Научная статья на тему 'Конвергенция стандартов деятельности финансовых институтов как следствие финансовой глобализации'

Конвергенция стандартов деятельности финансовых институтов как следствие финансовой глобализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
367
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Назаров А. С.

В данной статье исследуются теоретические подходы к процессу конвергенции, рассматривается конвергенция стандартов деятельности финансовых институтов как часть финансовой конвергенции, проявившаяся в процессе развития финансовой глобализации; определяются проблемы, связанные с распространением международных стандартов и кодексов, в частности проблемы их эффективной трансплантации в национальные финансовые системы и взаимосвязь с национальной финансовой стабильностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конвергенция стандартов деятельности финансовых институтов как следствие финансовой глобализации»

Международные финансы

конвергенция стандартов деятельности финансовых институтов как следствие финансовой глобализации

А.С. нАЗАроВ ростовский государственный экономический университет «рИИХ»

Глобализация представляет собой качественно новый этап развития всемирного хозяйства, определяющим фактором которого является доминирование транснациональных корпораций и глобального финансового капитала. Мировое экономическое сообщество из совокупности в различной степени взаимосвязанных национальных экономик превратилось в целостную экономическую систему, причем в ходе этого процесса национальные и международные экономические отношения поменялись ролями: роль ведущих и определяющих заняли международные отношения, а не национальные. При этом сами международные экономические отношения переросли из межстрановых во внестрановые отношения, которые уже не могут быть эффективно урегулированы только национальными государствами, а требуют вмешательства международных финансовых организаций.

Доминантой глобализационных процессов выступает финансовая глобализация, которая качественно и количественно изменяет институциональную среду мировой финансовой системы. Формирование глобального финансового рынка вместо совокупности ряда национальных финансовых рынков наглядно иллюстрирует эти изменения. Вместе с тем глобальный характер финансового рынка несет положительный импульс лишь в условиях стабильности, однако циклический характер экономического развития сопряжен с нестабильностью, которая усиливает негативные явления, порождаемые глобальным финансовым рынком.

Изменение институциональной основы мировой финансовой системы проявилось в стандартизации деятельности финансовых институтов, призванной усилить ее антикризисный потенциал.

Особенность стандартов деятельности финансовых институтов и прежде всего коммерческих банков выражается не только в их разработке международными финансовыми организациями и их широком распространении среди стран всего мира, но и в их конвергенции. При этом динамичность процесса финансовой глобализации обусловливает развитие конвергенции стандартов деятельности финансовых институтов, что позволяет считать это явление следствием финансовой глобализации.

Рассмотрим понятие «конвергенция». Термин произошел от латинского сопуе^еш — совпадающий, и согласно Толковому словарю русского языка Ушакова означает сходство, совпадение каких-либо признаков, свойств независимых друг от друга явлений.

В экономической науке этот термин впервые использовался в контексте теории конвергенции — теории, согласно которой экономические, политические и идеологические различия между капиталистической и социалистической системами постепенно сглаживаются, что приведет в конечном счете, к их слиянию. Данная теория возникла в 50-60-х гг. XX в. под влиянием прогрессирующего обобществления капиталистического производства в связи с научно-технической революцией, возрастанием экономической роли буржуазного государства, внедрением элементов планирования в капиталистических странах. Наиболее видные представители теории конвергенции: Дж. Гелбрейт, П. Сорокин (США), Я. Тинберген (Нидерланды), Р. Арон (Франция), Дж. Стрейчи (Великобритания).

Одним из решающих факторов сближения двух социально-экономических систем теория конвергенции считает технический прогресс и рост крупной

промышленности. Представители данной теории указывают на укрупнение масштабов предприятий, повышение удельного веса промышленности в народном хозяйстве, возрастающее значение новых отраслей промышленности и прочее как на факторы, способствующие все большему сходству систем.

