МИС-2004
Инженерное образование в сфере биомедицины и информационно-психологической
безопасности
по видам одаренности от 0,75 до 0,93, по способностям и интересам - 0,63. Уровень значимости для всех представленных коэффициентов составляет 0,000001.
Это значит, что репрезентативная надежность компьютерных вариантов методики высока, и что их можно использовать для определения интересов, способностей и видов детской одаренности вместо «ручного» варианта. Таким образом, можно говорить, что компьютерные варианты указанных методик прошли первичную психометрическую проверку и необходима их дальнейшая проверка на большей выборке испытуемых.
УДК 378.1
КОНСТРУИРОВАНИЕ КОМПЮТЕРНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ УРОКОВ БИОЛОГИИ
Е.Н. Стадников, Т.Б., Абаносимова, О.В. Стадникова
ТРТУ, Россия, Таганрог, Чехова, 2, (8634)312-016, [email protected]
В современном образовании используются различные варианты компьютерных средств обучения (КСО) [1]:
- обучающие программы (электронные учебники), основной функцией которых является передача знаний;
- практикумы, ориентированные на выработку практических навыков;
- тренажеры для самостоятельной проверки знаний и навыков, иногда с возможностью обучения;
- контролирующие программы для оценки и анализа преподавателем знаний учащихся;
- программы поддержки принятия решений, обучающие способам принятия решений экспертом, моделирующие работу специалиста;
- справочно-информационные системы, содержащие большой объем информации с развитыми механизмами поиска.
Некоторые авторы предлагают рассматривать КСО как среду повседневного педагогического процесса [2]. Ежегодно возрастающая доступность компьютерных средств и зарубежный опыт позволяют предположить их применение на каждом учебном месте [3].
На наш взгляд, уже сейчас необходимо моделировать возможность применения КСО на каждом уроке. Автоматизировать работу учителя в повседневной практике могли бы тренажеры для самостоятельной проверки знаний и навыков с возможностью обучения и контролирующие программы для оценки и анализа знаний и умений учащихся, т.е. программно-педагогические средства (ППС) согласно терминологии, предложенной Е.А. Михайлычевым [4].
На первом этапе исследования для каждого урока биологии 7 класса нами были разработаны направленные на закрепление и контроль знаний учащихся ППС в бланковой форме. Ответы учащихся оперативно проверялись и сравнительная оценка проявленных умственных способностей на следующих уроках раздавалась учащимся в виде индивидуальных бланков.
ЛИТЕРАТУРА
1. Змитрович А. И. Интеллектуальные информационные системы. Минск: ТетраСистемс, 1997.
Известия ТРТУ
Тематический выпуск
2. Короткой А. М. Компьютерное обучение: система и среда. Информатика и образование, № 2, 2000. С. 35-38.
3. Кателл Дж. П. Виртуальное обучение. Информатика и образование, № 11, 2002. С. 2-16
4. Михайлычев Е.А. Конструирование дидактических тестов. Учебнометодическое пособие. Ростов-на-Дону: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2000 г. 102 с.
УДК 371: 613.4
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ВАЛЕОЛОГИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Л.Б.Дыхан
Сохранение здоровья школьников традиционно рассматривается как сугубо медицинская проблема. В педагогике, в силу очевидной гуманности тезиса, данную проблему не отрицают, но, как правило, лишь декларируют. Реальные возможности для решения задачи сохранения здоровья школьников педагогическими средствами связаны, на наш взгляд, с развитием новой междисциплинарной области научного знания - валеологии. Валеология (от старолат. vale - быть здоровым, logos - наука) рассматривает целостное здоровье человека, причины и механизмы его формирования, сохранения и совершенствования.
В настоящее время существует более 80 определений здоровья [1]. В проводимом нами исследовании мы опирались на основные выводы теоретического анализа понятия здоровья В.А.Пискунова, согласно которым здоровье рассматривается как состояние оптимума меры адаптации человека как биопсихосоциального существа (системы) к условиям жизни в данный момент времени [2]. Выбор понятия «адаптация» в качестве адекватной онтологической основы понятия «здоровье» обусловлен, по мнению автора, исторической тенденцией приближения данного понятия к общенаучному, позволяющему характеризовать состояние человека не только как биологического объекта, но и как социального субъекта, личность.
Согласно холистической модели Р.И.Айзмана феномен здоровья человека следует рассматривать как единство соматического, психологического и духовных начал, оказывающих взаимное влияние друг на друга, на которое, в свою очередь, влияют как экологические факторы, так и социальные условия [3]. Следовательно, с валеолого-педагогической точки зрения проблему сохранения, укрепления и формирования здоровья школьников в процессе получения ими образования необходимо решать комплексно, учитывая все возможные влияния образовательной среды и проводя ее целостное преобразование.
Данный процесс можно обозначить как валеологизацию. Под валеологизацией мы понимаем планомерно организуемую взаимоадаптацию в системе «образовательная среда - ребенок», направленную на полноценное, здоровьесберегающее развитие школьника.
При построении определения понятия «валеологизация» мы исходили из следующих концептуальных утверждений. Образование школьников происходит в специально организованной образовательной среде, где усилиями специалистов осуществляется адаптация среды к ребенку, то есть создание требуемых условий обучения и воспитания. Очевидна гуманность подобной деятельности, которая актуализируется характерной для младших школьников повышенной сензитивностью к неблагоприятным средовым воздействиям и несовершенством механизмов как физиологической, так и социально-психологической адаптации. В