Научная статья на тему 'Кооперативные формы хозяйствования в системе управления развитием сельских территорий'

Кооперативные формы хозяйствования в системе управления развитием сельских территорий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
116
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Местное самоуправление / типологизация / сельские территории / сельскохозяйственный потребительский кооператив / self-government / class-definition / Rural area / agricultural co-operative society

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ибрагимова Г. Х., Вострецова Т. В.

В статье предлагается модель системы управления развитием сельских территорий на основе вовлечения в процесс управления местного населения и товаропроизводителей посредством развития системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the article the model of management's system of rural area's development which base on inclusion in management process rural population and commodity producers by the use of agricultural co-operative societies's system is suggested.

Текст научной работы на тему «Кооперативные формы хозяйствования в системе управления развитием сельских территорий»

КООПЕРАЦИЯ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ

Г.Х. ИБРАГИМОВА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры организации аграрного производства,

Т.В. ВОСТРЕЦОВА,

ассистент кафедры организации аграрного производства, Башкирский ГАУ

Ключевые слова: местное самоуправление, типологизация, сельские территории, сельскохозяйственный потребительский кооператив.

Принятие и практическая реализация Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» и Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы создали предпосылки для формирования системы управления развитием сельских территорий на федеральном уровне. Между тем вопросы стратегического развития села в соответствии с административной и муниципальной реформой в настоящее время делегированы субъектам РФ и муниципальным образованиям. Поэтому дальнейшая разработка вопросов управления

развитием сельских территорий должна строиться с учётом реформы местного самоуправления, главным функционирующим звеном которого являются муниципальные районы. Именно при посредничестве районных органов управления происходит взаимодействие сельских товаропроизводителей и населения с органами государственной власти. Это определяет их приоритетную роль в управлении развитием сельских территорий, разработке и реализации соответствующих программ.

Цель и методика исследований Сельские территории представляют собой относительно обособленную и целостную подсистему общества, вы-

{

і

450001, Республика Башкортостан,

г. Уфа, ул. 50-летия Октября, 34;

тел. 8-9177572875;

e-mail: [email protected];

тел. 8-9273005525;

e-mail: [email protected]

деленную по территориальному принципу, выполняющую определённые функции, обладающую устойчивыми границами и не имеющую тенденции к свёртыванию. Как объект управления сельские территории характеризуются сложностью, многообразием субъектов, заинтересованных в их развитии (государство, органы местного самоуправления, хозяйствующие субъекты), проблемной многоаспектностью, а так-

Self-government, class-definition, rural area, agricultural co-operative society.

же отсутствием соответствующей системы управления с определением функций каждого из его уровней.

В связи с этим целью исследований явилось совершенствование системы управления развитием сельских территорий на основе вовлечения в процесс управления местного населения и сельхозтоваропроизводителей.

Сложность рассматриваемой проблемы подтверждается результатами комплексной типологии 54 муниципальных районов Республики Башкортостан. Разработанная методика типологизации

включала в себя три этапа, каждый из которых реализован с использованием программы обработки статистической информации БРЭв версия 10.0.5 на основе переменных, стандартизированных с помощью 2-преобразования.

На первом этапе были сформированы индикаторы социально-экономических проблем с учётом имеющейся информационной базы. Поскольку индикаторы представляют собой интегральные показатели, то для их конструирования был использован факторный анализ. Такой подход позволил первоначально оце-

Экономика

нить исходный набор показателей с точки зрения того, насколько удачно каждый из них отражает суть исследуемой проблемы. Затем выделенные из исследуемого набора наиболее тесно коррелируемые между собой показатели заменялись одним комплексным индикатором, отражающим относительно самостоятельные проблемы. Для проведения типологии были сформированы восемь индикаторов: производства продукции сельского хозяйства, интенсивности сельскохозяйственного производства, развития личных подсобных хозяйств населения, демографического развития, социально-трудового развития, развития жилищной инфраструктуры территорий, обеспеченности населённых пунктов социальными учреждениями, хозяйственной и социальной освоенности территорий.

На втором этапе сельские территории муниципальных районов были сгруппированы по совокупности представленных индикаторов с помощью кластерного анализа методом к-средних.

В результате получено пять однородных типов муниципальных районов РБ, характеризующихся различным сочетанием социально-экономических проблем села (табл.).

Наиболее проблемным оказался первый тип, которому свойственны слабое развитие сельского хозяйства, высокая убыль населения, низкая обеспеченность населённых пунктов социальными учреждениями. Пятый тип, напротив, имеет развитые производственную и социальную сферы, что позволяет охарактеризовать входящие в него районы как высокоразвитые.

Результаты исследований

Проведённая типология сельских территорий муниципальных районов позволила сделать следующие выводы.

■ Сельские территории в рамках отдельного региона крайне неоднородны по социально-экономическому развитию.

