© Петренко Е.В.,
аспирантка Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)
Эл. почта: [email protected]
СТАНДАРТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИНАНСОВЫХ ИНСТИТУТОВ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ МИРОВОЙ ФИНАНСОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ
Нестабильность развития финансовых рынков, в наибольшей степени проявившаяся осенью 2008 г., выявила множество недостатков современной мировой финансовой архитектуры. Ошибки в регулировании и надзоре, наложившиеся на практику принятия чрезмерных рисков банками и другими финансовыми учреждениями, привели к появлению опасных слабых мест в финансовой системе, которые в значительной мере способствовали возникновению современного кризиса.
На сегодняшний день финансовая глобализация стала главной движущей силой развития мировой экономики, она качественно и количественно изменяет институциональную среду финансовой системы на всех ее уровнях (международном, региональном, национальном). Активизация глобализационных процессов привела к росту доли финансового сектора в структуре мирового ВВП. Однако необходимо помнить, что финансовая глобализация имеет положительный эффект лишь в относительно стабильных условиях. Циклический характер эконо-
мического развития сопряжен с нестабильностью, которая приводит к усилению негативных явлений, порождаемых глобализацией.
Очевидно, что в подобных обстоятельствах проблему регулирования финансовых отношений решить усилиями отдельных стран затруднительно. В связи с этим необходимо усиление роли международных финансово-кредитных организаций в системе финансового регулирования, а также возможное расширение их функций и полномочий.
Глобализационные процессы, а в частности либерализация и все большая открытость экономики отдельных стран, привели к значительному преобразованию механизмов макроэкономического регулирования. Регулирование и защита национальных финансовых систем от негативных влияний финансовой глобализации становятся объективно необходимыми.
В сложившихся нестабильных условиях в рамках саммита большой двадцатки в Питтсбурге1 (США), прошедшего в сентябре 2009 г., были определены стратегические направления развития мировой финансовой системы. Лидеры наиболее экономически активных государств — членов G20 поставили перед собой цель не допустить повторения финансового кризиса 2008-2009 гг. Основной задачей по итогам Саммита стало проведение тщательного пересмотра системы финансового регулирования, первым шагом которой стало создание Совета финансовой стабильности2, в рамках
Официальный сайт Саммита — http://www.pittsburghsummit.gov/
2 В апреле 2009 г. Лидеры в20 согласились, что прежний Форум финансовой стабильности (учрежденный в 1999) должен быть переучрежден как Форум финансовой стабильности, с расширенным мандатом по поддержанию финансовой стабильности, расширенным составом участников, более сильным институциональным базисом и увеличенной производительностью. Форум финансовой стабильности начал работу немедленно после Саммита, на основе апрельского соглашения Лидеров в20. Устав, подтвержденный Лидерами в20 25.09.2009 в Питтсбурге, формально учредил
которого проходят обсуждение все реформы финансового сектора.
Совет финансовой стабильности объединяет национальные органы власти, ответственные за финансовую стабильность в значимых международных финансовых центрах, международные финансовые институты, международные группы регуляторов и органов контроля, а также комитетов и экспертов центральных банков.
Перед Советом финансовой стабильности стоят такие задачи, как оценка уязвимых элементов, финансовой системы, идентификация действий, с целью обезопасить их; содействие координации и информационному обмену среди властей, ответственных за финансовую стабильность; контроль и консультации по вопросам рыночных разработок и их значения для регулирующей политики; консультации по вопросам и контроль за сближением лучших практик с регулятивными стандартами.
В рамках Форума финансовой стабильности на первый план были выдвинуты 12 сфер для стандартизации (табл. 1), определяемые как ключевые для устойчивых финансовых систем и приоритетные к применению в зависимости от национального аспекта. Несмотря на то что ключевые стандарты варьируются в зависимости от степени их международного одобрения, они широко приняты, поскольку представляют минимальные требования для хорошей практики. Некоторые из ключевых стандартов относятся более чем к одной области, например Кодекс надлежащей практики по обеспечению прозрачности в денежно-кредитной и финансовой политике имеет отношение к аспектам платежей и расчетов, так же как к финансовому регулированию и контролю.
Стандарты включают в себя широко принятые лучшие принципы, практики или рекомендации в данной области.
Форум финансовой стабильности и изложил его цели, мандат, членов и организационные процессы.
