Научная статья на тему 'Теоретические проблемы развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов'

Теоретические проблемы развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
129
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воронин Б. А.

Как известно, приоритетный национальный проект «Развитие АПК» реализуется по трем основным направлениям: 1)) развитие животноводства; 2)3)) развитие малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе; 4)социальное развитие села. 5)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

As is known, the priority national project « Development of agrarian and industrial complex » is realized in three basic directions: 1.. development of animal industries; 2.development of small forms of managing in agriculture; 3.social development of village. 4.

Текст научной работы на тему «Теоретические проблемы развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов»

Аграрное право

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КООПЕРАТИВОВ

Б.А. ВОРОНИН,

доктор юридических наук, профессор, зав. кафедрой права Уральской ГСХА

Как известно, приоритетный национальный проект

«Развитие АПК» реализуется по трем основным направлениям:

1) развитие животноводства;

2) развитие малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе;

3) социальное развитие села.

Малые формы хозяйствования в аграрном секторе экономики - это крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства граждан (ЛПХ) и сельскохозяйственные потребительские кооперативы. Для успешного функционирования и развития этих организационно-правовых форм хозяйствования предусмотрено на 2006-2007 гг. выделение финансов в объеме 15,97 млрд. рублей. Эти финансовые средства распределяются следующим образом:

- субсидирование процентных ставок по кредитам, привлеченным личными подсобными хозяйствами и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами в кредитных организациях на развитие товарного производства - 6,57 млрд. руб.;

- создание и модернизация инфраструктуры обслуживания малых сельскохозяйственных товаропроизводителей - 2,0 млрд. руб.;

- формирование и расширение мощностей переработки сельскохозяйственной продукции, производимой ЛПХ и КФХ - 4,1 млрд. рублей;

- развитие системы сельскохозяйственной кредитной кооперации - 2,0 млрд. рублей;

- формирование инфраструктуры земельно-ипотечной системы -1,3 млрд. рублей.

Остановимся подробнее на проблеме сельскохозяйственных потре-

As is known, the priority national project « Development of agrarian and industrial complex » is realized in three basic directions:

1. development of animal industries;

2. development of small forms of managing in agriculture;

3. social development of village.

бительских кооперативов, ибо к этой правовой форме хозяйствования сегодня более всего привлечено внимания.

29 марта 2006 года Министерством сельского хозяйства Российской Федерации утверждена «Концепция развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов», а чуть раньше, 23 марта 2006 года Минсельхоз РФ утвердил «Концепцию развития системы сельской кредитной кооперации». Правовой основой для создания и функционирования сельскохозяйственных кооперативов является Федеральный закон от 8 декабря 1995 года «О сельскохозяйственной кооперации» (с послед. изм. и доп.). В ст. 4 названного закона определен правовой статус сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

Сельскохозяйственным потребительским кооперативом (далее потребительский кооператив) признается сельскохозяйственный кооператив, созданный сельскохозяйственными товаропроизводителями (гражданами и (или) юридическими лицами) при условии их обязательного участия в хозяйственной деятельности потребительского кооператива.

Потребительские кооперативы являются некоммерческими организациями и подразделяются на виды исходя из целей, задач и предмета деятельности.

К перерабатывающим кооперативам относятся потребительские кооперативы, занимающиеся переработкой сельскохозяйственной продукции (производство мясных, хлебных и молочных продуктов, хлебобулочных изделий, овощных и плодово-ягодных продуктов, изделий и полуфабрикатов изо льна, хлопка, лесо- и пиломатериалов и других).

Сбытовые (торговые) кооперативы осуществляют продажу продукции, а также ее хранение, сортировку, сушку, мойку, расфасовку, упаковку и транспортировку, заключают сделки, проводят изучение рынка сбыта, организуют рекламу указанной продукции и другое.

Обслуживающие кооперативы осуществляют мелиоративные, транспортные, ремонтные, строительные и эколого-восстановительные работы, телефонизацию, электрификацию в сельской местности, ветеринарное обслуживание животных и племенную работу, работу по внедрению удобрения и ядохимикатов, осуществляют ревизионную деятельность, оказывают научно-консультационные, информационные, медицинские, санаторно-курортные услуги другое.

