УДК 37.013.42
И. Ю. Тарханова
Социально-педагогическая служба школы в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов
В статье представлено авторское видение роли социально-педагогической службы школы в процессе реализации федеральных государственных образовательных стандартов. Описывается содержание социально-педагогической деятельности в школе в условиях традиционной структуры социально-педагогической службы, анализируются возможности расширения направлений деятельности социального педагога. Автор делает вывод о необходимости реализации социального направления внеурочной деятельности для достижения личностных образовательных результатов обучающихся. В качестве примера приводится программа внеурочной деятельности социального направления, разработанная коллективом ярославской школы № 59 под научным руководством автора статьи. В статье анализируются результаты реализации данной программы, приводится динамика личностных результатов освоивших ее обучающихся в области познания, взаимодействия с другими людьми, социального поведения, здорового образа жизни и безопасности, а также в духовно-нравственной сфере и области личностного, профессионального и жизненного самоопределения.
Ключевые слова: социализация школьников, социальный педагог, личностные результаты образования. I. Yu. Tarkhanova
Role of Social-Pedagogical Service of School in Conditions of Realization of the Federal State Educational Standards
The article presents the author's vision of the role of the socio-educational school service in the implementation of the federal state educational standards. It describes the content of socio-educational activities at school in terms of traditional patterns of social and educational services, analyzes the possibility of expanding areas of the social teacher's activity. The author makes a conclusion about the necessity of social direction realization of extracurricular activities in order to achieve personal educational outcomes of students. The programme of extracurricular activities of social direction developed by a team of Yaroslavl school number 59 under the supervision of the author is as an example. The article analyzes the results of the implementation of the programme, and here is given the dynamics of the personal results of its students, who have mastered the knowledge in the field interacting with other people, social behaviour, healthy lifestyle and security, as well as in the spiritual and moral sphere and the field of personal, professional and life self-determination.
Keywords: socialization of students, social worker, personal educational outcomes.
Сегодня в образовательной практике складывается новая социальная реальность, определяющая и трансформацию цели обучения и воспитания. В обществе востребован новый тип личности: не всесторонне и гармонически развитый по некоему идеальному образцу индивид, а человек, идентичный самому себе, несущий образ себя во всем богатстве отношений с окружающим миром. Все это влечет за собой пересмотр не только содержания и форм образования, но и отказ от многих устоявшихся ценностей в области образования. Условия сложившейся культурной ситуации требуют развивать и обогащать социализирующий потенциал образования. Все эти изменения уточняют предмет современного педагогического процесса и включают в него аспект социализации. Таким образом, мы стоим на пороге перехода от обучающего пространства (в его традиционном сплаве обучения и воспитания) к социализирующему пространству образо-
вательного учреждения. И это возвышает значимость социально-педагогического сопровождения образовательного процесса.
Заданные федеральным государственным образовательным стандартом и другими программными документами направления модернизации образования предполагают существенное изменение средств и содержания деятельности различных специалистов школы. А определение социализации в качестве состоявшейся педагогической реальности, добавление ее к основным категориям современной педагогики повышает роль специалистов, профессионально ориентированных на работу именно в этой сфере, - социальных педагогов.
Следует отметить, что в научных работах уже давно говорится о необходимости расширения роли социально-педагогической службы школы. Так, И. А. Липский в качестве объектов социально-педагогической деятельности называет три
© Тарханова И. Ю., 2016
большие группы, представляющие неравномерные части подрастающего поколения: социально-перспективную, социально-стабильную и социально-проблемную [1]. В работах представителей нашей ярославской научной школы большое внимание уделяется социально-педагогическому сопровождению детского лидерства, социальных инициатив, общественных объединений и организаций молодежи. Так, в работах М. И. Рожкова большое внимание уделяется социально-педагогическому сопровождению детского лидерства, социальных инициатив, общественных объединений и организаций молодежи [4], в докторской диссертации Т. Н. Сапожниковой обоснованы теоретико-методологические основы педагогического сопровождения жизненного самоопределения старшеклассников [5].
Вместе с тем на сегодняшний день деятельность социального педагога, в соответствии с должностной характеристикой, направлена на защиту ребенка, оказавшегося в сложной жизненной ситуации или имеющего проблемы в обучении и поведении. Какое отношение имеют к его профессиональной деятельности развитие инициативности и лидерства, сопровождение самореализации личности, формирование социальной успешности участников образовательного процесса? Ответ заключается в том, что социальный педагог должен представлять, на что нацелена его деятельность.