Стандарты могут быть классифицированы по областям их применения:
- Секторные стандарты, которые покрывают экономические и институциональные сектора, такие как правительство и центральный банк, банковское дело, ценные бумаги, и системы страхования, и корпоративный сектор
- Функциональные стандарты, т.е. в пределах каждого сектора, стандарты покрывают области, такие как управление, бухгалтерский учет, раскрытие и прозрачность информации, достаточность капитала, регулирование и контроль, распределение информации, риск-менеджмент, оплата и урегулирование, деловая этика и т. д.
С точки зрения применения, стандарты также различаются по их специфике:
- Принципы, т.е. фундаментальные правила в отношении к обширной области. Принципы обычно излагаются достаточно обобщенно и поэтому предлагают определенную степень гибкости в применении для адаптации к обстоятельствам каждой страны, например Ключевые принципы эффективного банковского надзора Базельского комитета по банковскому надзору1, Цели и принципы регулирования рынка ценных бумаг Международной организации комиссий по ценным бумагам2, Принципы надзора в сфере страхования Международной ассоциации органов надзора в сфере страхования3 и Ключевые принципы для системно значимых платежных систем Комитета по платежным и расчетным системам центральных банков стран Группы 104.
1 Basel Committee's Core Principles for Effective Banking Supervision.
2 IOSCO's Objectives and Principles of Securities Regulation.
3 IAIS's Insurance Supervisory Principles.
4 CPSS's Core Principles for Systemically Important Payment Systems.
Таблица 1. Сферы стандартизации, определяемые Форумом финансовой стабильности как ключевые для устойчивости финансовых систем*
Сфера | Стандарт | Орган — разработчик
Макроэкономическая политика и прозрачность данных
Прозрачность денежнокредитной и финансовой политики Кодекс надлежащей практики по обеспечению прозрачности в денежно-кредитной и финансовой политике Международный валютный фонд
Прозрачность налоговой политики Кодекс надлежащей практики по обеспечению прозрачности в бюджетно-налоговой сфере Международный валютный фонд
Распространение данных Специальный стандарт распространения данных / Общая система распространения данных1 Международный валютный фонд
Институциональная и рыночная инфраструктура
Банкротство Принципы и руководства построения эффективных систем в области неплатежеспособности и прав кредиторов2 Всемирный банк
Корпоративное управление Принципы корпоративного управления Организация экономического сотрудничества и развития
Бухгалтерский учет Международные стандарты финансовой отчетности Совет по международным стандартам бухгалтерского учета
Аудит Международные стандарты аудита Международная федерация бухгалтеров
Платежи и расчеты - Ключевые принципы для системно значимых платежных систем - Рекомендации для систем расчета ценными бумагами - Комитет по платежным и расчетным системам - Комитет по платежным и расчетным системам / Международная организация комиссий по ценным бумагам
Целостность рынка - Сорок рекомендаций Рабочей группы по борьбе с отмыванием денег / - Девять специальных рекомендаций против финансирования терроризма Группа финансового противодействия отмыванию денег
Финансовое регулирование и контроль
Банковский контроль Ключевые принципы эффективного банковского надзора Базельский комитет по банковскому надзору
Регулирование ценных бумаг Цели и принципы регулирования рынка ценных бумаг Международная организация комиссий по ценным бумагам
Контроль страхования Принципы надзора в сфере страхования Международная ассоциация органов надзора в сфере страхования
По материалам сайта http://www.financialstabilityboard.org/
- Практики, они являются более определенными и обстоятельно объясняют практическое применение принципов в пределах более узко определенного контекста, например Утвержденные практики для бухгалтерского учета ссуды Базельско-
1 Для экономических систем с доступом к международным рынкам капитала желательно применение более строгого Специального стандарта распространения данных, для всех других экономических систем желательно применение Общей системы распространения данных.
2 Всемирный банк координирует всеобъемлющие усилия по развитию ряда принципов и рекомендаций по режиму банкротства. Комиссия Организации Объединенных Наций по Международному торговому законодательству (иКСГТЯЛЬ), которая приняла Образцовый Закон по Международному Банкротству в 1997, поможет облегчить выполнение.
