Научная статья на тему 'Концепция формирования личностных результатов школьников в условиях реализации нового ФГОС ООО'

Концепция формирования личностных результатов школьников в условиях реализации нового ФГОС ООО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1706
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФГОС ООО / ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / СТРУКТУРА ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ / КРИТЕРИИ И УРОВНИ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ / FGOS OOO / PERSONAL RESULTS / STRUCTURE OF PERSONAL RESULTS / CRITERIA AND LEVELS OF PERSONAL RESULTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хакунова Фатима Пшимафовна, Реутова Людмила Петровна

В статье предлагается авторский подход к решению проблемы формирования личностных результатов школьников в процессе освоения основной образовательной программы; кроме того, предлагаются структура, критерии, уровни личностных результатов освоения ООП учащимися ООО. Разработанные методологические параметры помогут учителям-практикам при составлении программ по воспитанию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хакунова Фатима Пшимафовна, Реутова Людмила Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF FORMATION OF SCHOOL STUDENTS’ PERSONAL RESULTS IN THE CONDITIONS OF IMPLEMENTATION OF NEW FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF THE MAIN GENERAL EDUCATION (FGOS OOO)

The paper offers the author's approach to solve the problem of formation of school students’ personal results in the course of learning the main educational program. Besides, the structure, criteria and levels of personal results of mastering the main educational program by pupils of the main general education institutions are offered. The developed methodological parameters will help teachers draw up programs for education.

Текст научной работы на тему «Концепция формирования личностных результатов школьников в условиях реализации нового ФГОС ООО»

УДК 37.01:373 ББК 74.00 X 16

Ф.П. Хакунова

Доктор педагогических наук, профессор, декан факультета педагогики и психологии Адыгейского государственного университета; E-mail: pedagog-psycholog84@mail.ru

Л.П. Реутова

Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и технологий начального и дошкольного образования Армавирского государственного педагогического университета; E-mail: pedagog-psycholog84@mail.ru

КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ личностных РЕЗУЛЬТАТОВ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ НОВОГО ФГОС ООО

( Рецензирована )

Аннотация. В статье предлагается авторский подход к решению проблемы формирования личностных результатов школьников в процессе освоения основной образовательной программы; кроме того, предлагаются структура, критерии, уровни личностных результатов освоения ООП учащимися ООО. Разработанные методологические параметры помогут учителям-практикам при составлении программ по воспитанию.

Ключевые слова: ФГОС ООО, личностные результаты, структура личностных результатов, критерии и уровни личностных результатов.

F.P. Khakunova

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Dean of Faculty of Pedagogics and Psychology, Adyghe State University; E-mail: pedagog-psycholog84@mail.ru

L.P. Reutova

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of Department of Pedagogy and Technologies of Primary and Preschool Education, Armavir State Pedagogical University; E-mail: pedagog-psycholog84@mail.ru

THE CONCEPT OF FORMATION OF SCHOOL

STUDENTS' PERSONAL RESULTS IN THE CONDITIONS OF IMPLEMENTATION OF NEW FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF THE MAIN GENERAL EDUCATION (FGOS ООО)

Abstract. The paper offers the author's approach to solve the problem of formation of school students' personal results in the course of learning the main educational program. Besides, the structure, criteria and levels of personal results of mastering the main educational program by pupils of the main general education institutions are offered. The developed methodological parameters will help teachers draw up programs for education.

Keywords: FGOS ООО, personal results, structure of personal results, criteria and levels of personal results.

В Законе Российской Федерации «Об образовании», «Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года», «Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015», новых ФГОСах современная школа обозначается важным фактором гуманизации общественно-экономических, политических и культурных отношений. Динамика этих отношений актуализирует потребность в новой концепции воспитания подрастающего поколения, способного к духовно-нравственному осмыслению изменяющегося мира.

Поворот к личности как своеобразному центру общественной жизни предопределяет поиск иного содержания процесса воспитания, иных воспитательных средств, форм и методов, которые способны обеспечить личностные результаты школьников. В настоящее время ведется дискуссия о структуре, содержании критериально-оценочных показателях личностных результатов освоения основной образовательной программы (ООП) учащимися основного общего образования (ООО), но до сих пор в современной научно-исследовательской и педагогической практике нет единого мнения по данному вопросу.

