Научная статья на тему 'Контроль качества управления предпринимательскими рисками как объект аутсорсинга'

Контроль качества управления предпринимательскими рисками как объект аутсорсинга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
135
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
65 / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ РИСКИ / АУТСОРСИНГ / БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / ENTREPRENEURIAL RISK / OUTSOURCING / ACCOUNTING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Комиссарова И. П.

Представлены исследования проблем, связанных с контролем качества управления предпринимательскими рисками, исследованы элементы внутреннего контроля, их причинно-следственные связи, определена необходимость делегировать внешним исполнителям в лице аутсорсеров, контроль качества управления предпринимательскими рисками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Комиссарова И. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Quality control of business risk management as the object of outsourcing

Presented a study of the problems associated with quality control management of business risks, investigated the elements of internal control, their causal connections, defined the need to delegate to external performers in the face of outsourcers, the quality control management of business risks.

Текст научной работы на тему «Контроль качества управления предпринимательскими рисками как объект аутсорсинга»

зация конституционных принципов в части становления и развития новых подходов к образовательной системе России предопределяют в качестве одной из важных проблему достижения баланса интересов личности, общества и государства во всех сферах социального бытия, в целом, и в выполнении государством такой наиважнейшей задачи как предоставление всем гражданам возможностей для получения качественного образования, в частности.

Литература

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (в действующей редакции).

2. Болотова Е.Л. Конституционно-правовое регулирование свободы преподавания // Теория и практика российского конституционализма: сб. докладов научно-практической конференции, посвященной 75-летию со дня рождения академика О.Е. Кутафина, 26 июня 2012 г. / отв. ред. В.И. Фадеев. М.: МГЮА, 2013. С. 331.

3. Международное право. Сборник документов // Сост. Н.Т. Блатова, Г.М. Мелков. М., 2009. С. 78-86.

4. ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (в действующей редакции) // СЗ РФ. 2012. № 53. (ч. 1). Ст. 7598.

5. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»// «СЗ РФ», 31.12.2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598.

УДК 657 ББК 65

КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИМИ РИСКАМИ КАК ОБЪЕКТ АУТСОРСИНГА

ИРИНА ПЕТРОВНА КОМИССАРОВА,

доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой бухгалтерского учета и аудита ФГАОУ ВПО «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

E-mail: [email protected]

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Представлены исследования проблем, связанных с контролем качества управления предпринимательскими рисками, исследованы элементы внутреннего контроля, их причинно-следственные связи, определена необходимость делегировать внешним исполнителям в лице аутсорсеров, контроль качества управления предпринимательскими рисками.

Ключевые слова: предпринимательские риски, аутсорсинг, бухгалтерский учет.

Annotation. Presented a study of the problems associated with quality control management of business risks, investigated the elements of internal control, their causal connections, defined the need to delegate to external performers in the face of outsourcers, the quality control management of business risks.

Keywords: entrepreneurial risk, outsourcing, accounting.

Практика показывает, что любой бизнес требует внимательной предварительной оценки всех видов внутренних и внешних предпринимательских рисков, возникающих в процессе осуществления бизнеса [1; 2; 3; 4; 9; 10; 11; 12].

Мы считаем, что до сих пор остается без внимания ученых и практиков возможность целенаправленного управления рисками, включающая в себя помимо работ по устранению уже возникших рисков, действия по их профилактике, то есть по предотвращению.

Очень хорошо в этом направлении работают бух-

галтеры-аутсорсеры московской аудиторской фирмы «Гарантия», имеющие большой опыт построения управления предпринимательскими рисками, позволяющий своевременно предупредить развитие нежелательных событий, ведущих к возникновению рисков. Вне зависимости от специализации и размера бизнеса организации-клиента, они ставят в центр задачи по управлению рисками четко выстроенную, отлаженную, гибкую и оперативно реагирующую на изменения систему внутрифирменного контроля.

