Научная статья на тему 'Информатизация вузов культуры и искусств: проблемы и перспективы современного периода'

Информатизация вузов культуры и искусств: проблемы и перспективы современного периода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
267
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИКА / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО / INFORMATION SCIENCE / HIGHER EDUCATION / CULTURE AND ART

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буцык Сергей Владимирович

Рассматривается актуальная проблема информатизации высших учебных заведений сферы культуры и искусств. Автор показывает, что даже крупные вузы, подведомственные Министерству культуры РФ, не принимают участие во многих федеральных проектах и программах. Данная ситуация влечет существенные различия в информационном развитии таких учреждений. В работе предлагается комплексный подход, включающий основные направления, модели, систему оценки уровня информатизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATIZATION OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF CULTURE AND ARTS: PROBLEMS AND PERSPECTIVES OF MODERN APPROACH

The article covers the actual problem of informatization of higher education institutions of culture and art. The author demonstrates that even the largest higher education institutions, subordinated to the RF Ministry of Culture, do not take part in many federal projects and programs. The given situation results in significant differences in the information development of the given institutions. The work proposes a complex approach including the basic directions, models, a system of informatization level evaluation.

Текст научной работы на тему «Информатизация вузов культуры и искусств: проблемы и перспективы современного периода»

УДК 004/378

С. В. Буцык

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ВУЗОВ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВРЕМЕННОГО ПЕРИОДА

Рассматривается актуальная проблема информатизации высших учебных заведений сферы культуры и искусств. Автор показывает, что даже крупные вузы, подведомственные Министерству культуры РФ, не принимают участие во многих федеральных проектах и программах. Данная ситуация влечет существенные различия в информационном развитии таких учреждений. В работе предлагается комплексный подход, включающий основные направления, модели, систему оценки уровня информатизации.

Ключевые слова: информатика, высшее образование, культура и искусство

The article covers the actual problem of informatization of higher education institutions of culture and art. The author demonstrates that even the largest higher education institutions, subordinated to the RF Ministry of Culture, do not take part in many federal projects and programs. The given situation results in significant differences in the information development of the given institutions. The work proposes a complex approach including the basic directions, models, a system of informatization level evaluation. Keywords: information science, higher education, culture and art

Информатизация высших учебных заведений сегодня является одной из важнейших составляющих инновационного развития российского образования. Актуальность направления подтверждается целым рядом мероприятий, реализуемых в последние годы в России на федеральном уровне (приоритетный национальный проект «Образование», федеральные целевые программы развития образования на 2006-2010 и 2011-2015 гг., ведомственные целевые программы и т. д.). В то же время современные тенденции в развитии государства, на наш взгляд, слабо влияют на процессы информатизации отраслевых вузов сферы культуры и искусств. Анализ реализации целевых мероприятий общероссийского уровня, непосредственно связанных с информатизацией высшего образования, позволил говорить о фактической невовлеченности учебных заведений сферы культуры и искусств в такие проекты и программы.

Одним из направлений приоритетного национального проекта «Образование» определена поддержка инновационных образовательных программ вузов, предусматривающих применение новых, в том числе информационных, образовательных технологий [10]. Победителям ежегодного конкурса вузов, внедряющих инновационные образовательные программы, государство предоставляет значительные субсидии: на приобретение оборудования, программного обеспечения, модернизацию материально-технической базы, повышение квалификации и т. п. В то же время в число победителей конкурсного отбора ни разу не входили вузы сферы культуры и искусств. Возможно, это связано с тем, что одним из основных критериев отбора является оценка эффективности научной деятельности, а даже ведущим образовательным учреждениям сферы культуры и искусств (где концертно-творческая деятельность зачастую преобладает над наукой)

достаточно трудно конкурировать с классическими или техническими университетами без учета «творческой» составляющей.

Основным разработчиком, государственным заказчиком и координатором Федеральной целевой программы развития образования [11] является Министерство образования и науки Российской Федерации, и принять участие в каких-либо мероприятиях образовательным учреждениям, подведомственным другому Министерству, на практике фактически не реально.

