Научная статья на тему 'Концептуальные основы формирования готовности учащихся вуза к противостоянию пропагандистской и вербовочной деятельности террористов'

Концептуальные основы формирования готовности учащихся вуза к противостоянию пропагандистской и вербовочной деятельности террористов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
READINESS / CONCEPTUAL BASES / COUNTERACTION / OPPOSITION / TERRORIST ORGANIZATIONS / TERRORISTS / HIGH SCHOOL STUDENTS / ГОТОВНОСТЬ / КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / ПРОТИВОСТОЯНИЕ / ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ТЕРРОРИСТЫ / УЧАЩИЕСЯ ВУЗА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дьяков В. Д.

Терроризм стал одной из глобальных угроз, эффективным средством, используемым не только террористическими организациями, но и специальными службами и правительствами некоторых стран. Жестокость террористических организаций не знает границ. Для достижения своих целей они не останавливаются ни перед чем и ни перед кем, включая детей, женщин, стариков, инвалидов. Одним из направлений террористических организаций является вербовка новых членов и своих сторонников. В последние годы они сконцентрировали свои усилия на вовлечение в свои ряды учащейся молодёжи высших и средних учебных заведений, которые стали увенчиваться успешными результатами. Это неприемлемо. В статье изложены концептуальные основы формирования готовности учащихся вуза к противостоянию и противодействию пропагандистской и вербовочной деятельности террористов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL BASES OF FORMATION OF READINESS OF UNIVERSITY STUDENTS FOR OPPOSITION PROPAGANDA AND RECRUITING ACTIVITIES OF TERRORISTS

Terrorism has become a global threat, an effective tool used not only by terrorist organizations, but also by special services and governments of some countries. The brutality of terrorist organizations knows no boundaries. To achieve their goals, they do not stop at anything and anyone, including children, women, the elderly, the disabled. One of the areas of terrorist organizations is the recruitment of new members and supporters. In recent years, they have concentrated their efforts on the involvement of young students in higher and secondary educational institutions, which have been successful. This is unacceptable. The article presents the conceptual basis for the formation of readiness of university students to confront and counter the propaganda and recruitment activities of terrorists.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы формирования готовности учащихся вуза к противостоянию пропагандистской и вербовочной деятельности террористов»

УДК 378.01

Dyakov V.D., soldier (Sochi, Russia), E-mail: [email protected]

CONCEPTUAL BASES OF FORMATION OF READINESS OF UNIVERSITY STUDENTS FOR OPPOSITION PROPAGANDA AND RECRUITING ACTIVITIES OF TERRORISTS. Terrorism has become a global threat, an effective tool used not only by terrorist organizations, but also by special services and governments of some countries. The brutality of terrorist organizations knows no boundaries. To achieve their goals, they do not stop at anything and anyone, including children, women, the elderly, the disabled. One of the areas of terrorist organizations is the recruitment of new members and supporters. In recent years, they have concentrated their efforts on the involvement of young students in higher and secondary educational institutions, which have been successful. This is unacceptable. The article presents the conceptual basis for the formation of readiness of university students to confront and counter the propaganda and recruitment activities of terrorists.

Key words: readiness, conceptual bases, counteraction, opposition, terrorist organizations, terrorists, high school students.

В.Д. Дьяков, военнослужащий, г. Сочи, E-mail: [email protected]

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ УЧАЩИХСЯ ВУЗА К ПРОТИВОСТОЯНИЮ ПРОПАГАНДИСТСКОЙ И ВЕРБОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕРРОРИСТОВ

Терроризм стал одной из глобальных угроз, эффективным средством, используемым не только террористическими организациями, но и специальными службами и правительствами некоторых стран. Жестокость террористических организаций не знает границ. Для достижения своих целей они не останавливаются ни перед чем и ни перед кем, включая детей, женщин, стариков, инвалидов. Одним из направлений террористических организаций является вербовка новых членов и своих сторонников. В последние годы они сконцентрировали свои усилия на вовлечение в свои ряды учащейся молодёжи высших и средних учебных заведений, которые стали увенчиваться успешными результатами. Это неприемлемо. В статье изложены концептуальные основы формирования готовности учащихся вуза к противостоянию и противодействию пропагандистской и вербовочной деятельности террористов.

Ключевые слова: готовность, концептуальные основы, противодействие, противостояние, террористические организации, террористы, учащиеся вуза.

