УДК 339.137.2: 005.591.6
Н. Т. Аврамчикова, И. С. Ушанова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
Рассмотрены вопросы теории конкурентоспособности регионов, обозначены ее основные факторы на основе осуществления социально-экономических инновационных технологий, приведена классификация социально-экономических инновационных технологий.
Проблемы сущности межрегиональной конкуренции (в том числе между городами - местами концентрации экономического и интеллектуального потенциала регионов) и овладения методами укрепления конкурентоспособности регионов становятся все более актуальными для региональные политиков, администраций и макрорегионов всего мира. Усиливается их осознание и в России, где региональный протекционизм до последнего времени преобладает в сознании властей и снижает общую конкурентоспособность страны в евроазиатском и мировом пространстве. В то же время развитие межрегиональной конкуренции может быть тем фактором, который ищет центральная власть для резкого усиления темпов роста России, ибо сильные конкурентоспособные регионы означают сильное государство.
Понятие территориальной конкуренции базируется на теории конкуренции предприятий, понимаемой как соревнование между предприятиями, которые поставляют товары на один и тот же рынок. В этих терминах конкуренцию территорий в целом можно определить как соревнование между регионами и городами в их стремлении «завоевать» различные целевые группы «потребителей» местных ресурсов и условий жизнедеятельности. При этом разноплановые интересы целевых групп в сочетании с особенностями потенциалов конкретных регионов обусловливают многогранность и особую сложность определения и оценки конкурентных возможностей и путей их приращения [1].
Процесс усиления конкуренции между регионами и городами всех уровней определяется, в первую очередь, глобализацией экономического развития, которая имеет далеко идущие последствия не только для сферы мировой экономики. Многие исследователи отмечают, что политическая, экономическая и социальная системы, гражданские права, законы наряду с национальными культурами серьезно подвержены процессам глобализации и обостряющейся конкуренцией. Города и регионы также не в последнюю очередь ощущают на себе огромное влияние глобализации. Причина этого в том, что в конечном итоге предприниматели и компании вместе с разнообразными заинтересованными учреждениями занимают свое место в тех странах и регионах, где условия для бизнеса являются благоприятными. То же касается и мобильности населения/рабочей силы, особенно для высокообразованных людей или тех, кто хочет эффективно вложить имеющийся капитал. Таким образом, усиливается конкуренция между государствами, регионами и городами. Она включает в себя соревнование между их политической, законодательной, экономической, социальной,
экологической и культурной системами и стратегиями. И успехи территорий во всех этих сферах определяют их силу и конкурентоспособность.
Добиться высоких стандартов устойчивого регионального развития городов и других населенных пунктов можно двумя путями: на основе внешней поддержки и перераспределения средств централизованных источников между территориями и на основе мобилизации внутренних ресурсов. Второй путь еще мало изучен, поэтому используется недостаточно [2]. Так, для значительного и быстрого подъема экономики и роста конкурентоспособности новых земель Германии после объединения используется первый путь, когда на основе «налога солидарности» и других механизмов происходит перераспределение средств и ресурсов. В СССР на протяжении нескольких десятилетий также быш предпочтительным способ централизованного регулирования развития регионов и городов. Инициатива и активность в проведении самостоятельной региональной структурной политики и выдвижении стратегий не находили поддержки, если они не соответствовали утвержденным сверху «директивам». В настоящее время в России имеет место значительная либерализация не только в движении людей и капитала, но и стратегий местного развития. Однако тормозом к развитию свободной конкурентной состязательности регионов и на этой основе к укреплению страны являются элементы ментальности руководителей, основанной на вере во всесилие централизованной помощи и поддержки в противовес местной инициативе. В результате конкурентоспособность российских регионов остается низкой, особенно в сопоставлении с европейскими и другими потенциальными местами размещения капитала, состязательная борьба с которыми в России ведется уже несколько лет.
Процесс развития конкуренции регионов несет позитивные и негативные последствия, способствуя усилению одних регионов и ослаблению других. В то же время овладение механизмами конкурентной борьбы становится объективно необходимым и может послужить катализатором активизации внутреннего потенциала региона и дополнительным фактором обеспечения устойчивого и стратегически ориентированного регионального развития.