Нами изучена возможность решения вопросов информатизации исследуемых учреждений посредством федеральной целевой программы «Культура России (2012-2016 гг.)» [9]. Можно отметить в качестве позитивного факта выделение актуальности направления «Внедрение ИКТ в сферу культуры и информатизация отрасли», что подчеркнуто в ведомственной программе. Однако данные приоритеты в значительной степени не распространились на направление «Развитие образования в сфере культуры и искусств», где задача, описанная как «модернизация системы художественного образования и подготовки кадров в сфере культуры и искусства, отвечающей... требованиям современности», в части вузов фактически ограничивается некоторым обновлением инфраструктуры.

Как следствие, сложившаяся ситуация побуждает вузы, подведомственные Министерству культуры РФ, к поиску возможных способов решения проблемы развития и повышения эффективности процесса информатизации, уровень которого в различных вузах культуры и искусств может отличаться самым существенным образом.

Данный вывод подтвердило исследование, проведенное Департаментом науки, образования и информационных технологий Минкультуры России в начале 2012 г. Исследование выявило как

13

общие тенденции, так и существенные отличия в информационном развитии учреждений высшего образования, подведомственных Министерству культуры РФ [8].

Так, число студентов, приходящихся на один компьютер, в большинстве вузов культуры и искусств составляет от 6:1 до 4:1. В то же время темпы текущих обновлений парка компьютерной техники (за 2011 г.) в данных учебных заведениях отличаются более чем в 4 раза. Существенна разница и в доле наиболее современной техники, используемой вузами культуры и искусств: разброс значений составил от 15 до 56 % от общего числа ПК.

Все исследованные образовательные учреждения имеют единую вузовскую ЛВС и обеспечивают доступ к Интернету посредством ее возможностей, однако в большинстве случаев не уделяют значительного внимания качеству сети, например посредством проведения ее сертификации. По скоростным характеристикам ЛВС учебные заведения условно разбиваются на 4 группы, в которых диапазон скоростей составляет от 100-1000 Мб/с до 10-100 Мб/с.

Анализ показал, что многие вузы культуры и искусств имеют не только автоматизированные системы управления (в том числе управления учебным процессом - АСУ УП), но и автоматизированные информационные системы, а также практически все перечисленные в исследовании виды программ (за исключением программных средств, предназначенных для научных исследований). Можно отметить общую положительную динамику (двукратное увеличение) использования АСУ УП за последние 6 лет, что говорит о том, что вузы в целом стремятся повысить эффективность управления своей образовательной деятельностью. На начало 2012 г. большинство исследованных вузов культуры и искусств имеют официальные сайты с доменным именем второго уровня и используют для оценки индекса цитирования указанного ресурса технологию «Яндекс». Отличия между вузами в основном заключаются в широте возможностей по разработке собственных программных продуктов, в том числе автоматизированных систем с учетом специфики отрасли. В нескольких вузах культуры и искусств созданием собственных автоматизированных систем и программных средств занимаются достаточно активно, а в ряде других такие разработки практически не ведутся (даже на уровне отдельных программ).

Большинство вузов культуры и искусств имеют от одного до четырех 1Т-подразделений (центров, отделов, лабораторий). Однако соотношение сотрудников, приходящихся на одного 1Т-специалиста, в образовательных учреждениях культуры и искусств отличается существенным

образом: от 43:1 до 459:1. В 10 из 11 исследованных вузов лицензировано и реализуется направление 230700 «Прикладная информатика». Доля студентов на 1Т-направлениях в целом колеблется в диапазоне от 3,1 до 5,7 % от общего числа студентов. При этом у четырех из шести учебных заведений, имевших в 2005 г. 1Т-направления, отмечается существенное падение контингента (не менее чем на 22 %), а в отдельных случаях - свыше 60 %.

Возможно ли отдельным вузам культуры и искусств самостоятельно, без опоры на целевые федеральные или региональные программы решать проблемы развития данного направления? Опыт формирования информационно-коммуникационной среды в Челябинской государственной академии культуры и искусств за последние 10 лет показал, что это реально, хотя и достаточно сложно. Поскольку требует не только консолидации значительных ресурсов (человеческих, финансовых и пр.), но и постоянного изучения опыта, анализа полученных результатов и др. В то же время, на наш взгляд, многие организационные аспекты информатизации вузов отрасли можно обобщить, что позволит отраслевым вузам выявить общие подходы к решению проблем, особенно специфического характера.

