УДК 316.612
ПОЗИЦИЯ, СМЫСЛЫ И УСТАНОВКИ УЧАЩИХСЯ КАК ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Р.П. Мильруд, И.Р. Максимова
В статье рассматриваются позиция, смыслы и установки учащихся как личностные результаты образования, достигаемые в соответствии с требованиями российского Федерального государственного образовательного стандарта
Ключевые слова: личностная позиция, личностные смыслы, личностные установки, Федеральный государственный образовательные стандарт, личностные результаты образования
В соответствии с Законом об образовании, результаты образовательного курса планируются, и их достижение гарантируется государством посредством Федерального государственного образовательного стандарта. Достижение личностных результатов важно на всех уровнях непрерывного образования, как в условиях среднего (полного), так и высшего образования [2].
ФГОС устанавливает требуемые результаты освоения образовательного курса. Все требуемые результаты делятся условно на три группы: личностные, метапредметные и предметные [1].
Сущностный смысл личностных результатов понимается в том, чтобы обеспечить готовность учащихся к осознанному, целенаправленному и мотивированному саморазвитию, выбору своей индивидуальной образовательной траектории, активной реализации социально востребованных ценностно-смысловых установок и личностной позиции на основе сформированной гражданской идентичности.
Сущностную идею метапредметных результатов освоения образовательного курса составляет комплексное умение учащихся организовывать, осуществлять и контролировать свою познавательную деятельность, как самостоятельно, так и в условиях учебного сотрудничества, применяя современные
информационно-коммуникационные технологии и стремясь к сохранению экологической чистоты окружающей природной и социальной среды. Под «сохранением экологической чистоты окружающей природной и социальной среды» понимается защита, как природы, так и общества от насилия.
Сущностное содержание предметных результатов освоения образовательного курса видится в формировании у учащихся опыта конкретной предметной деятельности
(применительно к образовательному курса «Иностранный язык» имеется в виду опыт коммуникативной и познавательной деятельности на английском языке), умений творческого применения этого опыта в новых обстоятельствах,
Мильруд Радислав Петрович - ТГТУ, д-р пед. наук, профессор, e-mail: rad_millrood@mail.ru Максимова Инна Радиславовна - Академия ФСИН России, канд. пед. наук, доцент, e-mail: rad_millrood@mail.ru
владение системой основополагающих элементов научного знания и современной картины мира.
Рассмотрим более подробно личностные результаты образовательного курса «Иностранный язык», достижение которых требуется ФГОС.
Личностные результаты освоения образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах
возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Требуемые ФГОС личностные результаты школьного образовательного курса «Иностранный язык» можно условно поделить на три группы, соответствующие личностной позиции, личностным смыслам и личностным установкам учащихся.
Рассмотрим вначале содержание группы результатов, объединенных в «личностную позицию» учащихся. Личностная позиция учащихся - это совокупность их убеждений, определяющих как суждения об обществе и его членах, так и поведение в целом, а также отношение к реальности, выражающееся в содержании отдельных поступков. Личностная позиция, как совокупная группа личностных результатов освоения учащимися школьного образовательного курса «Иностранный язык», выражается в гражданской идентичности учащихся, их любви и уважении к Отечеству, чувстве гордости за свою Родину, осознании своей этнической принадлежности и знании культуры своего народа, усвоении традиционных ценностей многонационального российского общества и чувстве долга перед Родиной. Личностная позиция также включает формирование ответственного отношения к учению, гуманизм в отношениях между людьми, стремление к саморазвитию и
самообразованию, выбору профессии и реализации своих профессиональных предпочтений, целенаправленное и неслучайное построение своей образовательной траектории на основе устойчивых и обоснованных интересов. Личностная позиция считается сформированной, если в суждениях и поступках учащихся проявляется целостное научное мировоззрение, отражающее достижения технологического прогресса и уровень культурного развития современного
цивилизованного общества с многообразием духовной жизни его членов. Наконец, личностная позиция неотделима от толерантного отношения к другим членам общества, представителям иных культур, носителям иных ценностных ориентаций.
