_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 07/2017 ISSN 2410-700Х_
УДК 338
Ю.А. Галицкий
канд. филос. наук, доцент ФГБОУ ВО МГУТУ им. К.Г.Разумовского (ПКУ) г. Москва, РФ
[email protected] В.Н. Женжебир
канд. экон. наук, д-р пед. наук, профессор ФГБОУ ВО МГУТУ им. К.Г.Разумовского (ПКУ) г. Москва, РФ
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗРАБОТКИ ЭФФЕКТИВНОЙ МОДЕЛИ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Аннотация
Актуальность. Эффективный менеджмент - необходимое условие повышения конкурентоспособности компании. Состояние нашей экономики отражает крайне низкий уровень государственного и корпоративного управления. Цель: раскрыть основные элементы эффективной модели управления с помощью структурно-функционального метода исследования. Результат: использование полученных знаний повысит эффективность системы корпоративного управления и позитивно отразится на конкурентоспособности отечественных компаний.
Ключевые слова
модели, управление, стратегия, конкурентоспособность, развитие, критерии
В силу различных причин в нашей стране до сих пор сохраняется высокий для рыночной экономики уровень монополизации производства, сдерживающий конкуренцию и формирование эффективной системы государственного и корпоративного управления. Монополизм, как известно, препятствует развитию малых и средних предприятий, наиболее восприимчивых к нововведениям, разработке и внедрению новых технологий.
Субъекты рыночной экономики действуют независимо, ими никто не управляет со стороны, но и ответственность за результаты деятельности несет исключительно руководство компании [8, с. 34].
Базовые преимущества рыночного способа производства:
- честная конкуренция, стимулирующая инновационную активность субъектов рынка и восприимчивость к нововведениям;
- эффективные собственники и эффективный менеджмент, включающий персонификацию ответственности за результаты деятельности.
Исполнительный директор будет уволен собственником или акционерами, если уровень рентабельности или доля рынка его компании окажется, ниже чем у основных конкурентов. Это побуждает исполнительного директора принимать решения, предельно мобилизующие менеджмент и персонал компании на достижение лучших результатов [1, с. 40].
У нас сформировалась специфическая модель рыночной экономики, в которой отсутствуют базовые преимущества рыночного способа производства, такая экономика в принципе не может быть эффективной пока система управления не абсорбирует эти преимущества. Создание эффективной модели корпоративного управления является необходимым условием повышения конкурентоспособности нашей экономики.
Под моделью управления понимается совокупность представлений о системе управления, ее влиянии на адаптацию к изменениям внутренней и внешней среды объекта управления и способности добиваться его устойчивого развития. То есть объектом модели управления является система управления, которую она имитирует, углубляя при этом знания об объекте необходимые для его развития. Система управления включает в себя базовые принципы менеджмента, такие как: стратегическое видение и различные виды корпоративных стратегий, целеполагание, функции, методы и стили управления, мотивацию,
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 07/2017 ISSN 2410-700Х_
организационную культуру и т.д. Эффективная модель корпоративного управления выявляет внутренний потенциал системы управления, направленный на повышение конкурентоспособности и устойчивое развитие компании [2, с. 82].
Основные функции исполнительного директора включают:
- разработку миссии и стратегического видения компании;
- разработку долгосрочной стратегии развития;
- отбор руководителей и ведущих специалистов;
- разработку основных принципов и норм организационной культуры;
- обеспечение условий для профессионального роста;
- стимулирование инновационной активности;
- привлечение инвестиций для технологической модернизации.
Для оценки результатов деятельности исполнительного директора целесообразно применять инструментарий, разработанный известными центрами оценок и адаптировать его к специфическим особенностям работы компании. Необходимость такой процедуры возрастает, когда темпы роста продаж становятся ниже, чем у основных конкурентов. Экспертная панель должна проанализировать каждую функцию и дать обоснованную оценку их выполнения [6, с. 43].
Чтобы модель управления соответствовала критерию полноты описания системы управления, необходимо аналогичным образом оценить функционал руководителей всех структурных подразделений. Рассмотрим для примера функции руководителя службы персонала.
Основные функции руководителя службы персонала:
- обеспечение трудовыми ресурсами в соответствии требованиям должностных инструкций;
- создание благоприятных условий для адаптации, повышения квалификации и карьерного роста персонала;
- соблюдение норм трудовой дисциплины и всех прописанных регламентов, включая проведение аттестации, поощрения и наказания сотрудников, выявление и устранение нарушений КЗОТ РФ.
