Научная статья на тему 'Особенности технологии развития личностных ресурсов старшеклассников в системе профильного образования'

Особенности технологии развития личностных ресурсов старшеклассников в системе профильного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
357
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ЛИЧНОСТНЫЕ РЕСУРСЫ / РЕПРОДУЦИРОВАНИЕ / ПОЭТАПНОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зуева Флюра Акрамовна

В статье на основе разработанной технологии рассматривается последовательность и внутреннее содержание этапов развития компонентов личностных ресурсов старшеклассников в образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зуева Флюра Акрамовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности технологии развития личностных ресурсов старшеклассников в системе профильного образования»

Библиографический список

1. Анцыферова, Л. И. К психологии личности как развивающейся системы [Текст]/ Л. И. Анциферова // Психология формирования и развития личности / Под ред. Л. И. Анцыферовой. - М.: Наука, 1981. - С. 3-19.

2. Блонский, П. П. Курс педагогики. Введение в воспитание ребенка [Текст]/ П. П. Блонский. - М.: Задруга, 1918. - 201 с.

3. Вентцель, К. II. Свободное воспитание. Сборник избранных трудов. [Текст]/ К. Н. Вентель. -М.: 1993. - 171 с.

4. Зеньковский, В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии / В. В. Зеньковский. - М.: Изд-во Свято-Владимирского Братства, 1993. -224 с.

5. Зеньковский, В. В. Психология детства [Текст]/ В. В. Зеньковский. - Екатеринбург: Деловая книга, 1995. - 347 с.

6. Каган, М. С. Некоторые вопросы взаимосвязи философии и педагогики [Текст]/ М. С. Каган // Советская педагогика-1981- № 10. - С. 56-63.

7. Каптерев, П. Ф. Избранные педагогические сочинения / П. Ф. каптерев. -М.: Педагогика, 1982 - 704 с.

8. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды [Текст]/Ж. Пиаже. - М.: Просвещение, 1969. - 660 с.

9. Черный, Г. П. Социально-культурные и психолого-педагогические основы массового праздника [Текст]/ Г. П. Черный. - М.: Институт молодежи, 1991. - 194 с.

10. Шадриков, В. Д. Духовные способности [Текст]/ В. Д. Шадриков. - М.: Магистр, 1996. - 103 с.

УДК 378.0

Зуева Флюра Акрамовна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры естественно-математических дисциплин ГОУ ЦПО ЧИППКРО, [email protected], Челябинск

ОСОБЕННОСТИ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ РЕСУРСОВ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В СИСТЕМЕ ПРОФИЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Zueva Flyura Akramovna

The candidate ofpedagogical sciences, the senior lecturer of chair of is natural-mathematical disciplines ГОУДПО ЧИППКРО, [email protected], Chelyabinsk

FEATURES OF TECHNOLOGY OF DEVELOPMENT OF PERSONAL RESOURCES OF SENIOR PUPILS IN SYSTEM OF PROFILE FORMATION

Согласно фундаментальным принципам, изложенным в Болонской Декларации, исследования должны непрерывно приспосабливаться к меняющимся

потребностям общества и достижениям научно-технического прогресса. Современность предъявляет особые требования к человеку, чтобы соответствовать им, необходимо обладать определенными качествами и ценностями, которые бы позволили индивиду эффективно функционировать в обществе.

Перемены в образовании, их осмысление и прогнозирование отстают от темпов изменения общества и от потребностей самого образования, соответственно, современная система образования сталкивается с множеством различных проблем. Самой важной из них является ускорение и непредсказуемость экономического и технологического развития. Другая проблема - это рынок труда, где наличие и сохранение работы больше не гарантируется. Именно рынок требует в дополнение к основному образованию непрерывного повышения образовательного уровня в течение всей жизни, к тому же особенностью современного этапа развития в мире является ведущая роль умственной деятельности, переход к когнитивному обществу, к эндогенным процессам, предопределяющим новые открытия и их использования в различных областях человеческой деятельности.