Термин «внутрифирменный контроль» использу-

ется во многих российских и зарубежных публикациях. Например, теоретические и практические аспекты организации контроля в различных видах экономической деятельности рассматривались в работах отечественных ученых Н.Д. Бровкиной, В.А. Ерофеевой, М.В. Мельник, Рогуленко Т.М., Пономаревой С.В., Н.Г. Сапожниковой, Л.В. Сотниковой, Б.Н. Соколова, С.Д. Юшковой [5; 6; 7; 8; 13; 14; 15; 17; 18; 19; 20; 23; 24; 25; 28; 29; 30].

Минфин России разработал рекомендации по организации внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности. Согласно определению данного документа внутренним контролем называется процесс, направленный на получение достаточной уверенности в том, что экономический субъект обеспечивает организацию и осуществление им внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В целом основными элементами внутреннего контроля любой организации являются:

• контрольная среда;

• оценка рисков;

• процедуры внутреннего контроля;

• информация и коммуникация;

• оценка внутреннего контроля.

По нашему мнению, система внутреннего контроля организации должна начинаться с выявления зон повышенного риска, т.е. с тех процессов деятельности, в которых существует повышенная угроза потерь, нерационального расходования средств и убытки от начисленных штрафов. [16; 21; 22; 26; 27].

Рассмотрим взаимодействие различных подразделений организации при постановке внутреннего контроля на примере важнейшего бизнес-процесса «Продажи», на одном из предприятий оптовой торговли фармацевтической продукцией, с условным названием фирма «Здоровье», основными покупателями которой являются дистрибьюторы, поэтому процесс реализации лекарственных препаратов инициируется заключением договора с дистрибьютором на основании его заявки.

Базовой ценой лекарственного препарата признается цена прайс-листа, утверждаемого генеральным директором фирмы «Здоровье». В зависимости от категории покупателя продукции фирмы, ему могут быть представлены скидки и бонусы в целях повышения конкурентоспособности, способствующие построению оптимальной системы лояльности с клиентами.

Размеры предоставляемых скидок отражаются в договоре. Для целей предоставления скидок и бонусов фирма «Здоровье» делит покупателей на следующие категории: производители; национальный дистрибьютор; региональный дистрибьютор; межрегиональный дистрибьютор; лечебное учреждение; аптечная сеть; аптечное учреждение (аптека/аптечный пункт).

Каждому покупателю присваиваются категории с буквенно-цифровым кодом. За отнесение покупателя в

ту или иную группу отвечает обслуживающий аутсор-сер, который изучает рейтинги фармацевтических дистрибьюторов, публикуемые в открытых источниках.

По рекомендации аутсорсеров фирмы «Гарантия» установлен следующий порядок согласования договора с фирмой «Здоровье»: аутсорсер по управлению рисками ^ руководитель службы продаж ^ заместитель директора по коммерческим вопросам ^ юрист ^ руководитель финансового отдела ^ главный бухгалтер ^ финансовый директор ^ генеральный директор.

Таким образом, в течение двух рабочих дней с момента получения заявки от клиента до выставления счета следует стадия создания заказа, в котором определяется товарный перечень, его объем и стоимость с учетом предоставляемых скидок.

Одновременно проверяется наличие заказываемых лекарственных препаратов на складе и их резервирование в случае их доступности. Затем формируется счет на оплату для согласования условий поставки. В счете, как правило, указываются:

• наименование товара;

• количество;

• цена;

• сумма;

• НДС;

• итоговая сумма в рублях.

В конце счета делается запись об общей сумме заказа с учетом предоставленной финансовой скидки. Счет вместе с листом согласования готовит аутсорсер по работе с ключевыми клиентами.

Порядок согласования счета следующий: аутсор-сер по управлению рисками ^ руководитель службы продаж ^ главный бухгалтер ^ финансовый директор ^ генеральный директор.

