УДК 371.213.1: 37.048.45
Кондратенко Елена Валентиновна
кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики
Марийского государственного университета
kondratenko12@rambler.ru
Курочкина Людмила Валентиновна
старший преподаватель кафедры педагогики
Марийского государственного университета
curochkinaludmila@yandex.ru
Elena V. Kondratenko
Professor of Department of pedagogy, Mari State University kondratenko 12@rambler.ru Lyudmila V. K^ochM^
senior teacher of the chair of pedagogy of Mari State University curochkinaludmila@yandex.ru
Роль классного руководителя в организации психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников
в условиях профильного обучения
The role of the class teacher in the organization of psychological and pedagogical support of professional self-determination of pupils in the context of profile training
Аннотация. Авторами статьи рассматриваются особенности организации психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся в условиях профильного обучения. Дан анализ организации психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников в условиях экономико-правовой гимназии. В статье определена ключевая роль классного руководителя в данном процессе. В качестве методологической основы деятельности классного руководителя по организации психолого-педагогического сопровождения авторы правомерно выделяют системный, деятельностный и личностно ориентированный подходы.
Ключевые слова: профильное обучение, психолого-педагогическое сопровождение, профессиональное самоопределение, классный руководитель.
Annotation. In this article the authors consider specifics organization of psychological and pedagogical support ofprofessional self-determination of students in the context of vocational training. The authors evaluate the organization of psychological and pedagogical support ofprofessional self-determination of students in conditions of economic-legal gymnasium. In the article the main role of the class
teacher in this process. As a methodological basis for the activity of the class teacher on organization of psychological and pedagogical support of the authors identify the system, activity andpersonality-oriented approaches.
Keywords: profile education, psycho-pedagogical support, professional self-determination, the class teacher.
В законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. определена ориентация общего образования на «дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие его интереса к познанию и творческих способностей, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности» [5]. В связи с этим одной из задач современной школы становится создание условий для профессионального самоопределения школьников, в том числе с учетом возможностей профильного обучения и предпрофильной подготовки.
Сегодня в образовательной системе наряду с профильными классами общеобразовательных школ успешно зарекомендовали себя такие образовательные учреждения, как лицеи и гимназии при вузах. Однако, как показывают современные исследования, содержание обучения в них ориентировано на углубление знаний только по профилирующим предметам вуза, и не уделяется достаточного внимания формированию личностных качеств, необходимых для осознанного профессионального выбора, т. е. решаются задачи профессиональной ориентации старшеклассников, но не их профессионального самоопределения [4]. Одним из путей решения данной проблемы, на наш взгляд, является организация целенаправленного и системного психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся.
Теоретические и практические аспекты психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения школьников рассматриваются в трудах многих отечественных ученых. Так, Е.А. Климов подробно анализировал психологические основы педагогического руководства процессом выбора учащимися профессии. Им дана классификация профессий, разработаны основы проектирования профессионального самоопределения личности с учетом индивидуальных характеристик, потребностей и интересов [1]. М.Р. Гинзбург, В.И. Журавлев, Е.А. Климов, А.И. Смирнов, С.Н. Чистякова рассматривают психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения школьников с точки зрения профессиональной направленности личности. Я.Л. Коломинский, В.Г. Немировский, Л.В. Сохань изучают интересы школьников к определенной профессии. М.В. Кириллова, Е.А. Климов А.Б. Орлов, В.Ф. Сафин исследуют психологические предпосылки профессионального самоопределения.
А.Ю. Винокур, Н.С. Пряжников, Н.И. Соболева - возможности планирования профессионального развития.
Исходя из этих концептуальных положений, понятие психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения школьников может быть определено как создание психолого-педагогических условий для профессионального самоопределения школьников через взаимодействие с субъектами воспитательного процесса, формирующего положительное отношение подростков к профессиональной деятельности и обеспечивающего знание своих интересов, склонностей и соответствие их требованиям выбираемой профессии или профессиональной сферы.
Нами был проанализирован опыт организации психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников в современной системе «школа - вуз» на примере государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Республики Марий Эл «Экономико-правовая гимназия», созданного на базе юридического факультета Марийского государственного университета.
