Научная статья на тему 'Контрафактный алкоголь как угроза экономике России'

Контрафактный алкоголь как угроза экономике России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
687
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРАФАКТ / КОНТРАФАКТНАЯ АЛКОГОЛЬНАЯ ПРОДУКЦИЯ / АКЦИЗНЫЕ СТАВКИ / АКЦИЗНЫЕ ДОХОДЫ / ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / СOUNTERFEIT / COUNTERFEIT ALCOHOLIC PRODUCTS / EXCISE RATES / EXCISE REVENUES / UNIFIED STATE AUTOMATED INFORMATION SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сурник А. П., Гусар С. О.

Рассматриваются экономические проблемы, связанные с контрафактной алкогольной продукцией, и их влияние на государственный бюджет страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COUNTERFEIT ALCOHOL AS A THREAT TO THE ECONOMY RUSSIA

This article will examine the economic of the problem of counterfeit alcohol products, their impact on the state budget.

Текст научной работы на тему «Контрафактный алкоголь как угроза экономике России»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2016. Том 2

УДК 339.194

КОНТРАФАКТНЫЙ АЛКОГОЛЬ КАК УГРОЗА ЭКОНОМИКЕ РОССИИ

А. П. Сурник, С. О. Гусар

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: 79233622932@yandex.ru

Рассматриваются экономические проблемы, связанные с контрафактной алкогольной продукцией, и их влияние на государственный бюджет страны.

Ключевые слова: контрафакт, контрафактная алкогольная продукция, акцизные ставки, акцизные доходы, Единая государственная автоматизированная информационная система.

COUNTERFEIT ALCOHOL AS A THREAT TO THE ECONOMY RUSSIA

A. P. Surnik, S. O. Gusar

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: 79233622932@yandex.ru

This article will examine the economic of the problem of counterfeit alcohol products, their impact on the state budget.

Keywords: сounterfeit, counterfeit alcoholic products, excise rates, excise revenues, Unified State Automated Information System.

С 1 января 2016 года увеличились акцизные ставки на определенные категории алкогольной продукции, такие, как пиво, виноградные, игристые и фруктовые вина, винные напитки. Напротив, на алкоголь крепостью свыше 9 % акцизные ставки остались на уровне 2015 года, а именно 500 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре [1]. Но даже без повышений на некоторую алкогольную продукцию в этом году, ее цена значительно высока, что, безусловно, влияет на теневой рынок внутри страны.

Так, в 2015 году разница в цене на алкогольную продукцию внутри Евразийского экономического союза (далее - союз) привела к потоку нелегального импорта дешевого алкоголя из Белоруссии и Казахстана. Для борьбы с этим каналом контрафактной алкогольной продукции Министерством финансов Российской Федерации было принято решение о замораживании ставок до 2017 года, чтобы приблизить стоимость алкоголя на территории РФ к показателям стоимости на алкоголь других стран-участников союза.

Федеральная таможенная служба (далее - ФТС) России предоставила следующие данные о сокращении импорта алкоголя за период с января по июнь 2015 года включительно:

- ввоз водки стал меньше в 3 раза;

- импорт вина уменьшился на 38,5 %;

- ввоз рома, виски, джина упал на 37,3 % [2].

Данные ФТС показывают, что ввоз легальной продукции сократился, начиная с 2015 года, и продолжает сокращаться. Это также связано с нестабильностью российского рубля на рынке в 2015-2016 годах.

Также стоит заметить, что снижение доходов потребителей за последний год сыграло не малую роль в развитии рынка контрафактной алкогольной продукции внутри страны, товары данной категории намного ниже рыночной стоимости их легальных аналогов.

По данным Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, за январь-февраль 2016 года было выявлено в нелегальном обороте 51,3 тысячи декалитров этилового спирта и алкогольной продукции, в том числе водки - 23,9 тысячи декалитров.

Секция «Современные проблемы экономической теории и регионалистики»

Таким образом, государственный бюджет не получил за-за нелегальной продукции около 120 млрд руб. только за 2015 год, что, безусловно, отразилось на экономике страны.

Государство разрабатывает пути решения данных проблем, одним из таких решений служит введение с 1 января 2016 года Единой государственная автоматизированной информационной системы (далее - ЕГАИС).

Система ЕГАИС представляет собой кассовый аппарат, планшет с выходом в сеть Интернет и сканер. Данная система должна применяться во всех местах, где можно купить алкоголь (супермаркеты, кафе, бары, павильоны и т. д.). Для продажи алкогольной продукции нужно сканировать информацию акцизной марки; если продукция легальная и зафиксирована в компьютерной системе, то кассовый аппарат выдаст чек, а если нет - данный алкогольный напиток является контрафактным и нелегальным.

Данная система выполняет следующие функции:

1. Обеспечение полноты и достоверности учета производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

2. Обеспечение ведения учета импорта спирта и алкогольной продукции с контролем правильности начисления акциза.

3. Обеспечение учета акцизных и специальных федеральных марок.

4. Анализирование роста производства и оборота спиртосодержащей продукции.

5. Затруднение сбыта контрафактной алкогольной продукции путем контроля и проверок сопроводительной документации, удостоверяющей законность производства и оборота алкогольной продукции [3].

Контрафактный алкоголь, по своей сути, не только наносит существенный ущерб правообладателям, но также является существенной угрозой экономике в виде непоступления налоговых и иных платежей в бюджет государства.

Правительством Российской Федерации обсуждается инициатива введения государственной монополии на алкогольную продукцию, если ситуация на рынке контрафактного алкоголя не изменится в лучшую сторону.

Библиографические ссылки

1. Основные направления налоговой политики на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_126727/ 7b27d0160ea2ef99a32e8336ed4570e2abcb990d/ (дата обращения: 28.03.2016).

2. Федеральная таможенная служба [Электронный ресурс]. URL: http://www.customs.ru/index. phpoption=com_content&view=article&id=13858&Itemid=2095 (дата обращения 28.03.2016).

3. Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка [Электронный ресурс]. URL: http://www.fsrar.ru/activities/informacionnye-materialy (дата обращения: 28.03.2016).

© Сурник А. П., Гусар С. О., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.