DOI: 10.25198/1814-6457-223-69 УДК 371
Сальцева С.В., Кочемасова Л.А.
Оренбургский государственный педагогический университет, Оренбург, Россия Е-mail: profsalz@mail.ru, lkochem@mail.ru
ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ КАК КОНСТРУКТ РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК
Переосмысление историко-педагогического наследия с позиций современного развития педагогической науки и практики, реализация ведущих идей являются основанием для дальнейшей интеграции концептуальных гуманистических воззрений в контексте формирования историко-педагогических компетенций обучающихся.
В исследовании анализируются концептуальные идеи Я. Корчака об образе педагога, о самоценности детства, любви к детям, поиске гармонизации взаимодействия в мире детства и мире взрослых, способствующие более качественному ее осуществлению. Подчеркивается необходимость популяризации и преемственности идей гуманистической педагогики Я. Корчака и ее методологии в современном образовании. Особое внимание уделяется педагогическому наследию с позиции ведущих ученых исследователей современности которые развивают идеи педагога. Обосновывается авторское виденье практической значимости исследования историко-педагогического наследия раскрывающего основные положения педагогической концепции и современный контекст педагогики Януша Корчака.
Актуализация гуманистических идей отражает концептуальные аспекты изучения историко-педагоги-ческого наследия педагогов прошлого в современных условиях путем организации международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ студентов «В мире мудрых мыслей отечественных и зарубежных ученых-педагогов». Авторский проект (конкурс) раскрывает гуманистический потенциал использования педагогического наследия прошлого в образовательном процессе вуза как инновационный регулятив научного творчества студентов.
Ключевые слова: Я. Корчак, педагог-гуманист, историко-педагогическое наследие, историко-педагогические компетенции, образовательная организация высшего образования, современная гуманистическая педагогика.
Для цитирования: Сальцева, С.В. Историко-педагогическое наследие как конструкт реализации современных образовательных практик / С.В. Сальцева, Л.А. Кочемасова // Вестник Оренбургского государтсвенного университета. - 2019. - №5(223). -С. 69-75.
Salzeva S.V., Kochemasova L.A.
Orenburg state pedagogical university, Orenburg, Russia Е-mail: profsalz@mail.ru, lkochem@mail.ru
HISTORICAL AND PEDAGOGICAL HERITAGE AS A DESIGN FOR THE MODERN EDUCATIONAL PRACTICES IMPLEMENTATION
Rethinking of historical and pedagogical heritage from the perspective of modern development of pedagogical science and practice, implementation of leading ideas are the basis for further integration of conceptual humanistic views in the context of formation of historical and pedagogical competences of students.
The article analyzes the conceptual ideas of Y. Korcak about the image of the teacher, about the self-worth of childhood, love for children, the search for harmonization of interaction in the world of childhood and the world of adults, which contribute to its better implementation. The necessity of popularization and continuity of ideas of humanistic pedagogy of Y. Korcak and its methodology in modern education is stressed. The author pays special attention to pedagogical heritage from the position of leading scientists of modern times who develop the ideas of the teacher, analyze the problems of theory and practice of education in the pedagogical concept of Y. Korchak. The author 's vision of practical significance of the study of historical and pedagogical heritage revealing the main provisions of the pedagogical concept and the modern context of the pedagogy of Janusz Korcak is justified.
The updating of humanistic ideas reflects conceptual aspects of the study of the historical and pedagogical heritage of teachers of the past in modern conditions by organizing an international competition of research and creative works of students "In the world of wise thoughts of domestic and foreign scientists-teachers". The author 's project (contest) reveals the humanistic potential of using the pedagogical heritage of the past in the educational process of the university as an innovative regulation of scientific creativity of students.
Key words: Y. Korchak, pedagogical humanist, historical and pedagogical heritage, historical and pedagogical competencies, educational organization of higher education, modern humanistic pedagogy.
