УДК 373.291 ББК 74.102
Васьковская Юлия Витальевна
аспирант
Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия
г. Нижний Тагил Vaskovskaya Yulia Vitalievna Post-graduate Nizhni Tagil State Socio-Pedagogical Academy Nizhni Tagil verhot3 @ mail.ru
Мотивационный аспект подготовки старших дошкольников к овладению письменной речью Motivational Aspect of Senior Preschool Children Training for Written
Language Acquiring
Статья посвящена обоснованию актуальности проблемы формирования у дошкольников мотивации к письменной речи как нового пути в овладении письменной речью не с позиции «обучения», а самостоятельного «освоения». Автор исследует возможности коммуникативно-игровой деятельности в формировании мотивации у детей к данному виду деятельности.
The article is devoted to the topical problem of the preschoolers’ motivation forming for written language. This process is considered as a new way of written language mastering from the point of «acquisition”, but not "learning". The author investigates the possibilities of communication-game activities in the formation of children motivation for this kind of activity.
Ключевые слова: формирование мотивации, подготовка к письменной речи, коммуникативно-игровая деятельность, старший дошкольный возраст.
Key words: motivation forming, training for written language, communication-game activities, senior preschool age.
Мотивация несомненно является мощнейшей предпосылкой развития любой деятельности человека. Заявления этого факта встречается в работах самых видных ученых XX века - Л.С. Выготского [6,7], А.Н.Леонтьева [13, т. 2 с. 94-232], С.Л. Рубинштейна[19, с. 621-630] и др., но он до сих пор не получает должного внимания в дошкольном образовании касательно подготовки к овладению письменноречевой деятельностью.
Согласно традиционной существующей практике подготовки и обучения детей письменной речи мотивация стоит не в начале, а в конце обучения, на первый план, как правило, выдвинута исполнительная фаза, т.е. овладение на-
выком трансформации звуков в зрительные письменные знаки. Установленный подход, что работе по формированию письменной речи должен предшествовать этап прочного овладения системой письменных знаков, механизмом и техникой письма разделяли Ш.А. Амонашвили [2], Н.Г. Агаркова [1], М.М. Безруких [4], М. Монтессори [17] и др., лежит он и в основе ряда вариативных программ «Детство», «Радуга» и т.д.
Однако, по выражению психолога Н.И. Жинкина [9], если бы формирование потребности у детей в письменной речи, упреждало, предвосхищало процесс овладения ею, то логично предположить, что функция педагога сводилась бы лишь к оказанию помощи в самообучении детей грамоте. Такое положение, по нашему мнению, открывает новый путь подготовки и формирования письменной речи, позволяя перевести процесс овладения письменной речью из искусственного «научения» (learning) в самостоятельное «освоение» (acquisition), что возможно поможет избежать большей части нарушений и затруднений в обучении письму, за счет выработки индивидуализированных техник преодоления конкретных трудностей на пути обучения ребенка письменной речи. Реальность такого подхода поддерживается мнением ряда нейролингвистов (Аху-тина Т.В.[3], Черниговская Т. В. [22] и др.) и научных исследователей (Месе-няшина Л. А [16], Румянцева И.М. [20] и др.), полагающих, что каждый ребенок своим собственным путем движется к преодолению непонимания между собой и окружающим его миром, и если здоровому ребенку не мешать, он свое открытие, освоение (acquisition) нового знания или деятельности в любом случае осуществит. Таким образом, развитие потребности у старшего дошкольника в овладении письменной речью, формирование мотивации к ее использованию может существенно ускорить и сделать интенсивнее процессе становления самостоятельной письменноречевой деятельности ребенка.
Письменная речь возникает, как нам представляется, из потребности общения в условиях пространственно-временного разобщения собеседников. Эта мотивационная сторона письменной речи представляет собой сложное образо-
вание, опирающееся на коммуникативные потребности и их место в мотивационной структуре личности.
