ритмического, динамического, тембрового, а затем их применении в исполнении эстрадного номера;
3) нацеленность процесса обучения вокальной импровизации на освоение специальной компетенции, включая её когнитивный, мотивационно-ценностный и деятельностно-практический компоненты;
4) аргументами в пользу оценки уровня сформированности специальных компетенций как высокого служат те качества и стороны мастерства эстрадного артиста, на которые положительно влияет умение импровизировать и которые служат признаками высокого уровня сформированности специальных компетенций.
Критериями и показателями эффективности формирования специальных компетенций деятелей социально-культурной сферы служат освоение учащимися собственного культурного пространства, овладение технологиями социокультурной деятельности, активное взаимодействие и общение в социокультурной среде, следование нормативным стандартам досугового поведения, значимым для социокультурной жизнедеятельности. Поскольку социокультурная деятельность тесно связана с социально-экономическими отношениями в обществе, то объективным критерием эффективности овладения специальными компетенциями служит финансовый успех реализуемого проекта или участия в нем деятеля социокультурной сферы. Также об успешности деятельности специалиста свидетельствует количество проводимых им мероприятий, их посещаемость и объём социокультурных услуг, предлагаемых специалистом.
В мире постиндустриализма важным критерием высокого уровня профессиональной компетентности деятеля социально-культурной сферы также является доступность результатов деятельности для различных групп населения, или, другими словами, охват деятелем разных слоёв общества. Специальные компетенции, развитые у учащегося на высоком уровне, в его будущей профессиональной деятельности отразятся в мере воздействия специалиста на повышение уровня социально-культурной и досуговой деятельности современного мирового сообщества, что и вызвало в свое время необходимость профессиональной подготовки инновационно и творчески мыслящих специалистов,
Библиографический список
глубоко осознающих специфику современного общества и основные тенденции современной культуры. Личностно-ориентированный подход и развитие импровизаторских музыкальных качеств эстрадного артиста служат основой становления инновационно и творчески мыслящих специалистов социокультурной деятельности.
В большей мере становится востребованной режиссура реального события с элементами импровизации и непосредственного соучастия аудитории, социальная, «митинговая» концепция, квесты в реальности и event-технологии, режиссура «улицы», «театр реальных событий» с их главным принципом обращения к реальным жизненно важным социальным проблемам. Отсюда необходимость развития социокультурной активности населения по совершенствованию своего повседневного образа жизнедеятельности, досуга и повышению качества духовной жизни, способность и готовность социального участия - вовлечения населения в решение актуальных проблем в процессе диалога и совместной куль-туротворческой деятельности.
Проблема профессиональной подготовки эстрадных артистов актуальна на современном этапе развития социокультурной деятельности и педагогики данной области в связи с возникшими противоречиями между возросшими художественно-эстетическими запросами публики и качеством современной эстрадной музыки, а также процессом совершенствования всей образовательной системы в России. Педагогические и социокультурные исследования показывают, что у студентов эстрадного вокального отделения формируются профессиональные умения и навыки и преобладает эмпирический уровень развития прикладных компетенций. Проведенная научная и практическая работа не исчерпывает все аспекты развития компетенций специалистов социокультурной сферы, а также влияния на него организационно-педагогических условий. Для реализации результативной модели процесса развития профессионально-прикладных компетенций, активного вовлечения эстрадных вокалистов в практическую деятельность и достижения высоких результатов необходимы определённые и научно-обоснованные организационно-педагогические условия, сформулированные в работе.
1. Ануфриева Н.И. Инновационные процессы в музыкальном образовании. Социокультурный аспект: учебно-методическое пособие к курсу «История и теория художественного образования». Москва: РРОУ, 2011.
2. Жарков А.Д. Культурно-досуговая деятельность: теория, практика и методика научного исследования: учебное пособие. Москва: МРУК, 1994.
3. Кадцын Л.М. Массовое музыкальное искусство Xx столетия. Эстрада, джаз, барды и рок в их взаимосвязи: учебное пособие. Екатеринбург: Издательство РРППУ, 2GG6.
4. Мархасёв Л.С XX век в лёгком жанре (взгляд из Петербурга - Петрограда - Ленинграда): Хронограф музыкальной эстрады 1900-19З0 годов. Cанкт-Петер-бург, 2GG6.
5. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода). Высшее образование в России. 2GG4; 11: З - 14.
6. Терехов П.П. Формирование педагогической компетентности специалиста в системе непрерывного профессионального социокультурного образования. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Казань, 2GG4. - 55 с.
У. Кузнецов В.Р. Эстрадно-джазовое образование в России: история, теория, профессиональная подготовка. Диссертация ... доктора педагогических наук. Москва, 2GG5.
8. Ющенко H.C. и др. ^циальный статус профессии эстрадного вокалиста в современном пространстве отечественной культуры. Формирование профессиональной компетентности современного музыканта: коллективная монография. Отв. ред. Корсакова И.А. Москва: PГCУ, 2G14: 24У - 28З.
References
1. Anufrieva N.I. Innovacionnye processy v muzykal'nom obrazovanii. Sociokul'turnyj aspekt: uchebno-metodicheskoe posobie k kursu «Istoriya i teoriya hudozhestvennogo obrazovaniya». Moskva: RGSU, 2G11.
2. Zharkov A.D. Kul'turno-dosugovaya deyatel'nost': teoriya, praktika i metodika nauchnogo issledovaniya: uchebnoe posobie. Moskva: MGUK, 1994.
3. Kadcyn L.M. Massovoe muzykal'noe iskusstvo XX stoletiya. 'Estrada, dzhaz, bardy i rok v ih vzaimosvyazi: uchebnoe posobie. Ekaterinburg: Izdatel'stvo RGPPU, 2GG6.
4. Marhasev L.S. XX vek v legkom zhanre (vzglyad iz Peterburga - Petrograda - Leningrada): Hronograf muzykal'noj 'estrady 1900-1930 godov. Sankt-Peterburg, 2GG6.
5. Bajdenko V.I. Kompetencii v professional'nom obrazovanii (k osvoeniyu kompetentnostnogo podhoda). Vysshee obrazovanie v Rossii. 2GG4; 11: З - 14.
6. Terehov P.P. Formirovanie pedagogicheskoj kompetentnosti specialista v sisteme nepreryvnogo professional'nogo sociokul'turnogo obrazovaniya. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Kazan', 2GG4. - 55 s.
У. Kuznecov V.G. 'Estradno-dzhazovoe obrazovanie v Rossii: istoriya, teoriya, professional'naya podgotovka. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2GG5.
8. Yuschenko N.S. i dr. Social'nyj status professii 'estradnogo vokalista v sovremennom prostranstve otechestvennoj kul'tury. Formirovanie professional'noj kompetentnosti sovremennogo muzykanta: kollektivnaya monografiya. Otv. red. Korsakova I.A. Moskva: RGSU, 2G14: 24У - 28З.
Статья поступила в редакцию 11.05.19
УДК 378.01
Dyakov V.D., soldier (Sochi, Russia), E-mail: [email protected]
PEDAGOGICAL MODEL OF FORMATION OF READINESS OF UNIVERSITY STUDENTS TO OPPOSITION PROPAGANDA AND RECRUITING ACTIVITIES OF TERRORIST ORGANIZATIONS. Global terrorism is a complex and multifaceted socio-political and extremely dangerous phenomenon of our time, which must be opposed to a comprehensive system of anti-terrorist measures, among which pedagogical science and practice should occupy not only information, but also a special, preventive role, which necessitates the formation of individual readiness to confront this phenomenon, and primarily the ability to resist any forms of recruitment of terrorists, involvement in the criminal environment. In the article on the basis of approaches of Russian scientists to modeling the model of formation of readiness for students of higher education institution to opposition of propaganda and recruiting activity of the terrorist organizations is offered, representing the system structure including five interconnected components: target (definition of the purpose and tasks); diagnostic and analytical (pedagogical diagnostics of initial level of readiness, the analysis of results); program and substantial (design of the target program); procedural and activity (a technique and technologies of formation of readiness); estimated and effective (criteria, indicators and levels of the formed readiness).
Key words: recruitment activity, readiness for confrontation, model, modeling, terrorist organizations, young students, formation.
