УДК 378.0
Зуева ФлюраАкрамовна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры естественно-математических дисциплин ГОУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования»,Ауига-гиеуа@гатЫег.ги, Челябинск
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОДЕЙСТВИЯ РАЗВИТИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ЛИЧНОСТНЫХ РЕСУРСОВ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В СИСТЕМЕ ПРОФИЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Zueva Flyura Akramovna
The candidate ofpedagogical sciences, the senior lecturer of chair of is natural-mathematical disciplines The Chelyabinsk institute of retraining and improvement of professional skill of educators,[email protected], Chelyabinsk
EXPERIMENTAL RESEARCH OF THE CONCEPT OF PEDAGOGICAL ASSISTANCE TO DEVELOPMENT OF PROFESSIONALLY SIGNIFICANT PERSONAL RESOURCES OF SENIOR PUPILS IN SYSTEM OF PROFILE FORMATION
Осмысление тенденций развития образования, обусловленных глобальной важностью для отечественного и мирового сообщества проблемы преодоления все увеличивающейся дистанции между генетически обусловленным (исходным) и требуемым состоянием субъекта деятельности в техногенной среде в условиях нарастающей сложности и информационной перегруженности бытия, детерминируют изменение всего комплекса составляющих образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях. Для осуществления данного изменения необходимо углубить теоретическую базу личностно ориентированной парадигмы образования с учетом основополагающей в ней роли самореализации личности, исходной позицией которой является развитие личностных ресурсов старшеклассников как субъектов дальнейшей профессиональной деятельности; наработать новые образовательные технологии.
В свете стратегических задач образования становится очевидной исключительная важность оказания старшеклассникам педагогического содействия в развитии профессионально важных личностных ресурсов, так как от уровня их развития зависит решение старшеклассниками проблемы выбора профессии как жизненно важного решения.
Практика показывает, что разрыв между сформированными умениями и личностными свойствами, необходимыми для выбора профессии, обусловливают низкий уровень развития личностных ресурсов старшеклассников: неадекватная самооценка и недостаточное владение умениями самоанализа таких характеристик личностных ресурсов, как способности,
потенциальные возможности и нравственные ценности, и как следствие - данные, приведенные Центром профессионального самоопределения РАО:
- 50% учащихся, как правило, выбор профессионального будущего не связывают со своими реальными возможностями и с потребностями рынка труда;
- 46% учащихся ориентированы в выборе профессии на поддержку со стороны взрослых (родителей, родственников или знакомых);
- лишь 28% выпускников школ намерены работать в сфере материального производства;
- 67% не владеют информацией о требованиях профессии к ее «соискателю» и не владеют умениями анализа своих возможностей в профессиональном выборе;
- 64% студентов 4-х курсов очной формы обучения вузов пришли к выводу об ошибочности выбора профессии;
- до 15-20% поступающих в систему начального профессионального образования оказываются непригодными к избранной профессии.
Сформировать такие личностные свойства в традиционной системе профильного образования в общеобразовательных учреждениях в полной мере не представляется возможным, и результатом недостаточного осмысления старшеклассниками ситуации выбора профессии по завершении школы становится их слабая профессиональная мотивация и неудачная профессиональная адаптация, что свидетельствует о прослеживающемся дефиците знаний и способов оказания педагогического содействия старшеклассникам, испытывающим трудности в выборе профессии.
В последние десятилетия отечественная система образования значительно обогатилась новыми педагогическими технологиями, способствующими реализации идей личностно-ориентированного образования в системе профильного образования. Однако согласно позиции исследователей, рассматривающих вопросы профильного образования и становления профессионалов (А.С. Белкин [1] , Э. Ф. Зеер [2], E. Н. Кирьянов [3], А. К. Маркова [4], А. Д. Сазонов [5], В. В. Сериков [6] и др.), применение только одних, даже самых передовых технологий обучения, осуществляемое вне системного изменения всего образовательного процесса, оказывается, как правило, недостаточно результативным, так как усилия педагогов направляются, прежде всего, на повышение качества усвоения старшеклассниками предметных знаний и умений, и в минимальной степени - на развитие их профессионально значимых личностных ресурсов, необходимых для жизненной самореализации.
