Научная статья на тему 'Динамика познавательных психических процессов в предшкольной подготовке детей в условиях детского сада и групп кратковременного пребывания в школе'

Динамика познавательных психических процессов в предшкольной подготовке детей в условиях детского сада и групп кратковременного пребывания в школе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1372
245
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДШКОЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / ВНИМАНИЕ / ПАМЯТЬ / МЫШЛЕНИЕ / ВООБРАЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Колмогорова Людмила Степановна, Балабекян Елизавета Степановна

Переход ребенка из детского сада в школу является трудным этапом в его жизни. Возникающие в этот период проблемы затрудняют адаптацию некоторых первоклассников к условиям школьной жизни. Это обусловлено разнообразием форм предшкольной подготовки. Эффективность различных форм подготовки дошкольников к обучению в школе не выявлена. Поэтому поставлена цель выявления динамики познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в различных условиях, т.е. посещающих дошкольные образовательные учреждения (ДОУ) или группы кратковременного пребывания с 5,5-6-ти лет. Работа с детьми осуществляется по программе «Мой мир» (О. И. Давыдовой, Л. С. Колмогоровой, О. Р. Меремьяниной, Л. А. Никитиной, Л. И. Шварко), разработанной группой учёных Алтайской государственной педагогической академии. В исследовании использованы теоретические (анализ литературных источников) и эмпирические методы (тестирование, беседа-опрос, изучение продуктов деятельности).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Динамика познавательных психических процессов в предшкольной подготовке детей в условиях детского сада и групп кратковременного пребывания в школе»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИИ

УДК 159.922.7+372.3/.4

Колмогорова Людмила Степановна

Доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики и психологии образования, директор института психологии и педагогики Алтайской государственной педагогической академии, [email protected], Барнаул

Балабекян Елизавета Степановна

Аспирант Алтайской государственной педагогической академии, [email protected], Новосибирск

ДИНАМИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА И ГРУПП КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ В ШКОЛЕ

Аннотация. Переход ребенка из детского сада в школу является трудным этапом в его жизни. Возникающие в этот период проблемы затрудняют адаптацию некоторых первоклассников к условиям школьной жизни. Это обусловлено разнообразием форм предшкольной подготовки. Эффективность различных форм подготовки дошкольников к обучению в школе не выявлена. Поэтому поставлена цель выявления динамики познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в различных условиях, т.е. посещающих дошкольные образовательные учреждения (ДОУ) или группы кратковременного пребывания с 5,5-6-ти лет. Работа с детьми осуществляется по программе «Мой мир» (О. И. Давыдовой, Л. С. Колмогоровой, О. Р. Меремьяниной, Л. А. Никитиной, Л. И. Шварко), разработанной группой учёных Алтайской государственной педагогической академии. В исследовании использованы теоретические (анализ литературных источников) и эмпирические методы (тестирование, беседа-опрос, изучение продуктов деятельности).

Ключевые слова: предшкольная подготовка, психологическая готовность к обучению в школе, познавательные психические процессы, внимание, память, мышление, воображение.

Kolmogorova Ludmila Stepanovna

Doctor of Psychological Sciences, Professor, Head of the Department of Pedagogics and Education Psychology, Director of the Institute of Psychology and Pedagogics of Altai State Pedagogical Academy, [email protected], Barnaul

Balabekyan Elizaveta Stepanovna

Postgraduate student of Altai State Pedagogical Academy, [email protected], Novosibirsk

DYNAMICS OF COGNITIVE MENTAL PROCESSES IN PRESCHOOL CHILDREN'S TRAINING IN CONDITIONS OF KINDERGARTEN AND SHORT-DURATION STAY GROUPS AT SCHOOL

Annotation. The transition from kindergarten to school is a difficult period in the life of a child. Problems which appear during this time complicate the first former's adaptation to the conditions of a school life. It is caused by the variety of preschool training. The effectiveness of various types of preschool children training is not revealed. That is the reason for the revealing of dynamics of cognitive processes of children of the elder preschool age, who are brought up in different conditions, i.e. who attend preschool educational organization (PEO) or short-duration stay groups from 5,5-6 years old. The work with children is realized with the help of th programme "My world" (by O. I. Davydova, L.S. Kolmagorova, O. R. Meremyanina, L. A. Nikitina, L. I. Shvarko ), which was created by the group of the academics of Altai State Pedagogical University. Theoretical (the analysis of

_ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ_

the literature sources) and empirical (the testing; the talk-survey, the study of the activity product) methods were used in the research.