Развитие территориальной конкуренции полезно по нескольким причинам. Во-первых, конкуренция заставляет провести самоанализ состояния региона и его взаимосвязей и взаимоотношений с существующими или возможными партнерами и конкурентами. Это важный элемент регионального маркетинга. Во-вторых, учитывая данные самоанализа, регион может лучше определить свой профиль, т. е. за какие целевые группы «потребите-
лей» он в состоянии конкурировать, как выстраивать деятельность в будущем. Такой самоанализ и стратегический выбор профильности региона является залогом будущего успеха в развитии факторов конкурентоспособности и привлечении или сохранении «потребителей». В-третьих, оценка конкурентоспособности регионов может быть важным элементом мониторинга реализации стратегии и поэтапного позиционирования территории во внешней среде.
Сегодня существует большое количество неконкурентоспособных регионов. Усиление конкурентных отношений между отдельными областями, районами, городами России, России и Европейского Союза объективно повышает общий конкурентоспособный потенциал страны и содействует выравниванию развития регионов и стран Европы. Но для этого со стороны правительства России и региональных властей необходимы действия по созданию условий свободной и равной конкуренции для всех субъектов территориальной организации страны. Существует масса способов создать преимущественно благоприятные или, наоборот, неблагоприятные условия для отдельных территорий, что нарушает правила свободной конкуренции за потребителя. Законов и органов, регулирующих свободную конкуренцию регионов и городов, в России еще нет.
Существует прочный стереотип, сводящий представление о конкурентоспособности лишь к экономическому аспекту. В современном мире конкуренция идет не только и даже не столько в сфере экономики, сколько в сфере идей, технологий, стратегий. Поэтому можно говорить о многомерности конкурентоспособного пространства. Для этого надо задействовать культурно-исторический и общественно-политический потенциал, тогда есть шанс сделать дотационные территории самодостаточными.
В привычном представлении конкурентоспособность вырастает из конкуренции экономических субъектов. Регионы должны конкурировать между собой не по экономическим показателям, а по линии организации власти. Конкурентоспособный регион - тот, который эффективно управляется.
Существующая сегодня структура власти в регионах плохо приспособлена к решению подобных задач. Необходимо сформировать новую элиту, способную осуществлять контроль за расходом средств, выделяемых на реализацию национальных проектов.
Успешное экономическое развитие возможно только в группах регионов, поэтому сегодня конкурентоспособность выливается в соревнование за лидерство в большой территориальной системе.
Теория конкурентоспособности территорий (регионов, городов, районов) формируется на базе теории конкуренции предприятий и проходит в настоящее время период становления. Среди подходов, определяющих основные понятия территориальной конкуренции можно выделить следующие.
1. Рассмотрение территориальной конкуренции на уровне государства, нации увязывается М. Портером со способностью промышленности страны вводить новшества и модернизироваться [3]. Различия в национальных
ценностях, культуре, структуре экономики, в существующих организациях и историческом развитии вносят вклад в достижение успешной конкурентоспособности того или иного государства. Существуют большие различия в структуре конкурентоспособности каждой страны, поскольку ни одно государство не может быть конкурентоспособным во всем. В итоге страны достигают успеха в определенных отраслях и сферах в связи с тем, что их внутренние условия оказываются в соответствующих случаях наиболее благоприятными, динамичными и перспективными. С позиций современных теоретических исследований страны сильны своим экономическим потенциалом. Сильную экономику формируют прогрессивные компании, которые добиваются конкурентных преимуществ посредством инноваций. Инновации могут проявляться в новом дизайне, процессе производства, подходе к маркетингу или методах повышения квалификации работников. В своем большинстве инновации оказываются достаточно простыми и небольшими, основанными скорее на накоплении незначительных улучшений и достижений, чем на едином, крупном технологическом прорыве. Некоторые инновации создают конкурентные преимущества, порождая принципиально новые благоприятные возможности на рынке или же позволяют заполнить те сегменты рынка, на которые другие конкуренты не обратили внимания. Например, в таких отраслях, как автомобилестроение и бытовая электроника, японские компании добились конкурентных преимуществ для Японии за счет особого внимания к компактным моделям, имеющим меньшие размеры, потребляющим меньше энергии, которыми пренебрегали их иностранные конкуренты, считая такие модели менее выгодными, имеющими меньшее значение и менее привлекательными.
Обеспечение конкурентоспособности конкретных стран осуществляются, по мнению М. Портера, на основе так называемого «правила ромба», т. е. создания четырех основных предпосылок, которые государство старается поддерживать для своей экономики [3]:
- условия для факторов; позиция страны в факторах производства, таких как наличие квалифицированной рабочей силы или инфраструктуры, необходимых для ведения конкурентной борьбы в данной отрасли; например, эффективная система государственного образования, дороги, электросети ит.д.;
- состояние спроса; характер и объем спроса на внутреннем рынке для своего продукта или услуг; например, формирование платежеспособного спроса на новое жилье или страхование;
- родственные и поддерживающие отрасли; наличие или отсутствие в данной стране отраслей-поставщиков или других сопутствующих отраслей, конкурентоспособных на международном уровне; например, современные управляющие системы или двигатели для самолетов в России;
- устойчивая стратегия, структура и соперничество. существующие в стране условия создания, организации и управления компаниями, а также характер внутренней конкуренции. Например, сильная правовая защита собственности и акционеров.