Подготовка старшеклассников, декларированная Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования, не реализует в должной мере принципы целостности, всесторонности в развитии старшеклассников, не обеспечивает их готовность к выбору профессии. Нарушение целостности уже заложено в отборе и композиции содержания об-
разования: бессистемно распределенный по учебным предметам материал не создает целостной картины профессиональной деятельности. На данный момент нет однозначного понимания, как соединить обучение предмету с развитием профессионально значимых личностных ресурсов на основе интеграции гуманитарного и профильного содержания образования как основы для формирования саморазвивающейся личности, способной к самореализации в различных сферах жизнедеятельности, какими технологиями, методами и педагогическими средствами можно достичь этой цели. Поиск педагогами своего уникального стиля работы зачастую ведется стихийно и не всегда последовательно по причине общей установки на все тот же прагматико-предметное содержание профильного образования.
Усугубляется данное положение общими ограничениями, свойственными на современном этапе теории и практики профильного образования:
- методики профильного образования слабо коррелированы с биологическими, социальными и психологическими факторами развития личности;
- не отводится должного внимания к приоритету самоуправления старшеклассников развитием профессионально значимых личностных ресурсов в самостоятельной работе в процессе субъект-субъектного учебно-педагогического взаимодействия как средства адекватного выбора профессии. Такое положение, на наш взгляд, обусловлено отсутствием в науке четких подходов к проектированию, созданию и эффективному функционированию образовательной среды, которая бы предусматривала согласование всех компонентов образовательного процесса, таких как направленность профильного образования на развитие профессионально значимых личностных ресурсов старшеклассников, соответственно, измененное содержание профильных предметов, и согласованные с ними технологии, формы, методы и педагогические средства.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что общественные процессы, становление теории профессиональной самореализации личности, достижения в практике профильного образования не только обусловили актуальность обозначенной проблемы, но и подготовили необходимую базу для создания концепции педагогического содействия развитию профессионально значимых личностных ресурсов старшеклассников в системе профильного образования.
Верификация, выступая одним из основных критериев научности исследования, предполагает представление эмпирических данных, свидетельствующих об истинности педагогической концепции. По отношению к возможности установления соответствия между теоретическими и эмпирическими данными в структуре концепции выделяются несколько уровней: 1) объективно заданный уровень определяет особенности разработанной в рамках концепции теории, компоненты которой (понятие концепции, ее цель, нормативно-правовое обеспечение, место в теории педагогики и системе междисциплинарного знания) не нуждаются в эм-
пирическом обосновании; 2) верификация положений, относящихся к теоретическому уровню концепции (теоретические подходы, закономерности и соответствующие им принципы содействия развитию профессионально значимых личностных ресурсов старшеклассников в системе профильного образования), позволяющему увидеть логику научных рассуждений, теоретически обосновать полученные результаты, возможна в процессе оценки результата исследуемого процесса; 3) практико-ориентированный уровень концепции, включающий ее содержательно-смысловое наполнение, в наибольшей степени связан с возможностью получения эмпирических данных, так как представляет методико-технологические аспекты содействия развитию профессионально значимых личностных ресурсов старшеклассников в системе профильного образования. Особенность экспериментального исследования концепции состоит в эмпирической проверке ее отдельных компонентов с точки зрения достижения общей цели, осуществленной на практико-ориентированном уровне через технологию педагогического содействия развитию профессионально значимых личностных ресурсов старшеклассников в системе профильного образования.
Целью экспериментального исследования была прямая проверка истинности концепции педагогического содействия развитию профессионально значимых личностных ресурсов старшеклассников в системе профильного образования. Цель конкретизирована следующими задачами:
1) проверить истинность практико-ориентированного уровня концепции посредством реализации технологии развития профессионально значимых личностных ресурсов старшеклассников;
2) провести анализ и трактовку результатов экспериментального исследования.
