Экономика
самостоятельными организациями. Происходит также снижение давления фискальной функции налогов в случае применения системы налогообложения в виде единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН). Поэтому льготный характер налогообложения, который действует для сельхозтоваропроизводителей, привлекает инвесторов для включения сельскохозяйственных организаций в состав холдинговых структур.
На развитие имущественной формы интеграции влияет действующий порядок учета и составления бухгалтерской отчетности. Это влияние неоднозначно, но, как уже было отмечено, в рамках холдинговой группы не ведется официальная консолидированная бухгалтерская отчетность, хотя она утверждена Минфином России. Поскольку в агрохолдингах применяется, как правило, централизованное снабжение материально-денежных средств, то управляющим компаниям требуется их постоянно отслеживать. Для этих целей ведется управленческий учет и бюджетирование, которые не регламентированы официальными нормативными актами. Поэтому управленческая отчетность не подлежит обязательной публикации. Холдинг не выступает в качестве единого налогоплательщика. Налоговая отчетность сдается каждым участником отдельно.
Кроме вышеперечисленных факторов, стимулирующих развитие интегри-
рованных форм крупнотоварного производства, следует отметить и другие, такие как покупка земельных активов, расширение экспортных возможностей и рыночных позиций.
К числу факторов, сдерживающих интеграцию, следует отнести усложнение организационных структур управления. Расширение масштабов деятельности приводит к росту управленческих расходов и разрастанию управленческого персонала. Интегрированные фирмы снижают фактическую и потенциальную конкуренцию на рынках сельскохозяйственной продукции, поскольку доступ новых покупателей ограничивается из-за невозможности заключения с сельхозтоваропроизводителями контрактов и договоров.
Какие изменения внесет в развитие агропромышленной интеграции финансово-экономический кризис? В начале 90-х годов в российском АПК произошла дезинтеграция. Кооперация утратила свои позиции. Попытки воспрепятствовать ходу объективного развития успехом не увенчались. В конце 90-х годов стали формироваться крупные холдинговые структуры, которые представляют современную форму агропромышленной интеграции. Возрождаются сельскохозяйственные потребительские кооперативы, членами которых являются мелкие хозяйства (ЛПХ и КФХ).
В чью пользу будет склоняться вектор экономики? Может быть, появятся
новые формы взаимного сосуществования организаций, примером чего являются кластеры. Возможно, кризис подтолкнет более богатых и организованных инвесторов в очередной раз к сельскохозяйственным товаропроизводителям. Если его продолжительность будет недолгой, то в недалекой перспективе процесс интеграции примет плавный ход, как это наблюдалось в 2006 году после массового вхождения частных инвесторов в сельское хозяйство. И тогда в официальной аграрной политике придется усилить направление, связанное с развитием интеграции. Для этого потребуется обратить внимание на решение следующих проблем.
1. Расширение нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность холдинговых и других интегрированных формирований и обеспечивающих условия для проведения мониторинга их состояния.
Обеспечение органов управления информацией, позволяющей более объективно судить и принимать эффективные решения по поводу развития интегрированных формирований и предоставления им государственной поддержки. В этой связи было бы обоснованным проведение специального обследования этих структур, по итогам которого возможно было бы уточнить ряд направлений в агропродовольственной политике России.
Литература
1. Родионова О. А. Агропромышленная интеграция: тенденции, механизмы реализации. М., 2002. 206 с.
2. Методические рекомендации по повышению экономической эффективности вертикально интегрированных формирований в АПК. М. : ФГНУ «Росинформагротех», 2004. 138 с.
3. Рейтинги крупных и средних сельскохозяйственных организаций в России за 2004-2006 гг. Изд. 10-е. М. : ВИАПИ им. А. А. Никонова, 2008. 184 с.
4. Эффективность деятельности сельскохозяйственных участников кооперативных и интегрированных формирований : науч.-метод. пособие. М., 2009. 103 с.
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ АГРАРНОИНДУСТРИАЛЬНОГО РЕГИОНА
Н.И. ТЕТЕРИН,
кандидат экономических наук, Российская академия государственной службы при Президенте РФ, г. Москва_
Тел. 8 926-484-46-69
E-mail: [email protected],
Ключевые слова: аграрно-индустриальный регион, конкурентоспособность, кластер, стратегическое планирование, маркетинг территории.
На сегодняшний день федеральные органы власти предпринимают попытки резко усилить темпы экономического роста России. При обращении к мировому опыту становится очевидным, что программы выхода из системных кризисов на траекторию экономического роста начинаются с определения долгосрочных целей социально-экономического развития и путей их достижения. Без опоры на долгосрочную стратегию экономичес-
кая политика любого правительства бесперспективна. Не менее важен стратегический подход в сфере регионального и муниципального управления. Он обеспечивает регулирование экономики территорий, регионов и муниципальных образований и позволяет создать условия для их перспективного развития.
На рубеже XX и XXI веков происходит усиление конкурентной борьбы территорий, регионов и муниципаль-
ных образований. Это явление все больше набирает силу и становится ведущим фактором, определяющим будущее территориальных социальноэкономических систем.
