характерно: а) уважение к родителям, ко всем членам семьи, соблюдение семейных обычаев, традиций, признание и сохранение семейных ценностей; б) социальная активность, направленная на добросовестное служение интересам своего Отечества и др.); в) законопослушность; г) воспитание патриотизма и готовности к защите Отечества в мирное и военное время;
2. Культурно-историческое - предполагает наличие у личности потребности к изучению, освоению и сохранению отечественной истории, культуры, традиций;
3. Гражданско-правовое - ориентировано на: а) изучение государственной системы России, знания её Конституции, Гимна, государственной символики, законов, прав и обязанностей гражданина России; б) формирование глубокого понимания гражданского долга, ценностного отношения к национальным интересам России, её суверенитету, независимости и целостности; учет общественных и государственных интересов и др.);
4. Информационная и аналитическая работа по противодействию терроризму и экстремизму среди учащихся вуза -предусматривает применение возможностей студенческих организаций, вузовских СМИ, работу на кафедрах и аудиториях.
Воспитательную работу по формированию готовности у учащихся вузов к противостоянию и противодействию пропагандистской и вербовочной деятельности террористов следует проводить в течение следующих этапов:
- первичный (предусматривает проведение педагогической диагностики для установления истинного состояния готовности учащихся к противостоянию и противодействию террористам; анализ полученных результатов и их интерпретация);
- обучение и воспитание (требует разработать целевую программу по формированию готовности учащихся вузов к про-
Библиографический список
тивостоянию и противодействию пропагандистской и вербовочной деятельности террористов);
- заключительный (означает проведение итогового тестирования учащихся для установления сформированного уровня готовности; интерпретацию полученных результатов; формулировку выводов; корректировку целевой программы).
Механизм реализации процесса формирования готовности учащихся вузов к противостоянию и противодействию пропагандистской и вербовочной деятельности террористов предполагает: а) объединение усилий и координацию действий руководства, профессорско-преподавательского состава; б) конструирование педагогической модели и разработку целевой программы; в) включение в перспективном и ежемесячном планировании раздела «противостояние и противодействие пропагандистской и вербовочной деятельности террористов»; г) поведение мониторинга уровня готовности учащихся вуза к противостоянию и противодействию любой деятельности террористов.
Результатом формирования готовности учащихся вузов к противостоянию и противодействию пропагандистской и вербовочной деятельности террористов следует считать сформированные у каждого из них в процессе обучения и воспитания в современном вузе: а) государственного подхода и государственной позиции к осуждению терроризма, террористов и террористических организаций как преступного феномена, угрожающего безопасности государства, социума и личности; б) высокого уровня личностной готовности противостоять и противодействовать их пропагандисткой и вербовочной работе, способности не допустить втягивания в преступную сферу себя, своих однокурсников, друзей и знакомых.
1. Статистика и аналитика. Available at: https://mvd.ru/deljatelnost/statistics
2. ФСБ расставляет акценты: интервью директора ФСБ А.В. Бортникова изданию «Российская газета» Available at: https:// rg.ru/2017/12/19/aleksandr-bortnikov-fsb-rossii-svobodna-ot-politicheskogo-vliianiia.html
3. Томилина С.Н. Теория и практика государственно-патриотического воспитания курсантов морского вуза: монография. Новороссийск: РИО ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова, 2017. - 126 с.
4. Филонов Г.Н. Гоажданское воспитание: основные категории и понятия. Москва: Педагогика, 2001.
5. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. Москва: Издательский центр «Академия», 2000.
References
1. Statistika i analitika. Available at: https://mvd.ru/deljatelnost/statistics
2. FSB rasstavlyaet akcenty: interv'yu direktora FSB A.V. Bortnikova izdaniyu «Rossijskaya gazeta» Available at: https://rg.ru/2017/12/19/ aleksandr-bortnikov-fsb-rossii-svobodna-ot-politicheskogo-vliianiia.html
3. Tomilina S.N. Teoriya i praktika gosudarstvenno-patrioticheskogo vospitaniya kursantov morskogo vuza: monografiya. Novorossijsk: RIO GMU im. adm. F.F. Ushakova, 2017. - 126 s.