Превалирующая в современной социальной педагогике идея формирования субъектной позиции личности снимает с социально-педагогической деятельности ориентацию лишь на немедленное реагирование на проблемы в социализации детей и подростков. Приоритетом становится не работа в «пожарном» режиме, а планомерное восстановление жизненных сил и социального статуса ребенка, который в этом случае перестает быть объектом педагогического воздействия и становится партнером социального педагога.
Это определяет объект социально-педагогической деятельности (человек во взаимодействии с социумом); обеспечивает реальный приоритет личности в социальной среде, признание и реализацию ценности и значимости каждого ученика. Оказав помощь ребенку в решении его проблем, важно поддержать его в построении перспектив своего развития; показать ближайшие цели и способы их достижения; помочь в развитии личностных качеств и способностей, социальной компетентности.
Конечно, такой подход к реализации социально-педагогической деятельности значительно расширяет существующий на данный момент спектр должностных обязанностей специалиста. Полноценно реализовывать заявленные функции одному социальному педагогу, работающему со всеми обучающимися в школе, их родителями и учителями, весьма проблематично.
Превалирующей в нашей системе образования является ситуация, при которой в школе всего один специалист социально-педагогического профиля, в этом случае реализацию части социально-педагогических функций необходимо делегировать другим педагогам, классным руководителям и родителям: социальный педагог в данном случае выполняет роль организатора и менеджера процесса сопровождения обучающихся.
В традиционной модели социальный педагог осуществляет, в первую очередь, организационно-управленческий компонент сопровождения и ориентирует свою деятельность на организацию данного процесса. Он решает следующие задачи: консультирование и оказание методической помощи субъектам сопровождения; организация повышения профессиональной компетентности педагогов в вопросах сопровождения детей; педагогическое просвещение родителей, актуализация опыта позитивного семейного взаимодействия; мониторинг социального развития обучающихся; установление внешних связей с социокультурной средой.
В основе организационно-управленческой деятельности социального педагога лежит решение проблем внутренней и внешней интеграции. Внутренняя интеграция состоит в объединении усилий внутри образовательной организации для решения задач социального становления личности. Внешняя же интеграция заключается в установлении постоянного взаимодействия школы с социальной средой, в том числе налаживании продуктивных связей с представителями различных ведомств и учреждений системы профилактики.
В такой «менеджерской» позиции социальный педагог перестает быть «костылем», на который привыкает опираться ребенок, или «жилеткой» для слез и жалоб родителей в случае неудовлетворительной социализации ребенка. Управляемая взаимосвязь школы с другими институтами социума, организация социально направленной внеурочной деятельности детей влияет на повышение их самооценки, на изменение их моральных ценностей, снижение
уровня тревожности, успешную адаптацию в коллективе и социализацию.
Таким образом, социальный педагог в условиях реализации новых стандартов становится ключевой фигурой - он создает условия для успешного социального становления обучающихся, их саморазвития и развития их социальности.
На наш взгляд, решению задач воспитания и социализации обучающихся будет способствовать организация внеурочной деятельности, которая является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Одним из ее направлений может стать социально-педагогическое.
Социальная направленность внеурочной деятельности реализуется через познания ближайшего окружения ребенка - семьи, сверстников, друзей. Это позволяет ему понять свои отношения, свое место среди окружающих его людей. Показателем успешности обучающихся в начальной школе является уровень адаптации к условиям школьной жизни.
Развитие коммуникативной компетентности ученика - актуальная задача воспитательного, образовательного процесса школы, которая имеет особую значимость в жизни человека, а особенно на начальных этапах обучения. От коммуникативной компетентности зависит процесс адаптации ребенка к школе. Ребенок должен привыкнуть не только к новому виду деятельности, но и к окружающим его людям. Неумение контактировать с ровесниками вызывает ощущение одиночества в классе, что отрицательно сказывается на учебной деятельности и может провоцировать асоциальные формы поведения, с чем зачастую мы и сталкиваемся при переходе обучающихся в среднее звено.
Коммуникативные компетенции предполагают выработку умений общаться со сверстниками и взрослыми, работать как самостоятельно и индивидуально, так и в группе, где дети учатся распределять обязанности, нести ответственность за определенный фронт работы, осуществлять самоконтроль, защищать свои проекты, творческие работы, то есть самореализовываться. Поэтому коммуникативная компетентность обучающихся рассматривается не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.
