Bibliography
1. Belkin, E.L. Suthnostj ponyatiya «samostoyateljnaya rabota» v didaktike / E.L. Belkin, V.V. Davihdov // Metodih sovershenstvovaniya uchebno-vospitateljnogo processa v vuze: mezhvuz. sb. nauch. trudov. - Volgograd, 1989.
2. Krivihkh, S.V. Razvivayuthee i razvivayutheesya obrazovanie: sinergeticheskie aspektih obrazovaniya. - Novokuzneck, 2000.
3. Prikaz glavnokomanduyuthego vnutrennimi voyjskami MVD RF ot 3.11.2005 g. №350. Moskva «Ob utverzhdenii Tipovihkh obyazannosteyj dolzhnostnihkh lic voennihkh obrazovateljnihkh uchrezhdeniyj vihsshego professionaljnogo obrazovaniya vnutrennikh voyjsk Ministerstva vnutrennikh del Rossiyjskoyj Federacii».
4. Prikaz glavnokomanduyuthego vnutrennimi voyjskami MVD Rossii ot 16 iyunya 2011 g. № 220 «Ob utverzhdenii kvalifikacionnihkh trebovaniyj k voenno-professionaljnoyj (specialjnoyj) podgotovke vihpusknikov i osnovnoyj obrazovateljnoyj programmih federaljnogo gosudarstvennogo kazennogo voennogo obrazovateljnogo uchrezhdeniya vihsshego professionaljnogo obrazovaniya vnutrennikh voyjsk MvD Rossii».
5. Reshenie nachaljnika voennogo instituta na organizaciyu uchebnogo processa v 2012-2013 uchebnom godu.
6. Boljshaya Sovetskaya Ehnciklopediya. - M., 1968-1979.
7. Nauchno-metodicheskoe soprovozhdenie obrazovateljnihkh standartov v obrazovateljnihkh programm obthego obrazovaniya: kollektivnaya monografiya / pod. red. V.V. Lapteva. - SPb., 2002.
8. Krivshenko, L.P. Pedagogika: uchebnik / L.P. Krivshenko, M.E. Vayjndorf; pod red. L.P. Krivshenko. - M., 2004.
9. Sovetskiyj voennihyj ehnciklopedicheskiyj slovarj «radio kontrolj - tachanka» ordena trudovogo krasnogo znameni voennoe izdateljstvo
ministerstva oboronih SSSR BBK 68ya 2 Voenizdat 1979. - M., 1980.
11. Federaljnihyj zakon ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossiyjskoyj Federacii».
Статья поступила в редакцию 17.01.14
УДК 378
Krivykh S. V,, Kirpichnikova A. V. METHODOLOGICAL BASICS OF FUNCTIONING OF MULTILEVEL EDUCATIONAL CLUSTER OF COMPETENCIES OF LOCAL SELF-GOVERNMENT OF STUDENTS. The article reveals the basics of the functioning of multilevel educational cluster of competencies of local self-government students in a university. The work shows the mechanisms of interaction between the educational system and the socio-cultural sphere of a university. Key words: methodology, cluster approach, education cluster.
С.В. Кривых, д-р, пед. наук, проф. каф. социальной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург;
А.В. Кирпичникова, аспирант ФГБОУ ДПО «Институт повышения квалификации специалистов профессионального образования», г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МНОГОУРОВНЕВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КЛАСТЕРА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ
В статье раскрывается основы функционирования многоуровневого образовательного кластера формирования компетенций местного самоуправления студентов вуза. Показаны механизмы взаимодействия между образовательной системой вуза и социально-культурной сферой.
Ключевые слова: методология, кластерный подход, образовательный кластер.
Основоположник кластерной теории профессор Гарвардского университета Майкл Портер является автором книги «Конкуренция», в которой представлена концепция стратегии конкурентоспособности. По мнению автора, «кластеры являются организационной формой консолидации усилий заинтересованных сторон, направленных на достижение конкретных преимуществ, в условиях становления постиндустриальной экономики». М. Портер считал, что наличие устойчивой стратегии развития является одним из важных факторов для успешного развития кластера [1].
