Научная статья на тему 'Кейс-метод как средство реализации федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения на занятиях по информатике педагогические условия реализации этнокультурных интересов студентов Казахстана'

Кейс-метод как средство реализации федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения на занятиях по информатике педагогические условия реализации этнокультурных интересов студентов Казахстана Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
419
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КЕЙС-МЕТОД / ОБУЧЕНИЕ И КОНТРОЛЬ / ПОДГОТОВКА / ЗАНЯТИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF HIGHER EDUCATION / COMPETENCE / CASE METHOD / TRAINING AND CONTROL / TRAINING / LESSON OF COMPUTER SCIENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитина М. А.

В статье описывается сущность кейс-метода и анализируются возможности его использования в структуре обучения с целью формирования профессиональной компетентности, а также применение кейс-метода в качестве средства контроля эффективности формирования профессиональной компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никитина М. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CASE-METHOD AS MEANS OF REALIZATION OF THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION OF THE THIRD GENERATION ON THE LESSONS OF COMPUTER SCIENCE

Describes the essence of the case-method and analyzed the possibility of using it in the structure of training with the purpose of formation of competence, as well as application of the case method as a means of monitoring the effectiveness of the formation of competence.

Текст научной работы на тему «Кейс-метод как средство реализации федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения на занятиях по информатике педагогические условия реализации этнокультурных интересов студентов Казахстана»

УДК 378.147

Nikitina M.A. CASE-METHOD AS MEANS OF REALIZATION OF THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION OF THE THIRD GENERATION ON THE LESSONS OF COMPUTER SCIENCE. Describes the essence of the case-method and analyzed the possibility of using it in the structure of training with the purpose of formation of competence, as well as application of the case method as a means of monitoring the effectiveness of the formation of competence.

Key word: Federal state educational standard of higher education, competence, competence, case method, training and control, training, lesson of computer science.

М.А. Никитина, соискатель АлтГПА, г. Барнаул, E-mail: [email protected]

КЕЙС-МЕТОД КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНФОРМАТИКЕ

В статье описывается сущность кейс-метода и анализируются возможности его использования в структуре обучения с целью формирования профессиональной компетентности, а также применение кейс-метода в качестве средства контроля эффективности формирования профессиональной компетентности.

Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт, компетенции, компетентность, кейс-метод, обучение и контроль, подготовка, занятие по информатике.

Актуальность проблемы внедрения интерактивных методов обучения и контроля в практику профессионального образования обусловлена как внедрением Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования ФГОС ВПО третьего поколения, так и повышением требований общества к качеству подготовки будущих специалистов в области решения практических профессиональных задач.

На данном этапе развития российского образования реализуются ФГОС третьего поколения. Новые стандарты ориентированы на, так называемую, компетентностную модель выпускника. Результаты обучения в виде профессиональной компетентности становятся нормой качества образования. Внедрение новых образовательных стандартов детерминирует изменение требований к строению образовательных программ, к результатам их освоения, которые зависят от условий реализации, методов и принципов построения образовательного процесса.

Несмотря на достаточное количество работ по проблемам методологии компетентностного подхода, раскрывающих сущность методов активного обучения (Ю.С. Арутюнов, В.Н. Бурков, А.А. Вербицкий, С.Г. Вершловский, Б.Н. Герасимов, РФ. Жуков, Б.З. Зельдович, В.Ф. Комаров, М.М. и Л.И. Крюковы, А.Л. Лифшиц, А.П. Панфилова, В.Я. Платов, И.М. Сыроежин, Г.П. Щедровицкий и др.), остается открытой проблема - при помощи каких методов можно наиболее эффективно формировать, а главное - измерять уровень компетентности выпускника-спе-циалиста. Ведь от этого показателя зависит вопрос о качестве образования в целом. Так же нет единого мнения по вопросу, каким метрическим процедурам можно подвергнуть формируемые компетенции.

С учетом вышесказанного отметим, что вопрос о внедрении в образование активных методик, позволяющих формировать компетенции и оценивать уровень компетентности, является актуальным.