4. Filonov G.N. Grazhdanskoe vospitanie: osnovnye kategorii iponyatiya. Moskva: Pedagogika, 2001.
5. Kodzhaspirova G.M., Kodzhaspirov A.Yu. Pedagogicheskijslovar': dlya stud. vyssh. i sred. ped. ucheb. zavedenij. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2000.
Статья поступила в редакцию 26.08.18
УДК 378.4
Zheleznov D.V., Doctor of Sciences (Engineering), senior lecturer, Rector, Samara State Transport University (Samara, Russia), E-mail: [email protected]
Garanin M.A., Cand. of Sciences (Engineering), senior lecturer, Vice-Rector, Samara State Transport University (Samara, Russia), E-mail: [email protected]
Bulatov A.A., Cand. of Sciences (Engineering), senior lecturer, Head of Office of Scientific Work, Samara State Transport University (Samara, Russia), E-mail: [email protected]
PUBLICATION ACTIVITY OF THE PROFESSOR-TEACHER COMPOSITION. The results of the research of the publication activity of the faculty members are presented with reference to Samara State University of Communications. A system for evaluating the effectiveness of an author's publications based on the ratio of the number of citations of the author to the square root of the sum of squares of the number of citations and the number of publications of the author is proposed. The notion of "a trajectory of an author's publication activity" is described, which describes the dynamics of the change in the number of publications and the number of citations of the author.
Key words: publication activity, evaluation of effectiveness of author's publications, trajectory of author's publication activity.
Д.В. Железнов, канд. техн. наук, доц., ректор ФГБОУ ВО «Самарский государственный университет путей сообщения», г. Самара, E-mail: [email protected]
М.А. Гаранин, канд. техн. наук, доц., проректор по учебной работе ФГБОУ ВО «Самарский государственный университет путей сообщения», г. Самара, E-mail: [email protected]
А.А. Булатов, канд. техн. наук, доц., начальник управления научных работ ФГБОУ ВО «Самарский государственный университет путей сообщения», г. Самара, E-mail: [email protected]
ПУБЛИКАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА
Приведены результаты исследования публикационной активности профессорско-преподавательского состава на примере Самарского государственного университета путей сообщения. Предложена система оценки эффективности публикаций авторанаосновеарксинуса соотношенияколичества цитированийавтора к квадратному корню суммы квадратовколичества цитирований и количества публикаций автора. Приведено понятие «траектория публикационной активности автора», описы-вающе евинемиктмкменениякелиексева пвбриеавив к волнчечтвн уиткронантйавевре.
Ключевые слова: публикационная активность, оценка эффективности публикаций автора, траектория публикационной активности автора.
Введение
Всовременных условиях показателипубликационнойактив-ности профессорско-преподавательского состава вузов имеют важное злаиелии.Кнавкомытрнческим паказателяыпиИликаци-онной активности относятся: количество публикаций, количество цитирований и др. Они входят в международные рейтинги высших учсбных зызедйниа. Нижи нрессыавыены пхсменк! иыпользв-вания данных показателей в двух наиболее известных мировых рейтингах.
1. Рейтинги мировых университетов компании QS в качестве одного из фитнриин исполизсютчиалоцитирсваииСнаодногс сотрудника [1].
2. Рейтинги журнала Times Higher Education (THE) исполь-зиют рракунескнлыоо показателей. Вих числе: соотношение числа статей и числа ППС; импакт-фактор научного цитирования (нормализованноесреднеезначение цитирования на одну статью); доля публикаций ППС в научных периодических изданиях, опуЫлановснныхвныанноаытнеиотя бл1авднилмнорнраннаю автором, в общем количестве публикаций ППС университета за пятилетний период [2].
ВРоскии наиКлльшые рлсвиосаранлкие пс^л^'^и^^^ с^истама оценки публикационной активности профессорско-преподава-нелыскоганлставаРИНЦ -иисыийскиHилдйкыхиичиoгo цлтира~ вания. Национальная библиографическая база данных научного цитирования РИНЦ аккумулирует публикации российских учё-ных.Оыанакже содераитинформацию о цитировании этих публикаций из более 6000 российских журналов [3].
