УДК 378+004:002
АНАЛИЗ УРОВНЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ВУЗОВ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ (ЗА ПЕРИОД 2007-2009 гг.)
С.В. Буцык
THE ANALYSIS OF INFORMATIZATION LEVEL OF HIGH SCHOOLS OF CULTURE AND ARTS (DURING 2007-2009)
S.V. Butsyk
Статья посвящена актуальным вопросам информатизации учреждений высшего образования. Основываясь на результатах самообследования деятельности шести вузов сферы культуры и искусств за период с сентября 2007 г. по январь 2009 г., автором проведен сравнительный анализ уровня их информатизации, сделаны комплексные аналитические выводы, даны рекомендации научно-практического характера.
Информатика - Высшее образование - Культура и искусство
Ключевые слова: информатика, высшее образование, культура, искусство.
Article is devoted to pressing questions of informatization of institutions of higher education. Being based on results of self-inspection of activity of six high schools of culture and arts from September, 2007 till January, 2009, the author carries out the comparative analysis of their informatization level, complex analytical conclusions are drawn, recommendations of scientifically-practical character are made.
Information science - Higher Education - Culture and Art
Keywords: information science, higher education, culture, art.
Введение
Актуальность вопросов информатизации высших учебных заведений в последние годы в России очевидна, что выражается в большом количестве мероприятий, реализуемых в сфере И КТ на федеральном уровне, устойчивом интересе к информатизации вузов в научных исследованиях, активной разработке и реализации концепций информатизации в рамках отдельных учебных заведений, регионов и страны в целом. В то же время слабая вовлеченность вузов культуры и искусств в мероприятия ИКТ на федеральном уровне, незначительное число концептуальных 1Т-проектов, разработанных образовательными учреждениями данной сферы, отсутствие реальных шагов по их реализации говорят о невысокой значимости проблем информатизации для научно-практической деятельности учреждений высшего образования в области культуры и искусств.
Так, в числе вузов-победителей конкурсного отбора вузов, внедряющих инновационные образовательные программы (в рамках приоритетного национального проекта «Образование») за 2006 и 2007 гг. нет ни одного вуза, находящегося в ведении Министерства культуры РФ; федеральная целе-
вая программы «Культура России (2006-2010 гг.)» не содержит мероприятий ИКТ, прямо связанных с деятельностью учреждений высшего образования; проекты концепций информатизации, разработанные в сфере культуры и искусств (1999 г. -МГУКИ, 2007 г. - симпозиум вузов культуры и искусств) не получили какого-либо практического продолжения.
1. Параметры анализа
Описанное противоречие послужило сигналом для проведения научно-практического исследования среди шести крупнейших вузов культуры и искусств, проводивших самообследование (перед комплексной оценкой учреждения) в период с сентября 2007 г. по январь 2009 г.: Санкт-Петербургский и Кемеровский университеты; Челябинская, Восточно-Сибирская, Алтайская и Самарская академии культуры и искусств [1]. К основным задачам работы нами были отнесены сбор, систематизация и анализ сведений в рамках следующих аспектов информатизации: компьютерная техника; сетевая инфраструктура; информационные технологии; структурно-кадровый потенциал. Источниковедческой базой исследования, во многом, стали
Буцык Сергей Владимирович - канд. пед. наук, доцент, проректор по учебной работе Челябинской государственной академии культуры и искусств; [email protected]
Butsyk Sergey Vladimirovich - PhD, assistant professor, vice-rector of Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts; [email protected]
С.В. Буцык
отчеты о результатах самообследования деятельности, опубликованные указанными вузами на их официальных Интернет-ресурсах.
Для проведения глубокого и всестороннего анализа большого объема фактического материала нами были выявлены и дополнены имеющиеся в теории и практике информатизации параметры сравнительного анализа для аспектов «компьютерной техники» и «сетевой инфраструктуры», а для «информационных технологий» и «структурно-кадрового потенциала» - разработаны, обоснованы и использованы авторские параметры сравнения вузов культуры и искусств.