■ Каждый тип имеет чётко выраженный социально-экономический профиль, характеризуется специфическим сочетанием взаимосвязанных проблем и нуждается в неодинаковых мерах управления долгосрочным развитием.

■ На развитие социальной сферы сельских территорий значительное влияние оказывает формирование мно-гоукладности в сельском хозяйстве и в целом уровень развития отрасли: чем более развиты различные формы хозяйствования в отрасли, выше её эффективность, тем более благоприятные условия жизнедеятельности сельского населения.

■ Неоднородность развития сельских территорий во многом определяется уровнем развития управленческих структур. Об этом можно судить по тому факту, что некоторые из районов, входящих в типы с низким уровнем развития, значительно превосходят основную массу районов своего типа по благоприятным природно-климатическим усло-

Таблица

Характеристики типов сельских территорий муниципальных районов Республики Башкортостан по комплексу социально-экономических проблем

Показатель Типы В среднем по РБ

I II III IV V

Число районов 14 11 12 15 2 54

Естественное движение населения, %о -2,3 1,7 -5,1 -3,5 -0,4 -2,4

Доля занятого трудоспособного населения, % 31 33,8 33,4 36,8 50,4 34,5

Доля работников сельского хозяйства в общей численности занятых, % 11,5 18,8 32,8 28,7 36,7 23,4

Среднемесячная заработная плата работников сельского хозяйства, руб. 2843 2823 3307 3596 6387 3283

Число ФАП на 100 населённых пунктов, ед. 47,6 63 49,9 45,9 36,2 50,3

Число школ на 100 населённых пунктов, ед. 41,7 73,2 37,9 43,1 35,5 47,4

Число клубов на 100 населённых пунктов, ед. 51,9 75,4 48,7 49,6 40 54,9

Валовая продукция сельского хозяйства на душу сельского населения, тыс. руб./чел. 34,3 41,7 67,1 49,2 101,4 49,7

Производство продукции сельского хозяйства в ЛПХ на одно ЛПХ, тыс. руб./ед. 69 83,9 91,4 73,7 103 79,6

Доля ЛПХ в валовой продукции сельского хозяйства, % 77,8 70,8 54,1 52,3 39,8 62,6

Валовая продукция сельского хозяйства на 100 га СХУ, тыс. руб./га 9,7 8,5 10,9 14,3 31,5 11,8

Система сельскохозяйственных потребительских кооперативов

Подсистемы

Кредитные и

Инфраструк- Снабженческо- иные Обслужи- Перераба-

тура сбытовые кооперативы вающие тывающие

кооперативы финансовой сферы кооперативы кооперативы

• учебно- • сбыт • предостав- • оказание • перера-

консультаци- сельскохозяй- ление займов; услуг в сфере ботка

онная ственной • выполнение медицинского, сельскохозяй-

деятельность; продукции и сберегатель- социального, ственной

• научно- продуктов её ных функций ветеринарного продукции и её

исследова- переработки; для членов обслуживания, сбыт

тельская • снабжение кооператива; племенного

работа; средствами • страхование; дела,

• аудиторские производства, • привлечение семеновод-

услуги; потребитель- заёмных ства, газо-,

• организация скими средств и пр. водо-и

контроля товарами, электроснаб-

деятельности производство и жения;

кооперативов; поставка • выполнение

• пропаганда сырья и механизиро-

кооперативных материалов ванных

принципов, сельскохозяй-

просветитель- ственных,

ская строительных,

деятельность ремонтных,

на селе и пр. мелиоратив-

ных работ и пр.

Рисунок 1. Структура системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов и распределение функций между подсистемами и инфраструктурой

виям. Такое положение косвенно свидетельствует о том, что в этих районах имеется слабое управленческое воздействие на развитие сельских территорий.

Поскольку сельские территории -это открытые системы, то структура управления ими не является самостоятельной и замкнутой. Она представляет собой неотъемлемую часть сложившейся системы государственного, муниципального и хозяйственного управления.

Благодаря последним изменениям в законодательстве (принятие Федеральных законов от 06.10.2003 г. №131-Ф3 и от 29.12.2006 г. 264-Ф3) в стране сформирована вертикаль управления развитием сельских территорий и определены компетенции каждого его уровня. Однако местное и хозяйственное самоуправление остается наиболее проблемным и в то же время ответственным участком. Именно на этом уровне должны раскрываться экономическая активность жителей, общественная инициатива и самодеятельность местного сообщества. В то же время решение большинства социальных вопросов села, отнесённых к полномочиям муниципалитетов, напрямую зависит от развития местной экономики. Следовательно, местным органам управления целесообразно осуществлять свою деятельность с учётом имеющихся ресурсов, достигнутого уровня развития и при активном участии сельскохозяйственных товаропроизводителей. Такая ситуация требует формирования новых подходов к управлению сельскими территориями на основе поиска возможностей вовлечения в этот процесс населения и сельскохозяйственных товаропроизводителей.