В этом контексте система образования должна стать более гибкой, интенсивнее использовать контакгы между содержанием разных учебных предметов, а также предоставлять возможности для приобретения ключевых компетенций, связанных с развитием мышления, наличием собственной точки зрения, управленческими способностями, навыками коллективной работы, не идущими вразрез с развитием индивидуальных способностей, стремлением овладеть новейшими технологиями, то есть развитыми личностными ресурсами. Следовательно, необходим поиск педагогических технологий, способствующих содействию в развитии личностных ресурсов учащихся.

Педагогическую технологию понимают как последовательную, взаимосвязанную систему действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса. Такое представление о педагогической технологии предполагает следующее:

- технология предусматривает взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальной реализации человеческих и технических возможностей, диалогического общения;

- элементы педагогической технологии должны быть, с одной стороны, воспроизводимы любым учителем, а с другой, - гарантировать достижение планируемых результатов (государственного образовательного стандарта) всеми учащимися;

- органической частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности.

В соответствии с данными положениями технология развития личностных ресурсов старшеклассников в системе профильного образования складывается из следующих компонентов:

- выстраивание технологической цепочки педагогических действий, операций, коммуникаций в соответствии с целевыми установками, направленными на развитие личностных ресурсов как средства перехода от простого репродуцирования к расширенному репродуцированию, на основе разработки системы задач, генетически моделирующих основные функции учащихся как участников деятельности в контексте выбора профессии;

- представление диагностических процедур, содержащих критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности по достижению степени сбалансированности личностных ресурсов как основы для их развития;

- использование проектных технологий, предусматривающих включение в образовательную программу, наряду с предметным (формирование универсальных и специфических компетенций), социального содержания (выявление и приобретение приоритетных, социально значимых качеств личности, облегчающих процесс вхождения в профессиональную деятельность).

Технология содействия развитию личностных ресурсов старшеклассников в системе профильного образования определяет последовательность и внутреннее содержание этапов развития компонентов личностных ресурсов, соблюдение которых обеспечивает устойчивое повышение их уровня.

Содействие развитию личностных ресурсов учащихся в соответствии с нашей концепцией строится, как балансирование по спирали, где в центре находится абстрактно-общее представление о целях развития личностных ресурсов (идеализированный личностный ресурс), а на периферии это общее представление конкретизируется, обогащается частными представлениями и их реализацией в продуктах деятельности (материализованный личностный ресурс) (рисунок).

Движение по спирали как цикл от идеализированного к материализованному личностному ресурсу (продукты деятельности) может привести на любом из этапов развития либо к реализованному личностному ресурсу, либо возращению к идеализированному личностному ресурсу (к постановке целей), если цикл пройден, то личностный ресурс - реален.

Этапами содействия развитию личностных ресурсов учащихся являются:

- реальное возникновение (начало) личностных ресурсов, (формальный уровень содействия развитию личностных ресурсов);

- I этап - сцепление предпосылок (личностных: мотивы, ценности, цели, психо-физиологические особенности, способности; структуры и состояния реального производства, потребности рынка труда; образовательная среда) как компонентов системы, вынужденных вступать во взаимодействие, поскольку объединены в целое взаимодействие и взаимопроникновение потенциалов, первичное балансирование;

- II.этап - наращивание потенциалов, количественная градация: балансирование как простое воспроизводство (репродуцирование);

- III этап - креативность, постановка целей и их реализация в креативных продуктах: балансирование как расширенное воспроизводство (репродуцирование).

