УДК 658.62.018
Соловьев ОлегДемьянович Solov'yev Oleg Demyanovich
кандидат юридических наук, доцент кафедры судебной бухгалтерии и бухгалтерского учета Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3)
candidate of sciences (law), associate professor of the department of judicial accounting and bookkeeping accounting
Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoe shosse, Nizhny Novgorod, 603950)
E-mail: solod-nn@rambler.ru
Применение специальных познаний при выявлении признаков контрафактной алкогольной продукции
The application of special knowledge in the detection of counterfeit alcohol products
В статье рассматриваются вопросы использования специальных судебно-товароведческих знаний и методика их применения в деятельности подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции по выявлению признаков контрафактной алкогольной продукции; обосновывается необходимость обладания сотрудниками полиции специальными познаниями; формулируются предложения по повышению эффективности противодействия незаконному обороту подакцизной продукции.
Ключевые слова: специальные судебно-товаро-ведческие знания, алкогольная продукция, акцизные и специальные марки, контрафактная продукция, противоправная экономическая деятельность, совершенствование законодательства об обороте алкогольной продукции.
In the article the author considers the following issues: the questions use a special court and merchandising knowledge and methods of their use in activity units economic security and combating corruption on identifying counterfeit alcohol products; the necessity of the possession of the police special knowledge; formulate proposals for improving the efficiency of counteraction to illegal circulation of excisable goods.
Keywords: special court and merchandising knowledge, alcohol products, excise and special tax, counterfeit production, unlawful economical activity, improvement of legislation in sphere of circulation of alcohol products.
В условиях развивающегося экономического кризиса, усиливающегося давления на российскую экономику, девальвации национальной валюты и некоторых других негативных факторов ситуация, сложившаяся на российском рынке алкоголя, имеет тенденцию к увеличению доли нелегального сегмента алкогольной продукции. По прогнозным оценкам, легальное производство будет и дальше сокращаться и может достичь за несколько лет уровня 110 млн дал против 143 нынешних. Данные основаны на анализе статистических показателей Росстата и нынешней экономической ситуации. Так, в 2013 году объем производства водки в России в годовом исчислении снизился на 12,3% и составил 85,7 млн дал. За 2014 год водки было произве-
дено 66,6 млн дал, что на 22,3% ниже уровня 2013 года [1].
С 2010 года ведущаяся политика по повышению акцизов и минимальных цен на алкогольную продукцию, помимо увеличения собираемости налогов, привела к снижению покупательского спроса и росту нелегального рынка. В 2012—2014 годахставка выросла почти в два раза, с 254 руб. за 1 л чистого этилового спирта в готовой продукции до 500 руб., при этом были увеличены и минимальные розничные цены на бутылку водки емкостью 0,5 л с 1 августа 2014 года до 220 руб., что также дало дополнительный импульс к снижению уровня продаж легальной продукции и росту реализации контрафакта, повышению доли нелегаль-
ной и суррогатной продукции, количество которой, по различным оценкам, в настоящее время составляет от 50 до 65%. Нелегальный рынок также начинает подпитываться контрабандной продукцией из Республики Казахстан, в которой акциз в несколько раз меньше. Несмотря на то, что минимальную розничную цену на водку Ро-салкогольрегулирование снизило с 1 февраля 2015 года до 185 руб. за 0,5 л [2], данное действие вряд ли позволит успешно бороться с нелегальным алкоголем. Это станет возможным при кардинальном снижении акцизов до двух раз, то есть до уровня 300 руб. за литр безводного спирта. А пока государство вновь всего лишь «заморозило» акциз на крепкие алкогольные напитки на 2015—2016 годы на уровне 500 руб. за литр безводного спирта.
Анализируя ценовые факторы, ситуацию в экономике, в социальной сфере, можно предположить, что доля контрафактной продукции как минимум меньше не станет, а, скорее всего, продолжит свой рост.
Противоправная деятельность, осуществляемая в сфере оборота алкогольной продукции, оставляет информацию о себе в системе технологической и товарной документации, в связи с чем компетенция оперативных сотрудников должна включать в себя специальные познания как в области судебной технологии и товароведения, так и в области специализированного законодательства. С позиции криминалистической науки специальные судебно-товароведческие и технологические познания следует считать теоретическим средством распознавания и декодирования признаков взаимодействия противоправной деятельности с экономической системой хозяйствующего субъекта. Подготовка и назначение специализированных исследований также требует от оперативного работника определенных специальных познаний, на которых он может основывать свои тактические решения. Такого рода специальные познания позволяют оптимизировать работу по выявлению признаков контрафактной и фальсифицированной алкогольной продукции, в целом повысить эффективность деятельности по данному направлению.