For citation: Salzeva S.V., Kochemasova L.A. Historical and pedagogical heritage as a design for the modern educational practices implementation. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta, 2019, no. 5(223), pp. 69-75.
Фундаментом развития системы образования любого государства выступает учет историко-педагогического наследия как конструкта проектирования инновационных стратегий педагогической теории и практики. Вне обоснования преемственности научных идей и разработок образовательных систем прошлого достаточно сложно прийти к осмыслению основных направлений современной образовательной практики и определить тенденции совершенствования содержания системы обучения и воспитания подрастающего поколения исходя из интегративного взаимодействия информационных полей и идей прошлого и будущего, нахождения точек их пересечения, учитывающих назревающие преобразования в общественной жизни и выполнение нового социального заказа на подготовку к жизни и труду в условиях рыночной экономики - социально мобильного, креативного коммуникативного, ответственного, интеллектуально развитого обучающегося.
Прогрессивность образовательных идей мыслителей педагогической науки связано с изменением позиции педагога как тьютора, фаси-литатора, мотиватора, как двигателя прогресса т.е. педагога, способного выстроить индивидуальную образовательную траекторию обучающегося в пределах достижения им различных видов успешности в разнообразных областях реализации собственного предназначения. Педагога, который находит пути саморазвития, самосовершенствования и самоутверждения обучающегося, сопровождает его личностный, образовательный и социальный рост, осуществляет продуктивный отбор форм и методов обучения, соответствующих новым задачам инновационной экономики и основным тенденциям модернизации системы образования.
Необходимо констатировать, что педагоги-просветители прошлого во все времена одинаково настойчиво выдвигали идеи формирования у обучающегося ориентационных и адаптационных свойств, позволяющих продуктивно реагировать на вызовы глобального цивилизационного развития социума, создания благоприятных условий для реализации их исследовательской активности, самостоятельности и поисково-творческой позиции, передачи новым поколениям ценностей нации и превращения системы образования в движущую силу
прогресса человечества и решающий фактор развития человеческого капитала.
Для этого каждое новое поколение, жизнедеятельность которого связано с определенным ретроспективным и современных контентом образования, должно уметь интерпретировать исторически сложившиеся идеи педагогической классики, лучшие национальные традиции своего народа, мировоззренческие нормативы и педагогические установки своего времени в аспекте синтеза научных представлений того времени.
Необходимо отметить, что историко-педа-гогическое наследие рассматривается как конструкт реализации инновационных образовательных практик современности в контексте осмысления идеи преемственности как источника и комплекса накопленных возможностей для решения поставленных задач современности в сложившейся и постоянно обновляющейся системе образования, актуализирующей поступательное развитие, обучение и воспитание взрослеющего человека в существенно измененном, дополненном, усовершенствованном виде содержания образования. Это позволяет выявить рациональное зерно для современной отечественной образовательной практики с опорой и учетом новообразований предшествующих этапов в последующих, позитивных образцов и нормативов педагогического наследия, проверенного историческим опытом поколений [12].
Б.С. Гершунский, А.Н. Джуринский, Г.Б. Корнетов, Н.Д. Никандров и др. также акцентируют внимание на необходимость глубокого осмысления и обобщения ценностного образовательного материала, накопленного в историческом ракурсе отечественной педагогической науки. При этом необходимо отметить, что обращение к наследию известных ученых, знание их научных достижений и открытий в рамках организации образовательного процесса определяют расстановки новых акцентов в целостной дидактической теории, расширяют горизонты видения и педагогического мышления педагога, обогащают опыт передачи подрастающему поколению знаниевых конструктов с учетом традиционных, исторически форм и методов обучения и воспитания в рамках осмысления современного уклада образовательного пространства и оптимального решения современных проблем образования с позиции новых и традиционных подходов их решению [11].
