Научная статья на тему 'Декриминализация алкогольного рынка совместными усилиями Росалкогольрегулирования'

Декриминализация алкогольного рынка совместными усилиями Росалкогольрегулирования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
786
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОПЕРАТИВНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ МЕРОПРИЯТИЕ / QUICK AND PREVENTIVE ACTION / ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ЭБИПК / СФЕРА ПРОИЗВОДСТВА И ОБОРОТА ЭТИЛОВОГО СПИРТА / SPHERE OF PRODUCTION AND TURNOVER OF ETHYL ALCOHOL / АЛКОГОЛЬНОЙ И СПИРТОСОДЕРЖАЩЕЙ ПРОДУКЦИИ / ALCOHOLIC AND ALCOHOL-CONTAINING PRODUCTS / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ECONOMIC CRIMES / НЕЛЕГАЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ILLEGAL PRODUCTION / МАТЕРИАЛЬНЫЙ УЩЕРБ / MATERIAL DAMAGE / DIVISIONS OF ECONOMIC SECURITY AND COUNTERACTION OF CORRUPTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Янишевский Андрей Бориславович

Рассматриваются особенности проведения оперативно-профилактических мероприятий на объектах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции совместными усилиями Росалкогольрегулирования (Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Decriminalization of the alcoholic market through joint efforts of Federal Service for Alcohol Market Regulation

Features of carrying out quick and preventive actions on objects of production and turnover of ethyl alcohol, alcoholic and alcohol-containing products are considered by through joint efforts of Federal Service for Alcohol Market Regulation.

Текст научной работы на тему «Декриминализация алкогольного рынка совместными усилиями Росалкогольрегулирования»

soderzhaniya v mestakh lisheniya svobody v 30-50-kh gg. XX v. // Rossiiskii sledovatel'. 2013. № 22.

7. Perepiska po chrezvychainym proisshestviyam v DTK DVTK MVD-UMVD respublik, kraev, oblastei i materialy po ikh rassledovaniyu // GARF. F. R-9412. Op. 1. D. 668.

8. Yakushina E.S. K voprosu o rezhime soderzhaniya nesovershennoletnikh pravonarushitelei vo vtoroi polovine 40-kh godov XX v. // Vestnik

molodykh uchenykh Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta priborostroeniya i informatiki. M.: Izd. MGOU. 2011. № 9.

9. Yakushina E.S. Penitentsiarnaya

politika Sovetskogo gosudarstva v otnoshenii nesovershennoletnikh pravonarushitelei v 1950— 1960 godakh: Materialy mezhdunarodnoi zaochnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii «Gosudarstvo i pravo v sovremennykh usloviyakh». Novosibirsk: Izd. «SibAK», 2012.

УДК 343.9 ББК 67.408

ДЕКРИМИНАЛИЗАЦИЯ АЛКОГОЛЬНОГО РЫНКА СОВМЕСТНЫМИ УСИЛИЯМИ РОСАЛКОГОЛЬРЕГУЛИРОВАНИЯ

АНДРЕЙ БОРИСЛАВОВИЧ ЯНИШЕВСКИЙ,

докторант Академии управление МВД России, кандидат юридических наук, генерал майор полиции Научная специальность 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматриваются особенности проведения оперативно-профилактических мероприятий на объектах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции совместными усилиями Росалкогольре-гулирования (Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка).

Ключевые слова: оперативно-профилактическое мероприятие; подразделения ЭБиПК; сфера производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; экономические преступления; нелегальное производство; материальный ущерб.

Annotation. Features of carrying out quick and preventive actions on objects of production and turnover of ethyl alcohol, alcoholic and alcohol-containing products are considered by through joint efforts of Federal Service for Alcohol Market Regulation.

Keywords: quick and preventive action; divisions of economic security and counteraction of corruption; sphere of production and turnover of ethyl alcohol, alcoholic and alcohol-containing products; economic crimes; illegal production; material damage.

Алкогольный рынок — один из бюджетообразующих отраслей экономики, включающий в себя сферу производства алкогольной и спиртосодержащей продукции, оптовой и розничной ее торговли.

