зимой). С ними работало 350 «корчаковских» вожатых из девяти стран мира. Основной состав вожатых — студенты педагогических и других университетов.
Когда мы говорим о лагере, мы даём ему три характеристики.
Лагерь «Наш дом» — корчаковский. В основе его деятельности — разработанные Кор-чаком принципы признания самоценности детства и прав ребёнка, в том числе права на свободу в воспитательном пространстве лагеря, принцип диалога между взрослыми и детьми как доминанте их взаимоотношений, принцип прощения как ведущей идеи педагогической деятельности. Таким образом, происходит гуманизация воспитательного пространства лагеря: создание условий для совместного проживания и принятия взрослых и детей, взаимное приобщение к духовным ценностям; защита и охрана детства, жизни и здоровья детей, создание безопасной среды обитания во взаимодействии с детьми, уважение их прав и достоинства; оказание помощи ребёнку в развитии творческого потенциала, его внутренних потребностей и интересов, склонностей и способностей; поддержка его жизненного самоопределения и полноценной самореализации в творчестве.
Лагерь «Наш дом» — международный. За прошедшие годы здесь было подготовлено более 300 вожатых нового типа — вожатых-кор-чаковцев — из девяти стран мира, волонтёров, которые участвуют в корчаковском молодёжном движении в своих странах: России, Голландии, Германии, Швейцарии, США, Бразилии, Италии, Испании, Украине. Вопрос социокультурной адаптации и интеграции решается через диалог культур, знакомство с традициями разных национальностей. Взаимодействие в интернациональной группе позволяет увидеть и понять разнообразие мира, получить опыт обще-
ния с «иным», «не похожим на меня» через вовлечённость в общую деятельность. Здесь возможно организовать общение с большим количеством разных людей, зафиксировать общие достижения на основе личных. Внутригрупповое взаимодействие способствует формированию сотрудничества, готовности принимать других людей, их обычаи, интересы, особенности. Сплочённость, проявление поддержки, доверия, честности выступают одновременно как факторы и как результаты «воспитания свободой».
Лагерь «Наш дом» — интеграционный. За 26 лет под его крышей вместе провели летние и зимние каникулы более четырёх тысяч самых разных детей: «домашние» дети из благополучных семей, дети-сироты, инвалиды, дети-изгои, дети с девиантным поведением, дети разного возраста, из разных городов России и из разных стран.
В этом году Корчаковский лагерь проводится в 27-й раз. Раздумья о судьбе этого лагеря, столь любимого российскими «корчаками», позволяют нам сегодня сделать несколько выводов: за минувшие годы незыблемой остаётся идеология лагеря — корчаковское понимание ценности ребёнка, его прав, психолого-педагогические принципы гуманизации воспитательного пространства лагеря; концепция лагеря также сохраняется — мы удерживаем традиции, развиваем систему праздников, широко используем корчаковские формы и методы воспитательной работы с детьми.
Корчаковская «линия» — константа лагеря. Флаг лагеря — копия флага корчаковского детского дома, золотой клевер на зелёном поле. В лагере празднуется день рождения Януша Корчака, отмечается день его памяти, освоены знаменитые корчаковские «доска объявлений», газета-дневник, «списки драк». В корчаковском интеграционном лагере «Наш дом», как и в корчаковских детских домах, работает самоуправление,
в 1993 г. был избран детский парламент, который принял конституцию лагеря. Заседания парламента и сейчас проводятся в лагере ежедневно, и постановления, принятые детьми, реализуются с помощью вожатых и руководителей. Реально функционирующая система самоуправления — это возможность научится выстраивать гуманные отношения не только в среде лагеря, но и в повседневной жизни вне «Нашего дома».
туч «а «а
Каждый день в лагере не похож на другой. Стало традицией давать каждому свое имя: день любви, день семьи, день праздников, день наоборот, день Голландии, День рождения «Нашего дома», день птиц, день мастеров и многие другие. Вот уже много лет одним из самых долгожданных дней лагерной смены является день самоуправления, когда ребята из старших семей становятся вожатыми и руководителями лагеря.
Жители «Нашего дома», и большие, и маленькие, с большим трепетом относятся к традиционным лагерным мероприятиям, без которых сложно представить жизнь «Нашего дома»: общелагерный сбор, общелагерная свечка, семейная свечка, встреча с новенькими, презентация семей, концерт «Спасибо».
Из всех традиций, которые за 26 лет сложились в лагере, самой ценной является традиция жить не отрядами, как это принято в обычных лагерях отдыха, а семьями, как это и должно быть в доме. Семья — это игровая форма, которая позволяет восполнить то, что по разным причинам отсутствует в жизни многих детей: здесь у всех детей есть любящие «родители» — их вожатые.
Прошло 26 лет... Мы оглядываемся назад и одновременно задаём себе вопрос: а что нас ждёт впереди? Несомненно, что-то должно меняться, надо искать новые формы работы: это диктует нам сама жизнь. Очевидно, что жизненное пространство современных детей виртуально. Всё чаще мы сталкиваемся с тем, что дети не умеют выстраивать отношения в повседневной ре-
альности: не умеют дружить, играть, фантазировать. Информационное пространство, которое всё плотнее сжимает кольцо вокруг нас, переполнено готовыми рецептами. Дети не придумывают, а копируют и подражают.