Получив согласие клиента по направленному ему счету, аутсорсер по управлению рисками в течение трех рабочих дней с момента подписания сторонами счета уведомляет дистрибьютора о готовности товара к отгрузке, т.е. в течение трех рабочих дней с момента выставления счета происходит комплектация партии лекарственных препаратов на складе.

Комплектование и отгрузка производится со склада на основании приказа на отпуск и подтвержденного заказа клиента. Следующей стадией процесса продаж фармацевтической продукции является формирование комплекта сопроводительной документации:

• товарной накладной;

• счета-фактуры;

• упаковочного листа;

• сертификатов качества предприятия-производителя и документов, подтверждающих качество товара на каждую серию медицинской продукции.

У каждой товарной накладной имеется приложение, в котором в обязательном порядке указывается срок действия лекарственного препарата, изготовитель продукции, орган регистрации и номер сертификата. Комплект документов готовит и подписывает оператор склада или заведующий складом на основании дове-

ренности, выданной генеральным директором. После принятия покупателем товара сотрудник склада делает копии первичных документов, которые потом хранятся на складе, а оригиналы передает в бухгалтерию.

На основании правильно оформленных документов с заполнением всех обязательных реквизитов, предусмотренных законодательством, бухгалтер по расчетам с покупателями делает записи в регистрах бухгалтерского учета. Завершающим этапом исследуемого бизнес-процесса является мониторинг возникшей дебиторской задолженности, поскольку в рамках договоров, заключаемых организацией с дистрибьюторами, предусматривается не предоплата, а отсрочка платежа за поставленную продукцию.

Мониторинг осуществляет менеджер по работе с ключевыми партнерами совместно с финансовым отделом. Бухгалтер по расчетам с покупателем регистрирует поступление оплаты на счетах бухгалтерского учета. Организация системы внутреннего контроля и ее функционирование направлены на устранение рисков хозяйственной деятельности, которые угрожают достижению ее целей.

Рассмотрим риски, характерные для ключевого бизнес-процесса организации, а именно процесса реализации фармацевтической продукции. Как уже было отмечено, первым этапом бизнес-процесса является заключение договора с потенциальным покупателем, перед заключением которого происходит согласование его условий.

Однако возникает риск неоправданно затянутого выполнения процесса согласования договора, который может повлечь за собой потерю партнера и снижение ожидаемой выручки, причиной чего может оказаться слишком широкий перечень согласующих лиц и неспособность компании оперативно и эффективно управлять процессом согласования. В этом случае также имеет смысл обратить внимание на реакцию покупателя, поскольку халатность в деле управления рисками бизнеса может указывать на его пристрастие к мошенническим схемам.

Процесс согласования отнимает основные временные ресурсы и несет в себе большую часть рисков: согласование может затянуться из-за сильной занятости или «забывчивости» ответственных сотрудников; оригинал договора может быть утерян в процессе его передачи; можно легко перепутать «старый» и «новый» договор при внесении изменений; в будущем невозможно установить причину внесения в договор тех или иных изменений; сотрудники занимаются сбором подписей и согласованием договоров в ущерб основной работе. Риск длительного согласования договора в фирмах, не практикующих управление рисками является высоким, поскольку никакие процедуры по оптимизации процесса согласования договора ими также не применяются. Можно снизить риск и оптимизировать данный процесс с помощью внедрения системы электронного согласования договоров (например, системы <^еМох»).

В результате делегирования процесс управления рисками аутсорсерам организация-клиент получает

для своей работы надежный и простой в управлении механизм. Руководитель фирмы может контролировать, кто конкретно из участников бизнес-процесса затягивает исполнение, а кто работает с полной отдачей. По тем замечаниям к договору, которые пользователи оставляют в системе, он сможет судить об уровне их компетентности и степени профессионализма. В результате сотрудники, участвующие в бизнес-процессе, начинают относиться к своим обязанностям более ответственно, что незамедлительно сказывается на своевременности завершения процедуры.