В результате стратегия повышения конкурентоспособности регионов может стать фактором, который поможет резко усилить темпы эконо-
Agrarian-industrial region, competitiveness, cluster, strategic planning, territory marketing.
мического роста страны, так как сильные конкурентоспособные регионы - основа сильной конкурентоспособной страны [1].
Оценка конкурентоспособности региона представляет собой исходную базу для разработки политики региональных властей, которые призваны обеспечивать поддержку и наращивание конкурентных преимуществ своей территории. Одним из первых этот факт осознал М. Портер.
В 1980 году в свет выходит его книга «Конкуренция». В своей работе М. Портер отмечает, что проявление территориальной конкуренции становится настолько серьезным, что субъекты власти не могут ее не замечать или игнорировать, а должны «понять и овладеть искусством конкурентной борьбы» [2].
В этой связи органам всех ветвей власти необходимо четко понимать, что означает и в чем заключается территориальная конкурентоспособность, в чем ее отличие от конкурентоспособности предприятий, а главное, какие шаги должны предпринять органы власти при решении вопроса повышения конкурентоспособности собственной территории.
На сегодняшний день существуют различные подходы к формулировке определения территориальной конкурентоспособности.
О.Н. Нестеренко и С.Ю. Юрпалов определяют конкурентоспособность территории как способность территориальной системы конкурировать на равных с аналогичными с ней территориями как на рынке инвестиционных ресурсов (привлекая инвестиции в объекты территориальной системы), так и на рынке конкретных товаров, выпускаемых ее хозяйствующими субъектами [3].
В основе конкурентоспособности территорий, по мнению ученых, лежит продуктивность использования сосредоточенных на ней ресурсов труда и капитала как главной определяющей уровня жизни населения.
Данный подход к сущности категории «территориальная конкуренция» показывает, что необходимым условием ее достижения является согласованная деятельность двух уровней хозяйствования: отраслевого и территориального, их обоюдная заинтересованность в завоевании конкурентных позиций на соответствующих рынках территории и за ее пределами.
Л.М. Капустина, А.Н. Силин и А.И. Татаркин отмечают, что условия, в которых сегодня функционируют региональные системы, таковы, что территории вынуждены вступать в жесткую конкурентную борьбу за размещение и развитие у себя производства товаров и услуг, следовательно, за инвестиции внешних и внутренних, в том числе зарубежных инвесторов, в период снижения центрального финан-
сирования. В этом случае территория и ее потенциал выступают в качестве более или менее привлекательного объекта инвестирования. Таким образом, А.И. Татаркин определяет территориальную конкуренцию, как взаимодействие двух участников рыночных отношений: 1) субъектов, желающих вложить капитал в территорию; 2) органов территориального управления, представляющих интересы жителей, для развития конкурентных преимуществ территории [4].
М. Штайнер рассматривает конкурентоспособность как способность органов власти гибко реагировать и быстро адаптироваться к внешним воздействиям, изменениям конъюнктуры национального и мирового рынка, где под адаптацией понимается рациональное распределение экономической деятельности в пространстве [5].
Поэтому территориальное развитие, по мнению ученого, во многом определяется способностью к инновациям и их местам в производстве и сбыте продукции отраслей специализации на национальном и мировом уровнях. В частности, он отметил: «Неравенство регионов все в большей степени становится проблемой разной степени динамической конкурентоспособности, отражающей разные потенциальные возможности регионов перестроиться в соответствии с новыми условиями».
Сильную экономику страны формируют прогрессивные предприятия, которые добиваются конкурентоспособности благодаря внедрению инноваций. Инновации помогают создавать конкурентные преимущества, определять свободные ниши, на которые другие предприятия не обратили внимания. Повышение конкурентоспособности предприятий ведет к повышению конкурентоспособности всей отрасли. Усиление конкуренции между предприятиями и отраслями повышает конкурентный потенциал всей страны.
Многие ученые считают, что окружающая среда (имеется в виду городская, региональная) оказывает заметное влияние на конкурентную позицию фирм. В частности, И. Бегг рассматривает термин «конкурентоспособность» с двух позиций: во-первых, с позиции уровня развития экономики города; во-вторых, в сравнении с другими городами. В этом смысле, по его мнению, конкурентоспособность города заключается в защите им своей доли рынка (аналогично компаниям).
И. Бегг обращает внимание на то, что способность города конкурировать зависит от основных его атрибутов, определяющих привлекательность города как места размещения городских действующих лиц, и от сильных и слабых сторон экономических агентов [6]. Основные характеристики, определя-
Экономика
ющие конкурентоспособность региона, уточняются и конкретизируются применительно к определению конкурентоспособности городов.
Чтобы сделать город конкурентоспособным, следует предоставить необходимые локализационные условия и содействовать конкурентоспособности предприятий, действующих в городе. Конкурентоспособность города (в смысле экономической мощи) зависит от конкурентоспособности фирм, расположенных в нем. Но чтобы их привлечь и удержать в городе, необходимо предоставить фирмам условия, способствующие их конкурентоспособности. Поэтому привлекательность города является синонимом его конкурентоспособности как места размещения различных видов деятельности. Причем город должен быть привлекательным не только для предприятий, но в условиях глобализации, повышения роли квалифицированных кадров и инноваций - и для населения, являющегося одним из важнейших ресурсов, которые город может предложить предприятиям.