В данном учебном заведении обучаются школьники 10-11-х классов (всего 100 человек), получивших основное образование в различных школах республики. Являясь профильным общеобразовательным учреждением (профильные предметы - история и обществознание), гимназия осуществляет активное сетевое взаимодействие с другими образовательными учреждениями республики: гимназисты активно занимаются исследовательской работой, принимают участие в олимпиадах республиканского и российского уровней, в научно-практических конференциях при высших учебных заведениях Республики Марий Эл: ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», ФГБОУ ВПО «Поволжский государственный технологический университет», АНО ВПО «Межрегиональный открытый социальный институт». Кроме того, в рамках образовательного партнерства учащиеся гимназии имеют возможность пройти дополнительную подготовку по обучающим программам для старшеклассников в АНО «Бизнес-Инкубатор РМЭ».
Специфика деятельности педагогов гимназии, осуществляющих классное руководство, заключается в том, что должностные обязанности они выполняют одновременно в двух параллельных классах, что положительно сказывается на психологическом климате гимназии: между классными коллективами наблюдается тесная дружба и сотрудничество. Работа по профессиональному самоопределению старшеклассников ведется классными руководителями в тесном взаимодействии с педагогом-психологом, преподавателями гимназии и родителями учащихся.
Изучение системы организации психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников, сложившейся в гимназии, позволяет сделать вывод, что она строится с учетом позиций системного, личностно ориентированного и деятельностного подходов.
Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников понимается как «упорядоченное множество взаимосвязанных компонентов, взаимодействие которых способствует реализации в образовательном учреждении функции содействия развитию личности ребенка» [3; с. 143.]. Исходя из основных положений системного подхода, в деятельности классных руководителей по организации психолого-педагогического сопровождения профессионального
самоопределения школьников выделяют следующие функции: диагностическую, тактическую, практическую и аналитическую.
Осуществляя аналитико-диагностическое направление своей деятельности, классный руководитель совместно с педагогом-психологом организует и проводит психолого-педагогическое исследование профессионального самоопределения учащихся: их интересов (методика А. Голомштока «Карта интересов»), ведущих факторов при выборе будущей профессии, мотивации учебной (методика «Доминирующие мотивы») и профессиональной (анкета «Я выбираю профессию»), коммуникативных и организаторских склонностей (методика «Коммуникативные и организаторские склонности» А. Федоришина).
В процессе сопровождения на каждого старшеклассника заполняется индивидуальная карточка, которая отражает следующие характеристики его профессионального самообразования: самостоятельность и осознанность выбора, интересы, склонности, профессиональный тип обучения, личностные характеристики (тип высшей нервной деятельности, темперамент, интеллектуальный уровень, коммуникативные склонности, организаторские склонности); информированность о мире профессий; опыт в избираемой сфере деятельности; наличие жизненного и профессионального плана.
Исследование учебной мотивации учащихся по методике «Доминирующие мотивы» показывает, что 91 % учащихся в качестве ведущего мотива называют мотив содержания учебной деятельности, свидетельствующего о том, что старшеклассникам интересно учиться по профильным предметам; положительного отношения к процессу учения (87 % учащихся); самоопределения и самосовершенствования (65 %) и собственного благополучия (56 %).
Опрос, проведенный классными руководителями, показал, что преобладающая часть старшеклассников определилась с выбором сферы профессиональной деятельности (в большинстве случаев - это юридическая и экономическая сферы). В предпочитаемой профессии старшеклассников привлекает характер работы (84 %) и уровень оплаты труда (84 %), соответствие развития задатков выбранной профессии (58 %), престижность профессии (56 %), возможность профессионального роста (42 %), возможность постоянного повышения квалификации (32 %). К сожалению, учащиеся мало задумываются о перспективах, связанных с трудоустройством (28 %), и условиях труда (26 %). В связи с этим классному руководителю важно обратить
внимание старшеклассников на состояние рынка труда (возможно, организуя встречу с представителем из Службы занятости республики) и создать ситуации для внутренней активной работы, чтобы старшеклассники обратили внимание на условия, в которых будет протекать их профессиональная деятельность. Поскольку старшеклассников чаще привлекает в избранной сфере деятельности внешняя сторона профессии, одной из значимых задач классного руководителя является создание вместе с учителями-предметниками условий для осуществления гимназистами профессиональных проб.
