УДК 378
А. Б. Кузнецов
канд. пед. наук, доцент, Челябинский государственный институт культурыi E-mail: [email protected]
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ИНФОРМАТИЗАЦИИ ВУЗОВ КУЛЬТУРЫ: ПОЭТАПНАЯ РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ
Рассматриваются проблемы становления и развития связанных с информатизацией процессов, происходивших в российских институтах культуры в современный период, разделенный на три временных отрезка: 1) 2000-2008 гг. (появление в вузах отрасли разработок концептуального характера, связанных с информатизацией); 2) 2009-2012 гг. (обсуждение и сравнение в отраслевых вузах принципов и уровня информатизации); 3) с 2013 г. по настоящее время (глубокое изучение отдельных, но при этом достаточно важных проблем информатизации институтов культуры).
Каждый из представленных этапов имеет свои особенности, исторические предпосылки и последствия. Так, основными предпосылками первого этапа в вузах культуры стало появление в России в течение 1990-х гг. целого ряда важных документов, затрагивающих информатизацию и утвержденных на высоком государственном уровне. А с началом проведения централизованной государственной политики в области информатизации образования в отрасли культуры были осуществлены разработки концептуального характера, связанные с информатизацией вузов данной сферы. Существенное развитие в области информатизации в 2000-е гг. в ряде вузов культуры повлекло за собой объективную потребность в получении информации о происходящем в других профильных высших учебных заведениях, в отрасли в целом, представлении своего опыта и достижений, обмене мнениями с коллегами. Результатом второго этапа стало проведение крупных конференций, прошедших в начале 2010-х гг. и собравших большинство руководителей информационных направлений вузов культуры.
В качестве предпосылок третьего (текущего) этапа предлагается рассматривать существенные изменения в российском законодательстве (вступление в силу Федерального закона «Об образовании в РФ»; проведение ежегодного мониторинга эффективности высших учебных заведений и т. п.), начавшиеся с 2013 г. Это повлекло необходимость глубокого изучения отдельных, но при этом достаточно важных проблем, например: построение ЭИОС вуза и ее эффективное взаимодействие с ЭБС; оптимизация управления учебным процессом вуза посредством автоматизации основных рабочих процессов.
Ключевые слова: информатизация, институт культуры, историография, автоматизированная система управления, электронная информационно-образовательная среда, электронная библиотечная система
Для цитирования: Кузнецов, А. Б. Концептуальные подходы к информатизации вузов культуры: поэтапная разработка и реализация /А. Б. Кузнецов //Вестник культуры и искусств. - 2018. - № 2 (54). - С. 22-27.
Информатизацию вузов культуры в на- достаточно важных проблем информатизации
стоящее время, на наш взгляд, можно условно вузов культуры.
разделить на три исторических периода: Каждый из представленных этапов имеет
1) 2000-2008 гг. - появление в вузах от- свои особенности, исторические предпосылки расли разработок концептуального характера, и последствия.
связанных с информатизацией; Так, основными предпосылками первого
2) 2009-2012 гг. - период обсуждений и этапа в вузах культуры стало появление в на-сравнений в отраслевых вузах принципов и шей стране в течение 1990-х гг. целого ряда уровня информатизации; важных документов, утвержденных на высо-
3) с 2013 г. по настоящее время - период ком государственном уровне. Несмотря на глубокого изучения отдельных, но при этом сложный для России период, утвержденная
22
в сентябре 1993 г. Концепция информатизации высшего образования Российской Федерации [10] увязывала возрождение государства с преобразованием высшего образования, базируясь на том постулате, что современные знания и умение их использовать станут важнейшим источником будущего экономического роста страны, в котором интеллектуальная составляющая должна оказывать значительное влияние. К первоочередным задачам Концепции было отнесено развитие сетевой инфраструктуры, распределенной по всей территории страны, что на тот момент считалось наиболее слабой составной частью системы, поэтому предопределило превалирование технико-технологического вектора в последующие несколько лет.
Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования (утвержденная Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 31 мая 1995 г. № 6) выделила четыре основополагающих компонента информационно-образовательной среды: технико-технологический; информационно-коммуникационный; информационно-ресурсный и организационно-методический. А новой Концепцией информатизации сферы образования Российской Федерации, принятой в 1998 г. [11], определялись задачи и ведущие направления, а также приоритеты развития информатизации в российском образовании в целом в условиях экономики так называемого переходного периода.
Отметим, что для информатизации в области культуры период 1990-х гг. носил, скорее, накопительный, нежели результативный характер, даже в части теоретико-методологических разработок, что, возможно, было связано с некоторым отставанием отрасли в технико-технологическом направлении, преобладавшем в эти годы.
Однако с началом проведения централизованной государственной политики в области информатизации образования, утверждением в 2000 г. Национальной доктрины образования в Российской Федерации [12] и в отрасли
23
культуры появились разработки концептуального характера, связанные с информатизацией вузов данной сферы, что можно считать началом первого периода. Так, в 2000 г. профессором Московского государственного университета культуры и искусств А. И. Кап-теревым была создана Концепция информатизации университета [9], в которой автор выделил цели, задачи, принципы и функции информатизации учреждения высшего образования, правда не подчеркивая специфики вуза как многопрофильного учебного заведения сферы культуры и искусств. В то же время данная работа послужила началом актуализации отраслевых разработок в области информатизации, хотя в последующие годы фактически не была реализована даже в вышеназванном университете.
Вообще Московский университет культуры, возможно осознавая свою центральную роль в системе российских вузов культуры, в течение 2000-х гг. старался консолидировать усилия образовательных организаций по ключевым направлениям модернизации, включая информатизацию. В 2007 г. на международном симпозиуме «Вузы культуры и искусств в едином мировом образовательном пространстве» был представлен совместный проект Концепции развития вузов культуры и искусств РФ, рассчитанный до 2015 г. [13]. В данном документе одним из приоритетных направлений была признана информатизация.
Указанный документ так же, как и концепция А. И. Каптерева, остался на уровне проекта и не получил какого-либо практического продолжения в русле рассматриваемого нами вопроса. Однако одновременно с этим во многих крупных вузах культуры (в Санкт-Петербурге, Кемерово, Челябинске и др.) стали активно внедряться программы информатизации, в том числе носившие комплексный характер и учитывавшие четыре взаимосвязанных направления: техническая оснащенность; сетевая инфраструктура; информационные технологии; кадровая обеспеченность [5].
Значительное продвижение в области информатизации в ряде вузов культуры повлекло
за собой объективную потребность в получении информации о происходящем в других профильных учебных заведениях, в отрасли в целом, представлении своего опыта и достижений, обмене мнениями с коллегами и т. п., что, на наш взгляд, стало предпосылкой второго периода информатизации, который можно условно назвать периодом обсуждений и сравнений на уровне отраслевых вузов. Данная ситуация во многом совпадала с потребностями большинства вузов культуры, которые согласовали в 2007 г. проект Концепции развития вузов культуры и искусств РФ (с информатизацией отрасли в качестве одного из приоритетов), но не получили какого-либо практического продолжения для дальнейшего сотрудничества в этой области.
Взаимодействие вузов культуры по вопросам информатизации активизировалось приблизительно с конца 2009 г. с выходом монографии С. В. Буцыка «Информатизация вузов культуры и искусств: анализ текущего состояния» [3], в которой на основе эмпирических данных, полученных из отчетов о самообследовании шести вузов отрасли культуры, проводится их сравнение по ряду отдельных показателей, связанных с информатизацией. В октябре 2010 г. состоялась Первая Всероссийская научная конференция «Информационно-коммуникационные технологии и электронные ресурсы в системе куль-турно-цивилизационных преобразований: опыт и проблемы использования в вузах культуры и искусств», в рамках мероприятия работали секции и круглые столы.
