Секция
«АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ: ТАМОЖЕННЫЙ АСПЕКТ»
УДК 347.77
ИННОВАЦИИ В ОПРЕДЕЛЕНИИ КОНТРАФАКТА И ФАЛЬСИФИКАТА
Е. А. Макарова Научный руководитель - А. П. Сурник
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева
Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
Е-mail: Makarova_Katerina@bk.ru
Рассмотрены такие понятия, как «контрафакт», «фальсификат», а также раскрываются инновационные методы обнаружения контрафактной и фальсифицированной продукции.
Ключевые слова: контрафакт, фальсификат, инновационные методы обнаружения контра-факта и фальсификата.
INNOVATIONS IN THE DETERMINATION OF COUNTERFEIT AND FALSIFICATION
E. A. Makarova Scientific Supervisor- A. P. Surnik
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: Makarova_Katerina@bk.ru
The article deals with concepts such as «counterfeit», «fake» and discussed innovative methods for the detection of counterfeit products.
Keywords: counterfeit, fake, innovative methods for the detection of counterfeit and falsification.
В настоящее время в стране наблюдается рост контрафактной и фальсифицированной продукции, которая нарушает права правообладателей на объекты интеллектуальной собственности и наносит огромный ущерб экономике страны, а также может причинить существенный ущерб здоровью человека. В данной статье рассматриваются существующие на сегодняшний день инновационные методы выявления контрафакта и фальсификата.
Гражданский кодекс Российской Федерации статьей 1515 дает определение контрафактной продукции. «Контрафактная продукция - это товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение» [1].
В соответствии с Федеральным законом от 02.01.2000 № 29-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О качестве и безопасности пищевых продуктов», «фальсифицированными пищевыми продуктами являются пищевые продукты, материалы и изделия, умышленно измененные (поддельные) и (или) имеющие скрытые свойства и качество, информация о которых является заведомо неполной или недостоверной» [2].
Одним из инновационных методов обнаружения контрафактного товара, в частности алкоголя, является введение с 1 января 2016 года Единой государственной автоматизированной информационной системы (далее - ЕГАИС) [3].
ЕГАИС - это автоматизированная система, предназначенная для государственного контроля за объемом производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Система ЕГАИС представляет собой кассовый аппарат, планшет с выходом в сеть Интернет и сканер. Для продажи алкогольной продукции сканируется информация акцизной марки. Если
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2016. Том 2
продукция легальная и зафиксирована в компьютерной системе, то кассовый аппарат выдаст чек, а если нет, то данный алкогольный напиток является контрафактным и нелегальным. С помощью данной системы потребителю намного проще выбрать качественный алкоголь, а государству - контролировать выплаты налогов на реализацию данной продукции.
Следующим инновационным методом обнаружения контрафакта является система бренд-контроля DAT (Digital Authentic Technology - система удаленной идентификации) [4]. Система обеспечивает круглосуточную защиту товаров и товарных знаков от подделки в режиме online, снабжая потребителей достоверной информацией о подлинности покупки.
Система основана на маркировке каждой единицы товара уникальными DAT-кодами. Код скрыт от прочтения до момента покупки товара. После покупки потребитель отправляет код по SMS на короткий номер 3888 или проверяет код на сайте 3888.ru. В ответ Система DAT выдает ответ о подлинности товара. В случае обнаружения неподлинных кодов система позволяет выявлять точки продаж поддельной продукции и проводить работу по предотвращению распространения фальсификата с участием Роспотребнадзора и правоохранительных органов Российской Федерации.
Другим инновационным методом обнаружения контрафакта и фальсификата является портативный рамановский анализатор - РаПорт, который поставляется в сборке с батареей и имеет беспроводную передачу данных. Это техническое средство имеет возможность лабораторного анализа в портативном исполнении, РаПорт обеспечивает точную идентификацию материала с максимальной мобильностью [5]. Данный инновационный метод связан со спектральными химическими маркерами. Химические маркеры - это уникальные, невидимые визуально, практически невоспроизводимые мошенниками метки, точное распознавание которых обеспечивается мобильными приборами РаПорт. Специальными химическими веществами в сверхмалых дозах (на уровне миллионной доли или меньше) маркируется оригинальный товар. Областями применения спектральных маркеров являются спиртосодержащая пищевая продукция, парфюмерная продукция и лекарственные препараты.
Итак, в настоящее время инновационные методы играют существенную роль в выявлении контрафакта и фальсификата.
Библиографические ссылки
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 4 от 18 дек. 2006 г. № 230-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. О качестве и безопасности пищевых продуктов : федер. закон от 02.01.2000 № 29-ФЗ (ред. от 13.07.2015).
3. Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка РФ [Электронный ресурс]. URL: http://egais.ru (дата обращения: 22.02.2016).
4. DAT-система бренд-контроля [Электронный ресурс]. URL: http://www.3888.ru/ru/ (дата обращения: 22.03.2016).
5. Научное и лабораторное исследовательское оборудование [Электронный ресурс]. URL: http://www.radonika.com/portativnyj_ramanovskyj_analizator_raport.php (дата обращения: 27.02.2016).
© Макарова Е. А., Сурник А. П., 2016