В статье предлагается авторский подход к решению проблемы формирования личностных результатов. Необходима новая концепция воспитания, учитывающая, прежде всего, системно-деятельностный подход. Данная концепция включает структуру, критерии, уровни личностных результатов освоения ООП учащимися ООО.

При определении структуры личностных результатов мы выбрали блочный подход, позволяющий одиннадцать ключевых компетенций дифференцировать и подвести под общие показатели ФГОС ООО [1: 5-6]. Выделены следующие структурные компоненты: мо-тивационный, компетентностный,

эмоционально-ценностный и действенно -практический.

Мотивационный компонент личностных результатов освоения ООП ООО включает ответственное отношение к учению; мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов; уважительное отношение к труду; развитие опыта участия в социально значимом труде.

Компетентностный компонент личностных результатов освоения ООП ООО включает знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; основы правовой и экологической культуры, соответствующей современному уровню правового и экологического мышления; правовой опыт и экологически ориентированную рефлексивно-оценочную и практическую деятельность в жизненных ситуациях; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения в транспорте и на дорогах.

Эмоционально-ценностный компонент личностных результатов

освоения ООП ООО включает воспитание патриотизма, уважение к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающее социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; нравственные чувства и нравственное поведение; осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам; воспитание ценности здорового и безопасного образа жизни; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Действенно-практический компонент личностных результатов освоения ООП ООО включает дея-тельностный характер осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; соблюдение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных,

социальных и экономических особенностей; способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению.

Выделенные структурные компоненты находятся в тесном взаимодействии, образуя целостную, динамическую систему воспитания личности обучающегося.

Определение критериев уровня сформированное™ личностных результатов является одной из важнейших задач педагогического исследования этой проблемы, так как именно критерии дают возможность получить наиболее полное представление о качественном и количественном состоянии составных элементов личностного развития [2].

Критерии личностных результатов учащихся определяются нами исходя из выделенных его структурных компонентов: мотивацион-ный компонент (мотивы к учению и познавательной деятельности; саморазвитию; самообразованию; осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования с учётом устойчивых познавательных интересов); компетентностный (глубина и прочность усвоения системы метапредметных, предметных знаний; сформированность обобщенных междисциплинарных понятий; умение использовать имеющиеся знания для решения теоретических, теоретико-практических, практических задач); эмоционально-ценностный (осознание социальной значимости учебной деятельности; убежденность в правильности выбора; удовлетворенность своим выбором; сформированность системы ценностных ориентаций;); действенно-практический (готовность действовать в стандартных и нестандартных ситуациях, следование усвоенным идеям в повседневной жизни).

Сформулированные критерии представляют собой некий эталон, по которому мы можем судить о

степени воспитанности обучающегося в условиях освоения ООП ООО, о готовности и способности к саморазвитию и личностному самоопределению, способности ставить цели и строить жизненные планы. Все это служит исходным моментом для выявления уровней личностных результатов освоения ООП школьниками: оптимальный, допустимый, элементарный, критический.

Оптимальный уровень характеризуется четкой сформированной внутренней позицией школьника на уровне положительного отношения к школе; ориентацией на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; сформированной учебной деятельностью, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; устойчивым учебно-познавательным интересом ко всему новому и способам решения новой задачи; ярко выраженной ориентацией на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; выраженной способностью к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

У школьников этого уровня доминируют мотивы, свидетельствующие о непосредственной направленности к саморазвитию и личностному самоопределению, они способны ставить цели и строить жизненные планы.

Кроме того, школьники, относящиеся к этому уровню, имеют четкое, осознанное представление об истории языка, культуры своего народа, своего края, культурном наследии народов России и человечества; о правовой и экологической культуре, соответствующей современному уровню правового и экологического мышления; об основных

моральных нормах и ориентируются на их выполнение; школьники дифференцируют моральные и конвенциональные нормы; отличаются развитым моральным сознанием; обладают коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; владеют правилами индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правилами поведения в транспорте и на дорогах. Компетентность школьников данного уровня систематизирована и органически включается в систему ценностей и убеждений обучающихся.