Сторонники теории конвергенции выдвигают также тезис о схожести капитализма и социализма в социально-экономическом отношении. Так, говорится о все большем сближении экономической роли капиталистического и социалистического государства: при капитализме направляющая экономического развития общества роль государства усиливается, при социализме — уменьшается, так как в результате проводимых в социалистических странах экономических реформ происходит отход от централизованного, планового ведения народного хозяйства и возвращение к рыночным отношениям.

Иной вариант теории конвергенции выдвинут Дж. Гелбрейтом. Он не говорит о возврате социалистических стран к системе рыночных отношений, а напротив, заявляет, что в любом обществе при совершенной технике и сложной организации производства рыночные отношения должны быть заменены плановыми отношениями. При этом утверждается, что при капитализме и социализме существуют сходные системы планирования и организации производства, которые и послужат основой для конвергенции этих двух систем. Гелбрейт не делает различия между частнохозяйственным и народнохозяйственным планированием, видя в них лишь количественное различие.

Теория конвергенции получила на Западе распространение среди различных кругов интеллигенции, причем одни из ее сторонников придерживались реакционных социально-политических воззрений, другие же — более или менее прогрессивных [1].

С распадом СССР теория конвергенции капиталистического и социалистического обществ утратила свою актуальность. О конвергенции заговорили в других аспектах:

1) как о конвергенции между развитыми странами и периферией — «третьим миром» и странами с переходной экономикой1;

2) как о конвергенции национальных экономик в рамках Европейского Союза и Европейской валютной системы;2

1 Глобализация мирового хозяйства: Учеб. пособие / Под ред. д-ра экон. наук, проф. М. Н. Осьмовой, канд. экон. наук, доц. А. В. Бойченко. - М.: ИНФРА-М, 2006. - С. 303 - 307.

2 Пищик В. Я. Влияние проблем конвергенции на перспективы вступления Великобритании в ЭВС // Деньги и кредит.

2004. № 10. С. 30 - 40.

3) как о финансовой конвергенции.

Последние аспекты рассмотрим подробнее. Маастрихтский договор от 1992 г. установил критерии конвергенции национальных экономик, в частности: темпы инфляции не должны превышать более чем на 1,5 % средний аналогичный показатель в трех странах с наименьшим ростом цен; дефицит госбюджета не должен превышать 3 % ВВП; государственный долг не должен быть выше 60 % ВВП; процентные ставки по долгосрочным кредитам не должны превышать более чем на 2 % соответствующий средний показатель для трех стран с наименьшим ростом цен; в течение двух лет национальная валюта не должна девальвироваться и ее обменный курс не должен выходить за пределы колебаний, установленных механизмом обменных курсов [2].

Интересными представляются исследования, проведенные министерством финансов Великобритании, оценивающие степень достигнутой конвергенции, риски возможного вступления Великобритании в зону евро посредством специальных методик тестирования [3]. В этом исследовании выделяют несколько видов конвергенции в контексте присоединения Великобритании к зоне евро:

1) устойчивая конвергенция - способность экономики на постоянной основе адаптироваться к действующим в зоне евро процентным ставкам и обеспечить достижение целей высоких и стабильных темпов экономического роста и занятости, а также бесперебойное финансирование расходов на образование, здравоохранение и решение других задач в социальной сфере;

2) циклическая конвергенция, предполагающая ответ на вопрос, удалось ли к настоящему времени достичь более высокой степени конвергенции, чем в прошлом;

3) историческая конвергенция, означающая степень корреляции экономических циклов;

4) структурная конвергенция, а именно конвергенция отраслевой структуры народного хозяйства;

5) эндогенная конвергенция, суть которой состоит в том, что на совместимость экономических структур и сближение экономических циклов может повлиять факт присоединения страны к зоне евро [4].

Эти и другие исследования3 показывают, что речь идет о конвергенции не только экономичес-

3 Рябов Б. А. Единая европейская валюта и макроэкономическая конвергенция. Автореф. на соиск. уч. степ. к. э. н. - М., 2004; Лапинскас А. А. Типы, функциональные особенности и конвергенция экономических систем. Автореф. на соиск. уч. степ. д. э. н. - СПб., 2001.

