РАЗДЕЛ XII. РАЗМЫШЛЕНИЯ, ОБСУЖДЕНИЯ
УДК 378.0
Зуева Флюра Акрамовна
Кандидат педагогических наук, профессор кафедры естественно-математических дисциплин ГОУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования», [email protected], Челябинск
концептуальные позиции педагогического
СОДЕЙСТВИЯ РАЗВИТИЮ ПРОФЕССИОНАЛьНО ЗНАЧИМЫХ ЛИЧНОСТНЫХ РЕСУРСОВ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В АСПЕКТЕ ВНЕДРЕНИЯ ФЕДЕРАЛьНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
образовательных стандартов общего образования
Zueva Flyura Akramovna
The candidate of pedagogical sciences, the professor of chair of is natural-mathematical disciplines The Chelyabinsk institute of retraining and improvement of professional skill of educators, [email protected], Chelyabinsk
CONCEPTUAL POSITIONS OF PEDAGOGICAL ASSISTANCE TO DEVELOPMENT OF PROFESSIONALLY SIGNIFICANT PERSONAL RESOURCES OF SENIOR PUPILS IN ASPECT OF INTRODUCTION OF FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS OF THE GENERAL EDUCATION
В проекте Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования установлены требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу среднего (полного) общего образования:
- личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностносмысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
- метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной,
познавательной и социальной практике, самостоятельности планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками исследовательской, проектной и социальной деятельности;
- предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами [12].
Отечественная система образования значительно обогатилась новыми педагогическими технологиями, способствующими реализации идей системно-деятельностной парадигмы образования, положенными в основу данного проекта. Однако в педагогических исследованиях, рассматривающих вопросы профильного образования и становления профессионалов (Афанасьева Т. П., Немова Н. В. [1], Белич В. В. [2], Климов Е. А. [4], Талызина Н. Ф. [7], Шадриков В. Д. [9] и др.), применение только одних, даже самых прогрессивных технологий обучения, осуществляемое вне системного изменения всего образовательного процесса, оказывается, как правило, недостаточно эффективным, так как стремления педагогов направляются, прежде всего на получение старшеклассниками предметных результатов, и в минимальной степени - на развитие их профессионально значимых личностных ресурсов как важнейшую составляющую метапредметных и личностных результатов, необходимых для самореализации в дальнейшей профессиональной деятельности.
Существенным недостатком теории и практики подготовки старшеклассников к выбору профессии, в том числе, и посредством изучения профильных предметов, является отсутствие достаточных оснований для определения места и роли того или иного фактора в этом процессе. Например, утверждается, что применение знаний на практике независимо от ситуации и характера этого применения означает подготовку к выбору профессии. В действительности же эти два вида деятельности могут быть весьма далеки от друга. Композиция средств профильного образования, при которой на первое место выдвигается формальная логика учебного предмета, присущие ей связи индукции и дедукции, исторического и логического в изложении учебного материала, не всегда бывает адекватной закономерностям выбора профессии. Такое положение, на наш взгляд, обусловлено отсутствием в науке четких подходов к проектированию, созданию и эффективному функционированию образовательной среды, которая бы предусматривала согласование всех компонентов образовательного процесса, таких как направленность профильного образования на педагогическое содействие раз-
концептуальные позиции педагогического содействия...
витию профессионально значимых личностных ресурсов старшеклассников, соответственно, измененное содержание профильных предметов и согласованные с ними технологии, формы, методы и педагогические средства.
Ключевым понятием, рассматриваемым в данной статье, является педагогическое содействие. Этот термин был введен в педагогическую науку Г. Н. Сериковым, который указывает, что это особый вид взаимодействия обучающегося и обучаемого, в котором реализуются субъект-субъектные отношения. В контексте нашего исследования педагогическое содействие рассматривается как образовательный процесс в системе профильного образования, в котором педагог оказывает учащимся поддержку в выборе профессии и создает им условия для самоуправления развитием профессионально значимых личностных ресурсов, при этом педагог как носитель субъект-субъектного взаимодействия выступает в роли наставника, подвижника, помощника [6].
Приступая к описанию концептуальных позиций педагогического содействия развитию профессионально значимых личностных ресурсов старшеклассников в системе профильного образования, считаем целесообразным, вначале дать характеристику общих положений концепции.
