УДК 339.7
И.Н. ЕФРЕМЕНКО
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ГЛОБАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ МИРОВОЙ ФИНАНСОВОЙ АРХИТЕКТУРОЙ
Ключевые слова: финансовая глобализация, финансовые институты, мировая финансовая архитектура, международные финансовые организации, глобальный финансовый кризис, Международный валютный фонд, Всемирный банк.
Особенности разрастания современного глобального финансового кризиса определили необходимость реформирования мировой финансовой архитектуры (МФА). Проделанные автором исследовательские работы позволяют доказать необходимость реформирования МФА в условиях активизации глобализационных процессов. Результатом работы стало определение институциональных механизмов глобального управления МФА с учетом усиления роли государства в регулировании национальных финансовых систем.
I.N. EFREMENKO THE INSTITUTIONAL MECHANISMS OF INTERNATIONAL FINANCIAL ARCHITECTURE’S GLOBAL MANAGEMENT
Key words: financial globalization, financial institution, international financial architecture, international financial organization, global financial crises, International Monetary Fond, World Bank.
The expansion of the modern global financial crisis has caused the reforms of the International Financial Architecture (IFA). The author's research proves the necessity to reform IFA in the conditions of active global processes. In the article the institutional mechanisms of IFA’s global management with the rising role of a state for national financial system regulation are defined.
В условиях финансовой глобализации и роста нестабильности происходит изменение роли регулирующих институтов как на национальном, так и на международном уровне. Необходимость реформирования мировой финансовой архитектуры (МФА) на современном этапе в первую очередь вызвана неспособностью таких глобальных финансово-кредитных организаций, как Международный валютный фонд (МВФ) и Всемирный банк, выполнять основную задачу - предотвращение финансовых кризисов и разрастания тех из них, которые все же возникают. Международные финансовые институты предпринимали меры по реагированию на рост финансовой нестабильности, хотя большинство экспертов считает их запоздалыми и малоэффективными. Так, среди основных причин неэффективности политики международных финансовых институтов в период кризисов в странах Юго-Восточной Азии, Мексике, России, Аргентине, большинство экспертов выделяют следующие: отсутствие доступа к ресурсам, адекватным масштабу проблемы; недостаточный уровень оперативности в принятии решений и в определении форм вмешательства, адекватных конкретной ситуации; отсутствие качественной информации, вследствие неэффективного мониторинга; невозможность применять к странам-должникам эффективные санкции за нарушение установленных правил (рис. 1).
Финансовые кризисы последних лет в значительной степени изменили представление как о последствиях, так и о природе кризисных явлений. За последние десятилетия XX в. более девяноста развивающихся стран пережили системные финансовые кризисы. Наиболее значительными из них были мексиканский кризис 1994-1995 гг., азиатский 1997-1998 гг., российский и латиноамериканский кризис 1998-1999 гг., аргентинский 2001 г. Значительные финансовые потрясения не обошли и ряд развитых государств: финансовые потрясения в Японии 1990-х годов и кризис европейского валютного механизма, а также кризис, развернувшийся в США в марте 2000 г.
К началу ХХ1 в. многие были убеждены в том, что развитые финансовые системы вполне совершенны и способны нейтрализовать риски и распределять их между достаточно большим числом финансовых институтов с тем, чтобы предотвратить резкое снижение уровня ликвидности. Однако финансовые потрясения 2007 г. впервые выпукло отобразили как выгоды, так и риски, связанные с финансовой глобализацией. Последствия данного кризиса позволяют сделать вывод о том, что в мире глобальных финансовых рынков, в котором системные недостатки в одной стране могут повлиять на рынки других стран, надзор и регулирование должны признаваться в качестве одной из сфер глобальной ответственности.
