Научная статья на тему 'Компьютерная психодиагностика как условие развития одаренности'

Компьютерная психодиагностика как условие развития одаренности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
371
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кибальченко И. А., Устинов Д. А., Шаповалов С. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компьютерная психодиагностика как условие развития одаренности»

МИС-2004

Инженерное образование в сфере биомедицины и информационно-психологической

безопасности

Секция: Инженерное образование в сфере биомедицины и информационно-психологической безопасности

УДК 159.922

КОМПЬЮТЕРНАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ

И.А. Кибальченко, Д.А. Устинов, С.Н. Шаповалов

ТРТУ, Россия, Таганрог, Чехова, 2, (8634)312016, [email protected]

Это направление исследований связано с использованием средств вычислительной техники при проведении обследования, а также разработкой и применением компьютерных тестов.[5]

Основной целью этого направления является создание психодиагностического инструментария для решения практических задач на базе новых информационных технологий. Компьютеризированные методики, во многом, облегчают работу психолога. И с каждым годом их появляется все больше и больше. Безусловно, у них существуют как свои минусы, так и свои плюсы, но одним из главных недостатков компьютеризированных методик тот, что данные о валидности, надежности и репрезентативности бланковых тестов нельзя автоматически перенести на их компьютерный аналог.

Такая проблема использования компьютерных тестов стала основой нашего исследования. Для работы были использована методика по изучению интересов младших школьников и «Карта одаренности», разработанные А.И. Савенковым на основе методики Д. Хаана и М.Каффа. «Карта интересов» адресована родителям (может применяться и педагогами). Методика рассчитана на выполнение двух основных функций.

Первая и основная функция — диагностическая.

С помощью данной методики можно количественно оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности и определить, какой вид одаренности у него преобладает в настоящее время. Сопоставление всех десяти полученных оценок позволит увидеть индивидуальный, свойственный ребенку, «портрет развития его дарований».

Вторая функция — развивающая,

Утверждения, по которым оценивается ребенок, можно рассматривать как программу его дальнейшего развития. Здесь дана возможность обратить внимание на то, что, может быть, раньше не было заметно, усилить внимание к тем сторонам, которые родителям представляются наиболее ценными.

Данная методика позволяет оценить степень развития у ребенка следующих видов одаренности: интеллектуальная; творческая; академическая (научная);

художественно-изобразительная; музыкальная; литературная; артистическая;

техническая; лидерская; спортивная.

При проведении массовых обследований в школах психологи и педагогики испытывают затруднения, как в организации самого обследования, так и при обработке результатов. Указанные методики дают возможность учителям получить первичную информацию о направленности интересов младших школьников. А так

Известия ТРТУ

Тематический выпуск

же более объективно судить о способностях и о характере одаренности ребенка с учетом мнения значимых взрослых.

На данный момент времени диагностика детской одаренности является проблемой, которая традиционно рассматривается на трех уровнях: теоретическом, методическом и организационно - педагогическом.

Теоретический уровень предполагает определение концепции одаренности, выяснение вопроса о том, кого и по каким критериям можно отнести к одаренным.

Методический уровень предполагает разработку, в соответствии с принятой концепций, самих диагностических процедур, методик, позволяющих идентифицировать одаренность. Причем необходимо обследовать большое количество учащихся и за короткое время.

На организационно - педагогическом уровне рассматривается проблема разработки организационных основ проведения диагностической работы, что стало наиболее актуальным в нашем исследовании.

Существует много вариантов организации психодиагностического исследования одаренности. Это такие виды обследования как экспресс диагностика (тесты) так и долговременные. Первый вид обследования является одним из этапов долговременного обследования. Всегда одним из этапов долговременной модели является опрос либо родителей, либо учителей, либо самих учеников. Соответственно при проведении такого обследования участвует большое количество людей, а используемые методики не всегда являются простыми при обработке. Поэтому для уменьшения вероятности ошибки при обработке создаются компьютерные варианты методик.

Одаренность обладает свойством актуализироваться или снова становиться потенциальной. Поэтому, чтобы точно определить динамику степени формирования одаренности необходимо как можно чаще обследовать всех учащихся. Но для этого требуются большие временные затраты, а следовательно и результаты будут мало достоверные. В этом случае может помочь компьютерный вариант методик.