Однако, обзор нормативно-правовой, научной и психолого-педагогической литературы по исследуемой проблематике вскрыл аспект игнорирования ценного наследия педагогов-гуманистов ХХ века в современном российском образовании. В этом контексте справедливым будет согласиться с мнением М.В. Богуславского [1] о том, что стала очевидной потребность современной воспитательной практики в гармоничном сочетании современных педагогических инноваций с позитивными ретрофеноменами историко-педагогического наследия. Актуализируют данную проблему выдержки из основных нормативных документов в сфере: Национальный проект «Образование», «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», где подчеркивается необходимость обращения к наиболее ценным педагогическим отечественным традициям и разработкам предыдущих эпох в целях обновления содержания воспитания, внедрения их форм и методов [13]. Министр образования и науки Ольга Юрьевна Васильева среди приоритетов развития системы образования определила обучение истории и знание традиций. «Мы должны взять все лучшее, что было, и идти вперед», заявила министр образования 29 августа 2016 года на встрече с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом [3].
Поэтому сегодня, если мы хотим из «всего богатого педагогического, наследия получить что-то педагогически ценное, проективное, необходимо рассматривать его как историко-педагогический источник, оживляющий и актуализирующий проблему решения важных проблем образования. Сегодня одной из важнейших задач педагогической науки является объективная оценка прошлого педагогического опыта» [5, с. 25-30]. Отношение к наследию педагогов прошлого как к «педагогическому источнику новых мыслей, идей, целей и содержания позволяет это наследие оживить, актуализировать, включить в педагогическую реальность сегодня, оценив жизненность и потенциал осуществляемых в нем процессов» [5, с. 47-51]. Без знания историко-педагогического наследия трудно найти оптимальные формы для новаций, трудно преодолеть существующие педагогические предрассудки и стереотипы.
Благотворной почвой для освоения истори-ко-педагогического наследия являются педаго-
гические воззрения Я. Корчака. Обзор научной литературы по проблеме исследования педагогического наследия Я. Корчака выдвинул значимую проблему над которой педагог-мыслитель работал всю жизнь - гуманизация образования как базовый регулятив реформирования и совершенствования содержания образования, условие гармонического развития обучающегося, ключевой элемент нового педагогического мышления, отражающий интересы социума, государства и участников образовательных отношений, их права на самобытность и уникальность в рамках освоения определенной образовательной и жизненной траектории [20].
Идеи гуманизации образования позволили обосновать преемственную связь историко-педагогического познания (гуманизации организационных форм обучения и демократизации школьного воспитания) в современных образовательных условиях, что послужило основанием для дальнейшей интеграции концептуальных идей педагога-гуманиста в контексте формирования историко-педагогических компетенций обучающихся.
В этой связи значительную роль в нашем исследовании играет изучение проблем гуманизации образования, поиск путей и форм реализации гуманистических идей в воспитательной практике Януша Корчака.
Образ педагога в работах Януша Корча-ка - это не просто набор заданных качеств и характеристик, необходимых для массового воспроизводства взрослеющих кадров. Изучив его наследие, можно сказать, что «Корчаковский» педагог - «доктор сердец и умов», «посредник между миром взрослых и миром детей», самый добрый, понимающий, любящий своих воспитанников. «Лучший друг детей», «печальный друг человечества», «добрый человек из Крахмальной», «педагог действительности и снов», «польский Песталоцци», «покровитель детей», «символ нравственности и религии современного мира» - все это о Януше Корчаке [7]-[9].
Согласно позиции Я. Корчака это нечто большее, что включает в себя и любовь к детям, и педагогическое мастерство, и человеческие качества. Принципиально важным для реализации педагогических идей педагога-гуманиста выступает постулат о том, что любовь к ребенку должна строиться на искреннем и подлинном
уважении к ребенку. Педагог должен внимательно относиться к проблемам ребенка и развивать его интересы. Наблюдая за ребенком и анализируя результаты наблюдения, учитель вырабатывает для каждого ученика индивидуальный воспитательный подход. Учебно-воспитательный процесс строится так, чтобы обеспечить условия для проявления индивидуальности ребенка, его эмоций и чувств [18, с. 2].