Цель нашего исследования - рассмотрение возможности использования кейс-метода в качестве средства обучения и контроля, применение кейс-метода в целях повышения уровня мотивации студентов в рамках изучения информационных технологий, а так же реализация компетентностного подхода посредством кейс-метода.

Рассматриваемый метод обучения и контроля был разработан и впервые опробован в Школе бизнеса Гарвардского университета (США). Вошел в практику преподавания с 1924 года.

О.Г. Смолянинова указывает, что в отечественной практике внедрять кейс-метод в практику обучения начали в 80-х годах [1].

В диссертационном исследовании В.В. Бовт «Моделирование и инструментальная поддержка технологий онлайн обучения практическим навыкам с использованием метода кейс-ста-ди» подчеркивает существование различных точек зрения по вопросу внедрения кейс-метода в образование. Критиками кейс-

метода отмечено, что навыки - это техника (шаги и процедуры), а, следовательно, не предмет образования. Сторонники отмечают, что посредством кейс-метода возможно развитие таких навыков, как умение логически рассуждать, критиковать, выдвигать гипотезы, убеждать, отстаивать принятую позицию и др. [2]. В своей работе мы придерживаемся второй точки зрения, т. к. образование - это целенаправленный процесс формирования компетентного специалиста. В понятие компетентности входят не полученные теоретические знания, а знания, подкрепленные практическими навыками и интегрированные с рядом личностных качеств, реализация которых возможна в режиме выполнения реальных профессиональных задач.

Е.Н.Красикова в диссертационном исследовании «Кейс-метод в структуре и содержании методической компетенции» доказывает, что эффективность формирования организационной функции методической компетенции может увеличиться путем интеграции кейс-метода в учебный процесс [3].

По мнению А.М. Корякиной, успешность в достижении цели по формированию профессиональных компетенций напрямую зависит от применения в образовательной деятельности современных инновационных средств обучения и контроля. Строгое предметное структурирование оценочных средств противоречит компетентностной модели построения современных образовательных программ [4].

Использование кейс-метода побуждает студентов к освоению и активному использованию различных методов практической деятельности, близкой к профессиональной, стимулирует применение разнообразных приемом при анализе, оценке и решении конкретных проблем и практических ситуаций.

Как отмечают В.А. Болотов и В.В. Сериков, компетентность, выступая результатом обучения, не прямо вытекает из него, а является следствием саморазвития индивида и обобщения личностного и деятельностного опыта. Успешность саморазвития индивида, в свою очередь, зависит от уровня его мотивации, т. е. стремления к достижению хорошего результата собственной деятельности. На занятиях с использованием кейс-метода, отстаивая итоги собственной работы, студенты учатся аргументации, а самостоятельный вывод о несоответствии работы или решения определенному уровню может стать мотивационным толчком для нового этапа формирования компетенций путем анализа собственных ошибок.

Специфика кейс-метода, заключающаяся в ориентации на конкретные, практические проблемы, позволяет формировать определенные компетенции у студентов посредством повышения мотивации, формирования методологического аппарата применения изученного учебного материала, в том числе его применения в конкретной практической деятельности.

Согласно ФГОС третьего поколения специалист гуманитарно-экономического профиля должен обладать следующим ря-

дом общекультурных, коммуникативных и профессиональных компетенций [5]:

1. Способностью представлять результаты своей работы для других специалистов, отстаивать свои позиции в профессиональной среде, находить компромиссные и альтернативные решения.

2. Способностью к восприятию, интерпретации и методическому обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения.

3. Способностью принимать участие в разработке управленческих решений и нести ответственность за реализацию этих решений, умением оценивать последствия решений др.

Следует, что в условиях внедрения ФГОС ВПО третьего поколения на занятиях необходимо максимально мотивировать и активизировать каждого студента и вовлечь его в процесс анализа ситуации и принятия решений.

Использование кейс-метода при изучении информационных технологий считаем целесообразным, поскольку этот метод позволяет демонстрировать возможность применения теоретических знаний в профессиональных ситуациях. Использование кейс-метода позволяет вызвать интерес студентов к информационным технологиям, а так же актуализирует межпредметные связи.