Снабженческие кооперативы образуются в целях покупки и продажи средств производства, удобрений, известковых материалов, кормов, нефтепродуктов, оборудования, запасных частей, пестицидов, гербицидов и других химикатов, а также в целях закупки любых других товаров, необходимых для производства сельскохозяй-

Аграрное право

ственной продукции; тестирования и контроля качества закупаемой продукции; поставки семян, молодняка скота и птицы; производства сырья и материалов и поставки их сельскохозяйственным товаропроизводителям; закупки и поставки сельскохозяйственным товаропроизводителям необходимых им потребительских товаров (продовольственные, одежды, топлива, медицинских и ветеринарных препаратов, книг и других).

Садоводческие огороднические и животноводческие кооперативы образуются для оказания комплекса услуг по производству, переработке и сбыту продукции растениеводства и животноводства.

Кредитные кооперативы образуются для кредитования и сбережения денежных средств членов данных кооперативов.

Страховые кооперативы образуются для оказания различного рода услуг по личному и медицинскому страхованию, страхованию имущества, земли, посевов.

Потребительский кооператив образуется, если в его состав входит не менее двух юридических лиц или не менее пяти граждан. При этом юридическое лицо, являющееся членом кооператива, имеет один голос при принятии решений общим собранием, если иное не предусмотрено уставом кооператива.

Два и более потребительских кооператива могут образовывать потребительские кооперативы последующих уровней, вплоть до всероссийских и международных потребительских кооперативов.

Не менее 50 процентов объема работ (услуг), выполняемых обслуживающими, перерабатывающими, сбытовыми (торговыми), снабженческими садоводческими, огородническими и животноводческими кооперативами должно осуществляться для членов данных кооперативов.

Наименование потребительского кооператива должно содержать указание на основную цель его деятельности, а также слова «сельскохозяйственный кооператив».

По данным Росстата на 01.01.05 г. в Российской Федерации насчитывалось 702 сельскохозяйственных потребительских кооператива, в том числе в Уральском федеральном округе -67. Из них:

Курганская область - 11;

Свердловская область - 24;

Тюменская область - 23, в т.ч. Ханты-Мансийский автономный округ-1; Ямало-Ненецкий автономный округ - 0;

Челябинская область - 9.

Министерство сельского хозяйства РФ к 2008 году планирует создать 2700 сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

Что касается сельскохозяйственных кредитных кооперативов, то Росстат на 01.01.05 г. их насчитывал по РФ - 473, в т.ч. в субъектах УрФО

- 25.

В результате реализации вышеназванной Концепции к 2008 году Минсельхоз РФ планирует довести количество сельскохозяйственных кредитных кооперативов до одной тысячи.

Таковы основные индикаторы развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в т.ч. кредитных на 2006-2007 годы.

Не вдаваясь в экономическую составляющую (ибо это прерогатива аграрно-экономической науки), остановимся подробнее на отдельных проблемах, которые, на наш взгляд, сегодня требуют более детального изучения и юридического урегулирования.

Прежде всего надо постараться уяснить роль и место сельскохозяйственных потребительских кооперативов в современном сельском хозяйстве. У многих организаторов этого движения наблюдается (несмотря на широкий перечень видов потребительских кооперативов, обозначенных в ФЗ от 08.12.95) узкое понимание сферы их деятельности, а именно - закупочные и кредитные кооперативы. Между тем, сегодня ясно вырисовывается, по крайней мере, два основных направления, по которым и должна развиваться сельскохозяйственная потребительская кооперация.

Первое направление - это когда вокруг основного сельскохозяйственного товаропроизводителя (независимо от организационно-правовой формы хозяйствования) формируется круг потребительских кооперативов, занимающихся решением всех вопросов, способствующих наиболее эффективной производственно-хозяйственной деятельности этого товаропроизводителя (опять же в объеме перечня прописанного в ФЗ от 08.12.95). То есть

Аграрное право

каждый должен заниматься своим делом.

Второе направление - обеспечение занятости сельского населения и, в конечном счете, содействовать повышению уровня жизни и наро-досбережению в сельских поселениях. Это направление сегодня реально востребовано практически на всех сельских территориях. Для примера можно привести ситуацию, сложившуюся с рабочими кадрами в Агрофирме «Арте-мовский» Свердловской области, где в результате применения новой техники, внедрения научных достижений и технологий в 2006 году оказалось лишними около 200 человек. Научнотехнологический прогресс в сельском хозяйстве

- это, конечно же, веление времени, но как быть с теми сельскими жителями, которых уволили. Что им делать, как жить дальше без средств к существованию? Ведь не все же они бездельники и пьяницы, и ни их вина, что не смогли в силу разных причин освоить новую технику. А есть сельские территории, где вся инфраструктура бывшего колхоза или совхоза развалена или разворована и хозяйствующего объекта как такового в селе сегодня нет. В результате, здесь так же люди остались без рабочих мест и перед ними закрыта дорога к нормальной хозяйственно-трудовой деятельности.