2. Результаты исследования
Одним из значимых результатов исследования можно считать выход на оптимальные, по нашему мнению, показатели компьютерной техники для вуза культуры и искусств, среди которых, в первую очередь, выделим следующие количественные характеристики:
- число всех ПК вуза должно, на наш взгляд, находиться в примерном соотношении 1 к 6-7 студентам (приведенного контингента), при этом 1:7 можно считать достаточным показателем, а 1:6 — хорошим;
- 55-60 % всего компьютерного парка оптимально для использования в учебном процессе вуза культуры и искусств; при этом оставшаяся часть техники должна быть задействована в научно-исследовательской, концертно-творческой деятельности, в управлении вузом;
-как следствие, число ПК, используемых в учебном процессе, должно находиться в примерном соотношении 1 к 10-12 студентам, и показатель 1:12 можно считать достаточным, а 1:10 - хорошим.
Качественные характеристики компьютеров, на наш взгляд, для уровня 2009-2010 гг. должны соответствовать следующим показателям:
- не менее 90 % ПК вуза должны быть класса Репйит IV и выше; данный вывод основан на том, что указанный класс техники находится в массовой продаже уже более 7-8 лет (примерно с 2002 г.); более ранние классы морально устарели, производить их модернизацию экономически не выгодно;
- не менее 30 % ПК вуза должны иметь процессоры с 2 и более ядрами, поскольку в массовой продаже такая техника находится уже более 2-3 лет (примерно с 2007 г.), а все современное ПО (автоматизированные системы, графические редакторы, аудио-, видеопрограммы и т. п.) напрямую связано с уровнем процессора.
Приблизительно к таким оценкам нас приводят данные вузов культуры и искусств, объективно лучших по количественным (СГАКИ - 1:6; 58,7 %; 1:10,2 соответственно) и качественным (ЧГАКИ -90 %; 36 % соответственно) показателям.
Кроме того, мы убеждены, что в вузе культуры и искусств мультимедийная техника должна занимать особое место, а ее использование в учеб-
ном, научном, творческом процессе - быть многообразным. Как следствие, данный показатель необходим в качестве обязательного при самооценке творческого вуза и должен учитывать не только проекторы компьютерных классов (указывается в ежегодном модуле сбора данных о вузе), но и проекторы, используемые в аудиторных, мобильных, сценических комплексах техники, а также жидкокристаллические, плазменные телевизоры (панели) большой диагонали, подключаемые к компьютерным системам.
Наше исследование показало, что сетевая инфраструктура большинства вузов культуры и искусств находится, скорее, на развивающейся стадии и недостаточно отвечает современному уровню развития коммуникаций. При этом, к сожалению, сосредоточившись на количественных показателях (скорость ЛВС, число компьютеров в ее составе и имеющих доступ к Интернету), фактически ни одним из учреждений в полной мере не описано качество сети. А оно может определяться, например, наличием сертификата соответствия кабельной системы стандартам ISO или ГОСТ, использованием активного оборудования ведущих производителей (Cisco, Allied Telesis, 3Com) и т. п.
Важно отметить, что высокое качество сети в комплексе с соответствующим современному уровню классом компьютерной техники - основа успешной работы крупных (ресурсоемких) сетевых систем. Особенно это касается разработок собственных программ (в том числе студенческих), степени оптимизации которых обычно уделяется мало внимания, и как следствие, фактор сети может оказаться критичным при переходе от локальной к сетевой многопользовательской версии.
Возможно, это является одной из причин недостаточного развития вузовских информационных технологий в направлении создания собственных автоматизированных систем, использующихся внутри сети. Интернет-технологии разрабатываются фактически всеми вузами, а автоматизированные системы применяются только в СПбГУКИ, где используется в основном сетевое оборудование только ведущих марок (Cisco и 3Com), и в ЧГАКИ, где имеются сертифицированная кабельная система (стандарт ISO) и коммутационное оборудование Allied Telesis.