го комитета по банковскому надзору3, Механизмы контроля операционного и финансового риск-менеджмента для внебиржевых операций с деривативами регулируемых фирм, ведущих операции с ценными бумагами Международной организации комиссий по ценным бумагам4, и Контролирующие стандарты лицензирования Международной ассоциации органов надзора в сфере страхования5.
- Методологии/рекомендации, они обеспечивают детализированное руково-
Составлена по данным сайта
http://www.financialstabilityboard.org/
4 Basel Committee's Sound Practices for Loan Accounting.
5 IOSCO's Operational and Financial Risk Management Control Mechanisms for Over-the Counter Derivatives Activities of Regulated Securities Firms.
дство мер, которые необходимо предпринять, или требований, которым необходимо соответствовать, и являются достаточно определенными для того, чтобы позволить относительно объективную оценку степени их соблюдения.
Создание, принятие и признание международных стандартов, кодексов, сводов лучших правил ведения финансовых операций осуществляются по ини-
циативе международных финансовых институтов и международных организаций: Международного валютного фонда, Всемирного банка, Банка международных расчетов, Всемирной торговой организации и т.д. В таблице 2 систематизированы финансовые институты, занятые в разработке, корректировке и внедрении стандартов, а также указаны их основные функции в области стандартизации.
Таблица 2. Виды и функции международных финансовых организаций, устанавливающих стандарты деятельности финансовых институтов :
№ Организация Функции в области стандартизации деятельности финансовых институтов
1 2 3
Банк международных расчетов
1 Базельский Комитет по банковскому надзору5, организован центральными банками 010 - обеспечивает форум для регулярного сотрудничества среди государств — членов 010 по вопросам банковского контроля; - формулирует обширные стандарты контроля и принципы и рекомендует утверждение лучших практик в банковском деле в ожидании, что органы банковского контроля предпримут шаги для их применения
2 Комитет по глобальной финансовой системе6, организован центральными банками 010 - предпринимает систематический краткосрочный контроль состояния глобальной финансовой системы, долгосрочный анализ функционирования финансовых рынков и объединяет стратегические рекомендации, нацеленные на улучшение функционирования рынка и поддержание стабильности; - разрабатывает общие принципы и более определенные стратегические рекомендации для создания ликвидных рынков государственных ценных бумаг
3 Комитет по платежным и расчетным системам7, организован центральными банками 010 - обеспечивает форум для регулярного сотрудничества среди центральных банков стран-членов 010 по проблемам, связанным с платежными и расчетными системами; - контролирует и анализирует развитие национальных платежных, расчетных и клиринговых систем, а также международных и мультивалютных неттинговых схем; - обеспечивает координирование надзорных функций Центральных банков стран-членов 010 относительно неттинговых схем; - формулирует общие стандарты контроля и принципы и рекомендует утверждение лучших практик в банковском деле;
- в дополнение к общим проблемам относительно эффективности и стабильности урегулирования в сфере платежей, клиринга, и расчетов Комитет обращает внимание на взаимоотношения между платежным и расчетным регулированием, платежными и расчетными услугами центрального банка и основными финансовыми рынками, которые важны для валютной политики
4 Целевая группа Комитета по платежным и расчетным системам и Международной организации комиссий по ценным бумагам по системам расчета ценными бумагами8 - разрабатывает рекомендации для расчетных систем ценных бумаг
1 Составлена по данным сайта http://www.financialstabilityboard.org/
2 Basel Committee's Sound Practices for Loan Accounting.
3 IOSCO's Operational and Financial Risk Management Control Mechanisms for Over-the Counter Derivatives Activities of Regulated Securities Firms.