Ученые отмечают новые тенденции в развитии зарубежных городов Европы, которые также находят отражение в развитии российских городов: с одной стороны, децентрализация, рост экономических возможностей, с другой - глобализация экономики, повышение роли межгосударственного уровня в принятии решений [7]. Глобализация проявляется в расширении международной торговли, либерализации международного движения капитала, усилении влияния многонациональных корпораций, а также в глобальной реструктуризации промышленности [8].
В этих условиях зарождается новое явление. В частности, Е.Г Аними-ца, Н.Ю. Власова и Я.П. Силин отмечают, что современные города становятся городами-предпринимателями или городами-корпорациями, активно конкурирующими друг с другом.
Ученые отмечают, что «в результате происходит не только эволюция территорий, но и эволюция идеалов: от идеалов абсолютного равенства и социальной справедливости перешли к идеалам конкуренции» [9].
По отношению к городам в настоящее время применяется большое количество положений, которые первоначально использовались только по отношению к предприятиям. Так, термин «конкурентоспособность», который ранее применялся в первую очередь для оценки деятельности предприятий (как способность фирмы приобрести, сохранить и увеличить долю на рынке) [10], сейчас используется также для регионов и государств [11].
При анализе понятия «территориальная конкурентоспособность» возникает вопрос о конкуренции. Это по-
нятие интерпретируется учеными по-разному. Л. Бадд рассматривает его с двух сторон: с одной стороны, существует конкуренция между определенными видами деятельности или рынками, которые действуют с территории городов (локализационная экономия), с другой - конкуренция между характеристиками городов и их социальным капиталом, например, инфраструктурой, квалифицированными кадрами (урбанизационная экономия) [12]. По его мнению, территориальной конкуренцией называют также деятельность групп, оперирующих от лица региона (органы власти) по его продвижению как места размещения экономической деятельности в конкуренции с другими территориями.
Особенно актуальной эта теория становится в связи с возрастанием роли городского уровня управления, что в большей степени проявляется в развитых странах, но также получает распространение и в странах переходной экономики и развивающихся странах. «В Европе на место прежних городских иерархий приходит европейская система городских регионов, где города и регионы конкурируют друг с другом за приток новых мобильных инвестиций и поддержание уже установленных экономических связей» [13].
Политика территориального развития должна создавать условия, в которых фирмы могут повышать свою конкурентоспособность, быть направлена на усиление конкурентного преимущества региона путем манипуляции отдельными атрибутами, которые увеличивают ценность территории для размещения разнообразных видов деятельности [14, 15]. В связи с этим возрастает необходимость разработки стратегии для повышения конкурентоспособности территорий [1].
Вопросы территориальной конкуренции, ее методологии, а также методические рекомендации, оценки конкурентоспособности регионов и муниципальных образований глубоко исследованы в работах Б.М. Гринчеля,
Н.Е. Костылевой, Е.А. Смирнова.
В своих работах ученые отмечают, что конкуренция между территориями рассматривается как стремление завоевать различные группы потребителей местных ресурсов. Территориальная конкуренция включает в себя уровни конкуренции между странами, предприятиями и отраслями производства, регионами страны.
Рассмотрение территориальной конкуренции, по мнению ученых, на уровне стран включает в себя соревнование между политической, экономической, социальной, экологической и культурной сферами, а также стратегиями социально-экономического развития. Специфика конкурентоспособности
страны видится в работе ее правительства как катализатора, создающего условия для движения к более высоким уровням развития конкуренции отраслей производства на ее территории.
По мере роста экономической силы и политического влияния регионов процесс конкуренции переходит на межрегиональный уровень, обуславливая конкуренцию между регионами как в рамках страны, так и в международном масштабе. Развитие региональной конкуренции полезно тем, что заставляет провести основательный анализ социально-экономического развития региона; дает возможность выявить взаимоотношения с существующими и возможными партнерами и конкурентами; позволяет на основе анализа выбрать профиль, где у региона есть будущее; оценка конкурентоспособности региона может стать элементом мониторинга реализации стратегии.
Стратегии развития регионов имеют много общего со стратегиями предпринимательской деятельности. В этом случае регионы рассматриваются как предприятия, а управление, осуществляемое структурами власти региона, основывается на основе инструментов менеджмента, применяемого в бизнесе.
В частности, в оценке эффективности деятельности предприятий и регионов существует прямое различие, так для предприятий оценкой эффективности деятельности является прибыль, тогда как для региона - социальное спокойствие, комфортность жизни, привлекательность города. Производимый продукт для предприятий -товары и услуги, для региона - условия жизни, работы и отдыха и т. д. [9].