В современных условиях возрастание террористической угрозы для безопасной жизнедеятельности социума и личности достигло своего апогея. Реализуя свои цели, террористы постоянно осуществляют террористические акты, завершающиеся большим количеством жертв, что порождает страх, боязнь, ужас граждан. За последние два десятилетия террористами развязаны военные конфликты или государственные перевороты в Афганистане, Ираке, Южной Осетии, Египте, Ливии, Сирии и др.

Террористические организации целенаправленно действуют и против нашей страны. По данным МВД РФ только за последние восемь лет (с 2010 по 2018 годы) в России было совершено более 8806 преступлений террористической направленности [1]. В 2017 году сотрудниками ФСБ было предотвращено 23 террористических акта, целью которых являлась дестабилизация обстановки в Российской Федерации, смена политического курса и развал российского государства [2].

Всё это подтверждает, что ныне терроризм представляет значительную государственную, социальную и личностную опасность.

В данной обстановке, характеризующейся возрастанием террористической опасности, проблема формирования специальных компетенций, обогащения знаний, умений, навыков, развитие личностных качеств будущих специалистов, их способностей правильно действовать в условиях противостояния террористам представляет особый интерес для современной педагогической науки и практики. Вышесказанное подтверждается нашим исследованием, показывающим, что среди абитуриентов (2016 г.) 63% не представляют себе реальную опасность терроризма, а среди курсантов первых курсов этот показатель равен 48%.

Государство и общество сегодня нуждаются в специалистах с высоким уровнем образования и профессиональной компетентности, готовых к профессиональной деятельности, включающей готовность противостоять и противодействовать террористической угрозе, вербовочной работе, проводимой террористическими организациями, умению действовать в условиях чрезвычайной ситуации террористического характера. Это требование изложено в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», «О противодействии терроризму», «О безопасности», ФГОС ВПО и др.

Однако, как показывает практика, современные вузы сориентированы на узконаправленную подготовку будущих специа-

листов в сфере противодействия терроризму, осуществляемую только в процессе изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Курсантов не плавательных специальностей морского вуза всего на одной лекции в общем плане знакомят с сущностью и содержанием терроризма, современной его классификацией, деятельностью российского государства в сфере борьбы и противодействия терроризму, мерами по сохранению жизни в чрезвычайных ситуациях, что не позволяет сформировать должный уровень готовности противостоять терроризму. Курс подготовки будущего специалиста в морском вузе не предусматривает наличия специальной дисциплины «Основы противодействия и противостояния терроризму», образовательный процесс не наполняется новым содержанием, формированием не только теоретического кругозора, но и овладения практическими навыками и умениями противостояния и противодействия терроризму. Всё это обостряет проблему готовности будущего профессионала к противостоянию и противодействию пропагандисткой и вербовочной деятельности, проводимой террористическими организациями.

Таким образом, несмотря на значимость подготовки учащихся вуза к противодействию и противостоянию терроризму, в реальном учебно-воспитательном процессе она не занимает соответствующего места, что требует не только теоретического обоснования её необходимости, но и создания практических средств, способных стимулировать формирование требуемой готовности у учащихся вуза.

Проблема готовности к различным видам деятельности исследуется в отечественной педагогике и психологии с середины ХХ века. Значительный вклад в раскрытие сущности и структуры этого феномена внесли такие учёные как А.А. Деркач, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, Н.В. Кузьмина, СА. Рубинштейн, В.В. Сериков, В.А. Сластенин и др. Сегодня профессиональная готовность является непременным условием эффективности профессиональной деятельности специалистов морского транспорта как плавательных, так и не плавательных специальностей (С.А. Баляева, С.Г. Гаврилова, О.Н. Касьянов, И.И. Мака-шина, А.Н. Томилин, О.В. Фомичева и др.). Однако анализ исследований, выполненных в этой сфере показывает, что проблема формирования готовности у учащихся вузов к противостоянию и противодействию терроризму учёными не рассматривалась и полностью ещё не осмыслена.

Опыт многочисленных исследований показывает, что такая работа организуется, строится и проводится более эффективно

и результативно при наличии разработанных концептуальных основ педагогической (воспитательной) деятельности.

