Научная статья на тему 'К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ ДИАЛОГИЧНОСТИ ВОСПИТАНИЯ В НАСЛЕДИИ Я. КОРЧАКА'

К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ ДИАЛОГИЧНОСТИ ВОСПИТАНИЯ В НАСЛЕДИИ Я. КОРЧАКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
178
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАСЛЕДИЕ Я.КОРЧАКА / THE LEGACY OF J. KORCZAK / ПЕДАГОГ-ГУМАНИСТ / TEACHER-HUMANIST / ДИАЛОГИЧНОСТЬ ВОСПИТАНИЯ / DIALOGIC EDUCATION / ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / HUMANIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS / НРАВСТВЕННО-ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / MORAL-HUMANISTIC ORIENTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гвалдин А. Ю.

В статье обосновывается актуальность проблемы диалогичности воспитания в современной воспитательной теории и практике. Автор проводит всесторонний анализ исследований педагогического наследия Я. Корчака в контексте проблемы диалогичности воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE FORMULATION OF THE PROBLEM OF DIALOGIC EDUCATION IN J. KORCHAK''S LEGACY

The article substantiates the urgency of the problem of dialogic education in modern educational theory and practice. The author conducts a comprehensive analysis of the research pedagogical legacy of J. Korczak in the context of dialogic education.

Текст научной работы на тему «К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ ДИАЛОГИЧНОСТИ ВОСПИТАНИЯ В НАСЛЕДИИ Я. КОРЧАКА»

К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ ДИАЛОГИЧНОСТИ ВОСПИТАНИЯ

В НАСЛЕДИИ Я. КОРЧАКА

А.Ю. Гвалдин

Ростовский государственный экономический университет (РИНХ),

Ростов-на-Дону

Аннотация. В статье обосновывается актуальность проблемы диалогичности воспитания в современной воспитательной теории и практике. Автор проводит всесторонний анализ исследований педагогического наследия Я. Корчака в контексте проблемы диалогичности воспитания.

Ключевые слова: наследие Я.Корчака; педагог-гуманист; диалогичность воспитания; гуманизация образовательного процесса; нравственно-гуманистическая ориентация.

Реальная гуманизация образовательного процесса возможна при условии перехода от предметоцентристкой модели к личностной, ценностно-смысловой модели. Для выведения воспитания на ценностно-смысловой уровень необходима разработка новых педагогических принципов воспитания, которые способны обеспечить актуализацию личностных смыслов воспитуемых. Одним из принципов воспитания, активно исследуемых в современной педагогической науке, является принцип диалогичности воспитания.

Под диалогичностью воспитания, мы понимаем принцип воспитания, основывающийся на том, что формирование и развитие личности осуществляется с помощью организованного взаимодействия между педагогом и воспитанниками, содержанием которого выступает обмен ценностями, идеями и смыслами, совместное продуцирование ценностей [1].

В современной теории и практике воспитания разрабатываются всё новые и новые концепции, основанные на принципе диалогичности воспитания, но в то же время не находят целостного осмысления и практического внедрения педагогические системы ХХ века, доказавшие свою эффективность и вошедшие

в «золотой фонд» мировой педагогики. В настоящем исследовании рассматривается педагогическая концепция Януша Корчака, в которой представлена содержательная и практическая сторона диалогичности воспитания, формы, методы, условия организации воспитательного диалога [2,

3].

Януш Корчак (1878-1942) - польский педагог, врач, писатель, общественный деятель, классик гуманистической педагогики. Его педагогическая концепция сложилась в период более чем тридцатилетней работы директором воспитательных учреждений «Наш дом» и «Дом сирот» и стала предметом осмысления мировой педагогической мысли. В России, Польше, Израиле, Германии, Голландии, Франции, Швейцарии, Бразилии, США созданы общества, изучающие и пропагандриующие педагогические идеи Я.Корчака.

В чём же сущность идей, которые ещё при жизни педагога считались новаторскими и прогрессивными? Р.А. Валеева, И.Д. Демакова, Э. Янушевска считают, что одной из ведущих идей в наследии польского педагога -это уважение и незыблемость прав и свобод детей как условие гуманизации образовательного пространства [4, 5]. Такого же мнения придерживается С. Ричардот, называя воспитательную концепцию Я. Корчака педагогикой свободы, суть которой заключается в праве ребёнка быть тем, кем он хочет быть, выбирать собственный неповторимый путь развития [6].