В последние годы возник ряд новых направлений и задач использования судебно-товаро-ведческих и технологических знаний. К таким задачам относится, в частности, идентификация товаров для обнаружения их фальсификации и контрафактности.
Действующие технические регламенты Таможенного союза определяют идентификацию продукции различными методами: по наимено-
ванию, визуальным, органолептическим и аналитическим методами.
Можно констатировать, что компетенция оперативного сотрудника, обладающего специальными познаниями, позволяет совместить первые три метода идентификации в одном — органолептическом.
В силу статьи 25 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» [3] изъятию из незаконного оборота подлежат этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае, если они реализуются без соответствующих лицензий, без сертификатов соответствия или деклараций о соответствии; без маркировки либо с маркировкой поддельными марками, без соответствия государственным стандартам (техническим регламентам) и техническим условиям, без документов, подтверждающих легальность производства и оборота такой продукции, и др.
Итак, органолептический метод проверки начинается с визуального внешнего осмотра, позволяющего определить признаки фальсификации и контрафакта продукции:
— общие признаки: не указана дата розлива; несоответствие завода-изготовителя, указанного на этикетке и укупорке; наличие посторонних включений; существенная разница в полноте налива одноименной алкогольной продукции и одной даты розлива;
— цена: должна быть не ниже минимально установленных цен на конкретные виды алкогольной продукции (устанавливаются на законодательном уровне. Так, с 1 февраля 2015 года бутылка водки емкостью 0,5 л должна стоить в рознице не менее 185 руб.) [2];
— этикетка: при сравнительном анализе этикетки, контрэтикетки и кольеретки необходимо учесть следующее: размеры этикетки; плотность бумаги; низкое качество печати (стирается краска, нечеткий рисунок этикетки); нанесение спецнадписей, установленных ГОСТ [4];
— укупорка: низкое качество укупорки часто является первым признаком фальсифицированной продукции.
Общими требованиями к средствам укупорки потребительской тары алкогольной продукции, обеспечивающими возможность визуального определения факта вскрытия тары, являются: разрушение (разрывание), деформация или нарушение целостности укупорочного средства;
— специальная (акцизная) марка: несоответствие емкости бутылки, указанной на марке, и фактической емкости бутылки; нарушена цветовая гамма специальной марки; несоответствие места производства и региона, указанного на марке; на нескольких бутылках указаны одинаковые номера; отсутствие марки;
— стеклопосуда: наличие осадка на стенках и днище бутылки; несоответствие утвержденной на предприятии-изготовителе форме бутылки.
Доля поддельной импортной алкогольной продукции на российском рынке весьма высока. Подделывают чаще всего спиртные напитки, пользующиеся большой популярностью. Принципы идентификации продукции и выявления признаков контрафактности можно проиллюстрировать на примере изучения отдельных отличительных признаков оригинальной и поддельной продукции виски «Johnnie Walker Red Label», производимой компанией «Diageo», крупнейшего мирового производителя алкогольных напитков известных брендов, рассмотренные подробно в работе автора статьи «Специальные познания и их использование при выявлении признаков незаконного оборота алкогольной продукции» [5, с. 27—34].
Если говорить о подлинности или поддельности акцизных или федеральных специальных марок, то следует отметить, что, к сожалению, и в этом направлении не все благополучно, марки достаточно часто подделываются, несмотря на усилия, предпринимаемые со стороны государства по совершенствованию комплекса защитных механизмов таких марок.
Федеральная специальная марка и акцизная марка являются документами строгой отчетности, удостоверяющими легальность производства и оборота алкогольной продукции, а также являются носителями информации единой государственной автоматизированной информационной системы.
Федеральная специальная марка и акцизная марка должны содержать следующие сведения о маркируемой ими алкогольной продукции: наименование и вид алкогольной продукции; содержание этилового спирта; объем алкогольной продукции; наименование и местонахождение производителя алкогольной продукции, страна происхождения; подтверждение соответствия установленным требованиям качества и безопасности и др. [6; 7].
Проверка подлинности федеральных специальных марок и акцизных марок осуществляется визуально, с использованием соответствующих приборов.
Технология изготовления и нанесения федеральных специальных марок и акцизных марок должна исключать возможность их подделки и повторного использования, обеспечивать возможность нанесения на них и считывания сведений о маркируемой ими алкогольной продукции с использованием технических средств Единой государственной автоматизированной информационной системы.