Именно формирование коммуникативной компетентности легло в основу разработанной нами программы внеурочной деятельности для
обучающихся начальной школы «Все вместе», которая реализуется с 1 по 4 классы. Она ориентирована не только на формирование у обучающихся начальной школы умений успешного общения, взаимодействия и общежития, но и на формирование самопознания, то есть на формирование личностных качеств обучающихся [6].
Участниками реализации данной программы являются все заинтересованные в успешности ребенка субъекты: сами обучающиеся, их родители, учитель, классный руководитель, социальный педагог, психолог, организатор внеклассной работы, логопед, педагог дополнительного образования, учреждения социума.
Программа «Все вместе» закладывает основы самостоятельных действий и поступков, направляющих личность ребенка на выполнение необходимых «надо», сдерживание возникающих «хочу» и реализацию своих «могу». Воздействие на поведение сознательной стороны сочетается с одновременной организацией по осознанным нормам всех видов жизнедеятельности школьника: игры, учения, общения.
Цель программы «Все вместе» -
способствовать
— осознанному пониманию и отношению обучающихся к окружающему миру;
— формированию у школьников умения понимать себя и других через усвоение ценностных ориентаций;
— приобретению школьниками опыта поведения общения, умения сопротивляться негативному влиянию окружения.
Задачи:
— пробуждение интереса ребенка к себе самому, своему внутреннему духовному миру;
— приобретение обучающимися социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни;
— ознакомление обучающихся с понятиями «нравственность», «добро», «совесть», «любовь», «трудолюбие», «долг»;
— формирование у обучающихся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности;
— ознакомление с формами организации здорового режима, культурного поведения;
— формирование у обучающихся первого опыта самоанализа, саморегуляции поведения;
— формирование у обучающихся базовых ценностей через опыт самостоятельного общественного действия.
Эффективность реализации данной программы оценивалась посредством мониторинга образовательных результатов учеников, освоивших программу «Все вместе» в полном объеме, которые составили экспериментальную группу. В качестве контрольной группы выступили ученики той же школы, не принимавшие участия в реализации данной программы. Для изучения уровня развития личностных результатов нами была использована «Анкета для обучающихся», разработанная в ГУ ЯО «Центр профессиональной ориентации и психологической поддержки «Ресурс» [3].
Общий показатель уровня достижений личностных результатов, по данным исследования обучающихся контрольной и экспериментальной групп, можно назвать высоким (экспериментальная группа - 76,2 %, контрольная группа -72,2 %). По отдельным сферам у контрольной группы показатели колеблются от средних до высокого, а у экспериментальной - все показатели высокого уровня.
Личностные результаты в области познания обеспечивают мотивационную готовность к познавательной деятельности, которая проявляется в развитой познавательной и творческой мотивации и познавательной активности, интересе к обучению, саморазвитию и самообразованию.
Показателями сформированности познавательной сферы являются наличие мотивации к обучению и познанию (наличие познавательной мотивации в системе мотивов, позитивное отношение к учебе и т. д.), познавательная активность (любознательность, инициативность, целенаправленность в решении познавательных задач и т. д.) и мотивация к творчеству (интерес к поиску и открытию чего-то нового и т. д.).
Результаты обследования экспериментальной и контрольной групп до начала работы фактически равны, а вот после реализации программы отличаются существенно. Результат экспериментальной группы в области познания увеличился на 7,4 % и составил 72,5 %, что соответствует высокому уровню. В свою очередь, контрольная группа фактически не улучшила результат -65,1 % (средний уровень).
Личностные результаты в области взаимодействия с другими людьми позволяют конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, что проявляется в умении выстраивать отношения, общаться с людьми разного
возраста, пола, национальности, в эмоциональной отзывчивости, умении сопереживать, готовности к диалогу. Показателями сформированно-сти сферы взаимодействия с другими людьми являются возможность совместной плодотворной работы, ориентация на согласованные действия и взаимопонимание в общении со сверстниками и со взрослыми, конструктивное поведение в разрешении конфликтов, проявлении эмоциональной отзывчивости в поведении (сочувствия, сопереживания и т. д.). Данная группа показателей, по результатам исследования обучающихся, является у них наиболее сформированной из всех сфер личностных результатов.