Роль преподавателя меняется от транслятора знаний к консультанту, задача которого состоит в подборе учебного материала, заведомо содержащего проблемы с вариативными решениями, способными вызвать дискуссию. Поэтому преподаватель должен научить студентов рассуждать, спорить, вступать в активный равный диалог, в ходе которого происходит формирование как личностных качеств, так и практических навыков. Ответственность за принятые решения ложится на студентов, преподаватель дает комментарии по поводу последствий принятия необдуманных решений. В ходе проведения занятия преподаватель может подытоживать, пояснять, напоминать теоретические аспекты или давать консультации по использованию литературы. Рассмотрим возможности применения кейс-метода в качестве метода обучения и контроля.

Обучение с помощью кейс-метода содержит в себе три основных этапа: подготовительный, исполнительский, рефлексивный. Каждый из этапов детерминирует деятельность учащихся и преподавателя, что позволяет прогнозировать результаты учебной деятельности, направленной на развитие компетенций и контролировать успешность формирования компетентности.

На этапе подготовки к занятию деятельность преподавателя заключается в следующем:

1. Подбор учебного кейса. Постановка цели кейса, т. е. определение класса компетенций, на формирование которого он будет направлен, либо же кейс будет осуществлять функцию контроля.

2. Определение основных и вспомогательных материалов для подготовки студентов. Подбор соответствующей учебной задачи. Сбор информации и данных для кейса с использованием различных источников.

3. Разработка сценария занятия. Этап включает компоновку материала, представление его в какой-либо форме. Разработку методических рекомендаций по использованию кейсов на занятиях.

Деятельность студентов заключается в получение кейса и списка рекомендуемой литературы, индивидуальной подготовке к занятию. В ходе работы над кейсом студенты демонстрируют умения работать с информацией и информационными технологиями, что актуализирует накопленные знания, либо мотивирует на освоение новых. Так например, на этапе сбора информации используются различные современные источники: видео, компьютерные словари, энциклопедии или базы данных, доступные через системы коммуникации.

На данном этапе работы над кейсом представляется возможным успешное формирование способности к освоению новой информации, методов сбора данных, способности постановки и достижения личных целей. Также существует возможность контроля эффективности формирования навыков поиска и оценки информации, умения постановки личностно значимых целей, способности адекватной оценки источников информации. И, что особенно важно, оценка уровня мотивации в достижении высоких результатов деятельности.

Исполнительский этап занятия состоит в организации предварительного обсуждения кейса. При организации деятельности возможно деление аудитории на небольшие группы для кол-

лективной подготовки ответов на вопросы, а также индивидуальной работы. Преподаватель осуществляет последующее руководство обсуждением кейса, обеспечивает студентов дополнительными сведениями, т.е. организует деятельность по решению проблемы, направляет общую дискуссию. Деятельность студентов состоит в постановке вопросов, углубляющих понимание кейса и сути проблемы (появление у студентов вопросов является закономерным, т.к. в структуру кейса заложена некая проблема, нуждающаяся в дискуссионном обсуждении).

Далее следует разработка вариантов решений, оценка мнения других (обработка собранной информации, т.е. классификация и анализ множества имеющихся фактов для определения общих аспектов явления или события). Кульминацией деятельности студентов на данном этапе является принятие или участие в принятии решений, выбор формы представления решения, отбор мультимедийных средств для презентации решения.

Специфика кейс-метода на данном этапе занятия позволяет формировать ряд компетенций, соответствующих ФГОС ВПО:

1. Способность соотнесения теоретических и практических знаний.

2 Способность принимать участие в разработке управленческих решений и нести ответственность за реализацию этих решений, умением оценивать последствия решений.

3. Способность принятия решений, действий в новой ситуации, решения проблем. Способность представлять результаты своей работы для других, отстаивать свои позиции в профессиональной среде, находить компромиссные и альтернативные решения.