Причины неэффективного противостояния МФИ глобальным финансовым кризисам 1990-х годов
Институциональные преобразования МФА:
Основные результаты преобразований:
Ограниченность ресурсов
Увеличение финансовых ресурсов GAB (General Arrangements to Borrow) для урегулирования чрезвычайных ситуаций
Недостаточный уровень оперативности в принятии решений и в определении форм вмешательства
Введение механизма финансирования дополнительных резервов (Supplemental Reserve Facility -SFR) в 1997 г. в рамках МВФ
Заключение Новых соглашений о заимствованиях (New Agreements to Borrowing) в 1995 г. в Галифаксе лидерами стран «семерки», расширивших финансовые возможности МВФ, но не повлиявших на степень оперативности принятия решения
Создание инструмента, смягчающего последствия, вызванные оттоком капитала, путем восстановления официальных резервов страны
Отсутствие качественной информации вследствие неэффективного мониторинга
В ноябре 2000 г. введение правила о добровольной публикации как документов консультаций в соответствии со статьей IV, так и документов об использовании государствами-членами МВФ ресурсов Фонда
В 2001 г. был создан Независимый отдел оценки МВФ
Признание в качестве центрального элемента реформы международной финансовой системы улучшение предоставления информации участникам рынков и широкой общественности.
Повышение уровня прозрачности деятельности МФИ
Невозможность применения к странам-должникам эффективных санкции
Учреждение Консультативной группы по рынкам капитала в сентябре 2000 г. в целях улучшения оценки риска и укрепление диалога между должниками и кредиторами
В случае кризисов программы МВФ будут в большинстве случаев способны восстановить стабильность благодаря сочетанию в их рамках официального финансирования. Однако согласованные принципы, определяющие вовлечение частного сектора в преодоление кризисов, нуждаются в доработке и требуют гибкого применения в отношении отдельных стран.
Источник: составлено автором
Рис. 1. Основные результаты институциональных преобразований МФА
Финансовый кризис - кризис, системно охватывающий общие процессы финансового развития и экономического роста (рис. 2). В то же время дискуссионными остаются следующие вопросы:
- действительно ли, что кризисы - необходимая составляющая процесса экономического развития национальных финансовых систем и какова взаимосвязь и взаимозависимость между темпами развития национальных финансовых систем и уровнем их финансовой стабильности;
- могут ли преобразованные в процессе развития финансовые институты предотвратить, управлять и разрешать финансовые кризисы;
- какова роль международных финансовых институтов в повышении уровня стабильности мировой финансовой архитектуры.
Государственные и муниципальные финансы
Денежное обращение и кредит
- резкий рост процента;
- снижение качества финансовых институтов;
- цепные банкротства;
- превалирование спекулятивного характера финансовой деятельности;
- масштабное падение курсов ценных бумаг;
- нарушение сроков и порядка расчетов;
- массовые убытки на рынке деривативов;
- резкое сокращение ликвидности с эффектом «домино»;
- банковская паника
- снижение величины золотовалютных резервов и государственных стабилизационных фондов;
- дефицит государственного бюджета
- сокращение собираемости налогов;
- снижение бюджетного финансирования государственных расходов, внутреннего;
- снижение качества государственного внешнего долга и нарастание просроченных платежей
- девальвация национальной валюты;
- долларизация;
- рост инфляции;
- снижение качества корпоративного внешнего долга и нарастание просроченных платежей
> падение курса национальной валюты
> утечка капиталов из страны;
> передача системного риска на международный рынок и финансовые рынки других стран (кризисная «инфекция»)
Источник: составлено автором
Рис. 2. Проявления разрастания финансового кризиса на национальном уровне
Как известно, доминирующими причинами финансовых кризисов являются плохие макроэкономические условия. Чаще всего финансовый кризис начинает проверять устойчивость экономики именно с банковской системы, а устойчивость банковской системы в значительной степени основана на макроэкономической стабильности и экономическом росте. Основными причинами возникновения кризисных ситуаций можно также считать возникновение проблем с платежным балансом - замедлением темпов экономического роста, снижение объемов экспорта, рост импорта, стимулирующего возникновение пассивного сальдо. Одно из возможных последствий - масштабные спекулятивные атаки, падение курса национальной валюты, рынка акций, возникновение проблем с обслуживанием внешнего, а также внутреннего долга.
Банковские кризисы характеризуются банковской паникой, сопровождающейся ростом недоверия населения, кредиторов и инвесторов к банковским институтам. Валютный кризис используется как для характеристики возникающих проблем на валютном рынке и обострения противоречий в валютной сфере на определенных этапах развития рыночных отношений, так и по отношению к общему кризису воспроизводства применительно к валютной сфере [8, 9]. Выделяют локальные кризисы, поражающие валюту одной страны (например, валютный кризисы во Франции и Англии после второй мировой войны), а также мировые (глобальные) кризисы -структурные кризисы валютной системы, переплетающиеся с хроническими противоречиями международных валютных отношений. Процессы финансовой глобализации, проявляющиеся в росте взаимозависимости финансовых систем всего ми-
ра, привели к более частому возникновению кризисов, включающих как характеристики банковского, так и валютного кризисов.
