УДК 378
DOI: 10.17673/vsgtu-pps.2020.1.6
РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙ ЯНУША КОРЧАКА В НАУЧНОМ ТВОРЧЕСТВЕ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ
Л. А. Кочемасова1
Оренбургский государственный педагогический университет Российская Федерация, 460014, г. Оренбург, ул. Советская, 19 E-mail: lkochem@mail. ru
Аннотация
Автор обращается к педагогическому наследию выдающегося педагога-гуманиста XX столетия - Януша Корчака. В статье произведена попытка осмысления основных концептуальных идей Януша Корчака с позиции современных требований к методологии нового образования посредством привлечения студентов к самостоятельному научному творчеству. Педагогика Януша Корчака и ее методология характеризуются в контексте популяризации и преемственности идей гуманизма в современном образовании. Представлены приоритетные направления конкурса по реализации идей педагога-гуманиста о самоценности детства, определивших значимость права ребенка на уважение. Особое внимание уделяется своду прав ребенка, обеспечивающих его полноценное развитие. Рассмотрены позиции ведущих ученых-исследователей (P.A. Валеева, И.Д. Демакова, М. Каминьска, А. Левин, И. Неверли, М. Михалак и др.), которые развивают идеи педагога, анализируют проблемы теории и практики воспитания в педагогической концепции Януша Корчака. Практическая значимость исследования состоит в направленности его результатов на активизацию научного творчества студентов путем реализации педагогических идей Януша Корчака в международном конкурсе научно-исследовательских и творческих работ студентов «В мире мудрых мыслей отечественных и зарубежных ученых-педагогов». Представленные результаты исследования могут быть использованы в высших учебных заведениях России для решения задач усиления научно-исследовательской деятельности студентов путем прочтения по-новому педагогического наследия Януша Корчака. Статья будет интересна студентам образовательных организаций высшего образования (уровня подготовки бакалавриат, магистратура), представителям высшей школы, аспирантам.
Ключевые слова: научное творчество, концептуальные идеи, педагогическое наследие Януша Корчака, конкурс, педагог-гуманист, студент педагогического вуза, историко-педагогические компетенции, педагогическое образование.
Благодарности: Автор статьи выражает глубокую признательность и благодарность заслуженному деятелю науки Российской Федерации, доктору педагогических наук, профессору, заведующему кафедрой педагогики и социологии
1 Кочемасова Любовь Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Педагогика и социология».
Валентине Григорьевне Рындак, по инициативе которой был организован и проведен международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ студентов «В мире мудрых мыслей Януша Корчака»; члену экспертного совета международного конкурса, доктору педагогических наук, профессору, заведующему кафедрой психологической антропологии, вице-президенту Российского общества Януша Корчака Ирине Дмитриевне Демаковой. Выражаю признательность редакционной коллегии и издателям журнала «Вестник СамГТУ. Серия «Психолого-педагогические науки», а также благодарю рецензентов за представление положительной рецензии и рекомендацию к публикации.
Введение
Развитие научного творчества и стимулирование научно-исследовательского интереса обучающихся является актуальным направлением деятельности педагогического вуза в современной системе педагогического образования.
Анализ концептуальных идей, отражающих педагогическое наследие Януша Корчака, и современное его прочтение в научном творчестве обучающихся позволяют сделать выводы о том, что на фоне интенсификации обучения в высшем образовании, внедрения федеральных государственных стандартов, приоритетных направлений государственной политики возрастает потребность активизации научного творчества студентов при решении современных проблем педагогического образования.
В статье обобщены результаты научно-исследовательских и творческих работ студентов по приоритетным направлениям педагогических идей педагога-гуманиста Януша Корчака, в которых отражено современное осмысление исто-рико-педагогического опыта в процессе научного творчества студентов.
Опыт практического применения свидетельствует об эффективности научного творчества обучающихся, которое способствует поиску креативного подхода, формированию критического мышления в рассмотрении приоритетных направлений научно-исследовательской деятельности студентов, самореализации студентов, овладению комплексом историко-педагогических компетенций, основанных на гуманистических идеях педагогики Януша Корчака.
В настоящее время, оценивая гуманистические идеи и педагогический опыт Януша Корчака, нужно отметить, что они широко используются современными педагогами в разных странах мира. Этому во многом способствует разносторонняя деятельность Российского общества Я. Корчака, а именно президента Российского общества Януша Корчака профессора Казанского федерального университета Розы Валеевой, вице-президента Российского общества Януша Корчака профессора Московского государственного педагогического университета Ирины Демаковой. В то же время нельзя не отметить и зарубежную деятельность. Международной Корча-ковской ассоциацией и ее президентом Мареком Михалаком, г. Варшава (Польша), широко пропагандируются его гуманистические идеи и оказывается практическая помощь детям с трудной судьбой [1-7].
1. Обзор литературы
Анализ литературы по проблеме исследования показал, что отношение студентов к педагогическому наследию Януша Корчака существенно изменилось. Гуманистический потенциал наследия действительно неисчерпаем и позволяет значительно расширить горизонты совершенствования историко-педагогической компетентности будущих педагогов [8-10].