Процедура контроля заключается в анализе умений постановки вопросов, которые могут удовлетворить образовательные или личностные потребности, поиска в собственных выводах, «слабых» сторон посредством анализа чужих результатов работы над кейсом, выработки интегрированного результата совместной деятельности.

Заключительный этап работы над кейсом для преподавателя состоит в оценке принятых решений и поставленных вопросов, в частности, в анализе эффективности организации занятия, выявлении проблем организации совместной деятельности студентов, студентов и преподавателя, постановке задач для дальнейшей работы. Преподаватель завершает дискуссию, анализируя процесс обсуждения кейса и работы всех групп (возможно освещение действительного развития событий), подводит итоги. По окончанию занятия студенты составляют письменные отчеты о проделанной работе по данной теме.

Работа над кейсом позволяет формировать способность к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания. Контролировать грамотность описания хода собственной деятельности, умение описывать результаты работы, что необходимо компетентному специалисту для ведения деловой переписки и презентации опыта.

Рассмотрев пример технологии организации учебной деятельности с использованием кейс-метода, можно сделать вывод, что использование кейсов при изучении информационных технологий обоснованно и способствует достижению цели компетентнос-тного образования, поскольку при его использовании возможна интеграция с профессиональными дисциплинами и дальнейшей профессиональной деятельностью благодаря возможности включения в учебный кейс вопросов других дисциплин.

Отмечается повышение эффективности использования на занятии аудиовизуальных средств обучения. С учетом специфики предмета информатики кейс может выступать в качестве объекта изучения (студенты сами разрабатывают мультимедийные средства). Интеграция кейс-метода с другими методами обучения информатике позволяет развивать методическую систему предмета, обогащать содержание дисциплины.

Мы считаем, что кейс-метод позволяет объективно контролировать эффективность формирования профессиональной компетентности, а значит, давать адекватную оценку результатам обучения. Данный метод незаменим для оценки готовности к решению аналитических, стратегических или управленческих задач. Отметим, что прочие методы контроля выявляют наличие или отсутствие соответствующих профессиональных способностей. Контроль посредством кейс-метода позволяет определять уровень сформированности определенных компетенций и оценивать эффективность формирования профессиональной компетентности, ибо помогает проследить, как имеющиеся у студента способности будут использоваться в реальной ситуации.

Таким образом, применение кейс-метода при изучении ин- тические умения, умения аргументировать, отстаивать свою точ-

ф°рмаци°нных технологий, стан°вится обоснованным в виду ку зрения убеждать выявлять задачу из потока информации

перехода на образовательные стандарты третьего поколения, принимать решения, оценивая их последствия и эффективность.

т.к. повышает уровень мотивации студентов, развивает анали-

Библиографический список

1. Смолянинова, О.Г. Дидактические возможности метода case-study в обучении студентов [Э/р]. - Р/д:http://www.lan.krasu.ru/studies/ authors/smolyaninova/CASE-STUDY/articles/Didactic/Didactic.html

2. Бовт, В.В. Моделирование и инструментальная поддержка технологии онлайн обучения практическим навыкам с использованием метода кейс-стади: дис. ... канд. эконом.наук. - М., 2005.

3. Красикова, Е.Н. Кейс-метод в структуре и содержании методической компетенции лингвиста-преподавателя: дис. ... канд. пед. наук. - Ставрополь, 2009.

4. Корякина, А.М. Проблемы взаимосвязи инновационных технологий и средств оценивания результатов профессиональной деятельности // Среднее профессиональное образование. - 2011. - № 11.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения для специальности 081100 «Государственное и муниципальное управление» [Э/р]. - Р/д: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/55071014/

Bibliography

1. Smolyaninova, O.G. Didakticheskie vozmozhnosti metoda case-study v obuchenii studentov [Eh/r]. - R/d:http://www.lan.krasu.ru/studies/ authors/smolyaninova/CASE-STUDY/articles/Didactic/Didactic.html

2. Bovt, V.V. Modelirovanie i instrumentaljnaya podderzhka tekhnologii onlayjn obucheniya prakticheskim navihkam s ispoljzovaniem metoda keyjs-stadi: dis. ... kand. ehkonom.nauk. - M., 2005.

