УДК 657.2
КОНТРОЛЛИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ В СТРОИТЕЛЬНЫХ ХОЛДИНГАХ
Н. С. НЕЧЕУХИНА,
доктор экономических наук, профессор кафедры бухгалтерского учета и аудита E-mail: nnecheuhina@yandex. ru Н. А. ПОЛОЗОВА, доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита Е-mail: nat_lya@mail. ru Уральский государственный экономический университет
В статье рассматривается совершенствование процессов управления посредством внедрения системы контроллинга. Представлена систематизация толкований понятия «контроллинг». Показаны элементы системы контроллинга, приведены основные функции контроллинга. Представлен алгоритм формирования и внедрения системы контроллинга на строительных предприятиях.
Ключевые слова: контроллинг, управление, эффективность деятельности, функции, информационное обеспечение, учет, планирование, формирование и внедрение.
В современных условиях функционирования хозяйствующих субъектов процесс управления предприятием требует комплексного решения с использованием новых подходов к управлению. В последнее десятилетие обозначился интерес крупных строительных предприятий к контроллингу как системе успешного управления предприятием. Проведенные исследования на строительных предприятиях показали, что применение контроллинговых технологий в процессе управления повысило эффективность управления. Одним из важнейших направлений совершенствования организации планирования, учета, контроля
и анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия является концепция контроллинга, которая недавно начала использоваться в теории и практике управления.
Рассматривая контроллинг как новый для российских промышленных предприятий инструментарий в системе менеджмента, необходимо отметить неоднозначное определение контроллинга как в научной литературе, так и на практике, что приводит к пониманию контроллинга как нового или реформированного контроля. При неоднозначности понимания термина «контроллинг» целесообразно разобраться в его основах.
Несмотря на то, что этимология слова «контроллинг» связана с английским to control (контролировать, управлять), в англоязычных странах используются термины managerial accounting, management accounting — управленческий учет [9]. В России используют оба понятия: и «контроллинг», и «управленческий учет». Однако термин «контроллинг» информационно более емкий, он передает характер этого современного явления в управлении и включает в себя не только чисто учетные функции, но и весь спектр управления процессом достижения конечных целей и результатов предприятия.
Однако следует подчеркнуть, что и в странах, где имеются давние рыночные традиции, это понятие еще далеко от логической завершенности и окончательного осмысления как вида комплексно сформированной сферы знаний в экономической теории и практике.
Теоретические основы концепции контроллинга заложены Д. Ханом, Й. Вебером, П. Хорватом [11] и рядом других зарубежных авторов. Понятие «контроллинг» как научная категория уточнялось А. Дайле, Р. Манном, Э. Майером, а в России — С. Г. Фалько, А. М. Карминским, Н. И. Оленевым, Е. А. Ананьиной, С. В. Данилочкиным, Н. Г. Данилочкиной и др.
Существует множество концепций, авторы которых формулируют оригинальные цели и задачи контроллинга. Например, концепция контроллинга с ориентацией на систему учета основана на использовании информации о стоимостных показателях деятельности предприятия, которые определяются на основе данных о бухгалтерском учете (Р. Манн, Э. Майер, А. Дайле). Главным показателем, характеризующим эффективность деятельности предприятия в данной концепции, является прибыль. Такой подход к определению контроллинга является достаточно узким, поскольку бухгалтерская информация не отражает всех аспектов функционирования предприятия, при этом прибыль не является единственно возможной целью деятельности предприятия.
Информационная концепция Д. Хана, П. Хорвата, Т. Райхмана представляет собой систему контроллинга как сервисную функцию менеджмента, которая обеспечивает информационную поддержку планированию, мониторингу, регулированию и контролю на предприятии. Данная концепция расширяет функциональную область применения контроллинга по сравнению с первой концепцией, но ограничивает его возможности, поскольку основной целью здесь является сбор разносторонней информации о деятельности предприятия, а за рамками остаются вопросы, касающиеся ее обработки, интерпретации и др.
Координирующая концепция предполагает основной задачей контроллинга координацию системы управления на предприятии под «единым управленческим зонтом» (Х.-Ю. Кюппер, Й. Вебер, Д. Шнайдер). Данная концепция характеризуется
направленностью контроллинга на координацию систем планирования, контроля и информационного обеспечения, контроллинг рассматривается как одна из подсистем управления предприятием и инструмент достижения целей предприятия.