Психолого-педагогические, методические аспекты информатизации в вузе, связанные с интеграцией информационно-коммуникационных технологий непосредственно в процесс обучения студентов, безусловно, занимают центральное место, являются сердцевиной информатизации в вузе. В то же время как преподавательская деятельность, так и познавательный процесс обучающихся практически невозможны без наличия в образовательном учреждении современной техники, развитой сетевой инфраструктуры и информационных технологий соответствующего уровня.

Кроме того, влияние на результат обучения оказывают не только знание преподавателями пси-холого-педагогических приемов, разработка оригинальных методик для обучения студентов дисциплинам, связанным с ИКТ, но и умение их эффективно применять. И существенную роль в этом играет квалификация специалистов, участвующих в реализации образовательных программ, причем это должна быть не просто способность к саморазвитию - преподавателю необходимо идти в ногу с развитием информационной отрасли, прогресс которой в последние годы является одним из самых значительных.

Мы предлагаем комплексный подход к организации процесса информатизации вуза культуры и искусств, в котором выделяется пять основных направлений организационной деятельности: компьютерная техника, сетевая инфраструктура, информационные технологии, структурно-кадровый

14

и научно-образовательный потенциал информатизации. Данные направления рассматриваются во всех возможных взаимосвязях между собой, а также с внешними факторами, существенно влияющими на исследуемый процесс. При этом в каждом направлении можно выделить как аспекты общевузовского характера, так и специфические особенности вуза сферы культуры и искусств [6]. Так, например, мы подчеркиваем:

- особенности технического и технологического оснащения специализированных компьютерных классов, предназначенных для работы студентов музыкальных специальностей, будущих звукорежиссеров, режиссеров кино и телевидения, дизайнеров и т. п.;

- актуальность использования современных 3Б-технологий при обучении студентов, особенно по направлениям визуального искусства;

- значимость интеграции локальной вычислительной сети с системой внутривузовского телевидения и радиовещания для развития ряда специальностей («Режиссура кино и телевидения», «Зву-корежиссура», «Продюсерство» и т. п.);

- возможности организации сетевых хранилищ цифровых образовательных ресурсов, в том числе на основе материалов проекта «Культура Comsat»;

- специфику построения АСУ УП с учетом наличия таких видов аудиторных занятий, как мелкогрупповые и индивидуальные;

- особенности структуры и содержания электронных учебников, предназначенных для «творческих» специальностей;

- роль направления (специальности) «Прикладная информатика» в формировании структурно-кадрового потенциала информатизации вуза культуры и искусств, а также в создании специализированных информационных ресурсов для данной сферы;

- опыт организации научно-образовательного центра по комплексной междисциплинарной проблеме «Информационное общество» в вузах культуры и искусств и т. п.

Данные направления проявляют себя в организационной деятельности различных подразделений, выполняющих учебные, учебно-вспомогательные и иные функции высшего учебного заведения сферы культуры и искусств. Нами предложены модели реализации процесса информатизации (организационно-технологическая, организационно-методическая, организации электронной библиотеки), каждая из которых обладает определенной степенью специфики, присущей вузам сферы культуры и искусств.

Так, при формировании автоматизированной системы управления в вузах культуры и искусств, на наш взгляд, необходимо обратить значительное

внимание на то, какие из модулей (подсистем) будут типичными для любого вуза (например, «Кадры», «Бухгалтерия», «Библиотека» и т. п.), а какие разработанными с учетом особенностей организации образовательного процесса в указанной сфере. К такой группе мы отнесли процессы, связанные с работой учебного управления (отдела), деканатов, кафедр, приемной комиссии и т. п.