Результаты обследования обучающихся выявили прирост как в экспериментальной группе (+6,5 %), так и в контрольной группе (+7,5 %). Прирост в контрольной группе оказался на 1 % выше, чем в экспериментальной. В качестве причин таких результатов можно предположить, что в контрольной группе, которую составили обучающиеся, занимавшиеся внеурочной деятельностью вне школы, круг общение шире.
Личностные результаты в области социального поведения обеспечивают возможность эффективно включаться в жизнь социума и создают условия для бесконфликтного выполнения различных социальных ролей, позволяя проявлять самостоятельность в решении социальных и бытовых вопросов, ответственность за порученное дело. Показателями сформированности сферы социального поведения являются принятие социальной роли ученика (ученицы), сына (дочери), друга (подруги) и поведение в соответствии с ними, проявление самостоятельности в решении бытовых и социальных вопросов (участие в домашних делах и самообслуживание), проявление ответственности при выполнении поручений (умение взять на себя обязательства и выполнить их, признать ошибки и т. д.).
Результаты обследования обучающихся экспериментальной и контрольной групп после эксперимента существенно различались. Прирост у экспериментальной группы составил 8,9 % и достиг значения в 75,1 %. Данный показатель является высоким уровнем. В контрольной группе прирост составил 2 % и достиг 69 %, данный результат является средним. Отсюда можно сделать вывод, что программа «Все вместе» способствует развитию личностных результатов в данной сфере.
Личностные результаты в области здорового образа жизни и безопасности обеспечивают
формирование ценности человеческой жизни и проявляются в отсутствии вредных привычек, следовании здоровому образу жизни, формировании навыков безопасного поведения на улице и при общении с незнакомыми людьми. Показателями сформированности сферы здорового образа жизни и безопасности являются представление о необходимости соблюдения правил в ситуациях, сопряженных с возможной опасностью (на дороге, с незнакомыми людьми и т. д.), а также следование этим правилам и ведение здорового образа жизни (здоровое питание, физическая активность в целях сохранения здоровья).
Результаты обследования обучающихся экспериментальной и контрольной групп в данной сфере являются высокими. Следует отметить, что здесь данные обследования детей могут говорить скорее о сформированности у них нормативных представлений о том, как нужно себя вести в ситуациях, связанных с потенциальной опасностью. Прирост у экспериментальной группы составил 7,4 %, а у контрольной - 1,4 %.
Личностные результаты в духовно-нравственной сфере включают морально-этическую ориентацию, систему ценностей, соответствующих требованиям современного общества, в том числе семейных ценностей, усвоение морально-этических норм поведения и взаимодействия, представлений о себе как о гражданине своей страны, испытывающем чувство гордости за Родину, российский народ. Показателями сформированности сферы духовно-нравственного развития являются морально-этическая ориентация (представление о морально-этических и нравственных нормах и ценностях, а также принятие их и следование им), принятие семейных ценностей, а также знания о том, в какой стране живешь, и позитивное отношение к ней.
Результаты обследования обучающихся экспериментальной и контрольной группы в духовно-нравственной сфере выявили высокий уровень сформированности. Прирост после реализации программы у экспериментальной группы составил 7,2 %, а у контрольной - 1,4 %, что свидетельствует об эффективности предлагаемой нами программы для достжения результатов духовно-нравственного развития.
Личностные результаты в области самоопределения (личностного, профессионального, жизненного) обеспечивают адекватные представления о себе самом, принятие себя, формирование осознаваемого образа будущего, умение
самостоятельно принимать решения. Показателями сформированности сферы самоопределения являются самооценка ребенком своего поведения, своих достоинств и недостатков, наличие социально приемлемых представлений о своем будущем, проявление самостоятельности в принятии решений.
Сравнение результатов обследования обучающихся экспериментальной и контрольной групп до и после эксперимента по сфере самоопределения показали, что она является одной из наиболее сформированных. Прирост у экспериментальной группы составил 3,2 %, у контрольной - 7,2 %. Прирост у контрольной группы в данной сфере оказался выше, что, тем не менее, не говорит о неэффективности программы. Можно предположить, что у контрольной группы самоопределение сформировано на более высоком уровне потому, что они занимаются в профильных секциях и видят свое местно в будущем более ясно.
Таким образом, проведенное исследование показало более существенную динамику личностных результатов участников экспериментальной группы, что доказывает эффективность предложенной нами программы социального направления для формирования личностных результатов образования на этапе начальной школы.