Обращение к педагогическому наследию прошлого чрезвычайно актуально и значимо в современных социально-экономических условиях. Это обусловлено прежде всего тем, что во многом изменился мир, изменился ребенок, изменилась система воспитания и взаимодействия мира взрослых и мира детей. Какподчеркивают в своих трудах отечественные педагоги и психологи (А.Г. Асмолов, М.В. Богуславский, В.В. Сериков, А.П. Тряпицына, Д.И. Фельдштейн и др.), произошедшие изменения в мире во многом повлияли на отечественное образование, школу, семью и, естественно, на детей, которые сегодня во многом отличаются от тех, с которыми работал и общался Януш Корчак [11].
Особой областью исследования являются работы, рассматривающие феномен великого педагога, который пытались объяснить: писатель и педагог И.Н. Неверли в работе «Такой была эта детская газета», педагог и психолог Жерар Кан в книге «Педагогика Януша Корчака и еврейское воспитание», психиатр и писатель Б.Дж. Лифтон в труде «Король детей. Жизнь и смерть Януша Корчака», O.P. Медведева в статье «Легенда Януша Корчака: структура, истоки», К.Э. Сенкевич в работе «К биографии Януша Корчака. Прохождение военной службы (Хроника)», Е.С. Твердислова в труде «Память, обращенная в будущее, или Религия детства (Читая дневники Я. Корчака и М. Пришвина)», которые искали «своего Корчака», пытаясь за легендой рассмотреть обычного человека.
Для исследования значимой является авторская позиция первой в бывшем СССР докторской диссертации, посвященной воспитательной системе Януша Корчака, президента Российского общества Януша Корчака профессора Казанского федерального университета Розы Алексеевны Валеевой, автора книги «Живая педагогика изменяющегося мира», вице-президента Российского общества Януша Корчака профессора Московского государственного педагогического университета Ирины Дмитриевны Демаковой, президента международной Корчаковской ассоциации, директора Института прав ребенка имени Януша Корчака, канцлера международной капитулы Ордена Улыбки Марека Михалака, г. Варшава (Польша) [12, 1, 5, 7].
2. Материалы и методы
Материалом исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых в области реализации идей и историко-педагогического анализа гуманистических оснований в педагогической системе Януша Корчака.
Методология исследования включала в себя анализ и обобщение результатов 94 конкурсных работ обучающихся образовательных организаций высшего образования (уровень подготовки - бакалавриат).
Основными методами исследования являлись изучение, теоретический анализ научно-педагогических работ российских и зарубежных авторов, обзор методических источников и педагогической литературы (статей, монографии, учебно-методических изданий, интернет-источников по исследуемой проблеме).
Эмпирическую основу исследования представляет Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ студентов «В мире мудрых мыслей отечественных и зарубежных ученых-педагогов». Конкурс 2019 года посвящен выдающемуся педагогу, писателю, публицисту, защитнику прав детей Янушу Корчаку, научные работы которого стали основой для Декларации прав ребенка, а литературные произведения переведены почти на все языки мира. Ради детей во время Второй мировой войны он трижды отказался спасти свою жизнь. В международном конкурсе «В мире мудрых мыслей Януша Корчака» была подчеркнута значимость его педагогического наследия в контексте активизации научного творчества студентов.
3. Результаты исследования
Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ студентов «В мире мудрых мыслей отечественных и зарубежных ученых-педагогов» проводится в третий раз кафедрой педагогики и социологии Оренбургского государственного педагогического университета. К участию в конкурсе приглашаются студенты образовательных организаций высшего образования (уровня подготовки бакалавриат), изъявившие желание принять участие в конкурсе и подавшие в конкурсную комиссию работы согласно Положению о конкурсе независимо от курса, на котором они обучаются, и их руководители.
В исследовании большое значение имела реализация идей Януша Корчака путем применением такой формы самореализации студентов, как Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ студентов «В мире мудрых мыслей Януша Корчака». В ходе ее использования создавалась возможность активизации научно-исследовательской деятельности студентов в контексте утверждения концептуальных идей и педагогических взглядов Януша Корчака, которые историко-педагогическое сообщество считает достойными для изучения и применения в современной образовательной практике.
В ходе исследования определены приоритетные направления конкурса, позволяющие в современных условиях переосмыслить особую практическую ценность, расширить горизонты, открывающие по-новому педагогическое наследие Януша Корчака в современном научном творчестве обучающихся.
Проведение международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ студентов «В мире мудрых мыслей Януша Корчака» осуществлялось по предложенным в информационном письме 27 направлениям реализации идей Януша Корчака.
Наиболее полное отражение педагогической концепции Януша Корчака представлено в следующих направлениях конкурса: гармонизация взаимодействия мира детей и мира взрослых, образ педагога, детское счастье в гуманистических и воспитательных системах Януша Корчака, идеи защиты несовершеннолетних в концепции ООН о правах ребенка, педагогика Януша Корчака в работе с детьми «группы риска», педагогический опыт Януша Корчака в работе с детьми из неблагополучных семей.
Конкурс проводился по следующим номинациям:
1. Гуманистические идеи в истории образования и педагогической мысли.
2. Образ педагога в педагогическом наследии отечественных и зарубежных ученых.
3. Дидактическая система прошлого и настоящего (принципы, методы, формы, средства и технологии обучения).
4. Урок и альтернативные формы обучения: ретроспективный анализ.
5. Идеи трудового воспитания в педагогическом наследии отечественных и зарубежных ученых.
6. Идеи народной педагогики как отражение опыта человечества.
7. Воспитание гражданина в трудах отечественных и зарубежных ученых.