Изучение и анализ криминогенной ситуации в алкогольной отрасли показывает, что в последнее время на фоне сложившихся в стране социально-экономических трудностей обстановка стала в ней тревожной, даже наблюдается тенденция дальней-

шего обострения ситуации1. Быстрая окупаемость вложенных средств, сохраняющийся повышенный спрос на произведенную в названной отрасли продукции, рентабельность производства, наличие свободного рынка сбыта алкогольной и спиртосодержащей продукции — все это создает привлекательность для организованных преступных структур, стремящихся получать сверхприбыль от своей криминальной деятельности. В этом плане им уже

удалось достичь многое, ряд предприятии рассматриваемой отрасли оказались под их влиянием. Лидеры и активные члены криминальных структур, претворяя в жизнь свою «экономическую политику», уводят в теневой оборот огромные денежные средства, которые должны были поступить в консолидированный бюджет страны в виде акциза. Тем самым, опираясь на коррумпированное чиновничество органов власти и управления, укрепляют свою материальную базу для противоборства в первую очередь с правоохранительными органами.

МВД России во многих своих директивных документах выявление и пресечение экономических и коррупционных преступлений в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции рассматривает одним из приоритетных направлений деятельности территориальных ОВД и их подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции (ЭБиПК).

Выборочное изучение показывает, что наиболее действенной формой реализации данной функции выступает разработка и проведение оперативно-профилактических мероприятий на объектах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по условным наименованием «Алкоголь». Об этом свидетельствуют и результаты их проведения.

Приведем сведения первого этапа ОПМ «Алкоголь» (с 10 по 20 мая и с 10 по 20 ноября 2014 г.)2.

За время его проведения осуществлено более 50,1 тыс. проверок с целью выявления фактов незаконного производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции. В результате установлено более 14 тыс. правонарушений, в том числе 10 тыс. — в розничной сети, в 1,5 тыс. случаях связаны с отсутствием лицензии, в 2,4 тыс. с незаконной продажей товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена, в 68 с незаконным использованием товарного знака, в 4,2 тыс. с нарушением правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе. Зарегистрировано 1 425 преступлений, в том числе по ст. 238 УК РФ — 469, ст. 327.1 УК РФ — 573. Пресечена деятельность 28 подпольных производств по изготовлению алкогольной продукции. Из незаконного оборота изъято 81 680 декалитров

этилового спирта, 282 956 декалитров алкогольной продукции. В СМИ опубликовано 680 сообщений о результатах проведения ОПМ «Алкоголь».

Эффективность организации оперативно-профилактических мероприятий, на наш взгляд, во многом зависит от трех взаимосвязанных обстоятельств:

• наличия в распоряжении подразделений ЭБиПК сведений об объектах сферы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, представляющих интерес с точки зрения нелегального их производства, уклонения от уплаты акцизов;

• своевременного взаимного обмена информацией о нелегальных производителях алкогольной продукции с территориальными подразделениями Росалкогольрегулирования, совместного с ними осуществления проверочных и иных мероприятий;

• оперативного использования имеющихся в распоряжении Росалкогольрегулирования информационных систем, в том числе ЕГАИС на оптовую и розничную продажу алкогольной продукции. При этом правовой основой для этого выступает соглашение «О взаимодействии Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (их территориальных органов)» от 30 мая 2011 г.

Росалкогольрегулированием разработан и внедрен в эксплуатацию «Информационный сервис по проверке легальности перевозки этилового спирта и спиртосодержащей продукции крепостью свыше 25%» (сервис «Контроль за перевозками»). Данный сервис позволяет получить информацию о легальности перевозок, в том числе объеме и виде перевозимой продукции, данные об отправителе и получателе груза, реквизиты документов сопровождающих груз. Кроме того, сервис позволяет получать данные о передвижении и местонахождении лицензированных автотранспортных средств, координаты которых фиксируют и передают технические средства фиксации маршрута передвижения, установленные на лицензированных автоцистернах. Доступ к сервису осуществляется по сети Интернет по электронному адресу. Сотрудники подразделений ЭБиПК часто пользуются указанным информационным сервисом. Росалкогольрегулирование в свою

очередь обучает их и оказывает консультационную помощь по вопросам работа с сервисом «Контроль за перевозками».

В настоящее время весьма остро стоит проблема, связанная с установлением межведомственного контроля за перевозками спирта железнодорожным, морским и внутренним водным транспортом по территории Российской Федерации. Принимаемые в этом плане меры направлены на недопущение незаконного оборота этилового спирта и нефасованной спиртосодержащей продукции.

