УДК 657
БАЗОВЫЕ ПРИНЦИПЫ ТЕОРИИ ИНФОРМАЦИИ, УПРАВЛЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА, ИХ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ
Аннотация. В статье представлены исследования базовых принципов теории информации, управления и бухгалтерского учета и их причинно-следственных связей в компаниях сферы интеллектуальных бизнес-услуг.
Ключевые слова: теория информации, управление, бухгалтерский учет.
THE BASIC PRINCIPLES OF INFORMATION THEORY, MANAGEMENT AND ACCOUNTING AND THEIR CAUSAL RELATIONSHIPS
Abstract. The paper présents the study ofthe basic principies of information theory, management and accounting, and their causal relations in the sphere of companies business intelligence services. Keywords: information theory, management, accounting.
В век информационных технологий и экономики знаний информация становится стратегическим ресурсом в системе управления стоимостью бизнеса. В результате базовые постулаты теории управления и теории информации требуют пристального исследования с целью конструирования на их основе обновленной платформы как теоретических концепций, так и моделей управления информацией, генерируемой из внешних и внутренних источников (бухгалтерский учет, экономический анализ, внутрикорпоративный финансовый контроль, маркетинг и др.)- При разработке теоретических оснований для структурирования учетно-контрольной и аналитико-оценочной информации для управления стоимостью бизнеса в рамках финансовой стратегии следует опираться на принципы, определяющие успешность такого процесса. К таковым принципам нами отнесены:
Конкретность (specific) - реализация данного принципа исключает использование формулировок типа «повысить эффективность», ибо неопределенность этой задачи лишает ее практического смысла. Конкретность цели достигается разработкой глоссария с расшифровкой содержания всех терминов, к которому сотрудники компании должны иметь прямой доступ. В противном случае содержание стратегии и ее роль в достижении поставленных целей останется для них вне зоны профессионального интереса.
Измеримость (measurable) - когда цель неизмерима - ее достижение не поддается анализу и контролю, поэтому при утверждении комплекса показателей в качестве стратегической цели необходимо определять точные алгоритмы расчетов. В качестве такового комплекса автором предложено использовать традиционные алгоритмы расчета и модифицированные модели факторного анализ-контроля (как, например, кусочно-линейная модель внутрикорпоративного финансового контроля). На первый взгляд, этот принцип кажется излишним, ибо если цель конкретна, то она и измерима, что вполне логично. Однако, с другой стороны, измерение цели - процесс крайне сложный и дорогостоящий, следовательно, расчеты требуют предельной осмотрительности и экономности.
Существенность (importance). При определении стратегически ориентированной цели, с одной стороны, присутствует стремление включить в финансовую стратегию как можно больше показателей - для комплексного охвата всей деятельности компании, а, с другой стороны, чем больше показателей, тем сложнее ее структура. С управлением «тяжеловесной» финансовой стратегией могут не справиться даже высокопрофессиональные менеджеры. Информация должны быть релевантной.
© Пономарева C.B., 2014
C.B. Пономарева
Svetlana Ponomareva
В связи с этим при выборе целевых стратегически ориентированных показателей следует в обязательном порядке подвергать их тщательной оценке с точки зрения их практической достижимости.
Определенность во времени (ИтесУИте-Ьоипс!) - при разработке стратегии и определении целей в обязательном порядке устанавливается временной лаг, т.е. достижение целей привязывается к конкретным срокам. Отсутствие такой привязки затрудняет план-фактный контроль достижения целей. Разбивка стратегии на периоды (этапы) необходима для корректировки целей в случае выявления такой необходимости. Пересмотр цели может быть связан с тем, что определенные факторы стоимости изначально не были учтены или были учтены не в полной мере. При проверке достижимости стратегических ориентиров развития бизнеса следует принимать во внимание необходимость их упорядочения по степени приоритетности.