3. Krasikova, E.N. Keyjs-metod v strukture i soderzhanii metodicheskoyj kompetencii lingvista-prepodavatelya: dis. ... kand. ped. nauk. - Stavropolj, 2009.

4. Koryakina, A.M. Problemih vzaimosvyazi innovacionnihkh tekhnologiyj i sredstv ocenivaniya rezuljtatov professionaljnoyj deyateljnosti // Srednee professionaljnoe obrazovanie. - 2011. - № 11.

5. Federaljnihyj gosudarstvennihyj obrazovateljnihyj standart vihsshego professionaljnogo obrazovaniya (FGOS VPO) tretjego pokoleniya dlya specialjnosti 081100 «Gosudarstvennoe i municipaljnoe upravlenie» [Eh/r]. - R/d: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55071014/

Статья поступила в редакцию 20.05.13

УДК 378: 37.013

Uskenbaeva S.T PEDAGOGICAL CONDITIONS OF THE ETHNOCULTURAL INTERESTS REALIZATION OF THE STUDENTS IN KAZAKHSTAN. In the article the importance of the problem ethnoculturalinterests realization of the students is determined; the pedagogical conditions based on the systemic, integrated, culturological approaches are described. Their implementation is the basis of satisfaction of needs of a person in the ethnic self-identification and the national identity of the students in the multicultural society.

Key words: ethnocultural interests realization, ethnic self-identification, pedagogical process, principles, pedagogical conditions.

С.Т. Ускенбаева, соискатель АлтГПА, г. Барнаул, ст. преп. КГМУ, г. Караганда,

E-mail: symbat_uskenbaev@ mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ИНТЕРЕСОВ СТУДЕНТОВ КАЗАХСТАНА

В работе определена актуальность проблемы реализации этнокультурных интересов студентов, описаны педагогические условия, опирающиеся на системный, интеграционный, культурологический подходы, выполнение которых является основой удовлетворения потребности личности в этнической самоидентификации и общегосударственной идентичности студентов в поликультурном обществе.

Ключевые слова: реализация этнокультурных интересов, этническая самоидентификация, педагогический процесс, принципы, педагогические условия.

Актуальность проблемы реализации этнокультурных интересов студентов вызвана, с одной стороны, процессом глобализации, ведущим за собой проблему манкуртизма для некоторой части населения, а с другой - она определяется спецификой этнической ситуации в Казахстане, характеризующейся полиэтническим составом населения, повышением уровня национального самосознания другой части населения вследствие обращения к истокам этнической культуры. В связи с последним фактором выявляется важность сохранения стабильного межэтнического согласия. В данном контексте Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев подчеркивает, что стабилизация межэтнических отношений способствует социальному оздоровлению казахстанского общества, его интеграции в современную мировую систему и укреплению позиции Казахстана в ней [1].

Основой национальной политики является стратегия усиления гражданского общества с активной реализацией этнокультурных интересов казахского народа, этносов и этнических групп Казахстана. Это в свою очередь определяет актуальную про-

блему приобщения студенческой молодежи к ценностям этно-культуры, осознании ее значимости, уважении к ценностям других культур, воспитания поликультурной личности.

Обзор и анализ научно-педагогической литературы и практики показал, что проблемы реализации этнокультурных интересов студентов в области образования остаются без внимания ученых. В связи с этим обостряется противоречие между насущной потребностью общества в реализации этнокультурных и этноязыковых интересов студентов и недостаточной теоретической и практической разработанностью педагогических условий их реализации в целостном педагогическом процессе высшей школы.

В процессе определения педагогических условий реализации этнокультурных интересов студентов, необходимо четко выявить ключевое понятие «условие». Под условием в педагогическом смысле В.В. Краевский понимает: «все то, от чего зависит другое» и «среду, обстановку, в которой пребывает и без которой не могут существовать предметы, явления» [2, с. 376].

12S

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.