Приэтомпндхнлы, исп-льзлемые вРоссии ,йляoынккапй-бликационной активности профессорско-преподавательского
Мировых рейтингах.
Цель и задачи исследования
Цельюинследовннияывлиетсх^з^бнтко свснамы кврнcи-фикации профессорско-преподавательского состава по показа-
телям публикационной активности. Она должна быть простой в иеполрзснании.нротраоно й и позволять классифицировать авторов не только по количеству публикаций, но и по количеству витиоовонин.
Для достижения цели исследования поставлены и решены следующие задачи:
1 .Анолиз пнкаваеелекнуОликециокнрЛективнроте авторов.
2. Разработка системы классификации публикационной активности авторов.
3. Описание динамики изменения количества публикаций и ктлиаecтвaостиpoвтсмйaввopр.
Исследование выполнено на примере Самарского государственного университета путей сообщения (СамГУПС).
Этапы исследования и результаты
Система мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования в качестве одного из критериев научной деятельности использует «количество пу-аликaциHopraнтзalиойвpчачЫвe на КЮТлавили-пкуагогических работников» (НПР) [4].
Большинство вузов имеют значительное количество публи-кеций. Динтмира крличнчтвыпрТликариС ролышичснва вузов имеет положительную динамику. На рис.1 представлена динами-каизме леей я колич естеа туЛлика циРСамГУТСвиеа. Следует отметить существенный разброс количества публикаций отдельных авторов (рис. 2).
На рис. 1 представлен также прогноз количества публикаций до 2020 года. Прогноз сделан посредством аппроксимации количвстта панашкаций ливийлок фyлнциeй.Koдичеcтвo авторов будет меньше количества ППС. Разница представляет собой ко-личертвр«пуакчвкын» - пррдсваеителеИ произвтдства. Это обусловлено требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.
в^елекр^ед^т^^^луа диафамра намма показывает, что половина авторов (49,2%) обеспечивает 80% всех
1000 « 900 | 800 ё 700
г боо
500 400 300 200 100 О
-
о
¡й
а О
к
к с
cs
I -
о bd
^8,23? 1-96619
I 8991
it Общее количестЕ ;
—■ (0 _ 1 г
уГ
1 L
практиков
W реди ППС
2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 —•—Общее число публикаций за гол —•— Число авторов всех публикаций Рис. 1. Диламика измелелия количества публикаций СамГУПС
200
§ 180
0 160
03
а но
1 120
1 100
к |
с
о
ей н о <и
3" =
с: о ЬЙ
80 60 40 20
100 ^ 90 § 80 | 70 8
60 £
Си
с
)К
50 40 30 20 10
ю &
еч §
КС
О а 00 О чС »Л г- СП о г-- т — — С4 Г-1 гЛ
П — О О 00
— 00 «"> — 00 1Г)
гл чГ V"! -С
Количество авторов организации
Рис. 2. Диаграмма Парето
публикаций. А 10% наиболее пишущих авторов обеспечивают 40,5% всех публикаций.
Рассмотрим другой показатель - количество цитирований публикаций. Он показывает научную ценность публикации. Чем она выше, тем больший интерес вызывает публикация и, как следствие, больше цитируемость этой публикации. В последние годы в вузах России этому показателю уделяется большое значение.
На рис. 3 представлено поле точек, показывающее соотношение между количеством публикаций автора и количеством цитирований. Каждая точка - автор. Координаты точки: по оси
абсцисс - количество публикаций, а по оси ординат - количество его цитирований. На диаграмме виден существенный разброс значений как по количеству цитирований авторов, так и по коли-чествупубликаций.
Ценность публикаций авторов также существенно отличается. Ряд авторов имеет количество публикаций, не превышающее 50. При этом количество цитирований их публикаций варьируется от 67 до 204. Вместе с тем ряд авторов при относительно высоком количестве публикаций (свыше 50) имеет низкое количество цитирований.