С давних времен прикладные модели бухгалтерского учета сохраняют свою историческую миссию - обеспечивать информацией заинтересованных в ней субъектов. В современных условиях конкурентного рынка и турбулентных процессов в экономике и финансовой системе на макроэкономическом и микроэкономическом уровнях бухгалтерский учет приобретает системный характер, постепенно трансформируясь из просто источника информации положения хозяйственных дел в сложную учетно-контрольную и аналитико-оценочную систему информационного обеспечения целей управления стоимостью корпоративного бизнеса. Универсализация моделей бухгалтерского учета предопределена воздействием глобальных факторов. При этом институциональные регуляторы правовых основ учета (Минфин России, саморегулируемые организации и непосредственно экономические субъекты) включаются в интеграционные процессы международного бизнеса и формируют учетно-аналитическую, контрольную информацию с учетом принципов, признанных международным бухгалтерским сообществом.
Сложность установления тесной связи между методологией управления стоимостью бизнеса и методологией информационного обеспечения этого процесса в реальном пространстве и времени обусловлена рядом причин. Во-первых, для управления стоимостью бизнеса требуется особая (релевантная) информация, качество которой можно считать предпосылкой результативности управленческого процесса, в ходе которого осуществляется связь субъекта и объекта управления с целью принятия оптимального управленческого решения. Во-вторых, информация, использованная в управленческом процессе, может выступать в качестве вторичного продукта, т. е. новой информации, обработка которой дает информационный импульс для совершенствования собственно бухгалтерского учета. Так происходит системно-процессный обмен информацией бухгалтерского учета и финансового менеджмента на основе конвергенции их парадигм.
Информация при ее огромном значении для управления стоимостью бизнеса играет все же подчиненную роль, зависящую от иерархии субъекта в системе управления. Ее руководителю приходится иметь дело с научной, технической, экономической, социологической информацией, которая является формой связи между тем, кто управляет, и тем, кем управляют. Наличие актуальной, точной и объективной информация о состоянии учитываемых, анализируемых и контролируемых финансово-хозяйственных процессов уменьшает степень неопределенности и неполноту знаний, позволяет принимать обоснованные решения. Информация, как предмет управленческой деятельности решает, три класса задач:
- является специфической формой взаимосвязи, взаимодействия элементов системы, а также взаимосвязи системы с окружающей средой;
- обслуживает все уровни, функции управления - от подготовки решения и его принятия до подведения результатов реализации такого решения;
- является непосредственной причиной, определяющей выбор того или иного варианта управленческого поведения, перевода системы в новое состояние, обеспечивающее ее движение к заданной цели.
Общий контур многоканальной системы информационного обеспечения управленческих целей проиллюстрирован на рис. 1.
¿р*"^ I Законодатель- , / тт *
Описание базовых бизнес-процессов, и последовательности и связей
Анализ состояния ресурсного потенциала и оценка возможности его использования (материальные, финансовые, трудовые ресурсы)
Законодатель' ные и нормативные акты органов власти и управления
Инструкции, метод рекомендации компании
Задача - разработать организационно-функциональный механизм для системного управления компанией (ОФМ)
\
%
Аналитические разработки вариантов организаци онно-функциональный механизма для системного управления компанией, их рассмотрение руководством и выбор оптимального
Е^ггвэа
юшэьэпээдо
оло*»01
Рис. 1. Информационное обеспечение конструирования организационно-функционального механизма для
управления стоимостью бизнеса
В последнее десятилетие информация превратилась в стратегический ресурс, от которого зависит конкурентоспособность всех экономических субъектов. В действительности информация всегда была необходима для эффективного управления, однако, революция, произошедшая в коммуникационных системах, увеличила объем доступной информации и сделала процесс управления информацией более сложным и важным [1; 2; 3; 6; 7; 8; 15; 16; 17; 18; 19; 20; 21; 22]. Информационные технологии увеличили возможности доступа к первичным источникам информации внутри компании [9; 10; 11; 23; 24; 25; 26]. По оценкам экспертов 45 млрд (!) документов (счета-фактуры, акты, накладные, договоры и пр.) использует в ежегодном обороте российский бизнес и государственные ведомства, а это 500 млрд руб. или 1,3 % ВВП страны. Задачи и цель сбора бизнес-информации возрастают с каждым воспроизводственным циклом экономического субъекта [12; 13; 14; 27]. На сегодняшний день существует множество определений термина «бизнес-информация», однако не существует об-
щепринятого. Под информацией вообще «понимают факты, сведения, новости и знание». Затем обычно предлагается иерархия, состоящая из трех частей: данных, информации и знания. Полагаем, что предназначение бизнес-информации заключается в обеспечении менеджеров знаниями как о состоянии внутренней среды компании (информация для управления внутренними факторами роста стоимости бизнеса), так и знаний о внешней среде (многоаспектный комплекс внешних факторов воздействия на стоимостные параметры бизнеса), в которой каждый экономический субъект функционирует, принимая на себя управление внешними экономическими рисками (кредитными, финансовыми, налоговыми и т.д.). Состав и содержание таких факторов представлены на рис. 2.
