УДК 004
С. В. Буцык
канд. пед. наук, доцент, Челябинский государственный институт культуры
E-mail: [email protected]
А. А. Рузаков
канд. пед. наук,
Челябинский государственный педагогический университет
E-mail: [email protected]
МОДЕЛЬ ПОСТРОЕНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
В РОССИЙСКОМ ВУЗЕ
Рассматривается проблема построения оптимальной модели автоматизированной системы управления российским вузом - АСУ ВУЗ (термин появился в 1970-1980-х гг. в Советском Союзе и послужил началом проекта, охватившего более 50 крупнейших вузов страны, является актуальным и в настоящий период). Выделяются два основных современных подхода к построению АСУ ВУЗ в России - разработка системы собственными силами образовательной организации и использование системы, приобретенной у крупного стороннего разработчика. Приводятся наиболее яркие примеры применения обоих подходов, кратко описывается состав элементов (модулей) систем.
Указывается на необходимость поиска оптимального состава элементов, входящих в АСУ ВУЗ, для большинства образовательных организаций с учетом их размерности, отраслевой специфики образовательной организации, а также общих затрат на приобретение (разработку) и поддержку систем. Делается предположение, что для достаточного эффективного управления образовательной деятельностью во многих вузах потребуется система, включающая не более 10 взаимосвязанных модулей, условно разделенных на две основные группы в рамках предлагаемой модели по принципу непосредственной или опосредованной связи с управлением учебным процессом.
Кроме того, обращается внимание на необходимость взаимосвязи с «внешней» группой модулей, куда включены программные продукты различных надзорных органов (в основном формируемые Министерством образования и науки РФ), периодическое заполнение информации в которых является обязательным для вузов. Отмечается важность АСУ ВУЗ с точки зрения как эффективного управления образовательной деятельностью, так и уровня информатизации вуза в целом.
Ключевые слова: автоматизированная система управления, высшие учебные заведения, АСУ ВУЗ, модель
Для цитирования: Буцык, С. В. Модель построения автоматизированной системы управления в российском вузе / С. В. Буцык, А. А. Рузаков //Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. -2016. - № 2 (46). - С. 32-38.
Ключевую роль в эффективном управлении образовательной деятельностью современного российского вуза, на наш взгляд, играют автоматизированные системы управления (АСУ), представляющие собой «совокупность математических методов, технических средств (ЭВМ, средств связи, устройств отображения информации и т. д.) и организационных комплексов, обеспечивающих рациональное управление
сложным объектом (процессом) в соответствии с заданной целью. АСУ состоит из основы и функциональной части. В основу входят информационное, техническое и математическое обеспечение. К функциональной части относят набор взаимосвязанных программ, автоматизирующих конкретные функции управления (планирование, финансово-бухгалтерскую деятельность и др.). Различают АСУ объектами
32
(технологическими процессами - АСУТП, предприятием - АСУП, отраслью - ОАСУ) и функциональными автоматизированными системами, напр., проектирования, расчетов, материально-технического и др. обеспечения» [1]. Применительно к вузам можно использовать термин автоматизированная система управления высшим учебным заведением (АСУ ВУЗ). Изначально он использовался для обозначения разработанного в 1970-1980-х гг. НИИ Высшей школы СССР проекта «АСУ ВУЗ», которым было охвачено более 50 крупнейших вузов страны, а в число типовых программ проекта входили: контингент студентов; кадры III 1С; сессия; абитуриент; текущая успеваемость; контроль исполнения поручений; общественно-политическая практика; посещаемость; выпускник [2].
Основные подходы к построению АСУ ВУЗ
Рассматривая современное состояние автоматизации деятельности вузов, можно выделить два основных подхода к решению данной проблемы. Первый основан на разработке собственной АСУ ВУЗ силами подразделений организации. В основе второго лежит использование приобретенной вузом системы у крупного стороннего разработчика. Одним из ярких примеров первого подхода является МГТУ им. Н. Э. Баумана, в котором разработана и используется система управления вузом «Электронный университет» (в ее составе 24 функциональные подсистемы - модуля и 18 баз данных). Система охватывает все вопросы организации образовательного процесса, управления научными разработками, кадрово-экономический комплекс.