Эти элементы тесно взаимосвязаны, причем действие одной из составляющих часто зависит от состояния трех
остальных. Например, требовательность покупателей не приведет автоматически к появлению улучшенной продукции, если качество людских ресурсов не даст компаниям возможности добиваться соответствия требованиям покупателей. Конкретные недостатки в факторах производства не будут стимулировать обновление, если конкуренция недостаточно сильна и цели, которые ставит перед собой компания, не подкрепляются существенными инвестициями. В целом слабая позиция в любой из составляющих будет ограничивать возможности данной отрасли прогрессировать и обновляться, а стране - повышать свою конкурентоспособность.
Вместе с тем эти элементы обладают свойством взаимного усиления, так как образуют систему. Эффектом системного характера «ромба» является то, что страны достаточно редко имеют одну конкурентоспособную отрасль; правило ромба формирует окружение, которое поддерживает кластеры конкурентоспособных отраслей. Конкурентоспособные отрасли не разбросаны в экономике бессистемно, они обычно объединены друг с другом вертикальными (покупатель-продавец) и горизонтальными (общие потребители, технологии, каналы) связями. Также они тяготеют к концентрации в географическом плане.
Адекватная роль правительства страны состоит в том, чтобы оно выступало в роли катализатора, вдохновляющего или даже подталкивающего компании к росту стремлений, поиску нового, движению к более высоким уровням конкуренции. Эта роль правительства является скорее косвенной, чем прямой.
Существуют основополагающие принципы, которым должны следовать правительства для оказания адекватного позитивного воздействия на конкурентоспособность страны: необходимо поощрять изменения, способствовать внутренней конкуренции, стимулировать инновации [4]. Некоторые характерные политические подходы, которыми следует руководствоваться странам, стремящимся получить конкурентные преимущества, включают следующие принципы:
- уделение особого внимания поддержке создания и развития специализированных факторов: образования, базовой инфраструктуры страны, проведения исследований и т. д.;
- обеспечение строгого соответствия продуктов и услуг стандартам безопасности и охраны окружающей среды;
- содействие устойчивому инвестированию;
- прекращение регулирования конкуренции и др.
По мере роста экономической силы и политического
влияния регионов теоретический подход к обеспечению территориальной конкурентоспособности на уровне стран становится применим и к региональной конкурентоспособности при условии дальнейшей детализации принципов и направлений развития конкуренции между регионами как в рамках одной страны, так и в международном масштабе.
2. Рассмотрение территориальной конкуренции с точки зрения формирования и развития на территории региона, городской агломерации современных кластеров, или сконцентрированных по географическому признаку групп взаимосвязанных компаний и связанных с ними
организаций, действующих в определенной сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга. Концентрация современных кластеров в определенных регионах и соперничество между ними повышает их силу, что способствует росту и региональной конкурентоспособности.
Все кластеры предлагают возможности для повышения производительности и поддержки роста заработной платы, даже те, которые не конкурируют с компаниями в других регионах. Каждый кластер не только вносит непосредственный вклад в производительность на уровне всей страны, но и может влиять на производительность других кластеров в регионе. Кроме того, кластеры обеспечивают новые возможности региональных властей разрабатывать и реализовывать стратегию экономического развития региона в направлении поддержки конкурентных преимуществ экономики в целом, внедрения инноваций и специализации региона в рамках страны или более широкого экономического пространства.
Межрегиональная конкуренция развивается и усиливается тогда, когда число «мест размещения», например, предприятий, много больше, чем потребителей или потоков грузов, или туристов. Большинству регионов России недостает сегодня рабочих мест, желательны инвестиции на развитие производства и инфраструктуры, многие регионы и города стремятся привлечь туристов, и т. п.