Руководитель кадровой службы оценивается исполнительным директором и руководителями основных структурных подразделений.
Без эффективного менеджмента невозможно добиться лучшего соотношения цены/качества продукта. Честная конкуренция вынуждает производителей постоянно искать всевозможные пути или способы, направленные на повышение качества выпускаемой продукции, разработку и внедрение новых товаров, которые будут востребованы рынком. Это базовый принцип, имманентно присущий рыночному способу производства, определяющий его преимущество над другими способами. Ключевая задача корпоративного менеджмента заключается в том, чтобы внедрить такую систему управления, которая помогла бы в полной мере раскрыть потенциал данного принципа [3, с. 41].
Факторы, влияющие на отраслевой уровень конкуренции
Количественный состав участников рынка - чем их больше, тем выше уровень конкуренции и ниже среднеотраслевая рентабельность. Обычно это старые рынки с низкими входными «барьерами». У крупных компаний, занимающих лидирующие позиции на этом рынке рентабельность выше за счет больших объемов продаж, стержневых функций персонала, узнаваемости марок выпускаемой продукции, отлаженной системы закупок и продвижения товара. При этом у небольших компаний рентабельность может быть нулевой или очень низкой. Такой рынок абсолютно непривлекателен и бесперспективен для новых участников.
Угроза появления новых конкурентов существует всегда, как и стремление компаний, занимающих лидирующие позиции на том или ином рынке к монополизму и созданию для новых игроков высоких входных барьеров. Для частных компаний и их собственников это естественное стремление, вытекающее из главной цели рыночного способа производства - извлечение прибыли. Это номинальная цель, без достижения которой, этот способ не может функционировать. Реальной целью является извлечение максимальной прибыли, которая возможна только в условиях монополизации рынка. Не нарушая антимонопольного законодательства, такое возможно, когда кому-то удается создать новый, как правило, высокотехнологичный продукт, востребованный на мировом рынке и пока кто-то другой не сможет выйти
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 07/2017 ISSN 2410-700Х_
на рынок с аналогичным продуктом, рынок будет монопольным с самым высоким уровнем рентабельности. Йозеф Шумпетер такие монополии называл эффективными. Следует отметить, что чем выше уровень сложности нового продукта, тем меньше потребность у его разработчиков в патентовании и наоборот. Самый яркий пример, разработчики первого в мире микропроцессора Интел, отказались его патентовать и на протяжении многих лет оставались эффективными монополистами [7, с. 57].
Патенты на ключевые технологии представляют собой высокий барьер для новых участников, как и отсутствие стержневых компетенций у персонала, которые приобретаются, как правило, только с опытом работы в компаниях, занимающих лидирующие позиции в отрасли. Действующие на рынке компании свои ноу-хау, составляющие конкурентные преимущества, никому не раскрывают и новичкам приходиться либо самим разработать аналог, либо уходить на другой рынок, где можно купить патент или, что значительно чаще бывает, лицензию.
Важным элементом корпоративной системы управления является организационная структура, тип которой определяется масштабом, характером и уровнем диверсификации видов деятельности, осуществляемой компанией. Практика показывает, что один руководитель может эффективно управлять 10 сотрудниками, поэтому в структуре занятости управленческий персонал составляет примерно 10% от средне списочной численности персонала. Только в крупных компаниях существует горизонтальное разделение труда управленческого персонала [5, с. 46].
Корпоративная или организационная культура имеет критически важное значение для создания эффективной системы корпоративного управления. Директор компании является основным носителем организационной культуры, оказывающим на нее непосредственное воздействие. Внедряя систему ценностей, он должен демонстрировать такие нормы, стандарты и модели поведения, которые необходимы для развития сильной корпоративной культуры.
Элементы сильной корпоративной культуры включают:
- восприимчивость к нововведениям персонала;
- амбициозные цели компании привлекательные для коллектива;
- непрерывность и эффективность методов обучения персонала;
- ответственность персонала за результаты своей деятельности;
- благоприятный морально-психологический климат в коллективе;
- высокие стандарты качества выпускаемой продукции;
- систему ценностей понятную и разделяемую всеми работниками [4, с. 76 ].
Эффективность корпоративной модели управления определяется в условиях честной конкуренции всего по двум показателям, характеризующим устойчивость и эффективность деятельности компании. Это уровень рентабельности и доля рынка за последние три года, которые как минимум не должны быть ниже, чем у конкурентов.