Следующим риском, предостерегающим организацию, является риск несоответствия продукции заявленному качеству, а именно увеличение лекарственных препаратов с истекшим сроком годности. Все лекарства имеют ограниченный срок годности, поэтому всегда возникают ситуации, когда на складе фармацевтической компании оказываются нереализованные лекарства с уже истекшим сроком годности, которые ни в коем случае нельзя продавать или использовать в целях лечения больных, а нужно в обязательном порядке уничтожить.

Сама организация уничтожить препараты с истекшим сроком годности не вправе, поэтому она должна заключить договор на уничтожение продукции со специализированной организацией, а это, в свою очередь, ведет к дополнительным затратам организации. Данные о сроках годности товаров предоставляются службой логистики. По фармацевтической продукции, по которой срок годности близится к окончанию, создается резерв.

Риск возникновения нереализованных лекарственных препаратов с истекающим сроком годности и препаратов с остаточным сроком годности менее 70% в фирме «Здоровье» есть всегда, и он оценивается на высоком уровне. Для снижения вероятности появления таких препаратов на складе руководство фирмы согласно рекомендациям аутсорсеров устраивает дополнительные скидки на данную продукцию и рассылает такую информацию всем своим клиентам. Перечень такой продукции и размер скидки определяется аутсорсером ежемесячно, оформляется в виде специального предложения и утверждается генеральным директором организации.

В российском законодательстве единственным закрепленным положением, касающимся срока годности препарата, является обязанность продавца передать покупателю с таким расчетом, чтобы он мог быть использован по назначению до истечения срока годности. На сегодняшний момент главный вопрос заключается в том, какой период следует считать достаточным для использования по назначению.

В обязанности аутсорсера входит также осуществление внутрифирменного контроля за соблюдением сроков годности лекарственных препаратов. Возможно, такой срок должен быть как минимум не меньше, чем период, на который рассчитан курс лечения данного лекарства, указанный в инструкции. В распоряжении организации находится современный склад, отвечающий всем государственным требованиям хранения

фармацевтической продукции - соответствующее качество помещений, современное складское оборудование, поддержание требуемого микроклимата, соответствие требованиям пожарной безопасности, наличие охраны и хорошая организация труда, поэтому риск возникновения ущерба товарных запасов на складе находится на низком уровне.

Однако до того, как лекарственные препараты попадают на склад фирмы «Здоровье», им предстоит транспортировка от склада производителя, а затем в процессе реализации товар подлежит транспортировке со склада фирмы до склада покупателя. Поэтому организация подвержена транспортному риску (например, риск аварии транспортного средства, его угон), который возникает при перевозке грузов любым транспортом.

Помимо этого, транспортный риск является фактором риска утраты первоначальных качеств товара (помятие упаковки - потеря товарного вида; порча во время перевозки, а, следовательно, невозможность его дальнейшей реализации). Стоит отметить, что транспортные риски ведут к срыву поставок и нарушению условий договоров с покупателями. Отсюда возникает еще один характерный риск - риск возникновения ответственности за неисполнение обязательств по договору. Последствием может явиться необходимость выплаты штрафных санкций за нарушение условий поставки, ухудшение имиджа компании, и как следствие, разрыв отношений и потеря клиента.

Транспортный риск ведет к появлению множества других видов риска и характерен для любой оптовой компании, поэтому находится на высоком уровне. Для снижения такого риска аутсорсер организации составляет оптимизацию маршрутов и график перевозок; выбирает способ транспортировки; находит надежного перевозчика, поскольку организация может доставлять груз, как своим, так и наемным транспортом.

Несмотря на все старания, невозможно полностью исключить все потенциальные риски, связанные с транспортировкой. При заключении договоров с транспортно-экспедиционной компанией фирма «Здоровье» в обязательном порядке включает пункт, в котором содержится формулировка об ответственности грузоперевозчика за сохранность груза и его обязательства компенсировать ущерб.