Педагогическое условие - любовь к воспитанникам, обозначенное в наследии Я. Кор-чака, должна быть понимающей и всевидящей, исходящая от всего сердца. Вы не можете выбрать профессию учителя, но при этом заставлять себя каждый день через силу идти и обучать кого-то, кто вам неприятен и от кого вы в тайне мечтали бы сбежать.
В этой связи значимым для нашего исследования выступает взгляд Я. Корчака на воспитание ребенка и на его воспитателя, что дает нам представление о необыкновенном мире педагогики, о взаимоотношениях между детьми и учителем и о самой профессии педагога -творческой и уникальной. Любой ребенок - это уникальная личность со своим набором качеств и представлений о мире, а задача педагога - раскрыть эти качества, социализировать ребенка, найти его творческое начало. А самое главное, что должен делать педагог - это понимать ребенка, быть для него опорой. Раскрыть и понимать - вот два главных действия Корчака в отношении ребенка. На них должен опираться любой учитель и воспитатель.
У Я. Корчака есть поразительной точности убеждение, что любой педагог должен уметь анализировать свои действия, поступки, проводить рефлексию. А в завершении этих действий педагогу необходимо делать выводы, которые будут влиять на его дальнейшее качество преподавания и воспитания. Только умный, хороший и истинный педагог будет подвергать сомнению свои решения, и только такой педагог извлечет из этого урок. Возвращаясь к вопросу о понимании ребенка учителем, Я. Корчак писал о том, что учитель должен разделять все переживания и сомнения ребенка, соучаствовать и сочувствовать ему во всем. Любые усилия, приложенные для понимания и познания ребенка, никогда не проходят даром, и, рано или поздно, они принесут плоды [17].
Я. Корчак уделяет внимание вопросу неуверенности педагога в своих действиях и в своих знаниях. Педагог не всегда может быть уверен в достижении окончательной цели педагогического процесса, однако это не должно мешать процессу обучения и воспитания. Воспитатель, учитель, все они должны думать не о будущем, а о самом ребенке: здесь и сейчас. Ребенок нуждается во внимании и заботе в данный день, данную минуту и данную секунду. Сам ребенок - это мудрый гений, который может научить взрослого новому и интересному. Непосредственные детские вопросы, неожиданные и оторванные от реальности, но такие глубокие и правдивые, умные по своему содержанию. Такие вопросы заставляют взрослых остановиться и задуматься, проникнуться в детское виденье, начать думать так же, как и ребенок [17, с. 434].
С полной уверенностью следует заявить, что концептуальные идеи педагога-гуманиста не утратили своей актуальности и являются социально значимыми в контексте их популяризации и преемственности в современном образовании как личностно ориентированной педагогической практики в основе которой лежит гуманизм и свобода учителя, ценность и самобытность каждой личности, ответственность и инновационность, субъект-субъектная активность по освоению ценностей, принятию друг друга.
Прикасаясь к живой мысли Я. Корчака, мы подходим к осмыслению роли историко-педагогического наследия в формировании учителя - профессионала, реализующего свою миссию в разные эпохи, поскольку сущностной доминантой является гуманистическая вера в силу духа и одаренности каждого воспитанника и любовь к детям. Как организовать изучение мудрого наследия? Как мотивировать педагогическое студенчество на поиск профессионально - личностных доминант историко-педагогического наследия уже в вузе?
Н.М. Федорова пишет о трех видах погружения в историко-педагогическое наследие: государственно-стратегический (при выдвижении новых целей образования); профессионально-креативный (при обосновании инноваций в пед-сообществе); социально-просветительский (при популяризации актуальный идей классиков в кругах общественности) [14].