Список используемой литературы:
1. Стратегия диверсификации системы управления на основе выделения бизнес-единиц. Женжебир В.Н., Галицкий и др. Интернет-журнал Науковедение. 2015. Т. 7 №3 (28). С. 40.
2. Современные проблемы торговли машинами и оборудованием. Женжебир В.Н. В сборнике: Инновационные процессы в научной среде. Сборник статей Международной научно-практической конференции. В 4 ч. Ч.1/-Уфа: МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2016, с. 82.
3. Организационно-экономические подходы к повышению конкурентоспособности хозяйственной деятельности предприятия. Женжебир В.Н., Галицкий и др. Интернет-журнал Науковедение. 2015. Т. 7 №3 (28). С. 41.
4. Проблемы российской торговли машинами и оборудованием. Женжебир В.Н. В сборнике: Инновационные механизмы решения проблем научного развития. Сборник статей Международной научно-практической конференции. В 4 ч. Ч.1/-Уфа: МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2016, с. 76.
5. Исследование проблем современного машиностроения. Женжебир В.Н. В сборнике: Проблемы внедрения результатов инновационных разработок. Сборник статей Международной научно-практической конференции. В 2 ч. Ч.1 / - Уфа: МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2016, с.46
6. Эффективность НИР, выполняемых по заказу органов исполнительной власти. Галицкий Ю.А. Ж-л
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 07/2017 ISSN 2410-700Х
«Энергия: экономика, техника, экология», Москва, Наука, РАН, 2015 № 8, с.43.
7. Актуальные проблемы формирования начальной цены НИР. Эффективность НИР, выполняемых по заказу органов исполнительной власти. Галицкий Ю.А. Ж-л «Энергия: экономика, техника, экология», Москва, Наука, РАН, 2013 № 5, с.57.
8. Усиление инновационного потенциала в природно-ресурсном комплексе. Галицкий Ю.А. Ж-л «Энергия: экономика, техника, экология», Москва, Наука, РАН, 2005 № 1, с.34.
© Галицкий Ю.А., Женжебир В.Н., 2017
УДК. 338.24.01
Юлия Вячеславовна Иванова,
магистрант УГНТУ, г. Уфа, РФ E-mail:[email protected]
КОНТРОЛЛИНГ КАК УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Аннотация
В современных условиях контроллинг является важным инструментом менеджмента. Целью работы является попытка выявить основные функции контроллинга как элемента управления предприятием. Метод исследования - системный анализ научных взглядов на проблему. Вывод: контроллинг - это аналитическая служба предприятия, аккумулирующая текущую информацию о микроэкономической ситуации внутри хозяйствующего субъекта, сопоставляющая ее с макроэкономическими показателями, предлагающая варианты коррекции стратегии и тактики менеджмента предприятия.
Ключевые слова
Контроллинг, контроллер, менеджмент, хозяйствующий субъект, макро и микроэкономическая среда
Современный рынок характеризуется достаточно жесткой конкуренцией, вынуждающей хозяйствующие субъекты искать наиболее эффективные пути, средства повышения жизнеспособности. Организации должны выбирать такую форму управления, которая позволит оперативно подстраиваться под нестабильную экономическую ситуацию, не теряя эффективности. Инновацией в указанном аспекте выступает контроллинг.
Попробуем разобраться, что такое контроллинг исходя их сложившихся на сегодняшний день научных экономических представлений.
Обращаясь к этимологии понятия «контроллинг» мы находим в качестве словообразующего английское слово «to control», что означает управлять, контролировать, регулировать. В современном экономическом понимании указанные термины относят к институту менеджмента, то есть к вопросам организации и управления производственной деятельностью. В указанном аспекте контроллинг видится, на наш взгляд, как элемент системы менеджмента.
Рассмотрим, как трактуется контроллинг в современной научной литературе. Анализируя содержание публикаций, посвященных интересующей нас теме, мы находим, что понимание контроллинга в современной научной литературе представлено по-разному. Более того, существуют не только определения, но и концепции контроллинга. За основу анализа нами взято содержание книги немецких авторов Вебера Юргена и Шеффера Утца «Введение в контроллинг». Авторы указанного издания определяют контроллинг как специальную функцию управления, выполняемую различными лицами, в том числе контроллерами. Таким образом, исследуя содержание понятия контроллинг, мы имеем дел с двумя основными составляющими: контроллинг и контроллер.
Первая концепция, которую представляют указанные авторы, рассматривает контроллинг как основную функцию менеджмента, «которая возникает в результате тесного сотрудничества менеджеров и