В качестве одного из таких подходов следует рассматривать систему сельскохозяйственных потребительских кооперативов, включающую в себя подсистемы снабженческо-сбытовых, обслуживающих, перерабатывающих кооперативов, а также инфраструктуру, обеспечивающую их формирование и функционирование (рис. 1).

Потребительские кооперативы обслуживают сельскохозяйственных товаропроизводителей, повышая эффективность их труда, и способствуют улучшению социального микроклимата в месте их расположения. Кроме того, в настоящее время кооперативы являются бизнес-инструментом, дающим возможность выхода на разнообразные рынки отдельным хозяйствующим субъектам.

Одним из принципов деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов является забота о местном сообществе, что выражает их социальную направленность, связь с реализацией в обществе гуманных ценностей: демократии, свободы, справедливости, равенства, взаимовыручки. Этот принцип обозначает не только участие кооперативов в укреплении соци-

альной инфраструктуры и культурнобытовой сферы окружения. Поскольку организационно-экономический механизм кооператива базируется на этих ценностях, кооперация приобретает определённое социальное значение, морально-этический оттенок. Это значение, если оно реализуется и осознаётся обществом, является важным фактором для создания благоприятной для товаропроизводителей социально-экономической ситуации в АПК.

Система сельскохозяйственных потребительских кооперативов - это социально ориентированная организация. Выступая в качестве формы объединения населения, она в то же время берёт на себя часть функций государства и муниципалитетов, в частности, социальную защиту населения. «Неко-

Экономика

торые формы деятельности служат целям социального характера, другие имеют деловую основу. И только кооперативная форма обладает и тем и другим», - эти слова А. Маршалла как нельзя лучше определяют её общественную значимость [4].

Экономические и социальные задачи, стоящие перед местной администрацией, аккумулируются и совместно решаются через деятельность сельскохозяйственных потребительских кооперативов (рис. 2). Это создаёт благоприятную среду для дальнейшего развития и самой системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов путём расширения оказываемых услуг и организации новых видов потребительских кооперативов (например, социальных кооперативов), кооперати-

Развитие системы потребительских

кооперативов

Рисунок 2. Реализация экономических и социальных задач системой сельскохозяйственных потребительских кооперативов

Учредители сельскохозяйственного потребительского кооператива: ЛПХ, К(Ф)Х, жители поселения

А

Л

Управление,

финансирование,

контроль

качества

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

V

Оказание услуг в соответствии с уставом и внутренним регламентом

Районная

информа-

ционно-

консульта-

тивная

служба

Оказание информационно-консультативных услуг

Сельскохозяйственный потребительский кооператив Оказание информационноконсультативных услуг Проведение переговоров, V заключение договоров, у согласование работы Местная администрация

Финансирование,

контроль качества

Рисунок 3. Модель организации местного и хозяйственного самоуправления в развитии сельских территорий

bob вторых уровней и т.д.

Выводы и рекомендации

С целью совершенствования механизмов самоуправления на селе нами предлагается следующая модель организации местного и хозяйственного самоуправления развитием сельских территорий с вовлечением сельскохозяйственных потребительских кооперативов (рис. 3).

В результате вовлечения сельскохозяйственных потребительских кооперативов в процесс управления развитием сельских территорий создаются благоприятные предпосылки для участия сельского населения и местных товаропроизводителей в управлении развитием сельских территорий, позволя-

ющие в новых условиях наиболее эффективно выполнять социально-значимые функции на поселенческом, межпо-селенческом и районном уровнях, экономить бюджетные средства благодаря снижению суммарных затрат.

С учётом делегирования части функций от местной администрации сельскохозяйственным потребительским кооперативам и при низком уровне развития инфраструктуры системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов местная администрация совместно с районной информационно-консультативной службой возлагает на себя выполнение части функций вышеуказанной инфраструктуры, что позволит значительно повысить инфор-

Экономика

мированность сельского населения, подготовить методологическую базу для развития целевой группы и постоянно повышать уровень квалификации её участников, создать условия для постоянного обмена передовым опытом и др.

Таким образом, развитие системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов позволит совершенствовать самоуправление посредством учёта внутренних связей развития сельских территорий (между социальной и экономической сферами) и внешних связей со стороны субъектов управления. Это обеспечит участие каждого сельского жителя и сельскохозяйственного товаропроизводителя в управлении развитием села.

Литература

1. Дороговцев А. П., Амели Д. Е. Аутсорсинг в муниципальном управлении // Менеджмент в России и за рубежом. 2008. № 1. С. 73-79.

2. Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года // Экономика сельского хозяйства. 2009. № 3. С. 64-80.

3. Кузнецова Н. А. Развитие системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Саратов : Изд-во СГСЭУ, 2006. 312 с.

4. Маршалл А. Принципы экономической науки. М. : Прогресс, 1993. 472 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.