Системообразующая концепция рассматривает контроллинг как систему управления предприятием, при этом выработка, уточнение и достижение целей предприятия включаются в перечень задач контроллинга. Приверженцами системообразующей концепции контроллинга являются преимущественно отечественные исследователи (А. М. Карминский, Н. И. Оленев, Е. А. Ананьина, С. В. Данилочкин, Н. Г. Данилочкина и др.). Такой подход является очень широким, при этом, по мнению автора, контроллинг не связан с целеполаганием на уровне предприятия.
В концепции контроллинга с ориентацией на процесс принятия решения (Х. Штайман, Г. Пич, Э. Шерм) контроллинг рассматривается как надстройка к системе управления предприятием, инструмент координации. Здесь под функцией контроллинга подразумевается рефлексия (осознание и осмысление) решений. Применение на практике данной концепции контроллинга подразумевает прежде всего формализацию процесса принятия управленческих решений, что переводит деятельность руководителя из области эвристики (от греч. heurisltiko, лат. evrica — отыскиваю, открываю — отрасль знания, изучающая творческое, неосознанное мышление человека) в рациональную сферу.
В таблице представлена систематизация толкований понятия «контроллинг» различными авторами.
Подходы к определению термина «контроллинг» в научной литературе представлены на рис. 1.
Несмотря на различия в определениях понятия «контроллинг», в них можно выделить следующие общие черты контроллинга:
охватывает все сферы функциональной деятельности предприятия;
предоставляет менеджерам информацию, необходимую для управления предприятием.
Полагаем, что предложенное определение понятия «контроллинг» должно отражать следующее:
1) контроллинг — управленческая система в рамках функционирующей на промышленном предприятии системы менеджмента;
Определение сущности контроллинга различными авторами
Автор Определение понятия «контроллинг»
Э. Майер [6] Руководящая концепция эффективного управления фирмой и обеспечения ее долгосрочного существования
А. Дайле [2] Процесс, понимаемый как овладение экономической ситуацией на предприятии
Д. Хан [10] Автоматизированная система управления управлением. Система интегрированного информационного обеспечения планирования и контроля за деятельностью предприятия
P. Horvath [12] Функция менеджмента, заключающаяся в определении стандартов, оценке деятельности по утвержденным стандартам и корректировке этих стандартов согласно выявленным отклонениям от планируемых величин
J. Weber [14] Элемент управления социальной системой, выполняет свою главную функцию поддержки руководства в процессе решения им общей задачи координации системы управления с упором прежде всего на задачи планирования, контроля и информирования
H.-U. Kupper [13] Система координации управления на предприятии
А. М. Карминский, Н. И. Оленев, А. Г. Примак, С. Г. Фалько [5] Концепция системного управления и способ мышления менеджеров, в основе которых лежит стремление обеспечить долгосрочное эффективное функционирование организации
Г. Пич, Э. Штерм [8] Функция поддержки принятия управленческих решений, при этом особое внимание уделяется координации процесса принятия решения и, собственно, деятельности лица, принимающего решения
Е. А. Ананькина, С. В. Данилочкин, Н. Г. Данилочкина [1] Управление управлением. Является своеобразным механизмом саморегулирования на предприятии, обеспечивающим обратную связь в контуре управления
Н. С. Нечеухина [7] Управленческая система, интегрирующая и координирующая все функциональные сферы деятельности для достижения оперативных и стратегических целей в рамках менеджмента предприятия
Средства долговременного функционирования; 23%
Программно-целевое планирование; 14%
Многогранный
Поддержка управления; 3:
инструментарии управления: 12%
Образ мыслей, философия менеджеров; 19%
Рис. 1. Различные определения термина «контроллинг» в научной литературе [7, с. 31]
2) система контроллинга состоит их двух функциональных подсистем: стратегический контроллинг и оперативный контроллинг, решающие свои цели и задачи;
3) контроллинг как эффективный механизм интеграции и координации всех функциональных сфер деятельности для достижения поставленных стратегических, тактических и оперативных целей, программ, планов, задач развития предприятия и его структурных подразделений.
Многообразие различных подходов и трактовок контроллинга показывает сложность выработ-
ки единого методологического подхода к исследованию контроллинга. Существующий практический опыт организации и функционирования контроллинга на предприятиях строительного комплекса недостаточно обобщен и требует дальнейших исследований и рекомендаций по его совершенствованию и повышению эффективности.
Целью контроллинга является организация процесса управления таким образом, чтобы обеспечить эффективное функционирование предприятия в динамичной внешней среде [2].
Контроллинг позволяет осуществлять постоянный контроль за достижениями как стратегических, так и оперативных целей деятельности предприятия [4]. Целью стратегического контроллинга являются обеспечение выживаемости предприятия и отслеживание движения предприятия к намеченной стратегической цели развития. Цель оперативного контроллинга — создание системы управления достижением текущих целей предпри-
ятия, а также принятие своевременных решений по оптимизации соотношения затраты — прибыль.