8. Идея коллективного воспитания в трудах и практической деятельности отечественных и зарубежных педагогов.
9. Духовное воспитание подрастающего поколения: пространство ценностей и культуры.
10. Педагогический эксперимент в наследии ученых прошлого и настоящего.
Автором был проведен анализ количественных данных по содержанию
международного конкурса за период 2018-2019 гг. Обнаруживается положительная динамика процента представивших свои конкурсные научно-исследовательские и творческие работы студентов. Числовые характеристики конкурса приведены в табл. 1.
Обзор научной литературы показал значительный пласт современных исследований, посвященных изучению педагогической деятельности Януша Корчака в ее историко-педагогическом аспекте [12-15]. Анализ позволил констатировать, что для многих поколений педагогов его образ, его гуманистические находки стали путеводной звездой в жизни. Несмотря на то, что
A.C. Макаренко воспитывал бездомных, зачастую малолетних преступников,
B.А. Сухомлинский - детей послевоенных лет, безотцовщину, измученную тяготами войны, Я. Корчак - детей-сирот, не знающих родительской ласки, заботы и любви, Ш.А. Амонашвили - обычных детей с разными судьбами и
проблемами, всех их объединяет гуманистическое отношение к ребенку, которое проявляется в любви, уважении и требовательности. И самая главная задача педагога - воспитать в человеке стремление быть лучше, добрее, духовнее, научить жить по совести, по правде и справедливости [8, 9, 16, 17].
Таблица 1
Статистика по образовательным организациям, научным руководителям, конкурсантам, представившим материалы на Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ студентов «В мире мудрых мыслей отечественных и зарубежных ученых-педагогов»
Тематика конкурса, учебный год, Количество
семестр Отправленных Научных Образовательных
конкурсных работ руководителей организации
«В мире мудрых мыслей В.А. Сухом- 44 33 15
линского», 2018-2019 уч. год,
I семестр
«В мире мудрых мыслей К. Д. Ушин- 57 24 11
ского», 2018-2019 уч. год, II семестр
«В мире мудрых мыслей Януша Кор- 94 42 18
чака», 2019-2020 уч. год, I семестр
Всего 202 99 44
Восхищаясь личностью Януша Корчака и называя его человеком невероятной нравственности и красоты, выдающийся отечественный педагог В.А. Сухомлинский откровенно сказал, что его образ и подвиг явились для него вдохновением. В книге «Сердце отдаю детям» В. А. Сухомлинский написал: «... чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им свое сердце» [17, с. 10]. Как тесно переплетаются судьбы и перекликаются идеи двух великих педагогов! Один - выбрал смерть вместе с детьми, другой - отдал свое сердце детям, в каждом из которых видел неповторимую личность.
Идеи, находки, инновации современника, известного российского педагога-психолога Ш.А. Амонашвили тесно перекликаются с идеями Я. Корчака. Педагог-новатор, так же как и польский педагог-гуманист, в своих работах пишет: «Детей надо любить всем сердцем, и чтобы их любить так, нужно учиться у них, как следует проявлять эту любовь. Каждый школьный день, каждый урок должен быть осмыслен педагогом как подарок детям. Каждое общение ребенка со своим педагогом должно вселять в него радость и оптимизм» [16, с. 206]. Именно так относился к своим воспитанникам Януш Кор-чак: «Годы работы все очевиднее подтверждали, что дети заслуживают уважения, доверия и дружеского отношения, что нам приятно быть с ними в этой ясной атмосфере ласковых ощущений, веселого смеха, первых бодрых усилий и удивлений, чистых, светлых и милых радостей, что работа эта живая, плодотворная и красивая» [10, с. 12].
В материалах научно-исследовательских и творческих работ молодые исследователи продемонстрировали собственное видение актуальных проблем изучения детского счастья как цели воспитания в гуманистических воспитательных системах на примере педагогики Януша Корчака (во многих конкурсных работах студентов в центре внимания была личность педагога как субъекта образовательного процесса и участника диалогического взаимодействия в педагогическом образовании), что подтверждает практическую ценность сочетания традиционного и инновационного подходов при рассмотрении проблем их научного исследования.
Важно понимать, как отмечает студентка Оренбургского государственного педагогического университета Евгения Белякова, что педагогика Януша Корчака носила гуманистический характер. Общей чертой всех сторонников гуманистического воспитания является то, что главным критерием успешной воспитательной деятельности считается человеческое, а главное детское счастье. Воспитательная система, созданная польским педагогом, строилась на человечном отношении внутри коллектива. Важным компонентом таких отношений выступает взаимопонимание между взрослыми и детьми. Но в свою очередь концепция воспитания Януша Корчака не сводится к теории свободного воспитания. По мнению Корчака, в процессе воспитания подрастающего поколения запреты и дозволения должны гармонично сочетаться, не перевешивая ни в сторону строгих запретов, ни в сторону вседозволенности [18].
Лина Заломенкова, студентка Крымского инженерно-педагогического университета имени Февзи Якубова, приходит к выводу, что педагогика Януша Корчака выступает ярким примером того, как детское счастье определено целью воспитания. Его воспитательная система основана на идее добра, любви и свободы. Цель корчаковской педагогики - углубленное изучение природы ребенка, развитие ее скрытых способностей гуманистическим путем, ее основа - абсолютная ценность детства. Он отмечал большое значение счастливого, наполненного радостью детства в формировании личности [18].