Фондовые кризисы - рыночные шоки на рынке ценных бумаг (масштабные падения курсов ценных бумаг, перерывы ликвидности рынка, резкий рост процента), приводящие к дальнейшему разрастанию кризисных явлений в полномасштабный финансовый кризис. Могут быть связаны с «мыльными пузырями», спекулятивной игрой на повышение/понижение, с движением цен на фондовые ценности за пределы, установленные рыночной стоимостью бизнеса, которую они выражают. Могут возникать в связи со спекулятивными атаками на параллельных рынках базисных и производных финансовых инструментов [2].
Долговые кризисы определены нами как ситуации, при которых должник неспособен выплатить либо процент, либо основную часть долга согласно графику. На макроэкономическом уровне расстройство платежной системы, острая нехватка денежных средств в экономике для поддержания бесперебойных расчетов в хозяйстве определяются как кризис ликвидности.
В последние годы все чаще как в развивающихся, так и в развитых странах наблюдаются системные финансовые кризисы, характеризующиеся резким ухудшением качества активов и вследствие этого финансовых результатов деятельности большого числа финансовых институтов, возникновением у них проблем с ликвидностью, ростом недоверия населения, кредиторов и инвесторов к банковским институтам. Причиной системного финансового кризиса выступает разрастание перечисленных выше локальных финансовых кризисов. Системные кризисы ведут к значительному ухудшению макроэкономических показателей на фоне резкого обострения социально-политической ситуации. Финансовые кризисы наносят весьма значительный ущерб развитию национальных экономик и финансовых систем.
Влияние процессов глобализации на мировую финансовую архитектуру проявляется, в том числе, и в ускоряющейся передаче «импульсов» неблагополучия из одной точки планеты в другую. Теоретические аспекты проявления данного явления нашли отражение в концепции кризисной «инфекции» (contagion). В рамках данной концепции основными причинами распространения системного кризиса выделяются:
- фундаментальные взаимозависимости между экономиками различных стран как результат активизации глобализационных процессов;
- взаимодействие и стирание границ между финансовыми рынками за счет использования новых информационных технологий;
- специфическая модель поведения инвесторов в кризисной ситуации -«стадный инстинкт», проявляющийся в однотипном поведении управляющих средствами многочисленных разрозненных клиентов институциональных инвесторов и хеджевых фондов, стремящихся вывести капиталы из стран, охваченных кризисом.
Очевидно, что существуют различия как в причинах, так и в последствиях финансовых кризисов для развитых и развивающихся стран. Прочные финансовые институты (эффективные налоговые системы, сбалансированные бюджеты, низкие долговые отношения); денежно-кредитные институты (банковская система, национальные центральные банки, которые действовали в кризисной ситуации как кредитор последней инстанции) позволяли долгое время индустриально развитым странам Западной Европы достаточно уверенно преодолевать кризисные ситуации. Еще одной предпосылкой более высокого уровня стабильности национальных финансовых систем развитых стран является развитый финансовый рынок, на котором в значительной степени преодолена проблема информационной асимметрии, что предопределило высокую эффективность инвестиций
как для национальных, так и иностранных инвесторов. Так, первый этап формирования мировой финансовой архитектуры характеризовался беспрецедентно массовыми движениями финансового капитала в страны Западной Европы (чистые движения капитала в среднем были между 3-5% валового внутреннего продукта во множестве европейских стран [8, 9]). В отличие от этого многие из развивающихся стран Южной Европы, Латинской Америки и Азии были в процессе развития финансовых и денежно-кредитных отношений или в процессе преодоления последствий колониальной зависимости, что предопределило большую частоту возникновения финансовых кризисов.
Активные перетоки капитала в некоторых случаях приводили к необоснованному инвестиционному буму, проявлявшемуся в предложении цен выше фундаментальной стоимости, что в конечном итоге сопровождалось банкротствами. Как следствие таких явлений - возникновение банковских кризисов, сопровождавшихся резким ростом инфляции, увеличением государственного долга. Инфляционное давление часто приводило к росту спроса на валюты развитых государств. Кроме того, многие развивающиеся страны имели значительное долговое бремя, что приводило к более тяжелому восприятию последствий банковских и валютных кризисов.