Общие положения поясняют назначение концепции, определяют ее цель, источники разработки, нормативно-правовое обеспечение, место в педагогической теории и системе междисциплинарного знания. Концепция раскрывает сущность, содержание процесса педагогического содействия развитию профессионально значимых личностных ресурсов старшеклассников в системе профильного образования и представляет собой сложную, целенаправленную, динамическую систему теоретических и методико-технологи-ческих знаний. В ее построении мы опирались на структуру педагогической концепции, предложенную Е. В. Яковлевым и Н. О. Яковлевой [12].
Целью концепции является теоретическое и методико-технологическое обеспечение процесса педагогического содействия развитию профессионально значимых личностных ресурсов старшеклассников в системе профильного образования, которая включает совокупность подцелей, состоящих из трех групп: обеспечение деятельности педагогов по содействию развитию профессионально значимых личностных ресурсов старшеклассников в системе профильного образования; организация развития профессионально значимых личностных ресурсов как определяющего этапа профильного образования старшеклассников; повышение эффективности взаимодействия участников образовательного процесса в контексте профильного образования старшеклассников.
Основными источниками создания концепции педагогического содействия развитию профессионально значимых личностных ресурсов старшеклассников являются: социальный заказ общества, зафиксированный в нормативных документах и объективных потребностях общества и личности на современном этапе; фундаментальные психолого-педагогические теории; зарубежный и отечественный педагогический опыт профильного
образования, тенденции его развития, практика реализации профильного образования старшеклассников в общеобразовательных учреждениях; изменяющиеся требования к уровню подготовки будущих специалистов и к профессионально-педагогическому уровню педагогов основного и среднего (полного) общего образования в области профильного образования старшеклассников.
Исходя из понимания педагогического содействия развитию профессионально значимых личностных ресурсов старшеклассников как сложного процесса, осмысление которого может и должно осуществляться с разных точек зрения, в качестве методологических оснований были выбраны системный, интегративно-деятельностный, личностно-ориентированный подходы. Их взаимодополняющее воздействие на основе компиляции различных ракурсов рассматриваемой деятельности старшеклассников под углом зрения решаемой задачи способствовало созданию образовательной среды на основе учебно-педагогического взаимодействия, позволяющего решать проблемы выбора профессии и, тем самым, расширять опыт деятельности и одновременно личностный опыт.
Системный подход рассматривается как общенаучная основа исследования процесса содействия развитию профессионально значимых личностных ресурсов старшеклассников и обеспечивает рассмотрение объекта, процесса и результата как педагогической системы, т.е. системы, в которой реализуется тот или иной аспект педагогического процесса. Это позволило рассмотреть объект педагогического содействия развитию профессионально значимых личностных ресурсов старшеклассников как педагогическую систему с выделением элементов, компонентов, их связей и системообразующих факторов.
Вместе с тем, рассмотрение процесса педагогического содействия развитию профессионально значимых личностных ресурсов старшеклассников в системе профильного образования обусловило выбор интегративно-деятельностного подхода в качестве теоретической стратегии исследования, роль которой состоит в представлении совокупности обобщенных научных положений по проблеме, в характеристике различных направлений ее исследования и в организации теоретической и практической деятельности самого исследователя. Интегративно-деятельностный подход позволяет изучить явление с точки зрения заложенных в нем возможностей удовлетворения потребностей старшеклассников в выборе профессии и связан с понятием «профессионально значимые личностные ресурсы». При определении индивидуальной меры выраженности профессионально значимых личностных ресурсов целесообразно придерживаться тех же параметров, что и при характеристике результативности любой деятельности: производительности, качества и надежности. Следовательно, продуктивность предложенного подхода к определению способностей подтверждается тем, что появляется возможность объяснить многие факторы и связать их в общую картину.
концептуальные позиции педагогического содействия...
Исходя из понимания интегративно-деятельностного подхода как аппарата, обеспечивающего изучение ценностной картины педагогического явления, было определено ценностное наполнение процесса педагогического содействия развитию профессионально значимых личностных ресурсов старшеклассников, отражающее его системные характеристики:
а) интегративно-деятельностный подход выступает теоретической стратегией исследования проблемы педагогического содействия развитию профессионально значимых личностных ресурсов старшеклассников в системе профильного образования, обеспечивая рассмотрение его процесса и результата с точки зрения дальнейшего выбора профессии [8]; б) педагогическое содействие с точки зрения интегративно-деятельностного подхода представляет собой процесс, который направлен на осознание старшеклассниками необходимости выявления, развития и реализации профессионально значимых личностных ресурсов, определяющий их как субъективно значимые, устойчивые жизненные ориентиры личности, ее ценностные ориентации; в) опора на интегративно-деятельностный подход позволяет четко определять сверхзадачу, стратегию и тактику педагога и старшеклассников, находить продуктивные алгоритмы решения учебных задач, в полной мере учитывать условия и факторы, обеспечивающие процесс педагогического содействия развитию профессионально значимых личностных ресурсов старшеклассников в системе профильного образования.
