Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2017. № 4
Я.В. Киселева
КОНЦЕПТ «МОРАЛЬ» И ЕГО МОДАЛЬНОЕ ОТРАЖЕНИЕ В РОМАНЕ ЧАРЛЬЗА ДИККЕНСА «ОЛИВЕР ТВИСТ»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» 119991, Москва, Ленинские горы, 1
В данной статье говорится о модальности при выражении концепта «мораль» в романе Чарльза Диккенса «Оливер Твист». Статья базируется на когнитивной парадигме применительно к текстовой модальности. Анализу текстового материала предшествуют некоторые основополагающие положения когнитивной лингвистики и краткий обзор позиций таких отечественных авторов, как академик Д.С. Лихачев, З.Д. Попова, И.А. Стернин, В.А. Виноградов по вопросам понятий «концепт» и «концептосфера». Далее рассматривается понимание концептосферы «мораль»/«этика» в художественном дискурсе, отражающей важную область картины мира любого автора художественного произведения. Вариативность при выборе писателем языковых средств относится к периферийной области, рассматриваемой концептосферы, весьма широка и не включает вербальное выражение как ядра концептосферы (собственно «мораль»), так и ее околоядерного пространства («добро»/«зло», «эмоцио-нальность»/«рационализм» и т.д.). В статье выявляются языковые средства выражения концепта «мораль» на примере прямой речи персонажей, описания их действий, реакций и портретного описания (Оливера, миссис Сауер-бери, мистера Фэнга). В результате анализа примеров в статье делаются выводы о том, что языковая модальность при описании основных характеристик персонажей — качеств их характера и поведенческих особенностей — имеет различное вербальное отражение в тексте. Так, выявилось преобладание адьекти-вальной модальности в описании портрета или выражения лица и вербальной модальности в действиях героев. Модальность в художественном тексте проявляется разноуровнево: слово/словосочетание/высказывание.
Ключевые слова: адьективальная модальность; вербальная модальность; когнитивная модальность; осознанные действия; концепт; концепт «мораль»; абстрактные и конкретные элементы концептосферы.
Центральным понятием когнитивной лингвистики является понятие «концепт». В мировоззрении каждого писателя элементы близости содержатся в таких концептах, как «идеология», «мораль/этика», «эстетика», которые представляют собой наиболее важные понятия,
Киселева Яна Владимировна — аспирант, старший преподаватель кафедры региональных исследований факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова (e-mail: [email protected]).
строящие языковую картину мира любого автора художественного произведения.
Введение понятия «концептосферы» в лингвистике весьма важно в связи с тем, что сами концепты, как например, концепты «мораль/ этика» являются весьма широкими и могут рассматриваться как ядро целой сферы понятий, относящихся в той или иной мере по своей близости к основному концепту («ядру концептосферы»).
Давая определение понятия «концептосферы», академик Д.С. Лихачев делает упор на понимание концептосферы с национальных позиций [Лихачев, 1993: 8—9]. З.Д. Попова и И.А. Стернин при этом четко выделяют ядро концептосферы, наиболее близкие к нему абстрактные понятия и периферийные (более конкретные) ее проявления [Попова, Стернин, 2000: 15-17].
«Концептосфера, — справедливо отмечают З.Д. Попова, И.А. Стер-нин, - существует независимо от языка и в этом качестве является предметом исследования когнитологии» [Попова, Стерни, 2000: 28].
У В.А. Виноградова мы находим: «Будучи растворен в лексикологии, он [концепт] теряет значимость чисто когнитивного подхода к реконструкции культурных смыслов, ибо не может концептосфера культуры состоять из двухсот тысяч компонентов». [Виноградов, 2007: 5—6].
Однако невозможно не согласиться с той идеей, что понятие «кон-цептосферы» в достаточной степени правомочно, и, если концепто-сфера и не может быть отображена полностью, она имеет свою структуру, о которой говорилось выше. Так, широкое понятие «морали» далеко не однозначно и безусловно должно иметь свои характеристики, определяющие ее в основном другими, более узкими абстрактными понятиями.
Мораль является ключевым концептом философской этики, от греч. "ethos" — наука о морали. «Аристотель образовал термин "этический" для выделения особого класса человеческих качеств — качеств его характера, таких как умеренность, мужество, щедрость и другие, которые существенно отличаются и от качества ума (например, памяти) и от качества аффективных проявлений телесной природы (например, ярости)»1. Далее мы находим там же понятие «мораль», которое «формируется в философском размышлении с целью обобщения тех сторон человеческой жизни, которые обозначались понятиями "благо (добро) и зло", "добродетель и порок", "справедливость и своенравность", "правильное и неправильное", а также "склад характера", "нормы и принципы поведения", "достоинство" и т.д.»2
1 Философия: Энциклопедический словарь / Под ред. А.А. Ивина. М., 2004. С. 1973. С. 1887. URL: www.logic-books.info/sites/default/files/ivin._filosofiya._es.doc (дата обращения: 20.03.2017).