Участие нескольких вузов культуры в 2010 и 2011 гг. в ежегодной научно-практической конференции «Электронный век культуры», проводимой под патронажем Министерства культуры РФ, позволило актуализировать проблемы специфических особенностей информатизации отраслевых вузов, а также предложить параметры сравнения таких образовательных учреждений [7].
Наиболее важным итогом данного периода можно считать результаты Второй ИКТ-конференции, собравшей в октябре 2012 г. большинство руководителей информацион-
ных направлений вузов культуры. На научном мероприятии были представлены результаты сравнительного исследования, прошедшего при поддержке профильного Департамента Министерства культуры Российской Федерации (далее - МК РФ), в выборку которого вошли 12 наиболее крупных вузов культуры, подведомственных МК РФ [6; 8]. Итогом обсуждения участниками данного исследования стало признание необходимости использования комплексного подхода при организации процесса информатизации вузов культуры, что объективно позволяет решать соответствующие задачи более эффективно.
Началом третьего периода информатизации вузов культуры, на наш взгляд, можно считать год вступления в силу Федерального закона «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ), который, в частности, внес в нормативное употребление российских вузов такие понятия, как электронно-библиотечная система (ЭБС) и электронная информационно-образовательная среда (ЭИОС). Это потребовало пристального изучения их взаимодействия вузами, в том числе институтами культуры [2]. Кроме того, публикация результатов ежегодного мониторинга эффективности высших учебных заведений, впервые осуществленная в конце 2012 г., появление других сравнительных данных, затрагивающих информатизацию вузов [1], позволили проводить оценку, по крайней мере отдельных информационных составляющих, на основе открытых данных, т. е. без специального исследования. Вообще проблема эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования в целом становится одной из главенствующих, что требует сегодня постоянного поиска оптимальных решений, одним из которых является построение в вузе автоматизированной системы управления учебным процессом [4].
Таким образом, текущий период информатизации вузов культуры можно считать временем глубокого изучения отдельных, но при этом достаточно важных проблем, в их числе построение ЭИОС вуза и ее эффективное взаимодействие с ЭБС; оптимизация управле-
24
ния учебным процессом вуза посредством автоматизации основных рабочих процессов. Сосредоточение вузов культуры на данных проблемах в значительной степени обусловлено изменением законодательства в нашей стране, ужесточением требований к условиям реализации образовательных программ в учреждениях высшего образования, введением ежегодного мониторинга основных направлений деятельности в таких образовательных организациях.
В то же время по истечении пяти лет большинство высших учебных заведений прошли цикл мероприятий (лицензионного, надзорного, аккредитационного характера), что позволило им успешно адаптироваться к изменениям, наладить соответствующие организационно-информационные процессы, в том числе и в институтах культуры. Сегодня, на наш взгляд, необходимо начать разработку новой концепции информатизации таких вузов (с опорой на комплексный подход), основу которой могли бы составить следующие компоненты:
- основные направления организационной деятельности в области информатизации: компьютерная техника, сетевая инфраструктура, информационные технологии, структурно-кадровый потенциал, научно-образовательный потенциал [3; 5; 6];
- набор взаимосвязанных показателей, позволяющих вести сравнительную оценку уровня информатизации вузов в рамках указанных направлений («техника» - «сети» -«технологии» - «кадры»), при необходимости расставляющих приоритеты и придающих импульс тому или иному направлению [1; 7; 8];
- частные задачи информатизации, связанные с внутренней организацией информационных процессов или информационным взаимодействием вуза с внешними системами, к числу которых в настоящее время нами отнесены проблемы построения ЭИОС вуза и ее эффективное взаимодействие с ЭБС и проблемы оптимизации управления учебным процессом вуза посредством автоматизации основных рабочих процессов [2; 4].