В отличие от простых систем, возникающих и существующих в первую очередь за счет внешних воздействий, кластеры функционируют в основном за счет внутренних ресурсов. В большинстве случаев кластером (от английского cluster - скопление) называют «объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами» [2].
Кластером можно считать определенную систему, но систему особого вида, в которой добавление элемента улучшает ее работу, а изъятие не приводит к фатальным последствиям. Кластерные системы обладают достаточной производительностью, устойчивостью к воздействиям и при этом они могут легко модернизироваться, укрупняться при помощи различных универсальных средств. Главными преимуществами кластеров являются глобальный масштаб, открытость, гибкость и относительная простота в управлении.
Кластеры формируются в системах, которые ориентированы на многофакторное использование. Объединение различных, порой нецелевых структур в кластер не сводится только к их простому сложению. Получается, что «целое уже не равно сумме частей, оно не больше и не меньше суммы частей, оно качественно иное... Появляется и новый принцип согласования час-
тей в целое: установление общего темпа развития входящих в него частей. Понимание общих принципов организации эволюционного целого имеет большое значение для выработки правильных подходов к построению сложных социальных, геополитических целостностей», - считают С.В. Кривых и А.А. Макаре-ня [3, с. 90].
Кластерный подход сегодня повсеместно используется для создания и функционирования социально-экономических систем, а также для организации деятельности учебно-производственных комплексов. Мы считаем, что адаптация кластерного подхода для проектирования и моделирования образовательной системы вуза дает неоспоримые преимущества перед другими подходами.
Образовательные системы имеют традиционные компоненты: цели, задачи, содержание образования, включая методы, формы и средства, субъекты образования и т.д. Однако на этапе реализации ФГОС ВПО образовательная система вуза должна учитывать социальный заказ, сферу труда и социально-культурную среду. Система, включающая такие компоненты, может называться кластером - сложно организованной социальнообразовательной системой, иерархически выстроенной совокупностью взаимосвязанных и взаимозависимых составляющих: научных, образовательных, инновационных, социокультурных, производственных учреждений и предприятий, и управленческих структур региона, объединенных процессами интеграции и взаимопроникновения сфер производства, науки и образования.
Образовательный кластер - открытая социальная система, которая в результате внешних воздействий на нее (а правильнее сказать - сообразно данных воздействий), качественно меняет внутреннюю структуру иначе говоря, в результате внешних хаотических воздействий возникает новый порядок - новая система. Общим для любых социальных систем, с точки зрения
ЗЗ
Рис. 1. Многоуровневый образовательный кластер формирования компетенций местного самоуправления студентов вуза
синергетического подхода, является противоречие между хаосом и упорядоченностью в развитии. С одной стороны, развитие образовательного кластера есть движение по направлению к целостности, к полной упорядоченности и устойчивости, а с другой - целостность, тотальность, устойчивость есть «смерть» кластера, остановка в его развитии. Образовательный кластер хорош до тех пор, пока он еще не сформирован, пока он является не до конца достигнутым перспективной цели, и он же становится недостаточно хорошим, когда складывается окончательно. По мере упорядочения в образовательном кластере остается все меньше пространства для неожиданных новаций, нестандартных ситуаций, для творческих проявлений личности.
Образовательные кластеры обычно развивается быстрее, нежели многие другие социальные системы, и редко достигают особенно высокой степени целостности. И это естественно: ведь в любом образовательном кластере идет довольно быстрая смена поколений субъектов (студенты, преподаватели, работодатели и т.д.), при этом каждое поколение ощущает себя субъектом развития кластера, вносит в него что-то свое, новое. Поэтому развитие образовательного кластера детерминируется не столько объективными, сколько субъективными факторами.
В любом образовательном кластере имеется множество нестабильных очагов, неустойчивых состояний, при этом неустойчивость не является его негативной характеристикой. Очаг неустойчивости определяет ту область, которая впоследствии может стать источником дальнейшего развития кластера. Следовательно, при управлении образовательным кластером важно выявить очаги такой неустойчивости, а можно и заложить их в модель создаваемой системы.