Размышляя о средствах активизации освоения студентами историко-педагогического наследия, мы открываем ресурсы конкурса историко-педагогических работ бакалавров, как вектора поиска исследовательской мысли. Конкурс содействует формированию эталонного образа учителя, действующего в педагогической повседневности и экстремальных вызовах реальности, кристаллизующего свои профессиональные заповеди на уровне духа, души и мысли. Особое значение при организации конкурса приобретает необходимость акцентирования значимости историко-педагогического наследия педагогов прошлого как конструкта реализации современных образовательных практик.
Нами в ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет» был разработан и реализован международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ студентов «В мире мудрых мыслей отечественных и зарубежных ученых-педагогов» [10]. Благотворной почвой для реализации гонкурса являлись педагогические взгляды и непосредственно педагогическая деятельность Я. Корча-ка, представленная по актуальным исследовательским направлениям. Как показала практика проведения конкурса, наибольший интерес представляли следующие направления:
1. Гуманистические идеи в истории образования и педагогической мысли.
Реализация данного направления конкурса осуществлялась по номинациям: «Исторический подход», «Актуализация гуманистических идей Я. Корчака в современном мире», «Культурно-ценностный подход к обоснованию идей Я. Корчака», Популяризация идей Я. Кор-чака в современном образовательном пространстве, «Популяризация литературно-творческого наследия Я. Корчака».
2. Образ педагога в педагогическом наследии отечественных и зарубежных ученых - номинации: «Популяризация педагогической профессии», «Практико-ориентированная позиция».
3. Воспитание гражданина в трудах отечественных и зарубежных ученых - номинация «Гражданская позиция», «Междисциплинарный подход».
4. Идея коллективного воспитания в трудах и практической деятельности отечественных и зарубежных педагогов - номина-
ции «Конструктивная позиция», «Критичность мышления».
5. Педагогический эксперимент в наследии ученых прошлого и настоящего - номинации: «Креативный подход», «Освещение проблем современного общества сквозь призму идей Я. Корчака».
Конкурсные работы, погружая студентов в пространство идеи, обогащают схемы и алгоритмы поведения учителя/ тьютора/ воспитателя пониманием сути миссии педагога. Трансляция идей Я. Корчака в конкурсных работах студентов позволила получить ответ на вопрос, о чем побуждают задуматься мысли Корчака будущих педагогов? И каким образом возможно сохранение историко-педагогического наследия, методологической и личностной культуры педагога? Полученные ответы на вопросы доказали актуальность историко-педагогического наследия при реализации современной образовательной практики, что прослеживается в тематике молодых исследователей: Развитие идей Я. Корчака о гармонизации взаимодействия между миром детей и миром взрослых в рамках форсайт-проекта «Детство 2030» [4].
Для исследования значимым является исследование студентами первой в бывшем СССР докторской диссертации, посвященной воспитательной системе Януша Корчака, Президента Российского общества Януша Кор-чака, профессора Казанского федерального университета Розы Алексеевны Валеевой, автора книги « Живая педагогика изменяющегося мира», вице-президента Российского общества Януша Корчака, профессора Московского государственного педагогического университета Ирины Дмитриевны Демаковой, президента международной Корчаковской ассоциации, директора Института прав ребенка имени Януша Корчака, канцлера международной капитулы Ордена Улыбки Марек Михалак, г. Варшава (Польша) [2], [6], [19], [20].
Интерпретация идей Я. Корчака позволяет обучающимся раскрыть основные положения педагогической концепции и современный контекст педагогики Януша Корчака. Для общества учитель - опора, подбирающая основание поколений; для государства - инструмент по внедрению политического курса; для родителей - поддержка в воспитании чад. Лишь для
немногих «учитель» - это светоч надежд и нескончаемый источник сил. Но у каждого свой образ педагога, неизвестный и непознанный, своеобразный и исключительный. «Идеальный учитель» - почти, что мифологема в истории педагогики и культуры.