Коммуникативная потребность, хотя и не является врожденной, возникает довольно рано в первые два месяца жизни на основе первичных органических нужд детей и их потребности в новых впечатлениях и отчетливо оформляется к 3-му году жизни (М.И. Лисина [14], Л.Н. Галигузова [8], Е.О. Смирнова [21] и др.). Качественно меняясь и интенсифицируясь на протяжении всего периода дошкольного детства, по замечанию данных авторов, к концу старшего дошкольного возраста коммуникативная потребность становится полноценной необходимостью ребенка в обмене смысловой и оценочной информацией
Однако в силу ограниченности социального опыта в реальной действительности ребенок не сталкивается с ситуациями разрозненности участников общения. Предоставить ребенку испытать потребность в такого рода коммуникации возможно лишь на основе специального создания ситуаций, в которых моделируется общение в условиях пространственно-временного разобщения собеседников. Подобный успешный опыт создания игровых ситуаций, имитирующих культурную задачу - организацию общения в условиях пространственно-временного разобщения описан только в практике начального образования в работах В. Ф. Литовского [15] и Р. С. Пановой [18]. Одной из це-
лей нашей авторской методики подготовки детей старшего дошкольного возраста к овладению письменной речью была задача способствовать осознанию детьми назначения письменной речи, сформировать потребность использовать письменную речь для осуществления жизненных целей. Возрастные особенности детей обусловили выбор в качестве основы методики коммуникативноигровую деятельность. Общая игровая ситуация способствует высокому уровню восприятия и внимания к процессу коммуникации, снимает психоэмоциональное напряжение, обеспечивая совершенствование психических функций каждого ребенка в зависимости от его способностей (Леонтьев А.Н. [13,т.1с. 306-327], Выготский Л.С. [5, с. 200-235], Эльконин Д.Б.[23] и др.).
За теоретическую основу методики приняты идеи Л.С. Выготского, гласящие, если потребность в устной речи у ребенка развивается тогда, когда устная речь еще отсутствует и заменяется всякими суррогатными средствами: выразительными криками, лепетом, знаками и т.д., то и в развитии у детей потребности овладения письменной речью должны быть «суррогатные средства», заменяющие ребенку письменную речь: мимика, жесты, звук, рисунок, пиктограмма и т.д. [5, с. 421-452].
Суть методики заключается в следующем: непосредственный ход сюжетно-ролевой игры, усложняется постановкой некоторой игровой задачи (проблемной ситуацией), заключающейся в поиске средств выстраивания коммуникации. Организуя общение в непривычных условиях, дети вынуждено прибегают к новым для себя способам коммуникации, оценивая их преимущества и недостатки. Возможность вариативного решения коммуникативной задачи в ситуации коммуникативной игры ведет к развитию умений творческой речевой деятельности, обогащению физического и ментального опыта личности.
В качестве примеров коммуникативных проблемных ситуаций можно привести следующие: разговор с больным товарищем через окно или прощание через окно поезда; записка для мамы; визит иностранца; передача отдельными звуками своего эмоционального состояния; изображение маршрута поезда и т.д.
Выступая началом, предтечей обучения письменной речи, ситуации, заставляющие ребенка обратиться к опосредованным способам общения, приучают его к осмысливанию содержания фразы, а не только к анализу внешней (фонетической и графической) стороны слов. Подобный подход выдвижения понимания в качестве стартовой единицы обучения грамоте уже положительно себя зарекомендовал в работах В.В. Квач [10] и Климановой Л.Ф. и Макеевой С.Г. [11]
Кроме того, содержание курса в изучении таких подтем, как «Общение в мире природы», «Общение в мире людей», «Общение с использованием знаков посредников» развивает коммуникативные умения и навыки дошкольников. Дети учатся решать не только речевые, но и нравственные задачи в процессе общения.
В целях определения эффективности предложенной нами методики для мотивации старших дошкольников к овладению письменноречевой деятельностью мы провели развернутое во времени исследование, делая два замера с интервалом в год. Для начальной и итоговой диагностики сформированности у детей мотивационного компонента письменной речи мы использовали адаптированную методику исследования мотивации учения у первоклассников, разработанную в 1988г. М.Р. Гинзбург, экспериментальные материалы и система оценок предложены в 1993г. И.Ю. Пахомовой и Р.В. Овчаровой. Детям читается рассказ, содержащий шесть утверждений, соответствующих разным типам мотивации обучения письму: внешним, учебным, позиционным, социальным, стимульным (отметка), игровым. После прочтения ребенок делает выбор мотива более близкого ему. Выбранный мотив оценивается по балльной шкале (внешний мотив - 0 баллов, учебный - 5 баллов, позиционный - 3 балла, социальный - 4 балла, стимульный (получение отметки) - 2 балла, игровой - 1 балл). Итоговая оценка мотивации к письменно-речевой деятельности производилась по следующей уровневой шкале: высокий уровень мотивации — 5-4 балла; средний уровень — 3-2 балла; низкий уровень — 1-0 баллов.