В данном случае, для получения от перевозчика возмещения, необходимо будет доказать вину перевозчика в случившемся, что не так просто. Многие неблагоприятные события, такие, как стихийные бедствия, дорожно-транспортные происшествия носят совершенно случайных характер, не зависят от воли людей, но их невозможно исключить полностью. В этих случаях в особенности проявляется профессионализм аутсорсера по управлению рисками.

Аутсорсер по управлению рисками разрабатывает внутрифирменный стандарт по предоставлению скидок и бонусов, снижает возможность злоупотреблений, например, сговора менеджеров по продаже

с покупателями и других ошибок. Соответствующий персонал должен быть ознакомлен с содержанием внутрифирменного стандарта компании, поставив свою подпись в листе ознакомления. Обязанности по осуществлению контроля соблюдения утвержденного положения по предоставлению скидок и премий всеми структурными подразделениями возложены на руководителя отела продаж, что закреплено в его должностной инструкции.

В целях повышения своего имиджа и доверительных отношений фирма предоставляет отсрочку платежа за поставленную продукцию, вследствие чего растет риск несвоевременной оплаты, а следом возникновение просроченной дебиторской задолженности. Поэтому аутсорсер обязан предусмотреть комплекс мер, направленных на снижение риска неплатежей дебиторов.

В целях управления рисками фирмы аутсорсеры классифицирует ее клиентов по степени риска и присваивает каждому покупателю оценочный бал. Класс риска клиента определяет потенциальный риск неосуществления клиентом своевременных расчетов за отгруженную продукцию и возникновения сомнительной задолженности.

Согласно нашему мнению, риск для фармацевтической компании представляет собой потенциально существующую вероятность потери ресурсов, например, возникновение продукции с истекшим или истекающим сроком годности, порча продукции во время транспортировки и неполучение ожидаемых доходов по причине ухода клиента к конкурентам вследствие несвоевременных поставок или поставки некачественных препаратов. Поэтому этот вид риска находится в прямой зависимости от эффективности и грамотной обоснованности действий аутсорсера по управлению рисками и принимаемых руководством организации управленческих решений.

В целях успешной конкуренции и привлечения новых покупателей организация предоставляет скидки и премии. Возрастает риск предоставления скидок, не предусмотренных маркетинговой политикой компании. Установление и документальное закрепление стандарта по предоставлению скидок и премий снижает возможность злоупотреблений и ошибок со стороны персонала.

Вышеизложенная информация позволяет нам сделать вывод на примере работы одной из лучших московских аудиторских фирм, оказывающих услуги аутсорсинга бухгалтерского учета и других экономических бизнес-процессов, что наиболее эффективным вариантом управления предпринимательскими рисками является делегирование их профессионалам, специализирующимся на соответствующем виде аутсорсинга, построенном на усиленном внутрифирменном контроле, имеющем, в первую очередь, профилактическую направленность, позволяющую принимать своевременные превентивные меры для предотвращения потери активов организации.

Литература

1. Бодяко А.В. Учет труда и расчетов с персоналом по его оплате // Бухучет в строительных организациях. 2012. № 6. С. 25-32.

2. Бодяко А.В. Разработка комплексного методического обеспечения процедур внутреннего контроля расчетов по оплате труда // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2012. № 3. С. 58-70.

3. Бодяко А.В. формирование отчетности организации о вознаграждениях работникам в соответствии с требованиями международных стандартов финансовой отчетности // Микроэкономика. 2011. № 6. С. 174-179.

4. Бодяко А.В. Формирование социальной отчетности организации о вознаграждениях работникам в соответствии с МСФО // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2011. С. 279.

5. Бровкина Н.Д. Контроль и ревизия. М.: Инфра-М, 2010.

6. Зеленов В.В. Внутренний аудит в системе управления санаторно-курортной организацией. Вестник Университета (Государственный университет управления). 2009. № 9. С. 73-78.

7. МельникМ.В., ПантелеевА.С., Звездин А.Л. Ревизия и контроль: Учеб. пособие. М.: ФБК-ПРЕСС, 2003.