Вот именно в этих условиях и наиболее остро востребована сегодня сельская потребительская кооперация. И задачей всех органов государственной исполнительной власти и местного самоуправления как раз и является оказать реальную организационно-правовую и экономическую помощь всем сельским жителям, желающим работать.

Сегодня вполне реально создать в сельских поселениях разветвленную сеть многих видов сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Это и по за закупу молока и других сельскохозяйственных продуктов; закупу и заготовке с переработкой (соление, маринование, сушка) грибов, а также дикорастущих лесных ягод и плодовой продукции из садов и приусадебных участков (также с переработкой); заготовка лекарственного технического сырья (цветки, листья, корни растений, гриб-чага и т.д.); заготовка березового сока, дров, веников, метел, древесного угля и другой продукции побочного лесопользования. Можно создать потребительский кооператив по пчеловодству, кролиководству, пушному звероводству, рыбоводству, агротуризму, лесоразведению (выращивание елок для новогодних базаров) и т.д.

Все эти виды потребительских кооперативов могли бы обеспечивать финансами сельскохозяйственные кредитные кооперативы как своего рода представители Россельхозбанка на конкретной сельской территории. То есть и первое и второе направления, прежде всего, направлены на обеспечение жителей сельских поселений рабочими местами, вовлечение их в актив-

ную хозяйственно-трудовую деятельность, что будет способствовать улучшению условий жизнедеятельности в селах и деревнях и, в конечном счете, увеличению объемов производства сельскохозяйственного сырья и продовольствия.

Сегодня во многих селах и деревнях жители в неорганизованном порядке занимаются заготовкой и продажей дров, навоза, плодородной земли, торфа и т.д. У отдельных сельских жителей имеется техника, и они оказывают платные услуги по вспашке земли в огородах, по заготовке дров, сена. Но вся эта деятельность проходит вне рамок законодательства о труде, социальном обеспечении, о налогах. То есть люди нигде юридически не оформлены и у них не начисляется трудовой стаж, не производятся отчисления в фонды пенсионного, социального и медицинского страхования, что лишает их возможности получить накопительную часть пенсии и другие льготные выплаты.

Наконец, органы местного сельского самоуправления не получают налоги от такой индивидуальной трудовой деятельности селян. Таким образом, налицо проблема вовлечения сельских жителей в организованную и узаконенную структуру.

Национальный проект «Развитие АПК», как отмечалось в начале настоящей статьи, предполагает развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подсобных хозяйств граждан. Правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств определены в федеральном законе «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» № 74-ФЗ от 11.06.03 (собрание законодательства РФ 2003 год № 34 ст. 2249).

Фермер - это предприниматель, и его главная цель получить прибыль от аграрного производства, то есть - это сельскохозяйственный товаропроизводитель.

Отношения, возникающие в связи с ведением гражданами личного подсобного хозяйства, регулируются федеральным законом «О личном подсобном хозяйстве» № 112-ФЗ от 07.07.03 (СЗ РФ 2003 № 28, ст. 2881). Согласно ст. 7 п. 3 на личные подсобные хозяйства распространяются меры государственной поддержки, предусмотренные законодательством Российской Федерации для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Личное подсобное хозяйство прежде всего призвано обеспечить продовольствием семью, и лишь избытки реализуются на агропродовольственном рынке. Но сельскохозяйственные потребительские кооперативы могли бы оказывать услуги и этим малым формам хозяйствования (тот же закуп молока, яиц, мяса, овощей и других видов сельскохозяйственного сырья и продовольствия).

Изложенные выше направления деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов сегодня очень актуальны. И решить

Аграрное право

их надо с высшей степенью ответственности за судьбу отечественного сельского хозяйства и российского крестьянства. Но чтобы грамотно заниматься этой работой, необходимо создавать правовые условия. И здесь есть тоже очевидные проблемы. Так, в закон «О сельскохозяйственной кооперации» шесть раз вносились изменения и дополнения. В настоящее время в Госдуме РФ рассматривается проект седьмого федерального закона «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации».