Наиболее популярным продуктом при реализации второго подхода можно считать решение «СГУ-Инфоком» (г. Ставрополь) для автоматизации деятельности вузов «1С: Университет», которое сегодня используется более чем двумястами вузами России [7] и позволяет автоматизировать следующие функции: работа приемной комиссии, планирование учебного процесса, управление контингентом студентов, работа с приказами, печать дипломов, учет
трудоустройства выпускников, учет оплаты за обучение. Кроме того, в версии «1С: Университет ПРОФ» дополнительно осуществляется: управление кампусом вуза, автоматизация проведения итоговой государственной аттестации, расписание учебных занятий, управление послевузовским образованием и аттестацией научных кадров, дополнительным образованием, научной деятельностью и инновациями, автоматизация деятельности диссертационных советов.
Следует отметить, что подавляющему числу российских вузов, по нашему мнению, объективно не требуется значительного числа подсистем, имеющихся в указанных выше разработках, по причинам значительно меньшей размерности вузов по сравнению с ведущими университетами (федеральными, национальными исследовательскими) или наличия ярко выраженной специфики. Например, для вузов, подведомственных Министерству культуры, приоритетным является реализация творческих проектов, а не научных исследований, что ставит под сомнение необходимость использования всего спектра продуктов, связанных с научной деятельностью [6].
Таким образом, для большинства высших учебных заведений актуальна проблема оптимальности состава элементов, входящих в АСУ ВУЗ, с учетом размерности или специфики образовательной организации, а также расходов на приобретение (разработку) и поддержку систем. В целом, на наш взгляд, для достаточного эффективного управления образовательной деятельностью во многих вузах требуется система, включающая не более 10 взаимосвязанных модулей, которые можно условно разделить на две основные группы в рамках предлагаемой модели.
Модель АСУ ВУЗ
На сегодняшний день (с некоторой долей вариативности в наименованиях) можно выделить две группы модулей (подсистем), которые, как правило, взаимодействуют в рамках АСУ ВУЗ (см. рис. 1). Первую составляют модули, непосредственно связанные с управлением учебным процессом, к которым, как правило, относятся:
33
«Учебная часть», «Деканат», «Абитуриент», «Тестовый контроль», «Кафедра», «Расписание», «Диплом». Во вторую группу в этом случае войдут подсистемы, которые носят вспомогательный характер по отношению к учебному процессу. В то же время процессы, осуществляемые указанными ниже службами вуза, являются обязательными для образовательного учреждения, независимо от его размерности или специфики: «Кадры», «Бухгалтерия», «Библиотека» и т. п.
Кроме того, в последние годы в значительной степени сложилась еще одна (внешняя) группа, включающая программные продукты различных надзорных органов, периодическое заполнение информации в которых является обязательным для вузов: «Федеральный реестр документов об образовании» (ФРДО), «Федеральная информационная система единого государственного экзамена» (ФИС ЕГЭ), различные ведомственные системы (например, система контроля со стороны учредителя вуза) и т. д. При этом обеспечение автоматизированного взаимодействия между модулями АСУ ВУЗ и «внешними» системами часто позволяет существенно снизить трудоемкость целого ряда процессов в образовательной организации, заменив двойной ввод экспортом-импортом данных между системами.
Важно отметить, что к числу «внешних» систем, периодически взаимодействующих с АСУ ВУЗ, мы не относим электронно-
библиотечные системы (ЭБС), которые, по нашему мнению, скорее взаимодействуют с электронной информационно-образовательной средой образовательной организации [3].
Модули первой группы модели
В нашей работе мы сосредоточимся на описании первой группы модулей, фактически являющихся ядром в организации учебной деятельности и позволяющих при необходимости учесть специфику образовательного процесса в вузе за счет вариативности при разработке (доработке). Перечислим основные задачи, которые могут быть поставлены перед каждым таким модулем, а также подчеркнем ряд основных взаимосвязей между ними.
Так, задачи модуля «Учебная часть» состоят в поддержке процесса составления рабочих учебных планов и построении на их основе отчетов, необходимых для работы учебного управления вуза. Данный модуль должен позволять: создавать и редактировать рабочие учебные планы, соответствующие всем действующим стандартам; закреплять дисциплины планов за соответствующими кафедрами; вводить и редактировать контингент студентов по направлениям с учетом типа финансирования обучения (средства бюджета, полное возмещение затрат); автоматически (на основе установленных в вузе нормативов) рассчитывать нагрузку преподавателей каждой кафедры и вуза в целом и т. п.