Педагогика Корчака - это ещё и педагогика понимания детского мира. В своих трудах педагог рассуждает о необходимости познания потребностей и интересов детей для организации воспитательного процесса, даёт рецепты, как постичь искусство понимания детского мировоззрения, психических состояний детей. Я. Корчак, сравнивая медицину и педагогику, придавал огромное значение разработке воспитательной диагностики. Как врач распознаёт симптомы, так и педагог должен распознавать мотивы поведения, состояния

души ребёнка: «Улыбки, слезы, румянец для воспитателя то же, что температура, кашель, рвота для врача. Нет незначительных симптомов. Надо записывать и все продумывать — отбрасывать случайное, связывать родственное, искать законы» [2].

Проблема диалога, диалогичности воспитания начала активно прорабатываться только в первой половине ХХ века. Так, появились фундаментальные труды, которые способствовали дальнейшему развитию «диалогической педагогики»: философские работы «Я и Ты» М. Бубера, «Проблемы творчества Достоевского» М.М. Бахтина, «Время и Другой» Э. Левинаса; психологический труд «Мышление и речь» Л.С. Выготского.

Воспитательная концепция Я. Корчака выделяется среди прочих, тем, что она основана на принципе единства теории и практики, синтезе педагогического, психологического, философского, медицинского, физиологического знания с исследовательским поиском решения проблем воспитания. Я. Корчак имел возможность не только изучать психолого -педагогические, философские работы предшественников и современников по вопросам воспитания, но и посещать школы, сиротские приюты в Англии, Германии, Франции, Швейцарии, выявляя особенности организации и функционирования воспитательных учреждений.

Педагог тщательно фиксировал опыт посещаемых им детских учреждений и результаты наблюдений за детьми. Целью его исследований было создание науки о ребёнке, которая основывалась на интеграции достижений различных наук. А. Левин [7], А.В. Шипова [8] отмечают, что воспитательная концепция Я.Корчака является примером диалектического единства теории и практики воспитательных действий, гармоничного сочетания идеи и действия.

Проведённый анализ научных работ, показывает, что диалогичность в педагогическом наследии Я. Корчака рассматривается в следующих аспектах:

1. Диалогичность как профессионально-личностная позиция педагога, элемент педагогического мировоззрения Я. Корчака.

2. Условия диалогичности воспитания - принципа, позволяющего рассматривать воспитание как субъект-субъектный смысло-поисковый творческий процесс, основанный на равноправии, уважении и принятии личности воспитанников.

3. Диалогичность произведений Я. Корчака.

Диалогичность как профессионально-личностная характеристика, элемент педагогического мировоззрения заключается в том, что педагог выполняет не просто формальную, должностную роль передатчика знаний и социокультурного опыта, а выступает личностью, имеющей гуманистическую ориентацию, собственную гражданскую позицию.

Признаками диалогичности как профессионально-личностной позиции в педагогической деятельности Я. Корчака выступают:

- сочетание теории и практики в педагогическом мышлении;

- постоянное наблюдение и тонкое чувствование психических состояний воспитанников;

- общение с детьми как духовная потребность, а не только профессиональная необходимость;

- нравственно-гуманистическая ориентация в организации межличностных отношений, воспитательных диалогов;

- способность к внутреннему диалогу - саморефлексии, самоанализу, выявлению ошибок в своей педагогической деятельности.

Х. Брауэрз [9], Н.Г. Липкина [10], Л.А. Рыбакова [11] рассматривают педагогическое наследие Я. Корчака с позиции его применения в работе по формированию у будущих педагогов гуманистической направленности, базовых педагогических ценностей, диалогичности как элемента педагогического мировоззрения.

На основе работ Х. Брауэрз, Н.Г. Липкиной, Л.А. Рыбаковой, описывающих практический опыт формирования гуманистических ориентаций у будущих педагогов, можно выделить следующие этапы этой работы:

1. Теоретический этап - ознакомление студентов с педагогическими идеями Я. Корчака, изучение ценностей которые составляли основу его педагогического мировоззрения (абсолютная ценность детства, уважение личности ребёнка, его прав и свобод, диалог как доминирующий способ выстраивания межличностных отношений).

2. Практический этап - вовлечение студентов в практическую гуманистически ориентированную деятельность с детьми (волонтёрская работа в детских домах, участие в молодёжных организациях, педагогическая практика), применения теоретических навыков в организации доверительного диалога с детьми при оказании им помощи, психолого-педагогической поддержки.

3. Исследовательский этап - написание научных и творческих работ по педагогическому наследию Я. Корчака, участие в круглых столах и конференциях, дискуссиях по проблемам обучения и воспитания.

4. Самоанализ, оценка успехов и неудач.