Другой совокупной группой результатов образовательного курса, требуемых ФГОС являются личностные смыслы.
Личностные смыслы учащихся - это взаимодействие ценностных мотивов и целей деятельности, обладающих для личности внутренней объясняющей силой. Формирование личностных смыслов в образовательном курсе необходимо для того, чтобы учащиеся имели бы четкие внутренние ориентиры собственного поведения и могли бы объяснить, прежде всего, себе, а также другим, истинные движущие причины своих умозаключений, отношений и поступков. Поэтому группа результатов освоения учащимися школьного курса «Иностранный язык», образующих для них личностный смысл, включает освоение социальных норм и правил поведения, ролей и форм социальной жизни, а также осознание своего жизненного предназначения, то есть, собственной миссии в обществе в рамках компетенций достигнутого возраста. Важным результатом в группе личностных смыслов можно считать развитие у учащихся морального сознания, соответствующего возрасту и уровню социальной зрелости школьников, готовности к решению моральных проблем, способности делать нравственный выбор, переживаний нравственных чувств и ответственности за себя и других.
Еще одну группу требуемых ФГОС результатов освоения учащимися школьной образовательной программы составляют личностные установки. Личностные установки учащихся - это внутренне готовые формы поведения, которые могут реализоваться в соответствующих жизненных ситуациях и обстоятельствах. Одной из таких личностных установок является готовность учащихся к общению и сотрудничеству со сверстниками, а также старшими и младшими членами общества в образовательной, социально полезной, учебной или исследовательской, творческой или досуговой, а также в других видах деятельности. Важной личностной установкой школьников следует считать готовность к здоровому и безопасному образу жизни в различных, в том числе и угрожающих, жизненных ситуациях. Социально ценной личностной установкой, нуждающейся в
формировании, является стремление к сохранению природы на основе признания ценности всех проявлений жизни на планете. ФГОС подчеркивает важность установки на сохранение и поддержание семейных ценностей в жизни человека. Отдельным требованием к результатам образовательного курса в ФГОС сформулирована необходимость развития у учащихся эстетических установок на освоение художественного богатства общества и мирового культурного наследия.
Личностные результаты освоения учащимися школьного образовательного курса, условно подразделяемые на личностную позицию, личностные смыслы и личностные установки, представляют собой целевые ориентиры воспитательной работы в школе в рамках предмета «Иностранный язык». Их формирование во многом определяется мерой активации познавательных процессов и речемыслительной деятельности учащихся [3].
Обобщая анализ структуры требуемых ФГОС личностных результатов освоения
образовательного курса «Иностранный язык», можно сказать, что по его итогам учащиеся должны быть готовы к активной реализации
своей индивидуальной позиции в социально востребованных областях деятельности на основе четких личностных смыслов, реализуя социально ценные установки своих поступков, деятельности и поведения в целом.
Значение личностных результатов образовательного курса «Иностранный язык» состоит, прежде всего, в том, что они выполняют интегрирующую функцию, соединяя предметные и метапредметные результаты образования в единый личностный конструкт.
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=6408
2. Артемьева О.А., М.Н.Макеева, Мильруд Р.П. Методология организации профессиональной подготовки специалиста на основе межкультурной коммуникации. Тамбовский государственный технический университет. Тамбов. 2005.
3. Мильруд Р.П. Основные способы стимулирования речемыслительной деятельности на иностранном языке // Иностранные языки в школе. 1996. № 6.
Тамбовский государственный технический университет
Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, г. Рязань
POSITION, MEANINGS AND SET OF THE LEARNER'S PERSONALITY AS
AN EDUCATIONAL RESULT
R.P. Milrud, I.R. Maximova
The paper considers position, meaning and set of the learner's personality as an educational result achieved as required by the Federal State Educational Standard in Russia
Key words: personality position, personality meanings, personality sets, Federal State Educational Standard, educational results of personality development