Согласно взглядам С.Н. Томилиной [3], концептуальные основы формирования готовности учащихся вуза к противостоянию пропагандистской и вербовочной деятельности террористических организаций представляют собой научную базу, совокупность психолого-педагогических идей, заложенных в фундамент исследования, и структурно включают следующие элементы: цель, задачи, методологические подходы, закономерности, принципы, функции и этапы деятельности.

Рассмотрим их последовательно.

Готовность учащихся вуза к противостоянию и противодействию пропагандистской и вербовочной деятельности террористов представляет собой результат специальной и целенаправленной профессионально-программной подготовки, характеризующийся сформированностью комплекса знаний, умений, навыков и рефлексии личности, обеспечивающих успешность в пресечении вербовочных действий террористов.

Концептуальные основы готовности учащихся вуза к противостоянию пропагандистской и вербовочной деятельности террористов как системное понятие выражается в способности выпускника современного вуза к воплощению в практику следующей совокупности функций: а) умение оперативно уяснить для себя и распознавать целевую направленность вербовщиков (компетентностный аспект); б) личностная ориентация на активное и инициативное пресечение общения с вербовщиками (психологический аспект); в) социально-ответственное проявление гражданской позиции, включающей три компонента: познавательный, мотивационно-ориентировочный и поведенческий [4], предусматривает наличие базисных ценностных ориентаций, сознательное отношение к другим людям, самому себе; опосредовано системой нравственных норм; выступает в виде установок, требований, общественных предписаний, а также системы законов, принятых государством, реальным поведением человека, его умением соблюдать важнейшие правила, выполнять основные социально-нравственные обязанности (социальный аспект); д) специально-предметная и профессиональная ориентация выпускника как будущего специалиста и руководителя трудового коллектива к организаторской и профилактической деятельности по противодействию терроризму (профессионально-предметный аспект).

Следует отметить, что противостояние означает действия учащихся вуза по критическому осмыслению всей информации, получаемой от пропагандистов и вербовщиков террористов, отказ от дальнейших встреч с ними, их помощи, исключение участия в любых, даже очень незначительных мероприятиях, беседах, распространения литературы, сбора сведений о своих сокурсниках и т.д.; а противодействие означает решительное пресечение их пропагандисткой и вербовочной деятельности, информирование о них командования роты, руководства деканата, специалистов по безопасности вуза, сотрудников полиции и ФСБ РФ.

Правовая основа противодействия терроризму в нашей стране включает: Конституцию Российской Федерации, Федеральный закон от 6 марта 2006 года «О противодействии терроризму», Указ Президента РФ от 15 февраля 2006 г. № 116 «О мерах по противодействию терроризму» (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 27 июня 2014 г. № 479) и др.

Важнейший компонент концептуальных основ - это её цель. В педагогике под термином «цель» понимается «1) один из элементов поведения сознательной деятельности, который характеризуется предвосхищением в сознании, мышлении результата деятельности и путей, способов её достижения; 2) осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека» [5, с. 162].

Ориентируясь на данную дефиницию, можем утверждать, что для разрабатываемых концептуальных основ целью является формирование высокого уровня готовности учащихся вуза к противостоянию и противодействию пропагандистской и вербовочной деятельности террористических организаций.

Из настоящей цели вытекают следующие частные задачи:

- формирование когнитивного компонента готовности;

- формирование мотивационного компонента готовности;

- формирование деятельностно-поведенческого компонента готовности;

- формирование эмоционально-волевого компонента готовности;

- формирование оценочно-рефлексивного компонента готовности.

Для нашего исследования в качестве методологической основы формированию готовности учащихся вуза к противостоянию и противодействию современному терроризму целесообразно применение программно-целевого подхода. Данный подход представляет собой научно обоснованную систему педагогических действий, обеспечивающих достижение прогнозируемой цели на основе обучения по целевой программе, направленной на формирование требуемой готовности учащихся вуза.

Научные концептуальные основы программно-целевого подхода к формированию готовности учащихся вуза к противостоянию и противодействию терроризму базируется на: а) представлении о профессиональной подготовке в вузе как совокупности сложных и динамических процессов, эффективное управление которыми возможно при реализации следующих условий: целевая ориентация; опора на принципы: системности, действенного планирования, синергетики, модульности, обратной связи (обеспечивает оперативную корректировку осуществляемых педагогических усилий, их интенсивности и содержания); б) охвате всех форм и видов деятельности, планирования, прогнозирования, управления, организации, координации, согласованности; в) методологических положениях о единстве общего и профессионального развития личности специалиста в процессе обучения в вузе; в) мониторинге процесса формирования готовности.