Студентка Казанского федерального университета, Елабужского института Элина Нигматуллина отметила, что современные писатели также не обходят стороной гуманистические идеи и творчество Януша Корчака. Например, талантливая писательница и просветитель Марина Аромштам в своей замечательной книге «Когда отдыхают ангелы» обращается к педагогическому наследию Я. Корчака и демонстрирует читателям свою почтительность к его великим идеям и любви к детям. На страницах романа учительница Марсём читает вслух своим ученикам книгу Корчака «Король Матиуш Первый», знакомя их с творчеством великого педагога и друга всех детей. Она искренне верит, что ее воспитанники благодаря книге Януша Корчака станут добрее и внимательнее к окружающим [18].
По мнению Аркадия Нопина, студента Пермского государственного национального исследовательского университета, в книгах Я. Корчака не было абстрактных понятий - все показано на живых примерах, ситуациях, с
которыми он сталкивался при воспитании сирот. Следовательно, читатель, наблюдая за своим ребенком и стремясь его понять, сможет достичь успехов в воспитании. Я. Корчак внес огромный вклад в развитие гуманистической педагогики, создав целостную систему, опробовав ее на практике и ценой своей жизни оставшись верным своим принципам и идеалам. Современным родителям стоит обратить внимание на его книги, чтобы осознать, что внимание и любовь к ребенку важнее развивающих кружков. И главная цель воспитания - не в том, чтобы ребенок стал успешным, а в том, чтобы он стал счастливым [18].
Сегодня без преувеличения можно сказать, что фигура Януша Корчака занимает значимое место в истории педагогики. Не только благодаря акту самопожертвования, прославившему его на весь мир, но и благодаря тем педагогическим взглядам, которые он демонстрировал в своих трудах. В частности, как в педагогической литературе, так и в художественных произведениях он поднимает проблему воспитания детей группы риска.
Студентка Оренбургского государственного педагогического университета Екатерина Суходолова вслед за Янушем Корчаком отметила принципы воспитательной работы с детьми «группы риска»: сочетание воспитания и самовоспитания, уважение и принятие личности ребенка, безоговорочное соблюдение его прав. В каждом ребенке необходимо воспитывать стремление к самостоятельности, ответственности, доброте, честности и отзывчивости, обеспечивать возможность выбора. Следует обратить внимание на авторскую позицию, заключающуюся в том, что необходимым условием при работе с детьми «группы риска» выступает формирование благоприятного психологического микроклимата. С этой точки зрения в воспитательной системе Корчака главенствующим компонентом выступает любовь к ребенку, подразумевающая стремление понять его в любой ситуации [18].
Мария Шилимова, молодой исследователь из Оренбургского государственного педагогического университета, в конкурсной работе отмечает: неважно, с каким контингентом детей вы работаете или собираетесь работать, чтение записей Я. Корчака производит неизгладимое впечатление и заставляет задуматься о том, как мы общаемся с детьми, и о том, как, оказывается, просто, грамотно и четко можно организовать работу детского дома с целью создания благоприятной атмосферы для воспитания в детях гуманизма, самодостаточности и умения взаимодействовать с обществом [18].
Педагогика прав ребенка стала наиболее яркой характеристикой педагогической концепции Януша Корчака, своеобразным символом бесконечной преданности ребенку, защиты его прав в мире взрослых. Идеи защиты прав несовершеннолетних в педагогическом наследии Януша Корчака, нашедшие отражение в положениях Конвенции ООН о правах ребенка, - своего рода попытка пробить стену безмолвия и перевоплотить сложное детство в слова и действия, которые сумеют вывести детей из мира теней на свет. Они после-
довательно и достаточно детально раскрыты следующими авторскими позициями молодых исследователей:
- настойчивость Януша Корчака в отношении права ребенка на уважение помогла заложить интеллектуальную основу для того, чтобы распространить права человека, сформулированные во Всеобщей декларации прав человека 1948 года, на детей через Конвенцию ООН о правах ребенка. Кроме того, забота Корчака о моральном достоинстве детей, а также об их личном благополучии проложила новый путь в деятельности по защите детей;
- идеи Януша Корчака о признании и уважении прав несовершеннолетних имеют свою научно-педагогическую ценность, но основная их значимость состоит в том, что они стали основой для формирования статей, изложенных в Конвенции ООН о правах ребенка, участниками которой являются 194 государства. В этой связи современные дискуссии, касающиеся прав детей, имеют целью не только призыв к их реализации, но и переход к реальным мерам, способным повысить уровень жизни несовершеннолетних граждан во всем мире;
- взгляды Януша Корчака на проблему определения, признания и уважения прав детей, безусловно, имеют свою научно-педагогическую ценность, но основная их значимость заключается в действенности, практической реализации в детских домах. Следует добавить, что Я. Корчак не играл с детьми в демократию, а проверял собственную профессиональную пригодность, как врач проверяет на себе новое лекарство. Это равенство перед законом, которое дети видели собственными глазами, воспитывало лучше всяких слов. В душах укреплялась ценность закона вообще, нравственного закона, и дети незаметно для себя или, наоборот, сознательно и добровольно принимали общественные нормы как свои собственные.