_____________

-едпосылки

III этап

II этап

I этап

сцепление

&

цель- продукт- цель

Цель-продукт

Г7—У

Расширенное

воспроизводство

Технология поэтапного развития личностных ресурсов старшеклассников

Основой данной технологии является конструирование учебного процесса. исходя из заданных начальных установок (образовательные ориентиры, цели обучения). Технология направлена на построение и реализацию образовательного процесса с последовательной ориентацией обучения на цели, гарантированное осуществление которых обеспечивает оперативная обратная связь, пронизывающая весь учебный процесс. В соответствии с этим образовательный процесс включает:

1) постановку целей и их максимальное уточнение;

2) оценку текущих результатов;

3) коррекцию обучения;

4) заключительную оценку результатов.

Процесс содействия развитию личностных ресурсов старшеклассников предполагает формулирование целей, направленных на получение результатов обучения, представленных в реальных действиях старшеклассников, при этом цели должны быть идентифицируемыми и однозначными.

Такой способ постановки целей является диагностическим. Согласно его требованиям каждая цель должна быть:

1) точно описана;

2) поддаваться измерению;

3) должна быть разработана шкала ее оценки.

Невыполнение хотя бы одного из представленных требований делает цель недиагностичной.

Диагностический способ постановки целей характеризуется высокой конструктивностью и инструментальностыо. Конструктивность предполагает постановку целей с учетом возможностей учащихся и профессионального уровня педагога. Инструментальность подчеркивает тот факт, что цели являются инструментом по отношению к процессу развития личностных ресурсов, обеспечивая взаимосвязь и взаимообусловленность содержания, методов и средств обучения.

Как отмечено в исследованиях О. А. Конопкина [2], Б. Ф. Ломова [3], В. Д. Шадрикова [4] и др., индивидуальные особенности целеполагания и удержания целей являются системообразующим исходным компонентом регуляции деятельности. Основные индивидуальные различия целеполагания имеет смысл рассматривать в связи с активностью выдвижения целей учащимися, адекватностью этого процесса внешним и внутренним субъектным условиям, действенностью целей. В регуляции педагогической деятельности функцию источника информации для определения программы реализации деятельности выполняет анализ условий деятельности и выделения комплекса условий, значимых для достижения цели. Соответственно, содержание деятельности должно быть оперативным в зависимости не только от цели и условий деятельности, но и от степени ее информационной полноты, при этом развитость и структура осуществляемых гностических действий отличаются индивидуальной своеобразностью.

В функции моделирования входит антиципация компонентного состава предстоящих действий, способов, которыми они будут осуществляться, и собственно последовательности осуществления планируемых действий. Особенности в планировании во многом будут определяться мерой детализации исполнительских действий, степенью соотнесенности программы с объективными и субъективными предпосылками и условиями успешного осуществления деятельности. Регуляторные процессы, связанные с контролем и самоконтролем, пронизывают все блоки регуляции, так как на каждой стадии достижения цели происходят контроль актуального состояния и результатов действий путем сличения с прогнозируемыми, оценка рассогласования и принятие решения о коррекции исполнительских (управляющих) действий или о переходе к следующему этапу реализации деятельности. Качественной характеристикой перехода от формального развития к реальному является сбалансированность компонентов личностных ресурсов.

Ориентиром содействия развитию личностных ресурсов старшеклассников является интегративная программа профильного образования, учитывающая следующие аспекты:

- цели развития личностных ресурсов старшеклассников в системе профильного образования зависят от уровня и темпов развития, потребностей и возможностей общества; уровня развития и возможностей психологической и педагогической науки, практики образования;

- содержание процесса развития личностных ресурсов старшеклассников в системе профильного образования зависит от сбалансированности личностных ресурсов старшеклассников; возрастных возможностей личности; уровня развития теории и практики образования;

- эффективность каждого нового этапа содействия развитию личностных ресурсов старшеклассников в системе профильного образования зависит от продуктивности предыдущего этапа и достигнутых на нем результатов; организационно-педагогических и психологических воздействий, обучаемости личности, ее внутренней мотивации, наличия и формирования мышления как системообразующего компонента личностных ресурсов; изучения учащимся результативности собственного труда; интенсивности обратных связей в системе развития; характера, величины, обоснованности и педагогической целесообразности корректирующих воздействий;

- разработка и применение методов развития личностных ресурсов старшеклассников в системе профильного образования зависит от компетенций педагога; цели и содержания образовательного процесса; способностей личности; организации процесса развития;

- результативность содействия развитию личностных ресурсов старшеклассников в системе профильного образования зависит от действия внутренних стимулов (мотивов) учащихся; интенсивности, характера и своевременности внешних педагогических воздействий.