В исследовании приняли участие 102 ребенка в возрасте 5-7 лет, посещающих старшие группы дошкольных образовательных учреждений Нижнего Тагила, в которых реализуется «Программа воспитания и обучения в д/с» под ред. М.А. Васильевой: контрольная группа - 51 ребенок, обучавшиеся по авторской педагогической технологии Е.В. Колесниковой по обучению дошкольников элементам грамоты [12]; экспериментальная группа - 51 ребенок, обучалась по авторской методике на основе коммуникативно-игровой деятельности. Данные полученные в результате экспериментальной работы, представлены в сравнении констатирующего и формирующего этапов (таблица 1).
Таблица 1. Динамика уровня мотивационной готовности к овладению письменной речью у детей 5-6 лет контрольных и экспериментальных групп (%)
Исследуемые группы Уровни развития мотивационного компонента
Высокий уровень развития (учебный и социальный мотив) Средний уровень развития (сти-мульный и позиционный мотив) Низкий уровень развития (несфор-мированная мотивация, внешний или игровой мотив)
Конст. этап Форм. этап Конст. этап Форм. этап Конст. этап Форм. этап
Контрольная группа (п=51 ребенок) 3,9 7,8 23,6 25,5 72,5 66,7
Экспериментальная группа (п=51 ребенок) 3,9 41,2 19,7 45 76,4 13,8
Динамика показателей экспериментальных и контрольных групп по критерию мотивационной готовности к овладению письменной речью сильно различима. В экспериментальной группе произошло увеличение количества детей, у которых уровень мотивационной готовности перешел на более высокий качественный уровень. Низкий уровень с результата в 76,4% достиг в экспериментальной группе 13,8%, а высокий уровень поднялся с 3,9% на констатирующем этапе до 41,2% на формирующем. В контрольной группе результаты были показаны значительно ниже, по отношению к экспериментальной группе (см. Табл. 1).
На наш взгляд, такое положение дел обусловлено почти полным отсутствием в методике обучения старших дошкольников элементам грамоты внимания к мотивационному аспекту письменноречевой деятельности. Все обучение сконцентрировано вокруг овладения звуко-буквенным анализом слова и формированием графического навыка через упражнения печатания букв.
Значительный рост количества детей в экспериментальной группе после проведения опытно-поисковой работы с высоким уровнем развития мотивационного компонента и низкий показатель низкого уровня развития позволяют нам утверждать, что методика подготовки старших дошкольников к письменной речи на основании коммуникативно-игровой деятельности является эффективной для продуктивного формирования мотивационной готовности к овладению письменноречевой деятельности.
Выводы:
1. Формирование мотивации к овладению письменной речью является важной частью всего процесса подготовки к овладению письменной речью.
2. Организация обучения, при которой осознание потребности в овладении письменной речью предшествует этапу овладения техникой письма, может является альтернативным способом формирования письменной речи у ребенка по пути самостоятельного «освоения» (acquisition).
3. Коммуникативно-игровая деятельность может выступать в качестве средства формирования мотивационного компонента письменноречевой деятельности у старших дошкольников
Библиографический список
1. Агаркова, Н.Г. 1 класс. Учим детей письму. К тетрадям по письму № 1-4 для "Букваря". Пособие для учителя [Текст]/Н.Г. Агаркова.- М.: Вита-Пресс, 2011г. - 96 с.
2. Амонашвили, Ш.А. Основы формирования письма и развития письменной речи в начальных классах: автореф. дисс...д-ра психологических наук [Текст]/ Ш.А.Амонашвили. - М, 1972. - С. 9-13.
3. Ахутина, Т. В. Нейролингвистический анализ динамической афазии (о механизмах построения высказывания) [Текст] / Т. В. Ахутина. - М.: Терининф, 2002. - 144 с.