Л.А. Петровская и А.С. Спиваковская в педагогической концепции Я. Корчака выделяют следующие условия диалогичности воспитания:

1. общность;

2. равенство позиций педагога и воспитанников;

3. познание индивидуальности каждого воспитанника, его мира идей и ценностей;

4. принятие ребёнка;

5. несводимость результатов общения к категорическим негативным оценкам в адрес воспитанника [12, 13].

Ведущим условием диалогичности воспитания в педагогической системе Я. Корчака Л.А. Петровская, А.С. Спиваковская выделяют равенство позиций педагога и воспитанников. Данное условие означает признание субъектности ребёнка, активной его роли в воспитании и обучении, способности к сотрудничеству с педагогом, к самовоспитанию.

Под субъектностью следует понимать созидательное, активное, творческое начало личности, способность её изменить себя, другого человека, а также преобразовать мир вокруг себя. Сущностным и определяющим элементом субъектности является деятельностная активность, поскольку именно в деятельности человек самореализуется, самоутверждается, развивается, формирует новые смыслы.

В учреждениях Я. Корчака были созданы условия для включения детей в активную и творческую жизнедеятельность. Корчак создал оригинальную систему детского самоуправления, которая состояла из трёх ветвей власти -законодательной (парламент), исполнительной (Совет самоуправления), судебной (Товарищеский суд). Дети принимали законы, решали конфликтные ситуации, формировали собственные трудовые обязанности, тем самым несли равную с взрослыми ответственность за судьбу воспитательного учреждения. Система самоуправления, основанная на диалоге, способствовала формированию у детей самостоятельных суждений, собственной системы ценностей.

Для Я. Корчака признание в воспитаннике субъекта воспитания - это значит видеть в нём уникальную личность, возвыситься к его внутреннему миру: «Сто детей — сто людей, которые не когда-то там, не еще... не завтра, а уже... сейчас... люди. Не мирок, а мир, не малых, а великих, не «невинных», а глубоко человеческих ценностей, достоинств, свойств, стремлений, желаний» [2].

Также равенство позиций подразумевает признание двустороннего характера воздействий в процессе диалога - педагог и воспитанники способствуют личностному развитию друг друга. Этой особенности диалога Я. Корчак пишет следующим образом: «Ребенок и поучает, и воспитывает. Ребенок для воспитателя - книга природы; читая ее, он созревает» [3].

Необходимость изучения личности воспитанника в системе Я. Корчака напрямую влияет на эффективность процесса воспитания, поскольку вне учёта интересов, потребностей воспитанников воспитание превращается в навязывание готовых образцов поведения и жизни. Последнее условие диалогичности воспитания, выделенное в наследии Я. Корчака - несводимость результатов общения к оцениванию означает, что в практике диалога с ребёнком педагогу следует воздерживаться от категорических оценок, фиксированию недостатков, проступков подопечного. Авторство оценки должно перейти от педагога к воспитаннику, чтобы стимулировать его самовоспитание. К тому же педагоги, вешая ярлыки своим воспитанникам из-за одного негативного поступка, не учитывают, что ребёнок изменчив, а процесс познания его проявлений бесконечен.

В.Л. Пак [14], М. Каминьска [15] в своих работах обращаются к педагогическим произведениям Я. Корчака как программным документам его педагогики. Произведения Я. Корчака «Как любить ребёнка», «Когда я снова стану маленьким», «Дневник», «Лето в Михалувке», «Правила жизни», «Слава» носят ярко выраженный диалогический характер. В них представлены следующие типы диалогов:

1. Внутренний диалог Я. Корчака - размышления о педагогической действительности, о природе ребёнка, о своём педагогическом опыте.

2. Диалоги Я. Корчака с воспитанниками.

3. Диалоги воспитанников друг с другом.

4. Диалог Я. Корчака с воспитателями, родителями и «миром

взрослых» в целом.

В своих произведениях Я. Корчак в диалогическом ключе раскрывает феномен «детского мира» с одной стороны, а с другой - собственные педагогические идеи. В своих произведениях Я. Корчак стимулирует взрослых читателей на внутренний диалог - размышления на счёт восприятия ребёнка, мира детства, а также позволяет сделать критический анализ собственного отношения к детям. Педагог-гуманист обращается к молодым воспитателям с наставлением работать над пониманием ребёнка, изучением его внутреннего мира, чтобы установить доверительный контакт с ним. Молодые воспитатели подвержены ложному суждению, что они, обучая, формируя ребёнка, сами не поддаются изменению в общении с ребёнком. Корчак делится с молодыми воспитателями следующей истиной: ребёнок в общении с воспитателем поучает и воспитывает его [3].