Поскольку цели предприятия зависят от множества факторов, то и функций контроллинга может быть огромное количество, они постоянно дополняются и изменяются по содержанию. Перечислим основные функции контроллинга:
методическая (концептуальная) функция — поиск, мониторинг, анализ и выбор наилучших методов управленческого учета, планирования и управленческого анализа, методов организационного построения предприятия для достижения целевых показателей результативности, построение системы трансфертных цен, удовлетворяющих организационной структуре хозяйствующего субъекта, конвергенция управленческого и внешнего учета (построение моста согласования);
координирующая (коммуникационная) функция — сопровождение процесса целеполагания, согласование планов и бюджетов предприятия в разрезе видов планирования, взаимосвязанное согласование стратегического и оперативного планирования, взаимоувязка в разрезе организационной структуры предприятия целей, планов и бюджетов по подразделениям и лицам иерархии предприятия, урегулирование бюджетов предприятия с точки зрения заявленных руководством целей на основе анализа резервов, проверка непротиворечивости целей и целевой картины (миссии) организации, стратегии и бюджетов предприятия;
аккумулирующая функция — идентификация информационных потребностей в иерархии предприятия, селекция, обработка, поставка релевантной информации из информационных сфер;
регулирующая (навигационная) функция — проведение сопоставительного анализа по ключевым показателям деятельности предприятия, передача сигналов руководству при выявлении существенных неблагоприятных/благоприятных отклонений, выявление причин отклонений, интерпретация результатов с выработкой советов, совместное обсуждение результатов анализа с ответственными менеджерами центров ответственности;
консультационная функция — реализация методов управленческого анализа на практике при подготовке и обосновании управленческих решений.
К числу основных сфер, на которые распространяется воздействие функций контроллинга, относятся:
- финансовая сфера—управление движением преимущественно денежных потоков (финансовых, кредитных, налоговых, страховых, пенсионных и др.) с целью их сбалансированности для развития бизнеса;
- сфера реального инвестирования (качественный рост внеоборотных активов);
- сфера управления рыночной капитализацией бизнеса (рост стоимости котирующихся на биржах акций предприятия в расчете на одного владельца);
- производственная сфера (закупки, материально-производственные запасы, технологизация процессов их переработки и хранения, складирование и сбыт готовых товарных продуктов);
- сфера кадрового обеспечения (рост эффективности и оплаты труда, социальных гарантий, создание действенной системы мотиваций, расстановка кадров, их профессионально-техническая подготовка и переподготовка);
- инновационная сфера (научные исследования, опытное производство, стендовые испытания и выставки, научная организация труда, модернизация основных средств и технологий).
Контроллинг как система представляет собой совокупность всех элементов, подсистем и коммуникаций между ними, а также процессов, созданных для поддержания заданных характеристик функционирования организации, которые обеспечивают процесс управления информационной и методологической поддержкой в сфере подготовки и реализации управленческих решений.
Контроллинг интегрирует в единую систему учет, планирование, контроль, анализ, мониторинг и информационное обеспечение, каждая из частей может быть структурирована набором элементов, образующих следующие четыре подсистемы: методология, структура, процесс и техника контроллинга. В свою очередь методология и процесс контроллинга формируют концептуальную сферу системы контроллинга, а структура и техника контроллинга — ее механизм.
Подсистема процесса контроллинга включает коммуникации, разработку и реализацию управленческих решений, информационное обеспечение. При выстраивании логики контроллинговых про-
цессов чрезвычайно важно учитывать ограничения, которые накладываются менеджерами и контроллерами на содержание обрабатываемой информации, квалификационный состав разработчиков, использование операционных систем и т. д.
В подсистеме структуры системы контроллинга учитываются функциональная и организационная структуры, схема организационных отношений, схема взаимодействий высших органов управления и уровень профессионализма персонала.
Подсистема методологии системы контроллинга характеризуется системой методов, приемов, теоретических обобщений, принципов познания. Методы контроллинга должны обеспечить системное, комплексное и органически взаимосвязанное изучение финансово-хозяйственной деятельности организации с целью объективной оценки ее работы, выявления и мобилизации резервов повышения эффективности, целесообразности и законности использования всех видов активов для последующего принятия оптимальных управленческих решений. Методы контроллинга ориентируются на общие и конкретные цели системы управления, а также на определенные типы проверок.
Подсистема техники системы контроллинга включает компьютерную и организационную технику, сети связи (внутренние или внешние), систему документооборота.