В.Д. Дьяков, военнослужащий, г. Сочи, E-mail: [email protected]
1G9
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ УЧАЩИХСЯ ВУЗА К ПРОТИВОСТОЯНИЮ ПРОПАГАНДИСТСКОЙ И ВЕРБОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Глобальный терроризм является сложным, комплексным и многоаспектным социально-политическим и крайне опасным явлением современности, которому необходимо противопоставить комплексную систему антитеррористических мер, среди которых педагогическая наука и практика должна занимать не только информационную, но и особую, предупредительно-профилактическую роль, что обуславливает необходимость формирования готовности личности к противоборству с этим явлением, и в первую очередь, умения противостоять любым формам вербовочного воздействия террористов, вовлечения в преступную среду В статье на основе подходов отечественных учёных к моделированию предложена модель формирования готовности учащихся вуза к противостоянию пропагандистской и вербовочной деятельности террористических организаций, представляющая собой системную структуру, включающую пять взаимосвязанных компонентов: целевой (определение цели и задач); диагностико-аналитический (педагогическая диагностика исходного уровня готовности, анализ результатов); программно-содержательный (проектирование целевой программы); процессуально-деятельностный (методика и технологии формирования готовности); оценочно-результативный (критерии, показатели и уровни сформированной готовности).
Ключевые слова: вербовочная деятельность, готовность к противостоянию, модель, моделирование, террористические организации, учащаяся молодёжь, формирование.
Ныне действующие парадигмы образования и безопасности жизнедеятельности человека предъявляют новые требования к характеру и содержанию готовности личности противостоять современным вызовам и угрозам, среди которых терроризм занимает первое место. Рост масштабов целей и задач террористических организаций привёл к острой нехватке кадровых ресурсов, что потребовало от всех террористических структур активизации пропагандисткой и вербовочной деятельности. Надо признать, что созданная система поиска, обработки и рекрутирование новых членов позволяет постоянно восполнять ряды террористов за счёт новых обманутых и одураченных новобранцев. По данным специальных служб, только в Сирийской войне, на стороне террористов было зафиксировано участие до 5000 российских граждан.
Сегодня под особым прицелом террористов находится студенческая молодёжь, которая ещё не имеет твёрдых мировоззренческих и патриотических убеждений, испытывает определённые трудности, в том числе финансовые, и которую можно легко одурманить и заманить в расставленные вербовщиками сети. Из этих сетей обратной дороги уже нет и практически не будет
Такое состояние дел требует принятия комплекса срочных мер, в том числе воспитательной направленности, включающих разработку педагогической модели формирования готовности учащихся вуза к противостоянию пропагандистской и вербовочной деятельности террористических организаций.
По мнению Е.Н. Землянской [1], модель - есть сознательно созданный гносеологический образ объекта, используемый в целях его познания. Е.А. Лодатко [2] стоит на позиции, что педагогическая модель есть «мысленная система, имитирующая или отражающая определённые свойства, признаки, характеристики объекта исследования, принципы его внутренней организации или функционирования, и презентующаяся в виде культурной формы, присущей определённой социокультурной практике». А.Н. Томилин [3] видит в модели определённый образец организации воспитательной деятельности, позволяющая вооружить воспитанников необходимыми знаниями, навыками, умениями, опытом жизнедеятельности, что позволяет подготовить их к определенной деятельности.
Анализ научных работ Е.Н. Землянской, Е.А. Лодатко, А.Н. Томилина и др. относящихся к проблеме моделирования и конструированию педагогических моделей, позволил разработать модель формирования готовности учащихся вуза к противостоянию пропагандистской и вербовочной деятельности террористических организаций, включающая пять компонентов: целевой, диа-гностико-аналитический, содержательный, технологический и оценочно-результативного.
Целевой компонент модели содержит цель, задачи и методологические подходы. Главная цель конструируемой модели - формирование готовности учащихся вуза к противостоянию пропагандисткой и вербовочной деятельности террористических организаций. Достижение цели осуществляется путем решения следующих задач:
1. Воспитание понимания социальной опасности терроризма, обогащение учащихся вуза знаниями об их сущности, содержании, структуре.
2. Подготовка учащихся вуза как будущих специалистов, способных противостоять террористической пропаганде и вербовочным действиям террористических организаций.
