6. Makovsky М.М.. Etymological dictionary of contemporary German language. - М., 2004. - 630 p.
УДК 801/3=82(045/046):22
Воронежский государственный архитектурно-строительный университет Ассистент кафедры русского языка и межкультурной коммуникации Суханова Т. В.
Россия, г.Воронеж, тел. +7(4732)71-50-48
Voronezh State University of Architecture and Civil Engineering The chair of Russian language and cross-cultural communication, assistant lecturer Sukhanova Т. V.
Russia, Voronezh, tel. +7(4732) 71-50-48
Т.В. Суханова
КОНЦЕПТ КАК ОСНОВНОЕ ПОНЯТИЕ СОВРЕМЕННОЙ КОГНИТИВНОЙ ЛИНГВИСТИКИ
В статье описаны подходы к определению концепта, существующие в современной лингвистике. Приведены различные определения термина концепт, предложенные учеными, а также краткое описание структуры концепта и его роли в построении картины мира человека.
T.V. Sukhanova
CONCEPT AS THE MAIN NOTION OF MODERN COGNITIVE LINGUISTICS
The article describes various approaches to the definition of concept accepted in modern linguistics. The definitions of the term are given along with the description of concept structure and its part in a personal picture of the world.
З.Д. Попова отмечает: «Вся проблематика когнитивной лингвистики вращается вокруг ее основных категорий - концепт, концептуализация, категоризация, концептосфера или картина мира» [1]. Всю познавательную деятельность человека можно рассматривать как развивающую умение ориентироваться в мире, а эта деятельность сопряжена с необходимостью отожествлять и различать объекты [2]. Концепты возникают именно для обеспечения операций такого рода, значит, формирование концептов связано с познанием мира.
К концу 20 века лингвисты пришли к выводу, что носитель языка - это носитель определенных концептуальных си-
стем. В каждом концепте сосредоточены важные для человека представления о мире. Система концептов образует картину мира, в которой отражается понимание человеком реальности.
© Суханова Т.В., 2008
Впервые термин концепт упомянут в статье «Концепт и слово» С. А. Асколь-дова в 1928 году. Он определял концепт как «мысленное образование, которое замещает нам в процессе мысли неопределенное множество предметов одного и того же рода» [3]. А в систематические
исследования понятие концепт было введено Д.С. Лихачевым.
В настоящее время в лингвистике сформировались три основных подхода к пониманию концепта. Все они базируются на общем положении, что концепт -это то, что называет содержание понятия.
Представители первого подхода (Ю.С. Степанов, В.Н. Телия) определяют концепт как основную ячейку в ментальном мире человека. С их точки зрения, культура - это совокупность концептов и отношений между ними.
Сторонники второго подхода постулируют семантический подход к концепту, понимая его как единицу когнитивной семантики (Н.Д. Артюнова, А.Д. Шмелев).
Третий подход базируется на представлении о концепте как о посреднике между словами и действительностью. Так, например, Д.С. Лихачев и Е.С. Куб-рякова считают, что концепт не непосредственно возникает из значения слова, а является результатом столкновения значения слова с личным и народным опытом человека.
Общим для этих подходов является утверждение неоспоримой связи между языком и культурой, расхождения же связаны с разным пониманием роли языка в формировании концепта.
Термин концепт до сих пор не имеет единого определения. Период утверждения термина концепт связан с определенной произвольностью его употребления, размытостью границ, смешением с близкими по значению терминами.
В «Большом энциклопедическом словаре» дается следующее определение концепта: «Концепт (от лат. Сопсер1;ш -мысль, понятие) - смысловое значение имени (знака), т. е. содержание понятия, объект которого есть предмет (денотат) этого имени».
На первый взгляд, лексическое значение слова можно назвать концептом, однако доказано, что значение слова в
словарной статье представлено недостаточным, узким, далеким от когнитивной реальности. «Концепт значительно шире, чем лексическое значение» [4].
Вержбицкая понимает под концептом объект из мира «Идеальное», имеющий имя и отражающий культурно обусловленное представление человека о мире «Действительность» [5].
Лихачев под концептом понимал «своего рода алгебраическое выражение значения, которым человек оперирует в своей письменной речи [6].
С точки зрения В.Н. Телия, концепт - это продукт человеческой мысли и явление идеальное, а следовательно, присущее человеческому сознанию вообще, а не только языковому.