Keywords: preschool training, psychological readiness to school, cognitive mental processes, attention, memory, mentality, imagination.

В настоящее время остро стоит проблема разноуровневой подготовленности детей при поступлении в школу, что существенно затрудняет адаптацию некоторых первоклассников к условиям школьной жизни. Дошкольное детство - небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время с помощью специально организованного обучения, можно сформировать у дошкольников такие знания и умения, которые ранее считались доступными лишь детям значительно более старших возрастов. Именно поэтому Министерство образования и науки РФ в 2004 г. выступило с предложением о введении предшкольного образования с целью выравнивания стартовых возможностей детей 5-6 лет. Результатом предшкольного образования должна стать готовность ребенка к дальнейшему обучению и развитию: социальному, личностному, познавательному, а также интеллектуальная, личностная и эмоционально-волевая готовность детей к обучению в школе [8]. В настоящее время в предшкольной подготовке детей используются программы: «Ступеньки детства» (Н. М. Конышева), «Предшкольная пора» (Н. Ф.Виноградова), «Предшкола нового поколения» (Р. Г. Чуракова), «Мой мир» (О. И. Давыдова, Л. С. Колмогорова, О. Р. Меремьянина, Л.А. Никитина, Л.И. Шва-рко) и другие.

С 2011 г. в Алтайской государственной педагогической академии (МтГПА) работает Федеральная экспериментальная площадка (научный руководитель Л. С. Колмогорова) по апробации учебно-методического комплекта «Мой мир», разработанного коллективом преподавателей АлтГПА и учителями школ г. Барнаула (Л. С. Колмогоровой, О. И. Давыдовой, Л. А. Никитиной, Л. И. Шва-рко, О. Р. Меремьяниной и др.). Таким образом, возникает необходимость выявления эффективности учебно-методического комплекта «Мой мир», включающего программу, рабочие тетради для детей и методические рекомендации для педагогов.

Психологи Л. А. Венгер, Е. Е. Кравцова и др. указывают на тотсутствие оценки эф-

фективности различных форм предшколь-ной подготовки детей (в детском саду, дома, в группах кратковременного пребывания в школе) [2]. Поэтому цель нашего исследования: выявление динамики познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в различных условиях, т.е. посещающих дошкольные образовательные учреждения - ДОУ (экспериментальная группа 1 - ЭГ 1) или группы кратковременного пребывания с 5,5-6-ти лет (экспериментальная группа 2 - ЭГ 2).

Гипотеза исследования основана на том, что благодаря систематическим занятиям с использованием комплекта учебно-методических материалов «Мой мир» можно повысить уровень познавательного развития ребёнка и обеспечить динамику психических процессов в старшем дошкольном возрасте. Теоретико-методологическую базу исследования составляют культурно-историческая теория Л. С. Выготского - учение о развитии высших психических функций ребёнка в процессе опосредованного взаимодействия и общения ребёнка со взрослым, освоения им ценностей культуры, нашедшая своё продолжение и развитие в трудах его учеников и последователей: Л. А. Венгера, А. В. Запорожца, Г. Г. Кравцова, Е. Е. Кравцовой, Л. Ф. Обуховой, Н. Н. Поддъякова, Н. Г. Сал-миной, Д. Б. Эльконина и других психологов; работы В. С. Мухиной, Л. И. Божович, Е. О. Смирновой, Г.А. Урунтаевой о готовности детей к обучению в школе и психическом развитии детей дошкольного возраста; концепция предшкольной подготовки О. И. Давыдовой, Л. С. Колмогоровой, О. Р. Меремьяниной, Л. А. Никитиной, Л. И. Шварко.

Эксперимент проводился в 2011-2012 годах на базе подготовительных групп муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей №122» и ДОУ Детский сад №239 (выборка 40 человек).

В предшкольной подготовке данных групп детей использовалась программа «Мой мир». В данной программе реализован подход, учитывающий как самоценность

156

Сибирский педагогический журнал ♦ № 2 / 2014

каждого периода детства, так и необходимость подготовки детей к новым условиям жизнедеятельности. 13 ней подготовка ребенка к школе рассматривается не как основная цель, а как аспект образования [5].

На констатирующем и контрольном этапах экспериментального иселедования проведена диагностика психических процессов старших дошкольников к обучению в школе по диагностической программе «Готовность к школе», разработанной Л. С. Колмогоровой [1].