3. Развитие у учащихся вуза интереса, мотивации и познавательной активности к проблеме противодействия терроризму.
4. Формирование умений, навыков и практического опыта противостояния пропагандистским и вербовочным действиям террористов.
5. Развитие эмоционально-волевой сферы (серьёзное и законопослушное поведение, волевые качества личности, умения считаться с мнением других и вести продуктивный диалог);
6. Стимулирование развития самостоятельности, инициативы, способности к самоконтролю, самооценке и самовоспитанию.
Для основательного исследования рассматриваемой темы применена совокупность методологических подходов, включающая: системный, личностно-де-ятельностный, компетентностый и программно-диагностический подходы.
Применение системного подхода к теме исследования позволяет: рассмотреть формирование готовности к противодействию терроризму как единую систему, включающую множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют определённую целостность; отделить и внимательно изучить каждый элемент педагогической системы в отдельности, с учётом их места и функций в нем; сопоставить элементы друг с другом, объединив их в целостную структуру и выявить сходства и различия элементов, связующие характеристики и противоречия, приоритетность элементов, динамику развития каждого из них и системы в целом.
Личностно-деятельностный подход предписывает: осуществлять управление развитием каждого учащегося вуза, основанном на глубоком знании личности, условий учебы и жизни; поставить в центре образовательного процесса личность учащегося вуза: его потребности, мотивы, цели, интересы, неповторимый психологический склад; адаптировать формы и методы педагогического воздействия к индивидуальным особенностям учащихся с тем, чтобы обеспечить запроектированный уровень развития личности, формирования потребного уровня готовности; обеспечить формирование необходимых знаний, навыков, умений, практического опыта в учебно-воспитательной деятельности.
Для нашего исследования компетентностный подход требует: обеспечить единство запросов к воспитанию и развитию личности; добиться единства методов и средств воспитательного воздействия на формирование компетенций учащегося вуза, необходимых для успешной жизнедеятельности; акцентирует внимание на результат учебно-воспитательной деятельности, который состоит в формировании у учащихся вуза личностных качеств, необходимых для формирования высокого уровня готовности: ответственности, активности, инициативности, самостоятельности, творческого самовыражения; выявлять действия лиц, направленных на подготовку и совершение террористических актов и иных преступлений террористического характера; оказывать целенаправленное противодействие распространению идеологии терроризма в молодежной среде.
Применение положений программно-диагностического подхода означает:
- необходимость организовать процесс формирования требуемой готовности на основе специально разработанной целевой программы;
- систематическое проведение педагогической диагностики в интересах изучения состояния и результатов процесса обучения и его корректировку.
Второй компонент модели - диагностико-аналитический предназначен для осуществления педагогической диагностики уровня готовности учащихся вуза к противодействию терроризму, анализу и интерпретации полученных результатов, формулировки выводов. Под термином «педагогическая диагностика» понимается «прояснение всех обстоятельств протекания дидактического процесса, точное определение его результатов» [4, с. 544].
Диагностико-аналитический компонент содержит: анкеты, тесты и методики, позволяющие выявить исходный уровень готовности учащихся вуза; тщательный анализ результатов педагогической диагностики, служащий в качестве информационной основы; формы и способы оценки и интерпретации результатов диагностики; выводы, необходимые для практической деятельности.
Для осуществления педагогической диагностики отобраны следующие методики: авторская анкета «Особенности формирования готовности у учащихся вуза к противостоянию пропагандистской и вербовочной деятельности террористических организаций», модифицированный тест В.Н. Латчука «Оценка знаний учащихся», модифицированная методика М. Рокича «Ценностная ориентация», методика Н. Роуи и Э. Пилла «Готовность к выживанию в экстремальной ситуации» и тест Н.Н. Обозова «Самооценка силы воли».
Содержательный компонент определяет, во-первых, дидактическое содержание, положенное в основу формирования требуемого уровня готовности учащихся к противодействию терроризму, а во-вторых, конкретизирует методическое сопровождение учебно-воспитательного процесса. Компонент предполагает разработку целевой программы «Подготовка к противостоянию пропагандистской и вербовочной деятельности террористов», блок знаний, навыков, умений и практического опыта, формируемых в процессе изучения учебных модулей,