Победительница Международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ студентов «В мире мудрых мыслей Януша Корчака» студентка Казанского федерального университета, Елабужского института Ру-шания Мухамадеева выделяет ключевые идеи Януша Корчака в контексте Конвенции о правах ребенка и утверждает, что статьи из главы 1 Конвенции ООН о правах ребенка мы можем обнаружить в ряде педагогических трудов Януша Корчака. Главный педагогический труд «Как любить ребенка», а также вышедшие позднее, но идейно его дополняющие труды «Право на уважение», «Правила жизни», «Шутливая педагогика» и т.п. наиболее полно отразили требование автора создать Конституцию прав ребенка. По мнению Януша Корчака, базисными правами ребенка, на которые опирался он сам, являются права на ошибки, на собственность, на уважение, на образование, на протест против несправедливости - и даже на право солгать в некоторых ситуациях [18].
Марек Михалак, польский педагог и общественный деятель, президент Международной Корчаковской ассоциации, на пленарном заседа-
нии Международной научно-практической конференции «Идеи Януша Кор-чака в подготовке будущего учителя» международного форума по педагогическому образованию, проходившего в период с 29 по 31 мая 2019 года в Институте психологии и образования Казанского (Приволжского) федерального университета, в своем докладе «Права детей, или Как мы продолжаем дело Януша Корчака сегодня» утверждает, что в современном мире продолжает существовать педагогическая концепция Януша Корчака. По мнению Марека Михалака, Януш Корчак был великим педагогом, который учил, как любить ребенка, как понять ребенка, как с ним общаться. Он был адвокатом, первым защитником прав ребенка. Он выделил основные права детей: на жизнь, на сегодняшний день, на право быть самим собой. Десятки лет спустя это легло в основу Декларации о правах ребенка, которая ставит задачи воспитания детей перед родителями, учителями, журналистами, священниками и т. д.
Таким образом, правовое положение детей в настоящее время регламентируется различными нормативно-правовыми документами международного и внутригосударственного уровня. Некоторые положения были предложены и реализованы в практической деятельности Я. Корчаком. Его произведения о детях и для детей являются источником ценных рекомендаций о ребенке и его благе, подкрепленных педагогическим опытом, имеющих продолжение в работах современных ученых о соблюдении прав ребенка в школе, в семье, в обществе, дающих возможность формировать информированную, компетентную личность, принимающую самостоятельные решения, способную нести всю полноту ответственности за них.
Перед научно-педагогическим сообществом разворачивается проблема поддержки ребенка в условиях интернатного учреждения, которая находит свое отражение в наследии Януша Корчака и востребована в настоящее время.
Для нашего исследования значимо мнение Ф.Г. Абдрахмановой, выделившей две составляющие педагогики Януша Корчака, которые внесли большой вклад в современную педагогическую науку: первая составляющая заключается в отстаивании гуманизма и непреклонном следовании его принципам; вторая составляющая нацелена на развитие самостоятельности школьников, детей и является актуальной для современной школы [14, с. 2].
Реализация этих принципов невозможна без воспитательной среды, в которой они реализуются. «Дух, атмосфера, в которой осуществляется этот процесс, не терпит сопротивления, они диктуют, они принуждают» [9, с. 54]. Значит, грамотное создание благоприятной воспитательной среды может побудить, развить и воспитать в ребенке нужные качества, сформировать нравственные нормы. На основе наблюдений, работы с детьми педагог делает выводы о том, как стоит относиться к ребенку, раскрывает его тайны поведения. Нам было интересно узнать, что именно из опыта Януша Корчака используют педагоги. Поэтому мы выделили важные моменты, которые стоит учитывать
при воспитании детей, из книги «Как любить ребенка», а затем узнали мнение педагогов Красногорского детского дома: приметают ли они эти советы, знают ли о них? (табл. 2). Как оказалось, в Красногорском детском доме никто об этой книге не слышал, но несмотря на это педагоги исходя из своего опыта следуют некоторым правилам и советам, которые дает Януш Корчак.
При посещении этого учреждения с первых минут чувствуется атмосфера уюта, дружелюбия, теплоты и понимания, а также дисциплины, порядка, культурного общения воспитанников и администрации. Эта атмосфера оказывает благоприятное влияние и на установление воспитанниками толерантных отношений с другими детьми. Таким образом, законы принуждения воспитательной среды Януша Корчака действуют и в современном обществе.
В результате систематизации полученных ответов на вопросы было произведено сравнение опыта и мнения Януша Корчака со взглядами современных педагогов, опирающихся на его наставления в системе воспитания детей в интернатном учреждении (см. табл. 2).
Таблица 2
Сравнительный опыт воспитания детей в интернатном учреждении во времена Януша Корчака и в настоящее время
Закон воспитательной системы
Опыт и мнение Януша Корчака
Опыт и мнение педагогов-практиков Красногорского детского дома
Закон свободы
Ребенку нужно покорять вершины, находиться в поисках, но при этом он не должен оставаться без грамотной опеки.
Педагоги-практики, обобщив свой опыт, пришли к выводу, что детей стоит лишь направлять в поисках себя, давать им самим сделать выбор.
Закон права ребенка на смерть, права на сегодняшний день и права быть тем, что он есть
Ребенок имеет три основных права: право на смерть, право на сегодняшний день и право быть тем, что он есть. Нужно понимать их и совершить как можно меньше ошибок при их осуществлении.
Опыт показывает, что в современном мире соблюдать право на смерть сложно, поэтому оно нарушается. Остальные реализуются в более полной мере.