Общение ребёнка бесценно - он обогащает опыт педагога, влияет на его мировоззрение, представления, взгляды. Педагог-гуманист приглашает к диалогу воспитателей, родителей, взрослых задавая вопрос: не является ли наше отношение к детям проявлением эгоцентризма взрослых? [3]

Я. Корчак пишет о том, что многие ошибки в воспитании совершаются из-за непонимания детского мировосприятия, потому что мы не знаем каков ребёнок на самом деле, какова его природа, каким он должен быть.

Мы можем сделать вывод, что в своих педагогических произведениях Я. Корчак выполняет роль посредника между миром взрослых и миром детей, призывая их к диалогу на основе уважения друг друга. В.Л. Пак отмечает, что Я. Корчак в своих произведениях не идеализирует мир детства и мир взрослых, указываяет на их противоположности, достоинства и недостатки, но вместе с тем пишет о необходимости взрослых и детей понять и принять друг друга такими, какими есть, жить в гармонии, взаимоуважении [14].

Педагог, описывая свои диалоги с детьми, диалоги между детьми и родителями, диалоги внутри детского сообщества подводит читателей к воспитательным истинам. М. Каминьска считает, что Я. Корчак учит взрослых в своих текстах детскому мировосприятию, благодаря которому можно достичь понимания между педагогом и воспитанниками, между родителями и детьми.

[15].

Таким образом, современное осмысление принципа диалогичности воспитания в концепции Я. Корчака способствует расширению теоретических представлений у педагогического сообщества о возможностях использования наследия польского педагога-гуманиста в воспитании детей и молодёжи. Исследователи наследия не только раскрывают формы, методы, условия реализации диалогичности воспитания, но и описывают практический опыт подготовки будущих педагогов в русле идей Я. Корчака.

Литература

1. Гвалдин А. Ю. Теоретические подходы к диалогичности воспитания // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2017. - №2(77). - С. 143 - 149.

2. Корчак Я. Избранные педагогические произведения / Пер. с пол. К. Э. Сенкевич. - М.: Педагогика, 1979. - 474 с.

3. Корчак Я. Как любить ребёнка: Книга о воспитании: Пер. с польск. -М.: Политиздат, 1990. - С. 70.

4. Valeeva R.A. Demakova I.D. Humanization of education in the context of Janusz Korczak pedagogical ideas // Review of European Studies. - 2015. -Vol.7. -№ 4. - p.161-171.

5. Januszewska E., Valeeva R. Children's rights in Poland and Russia in the context of Janusz Korczak's in heritage // International Journal of Environmental & Science Education - 2016. - Vol.11. - № 3. - p. 327-338.

6. Richardot S. Janusz Korczak et Friedl Dicker-Brandeis: deux pеdagogues de la liberte dans l'univers concentrationnaire nazi // Le Tеlеmaque. - 2012. - №. 2. - p. 87-101.

7. Левин А. Корчак Я. - мыслитель и педагог /А.Левин // Памяти Корчака: Сб. ст. - М., 1992. - С.7-17.

8. Шипова А. В. Теория и практика воспитания в педагогической концепции Я. Корчака / А. В. Шипова // Психология и педагогика XXI века: теория, практика и перспективы : материалы III Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 17 июля 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. — С. 38-42.

9. Брауэрз Х. Профессиональная подготовка учителей в духе Корчака [Электронный ресурс] // Российско-американский форум образования: электронный журнал, 2014. - №2. - Режим доступа: http://www.rus-ameeduforum.com/content/ru/?task=art&article=1001186&iid=25 (дата обращения: 10.06.2017).

10. Липкина Н.Г. Проблема становления гуманистической позиции будущего педагога [Электронный ресурс] // Российско-американский форум образования: электронный журнал, 2014. - №2. - Режим доступа: http:// http://www.rus-ameeduforum.com/content/ru/?task=art&article=1001055&iid=19 (дата обращения: 10.06.2017).

11. Рыбакова Л.А. Формирование гуманистических ценностных ориентаций студентов педагогического вуза в молодежной организации // Образование и саморазвитие. - Казань: КГУ, 2008. - № 4. - С. 119-124.

12. Петровская Л.А. Общение-компетентность - тренинг: избранные труды. - М.: Смысл, 2007. - 687 с.

13. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2. - М.: ООО «Апрель Пресс», ЗАО «Изд-во «ЭКСМО-Пресс», 2000. - 464 с.

