УДК 373.4
Аубакирова Рахила Жуматаевна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии Семипалатинского государственного университета им. Шакарима [email protected]
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ПРЕДШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В статье описаны различные концепции развития и воспитания детей дошкольного возраста, особенности предшкольной подготовки детей шестилеток. Особое внимание уделяется психологической готовности детей к школе.
Ключевые слова: концепция, дошкольное воспитание, психологическая готовность, предшкольная подготовка.
Aubakirova Rakhila Zhumataevna
PhD in Pedagogy, Associate Professor of the Department of Psychology of Semey State University named after Shakarim [email protected]
CONCEPTUAL APPROACHES TO THE TRAINING OF PRESCHOOL CHILDREN
This article describes different concepts of development and education of preschool children, specific features of pre-school training of six-year old children. Special attention is paid to the psychological readiness of children for school.
Key words: concept, preschool education, psychological readiness, pre-school training.
В 6-летнем возрасте ребенка ждет первая крупная перемена в жизни. Старший дошкольный возраст - это период, связанный с переходом ребенка на следующий, очень важный этап его жизни - поступление в школу. Происходят изменения в системе отношений детей с взрослыми, сверстниками, изменения социальной ситуации развития, готовности детей к школьному обучению. Поэтому важное место в работе с детьми 6-го и 7-го года жизни начинает занимать подготовка к школе.
Проблема подготовки детей к школе на протяжении многих десятилетий была и остается актуальной проблемой. Многие родители отдают детей в школу не с 7-ми, а с 6-ти лет. В связи с этим возникает много вопросов, требующих специального обсуждения. Все ли дети могут учиться с 6-ти лет? Полезно ли в этом возрасте включаться в школьное обучение, и каким, это обучение, должно быть? Если 6-летний ребенок начинает учиться в школе, значит ли это, что он развивается быстрее и перестает быть дошкольником, поднимаясь на следующую возрастную ступень?
В исследованиях многих ученых неоднократно поднимался вопрос о возможности обучения ребенка с шестилетнего возраста. Проблема преемственности дошкольного и начального образования рассматривается в работах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, А.П. Усовой, Г.Г. Кравцовой, Е.Е. Кравцовой, Л.И. Божович, Ш. Амонашвили, И.В. Дубровиной, А.Д. Андреевой, Е.Е. Даниловой, Т.В. Вохмяниной и др. [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7].
Л.С. Выготский внес существенный вклад в развитие педагогической психологии. Он не только исследовал возрастные особенности развития психических процессов у детей, но и рассматривал вопросы обучения письму и чтению в переходные от дошкольного к школьному периоды. Характеризуя в кратких чертах историю развития письменной речи у ребенка, Л.С. Выготский приходит к важным практическим выводам: «обучение письму было бы естественно перенести в дошкольный возраст. В самом деле, если открытие символической функции письма возможно уже у детей раннего возраста, как показали опыты Гетцер, то обучение письму должно сделаться обязанностью дошкольного воспитания». Л.С. Выготский анализирует опыт Монтессори о раннем обучении письму и приходит к мнению, что письму обучают как известному моторному навыку, а не как сложной культурной деятельности. Он пишет: «Поэтому, наряду с первым вопросом о переносе обучения письму в дошкольный возраст, выдвигается само собой требование жизненного письма, которое можно сравнить с требованием жизненной арифметики. Это значит, что письмо должно быть осмысленно для ребенка, должно быть вызвано естественной потребностью, надобностью, включено в жизненную, необходимую для ребенка задачу. Только тогда мы можем быть уверены, что оно будет развиваться у ребенка не как привычки руки и пальцев, но как действительно новый и сложный вид речи» [1]. Л.С. Выготский выдвинул требование естественного обучения письму. Он считает, что «обучение письму как навыку приводит именно к принципу нежизненного письма, к гимнастике пальцев, а не к культурному развитию ребенка. Когда читаешь письма детей Монтессо-ри и восхищаешься их каллиграфичностью, нельзя отделаться от впечатления, что перед нами дети, которые научились ударять по клавишам, но которые глухи к музыке, вызываемой их пальцами» [1].