Важнейшим же отличием являются цели. Цель предприятий - получение прибыли и только прибыли, тогда как широко признано, что у региона цель значительно шире, а именно: создание благоприятных условий деятельности, т. е. высокого качества жизни населения, инвестиционный климат, поощрение внутренней конкуренции, создание барьеров от внешней среды и лишь потом - получение прибыли, т. е. прибыль - средство достижения вышеуказанных направлений. Таким образом, конкурентоспособность региона - более сложное комплексное понятие, которое определяется совокупностью как стоимостных, так и нестоимостных факторов.
Одним из факторов, определяющих конкурентоспособность региона, является ресурсный потенциал. Он рассматривается в статике, т. е. констатация факта наличия или отсутствия ресурсов. В этом случае наличие ресурсов в регионе обеспечивает потенциальные возможности региона к развитию за счет ресурсной базы. Однако само наличие ресурсов в регионе без целевого управляющего воз-
Экономика
действия еще не делает регион конкурентоспособным.
Таким образом, следующим важнейшим условием конкурентоспособности регионов являются управленческие системы, призванные обеспечить динамичное использование ресурсов региона, причем при постоянной адаптации ресурсов к изменению внутренней и внешней среды.
На основании вышесказанного, по моему мнению, конкурентоспособность регионов определяется следующими взаимосвязанными условиями:
- наличием на территории региона ресурсов, необходимых для осуществления экономической деятельности;
- возможностью быстрой адаптации форм, механизмов, технологий использования этих ресурсов к непрерывным изменениям внутренней и внешней среды;
- наличием региональной управляющей системы, ключевой функцией которой является целеполага-ние и стимулирование процессов адаптации форм, механизмов, технологий использования этих ресурсов к непрерывным изменениям внутренней и внешней среды.
Не менее дискуссионным является вопрос об определении конкурентных преимуществ регионов. Выделяются следующие критерии к выявлению конкурентных преимуществ:
- структурные факторы: эффективная инфраструктура, достаточное предложение основных услуг в регионе, высокое качество среды жизни и эффективная политика региональной власти;
- функциональные факторы (т. е.
функции, которые регион может выполнять): существует ли возможность для городов региона стать распределительными центрами, местами размещения международного бизнеса, центрами инновационной деятельности, важными узлами в информационной (коммуникационной) сети, способность областного центра стать международным центром культуры (объединяющим многонациональное региональное население).
Сочетание этих факторов обусловливает привлекательность региона для конкретных секторов, видов деятельности, определяет функции, которые потенциально могут выполняться регионом.
По мнению И. Бегга, в краткосрочном периоде конкурентоспособность зависит от структуры экономики, так же, как и от характера и эффективности институтов, качества и распространенности инфраструктуры и других факторов, которые влияют и на эффективность национальной системы в целом. В долгосрочном периоде конкурентоспособность зависит от способности достичь устойчивого изменения
факторов, которые способствуют росту производительности [16].
Эти точки зрения отражают перенос акцентов в современной региональной и муниципальной экономической науке Европы со сравнительного преимущества того или иного места расположения, на котором основывалась традиционная региональная экономика, к конкурентному преимуществу. Здесь акцент делается на то, что как бизнес, так и население становятся все более свободными в выборе своего места размещения и жительства в связи с современными процессами глобализации и информатизации, поэтому снижается роль факторов, присущих тому или иному месту расположения (природных ресурсов, географического положения), и возрастает роль факторов, которые могут быть созданы в самом регионе.
Тем не менее, считаю, что было бы неправильно не принимать во внимание первую группу из вышеуказанных факторов. В России факторы второй группы только начинают оказывать свое влияние, но именно они являются регулируемыми. Их значение будет возрастать с развитием бизнеса, увеличением роли межрегиональных и межгосударственных экономических связей, ростом доходов населения и повышением его мобильности.
Главной целью регионального развития все чаще провозглашается устойчивость развития региона. Добиться устойчивого развития можно двумя путями. Первый путь основан на внешней поддержке, перераспределении средств между регионами [17], второй - за счет мобилизации внутренних сил.
Конкуренция во всех областях деятельности является фактором активизации и мобилизации дополнительных внутренних сил, ресурсов, воли, интеллекта для достижения определенных целей. Добиться высоких стандартов устойчивого развития регионов можно двумя путями: на основе внешней поддержки и перераспределения средств централизованных источников между территориями и на основе мобилизации внутренних ресурсов. Второй путь еще мало изучен и используется часто недостаточно. Так, для значительного и быстрого подъема экономики и роста конкурентоспособности новых земель Германии после ее объединения в основном используется первый путь, когда на основе «налога солидарности» и других механизмов происходит перераспределение средств и ресурсов. В СССР на протяжении нескольких десятилетий также был предпочтительным способ централизованного регулирования развития регионов. Инициативы и активность в проведении самостоятельной региональной структурной политики и выдвижении стратегий не находили
поддержки, если они не соответствовали утвержденным «сверху» директивам. В настоящее время в России имеет место значительная либерализация не только в движении людей и капитала, но и стратегий местного развития. Конкуренция между регионами России возрастает [18]. Адекватной реакцией на эти процессы со стороны региональных властей могут быть только усилия, направленные на разработку методов достижения и сохранения конкурентных преимуществ на основе диверсификации функций региона для всех целевых групп.