Как известно, в настоящее время перевозки этилового спирта автомобильным транспортом контролируются с использованием навигационных систем (система АСКП). Между тем значительно большие объемы этилового спирта перевозятся железнодорожным транспортом. Например, доля перевозок железнодорожным транспортом в Сибирском федеральном округе составляет 76% от общего объема перевозок этилового спирта. Практика показывает, что ежегодно количество правонарушений на объектах железнодорожного и водного транспорта не снижается.

Задачи, решаемые в ходе проведения оперативно-профилактических мероприятий посредством использования оперативно-розыскных сил, средств, методов и мероприятий, носят многоплановый характер. Укажем их, это: выявление фактов незаконного производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, изготовления спиртового суррогата; пресечение нарушений правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; обнаружение подпольных производств (цехов) по изготовлению алкогольной продукции; изъятие из незаконного оборота этилового спирта (денатурированного спирта и продукции на его основе) и алкогольной продукции, в том числе опасной для жизни и здоровья граждан; информирование через СМИ о результатах проведения ОПМ «Алкоголь»; установление суммы причиненного ущерба по возбужденным уголовным делам и протокольным производствам и ее возмещение; выявление лиц, совершающих преступления, связанные с производством и оборотом этилового спирта и алкогольной продукции, в том числе в составе ОПГ; выявление нарушений, связанных с использованием поддельных марок акцизного сбора, с выпуском и оборотом немаркированной продукции; пресечение фактов хи-

щений бюджетных средств, выделенных на закупку оборудования для заводов по производству алкогольной продукции; установление должностных лиц, использующих поддельные документы при получении федеральных специальных марок, предназначенных для маркировки алкогольной продукции.

Помимо перечисленных задач подразделения ЭБиПК: устанавливают организации, арендующие складские помещения для осуществления деятельности по хранению и реализации алкогольной продукции, не имея соответствующих лицензий на данные виды деятельности; выявляют факты незаконного использования товарных знаков; оперативным путем обнаруживают в арендованных помещениях алкогольной продукции различных марок, предположительно фальсифицированных, имеющих признаки незаконного использования товарного знака, а также алкогольной продукция, не маркированной федеральными специальными марками, либо маркированной марками, вызывающими сомнения в подлинности, а также выявляют нарушения, связанные с выпуском и оборотом продукции маркированной поддельными марками акцизного сбора, а также с выпуском и оборотом немаркированной продукции.

Как уже нами отмечалось, Росалкогольрегули-рование располагает большими возможностями в плане стабилизации криминогенной ситуации на алкогольном рынке, использовав которых подразделения ЭБиПК могли бы создать предпосылки для решения указанных задач.

Между тем на расширенной коллегии Федеральной налоговой службы подчеркивалось, что «Росалкогольрегулирование, теряя акцизные сборы, не справляется с производителями нелегального алкоголя, распространение которого приняло огромные масштабы»3.

Как нам представляется, трудно согласиться с таким утверждением. В свое обоснование приведем некоторые статистические данные: «362 компании производят весь российский алкоголь (не считая пива); 1 698 лицензированных оптовиков имеют право на хранение и продажу алкоголя в России; 7 438 нарушений выявило Росалкогольрегулирование в ходе 7 140 проверок за девять месяцев 2015 г.; 5,2 млн литров нелегального спирта и алкогольной продукции изъято из оборота за девять месяцев

2015 г.; 299,5 млрд руб. получило государство от уплаты алкогольных акцизов в 2014 г.»4. По подсчетам экспертов,, по итогам 2015 г. государство получит 270—275 млрд руб. акцизных денег. Объем нелегальной водки составил 31 млрд руб.5.

Невольно возникает вопрос: какие же неотложные меры можно было бы предпринять, чтобы как-то очистить рынок от нелегального алкоголя? Мы постарались их обобщить. К их числу следует отнести:

• объединение информационных систем ФНС, таможни, Росалкогольрегулирования для контроля за реализацией и выручкой товаров. Как известно, за сбор налогов отвечает налоговая служба. Но в то же время таможня не добирает доходы из-за «серых» схем на границе. Росалко-гольрегулирование также не добирает акцизные сборы. Посредством объединения систем удастся взять под контроль сложившуюся ситуацию;