Образовательный кластер формирования компетенций местного самоуправления студентов строился на базе ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный политехнический университет» (на рис. 1 он изображен на вершине пирамиды и обозначен К1) с сетью его факультетов, проектно-конструкторских институтов, учреждений СПО, научно-исследовательских лабораторий и прочих структурных подразделений, выполняющих разнообразные сопутствующие и обслуживающие функции (на рисунке они обозначены К2).
Блоки КЗ - К5 отображают кластерообразующие органы местного самоуправления, социальные институты и сфера труда разных уровней (районного, городского, регионального). Перечислим органы местного самоуправления в структуре муниципальных образований: представительный орган муниципального образования (муниципальный совет), исполнительно-распорядительный орган (местная администрация), глав муниципального образования, контрольно-счетный орган муниципального образования.
Социальные институты представлены учреждениями здравоохранения, социального обслуживания, образования, культуры, молодежной политики, физической культуры и спорта. Сферу труда составляют базовые предприятия, организации, учреждения, предоставляющие базы производственных и социальных практик.
Образовательный кластер мы умышленно разделили на две части левая часть (красным цветом) представляет культурно-образовательную сферу, ответственную за развитие общекультурных компетенций студентов, правая же часть представляет социально-трудовую сферу, призванную формировать компетенции, отнесенные к профессиональной деятельности. Культурно-образовательная сфера основания нашего кластера представлена учреждениями культуры и спорта (выставки, музеи, театры, клубы, спортивные комплексы и т.д.), а также образовательные учреждения, в том числе повышения квалификации и неформального образования (курсы, студии, конкурсы и фестивали).
Социально-трудовая сфера основания нашего кластера состоит из различных учреждений, организаций и органов местного самоуправления разных уровней, которые являются местами будущей работы выпускников вузов. Кроме того, выпускники направления 081100 Государственное и муниципальное управление устраиваются на работу не только в органы местного самоуправления, но и в различные органы государственной власти - правительство города, администрация губернатора, аппарат Законодательного Собрания, комитеты городской администрации, районные администрации, городская избирательная комиссия, Контрольно-счетная палата города, аппараты Уполномоченного по правам человека, Уполномоченного по правам ребенка и т.д.
В такой структуре реально создается пространство потенциальных возможностей обучающихся для перевода постоянно возникающих внешних воздействий со стороны преподавателей, социальной среды и сферы труда на будущего специалиста в его внутренние потенциалы - компетенции местного самоуправления, а также стремление к самообучению, самовоспитанию и саморазвитию. Как отмечает Шилова О.Н., в условиях нового экономического уклада и социальной модернизации возникает потребность в человеке, «способном к самоактуализации, творческому труду, самообразованию, саморазвитию, самоуправлению, непрерывному образованию на рабочем месте, к поиску, обработке, аккумуляции, внедрению новых профессиональных знаний, ведению коллективной и самостоятельной деятельности, умеющего сочетать личные мотивации с общественными» [4, с. 8].
Кластеризация образовательного пространства вуза, района, города, региона, расширение и углубление кластерообразующих внешних и внутренних связей создают оптимальные условия для формирования компетенций местного самоуправления, направленных на развитие личности будущего управленца, который обладает высоким уровнем общей, профессиональной, правовой, проектной и рефлексивной культуры, который способен активно влиять на управленческую политику региона, на развитие его производственной и социокультурной сферы.
Образовательный кластер формирования компетенций местного самоуправления как многоуровневая, сложноорганизованная система функционирует в соответствии со следующими принципами:
Системности - образовательный кластер рассматривается как целостная, сложная, многоуровневая система. Основными преимуществами кластерных систем являются глобальный масштаб, гибкость и относительная простота управления.
Устойчивости - образовательный кластер обладает устойчивостью к внешним воздействиям, т.к. функционирует в основном за счет внутренних ресурсов, при этом легко наращиваться и модернизироваться при помощи универсальных средств.
Рис. 2. Механизмы вертикального взаимодействия и координации совместной работы вуза и социально-трудовой сферы (Блок 3)
Синергизма - в образовательном кластере взаимодействие внешней и внутренней сред приводит к синергетическому эффекту, приводящему к саморазвитию, самореализации и самоорганизации.