Путями педагогического содействия развитию профессионально значимых личностных ресурсов старшеклассников в системе профильного образования в соответствии с интегративно-деятельностным подходом являются: внедрение деятельности по педагогическому содействию развитию профессионально значимых личностных ресурсов старшеклассников, в ходе которой старшеклассник овладевает системой знаний о развитии своих способностей и мотивации как компонентов профессионально значимых личностных ресурсов, системой знаний о способах их репродуцирования в своей деятельности и использования при творческом решении любой задачи; формирование навыков саморазвития.
Для нашего исследования существенное значение имеет позиция исследователей о взаимодействии и взаимосвязи феноменов личностного развития: уровня профессионально значимых личностных ресурсов старшеклассников, учебно-педагогического взаимодействия, следовательно, практико-ори-ентированной тактикой исследования рассматривается личностно-ориентированный подход, что предполагает выявление практических аспектов решения проблемы на основании совокупного научного опыта. С точки зрения методологии личностно-ориентированный подход позволяет: выявить специфику построения деятельности участников образовательного процесса в системе профильного образования; обеспечить раскрытие и максимальное использование субъектного опыта старшеклассника.
Использование общих идей личностно-ориентированного подхода осуществлялось через целостную реализацию следующих положений: а) лич-
ностно-ориентированный подход выступает практико-ориентированной тактикой исследования процесса педагогического содействия развитию профессионально значимых личностных ресурсов старшеклассников, позволяющей разработать специальное проектирование данного процесса;
б) результатом педагогического содействия развитию профессионально значимых личностных ресурсов старшеклассников в аспекте личностно-ориентированного подхода, определяющего построение деятельности на основе создания образовательной среды в системе профильного образования и учитывающей индивидуальные особенности старшеклассников, является выбор профессии; в) личностно-ориентированный подход как практико-ори-ентированная тактика педагогического содействия определяет разработку механизма организации педагогической деятельности, обеспечивающего и поддерживающего развитие профессионально значимых личностных ресурсов старшеклассников.
Ключевыми составляющими механизма концепции педагогического содействия развитию профессионально значимых личностных ресурсов старшеклассников в системе профильного образования являются:
- в качестве когнитивных механизмов - достижение сбалансированности компонентов профессионально значимых личностных ресурсов, формирование мышления старшеклассников, выступающего средством расширения целей и их реализации.
- в качестве операционально-технологических механизмов - обеспечение развития профессионально значимых личностных ресурсов старшеклассников за счет создания такой образовательной среды, которая реализует поэтапную педагогическую технологию развития; проектирование содержания образовательного процесса на основе учебно-педагогического взаимодействия для выявления в нем субъектных возможностей и раскрытия личностных смыслов; предоставление старшекласснику свободы выбора личностно значимых видов деятельности.
Поскольку системный подход является общенаучной основой исследования проблемы, то реализация системного подхода предполагает его непрерывное использование на протяжении построения всей концепции педагогического содействия развитию профессионально значимых личностных ресурсов старшеклассников в системе профильного образования, включая интегративно-деятельностный, личностно-ориентированный подходы, понятийный аппарат, а также ее содержательно-смысловое наполнение и верификацию. Таким образом, использование системного подхода позволило раскрыть системные свойства педагогического содействия развитию профессионально значимых личностных ресурсов старшеклассников, выстроить логику построения и наполнения концепции.
В нашем исследовании, действуя с понятием педагогической системы, мы руководствуемся определением, сформулированным учеными Г. М. Коджаспировой и А. Ю. Коджаспировым. Авторы трактуют термин педагогической системы как «совокупность взаимосвязанных средств, ме-
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЗИЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОДЕЙСТВИЯ... тодов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного и преднамеренного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами» [3].