Таким образом, усиливающаяся конкуренция между регионами включает в себя соревнование управленческих систем между их политической, законодательной, экономической, социальной, экологической и культурной системами и стратегиями. И успехи территорий во всех этих сферах определяют их экономическую безопасность [4], а также силу и конкурентоспособность.
В то же время на возрастание состязательности регионов РФ влияют многие другие процессы, характерные для современного мира: научно-технический прогресс, информатизация, возрастание экологических стандартов жизни, усиление мобильности людей и капитала.
Процесс развития конкуренции регионов несет позитивные и негативные последствия, способствуя усилению одних регионов и ослаблению других. В то же время овладение механизмами конкурентной борьбы становится объективно необходимым и может послужить катализатором активизации внутренних потенциалов региона и дополнительным фактором обеспечения устойчивого и стратегически ориентированного регионального развития [19]. Сегодня в России конкурентоспособность регионов резко различается. В индустриально развитых регионах конкурентоспособность выше и все более быстрыми темпами продолжает набирать свою активность. В аграрноиндустриальных регионах конкурентоспособность сдерживается деп-рессивностью их развития.
Решить проблему повышения конкурентоспособности аграрно-индустриальных регионов, вывода их из категории депрессивных призваны действующие федеральные целевые программы, такие как Федеральная адресная инвестиционная программа «Сокращение различий в социальноэкономическом развитии регионов РФ на 2002-2010 годы и до 2015 года», Федеральная целевая программа «Юг России» и др.
Однако это, опять же, внешний инструмент, а за участие в данной программе развернулась конкурентная борьба между регионами. Способы до-
Экономика
стижения результата угадать не сложно. Более развитые регионы находят свои инструменты для участия в программе. В результате конкурентоспособность депрессивных, в том числе аграрно-индустриальных регионов, остается низкой. Существуют очень сильные различия в структуре конкурентоспособности для каждого типа регионов, так как ни один регион не может быть конкурентоспособен сразу во всех сферах деятельности.
Успех региона достигается в определенных отраслях и сферах, где условия развития для него наиболее благоприятны и перспективны.
В аграрно-индустриальных регионах такой перспективой является двойственность специализации экономической деятельности.
По определению аграрно-индустриальный регион имеет в своей структуре развитые аграрно-промышленный и машиностроительный комплексы, причем первая специализация поставляет заказ на производство средств производства для АПК, а машиностроительный комплекс (потребление питания работников машиностроительного комплекса) не может обойтись без потребления продукции АПК, т. е. интересы обеих специализаций переплетаются.
Обеспечение конкурентоспособности аграрно-индустриальных регионов осуществляется на основе следующих трех основополагающих принципов, которым должны следовать органы власти для оказания адекватного позитивного воздействия на конкурентоспособность региона:
- необходимо поощрять изменения;
- способствовать внутренней конкуренции;
- стимулировать инновации.
Данным принципам должны следовать органы власти всех регионов, стремящихся повысить свою конкурентоспособность. Однако для развития конкурентных преимуществ именно аграрно-индустриального региона, на мой взгляд, данных принципов недостаточно. Предлагаются следующие принципы, которыми могут руководствоваться органы власти аграрноиндустриальных регионов, стремящихся получить конкурентные преимущества в области АПК:
- поддержка создания и развития специализированных факторов в области АПК: образования, базовой инфраструктуры, проведения исследований и т. д.;
- обеспечение строгого соответствия продуктов производства АПК и услуг стандартам безопасности, а также охраны окружающей среды;
- содействие устойчивому инвестированию как производственной сферы АПК, так и социальных программ развития села;
- преодоление монополизма в АПК;
- стимулирование развития в дан-
ном регионе агропромышленных кластеров и их взаимосвязь с другими кластерами аграрно-индустриального региона;
- формирование стратегии устойчивого развития региона, обеспечивающей устойчивое развитие его АПК.
Одним из основных направлений региональной конкуренции является формирование и развитие на территории аграрно-индустриального региона современных кластеров или сконцентрированных по географическому признаку групп взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга [2].
Концентрация современных кластеров в определенных регионах и соперничество между ними повышают их силу, что способствует росту и региональной конкурентоспособности.
Каждый кластер не только вносит непосредственный вклад в производительность на уровне всей страны, но и влияет на производительность других кластеров в регионе.
Кроме того, кластеры обеспечивают новые возможности региональных властей разрабатывать и реализовывать стратегию экономического развития региона в направлении поддержки конкурентных преимуществ экономики в целом, внедрения инноваций и специализации региона в рамках страны или более широкого экономического пространства.
Для определения уровня конкурентоспособности аграрно-индустриального региона необходимо рассмотреть существующие модели его оценки.
Оценка уровня конкурентоспособности аграрно-индустриального региона является важным этапом в цикле повышения его конкурентной силы и продвижения его позитивного имиджа по России. Оценка может проводиться посредством нескольких способов. В частности, Б.М. Гринчель и Н.Е. Косты-лева в своих работах рассматривают следующие модели оценки [20]:
- оценка уровня конкурентоспособности региона на базе модели измерения потенциалов;
- оценка уровня конкурентоспособности региона на базе модели ранговой оценки.