В то же время с привлечением новых групп населения не все так однозначно. Новые жители, особенно вы-сококвалифицированныге, являясь важным фактором развития производства, несомненно, увеличивают регио-нальныш экономический потенциал и необходимы для притока новых инвестиций в создание рабочих мест в будущем. С другой стороны, прибытие новых мигрантов создает массу проблем местным и региональным властям, часто требуя уже сегодня дополнительных средств из бюджета для их поселения или социальной поддержки
В настоящее время административные и экономические препятствия перемещению населения с каждым днем уменьшаются. Это наблюдается и в странах-членах Европейского Союза и в России [5]. Поэтому по мере возрастания экономических возможностей людей для перемены мест проживания (для этого необходимы средства на переезд и приобретение или найм жилья) регионы и крупные города все больше будут сталкиваться с проблемой конкуренции за жителей, особенно молодых и экономически активных. В России во многих отдаленных регионах и небольших городах уже сегодня остро стоит проблема массового оттока молодых людей, которые перемещаются в те регионы и города, где имеются большие возможности для получения образования, перспективы выбора профессии, получения более высокой заработной платы, жизни в более комфортных благоприятных условиях и т. д.
Конечной целью политики саморазвития в рамках региона является:
- создание условий для успешной самореализации жителей региона и стабильного улучшения качества их жизни на основе стратегического развития региона;
- достижение уровня, при котором за счет собственных ресурсов регион сможет обеспечить качественную
реализацию своих основных функций (создание благоприятной среды обитания, повышение уровня жизни населения, восстановление исторического и культурного облика региона, а также собственное поступательное развитие);
- обеспечение региона необходимыми условиями для проживания жителей, развития государственного (муниципального) и альтернативного секторов экономики, а также проведение планомерной работы по укреплению экономического, культурно-исторического потенциала и повышения инвестиционной привлекательности региона.
Инструментами такой политики, на наш взгляд, могут стать социально-экономические инновационные технологии, применение которых позволит решить многие проблемы в этой области.
Основой развития социально-экономической системы является не столько наличие базового потенциала, сколько умение его использовать в интересах данной системы. В течение долгого времени идет поиск и апробация различных подходов в исследовании и управлении социально-экономическими процессами в целях ускорения развития и повышения конкурентоспособности, разработаны и используются различные технологии. Однако практика показывает, что зачастую наличие уже имеющихся технологий не дает необходимых результатов. Это может зависеть от неумения применять те или иные технологии, но часто это является результатом недостатка инновационных технологий. Исходя из этого, социальноэкономические технологии можно разделить на традиционные и инновационные.
К традиционным социально-экономическим технологиям отнесем те модели и методы, которые лежат в основе классической экономической теории, например, кейнсианская модель равновесного национального дохода, модель совокупного спроса, модель совокупного предложения, классическая и кейнсианская модели безработицы, либо модели и методы, принятые официально на государственном уровне, например, методология расчета валового внутреннего продукта (ВВП) и воло-
вого регионального продукта (ВРП), предусмотренная системой национальные счетов (СНС) и другие. Инновационные технологии - наборы методов и средств, поддерживающих этапы реализации нововведения, а также сами средства и методы, основанные на инновациях, т. е. являющиеся новыми либо усовершенствованными. Если основой инновационных технологий являются инновации, то инновационные технологии буду классифицированы по группам в зависимости от базовой инновации. Таким образом, если в основе будет находиться социально-экономическая инновация, то, следовательно, речь пойдет о социально-экономических инновационных технологиях.
Основываясь на рассмотренном материале, дадим определение социально-экономическим инновациям и социально-экономическим инновационным технологиям. Социально-экономические инновации определяются как новые или усовершенствованные принципы, идеи в области исследования и развития социально-экономических систем.
Социально-экономические инновационные технологии - совокупность новых или усовершенствованных научно обоснованных приемов, способов и методов исследования либо воздействия на социально-экономические субъекты и объекты (социум, отрасли экономики и т. д.) с целью получения более высоких экономических и социальных результатов.
Социально-экономические инновационные технологии рассматриваются на трех уровнях масштаба: глобально-национальном (мировом, государственном) - соотношение стран в мире и положение определенной страны в мире, региональном - положение региона в стране (соотношение с другими регионами страны), районном (соотношение с другими районами региона).
Можно выделить две группы по форме выражения инновационных социально-экономических технологий: методологические и институциональные. К методологическим технологиям относится новая или усовершенствованная методология исследования, управления и прогно-
Соц0аХыно-эконор,0ч£ск0£ бнновацбонные техноХогбб
По со5ержан0ю
- соцбаХыные
- эконоцбческбе
- соцбаХыно-эконоцбческбе
По тбпо 0ссХ£бован0й
- обноконторныге цо5£^0
- рногоконторныге цо5£^0
По спосоао
- Т£ор£Т0 Ч£ск0 £
— Эр. П0р0 Ч£ск0 £
По Ц£Х0
- 0ссХ£боватаХыск0£ (анаХ0з)
- прогно3ны£
Пр0нц0пы 0 пр0£ры
рат£рат0ч£ск0£, стат0ст0Ч£ск0£, эконор£тр0ч£ск0£, 50а^£кт0Ч£ск0£, Хог0 ч£ск0 £ пр0£ры; пр0£ры стракторного, соаъ£ктно-оаъ£ктного анаХ0за, 0стор0ко-г£н£т0ч£ского побхоба, 0нбокц00, б£бокц00, сравн£н0я, г0пот£зы.