Система контроллинга формирует систему эффективного управления предприятием и обеспечивает координацию управленческой системы в целом, что в свою очередь сокращает затраты времени на принятие управленческих решений.
В результате сокращения сроков реализации управленческих воздействий достигают: упорядочивания информационных потоков внутри предприятия, минимизации рисков принятия неоптимального варианта управленческого решения, выявления экономических резервов и высвобождения дополнительных ресурсов деятельности, координации управленческих воздействий на предприятии в рамках единого информационного поля [3].
Контроллинг всегда ориентируется на некоторую специфику предприятия, организационную структуру, продолжительность и повышенную сложность используемых в системе бизнес-процессов, развитость структуры и эффективность тактического и стратегического управления системой,
сильную зависимость результата от личностных и профессиональных качеств менеджеров.
В строительных предприятиях координация управленческих воздействий связана со спецификой хозяйственно-правовых отношений:
1) участниками договорных отношений в строительном подряде могут выступать несколько сторон — подрядчики, субподрядчики, заказчики, инвесторы, девелоперы, посреднические организации и др.;
2) в организации и методике учета строительной фирмы имеются особенности, связанные с видом экономической деятельности, строительной продукцией, экономические и организационные особенности, особенности внешней среды;
3) строительная продукция — это отдельные виды или этапы работ, объекты строительства;
4) договоры строительного подряда характеризуют сроки исполнения работ, цена, порядок оплаты, сроки обнаружения некачественного выполнения работ (неисполнения условий договора), правовые обязательства, риск случайной гибели;
5) учетно-аналитические составляющие договоров строительного подряда определяют состав участников, правовые признаки, получение прибыли, реализация строительной продукции (услуг), ведение бухгалтерского учета, контроль и анализ затрат;
6) к общим специфическим особенностям относятся сочетание строительного и промышленного производства, местонахождение объекта строительства (объекта учета) вне места нахождения подрядчика, долгосрочный характер освоения капитальных работ, продолжительность производственного цикла в изготовлении строительной продукции, метод определения дохода от сдачи строительных работ (услуг) — по этапам работ или по завершении всего объема, выявление финансового результата.
Сегодня большинство строительных подрядов выигрывают крупные инвестиционно-строительные или промышленно-строительные холдинги. Холдинги не являются юридическими лицами, но их деятельность чаще всего воспринимается рынком как не ограниченная во времени, поэтому вести разговор о холдингах всегда имеет смысл как о постоянно действующих хозяйствующих субъектах.
Сложившаяся ситуация в строительных холдингах чревата тем, что у предприятий холдинга, как правило, нет соответствия между собой по объ-
ектам учета. Кроме того, используются различные методы оценки активов, применяются индивидуально сформированные структуры затрат. В этом случае без стандартизации управленческого учета говорить об эффективной системе управления всего холдинга невозможно.
В современных экономических условиях развитие строительных холдингов осуществляется под воздействием неблагоприятных факторов, связанных с мировым финансово-экономическим кризисом, который привел к падению объемов работ, увеличению сложностей реализации строительной продукции и снижению ресурсных возможностей деятельности. Учитывая сложившуюся ситуацию, особую актуальность приобретает внедрение единой системы контроллинга в строительных холдинговых компаниях, способных проводить централизованную оценку ситуации, возможных последствий принимаемых решений и ожидаемых результатов.
Строительные холдинги располагают значительными резервами, которые могут проявляться не только в использовании передовых технологий производства работ и концентрации капитала, но и в изменении учетной, финансовой, кадровой политики, а также в преобразовании организационной структуры.
При формировании системы контроллинга в строительных холдинговых компаниях разрабатывается комплекс взаимосвязанных модулей: выделение центров ответственности, построение комплексной системы оценочных показателей, формирование системы мониторинга, механизма регулирования.
Для успешного формирования и внедрения системы контроллинга на всех предприятиях холдинга должны быть определены центры финансовой ответственности (подразделения, выделенные с учетом способности приносить доход, аккумулировать затраты и нести ответственность за их величину).
В рамках системы контроллинга информация аккумулируется и анализируется по центрам ответственности, связь между которыми осуществляется путем создания комплексной системы оценочных показателей. Выделяются, как правило, следующие центры ответственности:
центр прибыли — организации, отвечающие за формирование прибыли холдинга (организации, за-
нимающиеся подрядными, проектными работами, производственная база, организации управления недвижимостью и т. п.);
центр затрат — организации и подразделения, отвечающие за затраты холдинга (охранное предприятие, обслуживающие объекты холдинга, административно-хозяйственные, финансовые службы, юридический отдел и т. п.);
центр доходов — маркетинговый отдел головной компании, отвечающий за продажу готовых площадей и, соответственно, формирующий доходы холдинга;
центр инвестиций — управляющая компания холдинга (руководство), которая контролирует не только затраты, доходы и прибыль, но и использование прибыли, в том числе инвестиции в собственные активы.