На основе результатов диагностических исследований классный руководитель проектирует и реализует план дальнейших действий по сопровождению профессионального самоопределения старшеклассников, осуществляя коррекционное направление. Содержание программы составляют такие формы работы, как: психологическая диагностика, классные часы, активизирующие процесс профессионального самоопределения по таким темам, как «Что в жизни зависит от меня?», «Как претворить мечты в реальность?», «Мой характер и выбор профессии»; встречи со специалистами юридической и экономической сферы труда (нередко в качестве приглашенных гостей бывают выпускники данной гимназии или родители учеников, являющихся представителями интересующих профессий), родительские собрания, на которых рассматриваются вопросы профессионального самоопределения учащихся, индивидуальные беседы.
Просветительская деятельность классных руководителей в области организации профессионального самоопределения старшеклассников включает различные мероприятия по обеспечению учащихся информацией о будущей профессиональной деятельности: педагог-психолог регулярно готовит материал о профессиях, востребованных в обществе, о наиболее привлекательных для гимназистов специальностях и выставляет его на стенде или сайте гимназии. Классный руководитель организует посещение вузов во время Дня открытых дверей. Частыми гостями гимназии являются ее бывшие выпускники, которые делятся своими впечатлениями о вузе, в котором учатся, о профессии, которую выбрали.
Консультационное направление реализуется посредством индивидуальных бесед классного руководителя или педагога-психолога (по запросам субъектов воспитательного процесса) с учащимися и их родителями по вопросам профессионального образования, личностного развития или трудностей, испытываемых старшеклассниками в выборе профессии.
Организационное направление психолого-педагогического
сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников также пронизывает всю деятельность классного руководителя: педагог-воспитатель ориентирует учащихся на обучение на курсах профильной подготовки, координирует действия учащихся, педагогов, родителей, в рамках социального и образовательного партнерства привлекает специалистов для оказания помощи учащимся, испытывающим трудности в профессиональном самоопределении.
Деятельностный подход в организации психолого-педагогического сопровождения является средством становления и развития субъектности учащегося, «способного выбирать, оценивать, программировать, конструировать те виды деятельности, которые адекватны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии, в самореализации» [3; с. 152.]. Деятельностный подход всегда опирается на ведущий вид деятельности ученика, а основная задача, стоящая перед старшеклассником, - осуществить самоопределение: жизненное и профессиональное, которое происходит также в ситуациях воспитывающей деятельности, организуемых классным руководителем, и во время профессиональных проб, к которым можно отнести участие старшеклассников в исследовательской и творческой работе.
При организации воспитывающих ситуаций классный руководитель ориентируется на те противоречия в профессиональном самоопределении старшеклассников, которые выявляются в процессе диагностики. Например, противоречивые варианты ответов старшеклассников на вопросы анкеты «Ваша будущая профессия» свидетельствуют о недостаточном уровне понимания учащимися характера и особенностей избранных ими видов профессиональной деятельности. Например, в беседе с учащимися классный руководитель предлагает обсудить ответы одного из учащихся: «Я предпочел бы, чтобы режим рабочего дня был свободным, гибким», «Мне хотелось бы, чтобы моя будущая работа была связана с руководством людьми, трудовыми коллективами», «По окончании работы хотел бы отключиться от нее, заниматься своими делами». Классный руководитель предлагает учащимся ответить на вопросы: «Какое несоответствие вы видите в ответах ученика? Какое логическое последствие имеет каждый вариант озвученного ответа? Что бы вы порекомендовали данному ученику?». В совместном обсуждении ситуаций учащиеся осознают и формулируют ценности, нормы и законы жизни.
