Научная статья на тему 'Концепция безопасности полётов в аэродромной зоне'

Концепция безопасности полётов в аэродромной зоне Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
608
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИЕМЛЕМЫЙ УРОВЕНЬ / ФАКТОРЫ РИСКА / ФАКТОРЫ ОПАСНОСТИ / ПРОБЕЛЫ / FLIGHT SAFETY / SURVEILLANCE AREA / FLIGHT SAFETY MANAGEMENT SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юркин Юрий Алексеевич

В статье предлагаются новые видения и концепции современного подхода в безопасности полётов. Изложены особенности систем управления безопасностью полётов (СУБП).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT OF FLIGHT SAFETY WITHIN AERODROME AREA

The article features new vision and concert of the flight safety. Particularities of the flight safety management systems (SMS) are analysed.

Текст научной работы на тему «Концепция безопасности полётов в аэродромной зоне»

УДК 656.7.052

КОНЦЕПЦИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЁТОВ В АЭРОДРОМНОЙ ЗОНЕ

Ю.А. ЮРКИН

В статье предлагаются новые видения и концепции современного подхода в безопасности полётов. Изложены особенности систем управления безопасностью полётов (СУБП).

Ключевые слова: приемлемый уровень, факторы риска, факторы опасности, пробелы.

В аэродромной зоне имеют место самые ответственные и непредсказуемые этапы полёта -взлёт и набор высоты, заход на посадку и посадка, движение ВС на площади маневрирования. Поставить под контроль все переменные параметры, которые могут привести к негативным или причиняющим ущерб последствиям в указанной зоне, достичь абсолютного контроля за всеми переменными параметрами, задача исключительно важная, однако в открытом и динамичном эксплуатационном процессе она недостижима. Отсутствия факторов опасности и эксплуатационных ошибок избежать невозможно, несмотря на созданные человеком эффективные системы их выявления.

Безопасность в аэродромной зоне - это концепция, которая включает относительные, а не абсолютные понятия, так как в безопасной системе допускается наличие факторов риска для безопасности полётов, возникающих как следствие факторов опасности в сложной эксплуатационной структуре аэродромной зоны. Факторы риска для безопасности полётов и эксплуатационные ошибки при эксплуатации аэродрома и управление воздушным движением в контролируемой зоне должны находиться под контролем в разумных пределах, тем самым причинение ущерба лицам и имуществу снижается до приемлемого уровня и поддерживается на этом или более низком уровне посредством постоянного процесса выявления факторов опасности и управления факторами риска для безопасности полётов.

На рис. 1 представлена взаимосвязь различных компонентов эксплуатационной среды, включающая характеристики воздушного и наземного движения, аэродромную инфраструктуру, службы и средства, оборудование, персонал и правила БАКРБ ИКАО по управлению безопасностью полётов.

Выявление факторов опасности и управление факторами риска для безопасности полётов являются основными процессами для безопасности полётов в аэродромной зоне. Факторы опасности можно подразделить на три группы:

- естественные факторы опасности являются следствием воздействия окружающей или условий, в которых осуществляется деятельность в аэродромной зоне (экстремальные погодные или климатические условия, неблагоприятные погодные условия, геофизические явления, географические условия, экологические явления);

- технические факторы опасности (конструкция воздушных судов, системы, подсистемы, оборудование, средства, технические службы);

- экономические факторы опасности являются следствием социально-политической среды, в которой осуществляется деятельность (рост, спад, стоимость материалов и оборудования).

Факторы опасности имеют широкую сферу действия (факторы проектирования, правила и эксплуатационная практика, кадровые факторы, факторы производственной среды, факторы нормативного надзора, средства защиты, человеческий фактор).

Рис. 1. Взаимосвязь различных компонентов эксплуатационной среды в системе управления безопасностью полётов (аэродромная зона)

Анализ факторов опасности в аэродромной зоне - важный шаг в получении информации о безопасности полётов. Примером общего фактора опасности, конкретного фактора опасности и последствий может быть проведение работ по реконструкции одной из двух пересекающихся полос в а/п Внуково:

- общий фактор - строительные работы в а/п Внуково;

- конкретный фактор опасности - строительное оборудование, закрытие части РД, перрона, последствия - столкновение с оборудованием, ВС - материальный ущерб.