Глобализация, через сокращение барьеров в международной торговле способствует экономическому росту страны и её благосостояния [10]. Теоретически финансовая глобализация, расширяя границы доступа к международному рынку капитала, также предопределяет рост и финансовое развитие национальных экономик, так как приводит к более эффективному распределению средств как территориально, так и во времени, что позволяет значительно увеличить диверсификацию инвестиционных портфелей. На практике не все складывается так однозначно. Эксперты Международного валютного фонда [4] приводят факты, опровергающие взаимосвязь финансовой интеграции и темпов роста макроэкономических показателей развития национальных экономик. В то же время, анализируя активизацию движения капитала в период 1880 и 1913 гг. и развитие экономики Великобритании, М. Schularick и Т.М. Steger [5, 6, 7] приводят доказательства положительной взаимосвязи между этими показателями, этот тезис также находит свое отражение в работах Fishlow (1986), Foreman-Peck (1994) и Collins и Williamson (2001).
В своих работах A. Tornell и F. Westermann [11] утверждают, что финансовая глобализация предопределяет развитие национальных финансовых систем, несмотря на то, что это неизбежно приводит к финансовым кризисам. Они подтверждают, что для развивающихся стран в период 1980-2000 гг. открытие международной торговли и финансовая либерализация (как на национальном уровне, так и международная) способствовали экономическому росту. При этом снижение ограничений по капитальным операциям приводит к инвестиционному буму, но как следствие неготовности институтов противостоять негативным последствиям снятия таких ограничений значительно увеличивает вероятность разворачивания финансового кризиса. Однако вероятность наступления такого кризиса сдерживается отрицательной асимметрией реального роста объемов кредитования. В итоге выгоды либерализации, проявляющиеся, в том числе, в смягчении ограничений к обеспечению кредитов, перевешивают потери от возможных финансовых кризисов. В результате страны со значительным уровнем либерализации национальной финансовой системы (например, Тайланд), следовательно, с большей вероятностью развертывания финансового кризиса имеют более обеспеченные кредиты, чем те страны, которые поддерживают политику ограничений движения по капитальным операциям (например, Индия, Китай). Этот тезис также находит свое подтверждение в работах A. Demirguc-Kent и E. Detragiache [12].
В то же время анализ вышеуказанных утверждений оставил открытым вопрос: существует ли возможность снижения вероятности наступления финансовых кризисов на этапе снятия ограничений и активизации интеграционных процессов национальных финансовых систем за счет опыта их преодоления. Необходимо отметить, что финансовые кризисы обуславливают регресс роста движения капитала, что, в свою очередь, приводит к сдерживанию экономического роста и развития национальных финансовых систем. Преодоление финансового кризиса предполагает не только восстановление национальной финансовой системы, но и реорганизацию путем устранения деформаций в развитии ее структурных элементов и функций. Финансовые кризисы не являются обязательной ступенью становления мировой финансовой архитектуры и не являются необходимой частью процесса ее развития. Кризисы тормозят формирование и развитие национальных финансовых систем, приводят к частичному разрушению их потенциала. Позитивное же значение кризиса заключается лишь в том, что они позволяют вскрыть деформации, тем самым косвенно способствует их преодолению.
Результаты анализа взаимосвязи и взаимозависимости между темпами развития национальных финансовых систем и уровнем их финансовой стабильности отображены на рис. 3.
Источник: составлено автором
Рис. 3. Влияние финансовой глобализации на уровень стабильности мировой финансовой архитектуры
Итак, в условиях глобализации необходимость институциональных преобразований, обеспечивающих стабильность финансовой системы, неуклонно возрастает. Финансовая децентрализация должна быть координируемой, что позволит увязать одновременно протекающие разнонаправленные процессы финансовой децентрализации и консолидации в институциональной структуре формирующейся интегрированной системы финансового регулирования и контроля и в том числе ее подсистемы - системы регулирования и контроля прозрачности финансовых потоков.
Разворачивание глобальных финансовых кризисов заставляет в первую очередь сосредоточить внимание на государственном вмешательстве и повышении эффективности функционирования международных финансовых институтов. Влияние институциональных реформ на государственную экономическую политику в процессе реализации структурной трансформации национальной экономики в целях повышения уровня стабильности заключается в первую очередь в учете последствий финансовой глобализации. Важным элементом государственной политики является создание институциональной структуры финансовой системы, обеспечивающей прозрачность финансовых потоков, что является существенным условием функционирования свободного финансового рынка, предполагающего свободный доступ к определенной, устанавливаемой органами финансового регулирования и контроля, информации.