Интегративные задания с учетом уровней личностных ресурсов предусматривают совершенствование конкретных теоретических знаний и практических тренировочных действий по отработке умений и навыков решения задач, развитие соответствующих личностных качеств, потенциальных возможностей учащихся как основы для выявления личностных ресурсов. Мониторинг усвоения дидактических единиц по каждой теме предмета и учебно-педагогическое взаимодействие влияют на повышение качества знаний и устанавливают действенную обратную связь, дают возможность планировать обучение с учетом промежуточных результатов обучения и коррекции процесса обучения. Благодаря методам контроля и коррекции знаний, на этих этапах продолжает формироваться позитивная мотивация, что существенно влияет на результат обучения.

Следует особо подчеркнуть, что развитие не является пассивным интегратором влияния внешних и внутренних условий существования учащегося, а представляет собой результат аккумуляции наиболее типичных способов достижения целей, сформировавшихся у субъекта. Понятие процесса развития личностных ресурсов в нашем контексте включает не только и не столько приспособительное воспроизводство, но и развитие старшеклассников, преобразующих предметную область и себя как субъектов деятельности.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ЗАРУБЕЖНЫХ АВТОРОВ...

Библиографический список

1. Гальперин, П. Я. Психология мышления и учения о поэтапном формировании умственных действий [Текст] / П. Я. Гальперин // Исследование мышления в советской психологии. - М., 1966. - С. 88-124.

2. Конопкин, О. А. Психологические механизмы регуляции деятельности [Текст] / О. А. Конопкин. - М.: Наука, 1980. - 256 с.

3. Ломов, Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии [Текст] / Б. Ф. Ломов. - М.: Педагогика, 1984. - 326 с.

4. Шадриков, В. Д. Индивидуализация содержания образования [Текст] / В.Д. Шадриков // Школьные технологии. - 2000. - № 2. - С. 53-66.

5. Шендрик, И. Г. Самореализация личности в контексте проектирования образования [Текст] / И. Г. Шендрик //' Педагогика. - 2004. - № 4. - С. 36-42.

УДК 159.9.019.43

Давлетбаева Зинфира Кинъябулатовна

Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Сибайского института Башкирского Государственного университета, [email protected], Сибай

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ЗАРУБЕЖНЫХ АВТОРОВ НА ПОНЯТИЕ «ПОВЕДЕНИЕ»

Davletbaeva Zinfira Kinyabulatovna

Post-graduate student of Sibayskiy Institute of Bashkirskiy State University, dav-zinfira@ yandex.ru, Sibay

THEORETICAL VIEWS OF FOREIGN AUTHORS ON A CONCEPT «BEHAVIOR»

Поведение является одним из центральных категорий в спектре многих пси-холого-педагогических исследований. Оно широко используется для обозначения вида и уровня активности человека, наряду с такими ее проявлениями как деятельность, созерцание, познание, общение.

Наиболее содержательно и разносторонне, психологический аспект поведения представлен в рамках психологии личности. На настоящий период ограниченность психологических знаний делает возможным существование разнонаправленных теорий личности с различным пониманием ее сущности, структуры, проявлений и отклонений.

Вместе с тем мнения по общим и основным понятиям у большинства ученых совпадают, в частности по вопросу относительной константности личности. Личность может изменяться на протяжении длительного времени, и его поведение будет зависеть от ситуации, тем не менее, личность относится к тем долговременным и важнейшим конструктам индивида, которые оказывают определяющее влияние на поведение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.