Рассмотрим предложенные модели применительно к аграрно-индустриальному региону. Оценка уровня конкурентоспособности региона на базе модели измерения потенциалов позволяет оценить конкурентоспособность на основе определения наличия и уровня развития тех составляющих потенциалов, которыми обладает аграрно-индустриальный регион. Оценка этих потенциалов позволит повысить эффективность их использования и будет способствовать повышению уровня региональной кон-
курентоспособности.
Потенциал региона - сложное понятие, включающее в себя, на взгляд ученых, пять основных составляющих, являющихся основными факторами конкурентоспособности города или региона.
1. Ресурсный потенциал объединяет географическое положение, наличие природных ресурсов и характеристики климатических условий развития, земельные ресурсы, основной капитал региона, трудовые ресурсы и особенно - высококвалифицированную рабочую силу.
2. Потенциал качества жизни рассматривает уровень социальной защиты и степень безопасности проживания населения в регионе, возможности получения услуг ЖКХ, качество жилья и уровень развития градостроительства, наличие и качество культурной среды, формирование здорового образа жизни и перспективы жизни в регионе для молодежи.
3. Финансовый потенциал играет важнейшее значение для развития экономики, создания благоприятного и привлекательного инвестиционного климата и обеспечения бесперебойной работы социальной сферы.
4. Экологический потенциал играет все более значимую роль для роста качества жизни и обеспечения устойчивого развития регионов и городов, что служит существенным кри-
Экономика
терием для определения конкурентной силы территории.
5. Организационный потенциал представляет собой способность региональных властей мобилизовать факторы развития территории и организовать сотрудничество целевых групп местного сообщества.
Для проведения качественного анализа оценки уровня конкурентоспособности аграрно-индустриального региона, применяя данный метод, необходимо раскрыть основные элементы потенциалов. Элементы потенциалов приведены в таблице.
Последовательное раскрытие потенциалов посредством показателей даст возможность провести анализ конкурентоспособности аграрно-индустриального региона. Далее необходимо сравнить полученные результаты с аналогичными показателями регионов соседей, а также, что очень важно, позиционировать себя среди аграрно-индустриальных регионов и в целом по стране.
Второй метод, предложенный ученым, применимый для анализа конкурентоспособности аграрно-индустриальных регионов, - метод ранговой оценки.
Данный метод состоит в определении ранга региона в определенной системе территорий. Например, аграрно-индустриальный регион можно про-ранжировать по федеральному округу
Таблица
Элементы, определяющие потенциал аграрно-индустриального
региона*
№ п. п. Потенциалы Элементы потенциалов
1. Ресурсный 1. Природные ресурсы, климат и географическое положение. 2. Земля. 3. Трудовые ресурсы. 4. Основной капитал: инфраструктура, помещения, здания.
2. Качество жизни 1. Социальная защита. 2. Перспективы для молодежи (как в городской, так и в сельской местности). 3. Наличие образовательных учреждений (средних, средне-специальных, техникумов, вузов и т. д.). 4. Доступность услуг ЖКХ. 5. Наличие культурных центров (как в городах, так и на селе). 6. Безопасность проживания в регионе (в т. ч. экологическая)
3. Финансовый 1. Бюджет региона. 2. Региональные целевые программы (направленные на развитие АПК, машиностроения и социальной сферы). 3. Федеральные целевые программы. 4. Инвестиционный климат аграрно-индустриального региона. 5. Банковская инфраструктура.
4. Экологический 1. Качество воды, воздуха. 2. Природоохранная деятельность. 3. Функционирование ЖКХ в области переработки мусора. 4. Окружающие ландшафты. 5. Озеленение городов. 6. Наличие озер, рек, водоемов.
5. Организационный 1. Политическая стабильность. 2. Стратегическое планирование. 3. Маркетинговая деятельность органов власти. 4. Участие граждан в процессе управления.
* Разработано автором.
Экономика
или среди аналогичных регионов.
Данный метод обладает определенными характеристиками:
- для применения рангового метода не обязательно охватывать весь спектр имеющихся показателей, характеризующих тенденции развития регионов; можно ограничиться выбором группы нескольких показателей, наиболее ярко характеризующих конкурентоспособность территории;
- область применения метода не ограничивается экономическими исследованиями и применима в любом направлении научных исследований;
- критерии сопоставления могут изменяться в зависимости от задачи определения ранга, т. е. можно определить ранг аграрно-индустриального региона и среди индустриально-аграрных и т.д.
Стоит заметить, что рассмотренные два метода анализа конкурентоспособности аграрно-индустриального региона не являются единственными. К оценке конкурентоспособности аграрно-индустриального региона могут быть применены и другие методы. В данном исследовании не ставится цель выявить все подходы. Я лишь привел примеры методов, наиболее полно, с моей точки зрения, дающих оценку конкурентоспособности именно аграрно-индустриальных регионов.