4. Безруких, М.М. Обучение первоначальному письму. Методическое пособие к прописям [Текст] /М.М. Безруких. - М.: Просвещение, 2002. - 14с.
5. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка[Текст]/ Л.С. Выготский. — М: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2004. — 512с. (Серия «Библиотека всемирной психологии»).
6. Выготский, Л.С. Развитие высший психических функций [Текст]/ под ред. А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, Б.М. Теплова. - М.: Издательство академии Педагогических наук, 1960 г. - 488 с.
7. Выготский, Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. Т.4. Детская психология[Текст]/ под ред. Д.Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 1984. - 432 с.
8. Галигузова Л. Н. Формирование потребности в общении со сверстниками у детей раннего возраста [Текст]/ Л.Н. Галигузова // Вопросы психологии. - 1985.№ 5. - с. 46-54.
9. Жинкин Н.И. Механизмы речи [Текст]/ Н.И. Жинкин. - М.: Акад.пед. лит, 1958. - С 166-168.
10. Квач, В.В. Понимание в процессе овладения детьми знаковыми системами, или Смысл в качестве стартовой единицы обучения грамоте [Текст]/ В.В.Квач// Начальная школа.- 2007. № 5.- С. 6-13
11. Климанова, Л.Ф., Макеева, С.Г. Обучение грамоте: Методическое пособие [Текст]/ Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева. - М.: Просвещение, 2006. -128с.
12. Колесникова, Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет [Текст]/ Е.В. Колесникова.- М.: Издательство "Ювента", 2009 г. - 32 с.
13. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения [Текст]// в 2-х т./ А.Н. Леонтьев. - М.: Педагогика, 1983.
14. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения [Текст]/ М.И. Лисина.
- М.: Педагогика, 1986.- 136 с.
15. Литовский, В. Ф. Становление младшего школьника, как субъекта письменной речи (в условиях культурологического обучения) : дис. . канд. психол. наук [Текст]/ В. Ф. Литовский. - Киев, 2003.- 151 с.
16. Месеняшина, Л.А. Проблемы формирования письменной речи [Текст]/ В.Ф. Литовский, Л.А. Месеняшина, Р.С. Панова. - Челябинск: Челяб. гос. ун-т., 2000.-201 с.
17. Монтессори М. Мой метод: Начальное обучение [Текст]/М. Монтессори ( пер. Печатников Л.) - М.: АСТ, Астрель, ВКТ, 2010 - 269 с.
18. Панова, Р.С. Формирование письменной речи младших школьников на ранних этапах обучения в парадигме Школы диалога культур: дисс. ... канд.пед.наук [Текст]/ Р.С. Панова- Челябинск, 2009. - 234 с.
19. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст]/ С.Л. Рубинштейн. - изд. 2-е, 1946 г. - СПб: Питер, 2002 (Серия: Мастера психологии). - 720 с.
20. Румянцева, И.М. Психология речи и лингвопедагогическая психология [Текст] /И.М. Румянцева. — М.: ПЕР СЭ; Логос, 2004. —319 с.
21. Смирнова, Е. О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений [Текст] /Е.О. Смирнова. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 160 с.
22. Черниговская, Т. В. «Language acquisition device» : Где оно? [Текст]/ Т. В. Черниговская // Детская речь как предмет лингвистического исследования. Матер. Междунар. науч. конф. (Санкт-Петербург, 31 мая-2 июня 2004 г.). - СПб.: Наука, 2004. - С. 280-281.
23. Эльконин, Д.Б. Психология игры [Текст] / Д.Б. Эльконин.- 2-е изд. -М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 1999. - 360.
Bibliography
1. Agarkova, N.G. 1st Grade. Teaching Children to Write. For Writing Notebooks № 1-4 for "Bukvar". Teacher's Manual [Text] / N.G. Agarkova. - M: Vita-Press, 2011. - 96 p.
2. Akhutina, T.V. Neurolinguistic Analysis of Dynamic Aphasia (Mechanisms of Constructing Statements) [Text] / T.V. Akhutina. - M: Terininf, 2002. - 144 p.
3. Amonashvili, Sh. A. Foundations for Writing Forming and Written Language Development in Primary School: Synopsis of Diss ... Dr. of Psychology [Text] / Sh.A.Amonashvili. - M., 1972. - P. 9-13.
