1) разработка индивидуального образовательного маршрута для каждого ребенка;
2) подбор форм и методов коррекционно-педагогической работы;
3) совместные игровые обучающие сеансы с детьми и родителями;
4) проведение семинаров и тренингов для родителей;
5) беседы и консультации родителей (их законных представителей);
6) информирование родителей о перспективах развития ребенка.
Работа специалиста - дефектолога (тифлопедагога) с семьей,
воспитывающей ребенка с ОВЗ, направлена на то, чтобы оказать квалифицированную поддержку родителям, помочь взрослым создать комфортную для развития ребенка семейную среду, создать условия для активного участия родителей в воспитании и обучении ребенка, формировать адекватные взаимоотношения между взрослыми и их детьми.
На основе разработанной программы специалисты проводят коррекционные занятия. Длительность проведения коррекционнопедагогических занятий в каждом отдельном случае определяется офтальмо-гигиеническими требованиями, возрастными особенностями и потребностью ребенка. Педагоги работают с детьми сразу, начиная с момента установления диагноза. Все реабилитационные услуги оказываются семьям параллельно и составляют единую систему и непрерывный процесс. Специалисты определяют график посещений, разрабатывают рекомендации для родителей, призванных поддерживать и стабилизировать состояние ребенка.
Н. Н. Хрущева, Т. А. Руссова
Организация образовательной среды для качественного
дошкольного образования детей с нарушением зрения посредством комплексного сопровождения в ДОУ
Современные социальные, экономические, экологические условия жизни привели к увеличению числа детей с проблемами в развитии.
Ведущий принцип организации образовательной среды для качественного дошкольного образования - это сопровождение детей в образовательном пространстве ДОУ.
Сопровождение дошкольников с нарушениями зрения - это целостный и непрерывный процесс изучения и анализа, формирования, развития и коррекции, направленный на создание социально-
265
психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребёнка.
Процесс сопровождения осуществляется специалистами и педагогами дошкольных учреждений: тифлопедагогами, врачом-невропатологом, врачом-офтальмологом, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, педагогом -психологом.
В дошкольном образовательном учреждении функционирует медико-психолого-педагогический совет, который принимает коллективное решение о мерах психолого-педагогического и оздоровительного воздействия, а также осуществляет:
• координацию деятельности всего коллектива по психологопедагогическому сопровождению ребенка;
• диагностику уровня психического развития детей;
• индивидуальные и групповые занятия психолога;
• ведение индивидуальной психологической карты развития ребенка;
• составление маршрута сопровождения ребенка;
• консультативную психологическую помощь педагогам;
• консультативную психологическую помощь родителям детей.
Координация деятельности педагогов и специалистов выражается в совместном обсуждении развития детей на медико-психолого-педагогическом совете и определяется содержание их индивидуального сопровождения.
Первоочередными задачами, стоящими перед воспитателями детского сада, выступают: научить ребят вступать в общение с таким ребенком; помочь ребенку не чувствовать своей «ущербности», не воспринимать свой физический недуг как повод для одиночества и формирования комплексов.
Воспитателю важно организовать совместную игру детей. Ровесник порой способен научить тому, чему взрослые научить не в состоянии. Главное, чтобы дети стали относиться к ребенку с нарушениями зрения как равному, только нуждающемуся в помощи. Они могут помогать ему одеваться, обуваться, ориентироваться по зданию и помещениям детского сада. Это способствует гуманизации взаимоотношений детей, формированию у ребенка с нарушениями зрения ощущения заботы, опоры, доброты и защищенности.
Целесообразно привлечь для работы с ребенком с нарушениями зрения музыкального работника. Музыкальные занятия не направлены на решение конкретных задач развития определенных способностей и умений, а помогают создать условия, поддерживающие в ребенке его естественную способность к творчеству. Такими условиями становится богатый и разнообразный мир звуков. На за-
266
нятиях дети знакомятся с музыкальными инструментами, овладевают возможностями собственного голоса.
Деятельность инструктора по физической культуре направлена на сохранение и укрепление здоровья всех детей и их физическое развитие, пропаганду здорового образа жизни. Организация его работы предусматривает:
• проведение (в том числе совместно с другими специалистами) индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий со всеми воспитанниками с учетом их психофизических возможностей и индивидуальных особенностей;
• планирование совместной деятельности воспитанников группы; подготовку и проведение общих спортивных праздников, досугов и развлечений;
• оказание консультационной поддержки родителям по вопросам физического воспитания, развития и оздоровления ребенка в семье;
• регулирование (совместно с медицинскими работниками образовательного учреждения) физической нагрузки на воспитанников.
Воспитателю важно обратить внимание на создание разнообразной предметной среды в группе. Ребенку должна быть предоставлена возможность исследовать и взаимодействовать с различными материалами с целью получения сведений об окружающем мире и разнообразных сенсорных ощущениях. Зрячий ребенок сотни раз видит различные предметы до того, как начнет их называть. Ребенку с нарушением зрения тоже нужен жизненный опыт, чтобы выработать представления об окружающем мире. Концепция пространства, продуманная с точки зрения возможности ориентироваться в нем, является необходимым условием для того, чтобы ребенок с нарушением зрения смог научиться перемещаться самостоятельно, иначе ходьба становиться моторной функцией, зависящей от помощи взрослого.
Также эффективными являются следующие формы сопровождения воспитанника с привлечением родителей: планирование совместной деятельности педагогов и родителей, планирование и проведение итоговых мероприятий после прохождения лексической темы, реализация совместных проектов. В ДОУ созданы условия для сопровождения воспитанников: специализированная предметно-развивающая среда; программное обеспечение; режим жизни детей, носящий щадящий, охранительный характер; увеличение длительности прогулок на свежем воздухе.
Особое значение в ДОУ имеет создание оптимальных условий обучения и воспитания:
1) система гигиенических мероприятий, которая выражается:
267
• в оформлении игрового помещения с учетом достаточного освещения (для слабовидящих детей адекватная норма 500 Люк), оформления стен (светлые, однотонные, с матовой поверхностью), удобном и безопасном расположении мебели;
• в использовании приемов обеспечения лучшей видимости, таких как подъем объекта на уровень глаз ребенка, подсветка и фо-нирование, предъявление предметов под наклоном и др.;
2) профилактика появления зрительного утомления, которая обеспечивается:
• соблюдением режима дня и режима занятий для предупреждения общего и зрительного утомления;
• проведением зрительной гимнастики, направленной на восстановление зрительной работоспособности и профилактику зрительного утомления, с использованием сменных настенных тренажеров, специальных комплексов упражнений в зависимости от зрительной патологии;
• использованием уголков уединения, элементов психогимнастики и релаксационных игр для снятия общего моторного утомления и эмоционального напряжения воспитанников;
3) адаптивная направленность организации предметной развивающей среды.
При проведении работы в этом направлении учитываются следующие компоненты: адаптация к предметному миру, к собственному «Я», к системе межличностных и социальных отношений. Адаптации к предметному миру способствует специально созданная полисенсорная развивающая среда. При ее организации мы учитываем возрастные особенности и зрительные возможности детей, а также период лечебно-восстановительной работы. Поэтому предметная среда мобильная, а в ее организации используем самые разнообразные материалы и все возможные пространства групповых помещений.
В дошкольном возрасте у детей с нарушением зрения мы больше внимания уделяем не просто формированию сенсорных эталонов, но и формированию умений и навыков определять предметы по комплексу их признаков, далее по отдельным, характерным признакам, анализируя сложное сочетание свойств и признаков окружающих предметов, наполняющих пространство.
268