На основе проведенного анализа конкурентоспособности аграрно-индустриального региона у органов власти появляется картина его преимуществ и недостатков. Далее разрабатывается цикл повышения уровня конкурентоспособности аграрно-индустриального региона посредством превращения негативных тенденций в положительные направления, а также происходит поиск новых резервных направлений. Вырабатывается стратегия повышения конкурентоспособности региона. Производится постоянный мониторинг внутренней и внешней среды на предмет их изменения с течением времени, после чего происходит корректировка стратегии повышения конкурентоспособности аграрно-индустриального региона. Таким образом, начнет действовать цикл повышения конкурентоспособности региона.
В этом случае органы власти становятся ключевым звеном обеспечения, поддержания и наращивания конкурентных преимуществ своей территории, а также ее позиционирования, продвижения, маркетинга.
Именно организационный потенциал или способность региональных властей соединить всех заинтересованных участников процессов региональ-
ного развития в целях устойчивого и сбалансированного движения вперед призваны повысить уровень конкурентоспособности аграрно-индустриального региона.
К методам осуществления подобной модернизации регионального управления в первую очередь следует отнести следующие:
- стратегическое планирование;
- информатизация и внедрение принципов электронного управления на региональном уровне;
- региональный маркетинг, являющийся эффективным внутренним методом поддержки местного экономического развития и привлечения инвестиций;
- стратегически ориентированное региональное управление, включающее определение стратегического видения будущего аграрно-индустриального региона, разработку концепции стратегии (стратегического плана) развития региона на 10-15 лет, реализацию стратегии, оценку и постоянный мониторинг программ, проектов и мероприятий по оценке конкурентоспособности региона.
Учет направлений осуществления информационной революции и формирования общества знаний обеспечивает региональным властям путь получения уникальных конкурентных преимуществ, основанных на принципиально новых технических и организационных потенциалах и широких возможностях создания новых услуг. В первую очередь это интернет и электронные средства коммуникации, которые являются самой современной и эффективной информационно-коммуникационной технологией, способной обеспечить регионам серьезные конкурентные преимущества [21] по целому ряду направлений:
- презентация региона во внешней среде: в стране и за рубежом;
- активный маркетинг сильных конкурентных преимуществ региона;
- активное содействие привлечению в регион инвестиций;
- повышение информированности жителей региона о стратегии, крупных проектах и программах;
- облегчение проведения выборных кампаний, референдумов, опросов;
- обеспечение более значительного участия граждан в региональном и местном управлении.
Решить проблему информатизации и внедрения принципов электронного управления на региональном уровне призвана Федеральная целевая программа «Электронная Россия».
Отличительными чертами регио-
нального маркетинга являются:
- ориентация на потребителя;
- охват региона в целом, включая входящие в его состав города и районы;
- учет интересов всех социальных групп, в том числе предпринимателей, квалифицированных рабочих, молодежи, пенсионеров и др.;
- интенсивная информация об интересах социальных групп, координация и совместная деятельность общественного и частного секторов;
- изменение структуры органов регионального управления путем создания специальных служб по разработке и реализации маркетинговых программ и по работе с населением;
- ориентация на реализацию концепций маркетинга в жизнь, для чего осуществляется планирование, регулирование и контроль проведения всех маркетинговых мероприятий.
Мероприятия регионального маркетинга можно сгруппировать по двум направлениям.
Первое. Маркетинг аграрно-индустриального региона в целом по отношению к индустриальным, индустриально-аграрным регионам, стране, мировому пространству.
В этом понимании региональный маркетинг является сложной системой мер по общему и комплексному преобразованию среды в интересах региона в целом с целью повышения его конкурентоспособности.
Второе. Региональный маркетинг можно рассматривать как разновидность территориального маркетинга в виде комплекса маркетинговых мероприятий региона. В этом случае региональный маркетинг позволяет дать возможность менее развитым территориям (сельской местности) выделиться на фоне городских поселений, которые поодиночке не в состоянии осуществлять свое продвижение.
Данные направления развития аграрно-индустриального региона способны начать модернизацию управления социальной и экономической сферами региона, а также повысить его конкурентоспособность.
Однако для применения того или иного внутреннего или внешнего инструмента (системы инструментов) необходимо четко представлять положение в социально-экономическом развитии аграрно-индустриального региона. Непонимание момента развития (состояния, в котором находится регион) может обусловить применение не тех инструментов, что приведет лишь к усугублению его положения как в социальном, так и экономическом развитии.
Литература
1. Гринчель Б. М., Костылева Н. Е., Смирнова Е. А. Повышение конкурентоспособности территорий как обобщающая задача стратегического развития // Разработка концепции стратегического развития муниципальных образований : м-лы проекта Tacis Bistro «Стратегическое планирование в муниципалитетах Ленинградской области». СПб., 2001. 52 с.
2. Портер М. Конкуренция / пер. с англ. М. : Вильямс, 2000. 495 с.
3. Нестеренко О. Н., Юрпалов С. Ю. Бизнес-план территориального проекта. Екатеринбург : УрО РАН, 1999. 52 с.
4. Татаркин А. И., Куклин А. А., Романова О. А. и др. Экономическая безопасность региона: единство теории, методо-
Экономика
логии исследования и практики. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 1997. 240 с.