4. Bezrukikh, M.M. Teaching Initial Writing. Study Guide for Copy-Books [Text] / M. M. Bezrukikh. - M.: Education, 2002. - 14 p.
5. Chernigovskaya, T.V. «Language Acquisition Device»: Where Is It? [Text] / T.V. Chernigovskaya / / Children's Speech as a Matter of Linguistic Research: Mater. of Intern. Scientific. Conf. (St. Petersburg, May 31st - June 2nd , 2004).
- St.: Nauka, 2004. - P. 280-281.
6. Elkonin, D.B. Psychology of the Game [Text] / D.B. Elkonin. - 2nd Ed. -M.: “Vlados” Humanitarian Ed. Center, 1999. - 360 p.
7. Galiguzova, L.N. Forming the Young Children’s Need to Interact With Equals in Age [Text] / L.N. Galiguzova / / Questions of Psychology. - 1985. - № 5.-P. 47-54.
8. Klimanova, L.F., Makeeva, S.G. Literacy: Study Guide [Text] / L.F. Klimanova, S.G. Makeev. - M.: Education, 2006. - 128 p.
9. Kolesnikova, E.V. Development of Sound-Letter Analysis of 5-6 Year-Old Children [Text] / E.V. Kolesnikova. - M.: "Juventa" Publishing House, 2009 - 32 p.
10. Leontiev, A.N. Selected Psychological Works [Text] / / In 2 Volumes / A.N. Leontiev. - M.: Education, 1983.
11. Lisina, M.I. Problems of Ontogeny Communication [Text] / M.I. Lisina.
- M.: Education, 1986. - 136 p.
12. Litovsky, V.F. Primary Schoolchildren Forming as a Subject of written Speech (In Terms of Cultural Learning): Dis. ... Candidate of Ped. [Text] / V.F. Litovskiy. - Kiev, 2003. - 151 p.
13. Mesenyashina, L.A. The Problem of Written Speech Forming [Text] / V.F. Litovsky, L.A. Mesenyashina, R.S. Panova. - Chelyabinsk: Chelyabinsk State Univ., 2000. - 201 p.
14. Montessori, M. My Method: Initial Training [Text] / M. Montessori (Trans. by L.A. Pechatnikov) - Moscow: AST, AST, CGT, 2010 - 269 p.
15. Panova, R.S. Younger Pupils’ Writing Forming at the Early Stages in the Paradigm of Cultural Dialogues Schools: Diss. ... Cand. of Ped. [Text] / R.S. Panova, Chelyabinsk, 2009. - 234 p.
16. Quach, V.V. Understanding in the Process of Mastering the Sign Systems by the Children, Or Meaning as a Starting Unit of Literacy [Text] / V.V. Quach / / Primary School. - 2007. - Number 5. - P. 6-13.
17. Rubinstein, S.L. Fundamentals of General Psychology [Text] / S.L. Rubinstein. -. 2nd Ed, 1946. - St. Petersburg: St. Petersburg, 2002 (Series: Masters of Psychology). - 720 p.
18. Rumyantseva, I.M. Speech Psychology and Linguo-Pedagogical Psychology [Text] / I.M. Rumyantseva. - M.: PER SE, Logos, 2004. -319 p.
19. Smirnova, E.O. Features of Communication with Preschoolers: Study Guide for High Pedagogical School Students [Text] / E.O. Smirnova. - M.: Publishing Center "Academy", 2000. - 160 p.
20. Vygotsky, L.S. Psychology of a Child [Text] / L.S. Vygotsky. - M.: Smysl Publishing House, Academy of Penguin Books, 2004. - 512 p. (Series "Library of the World of Psychology").
21. Vygotsky, L.S. Development of Higher Mental Functions [Text] / Ed. by A.N. Leontiev, A.R. Luria, B.M. Teplov. - M.: Academy of Pedagogical Sciences, 1960 - 488 p.
22. Vygotsky, L.S. Works in 6 volumes. V.4.: Children’s Psychology [Text] / Ed. by D.B. Elkonin. - M.: Education, 1984. - 432 p.
23. Zhinkin, N.I. Mechanisms of Speech [Text] / N. Zhinkin. - M: Acad. Of Ped. Literature, 1958. - P. 166-168.