• оказание помощи фискальных служб (налоговая, таможня), чтобы они стали бы действовать вместе силовиками. В настоящее время в Минфине создана совместная рабочая группа с силовыми ведомствами, которые проводят проверки на алкогольном рынке. Проверки будут продолжаться, это не кампанейщина;

• повсеместное внедрение в крупных и мелких магазинах, на рынках, в книжных палатках и цветочных ларьках инновационной контрольно-кассовой техники, которая поможет сократить объем теневого оборота наличности, проследить за каждым чеком, данные которого навечно сохранятся в информационном «облаке». Бизнес полностью должен переходить на новые кассы;

• запуск ФНС России с 1 апреля 2016 г. государственной информационной системы «Маркировка». Такая система поможет в режиме онлайн «выдавливать» из торговли поддельные или нелегальные изделия из натуральных мехов. Под электронные метки в обязательном порядке попадут лекарства, продукты питания и т.д. Не является исключением и алкогольная продукция6. Росалкогольрегулирование изучает «перспективы внедрения RFID — меток в акцизные (для импортной продукции) и специальные (для отечественной продукции) марки. RFID — это, по сути, микрочип и небольшая антенна, которые будут «вшиваться» в марку и передавать инфор-

мацию на считыватель... . Надо признать, что степень защиты нынешних марок, которые наносятся на алкогольную продукцию, недостаточна. Работая над выявлением нелегального алкоголя, мы сталкиваемся с поддельными марками очень высокого качества. Внедрением И^ГО — меток — устройств по принципу действия схожих с чипами, используемыми в проездных московского общественного транспорта, мы сможем решить проблему таких подделок»7. В перспективе планируется внедрить маркировку во всех странах Евразийского экономического союза;

• совершенствование фискальной системы страны. Прорабатывается вопрос о консолидации ФНС и ФТС в одну службу или о самостоятельной их работе, но с общим информационным ресурсом;

• изменение условий амнистии капиталов (декларирование (легализация) незаконных капиталов). Отдельные нормы валютного законодательства предполагается скорректировать. Потенциальным декларантам гарантируется конфиденциальность их информации. Как известно, амнистия продлена до 1 июля 2016 г.

В соответствии с международными договоренностями через два года секретные счета налоговых уклонистов будут доступны налоговикам, т.е. начинается борьба с «размыванием налоговой базы». ФНС продолжит пилотный проект «по управлению поведением налогоплательщиков» на рынке электроники, бытовой техники и драгметаллов. Почти до нуля снизилось число сомнительных операций с драгметаллами в кредитных организациях. Другие сектора в ближайшее время также попадут под пилотный проект.

К такого рода мерам (превентивного характера) также следует отнести:

• сближение ставок акцизов на алкогольную продукцию в государствах-членах Евразийского экономического союза;

• пресечение практики регионального протекционизма, когда на местные прилавки допускается только местное спиртное;

• внедрение единой государственной автоматизированной информационной системы учета (ЕГАИС) во всех оптовых и розничных точках продажи алкоголя, в том числе деревнях и селах, вне зависимости от жителей. В настоящее время к ЕГАИС подключено более 15 тыс. кассовых аппаратов;

• введение в России и ЕАЭС единой маркировки продукции для стран Евразийского экономического союза, чтобы искоренять хождение нелегального спиртного по всей его территории;

• осуществление социальной антиалкогольной рекламы. В системе мер по борьбе со злоупотреблением спиртным должное место должна занимать социальная антиалкогольная реклама (продажа алкоголя с рук или нелицензируемыми точками продаж, усиление полицейского надзора (но к каждой бабушке полицейского не приставишь), запрет демонстрации фильмов со сценами «выпивки»). Ежегодно из бюджета на пропаганду здорового образа жизни, против курения, СПИДа, алкоголя выделяется 600 млн рублей, но средства осваиваются скопом, неэффективно8. Предлагают их «разделить» по адресным направлениям;

• создание госмонополии на алкогольном рынке. Сенаторы предлагают национализировать производство спиртного. По их мнению, «национализация производства и распространения алкоголя может дополнительно принести в бюджет, по самым скромным оценкам, до 50 млрд рублей в год. И, кроме этого, позитивно повлиять на здоровье россиян»9. Сегодня в России на одного жителя страны, включая детей и пожилых людей, приходится 12—13 литров «чистого алкоголя» в год. При этом достаточно большая часть этого спиртного — контрафактная, которая может нанести непоправимый вред здоровью. Кроме того, «наладить контроль на негосударственном производстве спирта практически невозможно, практика это показала. Национализация производства и распространения алкоголя поможет предотвратить продажу спиртного несовершеннолетним, продажу в неурочное время и реализацию некачественных напитков», — считает заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике И. Чернышев. Существует и другая точка зрения. Сторонники которой утверждают, что «реализация механизма монополии потребует от государства значительных финансовых ресурсов. А результат совсем неочевиден... . И потом монополия — это не рыночный механизм»10.