Следует отметить, что если вопросы разработки такой концепции могут быть решены на уровне специалистов, представляющих институты культуры, то в обеспечении ее реализации необходимо участие учредителя государственных образовательных организаций -Министерства культуры РФ. При его поддержке можно централизованно проводить сравнительный анализ, а также информировать вузы о новых разработках, методиках и успешных примерах реализации концепции.
1. Антопольский, А. Б. О российском индексе веб-сайтов научно--образовательных учреждений / А. Б. Антопольский, Ю. Е. Поляк, В. Е. Усанов // Информационные ресурсы России. - 2012. - № 4. - С. 2-7.
2. Буцык С. В. Взаимодействие электронно-библиотечных систем с электронной информационно-образовательной средой вуза культуры и искусств / С. В. Буцык // Библиотековедение. - 2015. - № 5. - С. 44-48.
3. Буцык С. В. Информатизация вузов культуры и искусств: анализ текущего состояния: моногр. / С. В. Буцык; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Челябинск, 2009. - 131 с.
4. Буцык С. В. Модель построения автоматизированной системы управления в российском вузе / С. В. Буцык, А. А. Рузаков // Вестник Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - 2016. - № 2 (46). - С. 32-38.
5. Буцык С. В. Опыт комплексной информатизации вуза культуры и искусств в России / С. В. Буцык // Открытое образование. - 2008. - № 1. - С. 73-78.
6. Буцык С. В. Организационные аспекты информатизации вузов культуры и искусств: моногр. / С. В. Буцык; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Челябинск, 2012. - 117 с.
7. Буцык С. В. Сравнительные параметры уровня информатизации вузов культуры и искусств / С. В. Буцык // Открытое образование. - 2011. - № 2. - С. 77-83.
8. Буцык С. В. Сравнительный анализ уровня информатизации вузов, подведомственных Министерству культуры РФ (за период 2005-2011 гг.) / С. В. Буцык, О. П. Неретин, А. В. Суконкин // Вестник Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - 2012. - № 3 (31). - С. 8-17.
25
9. Каптерев, А. И. Концепция информатизации университета / А. И. Каптерев // Науч. и техн. б-ки. - 2000. -№ 4. - С. 10-16.
10. Концепция информатизации высшего образования Российской Федерации (утверждена Председателем Государственного комитета по высшему образованию Г. Кинелевым 28 сентября 1993 года). - Москва, 1994. - 100 с.
11. Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации. - Москва : Гос. НИИ системной интеграции, 1998. - 322 с.
12. Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 г. № 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_97368/ (дата обращения : 03.05.2018).
13. Проект Концепции развития вузов культуры и искусств РФ (на период до 2015 года) // Культура: управление, экономика, право. - 2007. - № 3. - С. 40-48.
Получено 11.05.2018
A. Kuznetsov
Candidate of Pedagogic Sciences, Docent, Chelyabinsk State Institute of Culture and Arts E-mail: [email protected]
CONCEPTUAL APPROACHES TO THE CULTURE INSTITUTES INFORMATIZATION: BASIC STAGES
Abstract. The problems of formation and development of the processes connected with informatization, which took place in the Russian institutes of culture in the modern period, are divided into three time periods: 1) 2000-2008 (appearance in the universities of the branch of development of conceptual nature related to informatization);
2) 2009-2012 (discussion and comparison of the principles and level of informatization in branch universities);
3) from 2013 to the present time (in-depth study of individual, but important problems of informatization of cultural institutions).
The author believes that each of the above mentioned stages has its own peculiarities, historical preconditions and consequences. Thus, the main prerequisites for the first historical stage in the culture institutes was the emergence in Russia during the 1990s a number of important documents affecting informatization which were approved at a high state level. And with the beginning of the centralized state policy in the field of the informatization of education in the cultural sector, conceptual developments related to the informatization of higher education institutions of this field have appeared. Significant development in the field of informatization during the 2000s in a number of high .schools of culture entailed an objective need for information about what is happening in other culture institutese, in the industry as a whole, presenting their experience and achievements, and exchanging views with colleagues. The result of the second stage was the holding of major conferences that took place at the beginning of the 2010s and gathered the majority of heads of information directions of culture institutes.