Рис. 1. Модель АСУ ВУЗ
(белым цветом выделены модули первой группы, серым — второй, черным — «внешней», возможные взаимосвязи между модулями обозначены стрелками)
34
Модуль «Деканат», как правило, предоставляет следующие возможности: заполнение данных о студенте (личная и учебная карточки, результаты сессий и итоговой аттестации); управление группами студентов; построение отчетов различных видов (индивидуальных, групповых, факультетских, вузовских); поиск необходимой информации; ведение архива отчисленных из вуза, его выпускников и др. Информация о направлении (специальности), профиле (специализации) для групп студентов, а также перечень дисциплин соответствующего учебного плана по каждой сессии (с указанием количества часов и формы контроля) поступает из модуля «Учебная часть», что обеспечивает его взаимодействие с «Деканатом».
Задача модуля «Абитуриент» состоит в автоматизации основных процессов, связанных с работой приемной комиссии. В модуль вносится большинство данных, указанных абитуриентом в заявлении при поступлении в вуз. На основе данных сведений модуль должен формировать все документы, необходимые для оперативной работы приемной комиссии: расписки, приказы, статистические отчеты, рейтинги и т. д. В период приемной кампании программа «Абитуриент» активно взаимодействует со специальным сайтом образовательного учреждения, где с установленной периодичностью обновления (например, несколько раз в сутки) публикуется информация о текущем рейтинге абитуриентов по всем направлениям (специальностям). Кроме того, с помощью организационно-технологических процедур следует обеспечить с ФИС ЕГЭ автоматизацию обмена сведениями, касающимися использования результатов единого государственного экзамена. По окончании приемной кампании необходимая информация о зачисленных абитуриентах переносится в модуль «Деканат», что в значительной степени избавляет подразделения от повторного заполнения части данных в личной и учебной карточках студентов.
«Тестовый контроль» отвечает за автоматизацию процесса проверки знаний студентов. Подсистема должна позволять создавать тесты различных типов, проводить контроль по за-
данным параметрам, получать разнообразные статистические отчеты. К важным организационно-технологическим аспектам можно отнести процедуры, связанные с импортом (синхронизацией) списков групп и студентов, имеющихся в модуле «Деканат», а также последующим экспортом полученных студентами результатов, что может существенно повысить эффективность рабочих процессов, особенно при наличии на факультете (отдельных направлениях) рейтинговой системы оценки.
В организации учебного процесса важным звеном является оптимизация расписания учебных занятий, при которой также необходимо учитывать эффективное использование аудиторного фонда, имеющегося в распоряжении вуза. Анализ ряда популярных программ позволяет говорить об относительных недостатках, проявляющихся при реализации алгоритмов, заложенных в продуктах. В основном они связаны с расстановкой приоритетов между различными группами участников образовательного процесса. Так, при практической реализации редактора часто оказывается, что в приоритете должны оказаться либо студенты, у которых не должно быть значительного числа «окон», либо преподавательский состав (расписание каждого педагога без существенных перерывов). Отсутствие компромиссных вариантов может вполне подходить общеобразовательным школам, где приоритет полностью отдается учащимся, а подавляющее большинство учителей часто находятся в учебном заведении и не во время занятий.
В отраслевых вузах проблема нередко усугубляется наличием наряду с поточными, групповыми и подгрупповыми занятиями специфических видов занятий, например, мелкогрупповых и индивидуальных. Также существенное влияние на формирование расписания оказывает большое разнообразие количественного состава групп, обучающихся на различных направлениях (профилях), - от 4-5 до 25-30 человек в группе. Таким образом, проблема эффективности использования аудиторного фонда еще более возрастает [4]. Данная задача, на наш взгляд, может быть решена некоторым
35
обособлением в редакторе расписания подмодуля «Диспетчер аудиторий». С помощью процедур этого программного средства следует вводить и редактировать данные по всем аудиториям вуза, задействованным в текущем учебном году, искать необходимое учебное помещение по заданным критериям: количеству посадочных мест, наличию технических средств, специфике аудитории и т. д. Использование единого диспетчера в качестве первого этапа составления расписания позволит практически полностью избежать накладок. При этом оперативности принятия решений о выделении аудитории той или иной группы можно достичь за счет разграничения прав между основными пользователями программы - деканатами факультетов и учебным управлением, которому можно передать функции по распределению «общевузовского» аудиторного фонда.
