«Энергия: экономика, техника, экология», Москва, Наука, РАН, 2015 № 8, с.43.
7. Актуальные проблемы формирования начальной цены НИР. Эффективность НИР, выполняемых по заказу органов исполнительной власти. Галицкий Ю.А. Ж-л «Энергия: экономика, техника, экология», Москва, Наука, РАН, 2013 № 5, с.57.
8. Усиление инновационного потенциала в природно-ресурсном комплексе. Галицкий Ю.А. Ж-л «Энергия: экономика, техника, экология», Москва, Наука, РАН, 2005 № 1, с.34.
© Галицкий Ю.А., Женжебир В.Н., 2017
УДК. 338.24.01
Юлия Вячеславовна Иванова,
магистрант УГНТУ, г. Уфа, РФ E-mail:[email protected]
КОНТРОЛЛИНГ КАК УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Аннотация
В современных условиях контроллинг является важным инструментом менеджмента. Целью работы является попытка выявить основные функции контроллинга как элемента управления предприятием. Метод исследования - системный анализ научных взглядов на проблему. Вывод: контроллинг - это аналитическая служба предприятия, аккумулирующая текущую информацию о микроэкономической ситуации внутри хозяйствующего субъекта, сопоставляющая ее с макроэкономическими показателями, предлагающая варианты коррекции стратегии и тактики менеджмента предприятия.
Ключевые слова
Контроллинг, контроллер, менеджмент, хозяйствующий субъект, макро и микроэкономическая среда
Современный рынок характеризуется достаточно жесткой конкуренцией, вынуждающей хозяйствующие субъекты искать наиболее эффективные пути, средства повышения жизнеспособности. Организации должны выбирать такую форму управления, которая позволит оперативно подстраиваться под нестабильную экономическую ситуацию, не теряя эффективности. Инновацией в указанном аспекте выступает контроллинг.
Попробуем разобраться, что такое контроллинг исходя их сложившихся на сегодняшний день научных экономических представлений.
Обращаясь к этимологии понятия «контроллинг» мы находим в качестве словообразующего английское слово «to control», что означает управлять, контролировать, регулировать. В современном экономическом понимании указанные термины относят к институту менеджмента, то есть к вопросам организации и управления производственной деятельностью. В указанном аспекте контроллинг видится, на наш взгляд, как элемент системы менеджмента.
Рассмотрим, как трактуется контроллинг в современной научной литературе. Анализируя содержание публикаций, посвященных интересующей нас теме, мы находим, что понимание контроллинга в современной научной литературе представлено по-разному. Более того, существуют не только определения, но и концепции контроллинга. За основу анализа нами взято содержание книги немецких авторов Вебера Юргена и Шеффера Утца «Введение в контроллинг». Авторы указанного издания определяют контроллинг как специальную функцию управления, выполняемую различными лицами, в том числе контроллерами. Таким образом, исследуя содержание понятия контроллинг, мы имеем дел с двумя основными составляющими: контроллинг и контроллер.
Первая концепция, которую представляют указанные авторы, рассматривает контроллинг как основную функцию менеджмента, «которая возникает в результате тесного сотрудничества менеджеров и
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 07/2017 ISSN 2410-700Х_
контроллеров; определяется как управленческое регулирование, и занимается той областью управления, которая характеризуется систематическим планированием». [1, с. 33] Автором концепции выступает Альбрехт Дайле - основатель немецкой компании Controller Akademie. Концепция Дайле имеет практическое основание, поскольку апробирована и реализуется в деятельности международным объединением контроллеров (ICV - Internationaler Controller Verein). Вникая в суть концепции Дайле, мы знакомимся с понятием «контроллер». Заранее оговоримся, что контроллеры во всех концепциях и на практике выступают как основная фигура, определяющая роль и задачи контроллинга. Применительно к концепции Дайле основными задачами контроллеров является сопровождение процесса менеджмента «в части формулирования целей, планирования и регулирования» [1, с. 32]. Исходя из основных требований к контроллеру и сравнивая функционал менеджера, авторы «Введения в контроллинг» утверждают, что контроллинг выступает как задача и контроллера и менеджера, поскольку «представляет собой результат взаимодействия менеджера и контроллера в команде» [1, с. 33]. Таким образом, можно сделать вывод, что согласно концепции Дайле контроллинг выступает как одна из задач управления вообще. А функции контроллеров могут совпадать, а могут и не совпадать с функциями менеджеров. Логичным видится вопрос: для чего нужен контроллинг, если это не отдельно озадаченная единица?
Вторая концепция контроллинга связана с информационным сопровождением производства.