Проводя сравнительный анализ информационных технологий, мы обозначили значительную роль IT-специалистов при выборе направлений развития автоматизированных систем вуза и эффективности их внедрения в учебно-организационный процесс. В этой связи наличие внутреннего кадрового потенциала IT-специалистов является важной задачей, влияющей не только на перспективное развитие вуза в информационной сфере, но и на жизнеспособность структур, поддерживающих его текущий уровень информатизации. Решением данной проблемы для вузов культуры и искусств, во многом, может стать наличие специаль-
16
Вестник ЮУрГУ, № 22, 2010
Анализ уровня информатизации вузов культуры и искусств (за период 2007-2009 гг.)
ности 080801.65 «Прикладная информатика». При этом, взаимосвязь между обучением на заочном отделении и работой в IT-службе того же вуза, на наш взгляд, является оптимальной и учитывает экономические, организационные, учебно-практические задачи управления образовательным процессом. Важно отметить, что в пяти из шести исследованных вузов лицензирована и успешно развивается указанная специальность, при этом в трех из них контингент студентов превышает 300 человек. Кроме того, в Алтайской академии культуры и искусств на момент самооценки были подготовлены документы к лицензированию соответствующего направления 080800.62 и на сегодняшний день успешно проведены первые наборы будущих бакалавров.
3. Уровень информатизации вузов
культуры и искусств
Подводя общие итоги исследования, мы посчитали корректным выделить лучшие вузы по отдельным аспектам проведенного исследования. Так, по компьютерной технике нами не выявлено очевидного лидера, поскольку ни один из исследованных вузов не имеет явного преимущества одновременно и по количественным, и по качественным характеристикам (по крайней мере, на момент само-обследования). По уровню развития сетевой инфраструктуры определенно лучшим, по нашему мнению, является Челябинская академия, показавшая высокие оценки по всем использованным в сравнении показателям. Подтверждением такого вывода могут также служить и дополнительные качественные характеристики сети вуза - сертифицированная ISO кабельная система и использование оборудования ведущих производителей [2, 3]. Кроме того, отметим Кемеровский университет, способный, на наш взгляд, в среднесрочной перспективе увеличить потенциал, по крайней мере, в отношении скоростных характеристик ЛВС и доли компьютеров в ее составе. В аспекте «информационные технологии» считаем объективным присвоить первенство Санкт-Петербургскому и Челябинскому вузам культуры и искусств, имеющим собственные разработки автоматизированных систем, успешно внедренные в учебно-организационные процессы вузов. Следует отметить и Восточно-Сибирскую академию, использующую несколько крупных специализированных продуктов сторон-
них производителей. Лидером по структурнокадровому потенциалу можно считать СПбГУКИ с учетом контингента информатиков и разнородности областей применения «Прикладной информатики». Кроме того, эта специальность достаточно развита еще в двух вузах - ВСГАКИ и КемГУКИ.
Заключение
Таким образом, к числу основных результатов проведенного научно-практического исследования можно отнести:
- оптимизированные количественные показатели и качественные характеристики обеспеченности учебного процесса компьютерной техникой;
-заключение о значимости мультимедийной техники для вузов данного профиля и важности отражения ее в обязательных показателях самооценки;
-рекомендации по построению информационной инфраструктуры образовательного учреждения, основанные на многолетнем опыте автора;
-практические предложения по укреплению кадрового потенциала IT-сферы вуза культуры и искусств.
На основе отобранных и разработанных параметров может быть проведен следующий сравнительный анализ уровня информатизации в вузах, которые будут в дальнейшем проходить подобное самообследование. При этом объектами исследования могут быть не только аналогичные вузы культуры и искусств, но и специализированные учреждения высшего образования Министерства культуры: музыкальные, театральные, художественные, хореографические и т. п.
Литература
1. Буцык, С.В. Информатизация вузов культуры и искусств: анализ текущего состояния: моногр. / С. В. Буцык. — Челябинск: ЧГАКИ, 2009. -131 с.
2. Буцык, С. В. Опыт комплексной информатизации вуза культуры и искусств в России / С. В. Буцык // Открытое образование, 2008. — № 1. — С. 73-78.
3. Буцык, С.В. Диссертации по информатизации вузов культуры: первые результаты / С.В. Буцык // Вестник Челяб. гос. акад. культуры и искусств. — 2007. -№ 2. - С. 47-48.
Поступила в редакцию 15 марта 2010 г.