Закон запретов и приказов
Система запретов и приказов в воспитании детей должна быть продуманной с разумным их количеством, чтобы не запутаться.
Опыт позволяет создать систему запретов, которая дает свободу жизни и направлена не только на завтрашний день, но и на сегодняшний.
Закон
рационализма
Рационализм в воспитании. Нужно принимать ребенка таким, какой он есть, и не требовать невозможного.
Из опыта работы мнение педагогов совпадает с мнением Януша Корчака.
Закон влияния общества на реализацию принципов воспитания
Участники воспитательного процесса поддаются критике, следуют принципам времени.
Педагоги не поддаются веяниям современности и следуют принципам из своего опыта и опыта известных коллег.
Окончание табл. 2
Закон воспитательной системы Опыт и мнение Януша Корчака Опыт и мнение педагогов-практиков Красногорского детского дома
Закон духа коллектива как элемента воспитания Дух, атмосфера коллектива диктуют, принуждают к соблюдению норм и правил. Опыт показывает, что данный закон активно применяется в практике педагогов, служит способом воздействия на детей.
Закон режима дня Дети должны спать, когда им хочется. Нельзя их заставлять, это преступление. Таблица, гласящая, сколько часов сна нужно ребенку, абсурдна. Не стоит позволять ребенку бодрствовать во время, отведенное для сна. Время сна можно варьировать, но не доводить его до крайностей.
Закон честности с детьми Нужно сдерживать обещания, чтобы ребенок доверял вам, и не врать. Невозможно не врать детям. Ложь во благо иногда необходима. А обещания, безусловно, нужно сдерживать.
Закон формирования реалистичных представлений о мире Ошибка - создавать представления детей о мире как об «идеальном». Большинство детей с момента поступления в интернатное учреждение сталкиваются с реальным миром, поэтому идеализированных представлений у детей почти не встречается.
В свете направлений решения проблемы поддержки ребенка в условиях интернатного учреждения Януша Корчака обратимся к опыту их реализации в Оренбургской области.
Для интернатных учреждений Оренбургской области характерна направленность на творчество, предоставление широких возможностей для самореализации воспитанников. Министерство образования Оренбургской области организует многочисленные мероприятия для социальной поддержки детей, находящихся в интернатных условиях (проводятся различные фестивали для создания теплых и дружеских взаимоотношений между детьми и взрослыми, например традиционный областной фестиваль воспитанников детских домов «Тепло детских сердец», который реализуется с 2010 года в рамках программы «Газпром - детям») [19].
Обратим внимание на важность поддержки детей-сирот в учебной деятельности. Примером этой поддержки в Оренбургской области выступает областной слет отличников и хорошистов, организуемый Оренбургским областным дворцом творчества детей и молодежи им. В.П. Поляничко для воспитанников детских домов и школ-интернатов. В нем принимают участие воспитанники областных учреждений для детей-сирот, а зрителями являются учащиеся специальных коррекционных школ и специальных интернатов [19].
Обсуждение и заключение
Исследование педагогического наследия по рассматриваемой проблеме доказывает, что реализация идей Януша Корчака в научном творчестве сту-
дентов необходима. Участие студентов в конкурсе позволяет им открыть для себя ценность и актуальность гуманистических идей педагога Януша Корча-ка, внесшего неоспоримый вклад в развитие педагогической мысли, стимулирует их развитие и мотивацию к будущей профессии в формате исследовательской, интеллектуальной и творческой деятельности.
Именно поэтому будущим педагогам необходимо как можно больше обращаться к педагогическому наследию и опыту Януша Корчака в научном творчестве и принимать его слова как руководство к действию в своей будущей профессиональной деятельности: «Познать человека - значит прежде всего изучить ребенка... Не рассуждать, а вместе с ним чувствовать: по-детски радоваться и грустить, любить и сердиться, обижаться и стыдиться, опасаться и доверять» [20].
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Валеева Р.А. Как любить ребенка: воспитательная система Януша Корчака // Педагогическая концепция и воспитательная практика Януша Корчака. - Казань, 2011 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://infourok.ru/kak_ lyubit rebenka vospitatelnaya sistema yanusha korchaka-361572.htm
2. Januszewska E., Valeeva R. Children's rights in Poland and Russia in the context of Janusz Korczak's in heritage. International Journal of Environmental & Science Education, 2016. Vol. 11. No. 3. 327-338 pp.
3. Valeeva R.A., Demakova I.D. Humanization of education in the context of Janusz Korczak pedagogical ideas. Review of European Studies, 2015. Vol. 7. No. 4. 161171 pp.
4. Valeeva R., Kalimullin A. Teacher Education in Russia. Oxford Research Encyclopedia of Education. Ed. Jo Lampert. New York: Oxford University Press, 2019. Doi: http://dx.doi.org/10.1093/acrefore/9780190264093.013.446
5. Демакова ИД. Януш Корчак: живая педагогика изменяющегося мира: монография. - М.: АНО ЦНПРО, 2013 .-200 с.
6. Демакова ИД. Социальный педагог в поисках смыслов: о педагогических идеях Януша Корчака // Работа социального педагога в школе и микрорайоне. -2016.-№ 4.-С. 49-55.
7. Marek М. The Rights of the Child Yesterday, Today and Tomorrow - the Korczak Perspective / pod rcdakcja Marka Michalaka / ed. Marek Michalak. PART I. Warsza-wa, 2018. 575 p.
