ПЕДАГОГИКА
УДК 433.94 Топилдиев Одилжон Рахимжонович
кандидат исторических наук,
заведующий кафедрой социально-культурной
деятельности
Наманганского государственного университета, Республика Узбекистан
РОЛЬ СЕМЬИ, МАХАЛЛИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ВОСПИТАНИИ МОЛОДЕЖИ
Topildiev Odiljon Rahimzhonovich
PhD in History, Head of Socio-Cultural Activities Department, Namangan State University, Uzbekistan
THE ROLE OF FAMILY, MAHALLA AND EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN THE EDUCATION
OF YOUTH
Аннотация:
В статье рассматриваются проблемы духовного воспитания молодежи Узбекистана и решение их с помощью совместных усилий семьи, махалли и образовательных учреждений. Отмечены аспекты негативного влияния современных мировых тенденций и положительного влияния национальных традиций, а также демократических ценностей. Предложены мероприятия по организации сотрудничества семьи, махалли и образовательного учреждения.
Ключевые слова:
духовное воспитание, махалля, семья, образовательное учреждение, сотрудничество, молодежь, закон, формирование.
Summary:
The article deals with the challenges of spiritual education of youth in Uzbekistan and their solution by joint efforts of family, mahalla and educational institutions. The author notes the negative impact of current global trends and the positive impact of national traditions and democratic values. The measures on management of cooperation between family, mahalla and educational institutions are suggested.
Keywords:
spiritual education, mahalla, family, educational institution, youth, law, formation.
С первых же дней независимости Республики Узбекистан уделяется отдельное внимание проведению системных, поэтапных реформ в сфере воспитания молодежи и ее духовного возвышения. В частности, в законе «Об основах государственной молодежной политики в Республике Узбекистан» от 20 ноября 1991 г. были обозначены суть и основные направления политики. Также особо важное значение в воспитании здорового, высокодуховного, развитого поколения играют закон «Об образовании» от 29 августа 1997 г., «Национальная программа подготовки кадров», общенациональная государственная программа развития школьного образования 2004-2009 гг., «Комплексная программа совершенствования правового образования молодежи», государственные программы «Год молодежи», «Год совершенного поколения», «Год здорового ребенка», постановление президента № ПП-2124 «О дополнительных мерах, направленных на осуществление в Республике Узбекистан государственной молодежной политики» от 6 февраля 2014 г. и другие нормативно-правовые акты [1, с. 25].
В этом плане в качестве важного фактора духовного воспитания имеют большое значение семья, махалля [2] и образовательные учреждения. Здесь уместно привести следующие слова президента Узбекистана И.А. Каримова: «Нахождение жаждущей знаний талантливой молодежи и воспитание их патриотами своей Родины является священной обязанностью каждого» [3, б. 11]. В самом деле, воспитание молодежи является важным обязательством не только семьи или образовательных учреждений, но и всей общественности. Сегодня нам нужна молодежь с глубокой духовностью, обладающая самостоятельным мышлением. Решение этой важной стратегической задачи на сегодняшний день требует эффективного совместного действия семьи, ма-халли, общеобразовательных учреждений и институтов гражданского общества, так как духовность, мировоззрение, навыки, связанные с представлениями и верой молодежи, формируются именно в семье, махалле и образовательных учреждениях.
Формирование чувства преданности народу и стране с детства занимает особое место в воспитании. Для этого с ранних лет жизни ребенка необходимо знакомить его с материальным миром и использовать формы, соответствующие нашим национальным традициям. Отказ от чуждых нашему национальному быту «боевых» игрушек, мультфильмов, кинофильмов является требованием времени. Игры, игрушки, художественные книги, мультфильмы, созданные на основе национальных сказок, отражающие восточную воспитанность и позитивные стремления человечества, считаются основным средством правильного формирования внутреннего мира ребенка. По этой причине необходимо сохранение священности, единства семьи, воспитание детей патриотами, гуманными, высокодуховными и развитыми. Здесь в целях объединения стремлений
ОБЩЕСТВО: СОЦИОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ, ПЕДАГОГИКА (2015, № 3)
всех участников воспитательного процесса и сотрудничества имеет значение координация деятельности широкой общественности.