ких, но и финансовых систем, и поэтому вполне закономерной является тенденция конвергенции стандартов деятельности финансовых институтов, которая подтверждается следующими данными (см. табл.).

Распространение международных стандартов и кодексов происходит в следующих направлениях: • развитие международных стандартов публичного раскрытия экономической информации (Special Data Standard);

Международные стандарты деятельности финансовых институтов

тип стандарта Орган-разработчик и год выпуска содержание стандарта Практика применения стандарта в рФ

Прозрачность финансовой политики

1. Специальный стандарт распространения данных Международный валютный фонд, 1996 г. Руководство для стран-членов фонда в процессе распространения экономических и финансовых данных Россия присоединилась к ССРД 31 января 2005 г.

2. Кодекс надлежащей практики по обеспечению прозрачности в денежно-кредитной и финансовой политике Международный валютный фонд, 1999 г. Целесообразная практика обеспечения прозрачности, которой следует придерживаться центральным банкам в проведении денежно-кредитной и финансовой политики Применяется в РФ с 2001 г.

3. Кодекс надлежащей практики по обеспечению прозрачности в бюджетно-налоговой сфере Международный валютный фонд, 1998, 2001 г. Целесообразная практика обеспечения прозрачности, которой следует придерживаться государственным органам при проведении бюджетно-налоговой политики Учитывается при разработке стратегий с 2001 г.

регулирование и надзор за финансовым сектором

4. Ключевые принципы эффективного банковского надзора Базельский комитет по банковскому надзору: Базель I - 1997 г. Базель II - 2004 г. Проблемы определения достаточности банковского капитала и основные методы расчета необходимой величины капитала для покрытия рыночного, кредитного и операционного рисков Переход российских банков на стандарт «Базель II» предполагается осуществлять в 2008 - 2009 гг.

5. Принципы надзора в сфере страхования Международная ассоциация органов надзора в сфере страхования, 2003 г. Страховые принципы, из которых вытекают цели страхового надзора и которые дополняются стандартами, регулирующими более детальные вопросы Международная ассоциация органов надзора в сфере страхования была основана при участии РФ

6. Цели и принципы регулирования рынка ценных бумаг Международная организация комиссий по ценным бумагам, 1974 г. Охрана инвесторов; обеспечение справедливости, эффективности и транспарентности рынков; сокращение системы рыночных рисков Российское законодательство о ценных бумагах в целом соответствует международным принципам и целям регулирования рынка ценных бумаг

7. Ключевые принципы для системно-значимых платежных систем Комитет по платежным и расчетным системам центральных банков стран Группы 10, принципы начали разрабатываться с 1990 г. Принципы, которые должны лежать в основе структуры и функционирования платежных систем во всех странах. Они излагаются в обобщенном виде, с тем чтобы их можно было применять во всех странах и чтобы обеспечить их долговечность. Они не являются проектом для создания или использования какой-либо конкретной системы, но отражают те ключевые свойства, которыми должны обладать все системно-значимые платежные системы Учитывается Центральным банком России с 2000 г.

8. Сорок рекомендаций Рабочей группы по борьбе с отмыванием денег Группа финансового противодействия отмыванию денег, 1990 г. Предложения по совершенствованию законодательных систем и финансовых структур в целях повышения эффективности борьбы с отмыванием полученных незаконным путем доходов В августе 2001 г. вступил в силу закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем», разработанный на основе рекомендаций

Целостность рынка

Окончание таблицы

Тш стандарта Орган-разработчик и год выпуска Содержание стандарта Практика применения стандарта в РФ

9. Принципы корпоративного управления Организация экономического сотрудничества и развития, 1999 г. Права акционеров, равное отношение к акционерам, роль заинтересованных лиц в управлении компанией, раскрытие информации и прозрачность бизнеса, обязанности правления Вступил в силу в конце января 2002 г.

10. Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) Комитет по международным стандартам бухгалтерского учета, 1999 г. Учетная система, функционирующая на международном уровне; содержит одновременно и концептуальные основы составления отчетности, и собственно стандарты финансовой отчетности Кредитные организации перешли с 01.01.2004; ОАО, чьи акции котируются на российских и иностранных рынках ценных бумаг с 01.01.2005 г.

11. Международные стандарты аудита Международная федерация бухгалтеров, 2000 г. Этапы выполнения задания, предусматривающего выдачу аудиторских гарантий, а также требования к профессиональным бухгалтерам, осуществляющим такие задания Самостоятельная разработка правил (стандартов), подготовленных на базе международных стандартов аудита

12. Принципы и руководства построения эффективных систем в области неплатежеспособности и прав кредиторов Всемирный банк, 2000 г. Включают 35 положений, содержащих наилучший международный опыт, касающийся построения систем в области неплатежеспособности и прав кредиторов Данных нет

Источник: составлено автором

• создание стандартов банковского надзора (the Basle Core Principles for Banking Supervision);

• расширение финансовых возможностей МВФ (в рамках the New Arrangement to Borrow, NAB);

• создание в МВФ нового механизма кредитования (the Supplemental Reserve Facility, SRF), призванного помочь членам фонда справляться с моральным риском, проявляющимся в неожиданном и разрушительном влиянии потери доверия инвесторов. Условия предоставления средств по линии SRF должны обеспечивать их преимущественный (первичный) возврат при снижении возможных конфликтов интересов4. Международные финансовые институты, такие

как Международный валютный фонд и Всемирный банк, не только занимаются разработкой стандартов, но и проводят оценку соблюдения финансовыми институтами какой-либо страны стандартов и кодексов. Результаты оценки излагаются в Докладе о соблюдении стандартов и кодексов (ROSC). Подобные исследования проводятся по инициативе государства-члена МВФ и осуществляются в любой из областей финансовой деятельности, в которой присутствуют международные стандарты (см. табл.).

4 Щегорцов В. А. Мировая экономика. Мировая финансовая система. Международный финансовый контроль - М.: ЮНИ-ТИ-ДАНА, 2005. С. 395.

Доклады, примерно 76 % из которых опубликовано, используются для конкретизации обсуждения вопросов, касающихся укрепления потенциала стран, позволяющего им участвовать в глобализованной экономике и получать выгоды от такого участия. Они также используются частным сектором, включая рейтинговые агентства для оценки рисков. На конец апреля 2007 г. МВФ оценил соблюдение стандартов и кодексов в 137 странах-членах, что составляет 74 % от общего количества государств в МВФ5.

В свою очередь доклады о соблюдении в государствах-членах стандартов и кодексов являются базовым элементом другой программы МВФ - FSAP, которая предполагает оценку национальных финансовых систем с точки зрения их стабильности и включенности в мировую финансовую систему. В рамках данной программы выделяют следующие основные направления совершенствования мировой финансовой системы с точки зрения регулирования деятельности национальных финансовых систем: • укрепление финансовой системы и реформирование национальных финансовых институтов путем выработки и распространения международных принципов и стандартов регулирования и надзора за банковской системой,

5 Годовой отчет Международного валютного фонда 2007. Глобальная экономика — на общее благо // www. imf. org.

фондовым рынком и различными финансовыми институтами;

• укрепление финансовой инфраструктуры через принятие более универсальных стандартов аудита, бухгалтерского учета, процедур банкротства, платежных систем; совершенствование Базельских стандартов расчета достаточности банковского капитала;

• определение путей укрепления пруденциального надзора как в развивающихся, так и в развитых странах;

• создание механизмов рыночного регулирования рынка деривативов и инвестиционной деятельности с активным использованием заемных ресурсов (эффект leverage);

• стимулирование введения международных стандартов деятельности в офшорных финансовых центрах.