8. Корчак Я. Избранные педагогические произведения / Пер. с пол. К.Э. Сенке-вич. - М.: Педагогика, 1979. - 474 с.
9. Корчак Я. Как любить ребенка: Книга о воспитании: Пер. с польск. - М.: Политиздат, 1990. - 493 с.
10. Корчак Я. Право ребенка на уважение [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://www.koob .ru/korczak J anush/pravo_rebenka_na_uvazhenie
11. Богуславский M.B. Использование потенциала советской системы образования в современной российской образовательной политике: возможности и риски // Тенденции развития образования. Качество образовательных результатов и образовательных реформ: материалы XV Междунар. науч.-практ. конф. - М., 2019.-С. 41-50.
12. Валеева Р.А. Януш Корчак. Как любить ребенка. - Казань: Социальный проект, 2016 [Электронный ресурс|. - Режим доступа: https://www.labirint.ru/books/524604/
13. Каминъска М. Педагогическая концепция Януша Корчака // Ярославский педагогический вестник. - 2014. - № 3. - Т. 2. - С. 7-12.
14. Абдрахманова Г.Ф. Главный вклад Януша Корчака в современную педагогическую науку [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://multiurok.ru/blog/ glavnyi-vklad-ianusha-korchaka-v-sovriemiermuiu-piedaghoghichieskuiu-nauku.html
15. Оганян Т.Е., Евалдин А.Ю. Интеграция педагогических условий диалогичности воспитания на основе наследия Я. Корчака и В.А. Сухомлинского // Перспективы науки и образования. - 2019. - № 3 (39). - С. 20-30. Doi: 10.32744/pse. 2019.3.2
16. Амонашеили Ш.А. Здравствуйте, дети!: Пособие для учителя / Предисл.
A.В. Петровского. - М.: Просвещение, 1983. - 208 с.
17. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - М.: Минск: Народная Асвета, 1982. -288 с.
18. В мире мудрых мыслей Януша Корчака: материалы международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ студентов / науч. ред.
B.Г. Рындак; отв. за вып. J1.A. Кочемасова; Мин-во науки и высшего образования Российской Федерации; ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет». - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2020. ISBN 978-5-85859705-6 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ospu.ru/resources/e_book/ sb_stud_konk/sb_ped_k_2020 .pdf
19. Правительство Оренбургской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.minobr.orb.ru/pmpk/soc_konkurs_oxrana.php (дата посещения 10.09.2019).
20. KorczakJ. Idealna rodzina. Kolce, 1897. No. 20. 6 p.
Поступила в редакцию 21.12.2019 В окончательном варианте 10.02.2020
UDC 378
REALIZATION OF YANUS KORCHAK IDEAS IN THE SCIENTIFIC WORKS OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITIES
L.A. Kochemasova1
Orenburg State Pedagogical University
19, Soviet St., Orenburg, 460001, Russian Federation
E-mail: lkochem@mail. ru
Abstract
The author addresses the pedagogical heritage of the outstanding humanist educator of the twentieth century - Janusz Korczak. The article attempts to comprehend the basic conceptual ideas of Janusz Korczak from the perspective of modern requirements for the methodology of new education by attracting students to independent scientific creativity. The pedagogy of Janusz Korczak and its methodology are characterized in the context of the popularization and continuity of the ideas of humanism in
1 Lyubov A. Kochemasova, Cand. Ped. Sci., Associate Professor of Pedagogy and Sociology Department.
modern education. The article presents the priority areas of the competition for the implementation of the ideas of the humanist pedagogue about the self-worth of childhood, which determined the importance of the child's right to respect, the special attention is paid to the set of rights of the child, ensuring its full development, allowing students to reveal the main provisions of the pedagogical concept and the modern context ofpedagogy ofJanusz Korczak. The positions of leading scientific researchers (R.A. Valeeva, ID. Demakova, M. Kaminsk, A. Levin, I. Neverli, M. Mikhalak, etc.) are examined which develop the ideas of the teacher, analyze the problems of the theory and practice of education in the pedagogical concept of Janusz Korczak. The practical significance of the research lies in the direction of its results in improving the scientific creativity of students through the implementation of the ideas of Janusz Korczak in the international competition of research and creative works of students "In the world of wise thoughts of domestic and foreign scientists and teachers." The practical significance of the research lies in the direction of its results in enhancing students 'scientific creativity by implementing the pedagogical ideas of Janusz Korczak in the international competition of students' research and creative works "In the world of wise thoughts of domestic and foreign academic teachers". The presented research results can be used in higher educational institutions of Russia to solve the problems of increasing the research activities of students by reading the new pedagogical heritage of Janusz Korczak. The article will be interesting to students of educational institutions of higher education (undergraduate, graduate level), representatives of higher education, graduate students
Keywords: scientific creativity, conceptual ideas, pedagogical heritage of Janusz Korczak, competition, humanist teacher, student of a pedagogical university, historical and pedagogical competencies, teacher education.
REFERENCES
1. Valeeva R.A. Kak lyubit' rebenka: vospitatel'naya sistema Yanusha Korchaka [How to love a child: educational system of Janusz Korczak], Pedagogicheskaya kontseptsiya ivospitatel'naya praktika YAnusha Korchaka. https://infourok.ru/kak_lyubit_rebenka_ vospitatelnaya_sistema_yanusha_korchaka-3 61572. htm
2. Januszewska E., Valeeva R Children's rights in Poland and Russia in the context of Janusz Korczak's in heritage. International Journal of Environmental & Science Education, 2016. Vol. 11. № 3. 327-338 pp.