Совершенствование духовного воспитания в семье и махалле считается одним из его основных вопросов, это всегда отмечалось нашими великими предками. Усиление духовно-нравственного воспитания остается актуальной задачей для каждого периода. Демократические ценности общества нашли свое отражение в семье, махалле и образовательных учреждениях, например, толерантность и такое редкостное человеческое качество, как милосердие.
В духовном воспитании необходимо следующее:
- в условиях изменений, происходящих в нашей стране и мире, распространения в Интернете информации, затягивающей молодежь в водоворот событий, надо, приглашая родителей и детей из каждой семьи, организовывать в махалле и учебных заведениях «учебный час духовности» (раз в неделю или месяц); привлекать к занятиям ведущих специалистов из различных отраслей для освещения событий;
- постоянный мониторинг духовной среды в махалле и учебных заведениях, профилактика отрицательных явлений, бросающихся в глаза в духовной среде и воспитании детей некоторых семей;
- пример в каждом деле родителей, актива махалли и работников учебных учреждений [4].
В этом отношении основной задачей семьи, махалли и образовательных учреждений является воспитание развитой молодежи, отвечающей требованиям общества. Патриотизм молодежи начинается с воспитания в семье, махалле, образовательного учреждения: не ценящий свою семью, махаллю, место образования не станет ценить и Родину. Условия семьи, махалли и образовательных учреждений в качестве фактора, формирующего духовность личности, стоят на ведущем месте. Каждая семья, махалля и учреждение образования активно участвуют в воспитании развитого поколения, отвечающего требованиям времени.
Действительно, человек добивается к себе любви, уважения, внимания в своей семье, ма-халле, образовательном учреждении и находится под их защитой. Большое значение имеет духовное воспитание в гармонии с национальными ценностями. Воспитание молодежи нельзя строить на основании принуждения, важно, чтобы ребенок выполнял требуемое на основе желания. Настоящий воспитатель общается с ребенком свободно, без ущемления, стимулирует его. Для достижения этого от воспитателя требуется самому быть воспитанным, милосердным к другим и справедливым. Пример старших по возрасту в семье пробуждает стимул к подражанию у детей, что является одним самых влиятельных факторов.
Для организации сотрудничества семьи, махалли и образовательного учреждения необходимо следующее:
- решение на системной основе вопросов, интересующих молодежь, проблем занятости, правильной организации свободного времени молодежи, учет ее жизненных интересов;
- организация различных циклов бесед, встреч (образцовые дома, ветераны войны и труда, писатели, поэты) для воспитания молодежи в духе патриотизма;
- проведение семинаров, тренингов в целях развития знаний и навыков предпринимательства молодежи на основе сотрудничества;
- организация различных конкурсов, соревнований, интеллектуальных игр в формировании правового сознания и грамотности у молодежи;
- в целях изучения проблем молодежи проведение социологических исследований, социологических опросов в махаллях и образовательных учреждениях [5].
Заключая, можно сказать, что проведение различными методами образовательной и воспитательной работы имеет большое значение в воспитании физически здоровой, духовно развитой молодежи. В новом тысячелетии судьбу государств, народов будут решать не материальные богатства, а интеллектуально полноценная, зрелая и высоко духовная молодежь. Поэтому сейчас в стране проводится полноценная работа в сфере обеспечения беспрерывного, органически связанного образования и воспитания.
Ссылки и примечания:
1. Постановление № ПП-2124 «О дополнительных мерах, направленных на осуществление в Республике Узбекистан государственной молодежной политики» от 6 февраля 2014 г.
2. Махалля (узб. ) - в исламском мире часть города размером с квартал, жители которого осуществляют местное самоуправление. Как правило, центром такого квартала - махалли - является мечеть, служащая своего рода культурным центром, в котором проходят пятничные собрания населения махалли и совершается торжественная пятничная молитва (намаз).
3. Каримов И.А. Юксак маънавият - енгилмас куч. Тошкент, 2008. Б. 11.
4. Сайдалиева Н.Э. Ешларни оилавий ^аетга тайерлашнинг ижтимоий-фалсафий муаммолари : фалсафа фан. номз. дисс. Тошкент, 2005. Б. 165.
5. Туленова Г.Ж. Ешлар ижтимоий фаоллигини оширишда маънавий омилнинг роли : фалсафа фан. док. дис. Тошкент, 2006. Б. 317.