Резюмируя вышеизложенное, подчеркнем, что в рамках нашего исследования и исследовательских работ студентов педагогические идеи Януша Корчака представляют интерес для педагогов. Многие школы, в основу которых заложены его педагогические принципы, живы и сейчас. Упрямо и с непоколебимой убежденностью он стремился победить все то зло, влияющее на многих людей, а особенно на детей. Ему удалось помочь детям и взрослым, создав лучшие условия жизни. Он выстоял в своей работе до конца, показав пример профессиональной деятельности, достойной подражания. Образ педагога, который он оставил в своих трудах, является поистине его самым ценным наследием. Корчак оставил для будущих поколений вызов, выраженный в словах: «Нельзя покинуть мир, ничего в нем не изменив».
Положительная динамика роста процента студентов, представивших свои конкурсные научно-исследовательские и творческие работы позволяет констатировать необходимость проведения международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ студентов (в рамках осмысления опыта великий педагогов того времени).
Следовательно, учет тенденций переосмысления историко-педагогического наследия с позиций современного развития педагогической науки и практики, особенностей модернизации системы образования актуализирует значимость обращения к научно-педагогическим идеям отечественных мыслителей, педагогическим возможностям образовательных систем исторического прошлого в целях расширения границ самостоятельного поиска исследования-познания современной образовательной действительности, критического оценивания и разработки решения множественных задач современной педагогики, значимой из которых выступает обновление системы образования России.
15.07.2019
Список литературы:
1. Богуславский, М.В. Использование потенциала советской системы образования в современной российской образовательной политике: возможности и риски / М.В. Богуславский // Тенденции развития образования. Качество образовательных результатов и образовательных реформ: материалы XV Междунар. науч.-практ. конф. - М., 2019. - С. 41-50.
2. Валеева, Р.А. Януш Корчак. Как любить ребенка [Электронный ресурс] / Р.А. Валеева. - Режим доступа: https://www.labirint. ru/books/524604/ (дата обращения 16.01.2020)
3. Васильева, О.Ю. Учитель - это не специальность, это служение: Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с министром образования и науки РФ О.Ю. Васильевой / О.Ю. Васильева. - Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/4599599. html (дата обращения 15.01.2020).
4. В мире мудрых мыслей Януша Корчака: материалы международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ студентов [Электронный ресурс] / Науч. ред. В.Г. Рындак. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2019. - Режим доступа: https://ospu.ru/ resources/e_book/sb_stud_konk/sb_ped_k_2018.pdf.
5. Грохольская, О.Г. Дидактические системы русских педагогов: краткий исторический экскурс / О.Г. Грохольская // История и педагогика естествознания. - 2017. - №2. - С. 25-39.
6. Демакова, И.Д. Януш Корчак: живая педагогика изменяющегося мира: монография / И.Д. Демакова. - М.: АНО ЦНПРО, 2013 - 200 с.
7. Корчак, Я. Избранные педагогические произведения / Я. Корчак; пер. с пол. К.Э. Сенкевич. - М.: Педагогика, 1979. - 474 с.
8. Корчак, Я. Как любить ребенка: Книга о воспитании: Пер. с польск / Я. Корчак. - М.: Политиздат, 1990. - 493 с.
9. Корчак, Я. Право ребенка на уважение [ Электронный ресурс] / Я. Корчак. - Режим доступа: http: //www.koob.ru/korczak_janush/ pravo_rebenka_na_uvazhenie (дата обращения 15.01.2020)
10. Кочемасова, Л.А. Конкурс научно-исследовательских и творческих работ как форма самореализации студентов / Л.А. Коче-масова // Вестник СамГТУ Серия: «Психолого-педагогические науки». - 2019. - №2(42). - С. 119-133.
11. Намсинк, Е.В. Роль дисциплины «История педагогики и образования» в профессиональной подготовке будущего педагога и психолога / Е.В. Намсинк, Е.В. Ожогова // Национальные приоритеты России. - 2018. - №4(31). - С. 81-87.