Рассматривая в настоящей статье вопросы, связанные с декриминализацией алкогольной отрасли

экономики, нельзя не затронуть интернет-торговлю алкоголем.

Мы полагаем, что в настоящее время как никогда остро стоит проблема, связанная с правовым регулированием интернет-торговли11, ибо такой вид торговли стал наиболее уязвимым звеном для криминальных структур в системе торговли. К сожалению, российское законодательство на сегодня не содержит юридическое определение «интернет-магазин». Отсюда отсутствует и защита потребителей от поддельных товаров в интернете. В Государственной Думе в декабре месяце 2015 г. рассмотрен законопроект о внесении дополнений в закон о защите прав потребителей. Предлагается ввести в законодательство новое для потребителей термин — «агрегаторы» товаров и услуг. Ими законодатели предлагают считать интернет-ресурсы, на которых размещается информация о продаже чужих товаров и услуг. Как известно, агрега-торы являются виртуальной «витриной».

Законодатели хотят обязать агрегаторов возмещать ущерб потребителям за ложную и вводящую в заблуждение недостоверную информацию о товарах или услугах на интернет ресурсах продавца (его сайт). Пострадавшие смогут потребовать возместить ущерб именно с них, если подтвердят свои затраты документально. Но только в том случае, если деньги попадут на банковский счет агрегатора. Обязанностью новых участников интернет-торговли станет также размещение полной и достоверной информации о производителях или продавцах товаров и услуг, ссылок на их сайты, если таковые имеются.

Сайты по дистанционной продаже алкоголя будут блокировать без решения суда12. Незаконный сбыт алкоголя через Интернет после трагедии в Красноярске, где от отравления фальшивым виски, купленном через Интернет, умерли 14 человек, в Правительстве РФ стал предметом широкого обсуждения и по его результатам было принято решение о необходимости установления за это жесткой ответственности.

Учитывая сложную ситуацию на алкогольном рынке, Правительством РФ был разработан план мероприятий («дорожная карта»13) по стабилизации ситуации и развитию конкуренции на алкогольном рынке14. Проводимые мероприятия в рамках этого плана направлены на борьбу с нелегальным спиртным и на снижение масштабов злоупотребления алкоголем гражданами, особенно—молодежью. В 2014

г. на душу населения приходилось 12 литров алкоголя. Эту цифру планируется снизить до 10,6 литра. В плане значатся также действия Правительства РФ по увеличению суммы акцизов на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, производимые в России, сокращение количества бумажных документов, сопровождающих их оборот, снижение расхождений между объемами декларируемой и по факту продаваемой водки и пива.

Помимо указанных мер в России запретят продажу порошкового «сухого» алкоголя и введут лицензирование производства и продажи в магазинах пивных напитков. Также начнется блокировка без суда интернет-сайтов по дистанционной продаже спиртного, сократятся объемы розлива лекарственных спиртосодержащих настоек во флаконы, ужесточится наказание физлиц за продажу алкоголя с рук.

Нельзя не согласиться с мнением главы Росалко-гольрегулирования И. Чуяна в плане борьбы с алкогольными суррогатами. По его утверждению, путей борьбы два: 1) жесткий контроль над сырьем для производства жидкостей «двойного» назначения и контроль реализации этой продукции в рознице15. Так, некоторые компании, как отмечает он, закупают спирт в огромных количествах под видом для производства парфюмерной продукции, но сами на деле этим не занимаются. Спиртосодержащие жидкости производить им оказывается выгоднее, нежели парфюмерную продукцию.

В заключение следует отметить следующее.

Во-первых, перекрытие каналов поступления на алкогольный рынок нелегально произведенной продукции, безусловно, это проблема не только подразделений ЭБиПК ОВД, но и иных правоохранительных и государственных органов. Только объединенными усилиями в первую очередь территориальных подразделений ФНС России, ФТС России, Росалкогольрегу-лирования представляется возможным снизить объем, например, нелегальной водки на алкогольном рынке.