Для процесса формирования готовности учащихся вуза к противостоянию и противодействию пропагандистской и вербовочной деятельности террористов, являющегося объективным процессом, свойственны следующие закономерности:

- обусловленность системы готовности личности к противостоянию и противодействию терроризму, задачам в области обеспечения безопасности государства, социума и личности;

- зависимость качества знаний, умений и навыков готовности к противостоянию и противодействию пропагандистской и вербовочной деятельности террористических организаций от характера, содержания, форм и методов организации учебно-воспитательной работы с учащимися вуза;

- зависимость уровня готовности личности от профессиональной подготовки, интеллектуальных и индивидуальных способностей учащихся вуза, их умения распознавать истинные цели, задачи и намерения собеседников (террористов, вербовщиков).

Основными руководящими положениями формирования готовности учащихся вуза к противостоянию и противодействию пропагандистской и вербовочной деятельности террористов являются следующие принципы:

- научности (ориентирует преподавателей, воспитателей на формирование научных знаний у учащихся о терроризме, причинах его возникновения и существования, системе их деятельности, путях вербовки новых адептов и т. д.);

- предосторожности (предусматривает разграничение информации, её детальное оценивание и принятие личностью ответственного решения о её трансляции с чётким осознанием последствий);

- обеспечения безопасности личности (требует создания таких условий жизнедеятельности, учебы в вузе, при которых бы полностью гарантировалось отсутствие опасности и вредности для личности, невозможности проникновения вербовщиков в студенческую среду для ведения своей пропагандисткой работы);

- демократизма (предполагает реализацию системы воспитания, основанной на взаимодействии, на педагогике сотрудничества преподавателя и учащегося вуза);

- гуманизма (основан на признании личности как самоценности);

- динамичности (отражает движение и развитие учащегося вуза под воздействием комплекса внешних (педагогических) и внутренних (личностных) факторов;

- диалогичности (означает духовно-нравственную и патриотическую ориентацию учащихся вуза, их развитие, осуществляемое в процессе взаимодействия воспитателей и воспитуемых, обмена информацией о противодействии террористам, а также совместного продуцирования мер и действий противостояния вербовочным процессам).

Приоритетными направлениями формирования готовности являются:

1. Духовно-нравственное - включает воспитание духовно-нравственной, устойчивой цельной личности, для которой

характерно: а) уважение к родителям, ко всем членам семьи, соблюдение семейных обычаев, традиций, признание и сохранение семейных ценностей; б) социальная активность, направленная на добросовестное служение интересам своего Отечества и др.); в) законопослушность; г) воспитание патриотизма и готовности к защите Отечества в мирное и военное время;

2. Культурно-историческое - предполагает наличие у личности потребности к изучению, освоению и сохранению отечественной истории, культуры, традиций;

3. Гражданско-правовое - ориентировано на: а) изучение государственной системы России, знания её Конституции, Гимна, государственной символики, законов, прав и обязанностей гражданина России; б) формирование глубокого понимания гражданского долга, ценностного отношения к национальным интересам России, её суверенитету, независимости и целостности; учет общественных и государственных интересов и др.);

4. Информационная и аналитическая работа по противодействию терроризму и экстремизму среди учащихся вуза -предусматривает применение возможностей студенческих организаций, вузовских СМИ, работу на кафедрах и аудиториях.

Воспитательную работу по формированию готовности у учащихся вузов к противостоянию и противодействию пропагандистской и вербовочной деятельности террористов следует проводить в течение следующих этапов:

- первичный (предусматривает проведение педагогической диагностики для установления истинного состояния готовности учащихся к противостоянию и противодействию террористам; анализ полученных результатов и их интерпретация);

- обучение и воспитание (требует разработать целевую программу по формированию готовности учащихся вузов к про-

Библиографический список

тивостоянию и противодействию пропагандистской и вербовочной деятельности террористов);

- заключительный (означает проведение итогового тестирования учащихся для установления сформированного уровня готовности; интерпретацию полученных результатов; формулировку выводов; корректировку целевой программы).