Учащиеся этого уровня отличаются сформированной системой ценностей; гражданской идентичности, этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России; обладают чувствами сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; осознают ответственность человека за общее благополучие; всегда ориентируются в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; имеют развитые этические чувства стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; обладают эмпатией как пониманием чувств других людей и сопереживание им; пользуются установкой на здоровый образ жизни.

Допустимый уровень характеризуется в целом проявлением положительного отношения к учебной деятельности; школьники понимают значимость ответственного отношения к учению, мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, но не всегда последовательны в выборе и оценке собственных действий.

У них преобладают мотивы к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, но готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию носят частичный характер; школьники не всегда способны ставить цели и строить дальнейшие жизненные планы; индивидуальная траектория образования школьника строится на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом не всегда устойчивых познавательных интересов, а также их удовлетворенность по отношению к будущей профессии, их участию в социально значимом труде более низкая.

Обучающиеся этого уровня менее высоко оценивают и осознают роль знаний, которые часто носят описательно-констатирующий характер и не входят в сферу их убеждений. Для этого уровня характерны сложившиеся взгляды школьников, но убеждения еще недостаточно устойчивы и регулируют поведение школьника только в некоторых ситуациях; представления о правовой, экологической и коммуникативной культуре, соответствующей современному уровню мышления, расплывчаты. Компетентность школьников частично сформирована и не всегда уместно включается в систему ценностей и убеждений обучающихся.

В основном школьники этого уровня соблюдают основные моральные нормы и ориентируются на их выполнение; у них сформировано моральное сознание, отсюда они способны на поступки, в которых демонстрируют чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; чаще всего ориентируются в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, давая им качественную оценку; способны регулировать моральное поведение свое

и других и сопереживать другим людям; проявляют интерес к здоровому образу жизни.

Элементарный уровень характеризуется фрагментарным проявлением положительного отношения к учебной деятельности; школьники слабо осознают значимость ответственного отношения к учению, мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, поэтому не последовательны в выборе и оценке собственных действий.

У них от случая к случаю проявляются мотивы к обучению и познавательной деятельности, но готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию носят фрагментарный характер; школьники затрудняются ставить цели и строить дальнейшие жизненные планы; индивидуальная траектория образования школьника выстроена без учета ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений и отсутствием устойчивых познавательных интересов; удовлетворенность по отношению к будущей профессии, участию школьников в социально значимом труде носит скрытый характер.

Старшеклассники этого уровня оценивают и осознают роль знаний ради знаний и очередной отметки. Для этого уровня характерны определенные взгляды школьников, которые не входят в систему его ценностей; убеждения недостаточно устойчивы и регулируют поведение школьника только в некоторых ситуациях; представления о правовой, экологической и коммуникативной культуре, соответствующей современному уровню мышления, расплывчаты. Компетентность школьников частично сформирована и частично включается в систему ценностей и убеждений обучающихся.

Школьники в основном соблюдают моральные нормы, но не

всегда ориентируются на их выполнение; у них отчасти сформировано моральное сознание, поэтому они не стремятся к совершению поступков, в которых бы продемонстрировали свои чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; почти всегда ориентируются в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, но затрудняются давать им качественную оценку; опосредованно регулируют моральное поведение свое и других; не проявляя лишних эмоций, сопереживают другим людям; без интереса проявляют внимание к здоровому образу жизни.

Критический уровень характеризуется безразличным отношением к учебной деятельности; школьники не осознают значимость ответственного отношения к учению, мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, поэтому не способны осуществить выбор и оценить собственные действия. У школьников этого уровня отсутствует мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; способность ставить цели и строить дальнейшие жизненные планы; индивидуальная траектория образования школьника не строится на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом отсутствия устойчивых познавательных интересов, отсутствует удовлетворенность по отношению к будущей профессии, их участию в социально значимом труде.