Гибкости и изменчивости - добавление нового компонента улучшает его работу, а изъятие не приводит к фатальным последствиям, что обеспечивает устойчивость и развитие при оптимальных издержках.
Образовательный кластер формирования компетенций местного самоуправления, направленный на подготовку высококвалифицированных управленческих кадров, отвечает следующим требованиям современности:
• должен реализовать принципы кластерного подхода (системности, комплексности, связи с жизнью, а также направленности на личностный и профессиональный рост и пр.);
• создавать механизмы взаимодействия, обеспечивающие успешность формирования компетенций местного самоуправления:
- формирование попечительских советов и партнерских консорциумов в составе работников вуза и базовых предприятий;
- материально-техническая поддержка вузов;
- целевая подготовка студентов;
- вовлеченность работодателей в процесс обучения студентов;
- вовлеченность работодателей в процесс получения студентами практических навыков;
- вовлеченность работодателей в процесс отбора выпускников.
• быть ориентирован на профессиональное становление студентов, формируя кластер компетенций местного самоуправления;
• включает в себя научные, творческие, общественные студенческие объединения, способствующие личностному росту специалиста-управленца, проектирующего свою профессиональную карьеру в русле концепции устойчивого развития региона.
Рассматриваемый нами многоуровневый образовательный кластер, объединяющий в своей структуре системы образовательных, научных, производственных, социально-культурных инновационных подразделений и предполагающий взаимодействие с социальной сферой и сферой труда, создает благоприятные условия для:
- повышения качества профессиональной подготовки выпускника;
- расширения спектра образовательных услуг;
- удовлетворения образовательных потребностей студентов;
- развития профессиональной мобильности выпускников;
- учета требований и запросов работодателей.
Все эти условия способствуют формированию компетенций местного самоуправления студентов в образовательном процессе вуза.
По нашему мнению, социальный заказ является аттрактором, вектором построения и развития образовательного кластера. Под социальным заказом сегодня понимается «совокупность задач, выполнение которых ожидается от того или иного субъекта деятельности, включенного в систему общественного разделения труда. Социальный заказ, адресуемый системе образования, состоит из совокупности социальных потребностей, которые он призван удовлетворить, это: непреходящие потребности, удовлетворение которых является необходимой предпосылкой нормальной жизнедеятельности общества, и потребности
в образовательных услугах, порожденные вновь возникшими проблемами и задачами», гласит словарь «Профессиональное образование» [5, с. 175]. Руководителям, нацеленным на системное развитие образовательного учреждения, важно постоянно изучать и анализировать социальный заказ, прогнозировать его изменения, чтобы обеспечить соответствие качества предлагаемых услуг реальным потребностям заказчиков.
Универсальность взаимодействия системы профессионального образования и социально-производственной сферы, его многоплановость, разноуровневость, чрезвычайная сложность определяют проблемы его изучения в разряд наиболее актуальных. В современной социально-производственной сфере взаимодействие приобретает особые, принципиально новые характеристики, в связи со спецификой всех взаимодействующих сил. И прежде всего, когда носителем этих сил выступает человек как активно действующий и проектирующий свои действия социальный субъект.
Феномен взаимодействия системы профессионального образования и социально-производственной сферы во всей своей сложности включает субъектов, ресурсы, пространство взаимодействия, его формы, структуру, временные факторы, предполагает критерии эффективности, выстраивание реальной ситуации по достижению результативности и т.д.
Блоки КЗ - К5 на рис. 1 представлены кластерообразующей сферой труда, к ней мы отнесли различные учреждения, организации и органы местного самоуправления разных уровней: представительный орган муниципального образования (муниципальный совет), исполнительно-распорядительный орган (местная администрация), глав муниципального образования, контрольно-счетный орган муниципального образования, а также правительство субъекта Федерации, администрация губернатора, аппарат Законодательного Собрания, комитеты городской администрации, районные администрации, городская избирательная комиссия, Контрольно-счетная палата города, аппараты Уполномоченного по правам человека, Уполномоченного по правам ребенка и т.д. Эти образования являются местами проведения практик, а в дальнейшем местами работы выпускников направления обучения 081100 Государственное и муниципальное управление.