As the prerequisites for the third (current) stage, significant changes are proposed to the Russian legislation (the entry into force of the Federal Law "On Education in the Russian Federation", the annual monitoring of the effectiveness of higher educational institutions, etc.) that began in 2013. This entailed the need for in-depth study of individual, but important, problems, for example: the problems of constructing a university's EIOS and its effective interaction with EBS; problems of optimization of management of educational process of high school by means of automation of the basic working processes.
Keywords: informatization, institute of culture, historiography, automated management system, electronic information and educational environment, electronic library system
26
For citing: Kuznetsov A. 2018. Conceptual approaches to the culture institutes informatization: basic stages.
Culture and Arts Herald. No 2 (54) : 22-27.
References
1. Antopolskii A., Poliak IU., Usanov V. 2012. On the Russian index of websites of scientific and educational institutions. Information Resources of Russia. No 4 : 2-7. (In Russ.).
2. Butsyk S. 2015. Interaction of electronic library systems with the electronic information and educational environment of the University of Culture and Arts. Bibliotekovedeniye [Library and Information Science (Russia)]. No 5 : 44-48. (In Russ.).
3. Butsyk S. 2009. Informatizatsiya vuzov kul'tury i iskusstv: analiz tekushchego sostoyaniya [Informatization of institutes of culture and arts: analysis of the current state]. Chelyabinsk. 131 p. (In Russ.).
4. Butsyk S., Ruzakov A. 2016. The model of building an automated management system in a Russian university. Herald of Chelyabinsk State Аcademy ofCulture andArts. No 2 (46) : 32-38. (In Russ.).
5. Butsyk S. 2008. Experience of complex informatization of the University of Culture and Arts in Russia. Open Education. No 1 : 73-78. (In Russ.).
6. Butsyk S. 2012. Organizatsionnyye aspekty informatizatsii vuzov kul'tury i iskusstv [Organizational aspects of informatization of institutes of culture and arts]. Chelyabinsk. 117 p. (In Russ.).
7. Butsyk S. 2011. Comparative parameters of the level of informatization of culture and arts universities. Open education. No 2 : 77-83. (In Russ.).
8. Butsik S., Neretin O., Sukonkin A. 2012. Comparative analysis of informatization level of heis within the jurisdiction of the ministry of culture of the Russian Federation (during the period of 2005-2011). Herald of the Chelyabinsk State Academy ofCulture and Arts. No 3 (31) : 8-17. (In Russ.).
9. Kapterev A. 2000. The concept of informatization of the university. Scientific and Technical Libraries. No 4 : 10-16. (In Russ.).
10. Kontseptsiya informatizatsii vysshego obrazovaniya Rossiyskoy Federatsii (utverzhdena 28 sentyabrya 1993 goda) [The Concept of Informatization of Higher Education of the Russian Federation (approved on September 28, 1993)]. 1994. Moscow. 100 p. (In Russ.).
11. Kontseptsiya informatizatsii sfery obrazovaniya Rossiyskoy Federatsii [The concept of informatization in the sphere of education of the Russian Federation]. 1998. Moscow. 322 p. (In Russ.).
12. Postanovleniye Pravitel'stva RF ot 04.10.2000 g. № 751 «O natsional'noy doktrine obrazovaniya v Rossiyskoy Federatsii» [Resolution of the Government of the Russian Federation No 751 of 4.10.2000 "On the National Doctrine of Education in the Russian Federation"] [Electronic resource]. Available from : http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_97368/. (In Russ.).
13. Draft Concept for the Development of Higher Educational Institutions of Culture and Arts of the Russian Federation (for the period until 2015). 2007. Kul'tura: upravleniye, ekonomika, pravo [Culture: Management, Economics, Law]. No 3 : 40-48. (In Russ.).
Received 11.05.2018
27