Обучающиеся не осознают роль знаний, которые не входят в сферу их убеждений, знания не систематизированы и поверхностны. Взгляды у школьников неустойчивы, носят ситуативный характер, сложившееся мнение не подкрепляется действием, а остается на уровне

слов. Для этого уровня характерно отсутствие убеждений школьников, регулирующих его поведение в различных ситуациях. У старшеклассников этого уровня не сформирована система ценностных ориентаций на саморазвитие, у них доминируют мотивы, не содержащие учебной направленности. Компетентность о правовой, экологической и коммуникативной культуре, соответствующей современному уровню мышления, не сформирована, поэтому, как результат, она не включается в систему ценностей и убеждений обучающихся.

Школьники этого уровня отчасти соблюдают моральные нормы, не всегда ориентируются на их выполнение; не стремятся к совершению поступков, в которых бы продемонстрировали свои чувства гордости за свою Родину, народ и историю; ориентируются в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, но затрудняются давать им качественную оценку; по желанию регулируют моральное поведение свое и других; не проявляют лишних эмоций, безучастны к сопереживанию другим людям; слабо проявляют внимание к здоровому образу жизни.

Данный уровень характеризуется отсутствием проявления активности в учебно-воспитательной деятельности и низкой удовлетворенностью результатами этой деятельности. Описание уровней в дальнейшем помогает педагогу составить «портрет ученика», разработать коррекционный воспитательный план, а родителям увидеть пробелы в воспитании детей. На основе полученных личностных результатов классный руководитель составляет «Паспорт обучающегося», в котором отмечаются не только личностные достижения, положительные качества, но и образовательные достижения: предметные и метапредметные [3].

Кроме того, учителем составляются и предлагаются педагогические рекомендации к исправлению выявленных недостатков; выбору учеником направлений профильного обучения. Оценка личностных результатов в школе происходит через методическое сопровождение деятельности классного руководителя и службы Мониторинга.

Службой Мониторинга разрабатывается и ведется картотека диагностических данных о личностном росте школьников. Данная статья не решает всего многообразия задач, связанных с этой научной педагогической проблемой, но она может явиться поводом к дискуссии в педагогических кругах и научных сообществах.

Примечания:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки РФ. М.: Просвещение, 2011. 48 с.

2. Реутова Л.П. Система формирования и развития профессионально-педагогического мировоззрения учителя: дис. ... д-ра пед. наук. Майкоп, 2006. 390 с.

3. Петьков В.А., Реутова Л.П. Концептуальные основы развития УУД младших школьников // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3. Педагогика и психология. 2014. № (136). С. 50-56.

4. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3: [ред. от 02.03.2016] // СПС КонсультантПлюс. М., 2016. Загл. с экрана.

5. Филонов Г.Н. Воспитательный процесс: методология и специфика исследований // Мир образования - образование в мире. 2002. № 3. С. 81-90.

6. Дёмкина Е.В. Педагогический потенциал учебно-воспитательного процесса высшего учебного заведения // Общественные науки. М.: Изд-во МИИ: Наука. 2012. № 5. С. 56-66.

References:

1. The federal state educational standard of general education / Ministry of Education and Science of the Russian Federation. M.: Prosveshchenie, 2011. 48 pp.

2. Reutova L.P. The system of formation and development of teacher's professional and pedagogical outlook: Diss, for the Dr. of Pedagogy degree. Maikop, 2006. 390 pp.

3. Petkov V.A., Reutova L.P. Conceptual bases of the development of universal educational actions of junior schoolchildren // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. 2014. № 2 (136). P. 50-56.

4. On education in the Russian Federation: the Federal Law of 29.12.2012 No. 273-FZ [Ed. of 02.03.2016] // SPS ConsultantPlus. M., 2016. The screen title.

5. Filonov G.N. Educational process: methodology and specificity of research // The world of education - education in the world. 2002. No. 3. P. 81-90.

6. Demkina E.V. Pedagogical potential of the educational process of higher educational institution // Social Sciences. M.: Mil Publishing House: Nauka. 2012. No. 5. P. 56-66.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.