8. Мироненко В.М. Методические основы обеспечения социальной защиты населения в товариществах собственников жилья // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2013. № 4. С. 147-153.

9. Мироненко В.М. Факторы, влияющие на организацию бухгалтерского учета деятельности товариществ собственников жилья / Мироненко В.М. // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2012. № 3. С. 186-190.

10. Палий В.Ф. Теория бухгалтерского учета: современные проблемы. М.: Бухгалтерский учет, 2007.

11. Пономарева С.В. Ценовая политика компаний, специализирующихся на предоставлении различных видов услуг для бизнеса // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2012. № 3. С. 134-139.

12. Пономарева С.В. Дискуссионные положения методологии учета затрат и калькулирования себестоимости услуг и их влияние на ценовую ситуацию // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2012. № 15. С. 199-205.

13. Пономарева С.В. Концептуальные положения финансовой стратегии развития компаний сферы интеллектуальных бизнес-услуг // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2013. № 15. С. 059-068.

14. Пономарева С.В. Методика обеспечения целе-ориентированности, комплексности и прозрачности формируемой информации об оценочных обязательствах // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2012. № 3. С. 222-226.

15. Пономарева С.В. Методология учетно-кон-трольной системы информационно-аналитического обеспечения целей управления бизнес-процессами

компаний сферы услуг // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2012. № 14-1. С. 81-87.

16. Пономарева С.В. Перспективы развития услуг сетевых сервисов - «онлайн-бухгалтерий» // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2012. № 9-1. С. 182-188.

17. Пономарева С.В. Совершенствование системы внутреннего контроля и аудита в условиях перехода на международные стандарты финансовой отчетности: Монография / Пономарева С.В., Рогуленко Т.М. М.: Ин-т исслед. товародвижения и конъюнктуры оптового рынка (ОАО "ИТКОР"), 2011.

18. Пономарева С.В. Экономический анализ и оценка способов оптимизации эффективности и рыночной стоимости компании // Экономический анализ: теория и практика. 2012. № 38. С. 24-28.

19. Рогуленко Т.М. Внутренний аудит и его место в системе внутрихозяйственного контроля // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2012. № 1. С. 568-576.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Рогуленко Т.М. Внутренний аудит материальных ресурсов Вестник Университета (Государственный университет управления). 2012. № 3. С. 235-243.

21. Рогуленко Т.М. Применение ПБУ 18/02 при расчетах с работниками // Бухучет в строительных организациях. 2012. № 8. С. 8-12.

22. Рогуленко Т.М. Проблемы перехода российского бухгалтерского учета на международные стандарты финансовой отчетности // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2013. 4. С. 187-191.

23. Рогуленко Т.М. Роль контроля в реализации функций управления рыночной экономикой // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2013. № 15. С. 035-040.

24. Рогуленко Т.М. Синтетический и аналитический учет нематериальных активов // Бухучет в строительных организациях. 2012. № 6. С. 9-11.

25. Рогуленко Т.М. Экономический контроллинг как инструмент оздоровления организаций в системе управленческого учета // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2002. № 1. С. 79-82.

26. Рогуленко Т.М., Пшенко А., Колганова М. Отмена унифицированных форм: причины и последствия // Делопроизводство и документооборот на предприятии. 5/2013.

27. Рогуленко Т.М. Методика и технология проведения подтверждающего аудита // Аудиторские ведомости. 2013. № 1. С. 15-32.

28. Сапожникова Н.Г. Корпоративный учет и отчетность: методология и практика: Монография. Воронеж: Изд-во Воронеж. Гос. Ун-та, 2008.

29. Соколов Б.Н. Внутренний аудит и контроль: организация, методика, практика. М.: ИД «Бухгалтерский учет», 2010.

30. Юшкова С.Д. Система внутреннего контроля -механизм для снижения рисков // Аудиторские ведомости. 2011. № 2. С. 36-43.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.