Принимая во внимание тот факт, что компоненты педагогической системы должны быть однородными в функциональном плане, мы, вслед за В. А. Сластёниным, выделяем следующие процессуальные элементы педагогической системы содействия развитию профессионально значимых личностных ресурсов старшеклассников: взаимодействие педагога с содержанием учебного предмета и средствами развития личностных ресурсов старшеклассников; взаимодействие старшеклассников с содержанием учебного предмета и средствами развития личностных ресурсов старшеклассников; взаимодействие педагога и старшеклассников с содержанием учебного предмета и между собой в образовательном процессе. Созданная педагогическая система, все компоненты которой (содержание, цель, деятельность педагогов и старшеклассников, результат и др.) согласованы между собой, подчинены основной направленности образовательного процесса - развитию профессионально значимых личностных ресурсов старшеклассников -и адаптированы к ней.
Основные компоненты разработанной педагогической системы целесообразно выделять по своей ведущей функции в процессе достижения главной цели при учете согласования их друг с другом:
- системообразующий - цель образовательного процесса, рассматриваемая как модель результата на каждом его конкретном его этапе;
- содержательный - содержание профильного образования с элементами опыта профессиональной деятельности с учетом выделенных профессионально значимых личностных ресурсов старшеклассников;
- функциональный - учебный материал профессионально значимых предметов (к примеру, предметы технологического цикла);
- процессуальный - взаимодействующая пара «педагог-старшеклассник», коллективный субъект образовательного процесса, носитель опыта с элементами профессиональной деятельности;
- технологический - средства педагогической коммуникации;
- контрольно-корректирующий - полученные конкретные результаты образовательного процесса, подразумевающие проведение мониторинга качества образования с последующей диагностикой уровня развития профессионально значимых личностных ресурсов и целеполагания;
- методологический - совокупность научных предпосылок, известных принципов, которые легли в основу построения системы и знание которых педагогом (а в адаптированном виде и старшеклассником) способствует осознанной и результативной организации образовательного процесса в заданном направлении [7].
При разработке и внедрении педагогической системы учитывались: обновление ее содержания, вариативность содержания и технологий преподавания, индивидуализация обучения в соответствии с уровнем развития
профессионально значимых личностных ресурсов старшеклассников. Особенностью разработанной педагогической системы является учебно-педагогическое взаимодействие, которое определило переход к принципиально новой стратегии развития образования, основанной на педагогике сотрудничества и нацеленной на подготовку старшеклассников к выбору собственной траектории профессиональной деятельности.
Ядро концепции составляют закономерности и соответствующие им принципы, которые являются результатом научного анализа специальной литературы, передового и собственного опыта оперирования с объектом исследования.
Общенаучной основой исследования проблемы выступает системный подход, с которым связана первая закономерность: педагогическое содействие развитию профессионально значимых личностных ресурсов старшеклассников обеспечивается внутренним системно обусловленным единством процессов универсализации и гармонизации. При этом универсализация определяет расширение области интегрируемых частей процесса педагогического содействия развитию профессионально значимых личностных ресурсов старшеклассников, а гармонизация увеличивает степень согласованности, соразмерности, сбалансированности этих частей. Взаимосвязь процессов универсализации и гармонизации играет также роль ведущего средства разрешения противоречия между целостной природой восприятия действительности, пусть и ограниченного рамками отдельной личности, и дискретным характером ее освоения. Таким образом, единство и взаимообусловленность процессов универсализации и гармонизации при осуществлении педагогического содействия развитию профессионально значимых личностных ресурсов старшеклассников увеличивает степень согласованности интегрируемых частей личностных ресурсов.
Интегративно-деятельностный подход выступает теоретической стратегией исследования, с которым связана вторая закономерность: актуализация профессионально значимых личностных ресурсов старшеклассников создает возможность для их проявления и развития в процессе педагогического содействия.
Психологической основой взаимосвязи между актуализацией профессионально значимых личностных ресурсов старшеклассников и возможностью их проявления и развития в процессе педагогического содействия является концепция интериоризации С. л. Рубинштейна, согласно которой внешние условия, оказывающие влияние на личность, проявляются посредством внутренней активности. Таким образом, проявление и развитие профессионально значимых личностных ресурсов в процессе педагогического содействия возможна лишь тогда, когда у старшеклассников есть внутренняя потребность и мотивация такого развития. Осуществление взаимосвязи между развитием профессионально значимых личностных ресурсов старшеклассников и возможностью их актуализации в процессе педагогического содействия в системе профильного образования, обусловливает использование
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЗИЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОДЕЙСТВИЯ... таких внешних дидактических воздействий, которые обеспечивают сочетание внешних влияний, вызывающих адекватную реакцию старшеклассников, и внутренней активности самой личности, в которой проявляются ее профессионально значимые личностные ресурсы.