«Ранние концепции контроллинга, как правило, были сосредоточены на информационном обеспечении». [1, с. 34] Здесь авторы проводят параллель контроллинга с американским бухгалтерским учетом. «Это становится особенно ясно из заявления Bannow, который видел «задачу руководителя бухгалтерской службы в том, чтобы собирать и оформлять информацию (данные), связанную с основными бизнес-процессами компании в соответствии с общепринятыми принципами бухгалтерского учета, для последующего учета, и предоставлению руководству отчетности в конце определенного периода (финансового года)» (Bannow, 1983, с. 22)». [1, с. 34]
Информация является одним из главных ресурсов роста производительности предприятия, который позволяет устанавливать стратегические цели и задачи, обосновывать управленческие решения. Однако, такое трактование задач контроллеров и, соответственно, функции контроллинга, на наш взгляд, слишком узко. Подобное мнение высказывают и Вебер и Шеффер: « Такой подход не предполагает ничего кроме выявления областей исследования (информационные системы или информационная экономика), которые были изучены в течение длительного времени. Это не очень убедительно, особенно если учесть, что обязанности контроллеров на практике выходят далеко за рамки только информационных задач». [1, с. 35]
Основной стратегической задачей контроллинга в следующей концепции выступает нацеленность на конкретные результаты деятельности предприятия (учреждения, организации). В частности, Манн, говорит о контроллинге как об «управлении прибылью». [1, с. 35; 3]. Мы согласны с высказанным мнением авторов «Введения в контроллинг», что любой менеджер, так или иначе, в качестве ориентира своей управленческой деятельности имеет конкретную цель. Опыт работы одного автора данной статьи в ОАО «УралСиб» убедительно показывает, что менеджеры постоянно держат в поле своего зрения приоритетные цели и задачи банка, регулярно анализируют итоги и возможные варианты повышения эффективности (повышения прибыли) от внедрения новых продуктов, оценивают качество работы сотрудников и вырабатывают новые способы стимулирования труда и т.д. Таким образом, концепция контроллинга как управленческого элемента, ориентирующегося на прибыль, не может дать ответ на вопрос: в чем суть контроллинга и нужна ли подобная единица на предприятии? Если рассматривать контроллинг как систему управления будущим, то можно сказать о том, что любое предприятие хочет знать наперед к какому сценарию развития событий ему готовиться и если бы была система, использование которой наиболее достоверным образом позволило определить варианты развития событий, слабые места, ожидаемые риски, то ее немедленно бы начали внедрять на предприятиях.
Вебер и Шеффер, представляя концепцию координационного контроллинга, исходят, прежде всего, из позиции Петера Хорвата - одного из немецких теоретиков контроллинга. В данной концепции контроллер рассматривается как координатор, который аккумулирует информацию, анализирует ее и дает возможность менеджерам оперативно корректировать движение производства. Сам П. Хорват сказал, что « в немецкоязычной бизнес-среде функция контроллинга понимается как функция управленческого сервиса -
т.е. поддержки менеджмента в области стратегического и оперативного управления компанией». [2]. Думается, что определение П.Хорватом функционала контроллинга более актуально для производства, хотя не является исчерпывающим.
Подводя итоги исследованию концептуальных взглядов, мы пришли к выводу, что в современной экономической теории и практике контроллинг представляет собой аналитическую службу предприятия, аккумулирующую текущую информацию о микроэкономической ситуации внутри хозяйствующего субъекта, сопоставляет ее с макроэкономическими показателями и предлагает варианты коррекции стратегии и тактики менеджмента предприятия. Список использованной литературы
1. Вебер Ю., Шеффер У. Введение в контроллинг. Пер. с нем./Под ред. И с предисл. Проф., д.э.н. С.Г. Фалько. - М, 2014. -416 с.
2. Интервью с Петером Хорватом, основателем консалтинговой компании HORVATH&PARTNERS [Электронный ресурс]/ Управление производством.- Режим доступа: http://www.up-pro.ru/library/management_accounting/controlling/intervju_s_peterom_horvath.html
3. Колесников А.М., Долотова Н.Л. Контроллинг: эволюция содержания [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kontrolling-evolyutsiya-soderzhaniya. - Дата обращения 07 мая 2017.
© Иванова Ю.В., 2017
УДК 338
Л.В. Федорец
Студент 1 курса магистратуры ФГБОУ ВО «КГМТУ» г. Керчь, Российская федерация E-mail: [email protected]
МЕТОДИКА ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ СПЕЦИАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА В ОРГАНИЗАЦИЯХ
САНАТОРНО-КУРОРТНОЙ СФЕРЫ
Аннотация
В современных экономических условиях возрастает необходимость действенного контроля за полнотой и достоверностью текущих и отчетных данных предприятия. Своевременный внутренний контроль является одним из основных инструментов решения управленческих проблем на предприятии.
Важная роль отводится бухгалтерскому финансовому учёту и внутреннему контролю специального имущества, так как информация, которая формируется на основе учётных данных, необходима как для внутренних, так и для внешних пользователей.
В статье выделены особенности внутреннего контроля специального имущества в организации санаторно-курортной сферы.
Ключевые слова
Специальное имущество, методика контроля, санаторно-курортная сфера.
В условиях рыночных отношений, охватившие практически все сферы деятельности, особого внимания заслуживают меры, позволяющие хозяйствующим субъектам обеспечить сохранность и эффективное использование имеющихся ресурсов. В связи с этим особого внимание заслуживает практика постановки системы внутреннего контроля специмущества в организациях санаторно-курортной сферы.
Вопросы учета и контроля специмущества, а также их совершенствования освещены в работах Белова Н.Г., Штейнмана М.Я., Пизенгольца М.З., Данилевского Ю.А., Кутера М.И., Мизиновского Е.А., Овсийчук М.Ф., Белобжецкого А.И., Белухи Н.Г., Бутынца Ф.Ф., Суйца В.П., Алборова P.A., Волкова Н.Г.,