Библиографический список
1. Липский, И. А. Социальная педагогика. Методологический анализ [Текст] : учебное пособие / И. А. Липский. - М. : ТЦ Сфера, 2004. - 456 с.
2. Личностные результаты образования: содержание, показатели, формирование [Текст] : издание для специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение ФГОС общего образования второго поколения / авт.-сост. Н. П. Ансимова, О. В. Большакова, О. Н. Кащеева, И. В. Кузнецова, Н. Г. Рукавишникова, И. В. Серафимович, М. Н. Хахунова / под общ. ред. Н. П. Ансимовой, И. В. Кузнецовой. - Ярославль : Центр «Ресурс», 2014. - 103 с.
3. Рожков, М. И. Сопровождение детей и молодежи как компонент социально-педагогической деятельности [Текст] / М. И. Рожков // Психологическое и социально-педагогическое сопровождение детей и молодежи : материалы междунар. науч. конф. : в 2 т. -Ярославль : Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2005. - Т. 1. - С. 3-6.
4. Рожков, М. И. Юногогика. Педагогическое обеспечение работы с молодежью [Текст] : учеб. пособие для вузов по спец. «Организация работы с молодежью»; рек. УМО / М. И. Рожков. - М. : Владос, 2008. - 336 с.
5. Сапожникова, Т. Н. Педагогическое сопровождение жизненного самоопределения старшеклассников [Текст] : монография / Т. Н. Сапожникова. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2009. - 322 с.
6. Социально-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения [Текст] : учебно-методическое пособие / И. Ю. Тарханова, Г. Л. Квитницкая, О. И. Кокшарова, Г. Н. Кучеренко, Л. В. Орман, О. А. Беляева и др.; под. общ. ред. И. Ю. Тархановой. - Ярославль : Городской центр развития образования, 2011. - 92 с.
Bibliograficheskij spisok
1. Lipskij, I. A. Social'naja pedagogika. Metodo-logicheskij analiz [Tekst] : uchebnoe posobie / I. A. Lipskij. - M. : TC Sfera, 2004. - 456 s.
2. Lichnostnye rezul'taty obrazovanija: soderzhanie, pokazateli, formirovanie [Tekst] : izdanie dlja specialis-tov, osushhestvljajushhih psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie FGOS obshhego obrazovanija vtorogo pokolenija / avt-sost. N. P. Ansimova, O. V. Bol'shakova,
0. N. Kashheeva, I. V Kuznecova, N. G. Rukavishnikova,
1. V. Serafimovich, M. N. Hahunova / pod obshh. red.
N. P. Ansimovoj, I. V Kuznecovoj. - Jaroslavl' : Centr «Resurs», 2014. - 103 s.
3. Rozhkov, M. I. Soprovozhdenie detej i molodezhi kak komponent social'no-pedagogicheskoj dejatel'nosti [Tekst] / M. I. Rozhkov // Psihologicheskoe i social'no-pedagogicheskoe soprovozhdenie detej i molodezhi : ma-terialy mezhdunar. nauch. konf. : v 2 t. - Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU im. K. D. Ushinskogo, 2005. - T. 1. -S. 3-6.
4. Rozhkov, M. I. Junogogika. Pedagogicheskoe obespechenie raboty s molodezh'ju [Tekst] : ucheb. posobie dlja vuzov po spec. «Organizacija raboty s molodezh'ju»; rek. UMO / M. I. Rozhkov. - M. : Vlados, 2008. - 336 s.
5. Sapozhnikova, T. N. Pedagogicheskoe so-provozhdenie zhiznennogo samoopredelenija starsheklassnikov [Tekst] : monografija / T. N. Sapozhnikova. - Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU, 2009. -322 s.
6. Social'no-pedagogicheskoe soprovozhdenie obra-zovatel'nogo processa v uslovijah realizacii Federal'nyh gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartov vtorogo pokolenija [Tekst] : uchebno-metodicheskoe posobie / I. Ju. Tarhanova, G. L. Kvitnickaja, O. I. Koksharova, G. N. Kucherenko, L. V Orman, O. A. Beljaeva i dr.; pod. obshh. red. I. Ju. Tarhanovoj. - Jaroslavl' : Gorodskoj centr razvitija obrazovanija, 2011. - 92 s.