В основе методик, по которым мы работаем с детьми, лежат идеи Януша Корчака. Мы взяли для себя из корчаковской педагогики целостное видение ребёнка в совокупности его физиологических, психологических и социальных проявлений. Внутренняя жизнь лагеря «Наш дом» построена на основе доверия, любви и уважения. Мы видим смысл своей работы в работе с детьми любого возраста, в том, чтобы научиться видеть и признавать в ребёнке личность и индивидуальность. У нас нет задачи исправить за короткое время ошибки, по тем или иным причинам совершённые родителями, у нас есть задача принять каждого ребёнка таким, какой он есть.
Огромное значение мы придаём тому, какие отношения складываются в лагере между вожатыми и детьми. С первых секунд встречи на вокзале и до последних секунд расставания наши вожатые «живут» с детьми. Вместе они создают удивительный мир, уникальное пространство для получения опыта жизни в лагере, который меняет его участников навсегда.
Главное для нас в отношениях между вожатыми и детьми — доверие. Оно рождается в результате диалога, когда все решения принимаются в процессе обсуждения. Объятия и улыбку мы считаем важнейшей формой общения. Обнимая ребёнка, мы устанавливаем с ним контакт — так возникает столь необходимое в отношениях тепло. Мы стараемся научить детей быть ответственными, уметь осознавать свои поступки, опираемся на инициативу детей в творчестве, вдохновляем их музыкой, собственным примером и нашей историей, учим анализировать свои поступки и слова, учим эмпа-тии, самостоятельности, учим выбирать. И в этом процессе происходит обмен —
взрослые учатся у детей. Опыт, полученный в лагере в игровых формах, позволяет детям использовать его потом в реальных жизненных ситуациях.
О смысле обращения современного человека к Корчаку писал В. Гальперин, который был долгие годы президентом Общества Корчака Швейцарии. Эти слова стали на долгие годы своеобразным девизом нашей работы с молодёжью: «Не думайте, что только в России есть проблемы воспитания, поведения. Во всём мире идёт, на мой взгляд, деградация, утрата чувства деликатности, ответственности по отношению к ребёнку, а значит, и по отношению к себе, потому что нельзя уважать себя, если не уважаешь другого. Януш Корчак — сильный человек, у которого был особый талант — не обижать не только детей, но и
взрослых. Все, кто общался с Корча-ком, подтверждают, что его уникальность заключалась в том, что у него хватало времени на всех, терпения на всех, он умел всегда найти самое нужное слово. Он умел выслушать, а не только говорить. Я думаю, что сейчас не очень много педагогов, которые умели бы так устанавливать контакт — спонтанно, без позы, без требований. В заключение скажу, что Корчак интересует нас как историческая фигура, но сегодня он также отвечает нам на самые главные вопросы. Корчак доказывает нам день за днём, что нужно уважать и любить ребёнка, ив то же время нужно объяснять ему границы дозволенного». НО
Korczak's Pedagogical In The Concept Of The Camp «Nash Dom»
Irina D. Demakova, head of the Department of psychological anthropology of the Institute of childhood MPSU. Vice-President of the Russian society of Janusz Korczak, founder and scientific Director Of the international youth korchakov center and The international integration korchakov camp «Our house», doctor of pedagogical Sciences, Professor, e-mail: idd1938@yandex.ru
Marina E. Ushakova, tutor of the private educational institution «Khoroshevskaya gymnasium» (Moscow), counselor and head of the International integration center korchakovsky camp «Our house», candidate of pedagogical Sciences, e-mail: marime7@yandex.ru
Alina V. Shipova, associate Professor of the Department of psychological anthropology, MPSU, assistant head of the educational and scientific korchakovsky center for children's education and youth of MPSU, counselor and head of the International korchakov integration camp «Our house», candidate of pedagogical Sciences science, e-mail: shipova.alina@gmail.com
Abstract. This article presents Janusz Korczak's pedagogical ideas and the means of implementing his educational solutions. It analyses Janusz Korczak's heritage, the basic postulates of the humanistic pedagogy and the influence of his pedagogical methods on professional and personal development of present-day teachers. It discusses the practical use of Janusz Korczak's pedagogical ideas in the ever-changing modern socio-cultural and educational environment and presents the experience of such implementation in the International Integration Korczak Camp «Nash Dom» (Russia).
Keywords: Korczak's pedagogk, humanization if education, socio-cultural adaptation, children camp.
Список использованных источников:
1. Демакова И.Д. Януш Корчак: живая педагогика изменяющегося мира. — М.: ЦНПРО, 2013. — 200 с.
2. Корчак Я. Как любить ребенка: Книга о воспитании. — М.: АСТ, 2014. — 480 с.
3. Корчак Я. Король Матиуш Первый. — М.: АСТ, 2010. — 288 с. Spisok ispol'zovannyh istochnikov:
1. Demakova I.D. YanushKorchak: zhivaya pedagogika izmenyauyshegosya mira. — M.: CNPRO, 2013. — S. 200.
2. Korchak Ya. Kak lyubit' rebenka: Kniga o vospotanii. — M.: AST, 2014. — S. 480.
3. Korchak Ya. Korol' MatiushPervyi. — M.: AST, 2010. — S. 288.