Федеральная специальная марка имеет определенные степени защиты. Некоторые из них можно рассмотреть невооруженным глазом, другие — с помощью технических средств:
— марки напечатаны на самоклеющейся бумаге, которая содержит защитные волокна двух видов;
— на бумаге припрессована медная гологра-фическая фольга с орнаментальным узором и голографическими изображениями Герба и аббревиатуры «РФ»;
— защитная нить с нанесенным на нее изображением розового цвета. Под воздействием УФИ в овальном кольце просматривается изображение аббревиатуры «РФ» розового, голубого и желто-оранжевого цветов;
— надсечки для предотвращения переклеи-вания;
— нумерация отпечатана струйным способом, состоит из трехзначного разряда и девятизначного номера;
— дополнительно струйным способом нанесены: код вида марки и нумерация в виде двухмерного штрихового кода размером 10x8 мм и др.
Проанализировав все отличительные признаки, можно сделать вывод, что для определения признаков подделки марок требуются специальные технические устройства и участие квалифицированного специалиста. Однако определенные отличительные признаки, говорящие о подлинности или поддельности марок, оперативный работник вполне может выявить и визуальным путем. Если отсутствует хотя бы один из признаков защиты либо он в чем-то не соответствует оригинальному, это говорит о признаках поддельности.
Проверку подлинности, соответствие марки и нанесенных на нее реквизитов необходимо производить при дневном или искусственном освещении. Следует сравнить цвета и реквизиты в зависимости от типа проверяемой алкогольной продукции. Также подделку можно определить по неровным краям самой марки, легко отслаивающейся краске. Невооруженным глазом должна быть видна медная голо-
графическая фольга с узором и голографиче-скими изображениями Герба и аббревиатуры «РФ», перфорация (надсечки) для предотвращения переклеивания. Обращать внимание необходимо на наличие и качество напечатанных струйным способом номеров марки — трехзначного разряда и девятизначного номера, а также на качество двухмерного штрих-кода марки. Подробно отличительные признаки акцизных и федеральных специальных марок рассмотрены в упомянутой выше работе автора статьи [5].
Нельзя не отметить и отдельные проблемные моменты, связанные с соблюдением требований законодательства, касающиеся вопроса проведения отбора образцов алкогольной продукции для проведения исследований (экспертиз) на предмет ее соответствия требованиям нормативно-технической документации, определения подлинности или фальсификации и контрафактности.
Проводя опрос среди групп слушателей факультета дополнительного профессионального образования, специализирующихся на выявлении и раскрытии преступлений в сфере потребительского рынка, инспекторов по исполнению административного законодательства, специализирующихся на выявлении правонарушений в сфере оборота контрафактной продукции и др., автором были выявлены отдельные проблемные стороны деятельности специалистов: так, сделан вывод, что при направлении образцов алкогольной продукции в экспертные учреждения для проведения исследования в большинстве случаев не соблюдаются требования нормативных документов, регламентирующих вопросы отбора образцов алкогольной продукции. Как правило, изымается вся продукция и направляется на исследование. Это еще можно допустить, когда продукция полностью разнородная и разграничить партии невозможно, когда количество продукции, подлинность которой вызывает сомнения, невелико. Когда же такой продукции большое количество, необходимо производить отбор образцов, разграничивая партии такой продукции. Впрочем, это достаточно объемный вопрос, и он освещен в соответствующей публикации автора данной статьи [8; 9, с. 179—182].
