ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ Мусурманова А.
Мусурманова Айниса - доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой, кафедра педагогики и психологии, Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: автор в статье подчеркивает, что эффективность проводимых в стране реформ связана и с воспитательно-образовательным процессом. Цель его -воспитание духовно здоровой личности. Автор называет конкретные концептуальные основы формирования духовной культуры молодежи в системе непрерывного образования.
Ключевые слова: духовная культура, воспитание, непрерывное образование, гармонично развитое поколение.
Эффективность коренного реформирования, проводимого в независимом Узбекистане, непосредственно связана с воспитанием духовно и физически здорового, гармонично развитого поколения. Как подчеркивает Президент Республики Узбекистан И. Каримов, духовность - это великая сила, пробуждающая его внутренний мир, волю и веру, честь и совесть [1].
Образовательно-воспитательная работа в системе непрерывного образования выступает основой духовного формирования гармонично развитого поколения, поэтому проблемы повышения её эффективности обретают особую актуальность.
Духовно-культурная молодежь, прежде всего, способна социально, духовно защитить себя, т. е. может контролировать свое мировоззренческое, поведенческое, социальное состояние, так как: во-первых, такая молодежь, даже нуждаясь в социальной защите, не стыдится своего положения, сама ищет эффективные пути его преодоления и лишь потом адекватно пользуется помощью других; во-вторых, она хорошо понимает психологию, внутренние переживания, состояние тех групп населения, которые нуждаются в социальной защите, поэтому стремится к поддержке своих сверстников из этих групп [2].
В основе оптимизации образовательно-воспитательного процесса в системе непрерывного образования лежит формирование и развитие духовной культуры молодежи, гармонично развитой личности. Как свидетельствуют исследования, для оптимизации образовательно-воспитательного процесса необходимо использование ряда педагогических принципов. Среди них назовем такие, как обеспечение взаимодействия содержания, форм и методов образования и воспитания, педагогико-психологических условий, факторов и средств воспитания гармонично развитого поколения; определение направлений воспитания, критериев формируемых качеств и достоинств и реализация направленных на это воспитательных действий; демократизация и гуманизация процесса воспитания молодежи; соответствие форм, методов и средств воспитания возрасту и психологическим особенностям личности; обеспечение научно-методических источников; эффективное использование возможностей теории и практики, СМИ, новых информационных технологий и их единства; целенаправленный и дифференцированный подход в процессе взаимодействия семьи, махалли и других институтов гражданского общества; интеграционный подход в преподавании учебных дисциплин; актуальное
использование свободного времени путем проведения коллективных и индивидуальных мероприятий; подход к воспитательному процессу с позиции принципов идейности, научности; связь с жизнью; личная ответственность; активное участие общественности в обеспечении воспитательно-образовательного процесса; целостный подход к воспитанию с учетом социальных, семейных традиций, а также региональных и территориальных интересов на основе гармонизации общечеловеческих и национальных ценностей; принятие во внимание особенностей образовательных учреждений в организации образовательно-воспитательного процесса в системе непрерывного образования и др.
Основными факторами обеспечения эффективности результатов формирования гармонично развитого поколения в процессе непрерывного образования выступает создание модели гармонично развитого поколения, информационная надежность, соответствие теоретических знаний практическим потребностям, широкое привлечение современных информационных технологий и механизмов, методов, средств и приемов, обеспечивающих действенность воспитательного процесса [3].
Одним из важных факторов воспитания духовной культуры молодежи выступает обеспечение реализации совершенствования и развития приоритетных направлений образовательно-воспитательного процесса. Их можно классифицировать следующим образом: органическая цельность и преемственность повышения эффективности формирования духовной культуры молодежи; внедрение общечеловеческих и национальных ценностей в содержание образовательно-воспитательного процесса с учетом специфики преподаваемого предмета; использование передового мирового опыта в области образования и воспитания с учетом особенностей национального менталитета нашего народа; совершенствование правовой основы повышения эффективного функционирования системы образования и воспитания; модернизация содержания процесса преподавания (учебные планы, программы, учебники, учебные пособия) с позиции современных потребностей воспитательного процесса; организация образовательно-воспитательного процесса на основе новых учебно-методических источников, передовых педагогических технологий; использование системы модельно-электронных связей, дистанционного обучения; широкое использование богатого духовного наследия народа, его интеллектуального потенциала и общечеловеческих ценностей; информатизация системы образования и воспитания, использование информационных технологий, подключение к мировой компьютерной информационной сети; привитие учащимся навыков работы с книгами, для чего необходимо наладить снабжение необходимой отечественной и зарубежной учебно-методической литературой в системе образования информационно-ресурсных центров и библиотек, в том числе развитие даже самых отдаленных информационных ресурсных систем; научно-теоретические и методические разработки механизмов постоянного мониторинга эффективности содержания образования и воспитания, реализация содержания воспитательных работ; определение путей и средств повышения педагогического мастерства, постоянного самосовершенствования педагогических кадров; повышение креативности педагога (в области культуры речи и ораторского мастерства, учет их этических, функциональных, коммуникативных аспектов и т.д.); разработка целостной концепции сотрудничества учебных учреждений и всех социальных институтов общества в деле духовного воспитания гармонично развитого поколения и др.
В системе непрерывного образования особое значение обретает педагогическое изучение результатов воспитания гармонично развитого поколения, обладающего высокой духовной культурой. В этом важную роль играет развитие навыков самосознания, объективного подхода к результатам своей деятельности, ее планированию и реализации со стороны родителей, воспитателей, преподавателей, общественности, а также изучение общественного мнения, мониторинг результатов образовательно-воспитательного процесса, его содержательное совершенствование,
6
правильный подбор форм и методов воспитательной работы. В связи с этим необходимы: разработка специальной программы педагогического и психологического анализа процесса воспитания гармонично развитого поколения и его результативности; определение их методологических основ; определение содержания и принципов эффективных методов реализации этого процесса, принципов его анализа, обобщения и подготовки рекомендаций. Залогом эффективности воспитания духовно и физически здорового, гармонично развитого поколения служит мониторинг успешности участия и сотрудничества таких важных субъектов воспитательного процесса, как семья, махалля, учебное учреждение, общественность, СМИ, печать, молодежные организации и объединения и др.
При формировании у молодежи здоровых убеждений, мышления и веры, вышеназванные источники следует использовать в соответствии с особенностями каждого реализуемого мероприятия. Лишь тогда это даст позитивный эффект, в противном случае воспитательно образовательные действия окажутся безрезультатными [4].
Таким образом, в системе непрерывного образования в качестве настоятельной потребности предстает необходимость совершенствования содержания, форм, методов и приемов образования и воспитания гармонично развитого поколения, обладающего высокой духовной культурой, за эффективную реализацию воспитания которого ответственны не только образовательные учреждения, но и все институты гражданского общества.
Список литературы
1. Каримов И.А. Юксак маънавият енгилмас куч. Т.: Маънавият, 2009. С. 19.
2. Мусурманова А. Формирование духовных основ социальной защиты молодежи в процессе профессионального образования // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития, 2011. № 9.
3. Aynisa M. Improving the mechanisms of interaction between family institutions and educational institutions in the development of spiritual culture of adolescents at social and right risk groups // Вестник науки и образования, 2018. Т. 2. № 2 (38).
4. Рискулова К.Д., Бакиева Г. Здоровое и гармонично развитое молодое поколение -будущее нашей страны // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. 2008. Т. 6.