Основная цель сбора всей необходимой для управления стоимостью бизнеса информации состоит в том, чтобы на ее основе как можно точнее с минимальным уровнем неопределенности принимать управленческие решения по наращиванию стоимостных параметров функционирования компании. Соответственно при получении бизнес-информации акцент должен быть сделан на сборе ре-
Внешние
Инфляция
Цена кредита
Конкуренты
Стоимость услуг
Реорганизация
Различные риски
ФАКТОРЫ СТОИМОСТИ БИЗНЕСА
Внутренние
Интенсивность денежных потоков, прочность операционного и финансового рычагов
Наращивание клиентской базы и улучшение коммуникационных связей с клиентами
Минимизация затрат на создание новых видов услуг и технологизацию управления продажами
Совершенствование системы управления персоналом (стимулирование результатов труда и др.)
Г
Формирование информации в контуре механизма управления факторами стоимости бизнеса учетно-
контрольной и аналитико-оценочной системы
Л
Построение диаграмм величины и динамики факторов стоимости
V
Принятие управленческих решений
Методики расчета влияния факторов на стоимость бизнеса
Рис. 2. Структура факторов стоимости в системе управления
альных и безусловных фактов. Это одно из требований, предъявляемых к бухгалтерской информации. Однако, как свидетельствует бизнес-практика, принцип детерминированности бухгалтерской информации потребностям менеджмента в полной мере не реализуется. Причин этому несколько, одни их них предопределены спецификой такого феномена как информация вообще, которым занимается теория информации, а другие причины связаны с целями, для достижения которых аккумули-
руется информация. Применительно к бухгалтерской информации принцип ее детерминированности потребностями управления стоимостью бизнеса, на наш взгляд, в настоящее время пока только постулирован, тогда как требуется его подкрепление соответствующим методическим обеспечением, а, возможно, и за счет принятия поправок в бухгалтерские нормативные документы (положения об учете отдельных стоимостных объектов).
Библиографический список
1. Бодяко A.B. Развитие методики учета и внутреннего контроля расчетов по оплате труда: монография / A.B. Бодяко. - М.: Информационно-внедренческий центр «МАРКЕТИНГ», 2011. - 135 с.
2. Бодяко A.B. Разработка комплексного методического обеспечения процедур внутреннего контроля расчетов по оплате труда // Вестник Университета (ГУУ). - 2012. - № 3. - С. 58-70.
3. Бодяко A.B. Учет труда и расчетов с персоналом по его оплате // Бухучет в строительных организациях. -2012,-№6.-С. 25-32.
4. Бодяко A.B. Методические подходы к модификации проекта положения по бухгалтерскому учету Минфина России «Учет вознаграждений» // Вестник Университета (ГУУ). - 2013. - № 4. - С. 61-67.
5. Бодяко A.B. Формирование отчетности организации о вознаграждениях работникам в соответствии с требованиями международных стандартов финансовой отчетности // Микроэкономика. - 2011. - № 6. - С. 174-179.
6. Дудукалова Г.Н., Овсийчук М.Ф., Процедуры экономического анализа как инструмент внутрихозяйственного контроля результативности деятельности экономического субъекта // Аудит и финансовый анализ. -2010.-№5.-С. 122-126.
7. Мироненко В.М. Повышение качества аудиторской проверки в сфере жилищно-коммунальных услуг // Вестник Университета (ГУУ). - №14. - 2010. - С. 252-264.