В некоторых случаях межгосударственная конвергенция стандартов функционирования финансовых институтов рассматривается как необходимое условие и следствие финансовой глобализации, а также как результат одного из основных ее последствий — финансовой интеграции. Вследствие резкого роста темпов финансовой глобализации в последние десятилетия увеличивается взаимосвязь между интеграцией финансовых систем и гармонизацией стандартов регулирования деятельности финансовых институтов. В этой связи с точки зрения проблем выработки национальных стандартов функционирования финансовых институтов и перспектив их функционирования на мировом рынке встает вопрос о том, каким образом национальные регулирующие органы должны двигаться в направлении гармонизации регулирующих функций в финансовой сфере. При этом необходимо учитывать взаимосвязи между рыночными силами и процессом установления регулирующих норм и правил. Именно поэтому процесс конвергенции норм и правил функционирования финансовых институтов происходит как в результате государственного влияния, так и под действием рыночных механизмов.

Если государственное влияние проявляется в принятии формальных норм и правил, то конвергенция стандартов, инициированная рыночным механизмом, действует путем распространения лучшей практики организации и ведения бизнеса, выхода на рынок новых игроков, возрастания значения репутационной дисциплины6.

6 Глобализация и национальные финансовые системы/ Под ред. Дж. А. Хансона, П. Хонохана, Дж. Маджони. Пер с англ. М.: Издательство «Весь мир», 2005. С. 281 - 303.

Репутационная дисциплина оказалась особенно действенной там, где решающую роль играют рыночные стандарты, а на рынке господствует ограниченное число крупных финансовых институтов. В этих случаях стандартизированная рыночная практика оказалась наиболее эффективной в течение длительных периодов времени даже в условиях отсутствия государственных административных или уголовных санкций.

Основными результатами прошлого периода финансовой интеграции являются минимальная гармонизация регулирующих функций и взаимное наднациональное их признание, реализованное и представленное в настоящее время стандартами и сводами правил, которые актуализируют значение развития регулирующих норм как следствия глобализации капиталов. В настоящий момент все четче проявляется тенденция минимизации набора регулирующих норм и правил, воплощенных в своде правил лучшей практики, добровольно принятых государственными органами различных стран в целях укрепления позиций и репутации их финансовых систем на международных рынках. Все большее значение принимает репутационная дисциплина, формирующаяся путем официально вводимых норм как на национальном, так и на международном уровне. Примером таких форм регулирования могут быть публикуемые на постоянной основе рейтинги компаний, проводившиеся целевыми группами финансовых действий, составлявшими списки государств, отказавшихся сотрудничать, или Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), составлявшей списки офшорных финансовых центров, провоцирующих разрушительную налоговую конкуренцию. В становлении системы стандартов и сводов правил определенную роль также сыграли дополнительные «официальные» инициативы, осуществлявшиеся надзорными службами международных финансовых институтов. Однако, по-видимому, эта роль не была столь определяющей в отличие от фактора поддержания репутации.

Все более часто звучат тезисы о начале формирования новой парадигмы международных экономических отношений, в рамках которой страны добровольно внутри страны стремятся к соблюдению международных стандартов и сводов правил поведения. Однако в данном контексте развития все более актуальными становятся вопросы эффективности данного подхода к развитию регулирующей сферы, устранение потенциальных недостатков и слабых мест данного подхода.

Проводя анализ международной практики регулирования деятельности финансовых институтов, можно сделать следующие выводы:

• данный подход не является новым, поскольку в истории хорошо известны примеры норм поведения, которые не имели обязательного правового статуса, но тем не менее достаточно последовательно соблюдались на национальном уровне. Подобного рода практику или стандарты обычно называют «мягким правом» (soft kw) по причине отсутствия узаконенных процедур их определения и средств для обеспечения их соблюдения7;

• процесс распространения международных стандартов и сводов правил поведения представляет собой не что иное как принятие концепции «мягкого права» в системе международных экономических отношений и на национальном уровне как «свод правил поведения, руководящих указаний, рекомендаций, деклараций и резолюций международных организаций» 8.