Организация экспериментальной работы осуществлялась в несколько этапов: констатирующий этап эксперимента позволил выявить исходный уровень развития профессионально значимых личностных ресурсов старшеклассников по выделенным критериям и показателям; на формирующем этапе была реализована концепция развития профессионально значимых личностных ресурсов старшеклассников в системе профильного; на итоговом этапе проведено итоговое оценивание результатов.
В процессе решения первой задачи констатирующего этапа эксперимента по определению адекватности выбора выпускниками общеобразовательных учреждений направлений образования, связанных с техническим профилем в высших учебных заведениях, выявлено, что только у 10% студентов инженерно-педагогических специальностей V курса - высокий уровень технического мышления, у 30% студентов - III уровень, у 56% студентов - II уровень, у 6% студентов - I уровень технического мышления. Таким образом, только для 40% студентов, имеющих III-IV уровень технического мышления, выбор технического профиля образования являлся целесообразным, следовательно, для 60% необходима перепрофи-лизация в зависимости от направленности мышления как превалирующе-
го
го компонента способностей. При этом необходимо особо подчеркнуть, что данный результат обусловлен отсутствием рациональных подходов к отбору и зачислению абитуриентов при поступлении в профессиональные учебные заведения, так как единый государственный экзамен (ЕГЭ) данную проблему в полной мере не решает.
Вторая задача констатирующего этапа эксперимента состояла также в выявлении уровня развития профессионально значимых личностных ресурсов старшеклассников при выборе профиля образования на старшей ступени общего образования.
По результатам проведения исследования были сделаны следующие выводы: 45,5% выпускников 9-х классов имеют средний уровень развития профессионально значимых личностных ресурсов, 1,5% старшеклассников - высокий уровень развития, 53% - низкий уровень развития. Анализ полученных данных также показал, что на констатирующем этапе эксперимента лишь 34,4% старшеклассников десятых классов и 42,3% старшеклассников одиннадцатых классов контрольных и экспериментальных групп продемонстрировали средний уровень развития профессионально значимых личностных ресурсов старшеклассников, остальные участники продемонстрировали низкий уровень развития профессионально значимых личностных ресурсов.
Опираясь на психолого-педагогические исследования, свидетельствующие о том, что процесс образования считается завершенным при коэффициенте постижения Ка > 0,7. Ка = а/р, где а - среднее значение (%); р=100% (максимально воз- можное значение), то на данном уровне постижения Ка = 0,32%, что свидетельствует о низкой эффективности в реальной практике общеобразовательных учреждений педагогического воздействия, направленного на адекватный выбор учащимися профиля образования, что обусловлено отсутствием функционирования компонентов образовательного процесса, ориентированного на педагогическое содействие развитию профессионально значимых личностных ресурсов старшеклассников.
Эксперимент опирался на положение, согласно которому обеспечение высокого уровня развития профессионально значимых личностных ресурсов старшеклассников, и в будущем - целесообразный выбор профессиональных образовательных учреждений, в большей мере зависит от эффективности педагогического воздействия. Для его проведения были сформированы контрольные и экспериментальные группы, в качестве респондентов участвовали учащиеся профильных классов общеобразовательных учреждений.
Педагогическое содействие развитию профессионально значимых личностных ресурсов старшеклассников в системе профильного образования рассматривается как система взаимодействия личности и педагога на этапах выбора профессии с приоритетом самоуправления старшеклассников, направленная, в конечном итоге, на развитие профессионально значимых
личностных ресурсов старшеклассников; преподавание профилирующего предмета на основе интеграции гуманитарного и профильного содержания образования, рассматриваемых как путь генерализации полученных старшеклассниками профессионально значимых компетенций.