250
1 категория
2 категория
3 категория
0 25 50 75 100 125 150 175 200 225 250 Количество публикаций (П)
Рис. 3. Поле точек сопоставления количества публикаций с количеством цитирований
Предлагоатси классифициеовать авторов поуглу (а) лромо-уголиоогнтуеу гольника,абразуемо мукоилчество тпуелакацой (П - к Ртем1)исолич есово оитисвотний (0_котет 2). Нас—. У пумдуиавленк схомуонАедеиоАияаола а ни приоен-одлогн из авторовэтойвеотьи(ГвраввтаМ.А.). Выражение для определе-никдхондхо нгла буратвыхоядеуа:
Тогда для указанного автора показатель эффективности пу-бликацих ¡сс--еБ рвспн оН0. Орхоснтьлоиоитеа нвтосйо этя ьчеке хороший результат, когда при относительно невысоком общем колича8твспуРоиквуи° увяон амиет бяаошое квливреиоо циет-рований. Для удобства восприятия показателя его можно выра-зивьв П2вуиоа2х. Гро зо1СЮ% ееятаугвл Т2Х В даннлм слуово показттель1Л0% будетлвлятьля дсимптотой.Тогдадляавтора лалиыВ нвсаеттельиудет (хасав Нэ,а%.
На основе данного показателя система классификации ав-торовбудетвыглядетьследующимобразом:
1 категория, а = 60° * 90°, высокая эффективность публикаций, на рис. 3 данная категория выделена зелёным цветом. Авторам, входящим в указанную условную категорию, соответствует высокая цитируемость статей. Работы данных учёных представ-ляютинтерес.
2 категория, а = 30° * 60°, средняя эффективность публикаций, на рис.Зданнаякатегория выделена жёлтым цветом. Авторы указанной условную категории неплохо цитируются, однако большая часть их публикаций не цитируется вовсе.
3 категория, а = 0° * 30°, низкая эффективность публикаций, на рис. 3 данная категория выделена красным цветом. Авторы данной категории практически не цитируются. Это, как правило, начинающие исследователи.
Каждой категории отведён сектор в 30°. Предлагаемая си-стемо легкоивтедрируется в таудиционнуюорстемуоцднки эффективности публикаций на основе индекса Хирша. На рис. 4
Рис. 4. Поле точек сопоставления количества публикаций с индексом Хирша
16
14
12
I 10
о,
г
1 • и
5 6
* * • •
• • •«••!
М » ••• I«* •* Я
0 10 20 30
40 50 Угол а
60 70 80 90
Рис. 5. Траектория публикационной активности автора, описывают динамику а и индекс Хирша
®
представлено данное поле точек в системе координат «количество публикаций - индекс Хирша».
Векторами на рис. 4 показаны «траектории публикационной активности». Данные траектории описывают динамику изменения количества публикаций и количества цитирований автора.
Анализ результатов
Проведём анализ полученных результатов.
Траектория, показанная зелёным цветом, является наиболее эффективной. Данной траектории соответствует большое количество цитирований при небольшом значении самих публикаций. Для данной выборки на одну публикацию в среднем приходится 3,5 количества цитирований. Средний индекс Хирша авторов, точки которых расположены на пути траектории, составляет 3.
Траектория, показанная жёлтым цветом, является промежуточной. Для рассматриваемой выборки на одну публикацию в среднем приходится 1,1 количества цитирований. Средний индекс Хирша авторов составляет 2.
Траектория, показанная красным цветом, является наименее эффективной. Данной траектории соответствует небольшое количество цитирований при большом значении самих публикаций. Для анализируемой выборки на одну публикацию в среднем приходится 0,4 количества цитирований. Средний индекс Хирша авторов составляет 1.
Вывод о возможности использования показателя а для оценки эффективности публикаций авторов подтверждается диаграммой рис. 5. На диаграмме видно, что у авторов, имеющих высокие индексы Хирша, угол а стремится к 90°.
При этом угол в 90° на диаграмме рис. 5 является асимптотой. Поле точек рис. 5 также даёт понять, что для обеспечения высокого индекса Хирша авторам следует уделять внимание качеству публикаций, а не их количеству.
Следует также отметить и то, что первые статьи авторов, как правило, малоцитируемы. Популярность в профессиональных кругах - это признание. Признанного автора читают, с ним вступают в полемику. Например, отмечено, что после защиты учёной степени доктора наук увеличивается цитируемость более ранних статей авторов.