Идеей нашего исследования как раз-таки и была компьютеризация методик и их проверка на надежность.

В исследовании приняли участие 73 школьника (четыре третьих класса) и 86 учителей. Тестирование учителей и учащихся проводилось отдельно. Всем раздавались листы ответов, на которых была инструкция, и там же испытуемые должны были проставить ответы. Время не ограничивалось.

Вторая серия эксперимента проводилась через 10 дней, в ней принимали участие те же самые учащиеся и учителя. Каждый обеспечивался своим рабочим местом. Ребенок, например, выбирал один ответ, предложенный на мониторе.

Таким образом, в нашем исследовании проверялась ретестовая надежность методики изучения интересов младших школьников, которая устанавливается путем проведения повторного тестирования на той же выборке испытуемых с последующим расчетом коэффициента корреляции между двумя показателями. В самом широком смысле надежность теста - это характеристика того, в какой степени выявленные у испытуемых различия по тестовым результатам являются отражением действительных различий в измеряемых свойствах и в какой мере они могут быть приписаны случайным ошибкам. Проверка на наличие связи между результатами «ручного» и компьютерного варианта тестирования производилась с помощью коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Метод ранговой корреляции Спирмена позволяет определить силу и направление корреляционной связи между двумя признаками.

После соответствующих математических вычислений мы получили эмпирические значения коэффициента ранговой корреляции Спирмена для каждого из оцениваемых видов одаренности. Значения коэффициентов ранговой корреляции

МИС-2004

Инженерное образование в сфере биомедицины и информационно-психологической

безопасности

по видам одаренности от 0,75 до 0,93, по способностям и интересам - 0,63. Уровень значимости для всех представленных коэффициентов составляет 0,000001.

Это значит, что репрезентативная надежность компьютерных вариантов методики высока, и что их можно использовать для определения интересов, способностей и видов детской одаренности вместо «ручного» варианта. Таким образом, можно говорить, что компьютерные варианты указанных методик прошли первичную психометрическую проверку и необходима их дальнейшая проверка на большей выборке испытуемых.

УДК 378.1

КОНСТРУИРОВАНИЕ КОМПЮТЕРНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ УРОКОВ БИОЛОГИИ

Е.Н. Стадников, Т.Б., Абаносимова, О.В. Стадникова

ТРТУ, Россия, Таганрог, Чехова, 2, (8634)312-016, [email protected]

В современном образовании используются различные варианты компьютерных средств обучения (КСО) [1]:

- обучающие программы (электронные учебники), основной функцией которых является передача знаний;

- практикумы, ориентированные на выработку практических навыков;

- тренажеры для самостоятельной проверки знаний и навыков, иногда с возможностью обучения;

- контролирующие программы для оценки и анализа преподавателем знаний учащихся;

- программы поддержки принятия решений, обучающие способам принятия решений экспертом, моделирующие работу специалиста;

- справочно-информационные системы, содержащие большой объем информации с развитыми механизмами поиска.

Некоторые авторы предлагают рассматривать КСО как среду повседневного педагогического процесса [2]. Ежегодно возрастающая доступность компьютерных средств и зарубежный опыт позволяют предположить их применение на каждом учебном месте [3].

На наш взгляд, уже сейчас необходимо моделировать возможность применения КСО на каждом уроке. Автоматизировать работу учителя в повседневной практике могли бы тренажеры для самостоятельной проверки знаний и навыков с возможностью обучения и контролирующие программы для оценки и анализа знаний и умений учащихся, т.е. программно-педагогические средства (ППС) согласно терминологии, предложенной Е.А. Михайлычевым [4].

На первом этапе исследования для каждого урока биологии 7 класса нами были разработаны направленные на закрепление и контроль знаний учащихся ППС в бланковой форме. Ответы учащихся оперативно проверялись и сравнительная оценка проявленных умственных способностей на следующих уроках раздавалась учащимся в виде индивидуальных бланков.

ЛИТЕРАТУРА

1. Змитрович А. И. Интеллектуальные информационные системы. Минск: ТетраСистемс, 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.