«Мягкое право» имеет определенные преимущества по отношению к формальному праву как на национальном, так и на международном уровнях, проявляющиеся в большей гибкости и своевременности реагирования. Существует несколько важных проблем распространения данных норм как на национальном, так и международном уровнях:

• проблема взаимодополняемости: международное «мягкое право» представляет собой замену, а не дополнение к жестко фиксированным законодательным нормам, принимая во внимание факт практического отсутствия фиксированных норм международного финансового права9. В результате финансовые аспекты международного «мягкого права» стали постепенно проникать на национальный уровень, зачастую становясь скорее нормами национального законодательства и формальных регулирующих положений, нежели статьями международных договоров. В данном контексте все более остро возникает проблема взаимодополнения и кон-

7 Giovanoli, M. 2001. «A New Architecture for the Global Financial Market: Legal Aspects of International Financial Setting.» In: M. Giovanoli, ed., International Monetary Law: Issues for New Millennium. Oxford, U. K.: Oxford University Press, Oxford.

8 Kim, Hwa-in. 2001. «Taking International Soft Law Seriously: Its Implications for Global Convergence in Corporate Convergence.» Journal of Korean law 1 (Match): 1-50.

9 Giovanoli, M. 2001. «A New Architecture for the Global Financial

Market: Legal Aspects of International Financial Setting.» In: M.

Giovanoli, ed., International Monetary Law: Issues for New Mil-

lennium. Oxford, U. K.: Oxford University Press, Oxford.

вергенции различного уровня норм и правил. Примером могут быть Базельские требования к достаточности капитала, нашедшие отражение в банковском законодательстве многих стран. Вместе с тем дискуссии относительно целесообразности и сроков принятия Базельского соглашения II в Европейском союзе и США приведут к неоднородности регулятивной среды для финансовых институтов и их зарубежных подразделений;

• проблема координации: глобальный масштаб распространения международных стандартов и сводов, проявляющийся в замене узаконенных норм международного финансового права, приводит к необходимости усиления координации различных норм, правил и стандартов функционирования финансовых институтов на национальном уровне. Отсутствие координации - один из основных недостатков развития системы регулирующих норм, инициируемых рыночным механизмом, что в перспективе может подорвать эффективность подхода, основанного на широком внедрении норм «мягкого права»;

• проблема легитимности: проблема расширения сферы действия норм «мягкого права», справедливого представительства негосударственного регулирования и эффективного решения проблем, проявляется в оценке степени легитимности вводимых норм для институтов различного уровня.

Проблема взаимодополняемости «мягкого права» и национального законодательства наиболее важная из перечисленных выше. Именно при решении данной проблемы встает вопрос о необходимости конвергенции, сближении норм национального права с принятыми на международном уровне кодексами и стандартами. Одинаковая интерпретация стандартов и кодексов в различных странах с разными культурными и правовыми средами не может считаться имманентной чертой процесса гармонизации регулирующих функций, и именно это обстоятельство оказалось главной трудностью на пути реализации принципа дополняемости в странах ЕС.

В совокупности все вышеперечисленные факторы привели к тому, что институты, которые представляют большое число национальных государств и имеют полномочия содействовать развитию условий экономической стабильности и экономического роста в международном масштабе, такие как Международный валютный фонд

(МВФ), Всемирный банк и региональные банки развития, взяли на себя бремя ответственности за распространение и мониторинг стандартов и кодексов в системе международных финансовых отношений10.

Некоторые аналитики утверждают, что деятельность международных финансовых институтов по распространению стандартов и сводов правил поведения в огромной степени обусловила значительный всплеск активности различных государств в правовой и регулирующей сферах11.