Воркачев определяет концепт как культурно отмеченный вербализованный смысл, представленный в плане выражения целым рядом языковых реализаций, образующих соответствующую лексико-семантическую парадигму, как единицу коллективного знания, имеющую языковое выражение и отмеченную этнокультурной спецификой [7].
З.Д. Попова и И. А. Стернин предлагают определение термина концепт на основе психологических и психолингвистических исследований Выготского Л.С., Жинкина Н.И., Горелова И.Н. «Концепты - это комплексные дискретные единицы сознания, при помощи которых осуществляется процесс человеческого мышления. Концепты выступают как единицы хранения человеческого знания» [8]. Они считают, что концепт не обязательно имеет языковое выражение, многие концепты имеют эмпирический характер. Также не обязательно наличие этнокультурной специфики и ценностной составляющей.
Таким образом, под концептом понимается дискретная комплексная единица человеческого мышления, которая содержит определенную совокупность знаний о том или ином явлении объек-
тивной или субъективной реальности, представленная в виде чувственных данных опыта, информационных данных, а также в виде мнений и представлений.
Исходя из разных определений концепта можно выделить его инвариантные признаки:
• это минимальная единица человеческого опыта, вербализующаяся с помощью слова и имеющая полевую структуру;
• это комплексная единица человеческого мышления;
• это основная единица обработки, хранения и передачи знаний о мире;
• концепт имеет подвижные границы и выполняет конкретные функции;
• концепт социален;
• это основная ячейка культуры.
Концепты представляют мир в сознании человека, образуя концептуальную систему, а знаки человеческого языка кодируют в слове содержание этой системы.
Концепт обладает сложной структурой, включающей помимо понятийной основы социо-психо-культурную часть, которая не столько мыслится носителем языка, сколько переживается им, она включает в себя ассоциации, эмоции, оценки, национальные образы и коннотации [2].
Концепты в сознании человека возникают в результате деятельности, опытного постижения мира, социализации, то есть складываются из его непосредственного чувственного опыта, предметной деятельности, мыслительных операций с уже существующими в его сознании концептами, языкового знания, а также путем сознательного познания языковых единиц [8].
Концепты, по мнению Д. С. Лихачева, возникают в сознании как отклик на языковой опыт в целом. Совокупность потенций в словарном запасе как отдель-
ного человека, так и языка в целом Лихачев определяет как концептосферу.
Концепты можно классифицировать по различным основаниям. Классифицированные по тематике они образуют эмоциональную, текстовую, образовательную и пр. концептосферы. Применительно к носителям концептов среди них можно выделить индивидуальные, макро-и микрогрупповые, национальные. Можно выделить концепты, функционирующие в том или ином виде дискурса (политическом, медицинском и т.д.). Концепты могут быть личными, возрастными, общенациональными.
Исследователи отмечают определенную структурированность концепта, которая связана с структурным характером человеческого знания. Вопрос о структуре концепта до сих про остается дискуссионным.
Различные представления о структуре концепта освещены в работе З.Д. Поповой и И. А. Стернина:
Представители лингвокультороло-гического подхода к концепту (Ю.С. Степанов, В.В. Колесов) рассматривают концепт как многомерную глобальную структуру, состоящую из понятий, эмо-тивно-оценочного блока, сжатой истории и этимологии. В концепте выделяют универсальный (общечеловеческий) и культурный компоненты.
С.Г. Воркачев выделяет в концепте понятийную составляющую (признаковая и дефиниционная структура), образную и значимую составляющие (этимологические, ассоциативные составляющие концепта).
М.В. Никитин вычленяет в концепте образ, понятие, когнитивный импли-кационал и прагматический импликаци-онал.
В.И. Карасик различает в структуре концепта образно-перецептивный и понятийный компоненты и ценностную составляющую.
З.Д. Попова и И.А. Стернин разграничивают структуру концепта и его содержание. Содержание образуется когнитивными признаками, отражающими отдельные признаки концептуализируемого предмета или явления, и описывается как совокупность этих признаков. Структура включает образующие концепт базовые структурные компоненты разной когнитивной природы - чувственный образ, информационное содержание и интерпретационное поле - и описывается как перечисление когнитивных признаков [8].
Таким образом, концепт многомерен, что обусловливает возможность раз-
личных подходов к определению его структуры. Каждый концепт включает смысловое содержание и оценку, отношение человека к тому или иному отражаемому объекту. Кроме того, концепты включают следующие компоненты: универсальный, национально-культурный, социальный, групповой, индивидуально-личностный [2].