Качественно созданный модуль «Диплом» в высшем учебном заведении, на наш взгляд, должен удовлетворять следующим требованиям, связанным с обеспечением: максимальной эффективности автоматизации ввода данных (может ярко проявиться при заполнении большого количества однотипных полей); высокой точности при распечатке дипломов (и приложений к ним) на бланках государственного образца, а также справок об обучении; возможности импорта данных из модуля «Деканат» и экспорта итоговых сведений о дипломе выпускника в ФРДО; архивирования сведений обо всех выданных дипломах с возможностью оперативного поиска по заданным полям (например, фамилии выпускника, серии и номеру диплома и т. п.). Последнюю процедуру мы рекомендуем реализовать в виде относительно обособленного подмодуля, поскольку функции по заполнению и распечатке дипломов (приложений) текущего выпуска студентов обычно выполняют деканаты факультетов, а поиск данных о ранее выданном дипломе по запросам извне и подготовку соответствующего официального ответа - кадровая служба вуза.
Одним из наиболее разнообразных при реализации подсистем АСУ ВУЗ, по нашему мнению, является модуль «Кафедра». Это во
многом связано с тем, что данное подразделение - центральное звено в образовательной системе российских вузов. В своей организационной работе кафедра активно взаимодействует с деканатами факультетов и учебным управлением; подразделениями, курирующими научное, творческое и воспитательное направления; издательством, отделом кадров и др. Именно поэтому данный модуль должен, на наш взгляд, быть не столь автономным (по сравнению с остальными), а в большей степени носить интегративный характер, связанный с импортом информации из других модулей АСУ, комплексной обработкой и анализом, направленным на повышение эффективности организационной работы кафедры. Так, например, из модуля «Учебная часть» могут быть импортированы данные о нагрузке кафедры, которые в дальнейшем распределяются между соответствующими преподавателями. Из модуля «Кадры» можно получить необходимую информацию о профессорско-преподавательском составе кафедры (образовании, стаже, заслугах и т. п.) для построения рейтинга. Из модулей «Тестовый контроль» и «Деканат» - результаты промежуточного и итогового контроля знаний, осуществляемых каждым преподавателем и кафедрой в целом и т. д. С помощью модуля «Кафедра» можно вносить сведения непосредственно о результатах работы педагогов по различным направлениям деятельности: учебной (исполнение нагрузки); учебно-методической (издание пособий, методических рекомендаций и комплексов, рабочих программ дисциплин и пр.); научно-исследовательской (защиты диссертаций, издание монографий, публикация статей и др.); социально-воспитательной или творческой (результаты участия в конкурсах, фестивалях, выставках, активность деятельности в вузе и т. п.).
Таким образом, на наш взгляд, для большинства российских учреждений высшего образования оптимальным вариантом построения АСУ ВУЗ будет модель, состоящая из двух групп модулей, взаимосвязанных между собой и обеспечивающих необходимое взаимодействие с «внешней» группой моду-
36
лей - программных продуктов различных надзорных органов, периодическое заполнение информации в которых является обязательным для вузов. Представленные в работе элементы модели имеются как в АСУ ВУЗ крупных разработчиков (СГУ-Инфоком), так и в собственных разработках ведущих вузов (МГТУ им. Н. Э. Баумана).
Модули «внешнего» блока в основном формируются Министерством образования и науки РФ, в том числе подчиненными ему службами (Рособрнадзор) или учреждениями (например,
Интеробразование). В случае подчинения образовательной организации другому ведомству взаимодействие АСУ ВУЗ осуществляется с системой соответствующего учредителя.
Следует отметить важность АСУ ВУЗ не только с точки зрения эффективного управления образовательной деятельностью, но и уровня информатизации вуза в целом [5], о чем свидетельствует наличие в форме ежегодного федерального статистического наблюдения (№ ВПО-2) отдельного раздела, касающегося специальных программных средств.
1. Автоматизированная система управления [Электронный ресурс] // Большой Энциклопедический словарь. -[Москва: Большая рос. энцикл.] 2000. - Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/46710. -Дата обращения: 05.05.2016.
2. АСУ ВУЗ [Электронный ресурс] // Википедия: свобод. энцикл. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/АСУ_ВУЗ. - Дата обращения: 05.05.2016.