В аспекте регулирования достаточности капитала примером конвергенции международных и национальных норм регулирования деятельности финансовых институтов является закрепление официального правового статуса правительством Республики Корея после азиатского финансового кризиса 1997 г. Базельских требований по капиталу для коммерческих банков. В частности, было принято законодательство о взаимных фондах, ранее не присутствовавших на корейском рынке; пересмотрены критерии корпоративного управления, которые также стали частью регулирующего законодательства. В число пересмотренных законов вошли Банковский акт; Закон о банковских торговых компаниях, измененный и дополненный положениями Базельских требований по капиталу; Закон о фондовых биржах, пересмотренный в целях обеспечения соответствия с разумными процедурами управления и для защиты интересов миноритарных акционеров, и законы о компаниях, инвестирующих в ценные бумаги, которые обеспечили правовой статус взаимным фондам 12.

Феномен распространения международных стандартов и их внедрение в правовые нормы национального законодательства в последние годы получил широкое распространение и вышел далеко за пределы стран, переживающих экономические кризисы. Согласно данным совместного доклада МВФ и Всемирного банка, опубликованного в рамках Программы оценки финансового сектора, а также докладам Всемирного банка о тенденциях распространения стандартов и сводов правил

10 IMF (International Monetary Fund) and World Bank. 2002. «Assessing the Implementation of Standards: A Review of Standards: A Review of Experience and Next Stems». Washington, D. C. Processed.

11 Kim, Hwa-in. 2001. «Taking International Soft Law Seriously: Its Implications for Global Convergence in Corporate Convergence.» Journal of Korean law 1 (Match): 1 — 50.

12 Kim, Hwa-in. 2001. «Taking International Soft Law Seriously: Its Implications for Global Convergence in Corporate Convergence.» Journal of Korean law 1 (Match): 1 — 50.

поведения, в которых оценивается соответствие норм национального права основным международным сводам правил поведения и стандартов, во всем мире проявляется неподдельный интерес к насыщению национальных правовых и регулирующих инфраструктур лучшими практическими приемами, доказавшими свою эффективность на международном уровне13.

В процессе внедрения норм «мягкого права» на национальном уровне наиболее важными, на наш взгляд, будут являться следующие два фактора:

1) степень эффективности стандартов и кодексов, трансплантируемых в страны с различными видами правовой инфраструктуры и достигнутой степенью социально-экономического развития;

2) роль, которую играют размеры финансового сектора в создании эффективной регулирующей инфраструктуры.

Популярность различных международных стандартов и кодексов привела к внедрению заимствованных правовых концепций в национальные правовые системы, что стало объектом пристального внимания многих юристов и правоведов14. Дебаты о степени эффективности трансплантированных стандартов и кодексов показали, что до тех пор пока они представляют собой переработанные варианты национальной практики институтов и правовых концепций, получивших распространение в промышленно развитых странах, международные стандарты могут не очень хорошо приживаться в странах с развивающимися рынками или в странах с переходной экономикой15. Некоторые из этих трансплантатов удачно вписались в новые условия, а другие оказались абсолютно неэффективными. В одних случаях они оказались несовместимыми с нормами господствующей правовой системы, в других причиной несовместимости было их введение с помощью «специального» законодательства, которое противоречило нормам действующего законодательства и затем было заменено национальными гражданскими или торговыми кодексами, и наконец, третьей причиной несовместимости

13 Доклады Всемирного банка о тенденциях распространения стандартов и кодексов см. на сайте: // www. worldbank. org/ifa/rocs. html/.

14 Berkowitz, D., K. Pistor, and J. F. Richard. 2000. «Economic Development, Legality, and the Transplant Effect.» Working Paper no. 410. The William Davidson Institute, Ann Arbor, Mich.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15 Pistor, K. 2000. «Patterns of legal Change: Shareholder and Creditor Rights in Transition Economies». European Business Organization Law Review 1 (1) 6 59 — 108.

было их внедрение в форме, не признаваемой данной конкретной правовой системой16.