С учетом разрушительного характера глобальных финансовых кризисов важными представляются не только прогнозирование и преодоление их последствий, но возможность предотвращения таких кризисов как на национальном, так и на международном (глобальном) уровне.
На национальном уровне достижение этой цели возможно при высоком уровне адаптивности национальных финансовых систем к процессам финансовой глобализации. Адаптация к реалиям финансовой глобализации позволит повысить эффективность работы финансовых институтов не только в преодолении системных финансовых кризисов, но и в их предотвращении. В рамках данного исследования под адаптивностью финансовой системы нами будет пониматься способность принимать или отторгать институциональные изменения, оцененные исходя из эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами.
Как правило, уровень адаптивности финансовых систем развивающихся стран значительно ниже, чем данный показатель в странах с развитой экономикой. Это в первую очередь обусловлено невозможностью «естественного развития» эффективно функционирующих финансовых институтов. Конвергенция искусственно спроектированных и трансплантируемых из внешней среды национальных стандартов функционирования финансовых институтов с лучшей международной практикой, сосредоточенной в стандартах и правилах международных финансовых институтов, направлена на повышение уровня стабильности всей национальной финансовой системы. Однако установление и признание международных стандартов само по себе не может гарантировать финансовой стабильности, а является условием и средством, укрепляющим финансовую систему, создающим дополнительный потенциал экономического роста. В конечном счете эффективность признания стандартов будет определяться той политикой, в процессе которой они используются. На рис. 4 отображены результаты проведенного анализа допустимых форм предотвращения кризисных ситуаций в банковской системе на национальном уровне.
В контексте предотвращения разрастания кризисов на международном уровне можно говорить о повышении значения глобального управления мировой финансовой архитектурой как одной из наиболее важных и сложных задач современного
мира. Теоретически, глобальное управление - это процесс совместного руководства, объединяющий национальные правительства, многосторонние государственные учреждения и гражданское общество для достижения общих целей [3].
В условиях активизации глобализационных процессов необходимым видится развитие глобального управления МФА в следующих самостоятельных, но взаимосвязанных областях:
- мониторинг взаимного влияния национальных финансовых рынков и макроэкономических условий функционирования международной финансовой системы: проведение анализа рыночных ожиданий участников, оценка финансовых рисков, вероятности дефолта, возможностей арбитража на основе данных о состоянии национальных финансовых рынков является важным диагностическим инструментом подготовки макроэкономических рекомендаций и формулирования стратегических направлений реформирования МФА;
- анализ устойчивости национальных финансовых институтов: оценка степени их устойчивости, вероятность ее снижения в условиях финансовых кризисов, а также порядок регулирования и надзор за их деятельностью;
- оценка вероятности разрастания системного финансового кризиса: оценка базовых уязвимых мест национальных финансовых систем и потенциальных событий, взаимодействие которых с этими уязвимыми местами может вызвать финансовый кризис [1].