12. Пак, Л.Г. Социально-ориентированная деятельность студента вуза: от идеи к реализации / Л.Г. Пак. - Оренбург: Оренбургский институт экономики и культуры, 2013. - 312 с.
13. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru (дата обращения: 16.01.2020).
14. Федорова, Н.М. Педагогическое наследие: сущность понятия / Н.М. Федорова // Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. - 2017. - №1(48). - С. 87-93.
15. Januszewska, E. Children's rights in Poland and Russia in the context of Janusz Korczak's in heritage / E. Januszewska, R. Valeeva // International Journal of Environmental & Science Education - 2016. - Vol.11. - № 3. - Pp. 327-338
16. Korczak, J. Jak kochac dziecko, proza pedagogiczno-eseistyczna, 1919-1929 / Lewin A. Janusz Korczak. Pisma wybrane: 4t. - T.1. -Warszawa: Nasza Ksi^garnia, 1978.
17. Korczak, J. Prawidla zycia, proza popularnonaukowa dla dzieci, 1930 / Lewin A. Janusz Korczak. Pisma wybrane: 4t.-T.l. - Warszawa: Nasza Ksi^garnia, 1978.
18. Lewowicki, T. Janusz Korczak. Prospects: the quarterly review of comparative education / T. Lewowicki // UNESCO: International Bureau of Education. - Paris, 2000. - vol. XXIV. - no. 1/2. - Pp. 37-48.
19. Marek M. The Rights of the Child Yesterday, Today and Tomorrow - the Korczak Perspective / pod redakj Marka Michalaka / ed. Marek Michalak. - PART I. - Warszawa, 2018. - 575 pp.
20. Valeeva, R.A. Humanization of education in the context of Janusz Korczak pedagogical ideas / R.A. Valeeva, I.D. Demakova // Review of European Studies. - 2015. - Vol.7. - № 4. - Pp.161-171.
References:
1. Boguslavsky M.V. Using the potential of the Soviet education system in modern Russian educational policy: opportunities and risks. Tendencii razvitiya obrazovaniya. Kachestvo obrazovatel'nyh rezul'tatov i obrazovatel'nyh reform: materialyXVMezhdunar. nauch.-prakt. konf [Trends in the development of education. The quality of educational outcomes and educational reforms: proceedings of the XV Intern. scientific-practical conf]. Moscow, 2019, pp. 41-50.
2. Valeeva R.A. YanushKorchak. Kaklyubit'rebenka [Janusz Korczak. How to love a child]. Available at: https://www.labirint.ru/books/524604/ (Accessed 16.01.20)
3. Vasiliev O. Yu. Uchitel'— eto ne spetsial'nost', eto sluzheniye: Sostoyalas'vstrechaSvyateyshegoPatriarkhaKirilla s ministrom obrazovaniya i naukiRF O.YU. Vasil'yevo [Teacher is not a specialty, it is a ministry: His Holiness Patriarch Kirill met with the Minister of Education and Science of the Russian Federation O.Yu. Vasilyeva]. Available at: http://www.patriarchia.ru/db/text/4599599.html (Accessed 15.01.20).
4. Scientific. ed. Ryndak W.G. V mire mudryh myslej YAnusha Korchaka: materialy mezhdunarodnogo konkursa nauchno-issledovatel'skih i tvorcheskih rabot studentov [In the world of wise thoughts of Yanush Korchak: materials of the international competition of research and creative works of students]. Orenburg: Publishing house OSPU, 2019. Available at: https://ospu.ru/resources/e_book/sb_stud_konk/ sb_ped_k_2020.pdf.
5. Grokholskaya O.G. Didactic systems of Russian teachers: a brief historical excursion. Istoriya i pedagogika estestvoznaniya [History and pedagogy of natural sciences], 2017, no 2, pp. 25-39.
6. Demakova I.D. Yanush Korchak: zhivaya pedagogika izmenyayushchegosya mira [Janusz Korczak: living pedagogy of a changing world] monograph. Moscow: ANO TsNPRO, 2013, 200 pp.