Механизм реализации процесса формирования готовности учащихся вузов к противостоянию и противодействию пропагандистской и вербовочной деятельности террористов предполагает: а) объединение усилий и координацию действий руководства, профессорско-преподавательского состава; б) конструирование педагогической модели и разработку целевой программы; в) включение в перспективном и ежемесячном планировании раздела «противостояние и противодействие пропагандистской и вербовочной деятельности террористов»; г) поведение мониторинга уровня готовности учащихся вуза к противостоянию и противодействию любой деятельности террористов.

Результатом формирования готовности учащихся вузов к противостоянию и противодействию пропагандистской и вербовочной деятельности террористов следует считать сформированные у каждого из них в процессе обучения и воспитания в современном вузе: а) государственного подхода и государственной позиции к осуждению терроризма, террористов и террористических организаций как преступного феномена, угрожающего безопасности государства, социума и личности; б) высокого уровня личностной готовности противостоять и противодействовать их пропагандисткой и вербовочной работе, способности не допустить втягивания в преступную сферу себя, своих однокурсников, друзей и знакомых.

1. Статистика и аналитика. Available at: https://mvd.ru/deljatelnost/statistics

2. ФСБ расставляет акценты: интервью директора ФСБ А.В. Бортникова изданию «Российская газета» Available at: https:// rg.ru/2017/12/19/aleksandr-bortnikov-fsb-rossii-svobodna-ot-politicheskogo-vliianiia.html

3. Томилина С.Н. Теория и практика государственно-патриотического воспитания курсантов морского вуза: монография. Новороссийск: РИО ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова, 2017. - 126 с.

4. Филонов Г.Н. Гоажданское воспитание: основные категории и понятия. Москва: Педагогика, 2001.

5. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. Москва: Издательский центр «Академия», 2000.

References

1. Statistika i analitika. Available at: https://mvd.ru/deljatelnost/statistics

2. FSB rasstavlyaet akcenty: interv'yu direktora FSB A.V. Bortnikova izdaniyu «Rossijskaya gazeta» Available at: https://rg.ru/2017/12/19/ aleksandr-bortnikov-fsb-rossii-svobodna-ot-politicheskogo-vliianiia.html

3. Tomilina S.N. Teoriya i praktika gosudarstvenno-patrioticheskogo vospitaniya kursantov morskogo vuza: monografiya. Novorossijsk: RIO GMU im. adm. F.F. Ushakova, 2017. - 126 s.

4. Filonov G.N. Grazhdanskoe vospitanie: osnovnye kategorii iponyatiya. Moskva: Pedagogika, 2001.

5. Kodzhaspirova G.M., Kodzhaspirov A.Yu. Pedagogicheskijslovar': dlya stud. vyssh. i sred. ped. ucheb. zavedenij. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2000.

Статья поступила в редакцию 26.08.18

УДК 378.4

Zheleznov D.V., Doctor of Sciences (Engineering), senior lecturer, Rector, Samara State Transport University (Samara, Russia), Е-mail: [email protected]

Garanin M.A., Cand. of Sciences (Engineering), senior lecturer, Vice-Rector, Samara State Transport University (Samara, Russia), Е-mail: [email protected]

Bulatov A.A., Cand. of Sciences (Engineering), senior lecturer, Head of Office of Scientific Work, Samara State Transport University (Samara, Russia), Е-mail: [email protected]

PUBLICATION ACTIVITY OF THE PROFESSOR-TEACHER COMPOSITION. The results of the research of the publication activity of the faculty members are presented with reference to Samara State University of Communications. A system for evaluating the effectiveness of an author's publications based on the ratio of the number of citations of the author to the square root of the sum of squares of the number of citations and the number of publications of the author is proposed. The notion of "a trajectory of an author's publication activity" is described, which describes the dynamics of the change in the number of publications and the number of citations of the author.

Key words: publication activity, evaluation of effectiveness of author's publications, trajectory of author's publication activity.

Д.В. Железное, канд. техн. наук, доц., ректор ФГБОУ ВО «Самарский государственный университет путей сообщения», г. Самара, Е-mail: [email protected]

М.А. Гаранин, канд. техн. наук, доц., проректор по учебной работе ФГБОУ ВО «Самарский государственный университет путей сообщения», г. Самара, Е-mail: [email protected]

А.А. Булатов, канд. техн. наук, доц., начальник управления научных работ ФГБОУ ВО «Самарский государственный университет путей сообщения», г. Самара, Е-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.