Инструменты предотвращения системных банковских кризисов на уровне национальной финансовой системы
Выполнение центральным банком функции кредитора последней инстанции Страхование депозитов и регулирование платежеспособности Банковский надзор
Причины применения: - поддержка неплатежеспособных крупных банков в целях снижения системного риска; - создание уверенности в способности подавить кризис, заранее объявляя о готовности к предоставлению неограниченного кредита; - естественный отбор наиболее платежеспособных банков за счет использования надежного обеспечения и высоких процентов Причины применения: - обеспечение минимальных резервов против убытков по активам банков, что снижает вероятность банкротства; - создание у акционеров банка побудительного мотива для более тщательного контроля за менеджментом банка, так как увеличивает их потери в случае банкротства Причины применения: - создание системы надзора с функциями мониторинга деятельности банков, а также выявления неблагополучных институтов, не выполняющих условия регулирования
Практика применения: - впервые эта система применена в Англии в 1890 г. - в США в форме организованной банками клиринговой палаты, выполняющей функции кредитора последний инстанции до создания в 1913 г. ФРС - спасение в 1992 г. Банком Франции банка Credit Lyonnais Практика применения: - создание в США в 1934 г. Федеральной корпорации страхования депозитов (КОЮ) - введение в 1994 г. Директивой ЕС в странах членах формальных систем страхования депозитов Практика применения: - присоединение большого количества стран к Базельским соглашениям I и II
Источник: составлено автором
Рис. 4. Инструменты предотвращения системных банковских кризисов на уровне национальной финансовой системы
Очевидно, что эффективность глобального управления определяется сочетанием следующих характеристик: комплексность, динамичность и способность
охватить национальные и секторальные границы и интересы, а также носить скорее интегрированный, чем специализированный характер. Основная проблема заключается в том, что мировая финансовая архитектура, посредством которой национальные правительства объединяют усилия для осуществления надзора за глобальными проблемами, носит раздробленный и специализированный характер, не обеспечивая возможности для эффективного общего анализа. Фрагментарность МФА вызвана в первую очередь большим числом учреждений, агентств и участников, имеющих специализированные мандаты. Именно поэтому возникает необходимость внедрения глобальной системы реформированных институтов и новых институциональных механизмов глобального управления мировой финансовой архитектуры, которые смогут согласованно направлять разнообразные усилия и ресурсы для обеспечения эффективной ответной реакции на глобальные финансовые потрясения и кризисы.
Международное сообщество главным образом сосредоточило своё внимание на предупреждении кризисов посредством развития и выполнения международных стандартов и правил поведения, а также путем углубления и расширения надзора с учетом повышения комплементарности функционирования международных финансовых институтов, их глобальной кооперации.
Развитие и конвергенция национальных и международных стандартов и практик поведения являются частью стратегии, направленной на повышение стабильности и прозрачности МФА как на национальном, так и на глобальном уровнях. Трансплантация новых и конвергенция действующих национальных стандартов функционирования финансовых институтов должны способствовать более эффективной реализации мер со стороны международных финансовых институтов и повысить иммунизацию национальных финансовых систем.
Глобальная экономика и рынки переживают сегодня необычное время. Мировая финансовая архитектура находится под воздействием структурных сдвигов, которые важны не только сами по себе, но и в том, как они взаимодействуют между собой. В результате этого национальные финансовые системы оказываются перед лицом множества изменений, отдельные из которых представляются противоречивыми.
При столкновении с подобной подвижностью ситуации возникает естественное желание остаться в стороне в ожидании большей ясности. Однако это было бы неразумно. Чем дольше участники этих процессов откладывают свою реакцию, тем выше риски, связанные с применением существующих - и все более устаревающих - подходов. Вместо этого национальным финансовым регуляторам необходимо оценивать, проверять и перепроверять устойчивость финансовых систем по отношению к меняющимся реалиям мира.
Принимая во внимание как позитивные, так и негативные аспекты глобализации, следует признать, что формирование новой парадигмы мировой финансовой архитектуры - неизбежный процесс. Из приведенного исследования можно сделать вывод, что глобализация представляет собой множественность связей и взаимосвязей между государствами, экономиками, политическими системами, обществами и культурами, которые и образуют современный мир. В то же время формирование мировой финансовой архитектуры есть исторически обусловленный, постоянно конструируемый/реконструируемый диалектический процесс, который постоянно приобретает новые характеристики.
Меняется структура и форма организации мировой экономики, международных экономических отношений. Все это происходит с нарастающей динамикой и взаимозависимостью, появляются новые закономерности, которые предстоит изучить и осознанно использовать. Поэтому глобализация должна
рассматриваться как процесс, который способствует новым потребностям в мирохозяйственных связях, требуя создания новых норм, правил и институтов глобального регулирования МФА.
Новая волна финансовой глобализации породила весьма деструктивную разновидность валютно-финансовых кризисов. Внимание к последнему аспекту все более усиливается из-за увеличения частоты и масштабов кризисов различного рода во всех странах; при этом очевидно, что их издержки существенно выше в развивающихся странах, нежели в развитых. Поскольку сегодня мир достиг столь высокого уровня интеграции и многие крупные системообразующие страны с формирующейся рыночной экономикой стали более открытыми для потоков капитала, система в целом более подвержена присущим всем рынкам переменам в настроениях.
С учетом все возрастающей роли в мировых экономических процессах именно развивающихся стран повышается опасность того, что их экономические и финансовые проблемы будут иметь увеличивающиеся негативные последствия для мировой экономики в целом. Однако очевидно, что усилиями отдельных стран проблему уязвимости финансовых систем дестабилизирующим процессам и преодоления их разрушительных последствий в условиях нарастающих процессов глобализации решить не удается.