Анализ воспитывающих ситуаций происходит также во время классных часов, посвященных планированию жизненных и профессиональных перспектив. При моделировании будущего происходит согласование ценностей и целей, их коррекция, устранение противоречий профессионального и личностного самоопределения учащихся, так как зачастую основной проблемой старшеклассников при выборе профессии является некритичное отношение, с одной стороны, к тому, что им предлагают родители, или недостаточное соотнесение собственных желаний со способностями, склонностями - с другой. Учащиеся должны осознать, что умение ставить цели являются важным звеном на пути к достижению успеха. Жизненное планирование всегда связано с профессиональным: представляя свое будущее, старшеклассники задумываются не только о конечном результате, но и о способах его достижения, о способностях и реальных возможностях личности, а также об особенностях рынка труда. Так некий идеальный образ получает более или менее реалистичный план действий.
Как отмечает П.С. Лернер, «профильное обучение по сути должно быть личностно ориентированным» [2; с. 4]. Личностно ориентированный подход напрямую связан с осуществлением педагогической поддержки ученика. Деятельность классного руководителя по профессиональному самоопределению старшеклассника базируется на принципах самоактуализации, индивидуальности, субъектности ученика: педагог поддерживает стремление к проявлению и развитию способностей и возможностей, создает условия для формирования индивидуальности личности учащегося, способствует формированию его субъектного опыта. В индивидуальной работе со старшеклассником классный руководитель соблюдает принципы выбора (ставит ученика в условия выбора цели и способов организации его жизнедеятельности в гимназии), творчества и успеха (обеспечивает условия, способствующие формированию положительной и адекватной самооценки), доверия и поддержки (проявляет веру в ученика, поддерживает его устремления).
Таким образом, деятельность классного руководителя гимназии в организации педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников направлена на создание условий для учета и развития учебно-познавательных и профессиональных интересов, способностей и потребностей учащихся; формирование готовности к сознательному выбору и овладению будущей профессией; обеспечение перспективной связи между общим средним и будущим профессиональным образованием.
Литература:
1. Климов, Е.А. Развивающийся человек в мире профессии. Обнинск. 1993. -156 с.
2. Лернер, П.С. Профориентация школьников как фактор подготовки кадров для перспективной экономики России // Мир образования - образование в мире. 2009. №3. - С. 3-13.
3. Лузина, Л.М., Степанов Е.Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. М.: ТЦ Сфера, 2008. - 224 с. (Воспитание в школе).
4. Мороз, Е.А. Формирование готовности старших подростков к профессиональному самоопределению в условиях предпрофилъной подготовки в системе «Школа-вуз» // Научная библиотека диссертаций и авторефератов dissercat Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/formirovanie-gotovnosti-starshikh-podrostkov-k-professionalnomu-samoopredeleniyu-v-usloviyak#ixzz2xMlAVWmB (дата обращения 29.03.2014).
5. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон Рос. Федерации от 29.12.2012 N 273-Ф3 : принят Гос. Думой 21 дек. 2012 г. : одобр. Советом Федерации 26 дек. 2012 г. // Российская газета. 2012. 31 декабря. Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения 29.03.2014).
Literature:
1. Klimov, E.A. Developed people in the world of professions. Obninsk, 1993. -156p. (rus)
2. Lerner, P.S. Vocational guidance of students as a factor of training for the future economy of Russia. // The world of education - the education in the world. 2009. No3. - P. 3-13. (rus)
3. Luzina, L.M., Stepanov E.N. Teacher of the modern approaches and concepts. Moscow: TC Sphere, 2008. - 224 p. (rus)
4. Moroz, E.A. Forming willingness of older adolescents to professional self-identification in conditions of preprofile training in the system «School -University»: [Electronic resource] // Scientific library of theses and abstracts disserCat [web site]: URL: http://www.dissercat.com/content/formirovanie-gotovnosti-starshikh-podrostkov-k-professionalnomu-samoopredeleniyu-v-usloviyak#ixzz2xMlA VWmB (date of access 29.03.2014). (rus)
5. About education in the Russian Federation: the Federal law of the Russian Federation on 29.12.2012 N 273-FZ. Russian newspaper. 2012. December, 31 [Electronic resource] // the URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (date of access: 29.03.2014). (rus)