Из анализа полученных данных всех детей следует, что количество испытуемых с высоким уровнем психологической готовности к обучению в школе уееличилось на 72, 5%. Количество испытуемый со средним уровнем стало меньше на 65%. Испытуемых с низким уровнем не было выявлено. Сравнительные результаты констатирующего и контрольного этапов эксперимента представлены в рисунке 1.

1ее,ее% -

80,00% бе,ее% 4е,ее% 2е,ее% е,ее%

ВУ СУ НУ □ Констатирующий этап

■ Контрольный этап

Рисунок 1 - Сравнительный анализ результатов констатирующего и контр8льного этапов эксперимента

Для решения одной из задач исследования было необходимо проследить динамику отдельных познавательных психических процессов дошкольников, а имеино внимания, камяти, воображения, мышления. В результате проверки уровня развития произвольного внимания мы видим, что динамика развития внимания выше в ЭГ-2. Высокий уровень развития внимания дошкольников ЭГ-1 увеличился на 5е% (было - 4е%, стало - 9е%), средний уровень стал меньше на 4е% (было - 5е%, стало - 1е%), низкий уровень - меньше на 1е% (было - 10°%о, стало - е%) (Рисунок 2). В ЭГ 2 количество испытуемых с высоким уровнем развития внимания увеличилось

на 73°й° (25% - 1ее%), со средним уровнем стало меньше на 35% (35% - е%), с низким уроенем - меньше на 4е% (4е% - е%) (Рисуноа 3).

□ Констатирующий этап

■ Контрольный этап

Рисунок 2. Динамика внимания ЭГ-1

бееа 8е% бе% 4ее%% 2е% 0%

ВУ СУ НУ

□ Констатирующий этап

□ Контрольный этап

Рьсунок 3. Динамика внимания ЭГ-2

По итогам аонстатирующего и контрольного этапоб эксперимента мы определили, что динамика развития произвольной, опосредствованной и логической памяти происходила аледующим образом: количество учащихся с высоким уровнем развития памяти в обеих экспериментальных группах увеличилось на 45% (ЭГ-1: 45°% - 9е%, ЭГ-2: 55% - 1ее%) с низким уровнем -уменьшилос° на 45 % (ЭГ-1 : 55°% - 1е%, ЭГ-2: 45% - е%), дошкольников с низким уровнем выявлено не было (Рис. 4,5).

Сравнительный анализ уровней развития воображения дошкольников свидетельствует о том, что в ЭГ-1 количество детей, показавших результаты, соответствующие высокому уровню развития как на констатирующем этапе, так и на контрольном, было одинаковым - 55% (Рис. б), тогда как в ЭГ-2 оно увеличилось на 15 %: было 35, стало 5е

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

(Рис.7). Количество испытуемых со средним уровнем в обеих группах увеличилось: в ЭГ-1 на 15% (25% - 40%), в ЭГ-2 на 25% (15% - 40%). Но наблюдается также и низкий уровень: в ЭГ-1 - 5%, т.е. на 15% меньше на констатирующем этапе, в ЭГ-2 - 10%, т.е. на 40% меньше, чем на констатирующем этапе.

100% 80% С 60% 40% 20% -0%

ВУ СУ НУ

□ Констатирующий этап

□ Контрольный! этап

Рисунок 4 - Динамика памяти ЭГ-1

100% т

60% 40% 20%

0%

ВУ СУ НУ

□ Констасирующий этап

□ Контрольный этап

Рисунок 5 - Динамика памяти ЭГ-2

60%

40%

20%

0%

ВУ СУ НУ □ Констатирующий этап

■ Контрольный этап

¡Рисунок 6. Динамика воображения ЭГ 1

В результате формирующего эксперимента (Рис. 8, 9), был повышен и уровень развития мышления дошкольников. Сравнив рез^ьтаты констат%1рующего и контрольного этапов, видим значительную

динамику развития мышления детей групп предшкольной подготовки. Если на начальном этапе учащихся с высоким уровнем выявлено не было, то на контрольном оно увеличилось на 55% и 40%, соответственно в ЭГ-1 и ЭГ-2. Количество испытуемых со средним уровнем развития мышления сократилось на 5% в ЭГ-1 (было - 50% - 45%) и увеличилось на 15% в ЭГ-2 (было - 45%, стало - 60%). Ни один испытуьмый не показал низкого уровня развития указанного выше психического процесса (на констатирующем этапе в ЭГ-1 было 50%, в ЭГ-2 - 55%).