В ходе эксперимента выявлено, что концепция педагогического содействия развитию профессионально значимых личностных ресурсов старшеклассников способствует созданию образовательного пространства, что приводит к более результативному по сравнению с традиционным образовательным пространством развитию деятельностных, процессуальных и личностных показателей субъектности всех его участников:
- у старшеклассников возрастает мотивация учебной деятельности (в 1,9 раза), учебно-познавательный интерес (в 1,6 раза), целеполагание (в 1,8 раза), учебные действия (в 1,5 раза) и действия оценки (в 1,9 раза), самоконтроль (в 1,2 раза);
- у педагогов с хорошо развитой субъектностью все компоненты (звенья) деятельности выступают по отношению к образовательной цели как единый и сообразно с ней согласованный процесс, о чем свидетельствует положительная динамика (в среднем на 30% выше, чем у педагогов традиционного образовательного пространства) содержательных рациональных признаков, характеризующих различные компоненты процесса саморегуляции педагогической деятельности, а именно: принятие педагогом педагогической цели; составление комплекса критериев успешности деятельности; подготовка и реализация программы; управление собственными исполнительскими действиями; самооценка реально достигнутых результатов педагогической деятельности; осуществление коррекции результатов.
- у родителей уровень психолого-педагогической компетентности возрастает на 28%, в то время как у родителей старшеклассников традиционного образовательного пространства данные показатели остаются практически неизменными.
Результаты эксперимента обнаружили заметный рост показателей и уровней развития профессионально значимых личностных ресурсов старшеклассников: отмечалось устойчивое возрастание количества показателей, характеризующих мотивационную сферу, способности и творческую деятельность старшеклассников, что принималось за сформированность интеллектуального компонента личности; дисперсия оценок (самооценка, оценка товарища, оценка педагога), характеризующая степень их несовпадения, для экспериментальной группы имела устойчивую тенденцию к снижению, что свидетельствовало о сближении данных оценок, а значит, о становлении рефлексивного компонента (для контрольной группы тенденция к снижению не наблюдалась, что расценивалось как отсутствие существенных изменений в рефлексивном компоненте личности за тот же период времени).
Выделение разных видов педагогических задач в обучении, отличающихся психологическим содержанием и направленностью на различные
стороны развития старшеклассников (успешность в учебной деятельности и личностные особенности), соотносится с определением профессионально важных качеств личности педагога, востребованных при реализации педагогических технологий и при осуществлении системного подхода в обучении. Повышение осознанности педагогами качеств, профессионально необходимых при использовании системного подхода к обучению, существенно влияет на формирование этих качеств. Использование в ходе формирующего эксперимента таких приемов, как индивидуальная беседа, тренинг, предъявление результатов экспертных оценок приводят к высокому уровню сформированности профессионально важных качеств и как следствие - к повышению результативности профессиональной деятельности по таким показателям, как развитие профессионально значимых личностных ресурсов старшеклассников, повышение объема знаний и качественные показатели глубины усвоения материала и гарантированность сроков обучения.
Оценивание процесса педагогического содействия развитию профессионально значимых личностных ресурсов на основе сопоставления результатов тестирования, решения заданий выявило положительную динамику: отмечено мотивационно-личностное, когнитивно-интеллектуальное и социально-психологическое развитие старшеклассников.