4 IAIS's Supervisory Standards on Licensing.
5 Basel Committee on Banking Supervision (BCBS) http://www.bis.org/bcbs/index.htm
6 Committee on the Global Financial System (CGFS) http://www.bis.org/cgfs/index.htm
7 Committee on Payment and Settlement Systems (CPSS) http://www.bis.org/cpss/index.htm
8 CPSS-IOSCO Task Force on Securities Settlement Systems http://www.bis.org/cpss/index.htm> <http://www.iosco.org/
Продолжение табл. 2
1 2 3
5 Группа Базельского Комитета по банковскому надзору по обеспечению прозрачности и Целевая Рабочая группа по регулированию финансовых посредников международной организации комиссий по ценным бумагам1 - разрабатывает рекомендации для публичного раскрытия торговли и операций с деривативами банков и фирм, ведущих операции с ценными бумагами; - стимулирует банки и фирмы, ведущие операции с ценными бумагами, предоставлять участникам рынка достаточную информацию для понимания рисков, порожденных операциями с деривативами
Организация по Экономическому Сотрудничеству и Развитию
6 Организация по экономическому сотрудничеству и развитию2 Конвенция в Париже в 1961 г. - стремится поддерживать политику, разработанную для достижения устойчивого экономического роста и занятости в ее государствах-членах; - в области продвижения эффективного функционирования рынков поощряет конвергенцию стратегий, законов и постановлений для финансовых рынков и предприятий
7 Группа финансового противодействия отмыванию денег3 Саммит G7 в Париже в 1989 Секретариат FATF размещен в штабе OECD в Париже - разработала сорок Рекомендаций для борьбы с отмыванием денег; обновила Рекомендации в 1996, затем в феврале 2002 вслед за террористическими нападениями 11 сентября 2001 на США, когда были добавлены 9 Специальных Рекомендаций к оригинальным; - контролирует прогресс стран — членов организации в применении мер против отмывания денег через двойной процесс ежегодной самооценки и более детальной взаимной оценки, резюмирует тенденции в отмывании денег, методы, контрмеры и их влияние на сорок Рекомендаций и поддерживает адаптацию и применение Рекомендаций странами, не являющимися членами организации
Международные финансовые организации
8 Международная ассоциация органов надзора в сфере стра-хования4 1994, организована представителями страховых регуляторов и наблюдательных органов 190 юрисдикций - является форумом для сотрудничества среди страховых регуляторов и органов контроля от более чем 100 юрисдикций; - несет ответственность за развитие международно подтвержденных принципов и стандартов, фундаментальных для эффективного страхового регулирования и контроля. После разработки Основных принципов надзора в сфере страхования, Страхового Соглашения и нескольких других стандартов, большая часть текущей работы организации над стандартами сосредоточилась на развитии стандартов в областях платежеспособности, страхового соглашения для покрытия резерва предстоящих расходов на международное услуги, управления рисками активов, группой координации финансовых конгломератов, перестраховании, поведении рынка и электронной торговли
9 Совет по международным стандартам бухгалтерского учета5 независимый, частно основанный орган Члены правления — из девяти стран и имеют различные неофициальные функциональные задачи - устанавливает стандарты бухгалтерского учета; - занимается развитием, в общественных интересах, единого набора высококачественных, понятных и применимых глобальных стандартов бухгалтерского учета, для которых необходима прозрачная и сопоставимая информация в универсальных финансовых отчетах;
- сотрудничает с национальными органами, устанавливающими стандарты бухгалтерского учета для достижения конвергенции в стандартах бухгалтерского учета во всем мире; - ответствен за развитие и одобрение Международных Стандартов бухгалтерского учета (IAS). До настоящего времени в общей сложности 40 Стандартов были провозглашены советом и его предшественником, Международным Комитетом по Стандартам бухгалтерского учета (IASC)
1O Совет по международном стандартам аудита и страхования1 Комитет Международной Федерации Бухгалтеров (!РДС) - повышает однородность практики аудита и связанных с ним услуг во всем мире, выпуская заключения по различным функциям аудита и страхования и поддерживая их принятие. Заключения Совета разрабатываются в соответствии с надлежащей правовой процедурой, которая включает вклад широкой общественности, органов Совета и их членов, и Консультативной Группы советников, которая представляет тех, кто регулирует, готовит и использует финансовые отчеты
1 BCBS Transparency Group and IOSCO TC Working Party on the Regulation of Financial Intermediaries http://www.bis.org/bcbs/index.htm> <http://www.iosco.org/
2 Organisation for Economic Cooperation and Development (OECD) http://www.oecd.org/
3 Financial Action Task Force on Money Laundering (FATF) http://www1.oecd.org/fatf/
4 International Association of Insurance Supervisors (IAIS) http://www.iaisweb.org/>
5 International Accounting Standards Board (IASB) http://www.iasc.org.uk/
Окончание табл. 2
1 2 3