50% 40% 30%

20%

10%

0%

□в

■ I

ВУ СУ НУ

□ Констатирующий! этап

□ Контрольный этап

Рисунок 7. Дтнамика воображения ЭГ 2

6К0о%н

40%

20%

ВУ СУ НУ

□ Констатирующий! этап

□ Контрольный этап

¡Рисунок: 8. Динамика мышления ЭГ 1

60%

40% -

20% -

0% -I

ВУ СУ НУ □ Констатирующий! этап

С] Контрольный этап Рисунок 9. Динамика мышления ЭГ 2

158

Сибитский педагогический жуынал ♦ № 2/2014

В итоге выявлено, что уровень психологической готовности детей к обучению в школе повысился; динамика внимания, памяти и воображения более выражена в группе кратковременного пребывания при школе, а динамика развития мышления - в группе детского сада. Это свидетельствует о том, что условия, созданные в школе и детском саду, в различной степени способствуют развитию внимания, памяти, воображения и мышления. Динамика развития познавательных процессов в группах кратковременного пребывания детей при школе показывает, что подготовка детей по программе «Мой мир» достаточно эффективна. Вместе с тем, незначительная динамика, отмеченная в развитии процесса мышления, свидетельствует о том, что, очевидно, необходимо более длительное обучение детей, не посещающих ДОУ Занятия в течение одного года недостаточно обеспечивают положительные сдвиги в мыслительном процессе.

Задачей нашего дальнейшего исследования будет проверка гипотезы на большем объёме выборке дошкольников, а также дополнения в содержании занятий, направленные на развитие мыслительных операций и логических форм мышления, и разработка тематических групповых консультаций для родителей по темам: «Повышение уровня психологической готовности детей к обучению в школе», «Развитие познавательных процессов у детей» и т.д.

Библиографический список

1. Вариативные модели предшкольной подготовки детей на региональном уровне : коллективная монография / А. А. Майер, Л. С. Колмогорова, Л. А. Никитина и др. - Барнаул : АлтГПА,

2е12. - 234 с.

2. Венгер Л. Как дошкольник становится школьником? // Дошкольное воспитание. -2035. - №8. - С. бб- 74.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Давыдова О. И. Мой мир. Я в мире природы : рабочая тетрадь № 3 / О. И. Давыдова, В. Н. Горбунова, Е. А. Тюменева. - Барнаул : БГПУ, 2005. - б7 с.

4. Колмогорова Л. С. Особенности гуманистических идеалов и ценностей в различных поколениях младших школьников / Л. С. Колмогорова, Е. Е. Бычкова // Мир науки, культуры, образования. - Горно-Алтайск. - 2010. - № 3 (22) май. - С. 214- 217.

5. Колмогорова Л. С. Мой мир. Я в мире людей : рабочая тетрадь №1 / Л. С. Колмогорова, О. Р. Меремьянина. - 4-е изд., доп. - Барнаул : АлтГПА, 2010. - б0 с.

6. Колмогорова Л. С., Никитина Л. А., Швар-ко Л. И., Давыдова О. И., Меремьянина О. Р. Программа «Мой мир» : Базис личностной культуры детей 5-б лет. - Барнаул : БГПУ, 2007. - б0 с.

7. Колмогорова Л. С. Психологическая культура как условие и средство сохранения психического здоровья детей // Начальная школа. -2007. - № б. - С. 18-25.

8. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. - М.: Педагогика, 1991. - 143 с.

9. Никитина Л. А. Мой мир. Я в мире знаний : рабочая тетрадь № 4 / Л. А. Никитина, Е. С. Демина. - 3-е изд., доп. - Барнаул : БГПУ, 2007. - 72 с.

10. Предшкольная подготовка детей : содержание, формы, проблемы и пути их решения: сборник научных статей / под ред. Л. С. Колмогоровой. - Барнаул : АлтГПА, 2010. - 4б1 с.

11. Предшкольная подготовка ребенка в дополнительном образовании : учебно-методическое пособие / науч. ред. А. А. Майер. - СПб. : Детство-Пресс, 2009. - 109 с.

12. Шварко Л. И. Мой мир. Я в мире прекрасного : рабочая тетрадь № 2 / Л. И. Шварко, Л. А. Никитина. - Барнаул : БГПУ, 2005. - 75 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.