Подводя итог, можно сделать вывод о том, что обладание специальными познаниями позволяет повысить эффективность деятельности сотрудников полиции, обеспечивающих экономическую безопасность, так как прове-
дение любых из перечисленных мероприятий невозможно без их использования. Как и в любой деятельности, в выявлении преступлений и правонарушений в сфере оборота алкогольной продукции есть свои проблемные вопросы, и разрешить их в ряде случаев возможно только на законодательном уровне. Поэтому хотелось бы выдвинуть следующие предложения по совершенствованию законодательства и улучшению деятельности сотрудников полиции в сфере борьбы с противоправной деятельностью на рынке алкогольной продукции:
— внедрение более эффективной системы контроля за происхождением и легальностью оборота алкогольной продукции, для чего учет с применением ЕГАИС необходимо расширить, встроив в систему учета и розничную торговлю алкогольной продукцией, что позволит обеспечить более полный и достоверный учет, с возможностью детализации не только по субъектам РФ, но и конкретных оптовых продавцов алкогольной продукции и конкретных торговых точек;
— используя положительный опыт Республики Беларусь [10], в целях противодействия реализации фальсифицированной и контрафактной подакцизной продукции за счет детальной проверки товарно-сопроводительных документов разработать и создать российскую автоматизированную систему ведения банка данных по бланкам документов и документов с определенной степенью защиты либо включить этот сегмент рынка в качестве составной части в единую государственную автоматизированную информационную систему по алкогольной продукции;
— в рамках системы служебной подготовки изучать и использовать в деятельности сотрудников подразделений ЭБиПК действующие в сфере оборота алкогольной продукции данные нормативных документов, регламентирующих правила, нормы и методы отбора образцов (проб) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Следует помнить, что постоянное реформирование нормативного обеспечения сферы оборота алкогольной продукции создает дополнительные проблемы при выявлении и раскрытии преступлений вданной сфере. Поэтому необходимо постоянно изучать законодательные изменения и разрабатывать новые, наиболее эффективные приемы борьбы с преступностью, учитывающие применение специальных познаний в той или иной сфере.
Примечания
1. Официальный сайтФедеральной службы государственной статистики РФ. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 05.03.2015).
2. Об установлении цен, не ниже которых осуществляются закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов: приказ Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 25 декабря 2014 г. № 409 // Российская газета. 2014. 30 декабря.
3. Российская газета. 2015. 12 января.
4. Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования. ГОСТ Р 51074-2003. М., 2004; 2011. № 6 (поправки).
5. Соловьев О.Д. Специальные познания и их использование при выявлении признаков незаконного оборота алкогольной продукции // Вестник МВД России. 2014. № 5.
6. О маркировке алкогольной продукции акцизными марками: постановление Правительства РФ от 31 декабря 2005 г. № 866 // Собрание законодательства РФ. 2006. № 3, ст. 300.
7. О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками (вместе с Правилами нанесения на федеральные специальные марки сведений о маркируемой ими алкогольной продукции, Требованиями к образцам федеральных специальных марок): постановление Правительства РФ от 21 декабря 2005 г. № 785 // Собрание законодательства РФ. 2006. № 52, ч. 3, ст. 5748.
8. Соловьев О.Д. Отбор проб (образцов) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции для проведения исследований (экспертиз): учебно-практическое пособие. Н. Новгород, 2014.
9. Соловьев О.Д. О некоторых вопросах предварительного исследования алкогольной продукции // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2014. № (4) 28.
10. Автоматизированная система ведения электронного банка данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции [Электронный ресурс]: Copyright (c) Расчетный центр Национального Банка Республики
Беларусь. URL: http://blank.bisc.by (дата обращения: 05.02.2015).
Notes
1. Official site of the Federal service of state statistics of the Russian Federation. URL: http://www.gks.ru/ (date of access: 05.03.2015).
2. About the pricing, not below them are the purchase (excluding imports), delivery (excluding exports) and retail sale of alcoholic beverages fortress over 28 percent: the order of the Federal service for regulation of the alcohol market from December 25, 2014 № 409 // Rossiys-kaya gazeta. 2013. December 30.
3. Rossiyskaya gazeta. 2015. January 12.
4. Foodstuff. Consumer information. General requirements. GOST R 51074-2003. Moscow, 2004; 2011. № 6 (amendments).
5. Soloviev O.D. Special knowledge and their use in the identification of signs of illicit alcoholic beverages // Bulletin of the Russian interior Ministry. 2014. № 5.
6. Labelling of alcoholic beverages excise stamps: the decree of the RF Government of December 31, 2005 № 866 // Collection of legislative acts of the RF. 2006. № 3, art. 300.
7. Labelling of alcoholic beverages special Federal stamps (along with the «Rules applying to Federal special brand of information about marked them alcoholic beverages», «Requirements samples of special Federal stamps»): resolution of the Government of the Russian Federation of December 21, 2005 // Collection of legislative acts of the RF. 2006. № 52, art. 574.
8. Soloviev O.D. Sampling of ethanol, alcohol products for expertizes: practical tutorial. Nizhny Novgorod, 2014.
9. Soloviev O.D. On some issues preliminary studies of alcoholic beverages // Legal science and practice: journal Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia. 2014. № (4)28.
10. Automated system for conducting electronic data Bank of blank documents and documents with a certain degree of protection and printed products. Settlement centre of the National Bank of the Republic of Belarus. URL: http://blank.bisc.by (date of access: 05.02.2015).