В данной ситуации наиболее остро встает вопрос о необходимости оценки взаимосвязи между принятием на национальном уровне стандартов и кодексов и финансовой стабильностью. Только в последнее время появились работы, оценивающие характер взаимосвязи между параметрами регулирующих структур и показателями финансового развития и стабильности17. Однако в целом эти исследования основывались пока в основном на показателях, имевших только косвенное отношение к степени следования международным стандартам и сводам правил поведения. Наиболее надежным эмпирическим исследованием эффективности международных сводов правил является анализ влияния Основных Базельских принципов, свидетельствующий о наличии слабой и косвенной связи между степенью следования этим принципам и финансовой стабильностью18. В данном исследовании об эффективности банковского регулирования авторы пришли к выводу о том, что «не существует свидетельств того, что наилучшие приемы ведения бизнеса в США окажутся столь же эффективными в странах с иной институциональной и политической средой» 19. Поэтому следование систем банковского контроля Основным Базельским принципам может быть интерпретировано как один из показателей степени скорее сопротивляемости банковской системы возможным финансовым кризисам, нежели ее уязвимости20.

Таким образом, конвергенция стандартов деятельности финансовых институтов отражает ключевые характеристики финансовой глобализации. Формирование глобального финансового

16 Jordan, C., M. Lubrano. 2002. «How Effective Are Capital Markets in Exerting Governance on Corporations?» In: Financial Sector Governance: The Roles of the Public and Private Sectors. Washington, D. C.: The Brooking Institution.

17 Barth, J., G. Caprio, and R. Levine. 2002. «Bank Regulation and Supervision: What Works Best?» World Bank, Washington, D. C. Processed.

18 Sundarajan, V, D. Marston, and R. Basu. 2001. «Financial System Standards and Financial Stability: The Case of the Basel Core Principles.» Working Paper no. 62. International Monetary Fund, Washington, D. C.

19 Barth, J., G. Caprio, and R. Levine. 2002. «Bank Regulation and Supervision: What Works Best?» World Bank, Washington, D. C. Processed.

20 Chen, Xin, and G. Majnoni. Forthcoming. «What Are Basel Core Principles Meant to Signal: An Empirical Analysis.» World Bank, Washington, D. C. Processed.

рынка, развитие транснациональных банков, усиливающаяся роль развивающихся стран в мировой финансовой системе обусловили необходимость систематизации и обобщения лучших практик в той или иной области финансовой деятельности, что нашло отражение в стандартах и кодексах.

Процесс конвергенции не является завершенным прежде всего потому, что он обусловлен динамичностью процесса финансовой глобализации. Это подтверждается пересмотром стандартов, происходящим раз в несколько лет, что связано с быстроменяющимися условиями функционирования финансовых институтов, проблемами эффективной трансплантации международных стандартов и кодексов в национальные финансовые системы (причем в развитых странах возможно сознательное откладывание их принятия, как например, в случае США и Базельского соглашения II, а развивающиеся страны, стремящиеся принять международные стандарты и кодексы во многом для улучшения имиджа страны, вынуждены впоследствии бороться с отторжением или деформацией этих трансплантатов).

Вместе с тем очевидны дальнейшие направления развития процесса конвергенции стандартов деятельности финансовых институтов. Количественно они охватывают ключевые области финансового рынка, территориально — практически все государства мира, поэтому вектор дальнейшего развития этого процесса — качественное усовершенствование стандартов и кодексов в соответствии с быстроменяющейся средой функционирования финансовых институтов и новыми глобальными рисками.

Литература

1. The Treaty of Maastricht // http://www. historiasiglo20.org/europe/maastricht. htm.

2. UK Membership of the Single Currency: An Assessment of the Five Economic Tests. — HM Treasury. — 1997. — October // www. hm-treasury. gov. uk

3. Пищик В. Я. Влияние проблем конвергенции на перспективы вступления Великобритании в ЭВС // Деньги и кредит. 2004. № 10. С. 30 -40.

4. A. D. Morrison and L. White. The Pole of Capital Adequacy Requirements in Sound Banking Systems // Working Paper 2001, March, Oxford Financial Research Center University of Oxford.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.