5. Штайнер М. Разнообразные формы адаптации регионов и их значение для региональной политики // Государственная служба. Центр и регионы. Зарубежный опыт. М., 1996. С. 86.
6. Begg I. Cities and competitiveness // Urban Studies. 1999. Vol. 36. P. 795-809.
7. Meer J. van der. The role of city marketing in urban management. Rotterdam : EURICUR. Erasmus University, 1992.
8. Knight R. V. The Emergent Global Society // Cities in a Global Society / Edited by R. V. Knight, G. Gappert. Urban Affairs Annual Reviews. Sage Publications Inc., 1989. Vol. 35. Р 21.
9. Анимица Е. Г., Власова Н. Ю., Силин Я. П. Городская политика: теория, методология, практика / под науч. ред. А. И.
Татаркина. Екатеринбург : ИЭ УрО РАН, 2004. 306 с.
10. Visser E. J. Local sources of competitiveness, Spatial clustering and organisational dynamics in small-scale clothing in Lima, Peru. Amsterdam : Thesis publishers, 1996.
11. Dijk M. P van. Globalization and economic restructuring: Competitiveness at the Regional, Country, City and Enterprise Level
// Strategic Issues at the Dawn of a New Millennium / Edited by M.S.S. EL-Namaki. Leiderdorp: Lansa, 1999. Р 243-263.
12. Budd L. Territorial Competition and Globalization: Scylla and Charybdis of European Cities // Urban Studies. 1998. Vol. 35. P. 663-685.
13. Паркинсон М., Хардинг А. Города Европы в 2000 году: новая эра предпринимательства? // Городское управление. 1998. № 10. С. 59-60.
14. Распоряжение правительства Российской Федерации от 14 июня 2001 г. № 800-р // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 27, ст. 2774.
15. Методические указания к разработке планов экономического и социального развития РСФСР (Госплан РСФСР). М. : Экономика, 1985. 464 с.
16. Begg I. Cities and competitiveness // Urban Studies. 1999. Vol. 36. P. 795-809.
17. Бюджетный кодекс РФ. М. : Экмос, 1998.128 с.
18. Шеховцева Л. С. Конкурентоспособность региона: факторы и методы создания // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. № 4.
19. Региональная стратегия устойчивого социально-экономического роста / под ред. А. И. Татаркина. Екатеринбург : Ин-т экономики УрО РАН, 1998. 637 с.
20. Методические рекомендации по разработке и реализации стратегического плана городского развития / под ред. Б. М. Гринчеля, Н. Е. Костылевой. СПб. : Институт проблем региональной экономики РАН, 2001. 136 с.
21. Забелин П. В., Моисеева Н. К. Основы стратегического управления. М. : Маркетинг, 1998. 195 с.
К ВОПРОСУ О МЕТОДОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
Г.М. ДЕМИШКЕВИЧ,
кандидат экономических наук, Российский центр сельскохозяйственного консультирования, с. Глинково, Сергиево-Посадский район, Московская область
111621, г. Москва, ул. Оренбургская, 15-Б Тел. (495) 700-12-38 E-mail: [email protected]
Ключевые слова: система сельскохозяйственного консультирования, информационно-консультационная услуга, консультационная организация, консультант, центр сельскохозяйственного консультирования.
В настоящее время консультационная помощь сельским товаропроизводителям провозглашена как мера государственной поддержки производства сельскохозяйственной продукции и устойчивого развития сельских территорий (ФЗ «О развитии сельского хозяйства», ст. 7, п. 10) [1]. На ее поддержку выделяются значительные средства, которые должны быть использованы наиболее эффективно. Отсюда следует необходимость системного подхода к рассмотрению столь масштабного явления, как организация и развитие сельскохозяйственного консультирования. Мониторинг информационно-консультационной деятельности в сельском хозяйстве показывает, что для обеспечения объема и качества консультационных услуг в сфере развития АПК и сельских территорий необходимо организационное, методическое,
информационное, инновационное, материально-техническое обеспечение, организация подготовки и повышения квалификации кадров консультантов.
В центре методологии системного анализа находится операция количественного сравнения альтернатив, выполняемая с целью выбора оптимальной (по определенным критериям) альтернативы, которую и предполагается реализовывать [2]. Рассматриваемая система сельскохозяйственного консультирования является подсистемой для более крупной системы - системы АПК, включая сельское хозяйство и сельские территории. Исходя из основных положений системного, кибернетического, процессного, функционального и комплексного подходов формирование системы сельскохозяйственного консультирования предполагает решение следующих основных задач:
- определение состава элементов
системы в количественном и качественном отношении и их размещение в пространстве;
- определение характера взаимосвязей элементов системы и формирование структуры взаимоотношений;
- разработка регламентов происходящих в системе организационных процессов и создание комплекса организационно-плановых и нормативных документов, содержащих основные положения этих регламентов;
- установление кооперационных отношений между участниками системы в процессе решения общих задач.
По данным ООН, сельскохозяйственное консультирование развивается в 154 странах мира, где работают более 600 тыс. специалистов-кон-сультантов, обслуживающих 1,2 млрд
System of agricultural consultation, informationconsulting service, the consulting organization, adviser, the centre of agricultural consultation.