3. Valeeva R.A., Demakova I.D. Humanization of education in the context of Janusz Korczak pedagogical ideas. Review of European Studies, 2015. Vol. 7. № 4. 161-171 pp.
4. Valeeva R., Kalimullin A. Teacher Education in Russia. In Oxford Research Encyclopedia of Education. Ed. Jo Lampert. New York: Oxford University Press, 2019. Doi: http://dx.doi.org/10.1093/acrefore/9780190264093.013.446
5. Demakova ID. Yanush Korchak: zhivaya pedagogika izmenyayushchegosya mira: monografiya [Janusz Korczak: living pedagogy of a changing world: a monograph], M.: ANO TsNPRO Publ., 2013. 200 pp.
6. Demakova ID. Sotsial'nyy pedagog v poiskakh smyslov: o pedagogicheskikh ideyakh Yanusha Korchaka [Social teacher in search of meanings: about the pedagogical ideas of Janusz Korczak], Rabota sotsial 'nogopedagoga v shkole i mikrorayone, 2016. 49-55 pp.
7. Marek M. The Rights of the Child Yesterday, Today and Tomorrow - the Korczak Perspective / pod rcdakcja Marka Michalaka / ed. Marek Michalak. PART I. Warsza-wa, 2018. 575 pp.
8. Korczak J. Izbrannyye pedagogicheskiye proizvedeniya [Selected pedagogical works]. Moscow, Pedagogy Publ., 1979. 474 pp.
9. Korczak J. Как lyubit' rebenka: Kniga о vospitanii [How to love a child: A book about education], Moscow, Politizdat Publ., 1990. 493 p.
10. Korchak J. Pravo rebenka na uvazheniye [The right of the child to respect], http ://www.koob .ru/korczak J anush/pravo_rebenka_na_uvazhenie
11. Boguslavsky M.V. Ispol'zovaniye potentsiala sovetskoy sistemy obrazovaniya v sovremennoy rossiyskoy obrazovatel'noy politike: vozmozhnosti i riski [Using the potential of the Soviet education system in modern Russian educational policy: opportunities and risks]. Tendentsii razvitiya obrazovaniya. Kachestvo obrazovatel 'nykh re-zul'tatov i obrazovatel'nykh reform: materialy XV Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Moscow, 2019. 41-50 pp.
12. Valeeva R.A. Yanush Korchak. Как lyubit' rebenka [Janusz Korczak. How to love a child]. Kazan: Social project Publ., 2016. https://www.labirint.ru/books/524604/
13. Karnin 'ska M. Pedagogicheskaya kontseptsiya Yanusha Korchaka [Pedagogical concept of Janusz Korczak], Yaroslavskiypedagogicheskiy vestnik, 2014. No. 3. Vol. 2. 7-12 pp.
14. Abdrakhmanova G.F. Glavnyy vklad Yanusha Korchaka v sovremennuyu pedagog-
icheskuyu nauku [The main contribution of Janusz Korczak to modern pedagogical science]. https://multiurok.ru/blog/glavnyi-vklad-ianusha-korchaka-v-sovriemiennuiu-piedaghoghichieskuiu-nauku.html
15. Ohanyan T.B., Gvaldin A.Y. Integratsiya pedagogicheskikh usloviy dialogichnosti vospitaniya na osnove naslediya YA. Korchaka i V.A. Sukhomlinskog [Integration of pedagogical conditions of dialogic education based on the legacy of Y. Korchak and V.A. Sukhomlinsky]. Perspektivy nauki i obrazovaniya, 2019. No. 3 (39). 20-30 pp. Doi: 10.32744/pse. 2019.3.2
16. Amonashvili Sh.A. Zdravstvuyte, deti! Posobiye dlya uchitelya [Hello children!: Teacher Manual]. Moscow: Education Prosveshcheniye Publ., 1983. 208 pp.
17. Sukhomlinskiy V.A. Serdtse otdayu detyam [I give my heart to children], Minsk: Narodnaya Asveta, 1982. 288 p.
18. V mire mudrykh mysley YAnusha Korchaka: materialy mezhdunarodnogo konkursa nauchno-issledovatel'skikh i tvorcheskikh rabot studentov / nauch. red. V.G. Ryndak; otv. za vyp. L.A. Kochemasova; Min-vo nauki i vysshego obrazovaniya Rossiyskoy Feder-atsii; FGBOU VO «Orenburgskiy gosudarstvennyy pedagogicheskiy universitet» [In the world of wise thoughts of Yanusha Korchaka: materials of the international competition of research and creative works of students]. Orenburg: Publishing house OGPU, 2020. https://ospu.ru/resources/e_book/sb_stud_konk/sb_ped_k_2020.pdf.]
19. Pravitel'stvo Orenburgskoy oblasti [Government of the Orenburg region], http://www.minobr.orb.ru/pmpk/soc_konkurs_oxrana.php (accessed September 10,2019).
20. Korczak J. Idealna rodzina. Kolce, 1897. No. 20. P. 6.
Original article submitted 21.12.2019 Revision submitted 10.02.2020