Но надо ли бесконечно вносить все эти изменения в закон, который сегодня не учитывает происходящие изменения в агарной экономике. На наш взгляд, сейчас было бы правильным принять федеральный закон «О кооперации в Российской Федерации», в котором определить цели и задачи, принципы, механизмы создания, функционирования и прекращения деятельности кооперативов. Это должен быть головной, унифицированный законодательный акт, а для правового регулирования сельскохозяйственной кооперации необходимо принять федеральный закон «О производственных и потребительских кооперативах в сельском хозяйстве», нормы которого уже дифференцированно урегулировали бы весь спектр проблем, связанных с сельскохозяйственной кооперацией.

Учитывая особую специфику кредитных кооперативов, было бы правильным принять федеральный закон «О кредитной кооперации в Российской Федерации», где самостоятельным разделом можно прописать особенности функционирования сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов. Такой подход позволил бы обновить законодательство о кооперации и выстроить его в четкую современную систему.

Сегодня налицо проблема с перспективами существования системы потребительской кооперации, которая действует на основе закона РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах)» от 19.06.92г.

Системе потребительской кооперации нынче исполняется 175 лет, и она была родоначальницей сельскохозяйственной потребительской кооперации. За годы своего существования потребкооперация создала солидную материальнотехническую базу. Здесь работают высококвалифицированные кадры, получившие высшее образование в вузах системы Центросоюза. За все годы Советской власти потребительская кооперация решала две основные задачи. Первая -организация торговли всеми видами товаров в сельской местности, и вторая - организация закупа излишков сельскохозяйственной продукции, заготовки дикорастущих грибов и ягод, лекарственного технического сырья, других товаров. Во многих сельских населенных пунктах работали, а в некоторых работают и сейчас хлебо-

Аграрное право

пекарни, молзаводы, мясокомбинаты и другие объекты переработки сельскохозяйственного сырья. Но в целом на сегодняшний день система потребкооперации резко снизила объемы заготовок. По оценкам, например, в Свердловской области 80% структур системы потребкооперации занимаются торговлей или сдачей основных фондов в аренду предпринимателям. Причина такого положения - недостаточное финансирование, нехватка оборотных финансовых средств.

Кстати и в приоритетном национальном проекте «Развитие АПК» не нашлось места системе потребкооперации (объективности ради, надо отметить, что Правительство Свердловской области ежегодно финансово поддерживает систему облпотребсоюза).

Таким образом, сегодня создалась такая ситуация, когда очевидно система потребкооперации теряет свои позиции, в то же время сельскохозяйственные потребительские кооперативы создаются на голом месте. Так не лучше ли принять политическое и юридическое решение или включить систему потребительской кооперации в программу финансирования в рамках национального проекта «Развитие АПК» и поставить перед Центросоюзом конкретные задачи по возрождению и развитию всех структурных единиц, которые действовали раньше во всех сельских населенных пунктах страны. Или принять решение о реорганизации системы потребкооперации, скажем, в Департамент сельскохозяйственной потребительской кооперации Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. В этом случае вся имеющаяся производственная

инфраструктура и профессиональные кадры сохраняются. Необходимо лишь юридически оформить документы и принять статус сельскохозяйственного потребительского кооператива. Тогда в стране выстроится четкая вертикаль в системе сельскохозяйственной потребительской кооперации.

Конечно, это решение может быть воспринято очень болезненно, но теоретически это возможно. Надо просто, отбросив излишние амбиции и эмоции, принять единственно правильное решение в создавшейся ситуации. Или мы будем лицезреть тихое умирание системы потребкооперации, а путем проб и ошибок развивать альтернативную систему - сельскохозяйственных потребительских кооперативов, или решим проблему по государственному - мудро и ответственно.

Развитие малых и средних форм предпринимательства в аграрном секторе экономики является одним из важнейших направлений общего экономического развития каждой сельской территории, региона и страны в целом. Сельскохозяйственные потребительские кооперативы, наряду с сельскохозяйственными производственными организациями и предприятиями, могут стать реальной сферой трудовой и хозяйственной деятельности сельских жителей, и по этой причине они имеют полное право на существование и развитие. Надо лишь постараться не повторить печальный опыт «фермеризации страны», когда было много шумихи, но в итоге ожидаемых экономических результатов мы не получили.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.