Классификация социально-экономических инновационных технологий
зирования социально-экономических процессов, а также изменений социально-экономических систем и их элементов.
К институциональным относятся различного рода социально-экономические структуры: технопарки, бизнес-инкубаторы, отраслевые кластеры и т. д.
Целью разработки и применения социально-экономических инновационных технологий является исследование социально-экономических систем и их элементов, прогнозирование их развития, выявление скрытых потенциалов, преимуществ, а также негативных тенденций и явлений, возможностей и способов использования преимуществ и устранения факторов неэффективного функционирования систем, получение общественно полезного социально-экономического результата при наименьших затратах.
Анализ различных источников в области социальноэкономических исследований позволил разработать их классификацию (рисунок).
Методы исследования социально-экономических систем и их составляющих, а так же методы прогнозирования их развития разделяются по содержанию на социальные методы и модели, где основными являются показатели развития социальной сферы, экономические, в которых на первом плане стоят экономические показатели и социально-экономические - смешанные, исследующие в равной степени как социальные так и экономические изменения. Необходимо отметить, во всех социально-экономических технологиях особое значение имеют демографические факторы.
Итак, понятие территориалыной конкуренции базируется на теории конкуренции предприятий при учете многогранности конкурентных возможностей территорий. Развитие территориалыной конкуренции способствует экономическому росту потенциала территорий. Ролы прави-телыства состоит в том, что оно выступает в качестве катализатора, вдохновляющего или подталкивающего компании к движению к более высоким уровням конкуренции, и является скорее косвенной, чем прямой. Инструментами политики саморазвития регионов являются социалы-но-экономические инновационные технологии.
Библиографический список
1. Гринчелы, Б. М. Повышение конкурентоспособности территорий как обобщающая задача стратегического развития / Б. М. Гринчелы, Н. Е. Костылева, Е. А. Смирнова // Разработка концепции стратегического развития муниципалынык образований : материалы: проекта Tacis Bistro «Стратегическое планирование в муниципалитетах Ленинградской области». СПб., 2001. 52 с.
2. Государственное и муниципалыное управление: регионалыно-экономические детерминанты / под. ред. Р. И. Исляева. СПб. : СПбГИЭУ, 2002. 176 с.
3. Портер, М. Конкуренция : пер. с англ. / М. Портер. М. : Вилыямс, 2000. 495 с.
4. Социалыно-экономическая эффективносты: опыт США. Система саморазвития. М. : Наука, 2000. 301 с.
5. Шуссман, К. «Точки роста» в европейских городах / К. Шуссман // Евроград, № 12. 2000. С. 54-57.
N. T. Avramchikova, I.S. Ushanova
SOCIO-ECONOMICAL INNOVATIONAL TECHNOLOGIES AS INSTRUMENTS OF INCREASING OF SOCIO-ECONOMICAL COMPETITIVENESS SYSTEM ON THE REGION LEVEL
It is covered some questions of the region competitiveness theory, its factors on the base ofsocio-economical innovational technologies realizing. It is also given the classification of socio-economical innovational technologies.
УДК 658.012.7; 65.012.7; 005.5
Л. В. Ерыгина, М. С. Чепкасова, Н. Л. Стеблянский КОНТРОЛИНГ: ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Практика убеждает, что на сегодняшний день наилучший инструмент рыночных преобразований всей деятельности предприятия - внедрение системы контроллинга.
Изначально контроллинг воспринимался как система управления финансовыми потоками. Со временем он трансформировался в систему управления предприятием в целом. Однако понимание его не однозначно. Различные авторы по-разному понимают сущность контроллинга, поэтому возникает необходимость формулировки понятия и определение его содержания.
Российская экономика, пережившая глубокий кризис, ционного процесса, а потенциал экономического роста, начинает восстанавливать свой потенциал. Ее спад в реализовавшийся в 2000 г., оказался весьма ограниченным, 1990-1999 гг. был обусловлен трудностями трансформа- фаза подъема быша прервана новым небольшим спадом.