8. Мироненко В.М. Аудит отчетности товариществ собственников жилья: монография / В. М. Мироненко; под ред. М.Ф. Овсийчук. - М., 2007.
9. Мироненко В.М. Организационно-методические подходы к аудиторскому финансовому контролю жилищно-коммунального хозяйства // Вестник Университета (ГУУ). - № 9. - 2010. - С. 217-221.
10. Мироненко В.М. Классификация факторов, влияющих на деятельность товариществ собственников жилья и учет их при проведении аудита [Апрельские научные чтения имени профессора JI.T. Гиляровской]: Материалы II Международной научно-практической конференции: Воронежский государственный университет, 26 апреля 2013 года. - Воронеж, Воронежский ЦНТИ, филиал ФГБУ «РЭА» Минэнерго России, 2013. -С. 164-167.
11. Мироненко В.М. Методические основы обеспечения социальной защиты населения в товариществах собственников жилья // Вестник Университета (ГУУ). - 2013. - № 4. - С. 147-153.
12. Мироненко В.М. Факторы, влияющие на организацию бухгалтерского учета деятельности товариществ собственников жилья // Вестник Университета (ГУУ). - 2012. - № 3. - С. 186-190.
13. Овсийчук М. Ф., Коба Е.Е., Создание агропромышленных холдингов - один из путей повышения динамичного развития сельского хозяйства // Аудит и финансовый анализ. - 2011. - № 5. - С. 451-452.
14. Овсийчук М.Ф., Горлов В.В. Управленческий учет в производственных фармацевтических организациях по международным стандартам бухгалтерского учета // Вестник Университета. - № 9. - 2013. - С. 68-75.
15. Овсийчук М.Ф., Старцева Т.Е. Бюджетирование - один из элементов управления финансовым результатом в хозяйствующем субъекте // Вопросы региональной экономики. - № 9 (4). - 2011.
16. Пономарева C.B. Учетно-контрольная система информационного обеспечения управления интеллектуальными бизнес-услугами / C.B. Пономарева. - М.: КноРус, 2013. - 422 с.
17. Рогуленко Т.М., Пономарева C.B. Совершенствование системы внутреннего контроля и аудита в условиях перехода на международные стандарты финансовой отчетности. Ин-т исслед. товародвижения и конъюнктуры оптового рынка (ОАО «ИТКОР»). -М., 2011.
18. Рогуленко Т.М. Бухгалтерский учет и его место в рыночной экономике // Транспортное дело России. - №
10.-2011.-С. 189-191.
19. Рогуленко Т.М., Ланг М.М. Разработка учетной политики организации для целей финансового, налогового и управленческого учета // Вестник Университета (ГУУ). - 2008. - № 11. - С. 348.
20. Рогуленко Т.М. Проблемы перехода российского бухгалтерского учета на международные стандарты финансовой отчетности // Вестник Университета (ГУУ). - 2013. - № 4. - С. 187-191.
21. Рогуленко Т.М. Синтетический и аналитический учет нематериальных активов // Бухучет в строительных организациях. - 2012. -№ 6. - С. 9-11.
22. Рогуленко Т.М. Особенности аудита, вызванные отраслевыми и общеэкономическими факторами // Вестник Университета (ГУУ). - 2007. - № 19. - С. 291-303.
23. Слиняков Ю.В. Креативный аспект современных образовательных технологий // Вестник Университета (ГУУ). - 2007. - № 10. - С. 37-42.
24. Слиняков Ю.В. Особенности формирования, становления и развития контроллинга в деятельности предпринимательских организаций // Вестник Университета (ГУУ). - 2012. - № 9(1). - С. 52-56.
25. Слиняков Ю.В. Оценка и развитие кадрового потенциала в высшей школе // Вестник Университета (ГУУ). - 2007. - Т. 1. - № 19. - С. 98-103.
26. Слиняков Ю.В. Теоретические и методические аспекты контроллинга в стратегическом планировании деятельности организации // Вестник Университета (ГУУ). - 2012. - № 3. - С. 275-281.
27. Слиняков Ю.В. Построение системы корпоративной социальной ответственности // Вестник Университета (ГУУ). - 2013. - № 4. - С. 227-233.