2 Там же. С. 962.
Мораль проявляется в двух своих основных аспектах, отражение которых мы находим в художественных текстах: 1) качества характера, 2) поведенческие особенности героев.
В романе Ч. Диккенса «Оливер Твист» черты характера главного героя чаще всего проявляются в поведенческих особенностях, что отражает те сложные ситуации, в которых оказывается Оливер в ходе описания его непростой жизни. «Комплексное рассмотрение эмоционального, сюжетно-композиционного, тематического и других уровней текста позволяет говорить о модальных концептах как о прототипиче-ских моделях поведения или сценариях, которые задают последовательность мыслей, желаний и чувств» [Романова, 2004].
Так, примеры реакции Оливера на обиду чаще всего — молчаливое терпение, слезы, сильные эмоциональные переживания ("turned pale", "was regarding with mingled expression of horror and fear", "began to cry very piteously", "fell to the floor in a fainting fit"). Таким образом, его поведение можно назвать пассивным, поскольку, будучи ребенком, он чувствовал невозможность противостоять злу, проявляющемуся в силе взрослого. Это связано также не только с возрастом Оливера, но и с его чувствительностью, кротостью, впечатлительностью, робостью.
Мы имеем дело с авторской модальностью, находящей свое проявление в описании не только Оливера, но и его обидчиков. Так, например, когда говорится о жене гробовщика миссис Сауербери, мы находим три вида описания. Это портретное описание: "a vixenish countenance" (существительное + прилагательное). В тексте также дано описание ее поведения по отношению к мальчику: "pushed into", "replied pettishly", т.е. в действиях, выраженных глаголом или глаголом в сочетании с наречием. В ее прямой речи модальность проявляется на уровне целого высказывания: "I see no saving in parish children, not I; for they always cost more to keep, than they're worth"3.
В поведенческой же характеристике Оливера интересно то, что за весь роман он проявляет неожиданную активность крайне редко — когда речь шла не о защите себя, но другого — близкого ему человека. Здесь проявляется не только авторская модальность при описании активного действия, но и модальность в речи героя. Понимая, что Ноэ Клейпол собирается оскорбить память его матери, Оливер вначале только достаточно сдержанно отреагировал: "Don't you say anything about her to me!"4; "There; that's enough. Don't say anything more to me about her; you'd better not!"5 В его словах модальность выражается повелительным наклонением ("Don't say"), условным наклонением
3 Диккенс Ч. Приключения Оливера Твиста (параллельный перевод: англ. и русс.). С. 439. С. 35. URL: https://studyenglishwords.com/book/ (дата обращения: 22.03.2017).
4 Там же. С. 439. С. 51.
5 Там же. С. 439. С. 52.
("you'd better not"), сравнительная степень от наречия "well" — "better", "that's enough" — в значении повеления прекратить речь. При этом автор описывает выражение лица Оливера, обычно не свойственное ему: "Oliver's colour rose as he said this; he breathed quickly; and there was a curious working of the mouth and nostrils"6. Однако когда Ноэ Клейпол продолжил свои оскорбительные речи, Оливер перешел к решительным действиям; авторская модальность заключается в последовательном употреблении соответствующих глаголов: "Crimson with fury, Oliver started up; overthrew the chair and table; seized Noah by the throat; shook him, in the violence of his rage, till his teeth chattered in his head; and collecting his whole force into one heavy blow, felled him to the ground"7.
Таким образом, элементы концептосферы «мораль», зависящие каждый раз от авторского выбора при характеристике позитивного/ негативного выражаются на уровне слово/словосочетание/целое высказывание. Семантика как позитивного, так и негативного, продуцируется в художественном тексте в конкретных проявлениях, не включает при этом вербальное выражение ядра концептосферы — собственно «мораль» и характеризующие его абстрактные понятия «добро»/«зло», «эмоциональность» и т.д.
Модальность проявления морали выражается чаще всего в трех аспектах:
1) портретное описание (постоянные и временные качества) - чаще всего в прилагательных, а также в глаголах типа "crimson with fury";
2) описание осознанных действий героев (чаще глагольная модальность) в авторском дискурсе;
3) в речи героев позитивного или негативного характера.
Список литературы
1. Виноградов В.А. Вступительное слово при открытии круглого стола «Концептуальный анализ языка: Современные направления исследования» // Концептуальный анализ языка: современные направления исследования: Сб. науч. трудов. М.; Калуга, 2007. С. 5—6.
2. Джиоева А.А. Концепт STIFF UPPER LIP и коррелирующая концеп-тосфера: интегральный анализ // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2017. № 1. С. 158—167.
3. Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка // Известия Российской Академии наук. Сер. лит. и яз. М., 1993. Т. 52. № 1. С. 3—9.