К данной закономерности относится принцип ценностно-смысловой направленности процесса образования. Данный принцип ориентирован на реализацию сущностной характеристики педагогического содействия развитию личностных ресурсов старшеклассников в системе профильного образования - создание условий для обретения каждым старшеклассником смысла учебно-познавательной деятельности в контексте выбора профессии.
Практико-ориентированной тактикой является личностно-ориентированный подход, с которым связана третья закономерность - развитие профессионально значимых личностных ресурсов старшеклассников, определяющее успешность их социализации и активного включения в социальные отношения взаимосвязано с реализацией учебно-педагогического взаимодействия на основе приоритета самоуправления старшеклассников. К данной закономерности относится принцип индивидуального подхода, направленный на выявление индивидуальных особенностей личности формирующегося человека, поиск способов его индивидуального развития и коррекции, решение индивидуальных проблем в выборе профессии.
Опора на принцип индивидуального подхода исходит из осознания того факта, что развитие профессионально значимых личностных ресурсов старшеклассников получает наиболее полное воплощение в условиях сотрудничества с педагогом и коллективом учащихся. В этой связи возрастает и роль педагога, который создает условия для адекватного выбора профессии, и роль ученического сообщества, которое укрепляет чувство защищенности, собственного достоинства, самоуважения старшеклассника, без чего немыслимо развитие его профессионально значимых личностных ресурсов.
В рамках разрабатываемой нами концепции личностно-ориентированный подход выступает основополагающим элементом данной системы, конструирование которой предусматривает комплексность влияния на личность при опоре на знание личностных особенностей субъектов и базируется на принципах единства социального, психического и биологического, гуманности, развития, самоопределения, индивидуальной самореализации.
Таким образом, концептуальные позиции педагогического содействия развитию профессионально значимых личностных ресурсов старшеклассников на основе использования системного, интегративно-деятельностного и личностно ориентированного подходов способствуют осмыслению перспектив построения данного процесса как педагогической системы, в условиях которой становится возможным получение совокупности личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования, обеспечивающей старшеклассникам адекватный выбор профессии и дальнейшее продуктивное развитие.
Библиографический список
1. Афанасьева, Т. П. Профильное обучение: педагогическая система и управление [Текст]: метод. пособие / Т. П. Афанасьева, Н. В. Немова. - М.: АПК и ПРО, 2004. — Кн. 1. Система профильного обучения старшеклассников. - 73 с.
2. Белич, В. В. Соотношение эмпирического и теоретического в познавательной деятельности учащихся [Текст] / В. В. Белич. - Челябинск, 1993. — 46 с.
3. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь[Текст] : для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. - 2-е изд., стер. -М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 176 с.
4. Климов, Е. А. Психология профессионала [Текст] / Е. А. Климов. - М.: Просвещение, 1996. - 400 с.
5. Сериков, Г. Н. Образование: аспекты системного отражения [Текст] / Г. Н. Сериков. - Курган: Изд-во «Зауралье», 1997. - 464 с.
6. Беловолов, В. А. Личностно ориентированные технологии профессионально-педагогического образования [Текст] / В. А. Беловолов, В. А. Сластенин // Сибирский педагогический журнал. - 2008.- № 1. - С. 49-74.
7. Зуева, Ф. А. Особенности технологии развития личностных ресурсов старшеклассников в системе профильного образования [Текст] / Ф. А. Зуева // Сибирский педагогический журнал. - 2010.- № 10. - С. 243-249.
8. Коротько, Г. А. Профильное обучение в современных условиях [Текст] / Г. А. Коротько // Сибирский педагогический журнал. - 2010.- № 9. - С. 230-240.
9. Талызина, Н. Ф. Деятельностный подход к построению модели специалиста [Текст] / Н. Ф. Талызина // Вестн. высш. шк. - М., 1986. - № 3. - С. 22-32.
10. Терегулов, Ф. Ш. О соотношении обучения и развития в формирующем образовании [Текст] / Ф. Ш. Терегулов // Сибирский педагогический журнал. -2009.- № 1. - С. 127-142.
11. Шадриков, В. Д. Введение в психологическую теорию профессионального обучения [Текст]: учебное пособие / В. Д. Шадриков. - Ярославль, 1981. - 72 с.
12. Яковлев, Е. В. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения [Текст] / Е. В. Яковлев, Н. О. Яковлева. - М.: Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2006. - 239 с.