Во-вторых, принятие Правительством РФ «дорожной карты» создает реальные предпосылки для дальнейшего развития алкогольной отрасли. Данный документ одновременно служит правовой основой для делового взаимодействия всех правоохранительных, контрольно-надзорных и иных государственных органов в интересах пополнения бюджета за счет акцизных денег, сокращения потре-

бления спиртного на душу населения, а также сокращения присутствия нелегальной водки на рынке.

В-третьих, апробированной на практике эффективной формой взаимодействия со всеми заинтересованными службами и подразделениями указанных органов продолжают оставаться оперативно-профилактические мероприятия «Алкоголь». Они носят многоцелевой характер, на достижение которых сосредоточены объединенные усилия не только органов, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, но и тех, которые обладают гласными средствами и методами осуществления воздействия ради стабилизации сложившейся криминогенной ситуации на алкогольном рынке.

1 Иванов П.И., Янишевский А.Б. Экономическая ситуация в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции: правовые и организационные меры по ее стабилизации // Образование. Наука. Научные кадры: журнал. 2015. № 5, С. 165—170.

2 Второй этап ОПМ «Алкоголь» проведен с 10 по 20 ноября 2014 г.

3 Инициатива Налоговикам добавят социальные взносы. Зыкова Т. Деньги в одни руки // Рос. газ., 2016, 26 февраля. № 41 (6909). С.1.

4 Источник: Росалкогольрегулирование, ФНС, Росстат. См.: См.: Пузырев Д. «Госмонополия нецелесообразна» // Ежедневная деловая газета «РБК», 2015, 28 октября. № 198 (2215). С. 10.

5 Алкогольный рынок Правительство подготовило «дорожную карту» для развития отрасли. Пузырев Д. Водки меньше, денег больше // Ежедневная деловая газета «РБК», 2015, 27 октября. № 197 (2214). С. 1.

6 Доля нелегальной продукции на рынке крепкого алкоголя по-прежнему велика. Она рассчитывается по статистическим данным: разница между объемом поступившей на рынок алкогольной продукции — он формируется за счет производства и импорта за минусом экспорта — объемом розничной реализации. Эта разница применительно к водке составляет чуть более 22%, в пересчете на потери бюджетов всех уровней — более 31 млрд руб.

7 Пузырев Д. «Госмонополия нецелесообразна» // Ежедневная деловая газета «РБК», 2015, 28 октября. № 198 (2215). С. 10.

8 Зыкова Т. Клик и глюк // Рос. газ., 2015, 2 декабря. № 272 (6843). С. 3.

9 Фомченков Т. Игры в монополию // Рос. газ., 2015, 14 декабря. № 282 (6853). С. 1.

10 Пузырев Д. «Госмонополия нецелесообразна» // Ежедневная деловая газета «РБК», 2015, 28 октября. № 198 (2215). С. 11.

11 Интернет Сайты - агрегаторы товаров и услуг будут наказывать за ложную информацию. Зыкова Т. Без ссылки не обойдется // Рос. газ., 2015, 3 декабря. № 273 (6844). С. 9.

12 Решение в России запретят продажу порошкового алкоголя и заблокируют сайты по продаже спиртного. Зыкова Т. Клик и глюк // Рос. газ., 2015, 2 декабря. № 272 (6843). С. 1,3.

13 Глава Росалкогольрегулирования И. Чуян полагает, что «дорожная карта» — это базовый документ для изменения ситуации на алкогольном рынке, на основе которого все органы власти и участники рынка будут планировать свою деятельность. Она утверждена правительственной комиссией под председательством вице-премьера А. Хлопонина. Это список из 23 законопроектов и постановлений правительства, которые должны быть утверждены до середины 2016 г. См.: Пузырев Д. «Госмонополия нецелесообразна» // Ежедневная деловая газета «РБК», 2015, 28 октября. № 198 (2215). С. 10.

14 Зыкова Т. Клик и глюк // Рос. газ., 2015, 2 декабря. № 272 (6843). С. 1.

15 Пузырев Д. «Госмонополия нецелесообразна» // Ежедневная деловая газета «РБК», 2015, 28 октября. № 198 (2215). С. 10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.