14. Пак В.Л. Педагогическая концепция Януша Корчака в художественных произведениях для детей // Актуальные вопросы воспитания, обучения, сопровождения детей и взрослых в различных образовательных и социальных учреждениях: сборник статей по материалам VI Всероссийской научно-практической конференции молодых исследователей, посвященной 135-летию со дня рождения Януша Корчака / [Электронный ресурс] / Электрон. дан. / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2014. - С.19-33.

15. Каминьска М. Педагогическая концепция Януша Корчака. // Ярославский педагогический вестник. - 2014. - №3. - Том 2. - С. 7 - 12.

TO THE FORMULATION OF THE PROBLEM OF DIALOGIC EDUCATION IN J. KORCHAK'S LEGACY

A. Yu.Gvaldin

Rostov State University of Economics, Rostov-on-Don

Abstract. The article substantiates the urgency of the problem of dialogic education in modern educational theory and practice. The author conducts a comprehensive analysis of the research pedagogical legacy of J. Korczak in the context of dialogic education.

Key words: the legacy of J. Korczak; teacher-humanist; dialogic education; humanization of the educational process; moral-humanistic orientation.

References

1. Gvuldin A.U.Theoretical approaches to Dialogic education // Bulletin of Cherepovets state University. - 2017. - №2 (77). - P. 143 - 149.

2. Korczak J. Selected pedagogical works / TRANS. from Paul. K. E. Senkevich. - M.: Pedagogy, 1979. - 474 p.

3. J. Korczak How to love a child: a Book about the education: Per. with Pol. -M.: Politizdat, 1990. - P. 70.

4. Valeeva R. A. Demakova I. D. Humanization of education in the context of Janusz Korczak pedagogical ideas // Review of European Studies. - 2015. - Vol. 7. -No. 4. - p. 161-171.

5. Januszewska E., Valeeva R. Children's rights in Poland and Russia in the context of Janusz Korczak''s in heritage // International Journal of Environmental & Science Education in 2016. - Vol.11. - No. 3. - p. 327-338.

6. Richardot S. Janusz Korczak et Friedl Dicker-Brandeis: deux pеdagogues de la liberte dans l'univers concentrationnaire nazi // Le Tеlеmaque. - 2012. - №. 2. - p. 87-101.

7. Levin, A., Korczak J. - philosopher and teacher /A. Levin // Memory Korczak: Sat. St. - M., 1992. - P. 7-17.

8. Shipov A. V. Theory and practice of education in teaching the concept of J. Korczak / the A.V. Shipov // Psychology and pedagogy of the XXI century: theory, practice and prospects : materials of the III mezhdunar. scientific.-pract. Conf. (Cheboksary, July 17, 2015) / redkol.: O. N. Shirokov [and others]. —Cheboksary: CNS "Interactive plus", 2015. — P. 38-42.

9. Brewers H. training of teachers in the spirit of Korczak [Electronic resource] // Russian-American education forum: an electronic journal, 2014. - No. 2. - Mode of access: http://www.rus-ameeduforum.com/content/ru/?task=art&article (date accessed: 10.06.2017).

10. Lipkin N. G. The problem of formation of humanistic position of a future teacher [Electronic resource] // Russian-American education forum: an electronic journal, 2014. - No. 2. - Mode of access: http://www.rus-ameeduforum.com/content/ru/?task=art&article=1001055&iid=19 (date accessed: 10.06.2017).

11. Rybakova, L. A., Formation of humanistic value orientations of students in youth organizations // Education and self-development. - Kazan: KSU, 2008. - No. 4. - estimated in 119-124.

12. Petrovskaya L. A. Communication-competence - training: selected works. -M: Meaning, 2007. - 687 p.

13. Spivakovskaya A. S. Psychotherapy: game, childhood, family. Volume 2. -M.: OOO "Aprel' Press, ZAO Izd-in "EKSMO-Press", 2000. - 464 p.

14. Pak, W. L. Pedagogical concept of Janusz Korczak in art for children // Topical issues of education, training, support of children and adults in various educational and social institutions: a collection of articles on materials of the VI all-Russian scientific - practical conference of young researchers, dedicated to the 135th anniversary of the birth of Janusz Korczak. / [Electronic resource] / Electron. Dan. / Krasnoyar. GOS. PED. Univ they. V. P. Astafiev. - Krasnoyarsk, 2014. - P. 19-33.

15. Kamkski M. Pedagogical concept of Janusz Korczak// Yaroslavl pedagogical Bulletin. - 2014. - No. 3. - Volume 2. - p. 7 - 12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.