Итак, разные научные школы сходятся в определении основного состава концепта, выделяя образ, информационно-понятийное ядро и некоторые дополнительные признаки.
Библиографический список
1. Попова З.Д., Стернин И.А. Очерки по когнитивной лингвистике / З.Д. Попова, И.А. Стернин. - Воронеж, 2001. - 191 с.
2. Маслова В.А. Введение в когнитивную лингвистику / В.А. Маслова. - М., 2007. -
296 с.
3. Аскольдов С.А. Концепт и слово / С.А. Аскольдов // Русская словесность: антология / под. ред. В.Н. Нерознака. - М., 1997. - С. 267-280.
4. Карасик В.И. Культурные доминанты в языке / В.И. Карасик // Языковая личность: культурные концепты. - Волгоград - 1996. - С. 168-184.
5. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание / А. Вежбицкая. - М.: Русские словари, 1997. - 411с.
6. Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка / Д.С. Лихачев // Русская словесность: антология / под. ред. В.Н. Нерознака. - М.,1197. - С. 28-37.
7. Воркачев С.Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании / С.Г. Воркачев // Филологические науки.
- 2001. - №1. - С. 64-72.
8. Попова З.Д., Стернин И.А. Понятие концепта в лингвистических исследованиях / З.Д. Попова, И.А. Стернин. - Воронеж, 1999. - 30 с.
References
1. Popova Z.D., Sternin I. А. Scetches on cognitive linguistics / ZD. Popova, 1.А. Sternin.
- Voronezh, 2003. - 191 p.
2. Maslova V.A. Introduction to cognitive linguistics / В.А. Маслова. - М., 2007. - 296
p.
3. Askoldov SA. Concept and word / SA. Askoldov // Russian philology: anthology. -М., 1997. - P. 267-280.
4. Karasik V.I. Cultural dominants in language / V.I. Karasik // Language personality: cultural concepts. - Volgograd, 1996. - P. 168-184.
5. Vezhbitska А. Language. Culture. Cognition. / А. Vezhbitska. - М., 1997. - 411 p.
6. Likhachev D.S. Concept sphere of Russian language / D.S. Likhachev // Russian philology: anthology. - М., 1997. - P. 28-37.
7. Vorkachev S.G. Language and culture studies, language personality, concept: the development of anthropocentric paradigm in linguistics / S.G. Vorkachev // Philological sciences. -2001. - №.1. - P. 64-72.
8. Popova Z.D., Sternin I.Ä. The notion of concept in linguistic studies / Z.D. Popova, I.Ä. Sternin. - Voronezh, 1999. - 30 c.
УДК 801.3=82(045/046):26
Воронежский государственный архитектурно-строительный университет Ассистент кафедры русского языка и межкультурной коммуникации Подвигина Н.Б.
Россия, г. Воронеж, тел. + 7(4732)71-50-48; e-mail: [email protected]
Voronezh State University of Architecture and Civil Engineering The chair of Russian language and cross-cultural communication, assistant lecturer Podvigina N.B.
Russia, Voronezh, tel. +7(4732) 71-50-48; e-mail: [email protected]
Н. Б. Подвигина
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ КОГНИТОЛОГИИ И КОГНИТИВНОЙ ЛИНГВИСТИКИ
В статье анализируется процесс становления когнитивной лингвистики как науки, рассматриваются ее цели, задачи, основные положения, взаимосвязь с другими науками, а также приводится классификация основных направлений и школ современной когнитивной лингвистики.
N.B. Podvigina
THEORETICAL PROBLEMS OF COGNITOLIGY AND COGNITIVE LINGUISTICS
The article is devoted to the development of cognitive linguistics, its aims, subject and the connection with other sciences. The main branches of modern cognitive linguistics are also classified.
В последние десятилетия изучение реального функционирования языка выводит языкознание на новый уровень, связанный с когнитивной деятельностью человека, его индивидуальной и общественной жизнью. Это связано с расширением границ лингвистики, а также с воз-
росшим интересом к развитию языковой системы под влиянием речи.
В конце ХХ в. происходит развитие большого количества дисциплин, связанных с изучением получения, переработки и хранения информации.
Вследствие этого важнейшим событием в лингвистике конца XX - начала