Затрагивая организацию учебного процесса по дисциплинам, связанным с информатикой и ИКТ, мы выявили ряд аспектов в подготовке бакалавров, магистров и междисциплинарного взаимодействия кафедр, которые могут эффективно решаться на общевузовском уровне (а не на кафедральном или факультетском) [3]. Есть объективная возможность унификации трудоемкости дисциплины «Информатика и информационные технологии в культуре (искусстве)», которая может состоять не только из базового модуля, но и предпро-фессионального, предполагающего знакомство с новыми технологиями в соответствующей области культуры и искусств, изучение организационных, технологических, психологических и других особенностей их использования.

При подготовке магистров направлений культуры и искусств нами предлагаются общие подходы к организации изучения дисциплины «Информационные технологии», которые затрагивают сроки обучения, объем дисциплины, а также ее целевой вектор, ориентированный на использование современных информационных технологий в науке, творчестве и образовании, включая дистанционные образовательные технологии.

Тематика курсовых и выпускных квалификационных работ студентов, обучающихся по направлению подготовки «Прикладная информатика», может быть связана с созданием цифровых образовательных ресурсов для сферы культуры и искусств. При этом преподаватели соответствующих кафедр факультетов культуры (искусств) могут выступать в качестве соруководителей, консультирующих и апробирующих полученные материалы в своей педагогической деятельности, что будет способствовать междисциплинарному взаимодействию кафедр.

Необходимо обращать внимание и на некоторые частные процессы, например связанные с организацией доступа вузов к электронным библиотечным системам [5]. Данная проблема наиболее выпукло проявляется именно в текущий период, и одним из наиболее эффективных ее решений для вузов культуры и искусств сегодня, по нашему мнению, может стать непосредственное участие образовательных учреждений указанной сферы в развитии уже имеющихся ЭБС. При этом роль учебных заведений в таком партнерском взаимодействии с правообладателями данной

15

системы должна заключаться в обеспечении ее наполнения профильным контентом.

Описанный комплексный подход включает основные направления, модели реализации процесса, а также предлагает систему оценки уровня

информатизации вузов культуры и искусств [7]. Проведенные исследования [1; 2; 4] показали, что использование такого подхода может в значительной степени повысить эффективность информатизации в вузе данной сферы.

1. Буцык, С. В. Информатизация вузов культуры и искусств: анализ текущего состояния: моногр. / С. В. Буцык; Че-ляб. гос. акад. культуры и искусств. - Челябинск, 2009. - 131 с.

2. Буцык, С. В. Опыт комплексной информатизации вуза культуры и искусств в России / С. В. Буцык // Открытое образование. - 2008. - № 1. - С. 73-78.

3. Буцык, С. В. Организационно-методические предпосылки использования информационно-коммуникационных технологий в обучении студентов на факультетах искусств / С. В. Буцык // Вестн. Кемер. гос. ун-та культуры и искусств. - 2012. - № 19. - С. 172-178.

4. Буцык, С. В. Организационные аспекты информатизации вузов культуры и искусств: моногр. / С. В. Буцык; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Челябинск, 2012. - 117 с.

5. Буцык, С. В. О роли вузов культуры и искусств в создании электронно-библиотечных систем / С. В. Буцык // Библиотековедение. - 2011. - № 4. - С. 44-46.

6. Буцык, С. В. Особенности формирования информационно-коммуникационной среды обучения в вузе культуры и искусств / С. В. Буцык // Вестн. Юж.-Урал. гос. ун-та. Сер. «Компьютерные технологии, управление, радиоэлектроника». - 2011. - № 23. - С. 49-52.

7. Буцык, С. В. Сравнительные параметры уровня информатизации вузов культуры и искусств / С. В. Буцык // Открытое образование. - 2011. - № 2. - С. 77-83.

8. Буцык, С. В. Сравнительный анализ уровня информатизации вузов, подведомственных Министерству культуры РФ (за период 2005-2011 гг.) / С. В. Буцык, О. П. Неретин, А. В. Суконкин // Вестн. Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - 2012. - № 3. - С. 8-18.

9. Министерство культуры Российской Федерации. Федеральная целевая программа «Культура России (2012-2016 годы)». Проект программы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fcpkultura.ru/ (24.12.2011).

10. Приоритетные национальные проекты. Совет при Президенте России по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rost.ru/ (22.11.2011).

11. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fcpro.ru/ (25.01.2012).

Сдано 07.11.2012

16

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.