Библиографический список
Исследование динамики изменения показателей публикационной активности показало два типа траекторий:
- линейный характер, когда количество цитирований растёт прямо пропорционально количеству публикаций;
- экспоненциальный, когда с ростом количества публикаций увеличивается их качество и, как следствие, растёт количество цитирований.
Для начинающих исследователей анализируемой выборки (период 5-10 лет) характер траектории публикационной активности имеет преимущественно линейный характер. Для ведущих учёных траектория приобретает экпоненциальный характер. Для них отмечен всплеск цитируемости в более поздние периоды.
Синтез результатов
Предложенный подход для оценки эффективности публикационной работы авторов дополняет существующую систему оценки, используемую РИНЦ [3]. Показатель а может быть использован при сопоставлении эффективности работы начинающих авторов и авторов, имеющих большое количество публикаций. Представляется целесообразным дополнить раздел «Общие показатели» системы [3]. Это позволить оценивать не только текущие показатели публикационной активности авторов, но и динамику их работы. Это особенно актуально в современных условиях - в условиях применения эффективного контракта. Предлагаемый подход может дополнить систему показателей таких контрактов.
Выводы
Проведённое исследование показало возможность применения предложенного подхода для анализа публикационной активности профессорско-преподавательского состава. Данный анализ можно применять в рамках одного вуза. Также его можно использовать в качестве инструмента бенчмаркинга, под которым понимается сопоставительный анализ публикационной активности на основе показателей ведущих учёных вуза. В этом случае анализ проводится для вузов региона, федерального округа или вузов одной отрасли. Результаты такого анализа позволят понять, насколько эффективен менеджмент научной деятельности профессорско-преподавательского состава вуза по сравнению с другими университетами.
1. РейтингиQS. Available at: http://www.topuniversities.com
2. Рейтинги журнала Times Higher Education. Available at: https://www.timeshighereducation.com
3. Национальная библиографическая база данных научного цитирования РИНЦ. Available at: http://elibrary.ru
4. Информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования 2016 года. Available at: http://indicators.miccedu.ru
References
1. RejtingiQS. Available at: http://www.topuniversities.com
2. Rejtingi zhurnala Times Higher Education. Available at: https://www.timeshighereducation.com
3. Nacional'naya bibliograficheskaya baza dannyh nauchnogo citirovaniya RINC. Available at: http://elibrary.ru
4. Informacionno-analiticheskie materialy po rezul'tatam provedeniya monitoringa 'effektivnosti deyatel'nosti obrazovatel'nyh organizacij vysshego obrazovaniya 2016 goda. Available at: http://indicators.miccedu.ru
Статья поступила в редакцию 21.08.18
УДК 37.018.15+37.047
Ilyasov D.F., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Chelyabinsk Institute of Retraining and Improvement of Professional Skill of Educators (Chelyabinsk, Russia), E-mail: [email protected]
Seiivanova E.A., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Chelyabinsk Institute of Retraining and Improvement of Professional Skill of Educators (Chelyabinsk, Russia), E-mail: [email protected] Karimova N.G., Director, Secondary School No. 1 of Kyshtym (Chelyabinsk Region, Russia), E-mail: [email protected]
Vedernikova L.S., Deputy Director, Secondary School No. 1 of Kyshtym (Chelyabinsk Region, Russia), E-mail: [email protected]
EFFECTIVE STRATEGIES FOR INTERACTION BETWEEN PARENTS AND CHILDREN IN CHOOSING A FUTURE PROFESSION BY HIGH SCHOOL STUDENTS. The article reveals a problem of involving parents into making a professional choice by high school children. The research studies the issues of child-parent relations, career-guidance activities and role of constructive relationships between parents and children in the choice of profession by high school students. Effective and ineffective models of interpersonal relations in a family in making a professional choice by high school children are described. The study presents a regional innovation project. The results of the survey of the parents of high school students are aimed at studying the strategies of interaction between parents and children used in choosing a future profession by high school students. It is found out that only 14.7% of parents use effective strategies of career-guidance support. The school has developed and described the practice of including families in career guidance to help parents in this direction. The events are described such as the organization of excursions to the city's enterprises, the holding of the championship for working professions, the autumn section group with involvement of the parental