В связи с этим основные участники международных валютно-кредитных и финансовых отношений вынуждены разрабатывать меры по предупреждению валютно-финансовых потрясений и/или блокировать их распространение по горизонтали (от страны к стране, от региона к региону) и по вертикали (от одних элементов мировой финансовой архитектуры к другим).
Таким образом, можно отметить, что на современном этапе развития мировой финансовой архитектуры назрела необходимость в развитии новых институциональных механизмов глобального управления.
Важным вопросом для национальных финансовых систем становится вопрос техники оценки степени соблюдения международных правил, стандартов и кодексов. Цель этой оценки должна сводиться к трем моментам: выявлению слабых мест и выработке новой стратегии действий в области финансового регулировании; систематизации данных, согласно разделам Программы оценки финансового сектора; оказанию содействия государственным финансовым структурам в оценке финансового развития государства на основе международных стандартов.
Международными финансовыми организациями разработаны документы, объединяющие лучшую практику функционирования финансовых систем: Кодекс надлежащей практики по обеспечению прозрачности монетарной и финансовой политики, основные принципы эффективного банковского надзора, цели и принципы страхования, ключевые принципы для системно значимых платежных систем, рекомендации по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма. Использование наработок наднациональных финансовых организаций в виде специальных документов и программ придаст новый импульс в формировании институциональных механизмов глобального управления мировой финансовой архитектурой. Формирование новой структуры наднациональных интересов, новых стандартов и правил не исключает соблюдения национальных интересов. Но без взаимодействия с мировыми финансовыми организациями национальные финансовые системы не смогут вписаться в новые формы и механизмы международного сотрудничества.
Литература
1. Доклад Форума финансовой стабильности, представленного к заседанию министров финансов и управляющих центральными банками стран «Большой семерки». Вашингтон (США), 2008.
2. Миркин Я.М. Национальный доклад «Риски финансового кризиса в России: факторы, сценарии и политика противодействия» / Миркин Я.М. М.: Институт финансовых рынков и прикладной экономики Финансовой академии при Правительстве РФ, 2008. 8 с.
3. Показатели финансовой устойчивости. Руководство по составлению. Вашингтон, округ Колумбия, США: Международный Валютный Фонд, 2007. www.imf.org.
4. Bhagwati J. In Defense of Globalization / J. Bhagwati // Oxford University Press. Oxford, 2004.
5. Edison H.R. International Financial Integration and Economic Growth / H.R. Edison, R. Levine, L. Ricci, T. Slok // IMF Working Paper 02/141, 2002.
6. Prasad E. Foreign Capital and Economic Growth / E. Prasad, R. Rajan, A. Subramanian // Paper presented at the Federal Reserve Bank of Kansas City, Symposium. 2006. August.
7. Gourinchas P.O. The Elusive Gains from International Financial Integration / P.O. Gourinchas, O. Jeanne // Review of Economic Studies. 2007.
8. Masson P. Contagion: Monsoonal Effects / P. Masson // Spillovers and Jumps between Multiple Equilibria. 1998. May.
9. Forbers K. Measuring Contagion: Conceptual and Empirical Issues / K. Forbers, R. Rigobon // MIT. 1999.
10. Obstfeld M. Global Capital Markets: Integration, Crises, and Growth / M. Obstfeld, А. Taylor. Cambridge: Cambridge University Press, 2004.
11. Schularick M. Does Financial Integration Spur Economic Growth? New Evidence from the First Era of Financial Globalization / M. Schularick, T.M. Steger// Free University of Berlin. 2006.
12. Tornell A. Boom-Bust Cycles and Financial Liberalization / A. Tornell, F. Westermann // MIT Press. 2005.
ЕФРЕМЕНКО ИННЕССА НИКОЛАЕВНА - кандидат экономических наук, докторант, доцент кафедры международных финансово-кредитных отношений, Ростовский государственный экономический университет, Россия, Ростов-на-Дону (efremenko@yandex.ru).
EFREMENKO INNESSA NIKOLAEVNA - candidate of economic science, doctoral candidate, associate professor of the sub-department «International financial and credit relations», Rostov State University of Economics, Russia, Rostov-on-Don.