11 Международный валютный фонд2 Бреттон-Вудское соглашение Июль,1944 - разрабатывает и контролирует международные стандарты в областях, имеющих прямое отношение к его обязанности выполнять наблюдение за международной валютной системой; - в сотрудничестве с другими организациями, устанавливающими стандарты, разработал международные стандарты распространения данных и кодекс надлежащей практики по обеспечению прозрачности в денежно-кредитной и финансовой политике и принял участие в развитии международных стандартов для банковского надзора; - подготовил несколько экспериментальных отчетов по странам относительно выполнения стандартов и кодексов лучших практик
12 Международная организация комиссий по ценным бумагам3 Преобразована из межамериканской региональной ассоциации в апреле 1983 - организация по сотрудничеству среди национальных регуляторов ценных бумаг и фьючерсных рынков; - развивает и продвигает стандарты регулирования ценных бумаг для поддержания эффективных и стабильных рынков; - использует свой интернациональный состав, чтобы установить стандарты для эффективного наблюдения за международными рынками ценных бумаги, обеспечивает взаимную помощь для поддержания целостности рынков путем строгого соблюдения стандартов и эффективного ограничения их нарушений
Разработка и применение принятых на международном уровне экономических, финансовых и статистических стандартов могут значительно помочь в поддержании устойчивых национальных финансовых систем и международной финансовой стабильности. В то время как широкий диапазон политических, социальных, юридических и институциональных факторов посягает на финансовую стабильность представляется целесообразным сфокусировать внимание на экономических и финансовых стандартах, общепринятых международным сообществом, поскольку они являются объективными и относительно свободными от национальных интересов. Развитие, принятие и успешное применение международных стандартов имеет эффект как на национальном, так и на международном уровнях, а именно:
- усиливает национальные финансовые системы, поддерживая устойчивое регулирование и контроль, большую прозрачность и более эффективные и устойчивые институты, рынки и инфраструктуру;
1 International Auditing and Assurance Standards Board (IAASB) http://www.ifac.org/
2 International Monetary Fund (IMF) http ://www.imf.org/
3 International Organisation of Securities Commissions (IOSCO) http://www.iosco.org/
- содействует международной финансовой стабильности, увеличивая информированность при принятии решений о кредитовании и инвестировании, улучшая целостность рынка и сокращая риски финансовых затруднений.
Однако необходимо осознавать, что применение стандартов само по себе не достаточно для того, чтобы гарантировать финансовую стабильность.
Стандарты — это средство для того, чтобы поддерживать устойчивые финансовые системы и непрерывный экономический рост. Они должны постоянно пересматриваться, чтобы оставаться релевантными в свете изменяющихся обстоятельств. Относительная важность различных стандартов к индивидуальным экономическим системам зависит от их финансовой структуры и других национальных обстоятельств. Их применение должно вписываться в общую стратегию страны в области развития экономики и финансового сектора, принимая во внимание стадию развития, уровень институциональных возможностей и других национальных факторов. Успешное применение стандартов включает в себя процесс интерпретации, использования,
оценки и требования о соблюдении стандартов. Важно, чтобы у экономических систем были в наличии эффективная пра-
вовая система и инфраструктура для требования о соблюдении стандартов.
Глобализация является одним из ключевых процессов, определяющих развитие международных отношений на современном этапе. Государства столкнулись с необходимостью достижения общих целей, при этом не противоречащих их частным интересам. Объективным в данных условиях является создание межгосударственных объединений. Достигнуть компромисса между общемировыми и национальными интересами можно, прибегая к помощи специализированных институтов, которые наделены соответствующими властными полномочиями, а также при наличии общепринятых стандартов.
В современном мире при постоянном усилении финансово-интеграционных тенденций процесс реформирования систем регулирования будет иметь положительные результаты лишь в случае активного международного сотрудничества и скоординированной работы финансовых институтов.
В условиях распространения глобализационных явлений либерализация регулирования национальных финансовых систем сопровождается возрастанием роли государства в преодолении существующих институциональных диспропорций. Устранение диспропорций в регулировании финансовых систем может быть достигнуто путем усиления роли государства в регулировании международных финансовых отношений. Подобный подход повышает эффективность государственного контроля над финансовыми процессами, вышедшими за национальные границы.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
1. http://www.pittsburghsummit.gov
2. http://www.financialstabilityboard.
о^
3. http://www.bis.org/bcbs/index.htm
4. http://www1.oecd.org/fatf/
5. http://www.iaisweb.org
6. www.iasc.org.uk
7. http://www.ifac.org
8. http://www.imf.org/