4. Милославский И.Г. «Цель» как характеристика лингвистического исследования // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2017. № 1. С. 9—23.
6 Там же. С. 439. С. 51.
7 Там же. С. 439. С. 52.
5. Романова Т.В. Модальность как текстообразующая категория в современной мемуарной литературе: Дисс. ... докт. филол. наук. СПб., 2004. С. 418. URL: http://www.dissercat.com/content/modalnost-kak-tekstoo-brazuyushchaya-kategoriya-v-sovremennoi-memuarnoi-literature (дата обращения: 23.03.2017).
6. Попова З.Д., Стернин И.А. Понятие «концепт» в лингвистических исследованиях. Воронеж, 2000. С. 30.
Yana V. Kiseleva
THE CONCEPT OF "MORALITY" AND ITS MODAL REFLECTION IN CH. DICKENS' NOVEL "OLIVER TWIST"
Lomonosov Moscow State University 1 Leninskie Gory, Moscow, 119991
The article deals with modality in expressing the concept of "morality" in the novel "Oliver Twist" by Ch. Dickens. The article focuses on cognitive paradigm with regard to text modality. Text analysis is preceded by some theses of the history of cognitive linguistics and an overview of the stances taken by such Russian authors as academician D.S. Likhachov, Z.D. Popova, J.A. Sternin, V.A. Vinigradov on the terms "concept" and "sphere of concepts". Then the understanding of "mora-lity"/"ethics" sphere of concepts in literary discourse is being viewed. It reflects an important part of any writer's worldview. The variation of language means used by authors refers to the peripheral area of the sphere of concepts under discussion. It is quite extended and includes neither verbal expression as the core of the sphere of concepts ("morality» itself) nor its perinuclear area ("good"/"evil", "sensibility"/ "rationality", etc.). The article discovers semantic means of language expression of the concept of "morality" on the example of character speech, action description and portrait description (Oliver, Mrs. Sowerberry, Mr. Fang). As a result of example analysis the article suggests that language modality in describing characters' features — traits of character and behavior patterns — has different verbal representation in the text. It was found that adjective modality is more frequent in the description of portraits and face expressions whereas modal verbs prevail in action description. Modality in the text appears at different levels: word/word group/statement.
Key words: adjective modality; verbal modality; cognitive modality; conscious action; concept; the concept of "morality"; abstract and concrete features of the sphere of concepts.
About the author: Yana V. Kiseleva — Candidate for the degree, Senior Lecturer at Department of Area Studies, Faculty of Foreign Languages and Area Studies, Lomonosov Moscow State University (e-mail: [email protected]).
References
1. Vinogradov V.A. 2007. Vstupitel'noe slovo pri otkrytii kruglogo stola "Konceptual'nyj analiz jazyka: Sovremennye napravlenija issledovanija" [Opening speech at the round-table conference "Language conceptual analysis:
Current lines of research"]. Konceptual'nyj analiz jazyka: sovremennye napravlenija issledovanija: Sb. nauch. Trudov [Language conceptual analysis: current lines of research: Collection of studies]. Moscow — Kaluga, Jejdos, pp. 5—6. (In Russ.)
2. Dzhioeva A.A. 2017. Koncept STIFF UPPER LIP i korrelirujushhaja kon-ceptosfera: integral'nyj analiz [STIFF UPPER LIP concept and correlated sphere of concepts: integrated analysis]. Moscow State University Bulletin. Series 19: Linguistics and Intercultural Communication, no. 1, pp. 158—167. (In Russ.)
3. Lihachev D.S. 1993. Konceptosfera russkogo jazyka [The sphere of concepts of the Russian language]. Izvestija Rossijskoj Akademii nauk. Ser. lit. i jaz. [The Russian Academy of Sciences Bulletin. Series: Literature and language]. Vol. 52, no. 1. Moscow, pp. 3—9. (In Russ.)
4. Miloslavskij I.G. 2017. "Cel'" kak harakteristika lingvisticheskogo issledovanija ["Object" as a characteristic of linguistic research]. Moscow State University Bulletin. Series 19: Linguistics and Intercultural Communication, no. 1, pp. 9-23. (In Russ.)
5. Romanova T.V 2004. Modal'nost' kak tekstoobrazujushhaja kategorija v sovremennoj memuarnoj literature. Dissertacija [Modality as a category of text production in modern memoirs. Dissertation]. Sankt-Peterburgskij gosu-darstvennyj universitet, Saint Petersburg, pp. 418. Available at URL: http:// www.dissercat.com/content/modalnost-kak-tekstoobrazuyushchaya-kate-goriya-v-sovremennoi-memuarnoi-literature (accessed: 23.03.2017). (In Russ.)
6. Popova Z.D., Sternin I.A. 2000. Ponjatie «koncept» v lingvisticheskih issledo-vanijah [The notion of "concept" in linguistic studies]. Voronezh, p. 30. (In Russ.)