Риск для безопасности полётов определяется как оценка последствий опасности, выраженная в виде прогнозируемой вероятности или серьёзности, при этом за контрольный ориентир принимается наихудшая предвидимая ситуация. Например к моменту прибытия ВС на аэродром наблюдаются предельные метеорологические условия, соответствующие минимуму аэродрома, ВПП скользкая (Ксц = 0,3), ветер боковой - max боковая составляющая, контролируемое воздушное пространство max насыщено, экипаж ВС в полёте 8 ч.

Для достижения приемлемого уровня безопасности полётов в аэродромной зоне необходимо создание системы управления безопасностью полётов в рассматриваемой зоне, которая:

- выявляет фактические и потенциальные угрозы безопасности;

- гарантирует принятие корректирующих мер, необходимых для уменьшения факторов риска/опасности;

- обеспечивает непрерывный мониторинг и регулярную оценку достигнутого уровня безопасности полётов.

Приемлемый уровень безопасности - это минимальная степень безопасности, которая должна обеспечиваться системой в реальной практической деятельности. Каждая система содержит в себе потенциально уязвимые места для безопасности полётов, которые характеризуются в плане факторов опасности.

Описание системы аэродромной зоны можно начать с её части - описания аэродрома. Система аэродрома включает службы и средства, оборудование, персонал, процессы и правила, необходимые для эксплуатации аэродрома. К различным функциям аэропорта относятся:

- управление эксплуатационной деятельностью;

- планирование на случай аварийной обстановки на аэродроме;

- аварийно-спасательные работы и пожаротушение;

- инспекция и обслуживание лётного поля;

- техническое обслуживание визуальных средств;

- организация строительных работ;

- управление безопасностью на перроне, включая движение транспортных средств;

- управление факторами опасности, связанными с живой природой;

- контролирование препятствий;

- удаление неисправных ВС;

- обработка опасных грузов;

- производство полётов в условиях низкой видимости и в неблагоприятных погодных условиях;

- установка и техническое обслуживание радиотехнических средств;

- управление аэродромом;

- управление зданием пассажирского терминала;

- служба воздушного движения, аэронавигационной информации и связи;

- управление безопасностью полётов и авиационной безопасностью.

Анализ системы безопасности полётов для реализации ГП БП предусматривает сравнение требований программы к существующим ресурсам в государстве - такой анализ называется анализом пробелов.

Наиболее значимыми проблемами можно назвать:

- отсутствие закона об аэропортах;

- значительный износ основных фондов аэропортов (до 75%);

- подготовка кадров (до 50% сертифицированного персонала наземных служб не имеют специального базового образования).

На рис. 2 представлена концепция систем управления безопасностью полётов.

В условиях реструктуризации и реформирования отрасли (различные формы собственности, переход на иностранные ВС) ответственный руководитель - главный оператор аэропорта должен являться единственным выделенным лицом, которое, независимо от других функций, несёт окончательную ответственность за реализацию и обеспечение функционирования СУБП, полностью контролирует людские ресурсы, финансовые ресурсы, обладает высшими полномочиями в отношении осуществления деятельности, санкционированной эксплуатационным сертификатом, несёт прямую ответственность за ведение дел аэропорта, несёт окончательную ответственность за все вопросы безопасности полётов.

Рис. 2. Концепция систем управления безопасностью полётов (СУБП)

ЛИТЕРАТУРА

1. Руководство по управлению безопасностью полётов (РУБП). - Док. 9859 АК/474.

2. Руководство по системам управления наземным движением и контроля за ними (8ЫОС8). - Док. 9476.

3. Юркин Ю.А. Аэродромы, аэропорты и воздушные перевозки. - М.: Авиа Бизнес Групп, 2009.

CONCEPT OF FLIGHT SAFETY WITHIN AERODROME AREA

Yurkin Yu.A.

The article features new vision and concert of the flight safety. Particularities of the flight safety management systems (SMS) are analysed.

Key words: flight safety, surveillance area, flight safety management system.

Сведения об авторе

Юркин Юрий Алексеевич, 1934 г.р., окончил ВАУГА (1966), заслуженный пилот СССР, кандидат технических наук, профессор кафедры управления воздушным движением МГТУ ГА, автор более 20 научных работ, область научных интересов - аэропортовая деятельность, обеспечение полетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.