3. Буцык, С. В. О роли вузов культуры и искусств в создании электронно-библиотечных систем / С. В. Буцык // Библиотековедение. - 2011. - № 4. - С. 44-46.
4. Буцык, С. В. Особенности формирования информационно-коммуникационной среды обучения в вузе культуры и искусств / С. В. Буцык // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Компьютерные технологии, управление, радиоэлектроника. - 2011. - № 23 (240). - С. 49-52.
5. Буцык, С. В. Сравнительные параметры уровня информатизации вузов культуры и искусств / С. В. Буцык // Открытое образование. - 2011. - № 2. - С. 77-83.
6. Буцык, С. В. Сравнительный анализ уровня информатизации вузов, подведомственных Министерству культуры РФ (за период 2005-2011 гг.) / С. В. Буцык, О. П. Неретин, А. В. Суконкин // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2012. - № 3 (31). - С. 8-17.
7. СГУ-ИНФОКОМ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sgu-infocom.ru. - Дата обращения: 05.05.2016.
Получено 10.05.2016 S. Butsyk
Candidate of Pedagogic Sciences, Docent, Chelyabinsk State Institute of Culture and Arts E-mail: [email protected]
A. Ruzakov
Candidate of Pedagogic Sciences, Chelyabinsk State Pedagogical University E-mail: [email protected]
MODEL CONSTRUCTION OF AUTOMATED CONTROL SYSTEM IN THE RUSSIAN UNIVERSITY
Abstract. The article deals with the problem of constructing an optimal model of automated control system in the Russian university - ACS University - a term introduced in 1970-1980ies in the Soviet Union and was the beginning of the project, covering more than 50 largest universities in the country, is relevant in the present period. There are two main modern approach to building ACS University in Russia - to develop a system on their own educational organization or use of the system, purchased from the largest developers.
37
We give the most vivid examples of the application of both approaches, briefly described the composition of components (modules) systems.
The authors point to the need to find the optimal composition of the elements included in the ACS University, for the majority of educational institutions with regard to their dimension, industry-specific educational organizations, as well as the total cost of acquisition (development) and support systems. It is assumed that a sufficient effective management of educational activities in many universities require a system comprising not more than 10 interconnected modules, conventionally divided into two main groups within the framework of the proposed model on the principle of direct or indirect connection with the management of the educational process.
In addition, attention is drawn to the need for the relationship with the "external" modules group, which includes software products of various oversight bodies (mainly formed by the Ministry of Education and Science), a periodic filling of the information which is mandatory for universities. The importance of ACS University both in terms of effective management of educational activities and the level of informatization of the university as a whole. Keywords: automated control system, universities, ACS University, model
For citing: Butsyk S., Ruzakov A. 2016. Model construction of automated control system in the Russian University. Herald of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts. No 2 (46): 32-38.
References
1. The automated control system [Electronic resource]. 2000. Big encyclopedic dictionary. [Moscow: Bol'shaya rossiyskaya entsiklopediya]. Available from: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/46710 (accessed: 05.05.2016). (In Russ.).
2. ACS University. Wikipedia [Electronic resource]. Available from: https://ru.wikipedia.org/wiki/ASU_VUZ (accessed 05.05.2016). (In Russ.).
3. Butsyk S. 2011. On the role of universities of culture and arts in the creation of electronic library systems. Bibliotekovedenie [Library science]. No 4: 44-46. (In Russ.).
4. Butsyk S. 2011. Peculiarities of information and communication of the learning environment at the university of culture and arts. Herald of South Ural State University. Series: Computer technology, management, electronics. No 23 (240): 49-52. (In Russ.).
5. Butsyk S. 2011. Comparative parameters of the level of informatization of culture and arts universities. Otkrytoe obrazovanie [Open education]. No 2: 77-83. (In Russ.).
6. Butsik S., Neretin O., Sukonkin A. 2012. Comparative analysis of informatization level of heis within the jurisdiction of the ministry of culture of the Russian Federation (during the period of 2005-2011). Herald of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts. No 3 (31): 8-17. (In Russ.).
7. SGU-INFOCOM [Electronic resource]. Available from: http://www.sgu-infocom.ru (accessed: 05.05.2016). (In Russ.).
Received 10.05.2016
38