Существует пространство взаимодействия между университетским корпусом и кластерообразующей сферой труда разработанного нами образовательного кластера формирования компетенций местного самоуправления. На рис. 2 мы обозначили механизмы вертикального взаимодействия и координации совместной работы вуза и социально-трудовой сферы.
Взаимодействие и координация деятельности в образовательном пространстве для органов местного самоуправления, социально-производственное партнерство, взаимная заинтересованность и формирование ответственности участников взаимодействия за принимаемые решения имеет сегодня политический характер. Конечная цель этого взаимодействия - формирование высокопрофессионального управленческого аппарата, который способен эффективно выполнять задачи и функции органов муниципального самоуправления и государственной власти.
Главное требование, предъявляемое работодателями из государственных и муниципальных органов власти к молодым специалистам, пришедших во власть, - подготовленность их к практической работе, способность с первого дня приступить к делу, применять полученные компетенции на рабочем месте в конкретной должности. Такие компетенции обычно формируются в ходе производственных и иных практик, которые являются, с одной стороны, обязательным элементом образовательного процесса, позволяющим обогатить профессиональные знания, с другой - как бы «испытательным сроком» для выпускника вуза и оценки его пригодности к работе.
Кластеризация социально-образовательного пространства региона, расширение и углубление активных внешних и внутренних связей создают оптимальные условия, прежде всего, для повышения эффективности управленческого образования, позволят гармонично встроить туда систему воспитания, которая направлена на развитие личности студента, обладающего достаточным уровнем общей, профессиональной и правовой культуры, способного эффективно влиять на управленческую политику региона, на его производственную и социально-культурную сферы.
Библиографический список
1. Портер, М.Э. Конкуренция. - М., 2003.
2. Крысин, Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. - М., 2008.
3. Кривых, С.В. Педагогическая антропоэкология. Педагогика жизнедеятельности / С.В. Кривых, А.А. Макареня. - СПб., 2003.
4. Шилова, О.Н. Вызовы сетевому взаимодействию учреждений педагогического образования / О.Н. Шилова, О.И. Тарасова, М.А. Горюнова // Особенности и специфика сетевого взаимодействия в сфере образования: сб.статей для работников системы общего, профессионального образования, управления образованием. - СПб., 2013.
5. Вишнякова, С.М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. - М., 1999.
Bibliography
1. Porter, M.Eh. Konkurenciya. - M., 2003.
2. Krihsin, L.P. Tolkovihyj slovarj inoyazihchnihkh slov. - M., 2008.
3. Krivihkh, S.V. Pedagogicheskaya antropoehkologiya. Pedagogika zhiznedeyateljnosti / S.V. Krivihkh, A.A. Makarenya. - SPb., 2003.
4. Shilova, O.N. Vihzovih setevomu vzaimodeyjstviyu uchrezhdeniyj pedagogicheskogo obrazovaniya / O.N. Shilova, O.I. Tarasova, M.A. Goryunova // Osobennosti i specifika setevogo vzaimodeyjstviya v sfere obrazovaniya: sb.stateyj dlya rabotnikov sistemih obthego, professionaljnogo obrazovaniya, upravleniya obrazovaniem. - SPb., 2013.
5. Vishnyakova, S.M. Professionaljnoe obrazovanie. Slovarj. Klyuchevihe ponyatiya, terminih, aktualjnaya leksika. - M., 1999.
Статья поступила в редакцию 17.01.14
УДК 316.7 Maltseva V. V. TOLERANCE AND MULTICULTURALISM: A COMPARATIVE ANALYSIS. In the article the author investigates the phenomenon of tolerance, gives a comparative analysis of the concepts of «tolerance» and «multiculturalism».
Key words: tolerance, culture, multiculturalism.
В.В. Мальцева, аспирант ФГБОУ ДПО «ИПКСПО», г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
ТОЛЕРАНТНОСТЬ И МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
В статье автор исследует феномен толерантности, дает сравнительный анализ понятий «толерантность» и «мультикультурализм».
Ключевые слова: толерантность, культура, мультикультурализм.