Принципиально большое значение для нашего исследования играет концепция А.Н. Леонтьева о ведущей деятельности. Благодаря его работам, она рассматривается как критерий периодизации психического развития, как показатель психологического возраста ребенка. Он отмечает, что
ведущая деятельность характеризуется тем, что в ней возникают и дифференцируются другие виды деятельности, перестраиваются основные психические процессы и происходят изменения психологических особенностей личности на данной стадии ее развития [2].
В качестве методологического ориентира можно выделить также концепцию Д.Б. Эльконина. Он рассматривает детство в контексте конкретно-исторических условий, которые определяют развитие ребенка. Детство рассматривается как социально-психологическое явление, как условие для приобретения личностью гуманных способов удовлетворения потребностей, овладения человеческой культурой.
Д.Б. Эльконин акцентировал внимание на внутренних противоречиях личности. Эти противоречия, по его мнению, связаны с интеллектуальным созреванием детей 6-ти лет и ведущей деятельностью до 6-ти лет в форме игры. Достаточно хорошо развитый интеллект у детей 6-ти лет не находит своего воплощения в играх, он перерос игры и требует более адекватного себе применения, которое становится возможным лишь при переходе от ведущей деятельности в форме игры к ведущей деятельности в форме учебы (учебной деятельности). Другими словами, дети должны интеллектуально созреть к школьному возрасту. Искусственное форсирование возраста может помешать безболезненному разрешению внутренних противоречий и повлиять на формирование личности ребенка. Ученый предполагал, что сокращение дошкольного детства на один год может нарушить сложившийся процесс развития детей и не принести пользы [3]. Исследования Д.Б. Эль-конина внесли существенный вклад в изучение данной проблематики. По его мнению, целесообразно расширить сеть подготовительных групп детских садов, в которых удобнее готовить детей к школе - поскольку детям в детском саду лучше, они живут более полной, более многообразной жизнью и выглядят жизнерадостнее и здоровее, чем их сверстники-школьники. В конце 1970-х начале 1080-х гг. Д.Б. Эльконин вместе с другими крупными учеными А.В. Запорожцем и В.В. Давыдовым разработали проект Детского Центра, который должен был решить проблему преемственности ДОУ и школы. Однако данный проект по неизвестным причинам не был реализован.
Концепция Д.И. Фельдштейна основывается на понимании детства как особого явления социального мира. Он рассматривает детство с функциональной, содержательной и сущностной позиции. Функционально детство рассматривается им как состояние подготовки к воспроизводству будущего общества, то есть состояния вызревания подрастающего поколения. Содержательно детство рассматривается как процесс физического роста, накопления психических новообразований, определения себя в окружающем мире и взаимодействии с взрослыми и другими детьми. Сущностное детство характеризуется как движение к социальному проявлению через закономерности, связанные с возрастными изменениями.
Концепция Ш.А. Амонашвили базируется на гуманно-личностном взаимодействии взрослого и ребенка. Ребенок нуждается в помощи взрослого, который пытается создать условия для полноценного развития неповторимой личности. Ребенок, по мнению Ш.А. Амонашвили, является неповторимым индивидуальным сочетанием способностей и склонностей [4].
В Концепции В.В. Кудрявцева особое место отводится игре, которая служит задачам телесного и психического выражения чувств ребенка. Концепции готовности к школьному обучению как комплексу качеств, образующих умение учиться, придерживались А.В. Запорожец, В.С. Мухина, А.А. Люблинская [7]. Они включают в понятие готовности к обучению понимание ребенком смысла учебных задач, их отличие от практических, осознание способов выполнения действий, навыки самоконтроля и самооценки, развитие волевых качеств, умение наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач.
Таким образом, в различных концепциях отражаются проблемы организации деятельности детей, феномен детства и его самоценности, вопросы субкультуры детей, как формы собственной деятельности ребенка.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. М., 1935.
2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
3. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1994.
4. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети!: пособие для учителя. М., 1983.
5. Запорожец А.В. Интеллектуальная подготовка детей к школе // Дошкольное воспитание. 1977. № 8.
6. Кравцова Е.Е. Развитие произвольного общения у дошкольников со взрослыми и его значение для формирования готовности к школьному обучению // Новые исследования в психологии. 1979. № 2.
7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.