7. Korczak J. Izbrannyyepedagogicheskiyeproizvedeniya [Selected pedagogical works]. TRANS. from polish K.E. Senkevich. Moscow, Pedagogy, 1979, 474 pp.
8. Korczak J. Kak lyubit' rebenka: Kniga o vospitanii [How to love a child: A book about education]. Translated from polish. Moscow, Politizdat, 1990, 493 pp.
9. Korchak J. Pravo rebenka na uvazheniye [The right of the child to respect]. Available at: http://www.koob.ru/korczak_janush/pravo_re-benka_na_uvazhenie (Accessed 15.01.20).
10. Kochemasova L.A. Konkurs nauchno-issledovatel'skikh i tvorcheskikh rabot kak forma samorealizatsii studentov [Competition of research and creative works as a form of students' self-realization] Bulletin of Samara State Technical University, Series: «Psychological and Pedagogical Sciences», 2019, no 2 (42), pp. 119-133.
11. Namsink E.V., Ozhogova E.V. The role of the discipline "History of Pedagogy and Education" in the training of the future teacher and psychologist. Nacional'nye prioritety Rossii [National Priorities of Russia], 2018, no №4(31), pp. 81-87.
12. Pak L.G. Social'no-orientirovannaya deyatel'nost' studenta vuza: ot idei k realizacii [Socially-oriented activity of a University student: from idea to realization]. Orenburg, OIEK, 2013, 312 p.
13. Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda (utv. Rasporyazheniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 29 maya 2015 g. № 996-r) [The development strategy of education in the Russian Federation for the period up to 2025]. Available at: http: // government.ru (Accessed 16.01.2020)
14. Fedorova N.M. Pedagogical heritage: the essence of the concept. Vestnik Akademii Russkogo baleta im. A.YA. Vaganovoj [Bulletin of the Academy of Russian Ballet. AND I. Vaganova], 2017, no № 1 (48). pp. 87-93.
15. Januszewska E., Valeeva R. Children's rights in Poland and Russia in the context of Janusz Korczak's in heritage. International Journal of Environmental & Science Education, 2016, vol.11, no № 3, pp. 327-338.
16. Korczak J. Jak kochac dziecko, prozapedagogiczno-eseistyczna, 1919-1929. Lewin A. Janusz Korczak. Pisma wybrane: 4t. T.1. Warszawa: Nasza Ksi^garnia, 1978.
17. Korczak J. Prawidla zycia, proza popularnonaukowa dla dzieci, 1930. Lewin A. Janusz Korczak. Pisma wybrane: 4t. T.1. Warszawa: Nasza Ksi^garnia, 1978.
18. Lewowicki T. Janusz Korczak. Prospects: the quarterly review of comparative education. UNESCO: International Bureau of Education, Paris, 2000, vol. XXIV, no. У2, pp. 37-48.
19. Marek M. The Rights of the Child Yesterday, Today and Tomorrow — the Korczak Perspective. Ed. by Mark Michalak. PART I. Warszawa, 2018, 575 pp.
20. Valeeva R.A., Demakova I.D. Humanization of education in the context of Janusz Korczak pedagogical ideas. Review of European Studies, 2015, vol.7. no № 4, pp.161-171.
Сведения об авторах: Сальцева Светлана Васильевна, профессор кафедры педагогики и социологии Института педагогики и психологии Оренбургского государственного педагогического университета,
доктор педагогических наук, профессор ORCID: 0000-0001-9641-4379 E-mail: profsalz@mail.ru Кочемасова Любовь Александровна, доцент кафедры педагогики и социологии Института педагогики и психологии Оренбургского государственного педагогического университета,
кандидат педагогических наук, доцент ORCID: 0000-0003-4972-1047 E-mail: lkochem@mail.ru 460000, г Оренбург, ул. Советская, д. 19