Оценка результативности процесса педагогического содействия развитию профессионально значимых личностных ресурсов старшеклассников в системе профильного образования позволила установить, что в экспериментальных группах, в отличие от контрольных, достоверно повысилось число старшеклассников с достаточным уровнем развития профессионально значимых личностных ресурсов. Отмечалось устойчивое возрастание количества показателей, характеризующих способности и креативность старшеклассников, что принималось за сформированность интеллектуального компонента личности. Уровни развития профессионально значимых личностных ресурсов старшеклассников были выделены по результатам экспертных оценок. Прогрессивный прирост уровней профессионально значимых личностных ресурсов старшеклассников за период эксперимента наглядно отражается в диаграмме (рис.):
- высокий уровень профессионально значимых личностных ресурсов поднялся в экспериментальных группах на 58%, в контрольных группах
- на 16%;
- средний уровень профессионально значимых личностных ресурсов поднялся в экспериментальных группах на 23%, в контрольных группах
- на 9%;
- низкий уровень профессионально значимых личностных ресурсов в экспериментальных группах опустился на 34%, в контрольных группах -на 4%;
нулевой срез итоговый срез ЭГ итоговый срез КГ
■ Высокий □ Средний
■ Низкий
Распределение уровней развития профессионально значимых личностных ресурсов старшеклассников в контрольных и экспериментальны группах (в % по всей выборки)
Таким образом, анализ результатов исследования сбалансированности профессионально значимых личностных ресурсов и характеризующих его показателей позволяет сделать вывод о том, что существуют значительные различия, обусловленные уровнем его развития (таблица).
Обобщенные результаты эксперимента в группах
Уровень развития профессионально значимых личностных ресурсов % от кол-ва старшеклассников
Констатирующий эксперимент Итоговый эксперимент
ЭГ КГ
Низкий (несбалансированность компонентов) 46 30 44
Средний (слабая сбалансированность компонентов) 42 52 46
Высокий (сбалансированность компонентов) 12 19 14
Рассмотрение закономерностей педагогического содействия развитию профессионально значимых личностных ресурсов старшеклассников подтвердило положение о сложном, комплексном характере этого процесса, который включает в себя не только деятельность старшеклассников, но и активную деятельность других субъектов образовательного процесса. На данном уровне постижения Ка = 0,7%, что свидетельствует о высокой эффективности в реальной практике общеобразовательных учреждений педагогического воздействия, что обусловлено функционированием компонентов образовательного процесса, ориентированного на содействие развитию профессионально значимых личностных ресурсов старшеклассников в системе профильного образования.
Положительная динамика развития профессионально значимых личностных ресурсов свидетельствует о результативности использованных в ходе
эксперимента методов и средств профильного образования, адекватном отборе содержания деятельности на каждом этапе исследования и педагогического содействия развитию профессионально значимых личностных ресурсов старшеклассников.
Библиографический список
1. Белкин, А. С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство [Текст] /
A. С. Белкин. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 2004. - 176 с.
2. Зеер, Э. Ф. Психология профессий [Текст] / Э. Ф. Зеер. - Екатеринбург: Урал-ГППУ, 1997. - 244 с.
3. Кирьянов, Е. Н. Психология формирования личности профессионала [Текст] / Е. Н. Кирьянов // Психологический журнал. - 1995. - Т. 16. -№4.- С. 147-148.
4. Маркова, А. К. Психология профессионализма [Текст] / А. К. Маркова. - М.: Междунар. гуманит. фонд «Знание», 1997. - 308 с.
5. Сазонов, А. Д. Профессиональная ориентация учащихся [Текст] / А. Д. Сазонов, В. Ф. Сахаров. - М.: Просвещение, 1982. - 194 с.
6. Сериков, В. В. Формирование у учащихся готовности к труду [Текст] /
B. В. Сериков. - М.: Педагогика, 1988. - 192 с.
УДК 37.0
Корчагин Николай Владимирович
Старший преподаватель кафедры истории и права Пензенской государственной технологической академии, [email protected], Пенза
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОНТРОЛЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ (РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ)
Korchagin Nikolai Vladimirovich
Senior instructor of History and Law Department of Penza State Technological Academy, [email protected], Penza
MONITORING IMPROVEMENT OF THE PROCESS OF DEVELOPING VOCATIONAL SCHOOL STUDENTS’ LEGAL AWARENESS (RESULTS OF RESEARCH WORK)
Эмпирические данные, характеризующие представления мастеров производственного обучения о формировании правовой культуры учащихся профессионального училища (лицея), свидетельствуют о наличии у них трудностей в обеспечении качества контроля этого процесса. Практика свидетельствует, что эти трудности обусловлены следующими недостатками в правовоспитательной деятельности.