Оценка результатов отдельных центров ответственности будет адекватной целям холдинговой компании в том случае, если будет правильно выбрана модель экономического управления.
Применительно к строительному холдингу, объединяющему подрядную строительную деятельность, проектную деятельность, производство строительных материалов, деталей и конструкций как для собственных целей, так и для реализации на сторону, целесообразна модель экономического управления с элементами трансфертного ценообразования.
Следует отметить, что рассмотренный типовой подход к выделению центров ответственности не исключает наличия различных модификаций, наиболее полно отражающих сущность управления конкретными строительными компаниями холдинга. При этом в положении о финансовой структуре холдинга должны быть отражены перечень центров ответственности, состав организационных звеньев, входящих в них, а также перечень видов деятельности, функций обеспечения и управления, выполняемых указанными организационными звеньями.
Завершающим этапом формирования контроллинга является разработка системы регулирования отклонений, которая обеспечивает выявление и оценку возникших рассогласований в деятельности структурных подразделений холдинга, определяет их причины и вырабатывает предложения по их уменьшению.
Долгосрочный характер эффективной работы контроллинга определяется его способностью адаптироваться к быстроменяющимся условиям внешней среды. Система контроллинга регулярно обновляется посредством актуализации ее связей с внешней средой, стратегией и менеджментом строительного холдинга.
В строительных холдингах алгоритм мероприятий при формировании и внедрении системы контроллинга можно представить в виде пяти этапов (рис. 2).
Подводя итоги, можно отметить, что в нашей стране имеется значительный потенциал развития концепции и методов контроллинга и, главное, возможностей их практического применения.
Внедрение системы контроллинга в строительных холдингах позволяет повысить эффективность всего процесса управления его экономической деятельностью. Можно с уверенностью утверждать, что при сравнительно небольших затратах строительный холдинг получает в свое распоряжение специализированную, системно организованную информацию для оперативного и стратегического управления, направленную на достижение желаемого состояния с сохранением ключевых параметров хозяйствующего субъекта как системы.
Список литературы
1. Ананькина Е. А. Контроллинг как инструмент управления предприятием / Е.А. Ананькина, С. В. Данилочкин, Н. Г. Данилочкина и др.; под ред. Н. Г. Данилочкиной. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
2. Дате А. Практика контроллинга / пер. с нем.; под ред. и с предисл. М. Л. Лукашевича, Е. Н. Тихоненковой. М.: Финансы и статистика, 2003. 336 с.
3. Дедов О. А. Методология контроллинга и практика управления крупным промышленным предприятием: учеб. пособие. М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. 248 с.
4. Карминский А.М. Контроллинг: учебник / А. М. Кар-минский, С. Г. Фалько, А. А. Жевага, Н. Ю. Иванова; под ред.
Рис. 2. Этапы и процедуры организации системы контроллинга на строительном предприятии в рамках строительного холдинга
А. М. Карминского, С. Г Фалько. М.: Финансы и статистика, 2006. 336 с.
5. Карминский А.М. Контроллинг в бизнесе: методологические и практические основы построения контроллинга в организациях / А. М. Карминский, Н. И. Оленев, А. Г. Примак, С. Г. Фалько. М.: Финансы и статистика, 2003.
6. Майер Э. Контроллинг как система мышления и управления / пер. с нем.; под ред. С. А. Николаевой. М.: Финансы и статистика, 1993.
7. Нечеухина Н. С. Моделирование учетных событий в системе контроллинга. -Екатеринбург: Институт экономики УрОРАН, 2009. 250 с.
8. Пич Г. Уточнение содержания контроллинга как функции управления и его поддержки / Г. Пич, Э. Шерм // Проблемы теории и практики управления. 2001. № 3.
9. Теплякова Т.Ю. Контроллинг: учеб. пособие. Ульяновск: УлГТУ, 2010. 143 с.
10.Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга / пер. с нем. М.: Финансы и статистика, 1997.
11. Хорват П. Концепция контроллинга: Управленческий учет. Система отчетности. Бюджетирование / пер. с нем. 2-е изд. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. 269 с.
12. Horvath P. Controllig. München, 2001.
13. KupperH. -U. Controllig. Stuttgart, 2001.
14. Weber J. Einfuhrung in das Controlling. Stuttgart, 1991.